Лекция Лирика. Теория
Скачать 250.21 Kb.
|
элитарная литература или же массовая литература. В некоторые этапы развития литературы эти понятия могут совпадать, а могут отличаться. Это важный момент. Если посмотреть на историю литературы вообще и лирики в частности, то мы увидим, что динамика развития литературного искусства, и вообще любого искусства, оказывается тесно связанной с общественными тенденциями и со сплочением и расслоением общества. Для греческой архаики и классики наблюдается очень четкое разделение. Есть тексты для всех – это Гомер, эпос, он всегда для всех, это аттическая трагедия и комедия, отметим, что характерно только для Аттики, Аттика – это место, где расположены Афины и окружающий их подчиненный регион. В лирике жанром для всех являются хоровые поджанры, Пиндар – это для всех, гомеровские гимны – это для всех, а вот вся остальная лирика, и элегии, и ямб, и сольная лирика, и даже частично бывало и хоровая некоторая, например, такая, как Алкман, она не была предназначена для широкого употребления. Это лирика элит, которые на досуге сочиняют некоторые изысканные стихотворения, выражая в них изысканные чувства. Что происходит далее, когда заканчивается период классики? Наступает эллинизм. И структура общества вообще меняется. Полисы как государственные образования исчезают и появляются общегосударственные, огромные государственные агломерации – империя Александра Македонского, потом его приемники Диадохи организуют огромное государство, чего не было раньше, поэтому потребители словесности становятся общегреческими. Отсюда следующие особенности. Во-первых, способы распространения литературы значительно улучшаются, прогрессируют, книги становятся более распространенными. Свитки (вы все знаете, что в античности книг в нашем виде не было, это большая редкость – эти так называемые тетради – сложенные вчетверо листы, а так обычно это были свитки папирусные), так вот, их производство значительно ускоряется и улучшается, что оказывает понятное 11 воздействие на литературу и на её распространение. А также литература от обслуживания настоящего переходит к другой фазе. Ныне она обеспечивает связь настоящего с прошлым, и появляются школы. Школа с одной стороны культивирует некоторый канон, мы помним, об этом речь шла и ранее, есть некоторый александрийский канон – какие авторы наиболее прекрасны в каком жанре. Собственно говоря, по каковой причине эти авторы сохранились, а другие, не вошедшие в канон, сохранились плохо. Канон был и для эллинистической школы, и мы потом увидим, в позднеантичной школе тоже будет канон – канон Квинтилиана. Что касается нового. Это, предположим, старое, оно культивируется и окаменевает постепенно. Что же новое создается? Что касается абсолютного нового в литературе для всех, то это в основном то, что Гаспаров называет эстрадной литературой, т.е. это некоторые анекдоты, новеллы, может, эпиграммы. Итак, мы видим, что развитие, в общем-то, определяется обществом. Есть некоторые потребности, скажем так, нелитературные, и так появляется в той форме, в которой появляется эпос, появляется драма, ранняя лирика. А потом, общественность ведь включает в себя и общество людей как таковых и отдельных представителей, а когда сменяется парадигма, когда наступает эпоха эллинизма, то получается, что у нас, с одной стороны, есть школа, которая следует канону и совершенно не склонна меняться, а с другой стороны – внутрилитературная игра, оторванная от потребителя. Представители школы – это фактически те самые лирические и мелические авторы, которых мы уже перечислили, особенно из них были популярны Алкей, Архилох, Сафо и Пиндар, но и остальное тоже, в общем, довольно популярны. Что касается литературы, если это не массовая литература, которая практически не сохранилась, то элитарная поэзия совершенно оторвана от массового потребителя и в основном являет собой литературу-игру, основанную на том, что читатель понимает, о чем говорит поэт, потому что он знает такое же огромное количество всяких сведений, они ему известны, также, 12 как и автору. И некоторые произведения, очевидно, могли понять в момент их издания, может, только человек десять во всем мире, настолько они были изощренные. Не только понять, человек может понять, вот идет речь о каком-то таком персонаже, хотя и это даже трудновато, например, поэма Ликофрона «Кассандра» очень трудна для понимания даже нами, хотя у нас есть и словари, и пособия различные, нам тоже это довольно трудно понять, даже ученым. Представителями, более-менее доступными даже для современного