Главная страница

Лекция 2 Исторические типы философии и философствования. Лекция по философии Раздел 2 Исторические типыфилософии. Тема Этапы развития философии. Античная философия. Средневековая философия


Скачать 37.69 Kb.
НазваниеЛекция по философии Раздел 2 Исторические типыфилософии. Тема Этапы развития философии. Античная философия. Средневековая философия
Дата02.06.2022
Размер37.69 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекция 2 Исторические типы философии и философствования.docx
ТипЛекция
#566387

Лекция по философии

Раздел № 2 Исторические типыфилософии.

Тема 1. Этапы развития философии. Античная философия. Средневековая философия.

  1. Античная философия. Периодизация и основные идеи.

  2. Теоцентрический тип философии и философствования.



  1. Античная философия. Периодизация и основные идеи.

Известно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к античности, поэтому античная философия выступает как предтеча современной философии.

Античная философия - это философия древних греков и древних римлян.

Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, т.е. около 1200 лет:

1. Начало - Фалес (625 - 547 г. г. до нашей эры) - конец декрет императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. нашей эры).

От формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье (Милет, Эфес, Элея) до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса.

Всплеск философской мысли был обусловлен:

демократическим устройством общества;

отсутствием восточной тирании;

удалённым географическим положением.

В своём развитии античная философия прошла 4 этапа:

1 этап: Досократовский с 7 - 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин «досократики» для совокупного обозначения натурфилософских школ).

Ионийская группа школ:

Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 век до нашей эры).

Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан.

Гераклит из Эфеса.

Афинская группа школ:

Пифагор и пифагорийцы.

Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп.

Софизм (2 половина 5 века до нашей эры): Протагор, Горгий, Продик, Гиппий.

2 этап: Классический (с половины 5 до конца 4 века до нашей эры).

Сократ (469 - 399 г. г. до нашей эры).

Платон (427 - 347 г. г. до нашей эры).

Аристотель (384 - 322 г. г. до нашей эры).

Этические школы:

гедоническая (Аристипп)

циническая (Антисеен).

3 этап: Эллинистический (конец 4 - 2 века до нашей эры).

Философские школы:

перипатетика (школа Аристотеля)

академическая философия (Платоновская академия)

стоическая школа (Зенон из Китиона)

эпикурейская (Эпикур)

скептицизм.

4 этап: Римский (1 век до нашей эры - 5-6 века нашей эры)

стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)

эпикуреизм (Тит Лукреций Кар)

скептицизм (Секст Эмпирик).

Характеристика этапов.

1-й этап характеризуется как натурфилософия (философия природы).

Почему?

  • 1. Для греков природа выступает главным абсолютом (т.е. это что-то вечное, бесконечное, безусловное, совершенное, неизменное, самодостаточное).

  • 2. Она не сотворена богами (боги сами составляют часть природы).

  • 3. Человек изначально связан с природой.

  • 4. Человеческий разум освободился от власти богов, поэтому в своей жизни люди опираются на доводы разума.

  • 5. Первые греческие философы были и первыми естествоиспытателями.

  • 6. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон (Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от варвара.

Отсюда:

  • 1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё сущее.

  • а) из конкретного вещества (625-547 г. г. до нашей эры)

  • * У Фалеса первоначало - вода (всё происходит из воды и в воздух обращается).

  • * У Анаксимена (585-525 г. г. до нашей эры) - воздух (из-за его бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает всё прочее».

  • * У Гераклита - огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из противоположных стремлений». Душа - огонь.

  • б) из чего-то неопределённого * У Анаксимандра (610-545 г. г. до нашей эры) - Апейрон (беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как бы соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение которых и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение вещей вечно».

  • * У Левкиппа (500-440 г. г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 гг. до нашей эры) - атомАтомы - это элементы, из которых состоит вся природа. Атом неделим, вечен, неизменен, непроницаем.

Поэтому и мир вечен, неуничтожим.

Отличаются атомы между собой:

по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли состоят из атомов - круглых, гладких, мельчайших и подвижных. Расположены они в теле.

