Главная страница

Лекция Лирика. Теория


Скачать 250.21 Kb.
НазваниеЛекция Лирика. Теория
Дата16.05.2022
Размер250.21 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаlekcija. tema 7.pdf
ТипЛекция
#532539
страница1 из 3
  1   2   3

1
Лекция 7.
Лирика. Теория.
Итак, мы подошли с вами к третьему крупному жанру античной литературы, который называется лирика. Авторы лирических произведений, того, что мы сейчас называем лирикой или, как это еще проще называют, стихами, также называются поэтами. Поэтами называются те, кто пишет драмы, и те, кто пишет эпос, потому что слово poetes с греческого означает творец, тот, кто что-то делает, a продукт его деятельности называется poema. В русский язык это слово пришло в форме «поэма». В греческом же оно имело более общий смысл и означало продукт деятельности поэта, некоторое произведение.
Что такое поэзия?
Что же производят лирики? Как можно отличить то, что производит поэт, даже любой, пусть не лирик, но и драматург, и эпик, от того, что производят те, кто не называется поэтами, т.е. прозаики, как их отличить? Самый простой способ отличить одно от другого следующий: продукция поэта – это то, что написано на бумаге в столбик. Такое определение позволяет, в общем-то, причислить к поэзии все то, что традиционно ею и считается. Если вы будете говорить, что поэзия – это то, где есть рифма, то во всей античной поэзии рифмы не было вообще никогда, она тщательно избегалась. Если вы будете говорить, что поэзия – это то, что написано некоторым размером, то тогда белые стихи и прочие более современные произведения выпадут из вашей группы поэтических текстов. Конечно, это определение, может быть, несколько иронизирующее, однако им вполне можно пользоваться.
Аристотель о лирике
Теперь более конкретно и в каком-то смысле более научно о том, что собой представляют тексты, которые производят поэты-лирики. Обратимся для начала к уже известному нам Аристотелю и посмотрим, что говорит
Аристотель о лирике. Увы, в той части «Поэтики», которая до нас дошла, о

2 лирике речь практически не идет. Поэтому нам приходится восстанавливать то, что представляет собой лирика в его теории, из того, что сказано о драме и эпосе и о теории подражания вообще, поскольку лирика, как и всякое другое поэтическое искусство, – это, безусловно, искусство подражательное.
Как же осуществляется подражание? Первое, какими средствами? И тут мы сразу можем выделить в античной лирике два типа. Мы помним, что средств у нас три: ритм – движение, слово и гармония – музыка, некоторый музыкальный ряд. В античной лирике, в античных стихах, как еще это часто называют студенты, выделяется два типа. Это лирика и мелика, или как её чаще называют – мелос. Лирика подражает космосу, конкретный предмет разберем далее, подражает с помощью слова и гармонии, т.е. это некоторый речитатив, некоторая декламация под музыку. Это называется лирикой. И есть греческие крупные поэты, которые были лириками. Что такое мелос? Мелос осуществляет подражание с помощью слова, с помощью гармонии, т.е. там есть музыкальная часть, и с помощью ритма, т.е. мелос включает в себя также некоторые телодвижения или же он включает в себя эти телодвижения, реализованные с помощью различных размеров. Но, видимо, включал в себя движения на раннем этапе почти со 100% вероятностью. Т.е. это что-то вроде дифирамбов – пение и пляски под музыку в честь Диониса, например, или в честь какого-либо другого бога. Отметим сразу следующую особенность: и лирика, и мелос обязательно сопровождаются музыкой. И музыка, как и в случае с эпосом, как и в случае с драмой на первых этапах, на архаическом и классическом этапах, неотделима от поэзии, абсолютно неотделима. Да, на позднем этапе могут появиться стихи, не сопровождающиеся музыкой, и драмы, которые предназначены для чтения, как, вероятно, драмы Сенеки, но на раннем этапе этого нет. Музыка обязательно присутствует в лирике и мелике.
Следующий пункт теории подражания Аристотеля, следующий из трех китов, это предмет подражания – чему подражает? Мы помним, что и эпос, и драма подражали некоторому действию, разному, конечно, в разном виде, но

