Основы и сущность русского романтизма. Туринцева К.Д. Лекция для студентов.. Лекция для студентов
Скачать 26.82 Kb.
|
Лекция для студентов Основы и сущность русского романтизма План: 1. Исторические предпосылки возникновения романтизма. 2. Общая характеристика течения. 3. Новаторство романтиков. 4. Типология русского романтизма. 5. Отличие русского романтизма от европейского. Исторические предпосылки возникновения романтизма Романтизм – культурно-историческое явление, которое захватило «все духовное пространство – и философию, и нравственность, и политическуюидеологию, и историческую науку, и… все области художественной культуры». Романтизму как общекультурному и общественномудвижению присуще свое мироощущение и мировоззрение. Романтизм как литературное направление сложился в конце 18 – первой четверти 19 века. Романтизм утвердился в жизни под воздействием определенных социально-исторических обстоятельств, проник в сознание людей, охватывая различные сферы: литературу, музыку, живопись, историю, эстетику, мораль. Возник романтизм в Европе в переходную эпоху постреволюционных изменений (фр. революция 1789), наполеоновских войн, формирования капиталистических отношений. Несмотря на то, что буржуазные преобразования не принесли ожидаемых результатов, начало революции в романтических кругах было встречено восторженно; жила вера в то, что она принесет с собой свободу. В России возникновение романтизма происходит в других условиях, нежели западноевропейского, и связано с событиями Отечественной войны 1812 года – потрясениями передовых людей того времени, разочарованием их в существующих самодержавно-крепостнических порядках. Передовые взгляды заключались в надежде на благотворность социально-исторических перемен. 2. Общая характеристика течения В качестве основных характеристик романтического движения XVIII–XIX веков можно назвать негативизм в отношении общественной действительности, эстетизм, индивидуализм, антирационализм и солипсизм. Влияние романтического мировосприятия распространяется на все области культуры того времени, формируя новое отношение к труду кактворческому процессу. Романтики пытались освободить личность от порабощения ее социальными и материальными обстоятельствами. Они мечтали об обществе, где первичным будет духовное начало. Поэтому критиковали существующую действительность, либо полностью отрицали ее. Асоциальные тенденции в творчестве романтиков – результат их критического отношения к действительности. Они мечтают о внесоциальном существовании. К тому же, развитие капиталистической формации не оправдало оптимистических надежд романтиков. Появляется тоска по несостоявшемуся идеалу, который был возможен либо в прошлом, либо в потустороннем мире, либо в далеком будущем. Отсюда интерес романтиков к истории и фантастике. В обращении к истории прослеживается некое двойственное отношение. С одной стороны, романтики были критически настроены по отношению к истории: ее развитие не сопровождалось ростом духовной свободы. Отсюда – культ «естественного человека», уход в доисторическое прошлое жизни народов, когда действовали законы природы, а не установленные цивилизацией правила (А.С.Пушкин.Народы Кавказа в «Кавказском пленнике», цыгане в «Цыганах»). Соответственно романтический герой чувствует себя свободно не в светском салоне, а вне общества (в таборе, с индейцами, на лоне природы и т.д.). С другой стороны, романтики охотно пользовались историческим материалом, но исторический факт не интересовал романтиков. 1) Им интересен был исторический колорит, национальные корни. 2) Использовали исторический материал как форму отрицания феодальной и капиталистической формации, т.е. как форму политического бунта. Поэтому исторический факт толковали поэтически, не как историческую действительность, а как предания, сказания. Так как романтической гармонии нет места в становящейся действительности, возникает известный (романтический) конфликт идеала (мечты) и действительности, противопоставление того, что есть, и того, что возможно. Данный конфликт характеризует романтическоедвоемирие. Это одна из самых существенных черт романтизма, определяющая его глубинный пафос. Из отрицания всемогущества разума и действительности рождается романтический герой. Романтический герой – это герой, находящийся во враждебном отношении с окружающим обществом. Он одинок в современной ему жизни, противостоит культу вещей, служебной карьере, мещанскому существованию, т.е. всему бездуховному в обществе. Это человек внебытовой, именно поэтому он чаще всего одинок и трагичен. Романтический герой – воплощение бунта против действительности. На нем лежит черта избранности, выделенности. Романтический герой бунтует против 1) действительности, которая его не устраивает (английский тип романтизма); 2) бунтует против всего мира, жизни, идеал в потустороннем мире (немецкий тип романтизма). Необычность героя выражается во всем: в портрете (горящий взгляд, бледное чело, темные волосы); поступках (пленник, скиталец). Романтический герой показан на фоне необычной природы: море, горы, стихия, леса. Необычные перипетии связаны с самим героем. Так как в центре внимания писателей-романтиков – человеческая личность, ее духовный мир, то они, как правило, изображают человека в напряженных жизненных ситуациях. Отсюда – острый драматизм и психологизм романтической литературы. Один из принципов романтизма – программность, которая включает в себя определенные лейтмотивы, повторяющиеся на протяжении всего творчества того или иного поэта (например, В.А.Жуковский воспевает дружбу, любовь (элегии, песни), выражает свой эстетический взгляд – элегия «Вечер»). Романтический культ – культ поэта и поэзии. Истинное предназначение искусства, с точки зрения романтиков, служение прекрасному, доброму, истинно человеческому. Двойственность романтического миропонимания (дух и материя, мир реальный и мир ирреальный) обусловили изображение жизни в резких контрастах. Наличие контрастности – одна из характерных черт романтизма. Романтизм раскрепостил душу человека (Шеллинг говорил, что дух человеческий раскован), велик интерес к человеку как личности. Романтики считали, что человек таит в себе массу великих возможностей, которые скрыты и не получают развития. 3. Новаторство романтиков 1. Романтики обратились к фантастике. Писателям-романтикам жизнь представлялась таинственной, подлинным царством сверхъестественного. Поэтому самые обыкновенные жизненные явления могли получать фантастическое объяснение. Некоторым казалось, что жизнью управляют неподвластные времени и разуму демонические силы (Гофман, По). 2. Интерес к фольклору. Впервые с появлением романтизма фольклор стал появляться в светской литературе. Обращались к фольклорным жанрам: сказкам (Ш.Перро, В.А.Жуковский), думам (К.Ф.Рылеев), песням. Многие легенды перелагали в своих произведениях (например, баллады В.А.Жуковского) 3. Интерес к художественному переводу. Задача стояла не в создании точной копии переводимого текста, а в выступлении соперником переводимого автора. 4. Ввели в литературный оборот историзм. Как уже было сказано, историзм у романтиков был произвольным, их интересовал исторический колорит, а не сама история. Часто изображали современные характеры на фоне исторического прошлого (Скотт, Гюго, Дюма). Своеобразие взглядов романтиков на историю (история не была понята как объективный, саморазвивающийся процесс) породило убеждение, что движение жизни можно направлять по желаемому руслу усилиями героических личностей. 5. Распространение романтизма привело к рождению новых и трансформации старых поэтических жанров (элегия, баллада (Жуковский, Катенин), поэма (Байрон, Пушкин), послание, трагедия, исторический роман (Скотт, Гюго, Загоскин) – традиционные для романтиков жанры). Лирика стала жанром, который подчинил себе в системе романтизма все другие, поскольку лирика изображает мир души. 4. Типология русского романтизма В развитии русского романтизма выделяют несколько этапов. Маймин Е.А. говорит о двух этапах восхождения романтизма. Первыйсвязан с войной 1812 года, которая породила поэзию Жуковского, Пушкина, декабристов. Вторая волна – после реакции на восстание 1825 г. Поражение восстания вызвало скепсис и разочарование, отрицание старых ценностей. Поэты стремились уйти от реального мира в мир философских идей. Обусловлено это недостатком социальных и политических идеалов в жизни. Гуревич указывает на три главных периода развития романтизма 1. 1801 – 1815 годы – период зарождения романтического направления в России (в недрах классицизма и сентиментализма). 2. 1816 – 1825 – время интенсивного развития (становится событием лит.жизни). 3. 1826 –1840 годы – после декабрьский период – романтизм получает самое широкое распространение в русской лит-ре: обретает новые черты, завоевывает новые жанры. Романтические настроения в это время значительно углубляются, и русские романтики окончательно порывают с традициями классицизма и сентиментализма. Испытывают воздействие со стороны нового лит.метода – реализма и сами воздействуют на него. Борьба заканчивается к середине 40-х годов. До сих пор в науке ведется спор по поводу типологической схемы русского романтизма. Традиционно романтиков делят на 2 течения: активных (революционных) и пассивных (созерцательных). Активные – протест против царящего в мире зла и настроения борьбы; пассивные – мысль о господстве в мире каких-то высших сил, недоступных человеческому разуму. Отсюда мысль о необходимости подчиняться судьбе. Общее: едины в своем отрицании существующего общества, расчета, пошлости, скуки. Самойлова Г.М. говорит о 5 типах романтизма. · Элегический (Жуковского) · Античный (Батюшкова) · Ренессансный (Пушкина) · Философский (Веневитинов, Баратынский, Одоевский) · Революционный (Рылеев, Б.-Марлинский, Кюхельбеккер). Наиболее совершенные образцы русской романтической элегии создал В. А. Жуковский. Уже в первых элегиях поэта нашел выражение внутренний строй его души, проявившийся в лирическом настроении, эмоциональном колорите, одухотворенности индивидуального характера поэта. Именно в элегиях В. А. Жуковского глубже, полнее и последовательнее, чем в чьих-либо других, проявилось самое существо романтического мироощущения. 5. Отличие русского романтизма от европейского В Западной Европе, начиная с конца XVIII века и до 40-х годов XIX века, формировались романтические воззрения на нацию и человеческую индивидуальность, получившие название философии романтизма. В первуюочередь, найдя воплощение в эстетике, в значительной мере эта философияпроявлялась в антропологических изысканиях. Расцвет романтизма на русской национальной почве пришелся на вторую четверть XIX века. В начальный период философия русского романтизма испытала на себе огромное влияние Ф. Шеллинга. Одна из существенных причин невозможности, по выражению Вяземского, ткнуть пальцем в русский романтизм заключалась в том, что в России почти одновременно усваивались черты и английского, и французского, и немецкого романтизма. А их черты, при общем названии направления — романтизм — отнюдь не складывались в единую конфигурацию. В Англии, Франции и Германии каждый раз мы встречаем как минимум по два варианта романтизма, и каждыйиз них имеет ярко выраженную индивидуальную определенность и национальную окраску. Можно сказать, что русскийромантизм не получил выраженного национального своеобразия в силу той сложившейся в пушкинскую эпоху обобщенной концепции романтизма, которая относила к нему любую литературу, не соответствующую классическим образцам. Казалось бы, то же самое происходило и в Европе, когда немецкие романтики объявляли «своими» Аристофана, Шекспира или Гоцци. Но в Германии это осуществлялось параллельно тому, как складывалась национальная версия немецкого романтизма — приобщенными именно к ней объявлялись авторы других времен и народов, у которыхобнаруживались или которым приписывались черты, драгоценные с точки зрения философской эстетики немецкого романтизма. В России же романтическое движение началось с представлениячересчур широкого для того, чтобы разрозненные черты романтической эстетики и поэтики оказались способными кристаллизоваться в более илименее определенную национальную картину. Одним из наиболее распространенных в творчестве русских романтиков был жанр элегии, важным источником которой был фольклор, в частности народная семейно-бытовая и любовная лирика, причитания и плачи. В них элегия почерпнула многие элементы стихового и образного строя. Русский романтизм отличался от западноевропейского. В монографии А.М.Гуревича указывается на две отличительные особенности: Во-первых, меньшая отчетливость, выраженность основных признаков, свойств романтизма. («Ром.идеи, настроения и худ. формы представлены в русск. лит. как бы в смягченном варианте. Для их полного развития еще не было ни подходящей общественно-истор. почвы, ни соответствующих культурных традиций, ни достаточного культурного опыта.) Во-вторых, более тесная (по сравнению с Европой) связь с другими лит.направлениями. (Стремительность движения русской лит.обусловила некоторую неотчетливость, размытость границ между возникавшими в ней худ. направлениями. И романтизм тесно соприкасался сначала с классицизмом и сентиментализмом, затем с идущим ему на смену критическим реализмом, был в отдельных случаях трудноотличим от них. В творчестве русских романтиков перекрещивались разнородные лит.традиции, возникали смешанные, переходные формы.) Е.А.Маймин считает, что русский романтизм отличался от европейского по 2 признакам: 1. Отношением к мистике. 2. Ролью индивидуального, личностного начала. Проблема «местного колорита» трактовалась в русской литературе по-разному. В консервативных журналах (например, «Вестник Европы») она рассматривалась во внешне декоративном плане, как воспроизведение быта, костюмов времени.Н.Полевой (издатель «Московского телеграфа») понимал «местный колорит» более широко, включая сюда изображение нравов, страстей, мыслей и чувств народа. Раскрепощение человека в интимной жизни, эротика – появляется впервые также в романтизме. Но в русском романтизме, в отличие от европейского, эротизм никогда не переходил в порнографию. Связано это с русским менталитетом и православной верой. Литература ВиролайненМ. Н. «Русский романтизм в проекции на европейскую романтическую литературу» Емельянов Б. В. «Рецепции Философии Канта И Шеллинга В Русской Философии Первой Половины XIX Века» ТальзиО. А. «Антропологический аспект философии русского романтизма» Федотова Л. В. «Утверждение национальной самобытности культуры в русском романтизме» ЯнушкевичА. С. «Путешествие в страну романтизма: новые подходы к изучению русского романтизма первой трети XIX века» |