Главная страница

Лекция Лирика. Теория


Скачать 250.21 Kb.
НазваниеЛекция Лирика. Теория
Дата16.05.2022
Размер250.21 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаlekcija. tema 7.pdf
ТипЛекция
#532539
страница3 из 3
1   2   3

19 впадать в экстаз, потому что он умеет это делать, либо вообще быть экстатическим человеком.
Кроме того, в этот период поэзия оттесняет прозу из литературы, посвященной, скажем так, negotium, труду, делу. Поскольку досуг в это время берет на себя некоторый, так сказать, облик дела. Поэт, конечно, не должен опускаться при этом до массового уровня, он должен поднимать в своих стихах некоторые большие темы, темы современных судеб Рима, отсюда масса нравоописаний и обобщений в литературе этого периода.
Что касается школьной программы, то в нее активно включаются новые авторы. Есть, конечно, некоторое сопротивление, и сопротивляется и сама школа как таковая, поскольку школа как некоторое объединение, как некоторая инстанция, она вообще склонна к традиционализму. Так же сопротивление оказывает и невежество зрителей, еще не до конца, скажем так, обученных. И отсюда мы имеем борьбу новых поэтов с архаистами, которая отражена в одном из посланий Горация, его «Послании к Августу», это первое послание второй книги. Он там высмеивает дурацкую логику, что, мол, старое лучше по таким-то причинам, он это очень едко высмеивает, говорит, что всё когда-то было новым, и если так считать, то вообще ничто никогда никуда не может развиваться. И Гораций там также упоминает то, что драматурги вынуждены приспосабливаться к невежественным зрителям. Сам факт упоминания драматургов и этой темы драмы присутствует и в поэтике Горация. Он говорит о том, что в этот период литераторы пытаются опять занять сцену, которая давно уже оккупирована массовыми представлениями, в основном мимами, для массового зрителя, а поэты изысканные, скажем так, элитные, в предыдущие периоды, как мы помним, для сцены в основном не писали. А в это время, в этот третий период, когда поэзия становится более массовой, то она оказывает влияние и на сценические представления.
Самые знаменитые поэты этого времени, конечно, – Вергилий, Гораций,
Овидий, в их литературе мы видим полное отражение всего

20 вышеперечисленного. Вергилий пишет мифологические произведения, например, та же «Энеида» – это не только ученый эпос, но и поднятие темы судьбы Рима. Или «Георгики» – это, с одной стороны, такой ученый александрийский эпос, как описал его Арат, но в то же время тема труда, спасительного труда, эта несвойственная александрийцам тема, нечто новое, свойственное этому периоду. У Овидия лирика самая разнообразная: и любовная, и ученая, те же «Фасты», эпос, и уж тем более «Метаморфозы» – также полностью отражают эти веяния: и ученость поэзии, и в то же время ее, скажем так, изысканность выражений и понятность все-таки довольно большому кругу. Это александрийская поэзия, но в то же время и не александрийская, а уже римская, римское явление. И, конечно, отдельно здесь стоит лирика Горация. Овидий писал и лирику, и драму, и эпос, те же
«Метаморфозы» – это переработка, в общем-то, всех малых александрийских форм в общедоступный текст. И он писал в самых разных жанрах. А вот
Гораций об этом пишет и в «Послании к Августу»: я не могу предпринять написание эпоса, потому что, мол, это мне не по силам, и всё такое прочее.
Типичный топос некоторого самоунижения и отстранения от некоторых тем, которые нежелательно по каким-либо причинам развивать. Гораций в основном писал лирические произведения. Что касается их метрического содержания, то это в основном ранняя греческая лирика, именно ее имитация, что оказывает некоторое влияние на его тексты, поскольку, в отличие от александрийцев, ранняя греческая лирика, как мы говорили, несла на себе некоторый след живой общественно-политической жизни, которая непосредственно отражается в текстах; и не только жизни, но и чувств людей, и чувств авторов, которые пишут эти произведения. В текстах Горация, нельзя сказать, что очень много таких искренних чувств, но какое-то влияние уже ощущается. И в текстах
Овидия, в «Посланиях с Понта» и в «Тристиях» это ощущается особенно ярко.
Это фактически переход к чему-то новому, обратно к искренним влияниям