3 все-таки это было в основном подражание действию. Лирика, как представляется, не является подражанием действию, но обычно она подражает
какому-либо характеру, человеку, который может быть также трех ступеней: он может быть лучшим, чем среднестатистический, просто средним или низшим – и в зависимости от этого может быть разное содержание произведения. В зависимости от того, чему будет подражать автор лирического произведения. В этом плане мы также можем заметить, что автор лирического текста несколько более свободен в выборе предмета подражания, нежели драматурги и авторы эпосов, он может подражать и какому-либо действию, это потом будет реализовано в жанре среднем между эпосом и лирикой – в эпиллии, мы видим это у Катулла.
Теперь что касается способа подражания, как подражает поэт? И мы помним, что там было три варианта, и лирический или мелический поэт подражает следующим способом – он как бы облачается в некоего персонажа, то, что сейчас называется лирического героя, и смотрит на мир его глазами.
Понятно, что здесь, таким образом, могут быть два варианта – либо этот
лирический герой тождественен поэту, либо он ему не тождественен. В зависимости от этого лирика приобретает некоторые индивидуальные черты, черты искренности, непосредственного общения с аудиторией, или лирика становится более описательной и отстранённой.
Далее, о чем говорит Аристотель? Мы установили три типа подражания, как с ними соотносится лирическое искусство? Мы помним, что Аристотель выделял два типа поэзии – поэзия серьезная и насмешливая, и лирика будет иметь то же деление. Некоторые поджанры лирики изначально ориентированы на насмешливость, на несерьезность, а некоторые – более серьезные и даже до некоторой степени трагичны.
Из частей, которые Аристотель выделял для трагедии, мы помним, что их было шесть, это фабула, характер, мысли, которые выражает персонаж вслух, слова, как он это выражает, музыка и сценография. К лирике очевидным

4 образом применимы четыре, а два для лирики нерелевантны, для лирики
нерелевантна фабула и нерелевантна сценография и декорации.
Что касается музыки, то мы сразу можем сказать, что музыка лирическая и мелическая для нас полностью утеряна. Есть трактаты по античной музыке, вы можете их почитать, они даже есть на русском языке – переведены или нашими исследователями написаны, но, как и Аристотель говорит, это не предмет нашего обсуждения, поскольку мы обсуждаем поэтику, а не музыку.
Точно также мысли, которые выражает персонаж, лирический герой в данном случае, являются тем предметом, который относится к области риторики, и поэтому мы также на этом особенно останавливаться не будем, на том, как поэт что-нибудь доказывает или что возбуждает вот эти душевные движения – это относится к области риторики, согласно теории Аристотеля.
Все, что касается фабулы, мы должны пропустить, поскольку действие не является важным для лирики. Из всего того, что относится к фабуле, возможно наиболее важным для лирики будет требование законченности и единства текста. Текст должен быть закончен и един, у него должно быть начало, середина и конец, и, наверное, это самое важное из всего, что является требованием для фабулы, которая в некотором роде даже отсутствует в лирическом тексте.
Следующий важный элемент – это характер, и тут это полностью применимо к лирике, что характер должен быть достаточно благородным или адекватным какой-то критике: если это насмешливое произведение, он должен быть подходящим, правдоподобным, последовательным. В целом можно сказать, что все это можно отнести не только к эпосу и драме, но и к лирике.
Характер должен быть таким, чтобы в нем выделялось то, почему мы можем называть его характером, т.е. выделялось некоторое направление воли, которое он выражает. И выражает он это, как говорилось, соответственно: у него есть какие-то мысли и слова, т.е. он выражает это невербально и
вербально. Слова, безусловно, крайне значимы для лирики, и все то, что

