Главная страница

Лекции по топограф. черчению (ЗиК). Лекция Определение топографического черчения как науки и учебной дисциплины


Скачать 0.56 Mb.
НазваниеЛекция Определение топографического черчения как науки и учебной дисциплины
Дата14.12.2021
Размер0.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛекции по топограф. черчению (ЗиК).pdf
ТипЛекция
#303118
страница3 из 3
1   2   3
Если на авторских оригиналах есть элементы или расстояния меньше допустимых, именно на стадии вычерчивания составительского оригинала, они должны либо опускаться, либо увеличиваться в размерах до минимально допустимых с сохранением геометрического подобия авторскому оригиналу.
При составлении очень сильно нагруженной карты на район со сложным рельефом допускается разделение содержания составительского оригинала на два листа (аналогично авторским оригиналам) и вычерчивание рельефа простым карандашом.
Составительский оригинал в зависимости от принятой технологии может быть передан на картпредприятие для изготовления с него издательских оригиналов или использован самим составителем для этой же цели.
Изготовить составительский оригинал можно двумя способами: либо вычертить копированием на просвет с авторских оригиналов, либо смонтировать из авторских оригиналов. Первый способ обеспечит более высокое графическое качество оригинала, но появляется лишняя ручная копировка со всеми нежелательными последствиями. Второй способ позволяет сохранить оригинальный рисунок автора. При этом руководителю работ надо предъявить к авторским оригиналам все требования, относящиеся к изготовлению составительского оригинала. Авторские оригиналы должны быть выполнены идентично, в одной тональности красок. В любом случае основой для вычерчивания или монтажа должен служить лист съемочного обоснования, а если его нет, - топооснова.
Вычерчивание составительского оригинала производится следующим образом. Лист съемочного обоснования накрывают листом, например пластика, на котором планируется рисовать оригинал. На оригинал переносят: координатную сетку, границы съемочных участков, фрагменты горизонталей на стыках, при необходимости - базовые точки. Если съемочного обоснования нет, лист пластика накладывают на топооснову и переносят с нее координатную сетку, твердые точки и линейные ориентиры, использованные в качестве опорных при корректировке. Производят сведение стыков авторских оригиналов. Для этого первые листы соседних оригиналов накладывают на лист съемочного обоснования.
Тождественные линии (горизонтали, тропы, контуры и прочее) соседних оригиналов, пересекающие стык, должны совпадать. Если такое условие не соблюдается, надо внести исправления в авторские оригиналы (подчисткой и врисовыванием), руководствуясь
положением этих линий на обосновании. В спорных случаях и при больших расхождениях (что наиболее вероятно при отсутствии съемочного обоснования) следует произвести контрольное полевое обследование стыка. При отсутствии съемочного обоснования сведение стыков производят совмещая координатную сетку и изображения твердых точек топоосновы и авторских оригиналов. Далее, совмещая первый лист авторского оригинала по линиям сетки, базовым или твердым точкам, границам участков с листом составительского оригинала, осуществляют копирование его содержания.
После того как все оригиналы скопированы, на листе вычерчивают рамки, контрольные круги, элементы зарамочного оформления. Надписи можно выполнять от руки - важно только, чтобы они занимали то же место по размерам и расположению, как и на издательском оригинале. Изображение закрепляется коллодием.
Изготовление составительского оригинала монтажом авторских оригиналов производится следующим образом. Сводят стыки авторских оригиналов. Первые листы их обрезают ножницами строго по своим границам. Лист съемочного обоснования (а если его нет, - топооснову) кладут на просветный стол и накрывают листом пластика. Авторский оригинал совмещают по линиям сетки, базовым или твердым точкам, границам участков с аналогичными элементами обоснования или топоосновы и приклеивают прозрачной липкой лентой или бесцветным клеем к листу пластика. После того как все оригиналы приклеены, вычерчивают рамки, контрольные круги и зарамочное оформление.
Издательский оригинал
Издательским оригиналом называется содержание карты, подготовленное к изданию чистовым черчением или гравированием и расчлененное на несколько листов по числу красок, используемых для данной карты. Отдельные листы издательского оригинала, подготовленные для той или иной краски, назовем оригиналом этой краски.
Способы изготовления издательских оригиналов с организационной точки зрения можно разделить на три группы:
1) издательские оригиналы полностью изготавливает составитель спортивной карты
(такой способ преобладает в зарубежной практике и широко распространен у нас в стране);
2) часть работ выполняет составитель, а часть - картпредприятие (как правило, оно осуществляет введение сеток фоновых элементов на разных стадиях подготовки к изданию или в процессе издания);
3) издательские оригиналы полностью изготавливает картпредприятие (этот способ пока редко встречается в практике).
