Лекция 2 - Личность и деятельность. Лекция личность и деятельность
Скачать 378.93 Kb.
|
Когнитивные теории личности делают акцент на способностях человека понимать, анализировать, поскольку человек находится в мире информации, которую необходимо понять, оценить, использовать и в соответствии с которой, следует действовать. Такое направление появилось в Америке в 60-е годы ХХ века, как научная школа под руководством видного американского психолога У. Найсера. Его соратниками были Дж. Брунер, Л. Фестингер, Ф. Хайдер и др. Они выступили против бихевиористкого подхода к исключению психических процессов из анализа поведения. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие; 2) мысли; 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разными, так как при этом мысли и чувства различались. Оказавшись в реальной ситуации, человек часто не имеет возможности всесторонне проанализировать обстоятельства (мало времени, нехватка знаний), но все же он делает выбор и совершает поступок. (На этом бихевиористы заканчивают анализ поведения.) Однако когнитивно и эмоционально поступок еще не завершен, так как сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. Ситуации создают потенциальные силы, способствующие актуализации или препятствующие реализации намерений, планов, отношений человека. Находя или создавая соответствующий — удобный — канал ситуационных явлений для человека, можно добиться кардинального изменения его поведения. При этом важно помнить, что субъективная интерпретация ситуаций есть более значимый фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Самоактуализирующая личность в гуманистической психологии. В начале 60-х ХХ столетия в США возникла гуманистическая психология как совокупность теоретических воззрений на человека и как психотерапевтическая практика. С самого начала своего возникновения она противопоставила себя бихевиоризму и психоанализу, которые оценивала как негуманные и редукционистские подходы к человеку. Предметом исследования гуманистической психологии являются здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины «самоактуализации». Таких личностей не более 1 —4% от общего количества людей. Остальные находятся на той или иной ступени развития, соответствующей определенным потребностям человека. Ведущими представителями направления выступают Г.Олпорт, Г.А.Мюррей, Г.Мерфи, К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мей. Абрахам Маслоу (1908-1970) – американский психолог, один из ведущих психологов в области исследований мотивации в США, разработал так называемую иерархию потребностей. Она включает следующие ступени. 1) физиологические потребности (управляются органами тела) — потребности вдыхании, пище, продолжении рода, самозащите; 2) потребность в надежности — стремление к материальной надежности, здоровью, обеспеченности в старости и т.п.; 3) социальные потребности — в общении, контактах с другими людьми; 4) потребность в уважении, осознании собственного достоинства; 5) потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего предназначения. Кроме того, Маслоу выделил и описал принципы мотивации человека: мотивы имеют иерархическую структуру; чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию; пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. Как только низшие потребности удовлетворяются, они утрачивают свою мотивирующую силу; более высокие потребности повышают готовность к больше активности. Для гуманистической психологии изучение конкретного человека, отдельных случаев не менее ценно, чем изучение типов людей или обобщение многих случаев и ситуаций. Человек по своей природе активное, творческое существо, способное к саморазвитию: у него не только прошлое, но и будущее. Принципиальным для гуманистической психологии является видение целостной природы психической жизни человека. Большой вклад в создание практики психологического консультирования и терапии внес Карл Р. Роджерс он разработал личностно-ориентированную психотерапию, получившую название «клиент-центрированной терапии», где в качестве ключевого понятия в терапии используется понятие «встреча». Концепция групповой терапии К.Роджерса содержит веру в рост личности, ориентирует членов группы на свободное выражение своих чувств, на принятие чувств других. Я-концепция личности. Это направление зародилось в Калифорнии в 50-х годах XX столетия. Оно основано на вере в способность расцвета каждого человек; если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. Таким образом, стержень гуманистической идеи — оп- тимистический взгляд на природу человека. Один из самых известных представителей гуманистической школы — американский психолог Карл Роджерс (1902-1987). Он утверждал, что в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, что он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять ценности, навязанные другими. Роджерс утверждал, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которыми страдают многие люди. Центральным понятием в теории личности, по Роджерсу, является «реальное Я», т.е. те представления, которые человек имеет о самом себе, о своих восприятиях, ценностях, чувствах и установках. Одновременно человек представляет себя и в идеальном образе – таким, каким ему хотелось бы стать в результате реализации всех своих возможностей («идеального Я») К этому «идеальному Я» стремится «реальное Я» Кроме того у каждого человека существует сильная потребность в самоуважении заставляющая его добиться положительного отношения к самому себе и к тому что он делает. При этом возможны два варианта. В первом случае, если люди одобряют эмоции, чувства и мысли поведения других только тогда, они соответствуют их собственным, человек будет скрывать свои истинные мысли и чувства демонстрируя поведения которое одобряется окружающими. В результате он все меньше остается самим собой что приводит к расхождению между «реальным Я» и той частью психики от которой человек вынужден отказаться. Именно это становится источником тревоги и неуравновешенности. Во втором случае, если человек чувствует, что его принимают таким, каков он есть, он будет раскрывать свои истинные эмоции, чувства и мысли. Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между «реальным Я»человек и его подлинными чувствами, мыслями и поведением. Это позволяет ему приблизиться к своему «идеальному Я», что составляет сущность актуализации. Тревога и нарушение психологической адаптации могут быть результатом несоответствия между «реальным Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между «реальным Я» и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе самом, — с другой. Гуманистический подход дальше всех других отошел от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к расцвету своей личности. Главный недостаток гуманистического подхода состоит в том, что субъективность оценок затрудняет установление разницы между мнением человека о самом себе и тем, что он есть на самом деле (между «реальным Я» и «идеальным Я»). Например, человек может считать, что он превзошел себя, выдвигая и отстаивая идеи во благо человечества, не сознавая при этом, что в повседневной жизни он ведет себя как законченный эгоист. Трансперсональная психология. В основе трансперсональной психологии лежит предположение о существовании коллективного бессознательного, общего для всего человечества. Первым представителем трансперсональной, ориентации в психологии считается Карл Юнг. Он рассматривал сознательное и бессознательное как дополняющие друг друга составляющие, между которыми происходит постоянный обмен энергией. В отличие от Фрейда Юнг считал, что бессознательное имеет творческое начало, что оно связывает индивида со всем человечеством, с природой и космосом. Юнг также пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. В структуре личности Юнг выделял три компонента: 1) сознание (Эго, Я); 2) индивидуальное бессознательное (Яд, Оно); 3) коллективное бессознательное, состоящее из психических первообразов, или «архетипов». Коллективное бессознательное идентично у всех людей и потому является всеобщим основанием душевной жизни каждого человека. Юнг рассматривает коллективное бессознательное как результат предшествующего филогенетического опыта, как априорные формы психики, как совокупность коллективных идей, образов, представлений человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, отражающие «ух времени». Почти во всех трансперсональных теориях выделены следующие главные уровни сознания: 1) физический уровень неживой материи, энергии; 2) биологический уровень живой, чувствующей материи/энергии; 3) психологический уровень ума, Эго, логики; 4) тонкий уровень парапсихологических и архетипических явлений; 5) причинный уровень, характеризующийся совершенной транстенденцией; 6) абсолютное сознание. Каждый из нижележащих уровней имеет более ограниченный и контролируемый круг сознания, чем вышерасположенный. Элементы низших уровней не в состоянии воспринимать высшие уровни и не знают об их существовании, хотя те их пронизывают. Вселенная представляет собой интегральную и единую сеть этих взаимосвязанных, взаимопроникающих миров (уровней), поэтому не исключено, что при определенных обстоятельствах человек может восстановить свою тождественность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования. Телепатия, психодиагностика, видение на расстоянии, предвидение будущего, проникновение в далекое прошлое проявляются у некоторых людей, и вопрос уже не в том, возможны ли такие явления, а в том, как описать барьер, не позволяющий происходить им в любое время. Важный вклад в развитие трансперсональной психологии внесли Р. Ассаджиоли, С Грофф, К. Уилбер, Л.Р. Хаббард, Ч.К. Тойч. 3. Биологическое и социальное в структуре личности Психологическое изучение личности включает в себя решение двух фундаментальных научных задач. Первая – выявление индивидуальной для каждого человека структуры личности, которая отличает его от других людей. Вторая, чисто теоретическая, – нахождение типов личностей или их наиболее общих структур. Решение первой задачи является прерогативой практической психологии. Вторая же задача предполагает выделение некоторого числа подструктур, в совокупности образующих структуру личности человека. Единства в решении этой проблемы нет. Различные психологи предлагают различные концепции классификации подструктур личности. В зарубежной психологии заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, формирование которых произошло под влиянием двух факторов – биологического и социального. В связи с этим утверждается, что личность человека состоит из «эндопсихики» и «экзопсихики». Эндопсихика имеет природную, биологически обусловленную основу и чаще всего отождествляется с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика определяется социальными факторами и включает в себя систему отношений личности, ее опыт, интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства и т.д. Современные полифакторные (многофакторные) теории личности, получившие широкое распространение, в конечном счете сводят строение личности к тем же основным факторам — биологическому и социальному. Основной вопрос при этом сводится к выяснению соотношения вклада наследственности и среды в развитие личности. Действительно, почти во всех аспектах поведения человека постоянно проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой — все множество непрерывных воздействий физической и социальной среды. От того, как соотносятся врожденное и приобретенное в структуре личности, во многом зависит деятельность человека, мало того, она может быть кардинально противоположной. Например, если агрессивность — врожденная особенность человека, то почти наверняка конфликты между разными социальными или культурными группами будут продолжаться и усиливаться; войны неизбежны, и человечество, вероятно, движется к собственному уничтожению. Если же агрессивные тенденции обусловлены главным образом общением с другими людьми, просмотром спектаклей и телепередач, демонстрирующих насилие, то можно пересмотреть методы воспитания и характер культурных мероприятий с тем, чтобы они способствовали формированию гармоничных взаимоотношений между членами общества. Если будет доказано, что умственные способности обусловлены главным образом наследственностью, то бесполезно будет продолжать тратить средства на создание учебных заведений, в которых даже при самых лучших методах обучения не удастся поднять уровень умственного развития индивидуума выше пределов, установленных от рождения. Если же будет доказано, что как физическая, так и социальная среда играют важную роль в развитии с самого начала жизни быть может, еще в чреве матери, то в таком случае можно приложить все усилия для создания условий, благоприятствующих реализации потенциальных возможностей и максимальному умственному развитию каждого, причем создавать эти условия с первых минут жизни. Если доминирование отдельных индивидуумов над множеством других — врожденная биологическая особенность, то весьма велика вероятность, что в будущем успех отдельных групп и обществ будет зависеть от качеств их вождя и от его доброй воли. И наоборот, если изучение среды, в которой растут дети, покажет, что именно она лежит в основе будущих взаимоотношений индивидуума с окружающими, то очень важно будет обеспечивать самые благоприятные условия для развития таких взаимоотношений, которые позволили бы создать более справедливое общество, где царили бы равноправие и братство. Разные теоретические школы, существующие и психологии на вопрос о соотношении биологического и социального в человеке дают весьма противоречивые ответы. Вместе с тем вопрос биологического и социальной структуре личности состоит не в том, следует или не следует учитывать их при анализе структуры личности, а в том, как понять их взаимоотношение. На этот вопрос большинство теорий личности ответа не дают, что и является их основным недостатком. Чтобы понять взаимоотношение биологического и социального, можно привести пример изучения черт личности карликов (80-130 см). У них существуют сходные черты структуры личности: специфический инфантильный юмор, некритический оптимизм, непосредственность, высокая эмоциональная устойчивость и т.п. Эти черты не могут быть отнесены ни к «эндопсихика», ни к «экзопсихике», так как, являясь результатом природных особенностей карликов (рост), они возникают и формируются только в той социальной ситуации, в которой карлики находятся с момента выявления разницы в росте между ними и сверстниками. Структура в общем понимании — это совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Когда рассматривается структура личности, то возникает множество вопросов: что относить к компонентам личности, какие связи между выделенными компонентами являются системообразующими. Это приводит к тому, что практически каждый специалист, изучающий личность, создает собственную структуру личности. Среди большого количества структур личности, предложенных отечественными психологами, наиболее общеприня- той является структура К.К. Платонова. Он выделял в структуре личности четыре основных компонента: направленность, опыт, психические процессы и биопсихические свойства. Направленность, согласно К.К. Платонову, непосредственно связана с убеждениями, мировоззрением, идеалами, склонностями, интересами, желаниями и влечениями личности, причем все эти компоненты социально обусловлены. Опыт личности непосредственно проявляется в привычках, умениях, навыках, знаниях. Эти структурные составляющие личности также являются преимущественно социально обусловленными, хотя роль биологических факторов, особенно врожденных склонностей, здесь уже более значима, чем в отношении направленности. Психические процессы, такие как ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, а также воля и чувства, несмотря на существенные индивидуальные особенности, представляют собой системообразующие компоненты личности. В личности человека эти процессы в отличие от животных несут преимущественно социальный характер. Биопсихические свойства проявляются в темпераменте, половых и возрастных особенностях, во врожденных патологических отклонениях в развитии организма. Эти компоненты личности обусловлены наследственностью и социального начала практически не несут. Отдельно в этой структуре представлены еще два системных фактора способности и характера. Они накладываются на все остальные компоненты, так как непосредственно связаны и с направленностью, и с опытом, и с психическими процессами, и с биопсихическими свойствами. 4. Психическая регуляция поведения Поведение – внешняя двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности. Поведение есть исполнительное звено взаимодействия целостного организма с окружающей средой. Поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий (поступков), которые осуществляют практический контакт организма с окружающими условиями, опосредуют отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, обеспечивают удовлетворение потребностей организма, достижение определенных целей. Усложнение поведения в ходе филогенеза обусловлено изменением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем в социальную среду. Поведение высокоразвитого живого существа осуществляется как единство психических звеньев – побудительных, регулирующих, отражательных (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) – и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их. Поведение человека всегда общественно обусловлено, опосредовано языком и другими знаково-смысловыми системами, а также характеризуется сознательностью, целенаправленностью, произвольностью и, в норме, созидательностью. Знаки языка – слова – являются самым мощным средством управления поведением человека. Онтогенез человека обязательно предполагает усвоение значения таких слов, как «нельзя» и «можно», затем происходит усвоение значения слов «хорошо» и «плохо» и аналогичных, а также соответствующего этим словам поведения. Опосредованность поведения моральными и нравственными нормами невозможна без усвоения с помощью речи данных категорий. Общественная детерминация поведения человека – это регуляция его нормами нравственности и права. Именно в этом смысле говорится, например, о высоконравственном, преступном или легкомысленном поведении. Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения. Эти характеристики, а также другие, определяющие поведение человека, относятся к направленности личности. Поэтому можно сказать, что поведение и деятельность развитой личности определяется ее направленностью. Действительно, чтобы узнать человека, очень важно знать, что он успел сделать на своем жизненном пути. Но еще важнее понять, к чему он стремится и во имя чего, а также каким образом намерен достичь поставленной перед собой жизненной цели. Все это определяет направленность личности. |