по величине (и весу).

по движению.

  • в) суть вещей в числах.

  • * Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) - всё есть число . Число у Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой гармонии.

Числа выражали, по их мнению, определённый порядок, гармонию окружающего мира и многообразие вещей и явлений. "Где нет числа и меры, там хаос и химеры".

  • г) сущность вещей в их бытии * У Парменида - субстанция - бытие как таковое. «Бытие есть, небытие нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать. Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо, тождественно и всегда равно самому себе. Оно однородно и непрерывно, шарообразно. Пустого в пространстве нет - всё наполнено бытием».

  • 2. Обосновываются космогонические теории строения мира.

Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы Древне Греции создают свои космогонические теории строения мира (вселенной).

  • * Фалес - Земля - плоский диск, плавающий по поверхности воды, - она - центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в Землю.

  • * Гераклит (первый диалектик) - его космология строится на основе стихийной диалектики.

Мир - упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на основе общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного».

Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние. «В одну и туже реку нельзя войти дважды».

Мир рождается и умирает.

В основе всего движения лежит Борьба противоположностей - она абсолютна.

Демокрит: атомы движутся хаотично, сталкиваясь, они образуют вихри, из них - земля и светила, и в дальнейшем целые миры. Идея - о бесконечном множестве миров во Вселенной.

2-ой этап (Классический) характеризуется как антропологический, т.е. центральной проблемой становится проблема человека.

Почему?

  • 1. К концу 5 - началу 4 века до нашей эры в силу ряда причин (бесконечные войны, разрушение государств, переход от тирании к рабовладельческой демократии и наоборот) наступает кризис афинской демократии, что вызвало к жизни идеологию рабовладельческой аристократии.

  • 2. Изменения в общественной жизни, новые общественные потребности, изменили условия формирования человеческой личности.

  • 3. В самой философии накоплен достаточный объём знаний, разработан инструментарий мышления, для перехода от философии как любви к мудрости, к философии как «первонауке».

Отсюда:

  • 1. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистко-антропологическая тенденция в философии.

  • 2. Решаются проблемы:

    • А) Проблема человека, его познания его отношения с другими людьми.

Сократ впервые в центре философии видит проблему человека как морального существа:

раскрывает природу нравственности человека;

определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь, т.е. то, что составляет суть души человека;

показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно как человека вообще, т.е. моральной, общественно-значимой личности.

Познание - главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра, красоты, блага и человеческого счастья. В лице Сократа человеческий разум впервые стал мыслить логически.

  • Б) Проблема политики и государства и их отношение к человеку.

  • Сократ - государство сильно тем, как граждане исполняют законы для каждого Отечество и Законы должны быть выше и дороже отца и матери .

  • Платон - создал теорию «Идеального государства», разделив общество на три сословия:

    • 1-ое - управленцы - философы

    • 2-ое - стражи (воины)

    • 3-е - низшие (крестьяне, ремесленники, торговцы).

государство есть воплощение идей, а люди выступают в виде игрушек, придуманных и управляемых Богом.

  • Аристотель - человек есть политическое животное, проявление заботы о другом есть проявление заботы об обществе.

  • В) Проблемы синтеза философского знания, построения метафизических систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей, поиска рационального метода познания этих миров.

  • Платон - основоположник идеалистической европейской философии.

  • 1. Впервые разделил философию на два течения в зависимости от решения ими вопроса о природе истинного бытия (на материалистов и идеалистов).

  • 2. Платон открыл сферу сверхчувственного бытия – «мир идей». Первооснова - это мир идей. Идеи нельзя пощупать, их нельзя увидеть, осязать. Идеи можно «созерцать» только умом, через понятия. Вещный мир тоже необходим, но он является лишь тенью мира идей. Истинное бытие - это мир идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю и временно находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей.

Таким образом, познание - это воспоминание душой своего до земного существования.

Аристотель - ученик Платона, его труды считаются вершиной философской мысли Древней Греции.

Основные положения его учения:

подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но истина дороже»);

- создал учение о категориях (сущность и качество);

- учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её вечной, несотворимой, неуничтожимой;

- произвёл разграничение наук на теоретические, практические и творческие:

Теоретические:

метафизика (или собственно философия) - изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего;

физика - изучает состояние тел и определённые «материи»;

математика - абстрактные свойства реальных вещей.

Практические:

этика - наука о норме поведения экономика, политика 

Творческие:

поэтика риторика.

развил науку логики, назвав её «органической» наукой для изучения бытия, выделил в ней метод познания - индукции;

учение о душе, на котором основана аристотелевская этика.

3-й этап: эллинистический.

Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества, распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром македонским.

Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса, который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества.

Общая характеристика философии этого этапа:

переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам этики, проповедям скептицизма и стоицизма:

Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

Стоицизм - учение, провозглашающее жизненный идеал -

невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражители.

Главные проблемы:

мораль и свобода человека, достижение счастья;

проблемы возможности познания мира;

структуры космоса, судьбы космоса и человека;

отношение Бога и Человека.

4-й этап: Римский. В этот период решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой, особенно эллинистического периода. Т.е. в ней развиваются стоицизм и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности.

В период упадка Римской империи, усилился кризис общества, обусловивший катастрофу личного существования.

Усилилась тяга к религии и мистицизму.

Отвечая на вопросы времени, сама философия становилась религией, мостом к христианству.

ВЫВОДЫ:

  • 1. Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в новоевропейской философии).

  • 2. Античная философия исходит из чувственного космоса, а не из абсолютной личности (что характерно для Средневековья).

  • 3. Космос - это абсолютное божество, а это означает, что античная философия пантеистична, т.е. отождествляет Бога и природу.

Греческие боги природны и похожи на людей. Космос одушевлён.

  • 4. Космос обуславливает необходимость. Необходимость применительно к человеку есть судьба. Но поскольку она ему доподлинно неизвестна, он может делать выбор.

  • 5. Античная философия достигла высокого уровня в разработке понятий (категорий), но она почти не знает законов.

  • 6. В античной философии ещё нет чёткого противопоставления материализма и идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер.


2.Теоцентрический тип философии и философствования.

Средневековая европейская философия - это чрезвычайно важный содержательный и продолжительный этап в истории философии.

Хронологически этот период охватывает 5 - 15 века.

Характеристика этого периода:

  • 1. Становление и расцвет эпохи феодализма.

  • 2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианство становится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона».

  • 3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания.

Большинство учёных было представителями духовенства, а монастыри являлись очагами культуры и науки.

Это определило характер философии Средневековья:

движение философской мысли было пронизано проблемами религии;

церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления;

философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным аппаратом;

любая философская концепция, как правило, приводилась в соответствие с учением церкви;

философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия -

служанка богословия».

Две тенденции в Средневековой философии:

  • 1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением;

  • 2-я - морализация - сближение с этикой, т.е. практическая направленность философии на обоснование правил поведения христианина в мире.

Черты Средневековой философии.

1. Теоцентричность - т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог.

Главные принципы миропонимания:

а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из ничего.

Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего сущего и недоступен для познания. Бог - это высшее благо.

Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку, поскольку сотворён Богом.

б) принцип Откровения - будучи в принципе недоступным для познания смертным людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение, которое зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным инструментом познания выступала вера как особая способность души человека.

Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем самым приблизиться к познанию высшей реальности.

  • 2. Ретроспективность - средневековая философия обращена в прошлое, ибо максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия).

  • 3. Традиционализм - для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов.

  • 4. Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских трактатов - диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика.

Качества учителя:

виртуозное знание Священного Писания знание правил формальной логики Аристотеля.

Этапы Средневековой философии.

1-й этап - Патристика (от слова "патер" - отец, имеется в виду "отец церкви") в истории философии определяется с 1-6 века.

Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430 г. г.), идеи которого определили развитие европейской философии.

Характеристика этапа:

интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии;

философские элементы платонизма играют определяющую роль.

Главные проблемы патристики:

  • 1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).

  • 2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян).

  • 3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и определение этой цели – «Град божий».

  • 4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души.

  • 5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог.

  • 2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схола - школа) - форма философии, широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с 12 века).

Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из самых крупных философов всей послеантичной философии.

Характеристика этапа:

  • 1. Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский провозглашён Папским престолом святым, а его система становится официальной философской доктриной римско-католической церкви).

  • 2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации христианской философии.

Главные проблемы схоластики:

1. Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души. Античная философия уже не является враждебным конкурентом религии.

Отсюда:

больше внимания к ней, к переосмыслению её положений;

а главное - восприятие развитого категориального аппарата с точки зрения религиозных проблем.

2. Соотношение разума и веры.

Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе, ещё и наукой - философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины. А истина одна - это Христос и его учение.

К такой истине можно идти двумя путями:

путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь;

путём разума, науки - это длинный путь со многими доказательствами.

3. Проблемы соотношения общего и единого.

Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности).

Фома Аквинский, по- своему, решил этот спор:

общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей Платона;

общее в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде;

моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны к бытию;

то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее целое;

другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т.е. опять же через Бога) нет.

Выводы:

1. Средневековая философия теоцентрична:

- её мировоззрение основано на религиозной вере;

- в центре философии - Бог;

2. Но она не является бесплодным периодом в области философского мышления. Её идеи послужили базой для развития философских систем эпохи Возрождения, Нового времени, современной религиозной философии:

    • а) спор номиналистов и реалистов сформировал новое представление о познании, выделив тем самым гносеологию в самостоятельную область исследования;

    • б) интерес номиналистов ко всем деталям эмпирического мира и ориентация их на опыт и эксперимент были продолжены впоследствии материалистами эпохи Возрождения (Н. Коперник, Дж. Бруно) и английскими философами эмпирического направления (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк).

3. Представители реализма заложили основы субъективного толкования человеческого разума (17-18 века субъективные идеалисты Дж. Беркли, Д. Юм).

4. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя действительность. Оформилось философское понятие «Я» (оно стало отправным пунктом в философии рационализма Нового времени - Р. Декарт).

5. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью подчинения её высшему духовному началу (это направление продолжил гуманизм эпохи Возрождения - Ф. Петрарка, Э. Роттердамский).

6. Эсхатологическая (учение о конце света) установка приковывала внимание к постижению смысла истории. Возникла герменевтика как специальный метод интерпретации исторических текстов (в эпоху Возрождения оформляется политическая философия гуманизма).
Список литературы

  1. Алексеев П. В. История философии. Учебник. — М.: Проспект. 2020. 240 с.

  2. История философии. Запад — Россия — Восток. Книга 1. Философия древности и Средневековья / ред. Мотрошилова Н. В. — М.: Академический Проект. 2012. 448 с.

  3. История философии. Запад — Россия — Восток. Книга 2. Философия XV-XIX вв. / ред. Мотрошилова Н. В. — М.: Академический Проект. 2012. 496 с.

  4. История философии. Запад — Россия — Восток. Книга 3. Философия XIX-XX вв. / ред. Руткевич А. М., Мотрошилова Н. В. — М.: Академический Проект. 2012. 448 с.

  5. История философии. От философии Древнего Востока до философии XXI века / ред. Васильев В. В., Кротов А. А., Бугай Д. В. — М.: Ленанд. 2014. 880 с.

  6. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. Учебник. — М.: Юрайт. 2019. 346 с.

  7. Философия XX вв. История философии. Запад — Россия — Восток. Книга 4 / ред. Мотрошилова Н. В., Руткевич А. М. — М.: Академический Проект. 2012. 432 с.

  8. Чанышев А. Н. История философии Древнего мира. Учебник для ВУЗов. — М.: Академический Проект. 2018. 608 с.


написать администратору сайта