21 чувств в поэзии. В этом еще одна деталь, которая отличает римскую литературу от литературы александрийской.
Гораций также является, помимо своих знаменитых эподов, сатир и од, автором посланий, и одно из посланий – это знаменитое «Послание к
Пизонам». «Послание к Пизонам» Горация также иногда называют «Поэтикой», оно называется еще по-латински ars poetica – поэтическое искусство. Когда вы будете его читать, у вас может изначально возникнуть впечатление, что
«Поэтика» совершенно хаотична. Гораций говорит вдруг о том, об этом, непонятно, в какой связи эти части находятся друг с другом. И действительно, в своей основе «Поэтика» несколько эклектична. Причем Горацию здесь принадлежит лишь отбор и группировка чужих положений. Но на самом деле в ней есть внутренняя стройность, причем стройность эта трехсторонняя. С одной стороны, «Поэтика» представляет собой некоторую, скажем так, эпистолярную беседу, то, что по-латински называется sermo, речь, это некоторая мысль, изложенная в живом разговоре. С другой стороны, это некоторый учебник по тому, как писать поэзию. Он логический внутри. А с третьей стороны, «Поэтика» – это, безусловно, художественное произведение.
И там есть некоторые образы и мотивы, выстроенные достаточно равновесно.
Знаменитый ученый Скалигер говорил, что «Поэтика» Горация – это искусство без искусства. В чем смысл этого высказывания? Смысл в том, что Гораций считает, что искусство состоит в том, чтобы скрывать искусство. Тем в
«Поэтике» действительно поднимается очень много, прямо как в сатуре, это еще один такой поджанр, о котором подробно будем говорить в следующей лекции. Что касается первой стороны, именно беседы, эпистолярной беседы, то, безусловно, темы эти сменяют друг друга, между ними есть сглаженные и как бы обрывистые переходы, в середине произведения кажется, что полностью всё смешано.
Что касается «Поэтики» как учебника, то здесь Гораций строит ее так, что она относится к поэту так же, как риторика к оратору, а ремесло к

22 ремесленнику. И здесь можно разделить «Поэтику» на две части (схему, о которой мы сейчас будем говорить, предложил Морган в 1905 году, и он разделил на следующие части): это первая часть, начало до 294 стиха, – об искусстве поэзии, и с 295 до конца, до 476, – это о поэте. В первой части
«Поэтики» он говорит о частях: о знаменитых инвенции, диспозиции и элокуции, и далее о родах, или, как бы мы сказали, жанрах поэзии – об эпосе и о драме. А во второй половине, там, где он говорит о поэте, он рассуждает, откуда появляется поэзия, что питает поэта, что ему подобает, а что не подобает, какова его, скажем так, доблесть, вот этот virtus, и к чему приводят ошибки. Такова в целом структура «Поэтики», если рассматривать ее как учебник.
И что касается последней стороны, то есть «Поэтика» как художественное произведение, то здесь мы можем действительно обнаружить эстетическое равновесие частей этого художественного произведения. Он говорит сначала о поэтическом искусстве по отношению к его внутренним законам, о поэзисе, о собственно сотворении поэзии, далее он говорит о драме, то есть о поэтическом искусстве по отношению к потребителю, и, наконец, о поэте, о поэтическом искусстве по отношению к производителю его, поэту.
Основная идея «Поэтики» Горация известна, это «всё должно быть просто и едино» в тексте, который создает поэт. Всё должно быть, скажем так, на месте.
И вначале мы все прекрасно помним, что Гораций высмеивает разнобой в поэзии, приводит различные примеры, как, например, женщина с лошадиной шеей, с телом, украшенным пестрыми перьями, и с рыбьим хвостом – это вот пример нестройного произведения, не простого и не единого. Он и здесь, в
«Послании к Пизонам», и в «Послании к Августу» говорит, что надо быть и не за старину, и не за новшества, но за некоторые обычаи, то есть, с одной стороны, нужно придерживаться здравости изображения, а с другой стороны, не мешать естественному развитию жизни. Во всем, что делает поэт, говорит поэт, должно быть некоторое приличие, например, на сцене не должно

23 происходить ничего безобразного или отвратительного. И тут сразу вспоминаем другой знаменитый учебник поэтики, это «Поэтика» Аристотеля.
Надо, кстати, отметить, что Гораций намного более дидактичен, чем
Аристотель, а с другой стороны, он высказывает местами свои положения, смотрит именно с субъективной точки зрения, а Аристотель больше, скажем так, со стороны рассматривает этот процесс, его интересуют формы поэзии и так далее, а Гораций более занят творческим процессом.
Основная идея этого учения о единстве, цельности, о простоте, об отсутствии излишеств и крайностей – это всё касается самого произведения.
Что же касается поэта, то поэт должен проявлять особую тщательность в своей работе, исправлять свое произведение, менять его по десять раз, как говорит
Гораций, и даже откладывать его, прежде чем публиковать, на девять лет, чтобы иметь возможность здраво оценить получившийся текст. Он должен быть исключительно разумным, поэт, и стараться удалять и исправлять всякие лишние и неясные вещи в тексте. И цель его, поэта, – это и польза для читателя, и наслаждение.
Отдельно, как и Аристотель, Гораций говорит о языке поэзии, о том, что некоторые слова сейчас есть, живут, а потом умрут, соответственно, а старые могут ожить, или могут появиться новые какие-то слова, которые впоследствии станут общеупотребительными в поэзии. И поэт должен очень тщательно подбирать слова. Также поэт должен внимательно следить не только за формой, о том, чтобы всё излагалось как-то здраво и соразмерно, не только за тем должен следить, чтобы содержание было бы здравым, но и за тем, чтобы содержание и форма были бы едины. Поэт должен выбирать себе что-то по силам, должен уместно и правильно вплетать эпизоды, и композиция должна быть стройна, и форма должна быть изящна, чему и надо учиться у греческих поэтов, говорит Гораций. Хотя он вовсе не сторонник того, чтобы всё заимствовать у греков. Есть некоторое и развитие. Связь между содержанием и формой также напоминает Аристотеля. Если мы вспомним, что говорит

24
Аристотель о критике поэзии в самом конце «Поэтики», – он говорит, что есть двенадцать пунктов, по которым нужно судить о том, хорошее ли произведение или плохое. Пункты эти следующие: хорошо или плохо что-то кем-то сказано или сделано; далее, это предмет; далее, что касается способа, то кто это делает и говорит, кому, когда и для кого или для чего – это пять, и что касается средств, то каковы способы выражения – это шестой, глосса, метафора, ударение, знаки препинания, двусмысленные слова, особенности словоупотребления; итого одиннадцать пунктов. Также нужно учитывать предпочтение невозможного вероятного перед возможным, но невероятным.
Вот эти двенадцать пунктов, по которым следует оценивать произведение. Как мы видим, как для Аристотеля, так и для Горация также важны и форма, и содержание, и связь между ними – всё должно быть. А Гораций всё это объединяет идеей, что всё должно быть едино и просто в результате деятельности поэта. А порицает Аристотель, как мы помним, что-то невозможное, нелогичное, безнравственное, противоречивое и нечто противоречащее правилам поэтики. Это, в общем, соответствует правилам критики поэзии Горация, с той лишь разницей, что Горациев поэт ближе, скажем так, к искусству, чем к таланту. Он хоть и говорит, что важно и то, и другое, однако вся его «Поэтика», в сущности, посвящена именно искусству, а не таланту, потому что о таланте и говорить нечего.
Таков третий этап развития римской поэзии, он заканчивается примерно в
15 году. И надо сказать, что последний этап несколько отличается от предыдущих этапов, поскольку поэзия в это время, можно сказать, пошла по пути наибольшего спроса и наименьшего сопротивления. И мы имеем, с одной стороны, восхваляющий официоз, то есть восхваление властей, и также массовую мифологическую поэзию про всё, по образцам Крита, – Ювенал это очень критиковал. Что касается неофициальных поэтических произведений, то, с одной стороны, очень популярны такие канонизированные предыдущими этапами жанры, как, например, эпиграмма, и популярен тот же Марциал, и, с

25 другой стороны, популярны мифологические ученые поэмы, они становятся популярными в довольно-таки узком кругу. Это как, например, эксперименты
Лукана. Можно выделить также и некоторые попытки создать новую элитарную поэзию. Например, в первом веке неотеризм – можно выделить некоторую группу поэтов, во втором веке – архаизирующих поэтов, но в общем и целом римская поэзия этого периода, с начала первого века н.э. и до гибели
Римской империи, по своему статусу стала очень похожа на эллинистическую поэзию и ее место в греческой культуре. Есть некоторая элитарная поэзия, есть массовая, достаточно развитая. Поэзия как детище досуга – отныне это само собой подразумевающаяся вещь. Очень много поэзии пишется для поэзии, а всё остальное – оно живет просто по инерции. Средства, скажем так, обучения масс к данному моменту очень развиты. И библиотеки, и публичные чтения – это всё повсеместно распространено, книготорговля также очень развита.
Контраст между греками и римлянами отныне отсутствует – это просто жители огромной империи, и те, и другие, а что касается статуса поэта в последний этап, то поэт, конечно, по инерции остается пророком, но, скажем так, официальным пророком. А в глазах других авторов, типа Марциала и прочих, это, с одной стороны, некоторое голодное существо, которое ждет милости от патрона, – и, в общем-то, толпа так часто на него и смотрит – и некоторый чудак, который зачем-то этим занимается. А зачем он этим занимается, понятно в этом элитарном или полуэлитарном кружке его друзей и сообщников.
Таков в целом общий взгляд на античную лирику, а в следующей лекции мы с вами разберем и конкретных представителей.
Контрольные вопросы
Кто такие поэты и что такое поэзия?
Есть ли в лирике подражание и каково оно, если есть?
В чём отличие лирики от мелики?
Каковы лирические стихотворные размеры?

26
На что или на кого ориентируется лирика?
Каковы поджанры и авторы лирики?
Каковы поджанры и авторы мелики?
Какова роль лирики в развитии античной литературы?
Что такое канон?
Каково соотношение элитарного и массового творчества в Греции? В
Риме?
Каково развитие литературы и особенно лирики в Риме? Каково её соотношение с греческой литературой?
Что такое римские кружки?
Изложите основные тезисы «Поэтики» Горация, как она соотносится с идеями Аристотеля?
1   2   3


написать администратору сайта