Остановимся подробнее на первом способе. В наиболее общем случае спортивная карта издается в 7 красках: черной, коричневой, голубой, желтой, зеленой, серой, фиолетовой
(красной). Очевидно, что и число издательских оригиналов в этом случае равно 7.
Рассмотрим их содержание. Начнем с элементов, общих для всех листов:

1) кресты совмещения красок (на оригинале черной краски ими являются углы внутренней рамки, на остальных оригиналах - перекрещивающиеся под прямым углом линии, пересечение которых должно точно совпадать с углами внутренней рамки);
2) элементы контрольных кругов совмещения красок;
3) название краски данного оригинала, например "желтая", "зеленая" и т. д.;
4) надпись "Голова" (необходима для правильной ориентации негативов или позитивов при монтаже);
5) номер района (обычно при издании карт на один издательский лист монтируются карты нескольких районов; чтобы легче определить принадлежность оригинала, а также негатива и позитива к тому или иному району, он должен иметь номер, например "Район
№ 2");
6) подпись и фамилия исполнителя. Содержание пунктов 3, 4, 5, 6 рекомендуется располагать вне рамки карты, в непосредственной близости от нее.
Оригинал черной краски должен содержать: знаки А.201, В.202, В.203, А.204, В.205 (знак пещеры), А.206, В.207, А.208 (фигуры треугольников), А.208 (сетка), А.209, В.210, В.211
(точки), А.301 (абрисная линия), А.302 (абрисная линия), А.305 (абрисная линия), А.311
(абрисная линия), А. 319 (мост), А.320 (тропа), А.321 (тропа) А.409, А.410, С.414, С.420,
С.422, С.423, С.424, А.502, В.503, А.504, А.505, А.506, А.507, А.508, А.509, А.510, А.511,
(штрихи), А.512 (штрихи), А.513, А.514, (пунктир), А.515 (пунктир), А.516, А.517, А.518,
В.519, А.520, В.521, А.522, А.523, А.524, В.526, А.527, А.528, А.529, В.530, В.531, А.532,
А.533, В.534, В.535, В.536, С.537, С.538, С.539, рамки, надписи, соответствующие элементы зарамочного оформления, линии и стрелки магнитного меридиана, мерный отрезок с указанием размера, в который его надо вогнать.
Оригинал коричневой краски должен содержать: знаки А.101, А.102, А.103, А.104, А.106,
А.107, А.108, А.109, B.110, A.111, A.112, A.113, A.114, A.I 15, В.116, В.117, наполнение знаков А.502, В.503, А.518, соответствующие надписи и элементы зарамочного оформления по усмотрению составителя.
Оригинал голубой краски должен содержать: знаки А.301, (заливка), А.302 (заливка),
А.303, А.304, А.305 (заливка), А.306, А.307, А.308, А.309, А.310, А.311 (сетка), А.312
(сетка), А.313, А.314, А.315, А.316, А.317, А.318, А.319, А.320, А.321, С.323, С.324, линии и стрелки магнитного меридиана при выполнении их голубой краской, соответствующие надписи и элементы зарамочного оформления по усмотрению составителя.
Оригинал желтой краски должен содержать: знаки В.211 (заливка), А.312 (заливка), А.314
(заливка), С.323 (заливка), А.401, А.402, В.408 (заливка), С.414 (заливка), С.421 (заливка в случае, когда зеленый элемент соответствует знаку А.405, и сетка в случаях, когда зеленый элемент соответствует знакам В.403 и В.404), А.511 (полоса), А.514 (заливка),
А.528 (заливка), элементы зарамочного оформления по усмотрению автора.

Оригинал зеленой краски должен содержать: знаки В.403, В.404, А.405, В.406, В.408
(круги), А.411, В.412, В.413, С.421 . (в двух вариантах: 1) когда зеленая часть соответствует знакам В.403 или В.404 - сетка по всей площади; 2) когда зеленая часть соответствует знаку А.405 - линейная сетка под углом 45° с толщиной линии 0,5 мм и просветом 0,5 мм), А.512, А.515, след снегохода и элементы зарамочного оформления по усмотрению составителя.
Оригинал серого цвета должен содержать: знак В.212 и элементы зарамочного оформления по усмотрению составителя.
Оригинал фиолетового (красного) цвета должен содержать: знаки 601, 602, 603, номера
КП, линии, соединяющие КП, вспомогательные знаки обозначения дистанции, наименование возрастной группы, параметры дистанции, таблицу легенд-символов (в случае их использования), элементы зарамочного оформления по усмотрению составителя.
