Главная страница
Навигация по странице:

  • Роды художественной литературы * эпос лирика

  • Водевиль Фарс

  • Гегель характеризовал эпос, лирику и драму с помощью категорий « объект

  • Слова «эпическое» («эпичность»), «драмати­ческое» («драматизм»), «лирическое» («лиризм»)

  • Драматизмом

  • Эпос, лирика и драма, таким образом, свободны от однозначно-жесткой привязанности к эпичности

  • Семинарское занятие. Литературные роды и жанры

  • Лекция 3. Лекция Литературные роды, виды и жанры


    Скачать 55.5 Kb.
    НазваниеЛекция Литературные роды, виды и жанры
    Дата26.03.2022
    Размер55.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекция 3.doc
    ТипЛекция
    #418600

    Лекция 3. Литературные роды, виды и жанры.

      1. Литературный род и жанр.

      2. Принципы деления на жанры

    Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

    Первый подход: можно подробно рассказать о предмете разговора, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим;

    Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

    Третий подход: можно изобразить предмет разговора в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

    Словесно-художественные произведения издавна принято объеди­нять в большие группы, именуемые литературными родамиРазличают три рода художественной литературы: это – эпос (от греч. Epos – повествование), лирика (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драма (от греч. Drama – действие).

    Хотя и не все созданное писателями (особенно в XX в.) укладывается в эту триаду, она поныне сохраняет свою значи­мость и авторитетность в литературоведении.

    Современное литературоведение выделяет также четвертый, смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический, к которому относится поэма. Рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма проявляет себя как лирика.

    Каждый род литературы в свою очередь может включать ряд жанров. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, оды, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем могут «уйти» из «активного запаса» художников в зависимости от исторической эпохи.

    Как правило, в литературоведении вводится также понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае, к примеру, роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа (приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.).

    Примеры определения родо-видовых и жанровых отношений в литературе:

    • Род: эпосвид: повестьжанр: фантастическая повесть

    • Род: драмавид: комедияжанр: комедия положений и т.д.

    Лирические жанры делятся на тематические группы: медитативная, интимная (дружеская и любовная), пейзажная, гражданская, философская…

    Роды художественной литературы*

    эпос

    лирика

    драма

    Ниже жирным шрифтом выделены виды,

    нежирным – жанры

    эпопея

    роман:

    исторический

    фантастический

    авантюрный психологический

    утопический

    социальный...

    повесть

    рассказ

    новелла

    басня

    притча

    литературная сказка

    ... и т.д.

    Ода

    Гимн

    Элегия

    Сонет

    Послание

    Мадригал

    Романс

    Эпиграмма...

    трагедия

    комедия:

    положений,

    характеров,

    масок...

    драма:

    философская

    социальная

    историческая

    социально-философская

    Водевиль

    Фарс

    ... и т.д.

    *Подробнее см. Приложение: «Родовидовая классификация произведений художественной литературы»

    О родах поэзии рассуждал еще Сократ (в третьей книге трактата Платона «Государство»).

    Поэт, по Сократу, может: во-первых, впрямую говорить от своего лица (по сути, это важнейшее свойство лирики);

     во-вторых – строить произве­дение в виде «обмена речами» героев, к которому не примешиваются слова поэта, что характерно для трагедий и комедий (такова драма как род поэзии); 

    в-третьих – соединять свои слова со словами чужими, принадлежащими действующим лицам (что присуще эпосу): «И когда поэт приводит чужие речи, и когда он в промежутках между ними выступает от своего лица, это будет повествование».

    Сходные мысли о родах поэзии высказаны в «Поэтике» Аристотеля. Здесь коротко охарактеризованы три способа подражания (действительности) в словесном искусстве, которые и являются характеристиками эпоса, лирики и драмы: «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных».

    Гегель характеризовал эпос, лирику и драму с помощью категорий «объект» и «субъект». По Гегелю, эпическая поэзия – объективна; лирическая – субъективна; драматическая соединяет эти два начала.

    Благодаря В.Г.Белинскому как автору статьи «Разде­ление поэзии на роды и виды» (1841) гегелевская концепция (и соответствующая ей терминология) укоренилась в русском литературоведении.

    В XX в. роды литературы неоднократно соотносились с различными явлениями психологии (воспоминание, представление, напряжение), лингвистики (первое, второе, третье грамматическое лицо), а также с категорией времени (прошлое, настоящее, будущее).

    Однако традиция, восходящая к Платону и Аристотелю, себя не исчерпала, она продолжает жить. Роды литературы как типы речевой организации литературных произведений – это неоспоримая реальность. Родовая принадлежность во многом определяет организацию произведения, его формальные, структурные особенности.