5 говорит Аристотель о словах, о том, что имена бывают общеупотребительные или же необщеупотребительные, то, что он называет глоссами, важность метафор, аналогий, неологизмов и различных словоизменений, – все это является, безусловно, релевантным для лирики, едва ли не основной частью лирического творчества, помимо изображения характера лирическим поэтом.
Очевидно, к лирике можно отнести требование о ясности слов, требование о низости слов или благородстве – зависит от характера лирики, серьезная она или насмешливая. И то, что Аристотель требует соблюдать некоторую меру, это тоже, безусловно, относится к лирике.
Теперь, что касается объема, то объем лирического произведения в принципе не определен. Требование единства и меры сохраняется, но какого-то объема, который можно установить для драмы и эпоса, для лирики, очевидно, установить невозможно. Как это реализуется в реальности? Лирик использует
разные размеры, мы помним, что об этом шла речь и касательно эпоса. Эпик использует гекзаметр. Что касается драматургов, то размер, который используют драматурги, зависит от типа текста, который произносит персонаж.
Если это диалог, разговорная речь, то будут использованы ямбы, если это иного характера речь, допустим, это хор марширует, то это будет дактилем, и так далее. Мы помним, что метр для античного слушателя связан в его сознании с некоторым содержанием, каждый метр как-то охарактеризован. Например, ямб близок к разговорной речи, создает впечатление, что ближе к разговорной речи, нежели к чему-то другому. И тут важно отметить следующую особенность древней античной лирики, мы сейчас говорим о древней античной лирике, той, что еще называется ранней. Это, скажем так, национальный характер каждого типа метра, ведь метром может быть не только ямб и дактиль, метр может быть и каким-то мелодическим рисунком. Так вот, считалось, что малоазийские мелодии жалобны, дорийские мужественны, лидийские изнеженные, фригийские соответствуют экстатическому состоянию и так далее. Такова в целом картина, которую представляет собой лирика как таковая.

6
Вопрос о происхождении лирики Аристотель не обсуждает. Мы можем сказать только, что лирика появилась, видимо в неоформившемся виде, в фольклорном виде, очевидно, одновременно с эпосом, скажем так, в седую древность. А что касается более адекватных дат, то лирика появилась раньше драмы, и обычно её возникновение относят к VI–VII векам до н.э. Причем у нас есть даже некоторая датировка для лирики. Дело в том, что у одного из лирических поэтов, у Архилоха, описывается затмение, которое можно просчитать, когда оно было. Оно было 6 апреля 648 года до н.э. Соответственно эту дату можно считать, скажем так, даже и началом вообще датировки первой греческой литературы, потому что до этого никаких точных датировок у нас быть не может. Хотя известна дата падения Трои, её вычислял Эратосфен, и прочие даты, но вот такая конкретная привязка, наверное, – это первая классическая привязка, а это соответственно VI–VII века до н.э. – начало греческой лирики.
Лирика всегда противопоставляется эпосу как отображение не чего-
то общего, а чего-то индивидуального. Изначально лирика, к какому бы подвиду, поджанру она ни принадлежала, излагает некоторые достаточно индивидуализированные переживания поэта, которые могут быть более общественными или менее общественными.
Лирика
изначально
ориентирована на человека, а не на общество, не на какие-то действия, совершаемые этим лицом, как допустим драма – она на действия ориентирована, лирика ориентирована на человека.
Поджанры лирики
Какие есть поджанры лирики? Мы уже говорили, что есть лирика, а есть мелика, мелос. Это такое основное, простейшее, что называют, деление. Какие есть подвиды каждого из этих двух групп, как опять-таки говорят студенты, стихов? Так вот, лирика, собственно лирика декламационная, делится на две большие группы – это элегии и это ямбы.

7
Элегия: это слово, слово elege, изначально означает, возможно, простейший музыкальный инструмент фригийский, может быть свирель, или связь тростниковых палочек. Или же, другой вариант происхождения от греческого слова elegos – печальная песнь. От чего происходит слово лирика, думаю, понятно. Это лира, инструмент, похожий на нашу цитру, в который постепенно добавлялось все больше и больше струн, потом дошло до девяти.
Значит, элегия изначально предполагала некоторые возвышения, причем самого разного рода возвышения, обычно элегия писалась в форме элегического дистиха, это гекзаметр. Дистих – два стиха, две строчки, значит.
Первая строчка – гекзаметр, шесть дактилей, а вторая строчка – это пентаметр, пять дактилей, причем организована вторая строчка так, что перед паузой, перед цезурой, как известно, должно идти ударение: Гнев бóгиня воспóй / пауза
– цезура, в дактилическом гекзаметре далее должны идти безударные одна или две, и продолжатся три оставшихся дактиля. В пентаметре вот эти безударные слоги после цезуры отсутствуют, и будет идти ударный слог сразу дактиль, более того отсутствует и последний безударный слог, т.е. в пентаметре не хватает трех слогов, фактически, не хватает одной дактилической стопы, т.е. ритм там будет такой тá-та-та-тá-та-та-тá/тá-та-та-тá-та-та-тá. И помним о том, что две краткие, это в русском языке они мыслятся как безударные, а в античных языках, в греческом и латинском, краткие могут заменяться на долгую, и ритмический рисунок может как-то разнообразиться.
Кто писал элегии? Элегии писали самые разные авторы, в том числе из самых известных элегиков это Солон, который писал элегии на общегражданские темы, писал политические элегии. Далее это Тиртей и
Каллин – они писали воинственные элегии, это Ксенофан – писал философские элегии. Как видите элегии – это всегда некоторое размышление.
Далее гномические, т.е. сентенции, такие вот суждения о смысле жизни, о том, как все должно быть, писал Фокилид. И у нас еще есть дидактические элегии
Феогнида и, наконец, личные любовные элегии Мимнерма. Из элегии, как

