Лекция по теме 7. Ч Теоретико методологическая философия в системе медицинского познания
Скачать 127.72 Kb.
|
Вопрос третий: «Противоречие как сущность и механизм I закона диалектики»Методическое замечание: этот вопрос является главным теоретическим вопросом всей лекции и его надо особенно отработать и знать. 3.1. Суть I закона диалектики: - во-первых, это основной закон диалектики, так как: = он есть «суть и ядро» диалектики; = он – причинный (то есть, уровень действия I закона диалектики – этиологический (причинный); - во-вторых, в качестве этиологического (причинного) I закон диалектики – это: = закон первоначала живой материи; = он есть «начало начал», зарождение объекта в живой материи; = он – первоисточник в любом развитии (вскрывает источник и причину развития). - в-третьих, суть I закона диалектики – это утверждение противоречивой сущности всей живой материи. Живая материя зарождается как противоречие, развивается как противоречие и эволюционирует как противоречие. I закон диалектики всегда там, где есть противоречие. 3.2.Виды противоречия 7) Противоречия бывают: а) внутренние – противоборство (столкновение) сторон, тенденций внутри самого объекта материи; б) внешние – противоречия между различными объектами (определяющими противоречиями являются внутренние); в) основное – определяет всю совокупность других противоположностей; г) неосновное – это производное противоречие, результат и следствие основного; д) антагонистические противоречия – это социальные противоречия (нередко разрешаемые революцией); е) неантагонистические противоречия, их разрешение возможно (диалектические): - через реформирование; - эволюционные преобразования; - усовершенствование объекта (процесса, явления). 8) Взаимопереход противоречий: - неантагонистические противоречия (при определенных условиях) можно перерабатывать в антагонистические; - антагонизм может ослабевать и превращаться в неантагонистическое противоречие. NB: антагонизм (противоположности) – это фундаментальное свойство материи. 3.3. Формально – логическое и диалектическое противоречия: структурно-функциональное различие
Обе логики правы, так как каждая говорит о своих противоречиях. И здесь диалектическая позиция в том, что противоречия как формы мышления – это отражение реальных, предметных противоречий всех видов живой материи. 3.4. Гносеологические корни противоречия В теоретической философии «противоречие» - это понятие двух логик – формальной и диалектической. В истории философии «формальная логика» была сформирована Аристотелем, а диалектическая в ХХв. и представляет собой новейший уровень в истории диалектики. а) Аристотель смотрел на мозг с его мыслительной деятельностью как на биологический вид материи (наряду с физическим и химическим миром). Это во-первых. - во-вторых, мозг, мышление, сознание – это социокультурные образования, формировавшиеся в процессе миллионов лет биоэволюции как вид живой материи; - в третьих, в результате этой биоэволюции человеческий мозг с его мыслительными функциями стал высшим уровнем развития живой материи. Вся живая материя (физический и химический мир) изначально развивалась в сторону биоэволюции и появления в будущем психики (смотрим таблицу Леонтьева – Фабри в лекции №3 «Основы НИР», где даны этапы, виды и формы этой эволюции – от одноклеточных до человеческого мозга с его сознанием и мышлением»). - в – четвертых, поскольку мозг человека эволюционировал в рамках и на основе физической и химической форм живой материи, появившихся исторически раньше, то вполне естественно, что в нем проходят физические (например, электрические и др.) и химические процессы. - в – пятых, поскольку мозг – это живая биоматерия, то можно сказать, что материя разумна, умеет мыслить и мозг – это модель «мыслящей материи», это ее свойство. б) концепция Аристотеля: - наблюдая за деятельностью человеческого мозга, Аристотель понял, что мозг функционирует в трех формах: = «конъюкция»: ее формула: «А+В+С…». Это объединительная функция мышления мозга; = «дизъюкция»: ее формула: «либо А – либо В», «или А – или В».Это разъединительная функция мышления мозга (в будущем - антагонизм); = «импликация»: ее формула: «А → В», читается: «если А, то В». Это в определенной мере также связующая функция мышления мозга. Т.