читателя, из элитарной поэзии являются Каллимах и Феокрит. Каллимах писал гимны в основном. Написал небольшую поэму «Причины» и мы его упоминали в контексте эпоса, когда говорили об Аполлонии Родосском, который был его знакомым и вечным соперником, они были оба связаны с Александрийской библиотекой. Один из них был начальником, а другой был подчиненным, и они спорили о том, какова должна быть поэзия. Аполлоний считал, что идеальный вид поэзии – это эпос, и писал эпос. Каллимах же считал, что большая поэма – это большое зло, и писал всегда только маленькие поэмы, «Причины» – это небольшая поэма-эпиллий. Поскольку такие вещи как лирика, эпос и драма к данному моменту являют собой уже нечто достаточно определенное, то начинают зарождаться некоторые поджанры. Вот, например, тот же эпиллий – это нечто среднее между эпосом и лирикой, он даже так называется epyllion переводится с греческого как маленький эпос, такой «эпчик». Феокрит писал идиллии – жанр, безумно популярный впоследствии в Европе, отсюда пасторали – популярный жанр и в римской литературе. И вот мы переходим к Риму. Мы знаем, что в Риме не было такого постепенного накопления и канонизации культурных ценностей в школьной традиции, как это было в Греции. Римляне начали принимать греческую культуру и фактически начали новый отсчет своей цивилизации, и у них наблюдается огромный разрыв между доблестными, но при этом невежественными, эстетически неразвитыми предками и просвещенными римлянами более поздней эпохи, скажем, первой-второй Пунических войн, 13 которые, может быть, не были столь прекрасны по своим нравам, по нравам древних, но зато были просвещены греческой культурой. Как говорит Гораций во второй книге посланий, первое послание 156 строка, что побежденная Греция пленила диких победителей. Это немаловажно, что они в этом плане были действительно дикими. Вследствие этого в Риме несколько другая ситуация со школами, и это касается и лирики, и эпоса, и драмы. Во-первых, в школы легко принимаются новые произведения по причине отсутствия своих старых, но и, естественно, по некоторым другим причинам. Во-вторых, довольно долго существует разделение между обученными и необученными слоями, оно нивелируется только к I веку н.э. И также для Рима крайне важно понятие досуга, по- латински досуг будет otium, есть negotium – это делать действия какие-то, работать, скажем так, а есть otium – досуг. И наличие этого досуга, отношение к нему и его использование оказало огромное влияние на развитие поэзии. Вообще развитие латинской поэзии можно разделить на несколько этапов, как это делают большинство исследователей, тот же Гаспаров. Это устное творчество – примерно до 250 г. до н.э., потом ранний период – 250– 150 гг. до н.э., когда они в основном занимаются подражанием грекам. Когда поэзия в основном ориентирована на низшие слои, она эллинизирована, эллинизирована на низшие слои, потому что элита еще не эллинизирована, она держится доблестных древних римских обычаев, в основном все распространяется в школе и на сцене. Греки здесь являются наемниками, и сам поэт – просто театральный поденщик, он нанимается для того, чтобы развлекать массы, массовую публику. Он обычно вступает с римлянами в отношения «патрон – клиент». Поэт – это обычно клиент. Знать не интересуется в этот момент еще литературой поэтической, она интересуется историей, анналами – подобной литературой, важной, государственной, а не литературой драматической, литературой лирической. 14 Для нас, поскольку речь у нас идет о лирике, будут важны следующие три этапа: второй этап – это литература эпохи гражданских войн, примерно со 150–40 гг. до н.э.; третий этап – это золотой век Августа, примерно с 40 г. до н.э. по 15 г.н.э.; и последний, четвертый этап – это литература эпохи империи, она начинается примерно с 15 г. н.э. Что важно для лирики? На втором этапе элита наконец начинает интересоваться греками в плане поэтической литературы и начинает подражать им. Катон-старший считал, что у греков надо учиться, а подражать и зазубривать их наизусть не надо. Но возобладало мнение не Катона – великого ревнителя нрава древних, а мнение Сципиона-старшего, который был человеком крайне эллинизированным, ориентировался на великих греков типа Александра Македонского и прочих. Греческий язык становится обязательным к изучению, образуются грамматические школы, риторические школы, и соответственно начинает развиваться и латинский язык. Он к этому времени уже несколько развит, потому что все-таки народные представления, переводы способствуют развитию языка, и когда элита наконец заинтересовывается этим, в её руках оказывается довольно-таки развитый инструмент. Публика уже достаточно подготовлена, она и слушает, и читает, и проза развивается, о чем будет в следующих лекциях, и поэзия постепенно становится таким постоянным элементом досуга для элиты, потому что она отдаляется постепенно от народной массы. Для масс остается сценическая поэзия, как и раньше. Причем постепенно трагедия теряет свое положение и сходит на нет, последним крупным трагиком был Акций, зато очень популярной становится комедия, которая с большой скоростью проходит греческий тип развития и приходит примерно к 50-м годам к такому представлению, как мим, текстов которого у нас не сохранилось. Это представление с архаическими чертами. Эпос – это школьное дело в этот момент, а вот для среднего читателя предполагаются сатуры. Что такое сатура? С одной стороны, это то, что связывается, согласно своему имени, с сатировской драмой, которую 15 Аристотель считал родоначальницей сценической поэзии, с другой стороны, сатура – это такое блюдо, которое являет собой смесь разных продуктов. Поэтическая сатура – это обычно смесь разных мотивов, но в целом это можно охарактеризовать как поэзию личную, когда автор может писать сам о себе, высказывать некоторые размышления и также критиковать кого-либо. Причем опирается сатура в основном на «Ямбы» Каллимаха, это еще одно его произведение, и на диатрибы Мениппа, это еще один подвид литературы. Но то, что было в эллинизме, то, на что опирается сатура – это в основном смесь из отмирающих жанров, а для римлян это смесь из еще недооформившихся жанров, и потому она способна к дальнейшему развитию. И появляются новые жанры – дидактические поэмы, ученые поэмы типа Лукреция, которые нас сейчас не интересуют, появляются также и любовная лирика и автобиографическая. Это предшественники будущих неотериков, поэты типа Лутация Катулла. Появляется сатира или сатура – это следующий этап, третий этап в эпоху Августа, она будет прославлена самым великим именем – Горацием. Лирика становится важнейшим жанром для досуга человека, и она открыта всем влияниям. На неё влияет и эллинистическое грамматическое искусство, и александрийское эстрадное творчество, и уже перечисленные ямбы и диатрибы. И римская лирика – это такая смесь, она не вся называется сатурами, но даже та, которая не относится к сатурам, представляет собой продукт самых разнообразных влияний. Что мы имеем для этого этапа эпохи гражданский войн? Это поэзия тех самых неотериков ближе к концу периода, к неотерикам у нас относится такой поэт как Катулл, и это эпиллии, которые создаются различными авторами. Неотерик Катулл их тоже создает. Причем особенность данной поэзии заключается в том, что у римлян появляется специфическое отношение к досугу. Досуг этот воинственно противопоставлен заботам, делу, т.е. это такие пустые заботы, суета, а вот досуг – это прекрасно, поэтому можно высмеивать различным образом этот досуг, эти пустые заботы, причем надо отметить, что 16 греческая поэзия в этом плане спокойнее в отношении к досугу и труду, а римская поэзия на этом этапе неравнодушна к этим отношениям. Кстати, неотериков очень не любил Цицерон, он считал, что их поэзия антиобщественна, он их всячески клеймил. Это он их прозвал неотериками, neoteroi с греческого – это новенькие поэты, типа выскочки. Для неотериков, в отличие от поэтов предшествующего периода, от авторов раннего эпоса и прочее, эллинистическая поэзия имеет другой статус, та поэзия, на которую они ориентируются. Если для Энния эллинистическая поэзия – это материал, который обеспечивает связь с прошлым, то неотерики воспринимают эллинистическую поэзию так же, как в некотором смысле её воспринимали сами авторы элитарной части этой поэзии, – как отталкивание от прошлого. Т.е. для них эта поэзия – больше литературная позиция, то, что они заимствуют у Каллимаха – больше литературная позиция, нежели какие-то изыски. Когда вы будете читать стихотворения Катулла, вы обнаружите, что дело у него не в изысках каких-то, т.