К издательским оригиналам предъявляется ряд требований:
1) они должны полностью повторять содержание составительского оригинала и макета по наличию и местоположению изображенных элементов;
2) все элементы и знаки должны быть вычерчены черной тушью, высококачественно, & полном соответствии с действующей таблицей условных знаков, по рекомендациям, изложенным на стр. 118;
3) бумага, на которой изготовлены оригиналы, должна иметь ровный белый цвет и быть наклеена на недеформирующуюся основу (алюминий, фанера, картон). Изготовление оригиналов на ватмане допускается для карт небольшой площади, а на восковке и пергамине не рекомендуется вообще. Изображение на пластике должно быть закреплено коллодием или лаком;
4) надписи и элементы зарамочного оформления должны быть подготовлены с помощью фотонабора на тонкой матовой фотобумаге и наклеены на оригиналы бесцветным клеем или прозрачной липкой лентой;
5) все оригиналы одного листа карты должны иметь одинаковые размеры, при этом кресты совмещения должны строго совпадать.
Изготовить издательские оригиналы можно двумя основными способами: 1) копированием на просвет на пластик с составительского оригинала, 2) вычерчиванием на ватмане, закрепленном на жесткой основе, по синим копиям или фотокопиям.
В первом случае материалом для изготовления оригиналов служат листы пластика, а работа производится непосредственным копированием на просвет с составительского оригинала. При выполнении работы придерживаться рекомендаций, изложенных на стр.
108. Работу надо начинать с оригинала черной краски. При подготовке оригиналов голубой, желтой и зеленой красок их пластики следует накладывать на предварительно
совмещенные составительский оригинал и оригинал черной краски для лучшего совмещения заливок и контуров.
Во втором случае составительский оригинал фотографируют и получают негатив, размеры которого должны строго соответствовать размерам составительского оригинала.
С негатива контактным копированием изготовляют синьки на жестких основах по количеству красок. Эту работу по договоренности может выполнить картпредприятие, издающее карту.
Синьки должны удовлетворять определенным требованиям. Цвет линий должен быть бледно-синим или голубым, линии рисунка - четкими, нераздавленными, на копии отсутствуют синий фон, пятна, загрязнения.
Затем на оригинале каждой краски поднимают (обводят) черной тушью элементы, относящиеся к этой краске. Оставшиеся синие элементы содержания при последующих фотоработах не дадут изображения на негативе.
Оба способа изготовления оригиналов выполняются с применением одинаковых, описанных ниже приемов.
Все штриховые элементы вычерчиваются с применением инструментов и приспособлений. Все заливки выполняются вручную пером, рапидографом или кисточкой.
Линейные сетки с широкими линиями (знаки А.311, С.323, С.324, А.402, В.406*, С.421 *) наносятся вручную. Предварительно с помощью штриховального прибора рейсфедером делается штриховка краев полосок, а затем полоски заливаются пером или кисточкой.
* Только в случаях, когда в них входит заливка.
Линейные сетки с тонкими линиями (знаки А.312, А.313, А.314, С.416, С.418, А.524) допускается делать вручную, если эти знаки занимают небольшие площади (до 10 мм2) и редко встречаются на карте.
Изображения знаков А. 114, А. 115, В. 117, А.204, А.206, В.207, А.304, А.315, А.316,
А.317, А.318, А.319, В.412, В.413, С.414, С.420, С.422, С.423, С.424, А.518, В.526, В.530,
А.532, А.533, В.534, В.535, В.536, С.538 (крестики), С.539, стрелки магнитных меридианов, надписи, содержание оригинала фиолетового (красного) цвета следует по возможности наклеивать в виде заранее изготовленных фотоотпечатков или деколей.
Линейные сетки с тонкими линиями в случае, когда они занимают значительные площади и встречаются на карте в большом количестве, и точечные сетки (знаки А.208, В.210,
В.403, В.404, В.406, А.411, С.418) должны вводиться в оригиналы способом аппликаций в виде заранее подготовленных копий, фотоотпечатков или деколей этих сеток, увеличенных до масштаба подготовки к изданию. Увеличение необходимо для сохранения линиатуры и плотности сеток.

Отпечатки изготавливаются на белой тонкой бумаге, наиболее подходит так называемая документная фотобумага. Изображение должно быть черного цвета и иметь равномерный тон по всей площади.
На оригинал соответствующего цвета наносят простым карандашом или светло-голубыми чернилами абрисные линии площадок, в которые требуется ввести сетки. Если оригинал непрозрачный, с него на лист пластика копируют абрисные линии. Каждой площадке присваивают номер, который надписывают на оригинале. Оригинал (или пластик с абрисными линиями) кладут на световой стол лицевой стороной вниз. На него, также лицевой стороной вниз, накладывают отпечаток соответствующей сетки и на обратную сторону отпечатка переносят абрисные линии площадок и их номера. Затем площадки вырезают ножницами и приклеивают к издательскому оригиналу на свои места в соответствии с номерами.