е., Аристотель зафиксировал деятельность человеческого мышления в трех формах (за прошедшие три тысячелетия четвертой формы так и не зафиксировано наукой). в) Итак, среди трех форм мышления Аристотель зафиксировал две интегративных, позитивных формы и одну («дизъюнкцию») – дезинтегративную, т.е. альтернативное мышление. В основе альтернативы он отметил две противоположности, противоречивую оппозицию, ведущие к противоречию. То есть, мозг за миллионы лет своей эволюции научился мыслить противоположностями и даже противоречиями. Думаем, что это – «наследие», «родимые пятна» противоречивого развития физического мира («частица - античастица», «гравитация - антигравитация» и т.п.) и химического мира (оксиданты – антиоксиданты и т.п.). То есть, противоречивое развитие любых видов живой материи – это ее фундаментальная матрица, экзистенциальная основа ее жизнедеятельности. 3.5. Типы противоречий а) Антагонистическое противоречие от Аристотеля до Гегеля «противоречие вело свое начало в рамках формальной логики от «дизъюнкции», как альтернативное, взаимоисключающая форма мышления». Позже, когда две цивилизации – капитализм и социализм – стали анализироваться как «дизъюнктивные», то есть, как абсолютно альтернативные, взаимоисключающие, то в этом случае был применен термин «антагонистический». Этот термин применяется исключительно в общественных науках для анализа непримиримых социальных противоречий. Характеризуя антагонистическую борьбу двух противоположных цивилизаций, В.И.Ленин предупреждал, что «буржуазия нигде и никогда не сдается без боя и чем ближе к смерти, тем сильнее сопротивляется». Это сущность антагонизма как такового. В.И.Ленин считал, что с победой социализма антагонизм в обществе исчезнет, но внутренние противоречия социализма останутся как источник его развития. Если вспомнить этимологию понятия «антагонистический», то чисто формально понятие «агонист» (от лат. agnista) – это соперник, а также «антагонист» (от греч. antagonistes) – «соперник», «конкурент», «противник». Понятие «антагонист» используется в фармакологии, теории общей патологии. б) Диалектическое противоречие в I законе В диалектике важнейший ее принцип – это признание противоречия движущей силой развития, ее «душой». Диалектика всегда там, где есть противоречие. Из истории диалектики известно, что ни в работах Гегеля, ни у К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина термин «диалектическое противоречие» почти не употребляется. Они пишут просто о противоречии. Хотя само понимание диалектического противоречия как опосредованного единства противоположностей начало зарождаться еще в древние времена. Здесь необходимо обратить внимание: вырисовывается и «критерий» диалектического противоречия – «опосредованное единство противоположностей». То есть, отличительный признак диалектического противоречия от антагонистического (вышедшего из формальной логики, из дизъюнкции) – это наличие «определенного посредника». Советский философ в области диалектического материализма З.М.Оруджев всегда утверждал, что в структуре противоречий (имелись в виду диалектические противоречия) «всегда следует искать третий элемент, опосредствующий противоположности. Он всегда конкретен и в зависимости от характера противоположностей играет различную роль». NB: З.М.Оруджев предупреждал относительно «третьего элемента» и его очень видимой и узнаваемой функции. Он писал: «Но во всех случаях третий элемент в структуре вещей смягчает, нейтрализует противоположности и в этом заключается разрешение любого противоречия. Опосредование, следовательно, не способ осуществления, а способ снятия противоречия». То есть, надо запомнить: «посредник» - это механизм (или природный способ) «снятия противоречия». Примеры: - в электричестве: между высоким и низким напряжением в роли посредника выступает техническое устройство под названием «стабилизатор»; - в психике: напряжение снимается во время сказанным нужным словом, умением поддержать человека в трудную минуту; - в физике: траектория планеты – это отношение противоположности «центростремительного» и «центробежного» движений. Посредствующее звено между ними – «тангенциальная сила». Именно поэтому эти противоположности не парализуют друг друга, а разрешаются в определенную форму движения. - в ядерной физике: в разных сферах естественного мира система промежуточных звеньев, естественно, будет иная. Примеры: - связь между атомным весом химических элементов (количество) и их свойствами (качество) опосредована наличием протонов в ядре и электронной оболочки атомов; - в изотопах такая связь опосредована уже не протонами, а нейтронами в ядре. - в биологии (физиологический механизм): повышенное и пониженное артериальное давление (АД±) – не парализуют друг друга, так как срабатывает «диалектический посредник» - гомеостаз (снимающий напряжение в сосудах). - в математике: принцип «относительности преобразования» у Галилея и Лоренца. У Галилея не приводит к изменениям пространственно-временных параметров движения тел, а в преобразованиях Лоренца приводит. Дело в том, что между обоими положениями также существует посредник (даже посредствующие звенья), которые: = преобразования Лоренца сводят к преобразованиям Галилея, либо их выводят из преобразований Галилея. - Квантовая механика: противоречие между «волной» и «корпускулой». Именно их посредник приводит их единую систему, физическую целостность и придает этой «парочке» теоретическую завершенность. - Химия: химические взаимодействия «противоположностей» - это этапы перехода из одного агрегатного состояния в другое, через их промежуточные звенья (вода – лед – пар и т.п.). - В обществе: в четвертом вопросе данной лекции в полном визуальном объеме представлены общественные противоречия, структурированные по социальным сферам жизни. По мнению З.М.Оруджева научная заслуга Гегеля состоит в том, что он смог обнаружить общую структуру (алгоритм) переходных состояний и явлений как тождества противоположностей и их понимания мозгом (их формальным, модельным, визуальным выражением в мышлении). Кроме того, по Гегелю «противоречие есть «корень всякого движения и жизненности», оно выражает «истину и сущность вещей» (Дано по: Гегель. Энциклопедия философских наук, т.1, с.94). NB: изучая Гегеля, В.И.Ленин отметил: «Видимо и здесь главное для Гегеля - наметить переходы… и не только переходы, но и тождество противоположностей - вот что для Гегеля главное» б) Методические замечания, которые студент должен заучить: 1. По Гегелю: противоречие есть «корень всякого движения и жизненности», оно выражает «истину и сущность вещей». 2. Материалистическая диалектика: противоречие, единство противоположностей есть фундаментальное свойство живой материи и главное содержание отражающего эти процессы человеческого мышления. 3. Материалистическая диалектика: диалектическое противоречие – это опосредованное единство противоположностей. 4. И.Кант: «Противоположности – не крайняя степень различия, не «законченное различие» (по Аристотелю), они отличаются друг от друга качественно». 5. Диалектический материализм: высоко оценивает теорию Гегеля о конкретном диалектическом тождестве (противоположностей), так как для развития характерно именно конкретное тождество – оно находится и в изменении, и тождественно самому себе. 6. Аристотель: «у противоречия нет ничего промежуточного (имеется в виду формально-логическое противоречие - дизъюнкция), тогда как у противоположностей оно возможно, то ясно, что противоречие и противоположность не одно и то же». 7. Формальная и диалектическая логика: - формально – логическое противоречие (дизъюнкция) действительно выполняет разрушительную функцию (как источник антагонизма, непримиримости) и стало применяться для анализа противоречий не в живой природе, а для противоборствующих классов, цивилизаций, сторон общества, глобальных противоречий. - диалектическое противоречие – это условие существования и развития явления (объекта, предмета, знания); оно есть такое обстоятельство, без учета которого нельзя понять ни механизм бытия материального мира, ни мышление как их отражение. - в формальной логике противоречие – это (по Аристотелю) прямое столкновение двух непримиримых позиций (дизъюнкций) в виде формулы «Тезис – антитезис (либо-либо)»; - в диалектической логике противоречие – это формула Гегеля «тезис – антитезис – их синтез» (т.