История курс лекций. Лекция История как наука. Понятие истории. Основные концепции исторического процесса
Скачать 1.64 Mb.
|
Организации декабристов1) Союз спасения – первое тайное декабристское общество, созданное в 1816 – 1817 гг. в Петербурге, представлявшее собой малочисленную, замкнутую, заговорщическую по характеру организацию (не более 30 членов) во главе с А.Н. Муравьевым. Они выступали против самодержавия и крепостного права, но не имели четкой программы действий. 2) Союз благоденствия – тайное декабристское общество в 1818 – 1821 гг., насчитывавшее до 200 членов. Имело свой устав «Зеленая книга» и программу действий, направленную главным образом на распространение идей социально-политического реформирования России для того, чтобы создать определенную общественную атмосферу, а затем произвести безболезненный государственный переворот и перейти к преобразованиям: уничтожению крепостного права, введению конституционного правления. Но из-за серьезных программных и тактических разногласий в 1821г. радикальные члены Союза, выступавшие за революцию, добились его роспуска. 3) Южное общество – тайное декабристское общество в 1821 – 1825 гг. на Украине во главе с П.И. Пестелем. Активные члены: братья А.А. и Н.А. Крюковы, В.П. Ивашев, С. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и др. Программа – «Русская правда» П.И. Пестеля (табл. 5). 4) Северное общество – тайное декабристское общество в 1822 – 1825 гг. в Петербурге во главе с Н.М. Муравьевым. Активные члены: М.С. Лунин, С.П. Трубецкой, Е.П. Оболенский, И.И. Пущин и др. Программа – «Конституция» Н. Муравьева (см. табл. 5). Таблица 5. Проекты преобразований России
Тактика тайных обществ – «военное восстание» – восстание армии под руководством тайных обществ. Таким образом, «Конституция» Н. Муравьева была более умеренным проектом, чем «Русская правда», и в своей основе более реалистичным. Но в 1825г. к руководству в «Северном обществе» пришли Е.П. Оболенский, К.Ф. Рылеев, настроенные радикально, а П.Г. Каховский вообще был готов совершить убийство императора. Несмотря на тайный характер организаций, правительство располагало большой информацией об их деятельности. В 1822г. были запрещены все тайные общества и масонские ложи, началось преследование их членов. Руководители Северного и Южного обществ договорились об объединении и совместном вооруженном выступлении летом 1826г., но выступить пришлось раньше в связи с внезапной смертью Александра I в ноябре 1825г. и, как следствие, затянувшимся династическим кризисом. Датой восстания стало 14 декабря 1825г., когда должна была состояться присяга новому императору Николаю I, для того чтобы сорвать ее. И почти одновременно это восстание должно было быть поддержано выступлением на Украине. «Диктатором» (руководителем) восстания был назначен С.П. Трубецкой. Члены общества должны были вывести подчиненные им полки на Сенатскую площадь Петербурга и заставить Николая I подписать манифест о низложении и отмене крепостного права. Не исключалось и убийство нового императора. Декабристы сумели вывести на Сенатскую площадь около 3 тысяч солдат, которые не знали истинных целей выступления. После неудачной попытки переговоров со стороны властей восстание было подавлено верными правительству войсками. Та же участь постигла и выступление Черниговского полка на Украине (29 декабря 1825г. – 3 января 1826г.). Таким образом, движение декабристов потерпело поражение. Результаты движения декабристов: 1) к суду были привлечены более 500 человек, 316 человек – арестованы; 2) 5 человек – К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский – в июле 1826г. были казнены через повешение; 3) 121 декабриста сослали на каторгу или поселение в Сибирь, разжаловали в рядовые и отправили в действующую армию на Кавказ и т.п. Причины поражения движения декабристов: 1) главную опору декабристы видели не в народе, а в армии, прежде всего в гвардии, имевшей успешный опыт дворцовых переворотов XVIII – начала XIX вв.; 2) малочисленность движения; 3) отсутствие единства в рядах восставших и в их программных требованиях; 4) пассивная тактика в период восстания; 5) ставка на заговор и военный переворот; 6) слабость пропагандистской деятельности; 7) недостаточная подготовленность общества к преобразованиям. Значение движения декабристов Движение декабристов, потерпевшее поражение, трудно назвать военной революцией или восстанием в полном смысле слова, скорее всего, это акт гражданского неповиновения. Декабристы впервые в истории разработали революционные программы и планы возможного переустройства общества. Впервые была совершена попытка изменить социально-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли. Казнив пятерых декабристов, Николай I в моральном отношении проиграл, т.к. общество неоднозначно отреагировало на столь жестокое отношение к представителям дворянства. 2. Общественное движение 30–50-х гг. XIXв. имело характерные особенности: 1) оно развивалось в условиях политической реакции после поражения движения декабристов; 2) его участники не имели возможности реализовать свои идеи на практике; 3) в отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй. В общественном движении второй четверти XIXв., когда остро встал вопрос о дальнейших путях развития России, началось размежевание трех идейных направлений: 1) консервативно-охранительного; 2) либерально-оппозиционного; 3) революционно-демократического. Консервативно-охранительное направление Идейным выражением данного направления являлась так называемая теория официальной народности. Ее принципы были сформулированы в 1832г. графом С.С. Уваровым (с 1833г. министр народного просвещения) в знаменитой триаде, выражающей вековые основы русской жизни: православие, самодержавие, народность. Самодержавие трактовалось как единственно возможная форма правления в России, гарант нерушимости Российского государства. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа, опорой самодержавия. Под «народностью» понималось «единение» царя с народом, предполагающее отсутствие в русском обществе основы для социальных конфликтов. Делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Основными «толкователями» этой теории являлись профессора Московского университета С.П. Шевырев, М.П. Погодин, журналисты Н.И. Греч, Ф.В. Булгарин. Либерально-оппозиционное направление На рубеже 1830-х гг. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения – славянофильство и западничество. Славянофильство – идейно-политическое учение в 1839 – середине 1870-х гг. об исключительности и самобытности исторического пути развития России, мессианской предопределенности русского народа. Наиболее яркие представители: А.С. Хомяков, братья Аксаковы и Киреевские, Д. Валуев, Ф. Чижов и др. Основные идеи славянофилов: 1) были убеждены в особом пути развития России. Идеализировали такие «самобытные», по их мнению, учреждения, как крестьянская община, православная церковь, земские соборы, которые оценивали как органы сотрудничества между народом и царской властью; 2) резко отрицательно относились к реформа Петра I, заставившим свернуть Россию с ее «истинного» пути развития. Крепостное право и деспотическая власть расценивались как главный результат реформ Петра; 3) но поскольку, по их мнению, петровская европеизация коснулась только верхушки общества – дворянства и власти, надо все внимание обратить на народ (крестьянство). Поэтому такое большое внимание славянофилы уделяли изучению быта и жизни «простого» народа, считая, что «он только и сохраняет в себе народные, истинные основы России, он только один не порвал связи с прошедшей Русью»; 4) славянофилы были оппозиционным течением русской общественной жизни, т.к. выступали за отмену крепостного права (сверху), ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, сурово критиковали существовавшую в России политическую систему, выступали за свободу слова и печати; 5) основная задача, стоявшая перед Россией, – вернуться на исконный путь развития, для чего надо отменить крепостное право и возродить земские соборы. Борьба славянофилов с преклонением перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры. Западничество – идейно-политическое учение, возникшее на рубеже 1830 – 1840-х гг., согласно которому историческое развитие России должно следовать европейскому варианту. Наиболее яркие представители: Т. Грановский, С. Соловьев, К. Кавелин, И. Тургенев, Н. Некрасов и др. Основные идеи западников: 1) в спорах о путях развития России противопоставляли себя славянофилам и считали, что она должна идти по тому же историческому пути, что и все западные страны, критиковали теорию славянофилов о самобытном пути развития страны; 2) возвеличивали Петра I, т.к. благодаря его реформам Россия стала развиваться по европейскому пути, но с заметным отставанием, главные проявления которого – самодержавие и крепостное право; 3) деятельность Петра рассматривалась как первая фаза обновления России, а вторая фаза должна начаться с проведения реформ сверху, которые избавят страну от социальных потрясений (позиция либеральных западников); 4) их идеалом была конституционно-монархическая форма правления по западно-европейскому образцу с определенными гарантиями политических прав и свобод. Революционно-демократическое направление Представителей этого направления можно считать радикальными западниками, т.к. они полагали, что Россия должна: во-первых, не только догнать Европу, но и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во-вторых, наиболее действенным средством для этого являются не реформы, а революция. Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительству часть студенчества к организации разного рода кружков и тайных обществ. В 1820 – 1830-е гг. ядро этих организаций составляли студенты Московского университета: 1) Кружок братьев Киреевских (1827г.) – разделяли программу декабристов. 2) Кружок Н.П. Сунгурова (1830 – 1831 гг.) – выступали за революционный переворот. 3) Кружки В.Г. Белинского (1829г.), А.И. Герцена и Н.П. Огарева (1831 – 1834 гг.), Н.В. Станкевича (1833 – 1837 гг.) – изучали теорию утопического социализма и западно-европейскую философию. А.И. Герцен стал основоположником теории «русского социализма». Ее основные положения: Поражение европейских революций 1848 – 1849 гг. свидетельствует о низких революционных возможностях европейских стран, а значит, в будущем социализм утвердится вначале в России, где для этого есть все необходимые предпосылки: крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех на землю, крестьянское мирское самоуправление и «коллективистское» сознание русского крестьянина. Теория «русского социализма» исходила из идеи «самобытного» пути развития России к социализму, минуя капитализм. При всей своей утопичности эта теория объективно выражала насущные задачи буржуазно-демократических преобразований России. Она была направлена на свержение крепостнического строя, ликвидацию помещичьего землевладения и последовательную демократизацию страны. В этом состоит ее революционный смысл и историческое значение. 4) Кружок петрашевцев (1845 – 1849 гг.), названный так по имени руководителя М.В. Буташевича-Петрашевского. В кружок входили чиновники, офицеры, писатели, учителя, публицисты (Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, В.Н. Майков и др.). Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. Идеалом политического устройства считали республику и намечали широкую программу демократических преобразований. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны стать крестьяне. В апреле 1849г. петрашевцы были арестованы и приговорены к смертной казни, замененной бессрочной каторгой. Деятельность петрашевцев положила начало распространению в России социалистических идей. 3. В пореформенный период (т.е. после отмены крепостного права) окончательно оформились три направления в общественном движении – консерваторы, либералы и радикалы. Консерваторы – социальная опора: реакционное дворянство, духовенство, купечество, значительная часть крестьянства. Идеологи: К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.И. Катков. Либералы – социальная опора: часть буржуазии и помещиков, интеллигенция. Идеологи: К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.В. Долгоруков. Они отстаивали идею общего с Западной Европой пути исторического развития. Стремились к введению конституционного правления, демократических свобод, положительных реформ и расширения прав и функций местных органов самоуправления – земств. Либералы стояли за эволюционный путь развития и считали реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавной властью. Радикальное направление во второй половине XIXв. было представлено выходцами из разных слоев общества, которые стремились представлять интересы рабочих и крестьян. В 1860-е гг. – складывается революционно-демократическая идеология, создаются тайные разночинские кружки. В 1870-е гг. – оформление и деятельность народнических организаций. В 1880 – 1890-е гг. – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы. Народничество Идеи общинного социализма А.И. Герцена стали основой политического течения радикальной интеллигенции – народничества. Народники рассматривали крестьянство как реальную политическую силу, хотели поднять его на революцию, полагая, что Россия может прийти к новому справедливому строю – социализму, минуя капитализм, поскольку: 1) «самодержавие не имеет прочной социальной основы и поэтому свергнуть его будет легко»; 2) капитализм в России – явление чуждое, насаждаемое сверху; 3) крестьянская община – «зародыш социализма», а «русский крестьянин по своей природе – социалист». В своем развитии народничество прошло 2 этапа: 1) 1870-е – начало 1880-х гг. – революционное народничество; 2) 1880 – 1890 гг. – либеральное народничество. В революционном народничестве было три течения и три главных идеолога: 1) Пропагандистское течение – идеолог П.А. Лавров (1823 – 1900 гг.): для осуществления революции (переход к социализму, минуя капитализм) нужна долгая пропагандистская работа, чтобы большинство народа осознало и одобрило принципы будущего строя и необходимость революции. Но массы народа инертны, поэтому нужен «герой» (им должны стать лучшие представители интеллигенции), который поведет народ («толпу») за собой (теория «героя и толпы»). Таким образом, главная задача народников – длительная пропагандистская работа интеллигенции среди крестьянства как подготовка «социальной революции». 2) Бунтарское течение – идеолог М.А. Бакунин (1814 – 1876 гг.): предложил модель безгосударственного социализма. Государство – это зло, которое угнетает человека и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийного народного бунта. Вместо государства создается свободная организация общества «снизу вверх», т.е. самоуправление народа. В результате установится социализм. Учение Бакунина получило название анархизма. 3) Заговорщическое течение – идеолог П.Н. Ткачев (1844 – 1885 гг.): самодержавие не имеет прочной основы в России, поэтому для его свержения нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группа заговорщиков, которые захватят власть и проведут социалистические преобразования. Народнические кружки 1860-х гг. вели пропагандистскую работу и использовали политический террор: - 1863 – 1866 гг. – тайный кружок Н.А. Ишутина (апрель 1866г. – покушение Д.В. Каракозова на Александра II); - 1869г. – «Народная расправа» С.Г. Нечаева; - 1871 – 1874 гг. – «Большое общество пропаганды» Н. Чайковского; - 1874г. – «хождение в народ» – стихийное движение радикальной молодежи, направленное на организацию пропагандистской деятельности в деревне с целью подготовки социалистической революции и крестьянского восстания; закончилось неудачно, арестами участников; - 1876 – 1879 гг. – уцелевшие от арестов народники создали тайную революционную организацию под старым названием «Земля и воля», куда вошли братья Михайловы, П.Г. Плеханов, позднее С.Л. Перовская, В. Фигнер (всего 150 человек); - 1877г. – второе «хождение в народ», потерпевшее неудачу; - 1879г. – раскол «Земли и воли» на две организации: «Черный передел» и «Народная воля»; «Народная воля» 1879 – 1881 гг. (А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская): тактикой народовольцев, помимо методов революционной пропаганды, было запугивание правительства путем индивидуального террора, подготовка восстания. Народовольцы считали, что достаточно свергнуть самодержавие и произойдет социальный переворот. Власть надо захватывать путем заговора меньшинства; 1 марта 1881г. – член организации И.И. Гриневицкий в ходе террористического акта убил императора; «Черный передел» 1879 – 1882 гг. (Г.В. Плеханов, В.Н. Игнатов): продолжали тактику пропаганды среди крестьян с целью подготовки революции. Позже пришли к выводу о необходимости пропаганды среди рабочих и признанию политической борьбы. В 1882г. организация распалась на несколько кружков и перестала существовать. После разгрома революционного народничества в конце 1880 – 1890-е гг. большое распространение получило либеральное («легальное») народничество. Его представители (Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов и др.) выступали за мирные социально-политические реформы, проповедовали теорию «малых дел» – повседневной кропотливой работы на ниве просвещения и во имя улучшения материального положения народа. Рабочее движение и распространение марксизма в России В рассматриваемый период влиятельным фактором общественного движения становится рабочее движение. В 1870-е гг. предпринимаются первые попытки создания рабочих организаций. В 1875г. в Одессе возник «Южнорусский союз рабочих» (руководитель Е.О. Заславский), а в 1878г. в Петербурге – «Северный союз русских рабочих» (В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин). Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство. В 1880-е гг. рабочее движение приобретает более организованный характер, начинаются массовые стачки. Наиболее значительная из них произошла в 1885г. на текстильной фабрике Морозова (Морозовская стачка). В 1890-е гг. наблюдается новый подъем стачечного движения. В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть российской интеллигенции обращается к марксизму – учению, согласно которому рабочий класс под руководством партии профессиональных революционеров совершит социалистическую революцию, уничтожит капитализм и будет строить новое социалистическое общество, основанное на общественной собственности, всеобщем труде, равенстве людей, социальной справедливости. Первым русским марксистом был Г.В. Плеханов. В 1883г. в Женеве он, а также П.Б. Аксельрод, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов создали группу «Освобождение труда», главной задачей которой считали пропаганду и распространение марксизма в России, а вместе с тем создание условий для возникновения рабочей партии марксистского типа. В середине 1890-х гг. в России стали возникать не только марксистские кружки, но и более широкие объединения. 1895г. – образование в Петербурге «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» (руководители В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Мартов, Г.М. Кржижановский и др.). В 1898г. на нелегальном съезде в Минске было положено начало Российской социал-демократической партии (РСДРП). Оформление партии состоялось позднее – в 1903г. на II съезде РСДРП. |