08.02. Культурология для групп 4НК. Лекция Культурология как предмет
Скачать 28.68 Kb.
|
Лекция 1. Культурология как предмет. Культурология – раздел социогуманитарного знания, изучающий культуру как целостную систему, исследующий все многообразие культурных явлений, стремящийся дать научное описание различных форм и процессов культуры. Культурология – наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, исторического развития, функционирования и трансформации культуры как системы, духовные и материальные ценности. Культурология - это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Причины появления культурологии как науки и как предмета. Возникновение культурологии как сферы научных поисков запрограммировано самой логикой научных знаний. Дело в том, что роль интеграции того или иного знания в истории брала на себя то философия, то социология, то философия культуры. Сегодня эту роль выполняет культурология. Другая серьезная причина, способствующая появлению предмета или данной научной сферы это открытие разнообразных культурных миров. Дело в том, что долгое время человечество находилось в плену европоцентризма, что определялось достижениями европейской культуры. В настоящее время ученые приходят к выводу, что экономические успехи не являются показателем прогрессивного развития общества, подтверждается мысль Н. Бердяева, что человечество может обрести себя только в культуре, но никак не в экономике, и не в политике. В жизни общества примат принадлежит культуре (Н. Бердяев). Следующая причина в особенности протекания мировых процессов на современном этапе. Глобализация является реальностью наших дней, она стирает границы, и стирает в определенном смысле культурные различия. Происходит разрушение нередко базовых структур национальных культур, уничтожение традиций, дискредитация обычаев, кроме того идет неприкрытая экспансия американской массовой культуры. В этих условиях многие теоретики связывают судьбы мира с философским постижением культуры в целом или культуры отдельного человека. Изучение культуры становится актуальным и необходимым. Современная отечественная культурология сложилась в 60-80 гг., она получила импульс к интенсивному развитию в процессе демократизации и перестройки общества, когда в результате отмены предмета марксистско-ленинской философии возникла лакуна, которую нужно было заполнить. Специфика культурологии как предмета. Ее местоположение на стыке наук. Ее концептуальная основа – интегративность и междисциплинарность. Как интегративная наука она стягивает в узел все гуманитарное образование. Споры вокруг культурологии. Это – молодая наука. Многие сегодня склонны считать, что сегодняшняя культурология не имеет собственной системы, собственной культурной теории и свои теоретические концепции она заимствует из других наук, в частности из философии. Это не наука в классическом варианте – это допарадигмиальная наука. Парадигма – это своеобразная метанаука, возникающая в определенном междисциплинарном и проблемно-тематическом пространстве, объединяющая различные науки в единую систему. Возникновение и развитие культурологической мысли. 1 этап. Хронологически – от 3 тыс. до н.э. до 17 столетия. Есть знания о культуре, но они не носят научного характера. В средние века они не отделяются от теоологии. 2 этап. 17-19 вв. знания о культуре приобрели научный характер, но всецело развивались в рамках философии. Первым теоретиком культуры принято считать И.Г. Гердера – немецкого философа (1744-1803). Он является первопроходцем в полном смысле этого слова, он дал первое определение, обозначил проблемную зону, к культуре он относит язык, искусство, науку, религию, ремесла, государственное управление, семейные отношения. Гердер также попытался ответить на целый ряд вопросов и таким образом заложил первые теоретические представления о культуре и ее происхождении. Почему возникает культура? Нужда, потребности – вот, что лежит в основе культуротворческой деятельности человека. Проблема культургенезиса. Все уходит в почву. Тип религии, экономических отношений, форма государственного устройства определяется тем, где расположена страна, т.