Главная страница
Навигация по странице:

  • Осознанность чтения является основным качеством, при овладе­ нии которым достигается наиболее полное понимание информацион­ ной, смысловой и идейной сторон текста. В

  • Лекция 3.

  • Закрепление содержание прочитанного текста

  • Самостоятельно пересказывать

  • Y. Формирование навыков чтения произведений разных жанров начальной школе Y вида

  • конспект лекций по МПРЯ (спец.), Мальчевская. Лекция Основные положения методики русского языка в специальной (коррекционной школе)


    Скачать 0.77 Mb.
    НазваниеЛекция Основные положения методики русского языка в специальной (коррекционной школе)
    Анкорконспект лекций по МПРЯ (спец.), Мальчевская.doc
    Дата22.04.2017
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаконспект лекций по МПРЯ (спец.), Мальчевская.doc
    ТипЛекция
    #5329
    страница9 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Выразительность чтения — это такое качество чтения, при кото­ром с помощью различных средств интонации наиболее полно пере­дается эмоциональное и смысловое содержание произведения.

    Развитие навыка выразительного чтения осуществляется на уроках и во внеклассное время как на материале текстов в кни­гах для чтения, так и на основе специально подобранных уп­ражнений. Учащиеся специальной школы должны научиться владеть всеми компонентами речевой интонации, но с разной степенью осознания.

    Виды и приемы работы по развитию этого навыка могут быть следующими:

    1. Отчетливое произнесение звуков, слогов, слов, скорого­ворок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики в1-м классе — для выработки четкой артикуляции каждого звука, хорошей дикции и правильного дыхания.

    Для того чтобы эти упражнения были эффективны, учитель должен придерживаться утрированно четкой артикуляции одно­го изучаемого звука или оппозиционных фонем. При этом ис­ключается скандированное чтение:

    Репка выросла на грядке —

    Значит, все у нас в порядке.

    Засела в грядке репка Крепко-крепко.

    2. Хоровое чтение — для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя. Материалом для упражнений подобного рода могут служить предложения из читаемого текста или четверостишия, использу­емые на физкультминутках. Так, для формирования умения ре­гулировать силу голоса в соответствии со смыслом произносимого текста дети заучивают стихотворение, произнося его во время пауз на уроках чтения и сопровождая движениями.

    3.Подражание образцу выразительного чтения. Данный прием в младших классах специальной школы является веду­щим. При этом образец выразительного чтения в первую очередь дает учитель.

    4. Чтение по ролям, драматизация текста. Эти приемы хотя и сложны, но эффективны, так как школьники вынуждены вступать в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения.
    Данный прием используется после тщательной подготовки, когда дети хорошо знают содержание текста и могут его читать доста­точно бегло.

    В процессе подготовительной работы внимание школьников обращают также на то, что внутри диалога могут быть слова ав­тора и что читать их должен ученик, исполняющий эту роль. По­скольку выделение слов автора для умственно отсталых детей — дело достаточно трудное, начинать эту работу можно в 3-м классе с чтения диалогов из учебника, либо напечатанных на индивиду­альных карточках, либо написанных на доске. Слова каждого действующего лица в этом случае пишут разным цветом. Такого же цвета полоски получают ученики, которые будут исполнять определенные роли. После первого чтения сильными учащимися полоски передают другим детям; обращается внимание на недо­статки, которые присутствовали в первом чтении, и диалог вос­производится еще раз. Когда будет достигнута ориентация в тек­сте и ученики не станут прочитывать авторские слова вместе с прямой речью, их внимание вновь привлекают к книге. Школьни­ки отыскивают авторские слова в том же диалоге, но напечатан­ном в учебнике, и прочитывают его по ролям еще раз. Эти при­емы используются до тех пор, пока ученики не научатся сразу ориентироваться по книге. Для создания реальности обстановки, в которой происходит диалог действующих лиц, желательно ис­пользовать некоторые элементы сценического реквизита: детали одежды, мебели, полумаски зверей и др.

