Главная страница
Навигация по странице:

  • Римское право данного периода представляло собой смесь племенных обычаев, царских постановлений и жреческих повелений.

  • Для этого периода характерны

  • В третьем периоде истории римского частного права — постклассическом

  • Рассматриваемый период характеризовали две тенденции . Первая

  • Второй тенденцией

  • Первая систематизация

  • После этих кодификационных работ император Юстиниан, прекрасно владевший латынью и получивший блестящее юридическое образование, издал ряд законов, получивших название ≪ Новеллы ≫

  • Во время правления императора Юстиниана (527— 565 гг.) была проведена всеобъемлющая кодификация права

  • В XII в. полная кодификация Институций, Дигест, Кодекса и Новелл получила название ≪ Свод гражданского права ≫

  • Институции

  • 98 титулах.

  • В первой (книги 1—4)

  • Четвертая часть (книги 20—27)

  • Кодекс (Codex)

  • Титулы

  • Новеллы (Novellae) кодификации Юстиниана были составлены в 535—555 гг.

  • лекция. Общая характеристика политической и правовой систем Античности. Лекция для самостоятельного изучения в период с 1 по 6 ноября 2021 г


    Скачать 121.71 Kb.
    НазваниеЛекция для самостоятельного изучения в период с 1 по 6 ноября 2021 г
    Анкорлекция
    Дата01.12.2021
    Размер121.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОбщая характеристика политической и правовой систем Античности.docx
    ТипЛекция
    #287530
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Древнейшее право (квиритское, цивильное) соответствовало ранней ступени развития государственности. Можно выделить следующие основные черты этого периода:

    1) пронизанность права религиозными нормами, обычаями, простыми нормами морали и нравственности;

    2) архаичность и экзотичность;

    3) неразвитость институтов права, основных понятий;

    4) этническая самобытность права;

    5) коллективизм, связанный с существованием общинных отношений, коллективных форм собственности;

    6) сословные различия;

    7) строгость закона и суровость наказания.

    Римское право данного периода представляло собой смесь племенных обычаев, царских постановлений и жреческих повелений. Право было одновременно и lex, и ius — и приказом, и справедливостью. Оно определяло не только человеческие взаимоотношения, но и отношения междулюдьми и богами. Преступление вносило разлад в эти отношения, оно разрушало мир с богами. Закон и наказание, по представлению римлян той эпохи, были способами восстановления этих мирных отношений. Жрецы провозглашали, что́ является справедливым и несправедливым, в какие дни можно проводить судебные заседания.

    Все вопросы, касавшиеся вступления в брак и развода, завещаний и передачи имущества, прав детей, требовали участия жреца так же, как теперь они требуют участия юриста. Только жрецам были известны формулы, без которых никакое дело не могло считаться законным. Они являлись своеобразными первыми римскими юристами или советниками по правовым вопросам.

    Законы были записаны в свитках, они очень тщательно оберегались от плебса, что зачастую возбуждало подозрения, будто жрецы вносят изменения в их текст.

    Кроме того, древнейшее право характеризовалось формализмом, казуальностью норм, сравнительно узкой сферой действия. Связь права с обрядностью, символикой, традициями делало его непонятным и чуждым для других народов. Все это определяло ≪замкнутость≫ раннего римского права.

    Рассматривая упрощенное древнейшее право с позиций современности, нельзя видеть в нем только его несовершеннные черты. Простота и упрощенность формы права полностью отвечали потребностям своего времени. Как справедливо замечает историк права А. И. Косарев, ≪право не может быть выше достигнутого уровня культурного и экономического развития общества, иначе оно не может быть действенно≫.

    Второй период истории римского частного права — классический — начался с середины III в. до н.э. и закончился в конце III в. н.э. (начало правления Диоклетиана). Он характеризовался расцветом римской юриспруденции. Именно в конце этого периода римское частное право достигло своего расцвета. Для этого периода характерны:

    1) рационализм и универсализм права;

    2) мобильность права, отход от формализма;

    3) развитость структуры, институтов права;

    4) светский характер права;

    5) индивидуализм права;

    6) четкость, лаконизм изложения правовых норм, основных правовых понятий;

    7) нивелирование прав групп свободного населения.

    Римское классическое право было вызвано к жизни зрелым состоянием общества, развитостью его культуры, товарно-денежных отношений и отразило высокий уровень содержания правовых норм, правовой культуры, юридической техники. Классическое римское право было свободно от религиозной обрядности и символики. Преодолев родоплеменную замкнутость, римское право распространилось

    на гражданско-правовые отношения римлян с иностранцами. Сформировались системы преторского права и права народов, появились адвокатура и нотариат. Право стало способно быстро реагировать на новые требования жизни. На этом этапе многие правовые нормы и сентенции юристов приобрели характер афоризмов: ≪Знать законы — значит не держаться за их слова, но понимать их силу и значение≫, ≪Права написаны для бдительных≫ и др.

    Понятие ≪классичность≫ не следует понимать буквально. Такой взгляд, не учитывающий отдельных этапов развития права, не может считаться правильным. Разве можно отнести к ≪классике≫ понятие о том, что ≪раб есть вещь≫? Классичность второго этапа римского права во многом характеризовалась его пластичностью и динамизмом, весьма полным раскрытием своих возможностей к совершенствованию и усвоению правового опыта других народов.

    В третьем периоде истории римского частного права — постклассическом (конец III в. н.э. — VI в. н.э.) — творческий потенциал римского права был исчерпан. Стирание граней между отдельными ветвями римского права позволило осуществить систематизацию права. Полная систематизация римского права была проведена в Восточной Римской империи (Византии) в VI в.

    Рассматриваемый период характеризовали две тенденцииПервая из них заключалась в поступательном движении права, получившем выражение в повышении его теоретического и технического уровня, в складывании единой системы римского права, усилении социальных мотивов

    права.