    Роды литературы не отделены друг от друга непроходимой стеной. Наряду с произведениями, безусловно и полностью принадлежащими одному из литературных родов, существуют и те, что соединяют в себе свойства каких-либо двух родовых форм – «двухродовые образования». О произведениях и их группах, принад­лежащих к двум родам литературы, на протяжении XIX–XX вв. говорилось неоднократно. Так, Шеллинг характеризовал роман как «соединение эпоса с драмой». Отмечалось присутствие эпического начала в драматургии А.Н.Островского. Как эпические характеризовал свои пьесы Б.Брехт. За произведениями М. Метерлинка и А.Блока закрепился термин «лирические драмы». Глубоко укоренена в словес­ном искусстве лиро-эпика, включающая в себя лиро-эпические поэмы (упрочившиеся в литературе начиная с эпохи романтизма), баллады (имеющие фольклорные корни), так называемую лирическую прозу (как правило, автобиографическую), а также произведения, где к повествованию о событиях «подключены» лирические отступления (как, например, в «Евгении Онегине» Пушкина).

    Деление литературы на роды не совпадает с ее членением на поэзию и прозу. В обиходной речи лирические произведения нередко отожде­ствляются с поэзией, а эпические – с прозой. Подобное словоупот­ребление неточно. Каждый из литературных родов включает в себя как поэтические (стихотворные), так и прозаические (не стихотворные) произведения. Эпос на ранних этапах искусства был чаще всего стихотворным (эпопеи античности, французские песни о подвигах, русские былины, исторические песни и т.п.). Эпические в своей родовой основе произведения, написанные стихами, нередки и в литературе нового времени («Дон Жуан» Дж.Байрона, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова). В драматическом роде литературы также применяются как стихи, так и проза, порой соединяемые в одном и том же произведении (многие пьесы У.Шекспира, «Борис Годунов» АС.Пушкина). Да и лирика, по преимуществу стихотворная, иногда бывает прозаической (вспом­ним тургеневские «Стихотворения в прозе»).

    Слова «эпическое» («эпичность»), «драмати­ческое» («драматизм»), «лирическое» («лиризм») обозначают не только родовые особенности произведений, но и другие их свойства.

    Эпичностью называют величественно-спокойное, нето­ропливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости, широту взгляда на мир и его приятие как некоей целостности. В этой связи нередко говорят об «эпическом миросозерцании», художественно воплотившемся в гомеровских поэмах и ряде позднейших произведений («Война и мир» Л.Н.Толстого). Эпичность как идейно-эмоцио­нальная настроенность может иметь место во всех литературных родах – не только в эпических (повествовательных) произведениях, но также в драме и лирике (цикл «На поле Куликовом» А.А.Блока).

    Драматизмом принято назы­вать умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой.

    Лиризм – это возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей.

    Драматизм и лиризм тоже могут присутство­вать во всех литературных родах. Так, исполнены драматизма роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина», стихотворение М.И.Цветаевой «То­ска по родине». Лиризмом проникнуты роман И.С.Тургенева «Дво­рянское гнездо», пьесы А.П.Чехова «Три сестры» и «Вишневый сад», рассказы и повести И.А.Бунина.

    Эпос, лирика и драма, таким образом, свободны от однозначно-жесткой привязанности к эпичностилириз­му и драматизму как типам эмоционально-смыслового «звучания» произведений.

    Контрольные вопросы к теме «Родовидовые особенности художественной литературы»:

    1. Какие знаете роды художественной литературы?

    2. Чем характеризуется эпос как литературный род?

    3. В чем специфика лирики как литературного рода?

    4. В чем состоят характерные особенности драмы как литературного рода?

    5. Что такое лиро-эпическое произведение?

    Семинарское занятие.

    Литературные роды и жанры

    План:

    1. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема. Аристотель, Буало, Гегель, Белинский о различии между литературными родами по содержательным и формальным признакам.

    2. А.Н. Веселовский о жанрово-родовом синкретизме. Дискуссионность понятия «литературный род» в современном литературоведении. Жанр как «память искусства» (М. Бахтин).

    3. Эпос и эпические жанры. Генезис и эволюция.

    4. Лирика и лирические жанры. Генезис и эволюция.

    5. Драма и драматические жанры. Генезис и эволюция.

    6. Пограничные и индивидуальные жанрово-родовые образования. Устойчивость и историческая изменчивость категории «жанр».

    7. Сатира – четвертый род литературы? Обоснуйте свою точку зрения.


    Задание

    Изучите по хрестоматии «Введение в литературоведение» фрагменты работ: Аристотель «Об искусстве поэзии», Н. Буало «Поэтическое искусство», Г.В.Ф. Гегель «Лекции по эстетике», В.Г. Белинский «О русской повести и повестях Гоголя», В.В. Кожинов «О принципах деления литературы на роды», на основании их дайте теоретическое обоснование категориям «литературный род», «жанр (вид)».

    Охарактеризуйте жанрово-родовое своеобразие произведений А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка», Н.В. Гоголя «Мертвые души», Л.Н. Толстого «Война и мир».
    Литература
    1.Хализев, В.Е.Теория литературы : учеб. для вузов. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009.

    2. Фесенко, Э.Я. Теория литературы : учеб. пособие для студентов пед. вузов / - М.: 2008.

    3.Введение в литературоведение. Хрестоматия (любое издание).

    4.Жанры // Хализев В. Е. Теория литературы. − М., 2002. С. 357–382.*

    5.Жирмунский В. М. Введение в литературоведение: Курс лекций. − СПб., 1996. (Лекция 20. Проблема жанра; Лекция 21. Историческая эволюция жанра).*


    написать администратору сайта