    5.Специальные упражнения на формирование умения со­знательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств. Следует заме­тить, что подготовка детей к выразительному чтению должна начинаться с 1-го класса. Во 2-м классе школьники могут, следя за интонацией учителя, содержащейся в его вопросе, выделять голосом слово, которое в предложении является смысловым центром. Начиная с 3-го класса, навыки использования интонационных средств формируют в процессе чтения самого текста.

    Чем старше класс, тем более осознанной для детей становится работа над компонентами речевой интонации. В процессе анализа произведения устанавливается наличие логических пауз, выделяются слова, которые несут смысловое ударение, определяется темп чтения каждого абзаца, тон и сила голоса.

    Большое значение для выработки навыка выразительного чтения имеет участие всех школьников класса в художественной самодеятельности. Привлечение детей к коллективной декла­мации для выступлений перед родителями, учениками других классов создает у них заинтересованность, помогает осознать роль работы над интонационной выразительностью. Увлеченность старшеклассников данным видом деятельности зависит не только от учителя русского языка, но и от значимости драматического кружка в школьной жизни, от личности его руководителя.

    Осознанность чтения является основным качеством, при овладе­нии которым достигается наиболее полное понимание информацион­ной, смысловой и идейной сторон текста. В развитии этого навыка огромную роль играют те виды занятий, которые проводятся и в массовой школе, а именно: подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, выразительное первоначальное чтение произведения педагогом или детьми, вторичное чтение текста школьниками, анализ прочитанного при повторном чтении, со­ставление плана, пересказ, работа над выразительными средства­ми художественного произведения, характеристика героя, обоб­щение прочитанного материала.
    Лекция 3. Методика работы по формированию навыка чтения у учащихся с различными видами нарушения чтения у учащихся школ Y вида

    Дидактические единицы: уроки чтения.

    ПЛАН:

    1. Процесс работы над художественным произведением в специальной (коррекционной) школе.

    2. Методика работы по обучению учащихся различным видам чтения.


    1. 3. Процесс работы над художественным произведением.

    Включает 3 этапа: первичный синтез (подготовка и первичное восприятие), анализ, вторичный синтез. Работа над произведением тесно связана с отработкой осознанности чтения.

    Однако, совпадая в основном, в специальной (коррекционной) школе эти этапы работы ад произведением приобретают ряд специфических черт. Так, подготовка учащихся к восприятию текста не может ограничиваться предварительной беседой. Она проводится бо­лее углубленно с использованием целого ряда других приемов и методов. В младших классах подготовительная работа часто тре­бует создания наглядной конкретной ситуации, лежащей в ос­нове текста. Экскурсии в природу, на производство, демонстра­ция натуральных предметов, картинок, изготовление макетов, анализ возможных ситуаций имеют первостепенное значение для правильного понимания читаемого. подготовку можно проводить и в виде беседы, в процессе которой будет уточняться и актуализироваться понятия, представления, имеющиеся в опыте детей, устанавливаться связи между знакомым и новым.

    В старших классах характер подготовки учащихся к чтению несколько меняется. Это связано с тем, что растет уровень познавательных возможностей школьников, кроме того, сами тексы бывают далеки от жизни детей и окружающих взрослых, что не позволяет детям опираться на наглядно-практическую деятельность и собственный опыт. Здесь важное место должно отводиться слову учителя, которое сопровождается демонстрацией наглядности. Не менее важна для понимания читаемого словарная работа, которую следует проводить на разных этапах урока. При этом для каждого этапа отбирают не более двух—четырех слов. В противном случае дети не усваивают их семантики. Значения слов, несущих большую смысловую нагрузку в тексте и совер­шенно незнакомых школьникам, учитель объясняет в процессе подготовительной работы. Ряд слов анализируется во время подготовительных упражнений к правильному чтению (1—3-й4 классы) или на специальном этапе словарной работы после чте­ния текста учителем. Значения других слов и образных выраже­ний разбираются во время чтения текста или его анализа. К объяснению педагог привлекает детей. Более того, необходимо приучить школьников самостоятельно выбирать из текста не­знакомые слова и спрашивать учителя или товарищей об их смысле. Выработка этого навыка требует от педагога настойчи­вости и терпения, так как умственно отсталые дети часто не за­мечают непонятные для них слова. Вместе с тем развитие само­стоятельности школьников способствует повышению уровня осознанности в работе над текстом.