    Постклассическое право прежде всего было основано на результатах своего предшествующего развития. Завершились процессы, которые имели место и на предыдущем этапе. Так, окончательно потеряло значение деление римского права на квиритское, преторское и ≪право народов≫. Было усовершенствовано юридико-техническое состояние права. В этот период появились первые кодексы, носившие неофициальный характер. Тенденция восходящего движения права объяснялась не только силой инерции, но и тем, что переживаемые империей трудности давали дополнительные импульсы к совершенствованию права. Это во многом и определило то обстоятельство, что высшие достижения римского права были получены в императорский период в условиях упадка и политического разложения.

    Второй тенденцией, затронувшей все отрасли права, стало разложение правовой системы, проявление реакционных веяний (развитие права приостанавливалось, падала его действенность, право деспециализировалось, возрастали сословные различия). Усилились ограничения по вероисповедальному принципу, упрочилось сословное деление населения. Законом стала считаться воля императора. Нарастало противоречие между двумя правовыми порядками — старым и новым (императорским) законодательствами. Декларации о верности естественному праву и справедливостигуманности, содержащиеся в законах, при крайней продажности судей открывали широкие возможности для злоупотреблений, становились по преимуществу средством социальной демагогии.

    В условиях кризиса и разложения рабовладельческого общества к концу III в. развитие частного права приостановилось. В результате стирания границ между цивильным и преторским правом, с одной стороны, и правом народов —с другой, и образования единой системы права были созданы условия для систематизации римского права.

    Первая систематизация была проведена частными лицами. В конце III в. вышли кодексы Гермогениана и Грегориана.

    В 438 г. была проведена первая официальная систематизация и издан кодекс ФеодосияВ период с 528 по 534 г. группа юристов под руководством Трибониана провела огромную кодификационную работу и создала три крупных сборника римского права (Институции, Дигесты и Кодекс), включавшие несколько десятков книг. После этих кодификационных работ император Юстиниан, прекрасно владевший латынью и получивший блестящее юридическое образование, издал ряд законов, получивших название Новеллы (новые законы).

    Свод гражданского права Юстиниана

    Во время правления императора Юстиниана (527— 565 гг.) была проведена всеобъемлющая кодификация права, основанная на новых принципах, отражавших высокий уровень юридической науки Византии в рамках римской правовой культуры.

    В XII в. полная кодификация Институций, Дигест, Кодекса и Новелл получила название Свод гражданского права (Corpus juris civilis). Институции были составлены в 533 г. на основе сборников, составленных юристами, прежде всего Гаем. Институции имели силу закона, на них могли ссылаться судьи при вынесении решений. Одновременно они являлись элементарным учебником права. Институции были опубликованы в четырех книгах (общее учение о праве и конкретное учение о субъектах права или лицах, общие институты вещного права, учение об обязательственном праве, учение об исках и принципах применения права в суде) и 98 титулах. С этого времени такая схема систематизации права стала называться институционной.

    Дигесты, или Пандекты (Digesta, Pandectae) были составлены в 530—533 гг. Они стали самой объемной частью свода Юстиниана. Одну треть всего объема Дигест составляли извлечения из сочинений Ульпиана, 1/6 — из сочинений Павла. Дигесты были разделены на 50 книг, книги состояли из титулов, титулы — из фрагментов. Позднее ряд фрагментов был разделен на параграфы.

    Всего в составе этого документа насчитывают до 9200 отрывков из 2 тыс. работ, принадлежавших перу 39 известных юристов I—V вв. н.э. Дигесты представляли собой структурированный свод высказываний римских юристов и положений римского права. Весь материал условно подразделялся на семь частей. В первой (книги 1—4) рассматривались общие вопросы права и учение о субъектах права — лицах; во второй (книги 5—11) — ≪о праве лиц на свои собственные и на чужие вещи, о защите права собственности≫, т.е. вещное право; в третьей (книги 12—19) — об обязательствах двусторонних, или возникающих из ≪взаимного доверия≫. Четвертая часть (книги 20—27) была посвящена обеспечению исполнения обязательств, издержкам и исковым требованиям, возникающим из обязательств, и обязательствам, связанным с реализацией семейных и опекунских прав; пятая (книги 28—36) — завещаниям; шестая (книги 37—43) — самым разнообразным правовым коллизиям, решаемым по судейскому усмотрению; седьмая (книги 44—50) — вопросам, связанным преимущественно с уголовным и публичным правом. Последняя книга посвящалась старым юридическим выражениям, терминологии, высказываниям, пословицам и т.п.

    Кодекс (Codex) — собрание императорских конституций — был составлен в 529 г. (последняя его редакция — в 534 г.). Он включал в себя 4600 императорских конституций и состоял из 12 книг, разделенных на титулы. Титулы объединяли императорские конституции, расположенные в хронологическом порядке. Распоряжения, включенные в каждый титул, были пронумерованы; длинные распоряжения разделялись на параграфы. Книги 1 и 9—12 были посвящены различным вопросам публичного права (церковного, административного, уголовного); книги 2—8 — частному праву. При систематизации сохранялись даты издания конституций и имена даровавших их государей.

    Новеллы (Novellae) кодификации Юстиниана были составлены в 535—555 гг. и представляли собой распоряжения Юстиниана. Они не были сведены в официальный сборник. Сохранились три сборника, составленных частными лицами. Первый из них состоял из 122 конституций, второй — из 134 актов, а третий — из 168 актов, 153 из которых принадлежали Юстиниану. Конституции Юстиниана касались различных вопросов публичного и местного права.

    Собственно кодификацией права, связанной с переработкой правовых источников и их систематизацией, можно считать лишь три первые части Свода Юстиниана.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта