Лекция 2 - Личность и деятельность. Лекция личность и деятельность
Скачать 378.93 Kb.
|
ЛЕКЦИЯ 2. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ План лекций: 1. Человек: индивид, личность, индивидуальность 2. Направления зарубежной психологии 3. Биологическое и социальное в структуре личности 4. Психическая регуляция поведения 5. Потребности и мотивы 6. Деятельность 1. Человек: индивид, личность, индивидуальность История науки еще никогда не знала такого многообразия подходов к изучению человека. Это специфическое явление современности, связанное с прогрессом научного познания и его приложением к различным областям общественной практики. Человек – биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Номо sapiens наделенное сознанием. Сознание – способность человека познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Человек многогранен, поэтому он служит объектом изучения как естественных, так и общественных наук. Как биологическое существо человек характеризуется особой телесной организацией: высокоразвитым мозгом, прямохождением, наличием приспособленных к труду рук. Человек – существо общественное, и это один из самых важных его признаков. Общественная жизнь, общественные отношения, общественный труд изменил и природную организацию предка человека, подчинив себе его биологическую, телесную организацию: появились новые функции руки как органа труда, прямохождение как необходимость освободить передние конечности для трудовых и познавательных действий, речь как средство взаимодействия индивидов в обществе. Индивид – существо, принадлежащее к человеческому роду. Это понятие часто используется как синоним понятия «человек». Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, являющееся деятелем общественного развития и выполняющее определенную общественную роль. В данной формулировке акцентируется тот факт, что личностью человек может стать только в социальной среде. Если же рассматривать личность как результат развития, то следует подчеркнуть, что только на определенном уровне психического развития человек становится личностью. Таким образом, личность – это иерархическая структура собственных взглядов и отношений к внешнему миру, а также собственных требований к самому себе, оценок и самооценок в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, делающих ее относительно устойчивой и независимой от воздействий среды, чуждых собственным моральным нормам и убеждениям. Роль – это социальная функция личности: роль матери, роль отца, роль директора школы, роль студента и т.д. Социальная роль это нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данное положение. Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида. (Под термином «ожидание» подразумеваются права и обязанности). Кроме прав и обязанностей социальная роль связана с определенными видами социальной деятельности и поэтому всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, оно порицает такую социальную роль, как преступник), отметить, что общественной оценке подлежит не конкретная личность, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может одновременно быть, скажем, бухгалтером, мужем, отцом, членом профсоюза, игроком сборной команды по футболу и т.д. Некоторые роли предписаны человеку при рождении (например, быть мужчиной или женщиной), другие приобретаются в течение жизни. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельности и поведения каждого конкретного ее носителя в деталях: зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей «носителя данной роли». Поэтому общественные отношения, хотя они и являются по своей сути ролевыми, личными, в своем конкретном проявлении приобретают определен- ную «личностную окраску». Личность характеризуется большим числом параметров, среди которых наиболее важна ее позиция, т.е. система отношений. Наиболее существенными являются отношения личности к обществу и людям, к материальным условиям жизни, к себе, к собственным, общественным и трудовым обязанностям. Эти и некоторые другие отношения характеризуют, прежде всего, нравственный облик личности, ее социальные установки. Отношения различаются не только по их направленности на объект, но и по уровню осознанности. Принято различать малоосознанные и глубокоосознанные отношения. Малоосознанные отношения (например, мимолетное чувство симпатии или антипатии) не носят глубинного характера, тогда как глубокоосознанные отношения принципиальные, они определяются внутренними убеждениями, сознанием долга и обязанности. Еще одна характерная сторона личности – ее индивидуальность, неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляешь очень ярко, выпукло, других – малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной или волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Она наиболее полно и детально характеризует личность. Социализация личности. Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных условиях. В ходе этого процесса происходит усвоение человеком социального опыта, т.е. преобразование его в собственные ценности и ориентации. Такое преобразование предполагает избирательное перенесение на собственную систему поведения и отношений тех норм и правил, которые приняты в данном обществе или группе. Выделяют следующие стадии социализации. Первичная социализация, или стадия адаптации. От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Стадия индивидуализации. У подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения. Это промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка все еще неустойчивы. Только к концу юношеского возраста (18-25 лет) вырабатываются устойчивые свойства личности, завершается концептуальная социализация. Стадия интеграции. У человека появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в него. Интеграция проходит благополучно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой. Если этого не происходит, то чаще всего встречаются следующие варианты: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом; изменение себя по принципу встать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, социальная адаптация. Трудовая стадия. Охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности. Эта стадия характеризуется тем, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность. Послетрудовая стадия. Характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство социального опыта в процесс передачи его последующим поколениям. 2. Направления зарубежной психологии Ассоцианизм – одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты ассоцианизма были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. Затем теоретические вопросы ассоцианизма были развиты в работах Д. Локка, где знание приобретается на основе практики, а ощущение и рефлексия являются источником опыта и идеи. В XVII веке эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. В XVIII веке принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различные трактовки: с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, с другой – Гартли создал систему материалистического ассоцианизма. В начале XIX века появились концепции, объединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль). Утвердилось воззрение, согласно которому: 1) психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов – ощущений, простейших чувствований; 2) элементы – первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) – вторичны и возникают посредством ассоциаций; 3) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; 4) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частого повторения ассоциаций в опыте. Ассоцианизм был преобразован на новой основе благодаря успехам биологии и нейрофизиологии. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч.Дарвин – при объяснении эмоций, И.М. Сеченов – в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г.Спенсера внес в ассоцианизм проблему психики в филогенезе и привел к выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-90 гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Эббингауз, Г.Мюллер и др). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации. Детерминистские элементы ассоцианизма были восприняты в трансформированном виде учением Павлова о рефлексах, а также – на иных методологических основаниях – американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии (в частности, проблема смысловых ассоциаций, их роль в обучении и т.д.). Д.С. Милль (1806-1873) – английский философ и психолог. Один из лидеров эмпирической психологии. Считал, что при объяснении сознания следует ориентироваться не на механику, а на химию, поскольку элементы сознания не существуют изолированно, а благодаря ассоциации дают продукты, обладающие качествами, которых нет у исходных компонентов. Фрейдизм, психоанализ. Фрейдизм – наиболее известное за пределами психологии направление в объяснении природы личности человека. Он оказал влияние на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связан- ные с человеком. Своим названием это направление обязано его основателю Зигмунду Фрейду (1856-1939). Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней: Оно- (Ид, id), Я (Эго, ego), сверх-Я (совесть, superego). Оно – бессознательная часть психики, врожденные инстинктивные влечения, прежде всего агрессивность и сексуальность. Как считал Фрейд, Оно подчиняется принципу удовольствия. Достижение удовольствия есть первый принцип поведения, т.е. главная цель жизни человека. Второй принцип поведения – гомеостаз, тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Я – это сознание человека. По Фрейду, Я находится в состоянии постоянного конфликта с Оно, подавляя сексуальные и другие инстинктивные влечения, которые считаются в данном обществе неприемлемыми. На сознание воздействуют три силы: Оно, Сверх-Я и общество. Я старается установить гармонию между ними, подчиняясь не принципу удовольствия, а принципу «реальности». Сверх-Я является носителем моральных стандартов, совестью личности. Если Я принимает решение или совершает действие в угоду Оно, но в противовес сверх-Я, то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. Сверх-Я не пускает инстинкты в Я, и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в формах деятельности, которые одобряются обществом (творчество, искусство, общественная деятельность), или проявляется в поведении (сны, описи, обмолвки, шутки, особенности забывания). Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека. Человек понимается как сексуальное биологическое существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим его подавлять сексуальные влечения. Таким образом, человек у Фрейда – это противоречивое, изначально порочное, мучающееся, страждущее существо, невротичное и конфликтное. Заслуга Фрейда состоит в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека. Бихевиоризм (от англ. behaviovr – поведение). Основатель бихевиоризма Джон Уотсон (1878-1958) так сформулировал кредо нового направления: «Предметом психологии является поведение». В своих произведениях «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913), «Поведение: введение в сравнительную психологию» (1914), «Бихевиоризм» (1925) Дж.Уотсон заключил, что интроспексивные исследования сознания не могут вывести психологию на уровень объективной науки. Поэтому предметом своих исследований он избрал поведение, а метода исследования – эксперимент. На формирование бихевиоризма существенное влияние оказали исследования российских ученых И.П.Павлова и В.М.Бехтерева, а также представления о природе психики У.Джемса. Анализ поведения при этом должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Мысли, сознание человека не подлежат изучению – их нельзя измерить, зарегистрировать. Поэтому задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определить вероятный стимул, а по стимулу предсказать вероятную реакцию. С позиций бихевиоризма, личность есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Ведущая формула бихевиоризма – «стимул – реакция» (S – R). Таким образом, психическое развитие отождествлялось с развитием поведения. Ученый был убежден, что в процессе научения возможно формировать любую модель поведения. Для этого необходимо лишь знать, какие реакции возникают на те или иные стимулы. Экспериментальные основы бихевиоризма были заложены Эдвардом Торндайком (1874-1949). Результаты исследований ученого представлены в его трудах: «Интеллект животных» (1898), «Психология научения» (1913), «Основы научения» (1923). Законы научения, открытые Э.Торндайком: Закон эффекта – положительное подкрепление способствует закреплению реакции на стимул, при отрицательном подкреплении реакция не сохраняется. Закон упражнения – при частом повторении реакция связь между стимулом и данной реакцией закрепляется. Закон ассоциативного сдвига – если после первого стимула сразу предъявить второй, то реакция на первый стимул сдвигается на второй. Для этого достаточно прекратить связывать один стимул с другим. Закон оптимума мотиваций – для каждой задачи существует оптимальный уровень мотивации. Чем сложнее задача, тем ниже уровень мотивации. Бихевиористы трактуют человека прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепление, можно программировать человека на требуемое поведение. Основной недостаток этого направления — слишком упрощенное представление о человеке. Бихевиоризм исключил из объяснения поведения человека его сознание, личностные ценности, идеалы, интересы и т.д. Исходных установок классического бихевиоризма не удавалось преодолеть в различных вариантах небихевиоризма (Э.Толмен, К.Халл, Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам, Б.Скиннер). Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений. Критическое отношение к пониманию предмета, проблем, объяснительных принципов, сложившихся в психологии сознания, привело к возникновению в Германии в 1913-14 гг. особого направления – гештальтпсихологии. Гештальтпсихология (от нем. gestalt – образ, форма). Изучение психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Видными ее представителями являются М.Вертгеймер (1880-1943) – немецкий психолог, основная работа – «Продуктивное мышление». Он открыл одну из особенностей зрительного восприятия, которую обозначил как фи- феномен. Определяется тем, что восприятие движения оказывалось возможным в отсутствие самого движения В.Келлер (1887-1967) – немецко-американский психолог, исследовал проблемы интеллектуального поведения животных и человека. Он считал, что мышление – это процесс мгновенный и не зависящий от прошлого опыта. Опыт даже может мешать успешному решению задачи. Мышление – это «переструктурирование гештальта», происходящее в момент «инсайта» (озарения). К.Коффка (1886-1941) изучая процесс восприятия заметил, что в самом раннем возрасте у человека гештальты не являются четкими. Ребенок имеет набор смутных образов окружающего мира. В процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными. Таким образом, психическое развитие в гештальтпсихологии определяется как рост и дифференциация гештальтов. К.Левин (1890-1947) – немецко-американский психолог, разработал концепцию динамической системы поведения человека, видный представитель социальной психологии. Они исходили из того, что основу психики составляют целостные образы – гештальты. Он ввел в психологический оборот целый ряд широко используемых понятий, таких, как «временная перспектива», «квазипотребность», «целевая структура», «уровень притязаний», «поиск успеха и стремление избежать неудачи» и др. Им была разработана особая геометрическая модель для описания векторов движения субъекта в психологическом поле, критически оцененная в психологии как формально- динамическая. В гештальтпсихологии сомнению были подвергнуты и сами основания, и метод психологии сознания – атомизм психического, интроспекция, стремление свести сложные явления к простым и элементарным. Оценивая гештальтпсихологию как научную школу, необходимо отметить, что здесь был, по сути впервые, раскрыт принцип целостности при изучении психологии человека, свой взгляд на ее предмет, методы и объяснительные схемы. В рамках школы были разработаны оригинальные исследовательские методики, получены уникальные факты, которые легли в основу особого направления практической психологии – гештальттерапии. |