е. неотерики не хотят быть вторым Гомером, как Энний, они хотят быть самими собой. И неотерики часто сознательно уклоняются от общественной жизни. Поэты этой эпохи часто либо сознательно уклоняются от общественной жизни, как, например, автор сатур Луцилий, состоятельный человек; либо это молодые люди, не вступившие в политическую жизнь или не сумевшие завоевать большое место, типа того же Катулла, который является частью клиентской свиты своего патрона; или же это политики и деятели, которые между делом, во время своего досуга занимаются литературным творчеством, таков, например, Цицерон. Важную роль для римской поэзии этого периода играют литературные кружки, причем между клиентом и патроном здесь отношения больше дружеские, нежели клиентские, и даже можно сказать, что дружеские отношения категорически превалируют над отношениями клиент – патрон. Следующий этап наступает вместе со смертью Цезаря и наступлением власти Августа. Гражданские войны оканчиваются, и римское государство 17 вступает в достаточно мирный этап. Этот мир, который Август принес Риму, такой долгожданный, и соответственно досуг, который сильно увеличился, количество которого сильно увеличилось, теперь представляет собой государственный интерес. И если раннее поэзия была для знати, для масс, то теперь эта поэзия всех, публика уже подготовлена, особенно городская, она массово подготовлена, и интерес к поэзии он общий. И поэзия эта – элемент досуга всех. Она предназначена для всех римлян, и средства распространения радикально увеличиваются. Появляются общественные библиотеки. Первая библиотека – это публичная библиотека, созданная Асинием Полионом в атриуме свободы. Она была создана в 39 г., по её образцу и Август создаст свою библиотеку, и прочие. Отныне публичные библиотеки будут появляться массово. Ранее библиотеками являлись частные библиотеки какого-либо патрона, теперь это библиотеки публичные. Более того, появляется такой элемент общественной жизни, как рецитация – публичное устное чтение каких- либо произведений, что также знакомит с этим произведением широкие слои населения. Книготорговля существенно улучшается. Да, во время борьбы Августа с Антонием в Египте поставки папируса на какой-то момент были нарушены, но далее они были восстановлены, и книготорговля очень сильно прогрессировала. Что касается кружков – то они по-прежнему сохраняются, однако носят несколько иной характер, и также надо сказать, что помимо кружков, где есть какой-то состоятельный покровитель, у римлян появляются молодежные клубы, организованные из риторических школ. Помимо молодежных клубов в риторических школах, публичных библиотек, рецитаций и книготорговли, которая становится все более массовой, а не заказной. Огромную роль играют поэтические кружки, которые и на предыдущем этапе активно существовали, они претерпевают некоторое развитие, например, важную роль играет кружок Мецената и другие. Надо отметить, что кружки в этот период носят несколько иной характер, чем в предыдущий. Если в прошлый период это все-таки была более-менее искренняя 18 дружба между патроном кружка и его членами, теперь их отношения все более возвращаются в отношения патрон – клиент. Все, конечно, зависит от каждого конкретного случая, но в целом это именно дружба, замешанная на этих отношениях. У Мецената в его кружке это скорее игра в дружбу, то есть, например, Меценат может по-дружески обращаться к Горацию, а вот Гораций к Меценату все-таки обращается снизу вверх. В кружке Валерия Мессалы, это государственный крупный деятель, отношения были еще ближе к отношениям патрона и клиента. Другую позицию занимает и сам меценат. Для него отношения между досугом и трудом несколько иные; дело в том, что досуг мецената – это практически основное его занятие. А вот труд – то, что называется negotium – это фактически перерыв в огромной продолжительности вот этого досуга. Оправдание у него, конечно, для этого было – он говорил, что он служит высшей цели, он покровительствует поэтам и тому подобное. Надо сказать, что в то время были весьма распространены такие вещи, как панегирики, прославления. У Мецената, правда, было к этому довольно мягкое отношение, а вот у того же Августа – более серьезное. Август был более склонен к позиции Цицерона, что поэт вообще должен прославлять Рим в своих стихах, а не, так сказать, исключительно связь людей и богов и прочее. Ведь в это время как раз в поэзии Горация появляется наименование поэта как пророка, человека, вдохновленного богами, который и осуществляет эту связь между людьми и богами. А поэт в этот период играет огромную общественную роль. Поэтому важен не только его дар, но и его искусство. То, что он делает, это крайне важно. Он не должен особенно увлекаться вдохновением, потому что есть в этом опасность, поскольку в мирное время у всех огромное количество досуга, и люди могут творить в любых количествах. Вот и Гораций тоже предостерегает, что не надо увлекаться слишком вдохновением, экстазом, в отличие от Аристотеля: как мы помним, он говорил, что поэт может либо |