    Особенно сложен в специальной школе анализ изобразитель­ных средств художественного произведения. Простого объяснения значения и роли вырази­тельных средств оказывается недостаточно для преодоления име­ющихся затруднений. Сравнение (в процессе экскурсий, демон­страции наглядных пособий) слов, употребленных в прямом и пе­реносном значениях, составление картинного плана, широкое ис­пользование приема зарисовок в значительной мере способствуют преодолению недостатков в понимании младшими школьниками образных выражений.

    Разбор изобразительных средств художественных произведе­ний со старшеклассниками проводится не только с опорой на наглядность, но и путем вербального сопоставления признаков двух сравниваемых предметов, явлений, актуализации имеющих­ся у детей представлений, элементарного объяснения метафор, сравнений и др. Работа на уроках русского языка и развития речи по закреплению разнообразных слов и словосочетаний помогает ввести их в активную речь детей.

    Первоначальное чтение произведения играет большую роль в правильном восприятии текста.

    Все художественные произведения в младших классах читает учитель, а дети слушают, закрыв книги. Открытый учебник отвлекает внимание ребенка: темп чтения педагога ученику недоступен, и следить по книге он не может. Пытаясь найти слово, прочитанное педагогом, ученик теряет нить рассказа, не видит мимики и жестов читающего.

    В старших классах первый раз текст могут читать сами школьники. Однако и в этом случае значимую часть текста, вы­ражающую эмоциональную напряженность событий, основную идею произведения, читает педагог. Если техника чтения у де­тей отработана достаточно хорошо, можно разрешать им сле­дить за чтением по книге, но при этом необходимо несколько замедлять его темп.

    Анализ текста производится в процессе повторного чтения или совмещается с первичным чтением произведения учащими­ся (учитель текст уже прочитал). В младших классах текст ана­лизируется, как правило, индуктивным путем, т.е. от частного к общему. Этот путь легче для детей. В ходе последовательного разбора содержания внимание акцентируется на отдельных су­щественно важных моментах и дети постоянно подводятся к пониманию всего произведения в целом. В некоторых случаях, когда основная мысль дана в готовом виде, при разборе произ­ведения можно использовать и метод дедукции.

    В старших классах в связи с большим объемом текстов и развитием у школьников способности лучше понимать его ин­формационный план предлагаемые вопросы прежде всего ори­ентированы на выяснение смысла поступков героев, связи собы­тий, их причинной обусловленности. Однако иногда и в стар­ших классах возникает необходимость вернуться к дробным во­просам и выяснить понимание информации, заложенной в текс­те.

    Закрепление содержание прочитанного текста осуществляется не только в виде выборочного чтения и сравнения с материалом других текстов, показа видео- и кино-фильмов на эту же тему, но и помощью приемов и средств: соотнесение отдельных мест текста с иллюстрациями, изготовление макетов, лепки, зарисовки персонажей, установление сходства и различия между произведением и жизненной ситуацией.

    Некоторые главы больших произведений можно дать для домашнего прочтения, но при этом он должен дать и вопросы по тексту.

    Подробный анализ прочитанного в старших классах проводят после прочтения всего произведения. Составление характеристики героя в коррекционной школе может быть лишь самым элементарным, при этом проводится только коллективная работа: можно идти от поступка героя к его характеру, а можно, наоборот, от черты характера к поступку.