Площадки с отпечатками сеток можно получить фотоспособом, для чего с составительского оригинала на листе пластика изготавливают маску - заливают черным цветом всю площадь, кроме "окошек", соответствующих местам, на которые необходимо ввести сетку. На лист фотобумаги накладывают негатив сетки (увеличенный до масштаба подготовки к изданию) эмульсией вниз, закрывают маской и экспонируют. Затем площадки нумеруют и вырезают.
Имея деколи сеток, надо нанести на оригинал абрисные линия соответствующих элементов. Потом наложить деколь на оригинал и передавить изображение на площадь внутри абрисной линии. Отметим, что этим способом можно вводить в оригиналы также заливки и сетки с толстыми линиями. Способ очень эффективный и простой, однако его широкое внедрение сдерживается пока техническими трудностями получения качественного изображения сеток на деколях.
Второй способ изготовления издательских оригиналов предполагает участие в процессе подготовки карты к изданию картпредприятия. Обычно такое участие заключается во введении сеток, а иногда и заливок. Составитель должен показать на издательских оригиналах и с помощью макетов, куда и какие сетки и заливки следует ввести. Это можно сделать несколькими способами, обязательно согласовав их с картпредприятием:
1) на издательские оригиналы наносятся абрисные линии фоновых элементов. Наносить следует красной тушью, чтобы на предприятии могли отличить их от штриховых элементов.
2) на каждую сетку или заливку выполняются маски. Заливать можно либо элементы, которые впоследствии должны быть показаны сетками, либо свободные от них места. Во втором случае можно заливать не всю площадь, а только полосу шириной 5-10 мм, прилегающую к абрисной линии. Можно совместить маски двух или нескольких элементов на одном листе, пояснив содержание каждого элемента цифрой (например, 1 - линейная сетка болота, 2 - спецсетка заболоченности). Можно заливку одной сетки выполнить черным цветом, а другой - красным.
Маски следует изготавливать на пластике, края заливок должны строго повторять границы соответствующих элементов, проходя посередине контуров или линий этих
границ. Маски рекомендуется делать, используя составительский оригинал, совмещенный с оригиналом черного цвета.
Второй способ менее трудоемок, чем первый, и гарантирует хорошее полиграфическое качество издаваемой карты. Однако предприятия с меньшей охотой идут на него, ибо при нем удлиняются сроки издания.
Существует еще один способ, предполагающий передачу составителем на картпредприятие определенным и согласованным образом оформленного составительского оригинала и литографских макетов. Предприятия ГУГК, предлагающие использование этого способа, готовят издательские оригиналы методом гравирования на пластике, которое производится следующим образом.
С составительского оригинала изготавливается негатив в масштабе издания. На листы пластика наносится гравировальный слой, обычно зеленого цвета (так называемый способ
ЦНИИГАиК). Содержание негатива копируют на гравировальный слой. Гравирование заключается в прорезании резцами гравировального слоя по рисунку копии составительского оригинала. При этом сам составительский оригинал используется как макет для отбора линий, принадлежащих к той или иной краске. В результате получается издательский оригинал в виде негатива с прозрачными линиями рисунка и непрозрачным фоном. Такой процесс называют негативным гравированием. Если награвированный рисунок окрасить не пропускающей света краской, а гравировальный слой с пластика удалить, мы получим позитив оригинала, на котором рисунок будет окрашен, а фон станет прозрачным. Это позитивное гравирование.
Процесс подготовки издательских оригиналов способом гравирования на пластике весьма прогрессивный и эффективный, обеспечивающий высокое полиграфическое качество издания. Однако он имеет ряд недостатков при издании спортивных карт:
1) гравирование производится в масштабе издания, что неизбежно вызывает, особенно для сильно нагруженных карт, генерализацию, загрубление изображения и пропуски;
2) как показали немногочисленные прецеденты издания карт, издательские оригиналы которых подготовлены этим способом, работники предприятий, малознакомые со спецификой спортивных карт, не справляются с качественной передачей изображения карты. Видимо, по мере накопления опыта карты со средней и малой нагрузкой можно будет готовить способом гравирования без ущерба для их содержания;
3) сильно удлиняется срок издания;
4) издание карты возможно только на предприятии, которое работает по этой технологии.
Составитель должен иметь негативы сеток в масштабе издания. Для каждой сетки на отдельном листе пластика готовится маска с заливкой площади, свободной от сетки. На фотопленку накладывают негатив соответствующей сетки, поверх него - маску и контактным способом получают позитив элементов, передаваемых сеткой. Позитив заливок и штриховых элементов, полученный ранее обычным способом, накладывают на позитивы разных сеток той же краски, совмещают по крестам и склеивают. С полученного
сборного позитива контактным способом получают сначала негатив, а потом позитив оригинала одной краски.
1   2   3


написать администратору сайта