е. географическими условиями. Основные положения его теории культуры. Религия является самым древним элементом культуры. И она подчиняет все другие составляющие культуры. Роль религии чрезвычайно велика. Без нее ни один народ не вступил бы на путь культуры. Возникновение религии объясняется естественными причинами - она возникает вместе с возникновением самого человека. Человеческое воображение оживляет все, что видит, наполняет незримым существом, которого он боится и почитает. Но в религии проявляется высшая гуманность, возвышенный дух человечества. «Религия – это упражнение сердца в его нравственном совершенствовании. Религия - наставница человечества, подающая людям совет, утешающая их в темной жизни с ее опасными лабиринтами. Все пороки все чаяния нашего рода человеческого религия слила в веру и свила венок бессмертия для человечества». Важная составляющая культуры – язык. Язык – эта форма, в которую отливается душа народа. По его мнению, праязык был отлит в поэтическую форму, был тесно связан с магической практикой и религиозными обрядами и только затем человек начал говорить прозой. Богатство языка определяется наличием родственных слов, отражающих одно и то же действие. Арабский язык – чрезвычайно поэтичен и особенен в этом плане. Есть 50 синонимов для обозначения льва, 200 – для змеи, 1000 – для меча. Сама же логика развития языка связана с логикой развития человеческой деятельности. Гердер выделяет два типа культур – культуру ученых и культуру народа. Народ не создан для обширных теоретических учений. Они не пойдут ему на пользу. Народ должен неустанно трудиться на благо своей Родины, семьи, овладевать добронравием, знанием основ религий и предписаний церкви. Роль воспитания в формировании человеческой культуры. Человек становится человеком лишь благодаря воспитанию. «Человек – это искусно построенная машина, наделенная генетической предрасположенностью к полной жизни». Человек должен быть гуманным и миролюбивым. Цель нашего земного существования заключается в воспитании гуманности. Но приходится признавать, пишет Гердер, что лишь у немногих богоподобный дух гуманности становится подлинным стремлением всей жизни. Разум целых народов пленен их звериным духом, истину ищут на самых нелепых путях. Красота и прямодушие подвержены порче от гнусности и небрежения. Достижима ли гуманность? Или творец ошибся, направив человека к этой цели? Богоподобная гуманность – это бутон, скрывающий внутри себя истинный облик человечества. Но пока человек лишь в начале пути, ибо усваивая дух гуманности, он вместе с семенами добродетели наследует и дурные нравы. Жизненный путь благородных людей нередко менее привлекателен для подражания, чем путь преступников. Гуманность – это цель истории человечества, его высшее предназначение». Прогресс заключается, таким образом, в идее гуманности. Именно начала гуманности отличают человека от животного, возвышают его. Цель существования человечества – полное торжество любви и разума. «Письма к поощрению гуманизма» содержатся замечательные слова: «Общность без общего духа болеет и умирает. Отечество без тех, кто его любит, превращается в пустыню». Основателем культурологии является американский антрополог Л.Уайт (1900 – 1975). Но впервые термин был предложен немецким химиком, нобелевским лауреатом Вильгельмом Оствальдом в своей речи «Система наук» в 1915 г., в которой он предложил создать науку о цивилизациях, которую предложил назвать культурологией. Но в широкий научный оборот термин вводит Л.Уайт, впервые в печати употребил это слово в 1939 г. В культуре он увидел новую область научных исследований и научных интерпретаций. Отвечает на вопрос, что же такое культура? Во-первых, это совершенно особая сфера, и ее можно объяснить только в терминах самой культуры. Именно культура, а не общество является отличительным признаком человека. Научное изучение этого признака следовало бы назвать скорее культурологией, чем социологией. Обоснованию предмета Уайт посвятил свой труд « наука о культуре», опубликованный в 1949 г. «Объяснение культуры может быть только культурологическим – утверждал он. Наука о культуре еще молода, но многообещающа. Ей еще многое предстоит совершить, если только предмет ее изучения сохранится и продолжит свое движение – вперед и вверх». Уайт придавал огромное значение науке о культуре «Открытие культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической системой Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни» - писал он. По его представлению, культура вырастает из культуры, в этом смысле она является самотворящимся организмом, одно рождает другое. Что бы мы не рассматривали – эволюцию математики или генеалогию парового двигателя – принцип интерпретации остается одним и тем же: культура вырастает из культуры. В культуре как организованной целостности Уайт выделяет три подсистемы. Технологическую – сфера, которая характеризует отношения человека с природой, использованием им технических средств и орудий труда, тип жилищ и т.д.; Социальную – сфера общественных отношений, и соответствующих им типов поведения, включает также родственные и иные отношения – военные, экономические, религиозные и т.