8 считается, возможно, произошла эпиграмма, некоторое критическое размышление.
Теперь что касается следующего подвида декламационной лирики – это
ямбы. Что означает слово «ямб», не совсем известно, изначально это было некое критическое осмысление окружающего мира, обычно достаточно язвительная оценка. Возможно, это слово означает некоторое движение в танце, шаг танцевальный, что до сих пор не доказано, но это самое разумное предположение. Ямб связан со стандартной разговорной речью, с обычной ходьбой и прочим.
Какие авторы писали ямбы? Самым знаменитым ямбографом является
Архилох. Он, кстати, также писал и элегии, что в целом не характерно для ранних авторов и для греческих авторов, мы это уже говорили. В Греции автор выбирал некий жанр и разрабатывал его, он не писал в разных жанрах и обычно даже в разных поджанрах. У лириков это практически всегда соблюдается, трагики, кончено, могли писать трагедии разного характера, однако если человек был трагиком, то он не писал комедии. Архилох – самый знаменитый ямбограф, к ямбографам также относятся и Семонид Аморгский и Гиппонакт.
Это декламационная лирика.
Теперь мелика. Мелику можно разделить на две крупных группы – это
сольная мелика и хоровая. Остановимся сначала на хоровой мелике. Вы увидите, что в учебниках часто вначале её называют мелика, а потом везде называют лирикой, как общим названием такой поэзии в том виде, в каком мы это сейчас воспринимаем, надо иметь в виду, что вообще она должна называться мелосом. Хоровой мелос тоже бывает разных подвидов, в целом можно сказать, что здесь присутствует, скажем так, национальное или географическое разделение. Мы помним, что различные нации имели различные музыкальные ходы, которые воспринимались слушателями определенным образом, также это отличие касается и слов, ведь в греческом до эпохи Александра Македонского не было единого древнегреческого языка.

9
Если, допустим, кто-то из вас слышит, что, например, Платон или такой-то автор писал на древнегреческом языке, то, если этот автор жил в Афинах, он писал на аттическом диалекте, а если он не жил в Афинах, то вполне возможно, что он писал на другом диалекте греческого языка с соответствующими особенностями.
Так вот, хоровая лирика делится на две группы: это лирика,
связанная с конкретной местностью, и лирика общегреческая, к общегреческой лирике относится знаменитый автор Пиндар и еще некоторые другие более мелкие – это Симонид Кеосский и Вакхилид. К местной, локальной лирике, не провинциальной, а лирике местного характера, относится, например, дорийский автор Алкман. Я думаю, что разницу между сольной и хоровой лирикой объяснять нет необходимости.
Теперь что касается сольной лирики. К сольной лирике относятся те самые эолийские поэты, о существовании которых обычно слышало большинство студентов – это Алкей и Сафо. Они жили на острове Лесбос, это лесбосский извод сольной лирики. Были также авторы и в других местностях, опять же мы видим здесь деление на местность. Это Стесихор, он был сицилийцем. Были и такие поэты, которые не были привязаны к определенной местности, такие как Анакреонт и Ивик. Такова в целом структура и деление на поджанры древней лирики или раннегреческой, как она еще называется. И если опираться на Аристотеля, то мы видим, что для декламационной лирики деление осуществляется по метру, по размеру, а также по содержанию, т.е. по средству подражания и по предмету. Что касается хоровой лирики, то различие на поджанры идет по способу подражания, каким образом – это один человек или же их много.
Теперь охарактеризуем в целом историю развития различных
лирических жанров. Мы знаем, что вообще поэзия имела всегда или почти всегда, как мы это увидим, некоторое разделение. Одна поэзия была для масс, для всех, а вторая для элиты. Это разделение или, скажем так, его отсутствие,

10 это факт, на который всегда нужно обращать внимание в истории литературы – это
  1   2   3


написать администратору сайта