е. разрешение противоречия), т.к. по Гегелю «всякое противоречие должно быть разрешено». NB: смысл диалектического (более гибкого и пластичного) противоречия (в отличие от жесткого – в последствии названным антагонистическим) был впервые в истории философии сформулирован И.Кантом, но только Гегель смог первым изобразить структуру диалектического противоречия («тезис – антитезис - синтез») на базе уже появившейся в его время научной концепции развития. 8. И.Кант: предупреждал об имеющихся логических ошибках и умении избегать т.н. «амфиболию», превращающую «идею в мнимое представление об объекте, эмпирически данном и, следовательно, познаваемом согласно законам опыта». (Дано по: И.Кант. Соч. в шести томах, т.3. – с.446) NB: З.М.Оруджев уточнил эту мысль И.Канта: нельзя познавать идеальные предметы (т.е. нематериальные – психические: смыслы, мысли, видение, ценности и т.п.) эмпирическими методами, применяемыми для изучения материи – физики, химии, биологии. 9. Гегель: «В структуре противоречий всегда следует искать третий элемент, опосредствующий противоположности. Он всегда конкретен и в зависимости от характера противоположностей играет различную роль». 10. Гегель: о разрешении противоречия: «во всех случаях третий элемент в структуре вещей смягчает, нейтрализует противоположности и в этом заключается разрешение любого противоречия». NB: для Гегеля «диалектика опосредования» - рациональный момент мышления. В дальнейшем К.Маркс включил «диалектику опосредования» в свою концепцию и переработал ее в научную теорию. В результате: «Опосредование противоположностей стало специфической особенностью диалектических противоречий в отличие от формально - логических». NB: если диалектические противоречия имеют место в объективном мире живой материи и допускаются в теории диалектического материализма то формально – логического противоречия в природе нет, что запрещается и в сфере мышления. 11. Формально-логическое противоречие (дизъюнкция) – это две взаимоисключающие позиции. - Диалектическое противоречие – это опосредованное промежуточными звеньями наличие противоположностей. NB: в дизъюнктивных (формально-логических) противоречиях «посредников» нет, а в диалектических есть в обязательном порядке (как механизмах их жизненности). Напомним: в физиологии такой «посредник» - это гомеостаз, теорию которого надо знать, более того, биоэволюционное опосредование противоположностей подтверждено естествознанием, а философская догадка об этом механизме живой материи считается высшим уровнем мышления. 12. Логика анализа противоречий в диалектике: - первое: нельзя отождествлять противоположности друг с другом (например, повышенное и пониженное АД – у них разные причины); - второе: так как противоположности связаны между собой посредствующими связями, то их надо дифференцировано находить и отдельно исследовать. - анализ противоположностей (с их «посредниками») всегда осуществляется методами той науки, к которой они относятся. - научный анализ (в любом виде знания) начинается с выявления противоречий – механизма этого знания и их разрешения. И никакого другого способа сформулировать адекватные действительности понятия нет. Анализировать противоречие – это анализировать движение и жизненность самого исследуемого предмета. - диалектика не «терпит» противоречия, а разрешает их. Вопрос четвертый: Морфологическое выражение действия I закона диалектики в живой материи и физиологии. Напомним, что живая материя – это две реальности: - объективная реальность (физический мир, химический мир, биологический мир, общество); -субъективная реальность (идеальный мир: сознание, мышление, психика). Методическая справка: изучив морфологию I закона диалектики, студент-медик должен понять, что овладение этим материалом формирует: - диалектическую гибкость мышления вообще и клинического мышления врача, в частности; - обостренную восприимчивость к социальным противоречиям, а также и к противоположной регуляции функций биоорганизма; - ощущение позитивных и негативных сторон (тенденций) объектов любой природы, в том числе – общества и организма. |