    Работа над составлением плана в спец. Школе начинается с 3-го класса, причем картинный или словесный план в нач. школе составляется коллективно. Заголовки подбираются в виде вопросительных или повествовательный предложений. В старших классах пункты плана могут формулироваться в виде нераспространенных и назывных предложений, а также отдельных строк из текста. Полностью самостоятельно разделить текст на части и озаглавить их дети могут только на простых произведениях, в остальных случаях они либо только делят текст на части, либо подбирают заголовки к частям.

    Самостоятельно пересказывать прочитанное учащиеся начинают с конца 2-го класса, а в 1 и 2-м классах передают прочитанное по вопросам. При пересказе следует использовать дополнительные приемы, активизирующие речь и их заинтересованность. К ним можно отнести: использование в качестве плана предметных картинок, рассказывание по цепочке, по отдельным пунктам плана, рассказывание на соревнование по рядам. Пересказ отдельных эпизодов, когда дети сами предлагают друг другу задание, узнавание рисунка среди других на основе произведения и т.п.

    Учащиеся старших классов упражняются в различных видах пересказа.

    Заключительной стадией работы над произведением является его обобщение, которое должно сопровождаться творческой деятельностью: рисование к тексту, изготовление макетов, составление монтажей, альбомов, организации различных акций, инсценирование, в старших классах – сочинение.

    Для слабых учащихся при работе с текстом следует прибегать к дополнительным приемам работы. Исследования показали, что содержание произведения может быть лучше понято слабыми по успеваемости учениками при ус­ловии изменения его названия таким образом, чтобы в заглавии отражалась основная мысль. В некоторых случаях понимание тек­ста достигается за счет дополнения его учителем до момента окон­чательного завершения событий и формулирования вывода, выте­кающего из сюжета. Дети с нарушением работоспособности нуж­даются в дополнительных стимулах, которые мобилизуют внима­ние: поощрении (если ученику удалось сохранить внимание хотя бы в течение небольшого промежутка времени), частых вызовах для ответа, в игровой форме занятий и др.

    Следует помнить, что работа, направленная на развитие у ум­ственно отсталых детей навыков правильного, беглого, вырази­тельного и осознанного чтения, протекает в единстве. Школьники перечитывают тексты по частям для детального анализа; читают выборочно, отвечая словами автора на вопросы учителя; читают по ролям, про себя, отыскивая ответ на один или несколько воп­росов, и др. Вся эта работа способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения.

    Следует также отметить, что методика чтения произведений различного жанра несколько различается. Работа над рассказа­ми, стихотворениями, баснями, сказками имеет свои особеннос­ти. Методика чтения и анализа художественных произведений от­личается от работы над статьями научно-популярного и делового характера.
    2. Наиболее распространенный вид чтения в специальной (коррекционной) школе — чтение вслух. Исследования психологов показали, что громкое чтение способствует лучшему понима­нию материала. Это положение распространяется как на уча­щихся младших классов, так и на учащихся старших. Причина заключается в том, что школьники не только видят текст, но произносят и слышат его. Интонационное оформление читае­мого тоже значительно облегчает его понимание.

    Только чтение вслух дает учителю возможность выработать у детей умение читать выразительно, показать красоту, ритм и напевность художественного слова, выявить особенности речи действующих лиц. И наконец, значение чтения вслух возрастает в связи с необходимостью постоянно контролировать, особенно на первых порах, его правильность. Однако нужно сказать, что этот вид чтения не всегда бывает удобным и экономичным, по­скольку по­скольку чтение про себя осуществляется в 2—3 раза быстрее, чем вслух. Готовя детей к жизни, мы должны научить их пользоваться и этим видом чтения — про себя.