д.; Идеологическую сферу – куда входят идеи, верования, обычаи, различные виды знаний. Технологию как определяющий момент эволюции культуры Уайт разбивал на энергию и орудия. В качестве основного начала культуры Уайт вводит понятие символа. Им она трактуется как клетка культуры. По мнению Уайта, существуют два различных научных подхода к изучению предметов и явлений. Если мы рассматриваем их во взаимосвязи с организмом человека, т.е. в соматическом контексте, то эти предметы и явления для нас предстают как поведение человека (я курю сигару, иду к теще, голосую на выборах и т.д.) и это есть предмет психологии. Если же мы будем рассматривать их во взаимосвязи с друг другом, независимо от поведения человека, т.е. в экстрасоматическом контексте, то эти явления и предметы станут для нас культурой – культурными элементами или культурными чертами, и мы займемся культурологией. Культура в представлении Уайта, это поток взаимодействующих элементов; каждая культурная черта воздействует на другие и сама испытывает с их стороны также воздействие. Некоторые элементы могут устаревать и исключаются из этого потока, на смену им появляются новые, происходит в ходе движения их комбинация, синтез. Для понимания характера формирования разнообразного мира культур Уайт применяет системный подход, в рамках которого культура рассматривается как система, движущаяся в сторону все большей организации, дифференциации структуры, повышения уровня интеграции, увеличения концентрации энергии. Поэтому для него прогресс науки заключается в количестве вырабатываемой энергии на душу населения. При этом культура как система является полностью детерминированной, т.е. в ней четко прослеживаются причинно-следственные связи между ее подсистемами, в качестве которых выделяются технологические, социальные и идеологические. Методологической основой энергетической теории Л. Уайта послужила идея нем. философа Оствальда о том, что история цивилизации есть история возрастания человеческого контроля над энергией. Отсюда по Уайту культура развивается вместе с возрастанием количества энергии, ежегодно вырабатываемой на душу населения (обуздываемой) и это есть основной закон эволюции культуры. По мере возрастания количества этой энергии человечество проходило свой исторический путь от дикости, от варварства к цивилизации. Первым источником энергии был сам человек, затем была обуздана солнечная энергия в результате неолитической революции, когда человек перешел к выращиванию растений и развитию скотоводства. Затем последовала эра освоения энергии ветра и воды. Произошла топливная революция – освоение каменного угля и, наконец, наступила эра атомного ядра. Итак, в истории общества он обнаруживает три революции, аграрная, топливная, термоядерная. В связи с этим необходимо указать, что критики более всего упрекали Уайта за технологический фактор. Уайт полагал, что в основе социокультурной динамики лежит закон преобразования энергии, который определяет сроки существования культуры, скорость социокультурной адаптации. Итак, состояние культурологии на современном этапе. Для западной науки термин культурология не прижился, в западной традиции принято говорить больше как науке о культуре. Также сохраняется традиция изучать культуру в рамках социальной и культурной антропологии. Культурная антропология как самостоятельная область научного знания возникла вначале 20 столетия. Ее основателем считается американский антрополог и этнолог Франц Боас (1852- 1942). В США на современном этапе культурную антропологию относят к общей науке о человеке, туда же входят биологическая антропология, доисторическая археология, историческое языкознание и др. Главная задача культурных антропологов – изучение человека ка творца и носителя культуры. Социальная антропология. Термин был введен Дж. Фрезером (1854-1941). Наука занимается изучением социальных аспектов культуры человека, процесса становления человека как социального существа, роль различных социальных институтов и структур, влияющих на этот процесс. На протяжении длительного времени объектом этой науки были «примитивные общества», сейчас их становится все меньше и меньше. На современном этапе объектом изучения являются примитивные племена в условиях современной цивилизации и разработка практических рекомендации по их спасению. Однако как полагают ученые, социальная и культурная антропология сосредоточена на изучении этнического разнообразия традиционных культур и не дает представления о целостной культуре. В нашей стране культурология начала внедряться в 1960 гг. Возникла необходимость заполнить лакуну, появившуюся в результате смены идеологической парадигмы. Это молодая наука, и она находится в процессе становления, поэтому ее контуры еще недостаточно ясны. Споры вокруг культурологии сохраняются. Ее упрекают в эклектике, неопределенности предмета исследования. Культурология возникла в процессе интеграции гуманитарных наук. Взаимодействие наук – объективная тенденция современности. Культурология возникла на стыке наук, с которыми она сохраняет свои связи. Каждая из этих наук по-своему интересна и изучает культуру и углубляет представления о ней и дополняет его своими особыми открытиями (дать таблицу – она указана в приложении). Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры, дает самое общее представление, раскрывает природу культуры. Социология выявляет закономерности ее функционирования в обществе; Психология дает возможность глубже понять механизм восприятия человеком ценностей культуры, становления его духовного мира; Этнография дает понимание национально-этнической уникальности культуры народов мира; История позволяет рассмотреть развитие культуры в прошлом; Искусствознание раскрывает особенность художественной культуры. Таким образом, каждая из наук рассматривает какой-то из аспектов культуры, но ни одна из них не изучает культуру в целом как способ жизни человека, не дает системных знаний о культуре. Это призвана сделать культурология, которая становится базовой дисциплиной. Перед собой ставит задачи осмысления культуры в ее реальной целостности, полноте и во всех конкретных формах, дать понимание ее строения, функционирования и развития. Культурология – системная рефлексия о культуре как целостности. Она включает в себя исторические, социологические, антропологические, философские, этнографические, религиозные, художественные и иные аспекты культуры. Культурология развивается как комплекс наук о культуре, каждая из которых имеет свою область исследования, категориальный аппарат, методы и эмпирическую базу. Возникновение и развитие этой области науки имеет важное значение, поскольку на современном этапе актуальной становится интеграция наук, в том числе и гуманитарных. Взаимодействие наук – объективная тенденция современности, границы между науками становятся прозрачными, что приводит к взаимопроникновению и сотрудничеству. В западной гуманитарной традиции проблемы культуры изучают целые комплексы наук – изучение культуры, культурного многообразия, межкультурного взаимодействия. Еще одна особенность – «Современная культурология в широком смысле не может характеризоваться одним лишь атрибутом научности: в ней есть своя художественность и философичность, и своя политизированность, и широкая вариативная ассоциативность» (И.В. Кондаков). В этих словах выражен новый синкретизм культурологического знания, представленного множеством дискурсов, концептов и аспектов интерпретации социальной реальности. Культурологическое знание не является монолитным. В его состав входят шесть взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свой предмет исследования и свои задачи: 1. История культуры – изучает процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. 2. История культурологических учений. Раздел отражает процессы развития представлений о культуре. 3. Философия культуры – изучает наиболее общие культурологические проблемы. Отвечает на вопросы – что такое культура, каковы ее функции, по каким законам она развивается и т.д. 4. Социология культуры – исследует процесс функционирования культуры в обществе; 5. Культурная антропология – в рамках этой науки исследуется процесс адаптации человека к окружающей культурной среде, становление духовного мира человека; 6. Прикладная культурология – эта область преследует практические задачи и цели. Основными компонентами предмета культурологии являются: -онтология культуры (сущность культуры), дает многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функции и параметров; - гносеология культуры – определяет основание культурологического знания и его место в системе наук; -морфология культуры (морфе – форма) – определяет основные параметры ее функциональной структуры; - культурная семантика – дает представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры; - антропология культуры – дает представления о личностных параметрах культуры, о человеке как производителе и потребителе культуры; - социология культуры – представления о социальной стратифицированности и пространственно- временной дифференцированности культуры, о культуре как системе правил игры и технологий социального взаимодействия; - социальная динамика культуры – представления о развитии и динамике социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов; -историческая динамика культуры – представления об эволюции форм социокультурной организации; -прикладные аспекты культурологии – дают представления о культурной политике, функциях культурных институтов. В последние годы в России достаточно активно развивается теория культуры, социология и философия культуры. Домашнее задание: Написать конспект лекции и отправить на почту aleksey.ischutin@yandex.ru |