    У умственно отсталых школьников навык молчаливого чте­ния вырабатывается с некоторыми затруднениями в силу его большей отвлеченности (чтение про себя протекает без заметной артикуляции, контроль за его правильностью и осознанностью осуществляется самим учеником) и меньшей мотивированности (отсутствуют внешние побуждающие средства: наличие слуша­телей, одобрение учителя и др.). Читая текст без помощи учителя, дети затрудняются самостоятельно выделять существенные связи описываемых событий, устанавливать их причинную зависимость.

    Как бы ни было трудно формировать у учеников специаль­ной школы умение понимать материал, прочитанный про себя, делать это необходимо. Программа устанавливает оптимальный срок начала данной работы — вторую половину третьего года обучения, хотя подготовка ведется уже с 1-го класса. Там школьни­ки отыскивают в тексте предложения к картинке или для ответа на вопрос учителя. В 3-м классе чтение про себя формируется как са­мостоятельный вид чтения. К этому времени дети в основном ов­ладевают техникой чтения вслух целыми словами.

    В 3-м классе тексты для чтения про себя должны быть про­стыми по содержанию и слоговой структуре слов. В старших классах можно использовать более сложные тексты, в которых учитель заранее объясняет отдельные слова. Однако количество незнакомых слов должно быть минимальным. На первых порах школьники не могут совершенно не пользоваться голосом при чтении про себя, поэтому сохраняется шепотное произнесение. Учитель не должен торопиться исключать видимые и слышимые речедвигательные компоненты, однако следует постепенно ос­лаблять их.

    Чтобы дети научились осмысливать то, что читают про себя, можно использовать разные по степени сложности задания. Как правило, их дают перед молчаливым чтением текста:

    1. Прочитай и выполни то, что написано на карточке.

    1. Найди в тексте ответы на два (три) вопроса, записанных
      на доске.

    2. Подготовься к ответу своими словами на несколько во­
      просов, записанных на доске.

    1. Подготовься к пересказу прочитанного.

    1. Выбери и запиши слова, которые ты не совсем хорошо
      понимаешь.

    1. Раздели текст на части по данному плану.

    2. Озаглавь части рассказа.

    3. Самостоятельно раздели текст на части.

    1. Выбери слова и выражения, помогающие раскрыть харак­тер действующего лица.

    Использование чтения про себя как самостоятельного при­ема на первоначальном этапе обучения возможно только на ос­нове прочитанного вслух и разобранного текста. Читая фраг­мент этого текста про себя, школьники выполняют одно из ука­занных выше заданий. По мере отработки техники чтения третьеклассникам можно предлагать для самостоятельного чте­ния несложные по содержанию фрагменты рассказа с ограни­ченным числом персонажей. Основную часть текста прочитыва­ет учитель, чтобы по возможности облегчить понимание того отрывка, который школьники будут читать про себя. Так, в 3-м классе при чтении рассказа А. Баркова «Березкины слезки» учи­тель вводит детей в сюжет, читая несколько абзацев. Два последних абзаца он предлагает им прочитать про себя и ответить на вопрос: «Как поступили дедушка и внук, заметив на сучке березы рану?» Подготовительная беседа перед чтением рассказа поможет третьеклассникам понять самостоятельно прочитанный текст и ответить на вопрос.

    В 4-м классе количество текста для чтения про себя возрас­тает. Однако сохраняется и молчаливое чтение. В основном его организуют после чтения вслух либо учителем, либо самими детьми. Для полного самостоятельного чтения про себя исполь­зуют специальные тексты, предназначенные для «разминки».

    В 6-м классе школьники могут читать весь рассказ (неболь­шой по объему) из учебника сначала про себя, а потом вслух с предварительной подготовкой к восприятию его содержания.

    Начиная с 7-го класса, оба вида чтения постоянно использу­ются параллельно. Школьники читают часть текста вслух, неко­торые абзацы по заданию учителя — про себя; одну главу раз­бирают в классе, читая ее вслух, другая дается для самостоя­тельного молчаливого чтения дома.
    Y. Формирование навыков чтения произведений разных жанров начальной школе Y вида
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта