Главная страница

Риторика. Лекция Предмет и основные понятия риторики. Общая и частные риторики. Связь риторики с другими науками


Скачать 431.5 Kb.
НазваниеЛекция Предмет и основные понятия риторики. Общая и частные риторики. Связь риторики с другими науками
АнкорРиторика
Дата10.01.2020
Размер431.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРиторика.doc
ТипЛекция
#103354
страница1 из 2
  1   2

Лекция 1. Предмет и основные понятия риторики. Общая и частные риторики. Связь риторики с другими науками

План.

  1. Риторика как учение о речи. Предмет и основные понятия риторики.

  1. Общая риторика и частные (судебная, политическая, педагогическая,

деловая и другие) риторики.

  1. Связь риторики с другими науками.

  2. Риторика для говорящего (создание речи) и риторика для слуша-

ющего (восприятие речи).

  1. Значение риторики в современной речевой практике. Задачи совре-

менной риторики.
1. Предметом учебной дисциплины «Судебная риторика» является наука о построении судебной речи как жанра ораторского искусства. Поэтому, прежде чем приступить к изучению судебной речи, необходимо выяснить, что такое риторика, определить предмет ее исследования, рассмотреть связь риторики с другими науками.

История риторики, которая является ровесницей европейской культуры в целом, насчитывает 25 веков. Естественно, что на протяжении такого огромного периода риторика переживала то периоды преклонения (наряду с философией ее называли «царицей всех наук»), то периоды неприятия (тогда ее называли «лженаукой», которая не помогает, а «отучает» мыслить).

Риторику называют вечной спутницей демократии. Риторика возникла, а также переживала расцвет в те исторические периоды, когда публичное общение не сталкивалось с особыми политическими или идеологическими ограничениями, когда была возможность говорить то, что думаешь, прямо и открыто. Конечно, нельзя сказать, что риторика существует только там, где есть демократия. Точнее: судьба демократии всегда сказывалась и на судьбе риторики.

Риторика возникла как ответ на практические потребности людей. С самого начала своего существования риторика обслуживала нужды участников коммуникативного процесса – не только говорящего (оратора), но и слушающего (аудитории). Риторика – самая древняя наука о построении и восприятии речи. В современной жизни эта наука имеет большое значение для всех, кому приходится говорить: юристов, педагогов, политиков, журналистов и т.д. (по отношению к представителям названных выше профессий используются выражения «говорящий класс», «профессии повышенной речевой ответственности»). Служа инструментом выражения мысли, орудием организации любой общественной деятельности, риторика является общей наукой для всех интеллектуальных профессий.

В конце XX века риторика получает новый толчок к развитию – она входит в науку о речевом воздействии. Наука о речевом воздействии – интегральная наука, объединяющая целый комплекс знаний смежных наук: лингвистики, риторики, психологии, психолингвистики, теории массовых коммуникаций, рекламы, социологии, связей с общественностью, конфликтологии и др. Риторика, межличностное общение и реклама – это три основные составляющие науки о речевом воздействии.

Слово «риторика» греческого происхождения. Древнегреч. rheo – «говорю, лью, теку». Производное от него rhetor – «ритор», «оратор»; rhetorike – «мастерство/искусство ораторской речи». Неправомерно ставить знак раве6нства между понятиями риторика и ораторское искусство. Ораторское искусство – теория и мастерство построения и произнесения публичных речей – самая древняя, самая разработанная часть риторики, то есть понятие риторика шире, чем понятие ораторское искусство.

Интересно, что в Древнем Риме противопоставлялись понятия ритор и оратор. Ритор былзнатоком теории красноречия и правил речевого мастерства, умеющим владеть ими и преподавать их, но ритор не дерзал вступать в реальные политические споры о судьбах государства. Оратор – общественный деятель, государственный муж, владеющий красноречием как средством политической деятельности. Конечно, случалось и совпадение ритора и оратора в одном человеке. Самый яркий пример – Цицерон, который, с одной стороны, писал трактаты об ораторском искусстве и обучал приемам красноречия, однако, с другой стороны, Цицерон в первую очередь прославился тем, что был политиком и общественным деятелем, т.е. политическим оратором, а не ритором.

Что же такое «риторика»? Какие определения можно дать этой науке? Существует несколько определений риторики; рассмотрим наиболее важные из них.

1. Риторикатеория и искусство создания / построения речи. Риторика представляет собой теорию, описывающую процесс порождения речи, т.е. переход от самого общего представления о будущей речи к готовому тексту, который можно произносить перед аудиторией.

2. Риторикаискусство мыслить, поскольку она является наукой и искусством реального мыслеречевого творчества, выражающего позицию каждого человека в жизни. Риторика изучает, как мысль формируется в слове и как мысль выражается словом.

3. Риторикатеория и практика совершенной речи. Какая речь может быть названа совершенной? На этот вопрос в истории риторики давалось немало ответов. Риторику всегда интересовала речь убедительная, воздействующая, украшенная, уместная, эффективная, целесообразная, выразительная и т.д., т.е. такая речь, которая отличалась от обычной. Обычной речью занималась грамматика, совершенной – риторика.

Нельзя ограничивать определения риторики как только теории красноречия (так как к красивой речи люди относятся с недоверием), или теории убедительной речи (здесь возникает вопрос: а как это соотносится с нравственностью? ведь доказать можно все, что угодно), или теории эффективной речи (когда речь производит эффект, это хорошо, но с какой целью?).

4. Риторика – учение о речевом воспитании личности. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека. Вместе с тем риторика – это основа для формирования профессиональной личности специалиста.

5. Риторика – учение о правилах и нормах ведения (построения) речи в разных видах словесности. Современная речевая ситуация характеризуется многообразием речевых контактов, поэтому в обучение риторике должны войти самые разные жанры, как устные, так и письменные.
2. Риторика традиционно подразделяется на общую и частные. В начале XIX века возникают понятия «общая риторика» и «частная риторика». С чем это связано?

Теория красноречия в России считалась наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились ко всем письменным или устным произведениям вообще. Поэтому риторика стала делиться на общую, излагающую общие законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности каждого рода произведений в отдельности. Например, к общей риторике относится изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком должно говориться высоким стилем, о низком – низким («Разверзлась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездне – дна» – Ломоносов – высокий стиль, «Мой миленок как теленок» – частушки – низкий стиль), к частной риторике, например, относилось составление бумаг.

Общая риторика в традиции, восходящей к Аристотелю, включает следующие разделы:

  • Образ оратора

  • Изобретение – содержание речи

  • Композиция – расположение

  • Речевые эмоции

  • Стиль речи – слововыражение и произношение

Таким образом, общая риторика изучает общие принципы, законы и правила построения совершенной речи. Частных профессиональных риторик, изучающих отдельные роды красноречия, много: политическая, военная, деловая, дипломатическая, юридическая, церковная, педагогическая, медицинская и т.д.

Общая риторика изучает путь от мысли к слову, последовательность порождения и воплощения речи. В соответствии с античной традицией этот путь определяет существующий со II века до н.э. риторический канон, правила которого остаются актуальными и в наши дни. Риторический канон состоит из пяти частей, пяти этапов организации публичного выступления:
  • 1. инвенция (от лат.inventio – изобретение; изобретение мыслей) – что сказать?


Инвенция – рождение замысла, создание идей, содержания речи. Содержание и доказательство предстоящей речи необходимо именно изобрести. Риторическое учение может предложить ритору определенную технику в создании идей и распространении речи. Эта техническая сторона воплощена в учении об общих местах – топике – способах построения доказательств или развертывания речи.

  • 2. диспозиция (от лат. dispositio – расположение, расположение мыслей; впоследствии слово диспозиция было вытеснено термином композиция, под которой понимается порядок следования частей текста) – в какой последовательности?

Диспозиция – расположение, раздел о правилах композиционного построения речи. Изобретенный материал необходимо разумно, в определенной последовательности расположить. Классические риторики предлагают 8 частей композиции речи: обращение, называние темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение.

  • 3. элокуция (от лат. elocutio – выражение; в старых риториках этот раздел часто назывался «украшением мыслей»; на этом этапе автор находит наилучшие языковые средства выражения замысла, отбирает, оценивает и согласует их) – как? какими словами?

Элокуция (выражение) – раздел о словесном оформлении речи. Риторическое украшение речи состоит именно в использовании нужных слов. Известный отечественный оратор Н. Ф. Кошанский называл задачами выражения следующие моменты:

  • рассмотрение слога и его достоинств;

  • рассмотрение всех видов украшений.

Поиск необходимых слов для выражения мысли, затем способов украшенного выражения этих слов в фигурах речи – один из важнейших и сложных моментов работы создателя текста, так как облечь мысль в убедительную и выразительную словесную форму – это значит добиться риторической цели.

Кошанский предлагает очень полезные для оратора речевые приемы, использование которых может оптимизировать речь. В рамках судебной риторики нам необходимо их рассмотреть, так как для обвинительной и защитительной речи они очень важны.

Фигуры мыслей, убеждающие разум (по Кошанскому):

  • Предупреждение (occupation) – оратор предупреждает слушателей, сам возражает себе и опровергает возражение (служит большему убеждению);

  • Ответствование ( subectio) – сами вопрошаем, сами ответствуем (сия фигура возбуждает внимание, любопытство и удовлетворяет оному);

  • Уступление (concessio) – когда мы соглашаемся на противное для того, чтобы более низвергнуть противника и подтвердить нашу истину. Требует тонкости ума, чтобы поразить противника его же оружием;

  • Разделение (distribute) – вычисление видов вместо рода, частей вместо целого (оно делает истину более очевидной, более убеждает разум) – говорить о чем-то конкретном!

  • Перемещение (antimetabole) – переставив слова в предложении, даем другую, сильнейшую и часто противную мысль. Сия фигура неожиданна и поэтому убедительна;

  • Остроумие (oxymoron) – острая мысль с видимым противоречием. Заставляет соображать и догадываться;

  • Отступление – искусный переход от одного предмета к другому;

  • Возвращение – переход от постороннего к главному предмету, последствие отступления. Эти две фигуры следуют друг за другом и для оратора необходимы;

  • Наращение – постоянный ход от слабейшего к сильнейшему;

  • Поправление – одна мысль, сказанная как бы нечаянно, заменяется другой, более сильной.

  • 4. мемория (от лат. memoria - запоминание)

Мемория (память). Перед тем, как произнести отобранный текст, необходимо его запомнить. Но как осуществить задуманное? Кроме индивидуальных способов и приемов, существуют универсальные приемы подготовки к произнесению будущей речи:

  • Осмысление (не механическое);

  • Заучивание наизусть с повторением про себя или вслух заученного текста;

  • Неоднократное редактирование текста;

  • Прочитывание вслух написанного текста;

  • Произнесение текста без зрительной опоры;

  • Прочитывание (произнесение текста на магнитофон с последующим анализом.

  • 5. демонстрация (от лат. demonstratio; правила произнесения речи перед аудиторией, приемы интонирования, постановка голоса, мимика, жесты).

Демонстрация

Необходимо обращать внимание на ряд моментов: темп и ритм, пауза, интонация, громкость, тембр голоса, логическое ударение, артикуляция, постановка дыхания, манеры; так как человек говорит не только с помощью слов, но и с помощью тела: говорят руки, ноги, поза, мимика.

Слово элокуция происходит из латинского языка и означает: выражение, речь; способ изложения, стиль, слог. Данное слово нельзя смешивать со словом элоквенция – красноречие, дар слова. Элокуция и элоквенция происходят от латинского глагола eloquor – высказывать, говорить, произносить речь.
Особый раздел общей риторики традиционно называется оратория – теория и мастерство публичной (ораторской) речи.

Еще одна область общей риторики – эристика – теория и искусство ведения спора.

И, наконец, разделом общей риторики является – теория и искусство ведения беседы (диалога).
Частные риторики описывают правила построения и восприятия речи в разных видах. В деятельности человека есть особые области, которые можно назвать сферами «повышенной речевой ответственности», потому что в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение (или неумение) владеть словом необычайно велика. Это дипломатия и медицина, педагогика и юриспруденция, административная и организационная деятельность, торговля и журналистика – словом, все те профессии и занятия, успех в которых в большой степени связан с речью. Для этих областей разработаны (к сожалению, в основном пока за рубежом) так называемые частные риторики. Частные риторики разрабатывают способы обучения хорошей профессиональной речи.

Одна из самых древних частных риторик – судебная. Помимо судебной риторики можно назвать следующие частные риторики: политическая, церковная, педагогическая, деловая и др.

Что же касается судебной риторики (ее также называют часто юридической), в наше время чрезвычайно актуальны ее практические и теоретические аспекты. И это неслучайно, ведь язык и право принадлежат к числу величайших ценностей культуры, которые имеют фундаментальное значение для бытия человека. Право создается для утверждения и защиты единого справедливого порядка, обеспечивающего всем участникам общественных отношений равную меру свободы. Право во всех своих проявлениях существует в.языковой форме.

  1. Юридические предписания приобретают качества нормативного правового регулятора лишь постольку, поскольку фиксируются в официальных письменных текстах – законах, издаваемых государственными органами в строго определенном порядке.

  1. Идеи, направляющие правовое регулирование, также имеют языковое выражение.

  1. Наконец, слова необходимы, чтобы координировать социальное взаимодействие в юридически значимых ситуациях и достичь согласования интересов различных участников правоотношений.

Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждения судей и присутствующих в суде граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь. Однако, строго говоря, обвинительная и защитительная речи представляют собой виды красноречия, помимо которых существуют и другие виды судебной риторики. Сама же судебная риторика может рассматриваться как комплекс риторических знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной профессиональной речи, как умение строить аргументированное рассуждение, воздействующее на правосознание людей.
3. Как риторика связана с другими науками?

Философия и риторика. С античных времен философия («диалектика») и риторика считались основой гуманитарного образования. Философия и риторика имеют дело с общими проблемами – нравственными, мировоззренческими. Этика – часть философии, практическая философия. Этический момент очень важен и в подлинной риторике, вне этики риторика становится искусством манипулирования..

Логика и риторика. Риторика (учение об убедительной речи) и логика (учение об истинности суждений и непротиворечивости высказываний) возникли одновременно и изначально задумывались как дополняющие друг друга дисциплины. Риторика и логика – не одно и то же. Для логики суждение является логичным / нелогичным в силу своего строения, логика исключает из рассмотрения адресанта и адресата. Для риторики же фигуры адресанта и адресата очень важны. Основная задача риторики, в отличие от задачи логики, состоит не в доказательстве того или иного положения, а в изменении мнений адресата.

Риторика оперирует не истинными, а лишь вероятностными утверждениями. Если логика является средством при помощи которого наука получает новое знание, то сфера действия оратора – общественная жизнь, а в общественной жизни более важными являются не точные знания, а мнения. Мнения – это среда, в которой органично существует любое общество.

Риторическая аргументация шире, чем логическая. Например, риторика, наряду с общими положениями, рассматривает и другие средства убеждения – частные случаи, на которые можно ссылаться как на пример или образец.

Риторика и грамматика – классические науки о речи, однако грамматика учит, как правильно строить речь, а риторика, основываясь на принципах грамматической правильности, требует индивидуального творчества и своеобразия.

Тесно связаны психология и риторика, стилистика и риторика. Стилистика и риторика имеют самую непосредственную связь с филологией. Филология объединяет несколько наук, целью которых является изучение духовной культуры через анализ письменных текстов. Существуют классическая (античная), германская, славянская и др. филологии, сосредоточившие свое внимание на постижении соответствующих культур.

Герменевтика – это наука об истолковании смысла текстов. В широком смысле – это учение о понимании какой-либо из объективаций человеческой духовности: письменных текстов, произведений искусства, священных книг, правовых установлений, истории. Понять – значит установить значение, смысл явления. Основоположником современной герменевтики считается русский философ и писатель В.В.Розанов, который рассматривал понимание как «лечение разума, терзаемого болью непонимаемого». Различают герменевтику философскую, теологическую, литературную, юридическую.

Развитие техники юридического толкования имеет богатейшую историю. Вот, например, несколько правил толкования, применяемых еще в римском праве:

  • «Закон вправе толковать тот, кто его устанавливает».

  • «Толкованием закона следует скорее ослаблять, чем усиливать наказание».

  • «Нет преступления, не указанного в законе» и т.д.

Еще один пример. Средневековая правовая формула для правителей Англии гласит: «The king can not do wrong». Дословный перевод: Король не может делать (поступать) неправильно. Данная фраза трактовалась следующим образом: Король не может преступить закон. Еще одно, более современное толкование фразы: Король не вправе нарушать закон (т.е., перед законом все равны).

Под литературоведением понимают науку, изучающую художественную литературу и включающую теорию литературы, историю литературы и литературную критику. Однако в Древней Греции риторика как теория и мастерство создания прозаических текстов противопоставлялась поэтике – науке о создании поэтических произведений. Исторически из античного ораторского искусства возникла проза.

Важно отметить, что как предмет систематического преподавания, риторика сложилась раньше других филологических дисциплин (грамматики, поэтики, стилистики и др.). Классическая риторика является предшественницей культуры речи.

Новые теории, возникшие в ХХ веке вследствие развития речевых технологий, исторически восходят к риторике. Это, в частности: теория коммуникации, разрабатываемая американскими учеными, связи с общественностью, менеджмент и администрирование, которые представляют собой аналог деловой риторики, и др.
4. Принято различать риторику для говорящего и риторику для слушающего.

Риторика для говорящего учит создавать тексты. С самого начала своего существования риторика обслуживала нужды говорящего (пишущего). В отличие от наук, которые учили читать, понимать, извлекать смысл из текстов, риторика учит создавать эти тексты, учит говорить убедительно. Поэтому, как уже отмечалось выше, риторика особенно необходима для людей так называемых «говорящих профессий», «профессий повышенной речевой ответственности».

Однако риторика необходима не только говорящему (пишущему). Она нужна и слушателю (читателю). Риторика для слушающего имеет дело уже с созданным текстом.

  • Риторический анализ позволяет понять, как устроена готовая речь.

  • Риторический анализ уже созданного текста может помочь отделить риторику от манипулирования сознанием, помочь распознать уловки, демагогию, элементарную неискренность говорящего.

  • Риторический анализ позволяет оценить текст с точки зрения его эффективности, позволяет указать на риторические ошибки и предложить варианты их исправления. Известно, что оратор может проиграть свое дело не из-за того, что правда не на его стороне, а из-за обыкновенного неумения говорить убедительно. Наряду с орфографическими, пунктуационными и прочими ошибками, связанными с нарушениями норм литературного языка; наряду со стилистическими сбоями, с нарушениями норм общения, существуют и риторические ошибки. Речь, например, может оказаться бесцветной, рыхлой по композиции, производить впечатление легковесной и т.п.

  • Риторический анализ позволяет рассматривать текст в культурологическом аспекте (другими словами, в связи с контекстом, в котором эта речь существует).


5. Значение риторики – фундаментального учения о речи – связано с тем, речь – это инструмент управления обществом и общественными процессами. Значение риторики в современной жизни определяется следующими причинами:

  • В современном мире резко увеличилось количество конфликтов. Конфликты пронизывают и коммуникативное пространство. Конфликт в коммуникативном пространстве представляет собой диалог, участники которого имеют нетождественные позиции и не могут или не хотят изменить их таким образом, чтобы произошло их отождествление. Разрешение конфликта возможно только тогда, когда в результате общения появляется совместная позиция.

  • В информационном обществе постоянно возникает противоречие между людьми, владеющими технологиями общения, и профессионалами, носителями конкретных областей знания: одни владеют языком, другие – предметом. В данном случае необходимо повышать эффективность культуры общения.

  • В современном мире благодаря развитию технических средств записи, хранения и передачи информации существенно возросла доля устного общения.

Таким образом, современная риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.




телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить…Сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет».

Но чтобы слово приобрело власть, силу, над ним нужно постоянно работать, красноречие требует огромного труда. Это прекрасно объясняет Протагор: «Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на головы тем, которые его любят…». Обратите внимание на то, что именно Протагору принадлежат слова «цветы красноречия», которые употребляются и сейчас; цветы красноречия – это как раз то, что делает речь особенной, совершенной, украшенной.

По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а поиск убедительности. Софисты были известны прежде всего тем, что полагали, будто доказать можно все, что угодно, главное – выбрать правильные средства доказательства. Для софистов все в мире относительно, все субъективно, а сама жизнь бесконечно разнообразна и изменчива. Истина – это только субъективные суждения о ней; человек есть мера всех вещей. Нельзя говорить, что одно мнение истиннее другого, можно говорить лишь, что одно мнение убедительнее другого. Для этого в распоряжении софистов были 2 средства диалектика – искусство рассуждать и эристика – искусство спорить. Таким образом, риторика софистов была риторикой словесного спора, состязания, борьбы.

Горгий разработал множество стилевых ресурсов, которые актуальны и до сих пор. Так, Горгий первым использовал в своих речах антитезу (противопоставление), оксюморон (сочетание противоположных понятийоксюморон ().ение использовал в своих речах антитезу (),туальны и до сих пор. ое искусство в открытых им специальных школах ().). Горгий создал множество средств украшения речи, названных по его имени «горгиевыми фигурами». Его речи характеризуются соразмерностью частей предложений, использованием рифмованных концовок, использованием аллитераций (концентрацией определенных согласных звуков) и ассонансов (концентрацией определенных гласных звуков).

Среди первых наиболее ярких риторов-софистов, кроме Горгия, можно назвать Протагора, которого считают основоположником эристики (искусства спора), а также Лисия (ок. 459 – 380 гг. до н.э.) – одного из первых известных судебных ораторов. Лисий – один из 10 древнегреческих ораторов, которых во II – I вв. до н.э. признали классическими.

Лисий был известен своей речью против Эратосфена, одного из Тридцати тиранов, которого Лисий считал виновником смерти брата. Это была первая судебная речь Лисия, и она сделала его знаменитым в Афинах, так что в последующие 20-25 лет своей жизни он написал громадное количество речей – более 400, тогда как ни у одного из других греческих ораторов число речей не превышает 100.

Логографы пользовались большим уважением в Афинах. Главным делом логографа было написать речь, которую клиент выучивал наизусть и произносил на суде. Искусство древнего логографа составлять речь так, чтобы она казалась сочиненной самим клиентом, обозначается термином «этопея». Трудность составления речи увеличивалась еще тем, что при кажущейся ее простоте она должна была содержать толкование закона. Кроме того, речи составлялись за очень короткое время. Главное достоинство речей Лисия – это уже упомянутая «этопея», т.е. его речи по характеру, форме, выбору слов строго соответствовали умственному развитию и социальному положению клиента. Надо отметить также мягкий тон, которым проникнуты его речи. В речах Лисия отсутствуют или очень умеренно употребляются риторические украшения, однако его речи отличаются чистотой языка. Помимо художественных достоинств, речи Лисия представляют для современного читателя большой исторический и культурно-бытовой интерес. Читая Лисия, мы знакомимся с юридическим строем Древних Афин, правовыми отношениями, этикой, частной жизнью.
2. Сократ (470 – 399 гг. до н.э.) вошел в историю как гениальный собеседник, проницательный спорщик и диалектик, вечный ученик, который черпал знания даже от людей малообразованных, ироничный остряк, любитель правды, своими невинными вопросами разоблачавший неправду и ложь. Речей Сократа не сохранилось, его образ и его взгляды известны нам по диалогам Платона. Сократ считал нахождение истины основной задачей общения. Сократ отошел от монологической формы и всю свою сознательную жизнь общался в пространстве диалога. Диалог позволял задавать вопросы и получать на них ответы. Сократ активно использовал иронию и майевтику. Блестяще владея искусством спора, Сократ противопоставлял свой метод ведения спора, который он называл диалектическим, эристике софистов. В ходе диалектических бесед человек, по мысли Сократа, восстанавливает знания доставшейся ему бессмертной души, другими словами, духовно возрождается. Поэтому свою роль собеседника, посредством диалектики помогающего возрождению знания и его закреплению, Сократ по аналогии с ремеслом своей матери-повитухи называл майевтикой, т.е. повивальным искусством (подобно тому, как повивальное искусство помогает человеку появиться на свет, искусство диалектики помогает родиться /возродиться человеческой душе).

Важную роль в становлении риторики сыграл ученик Сократа Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Платон негативно относился к софистам и софистической риторике, противопоставляя ей диалектику – особое средство поиска истины. Платон всегда подчеркивал нравственную цель искусства слова: «Если кто решил овладеть красноречием по-настоящему, он должен быть человеком справедливым и сведущим в делах справедливости…» Чтобы наставить слушателей на истинный путь, оратор должен сам знать, что истинно, что ложно, что справедливо и что несправедливо, а это знание доступно только философу.

Трудности понимания философии и риторики Платона состоят в отсутствии систематического изложения его взглядов. Платон известен своими диалогами («Федр», «Горгий», «Апология Сократа»), в которых он изложил философские и, в частности, риторические взгляды. В диалогах Платон создал образ Сократа и привел образцы сократического диалога – диалога, в котором участники при помощи умело поставленных вопросов ищут истину.

Платон сравнивал речь с живым организмом: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо – у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому».

Таким образом, риторике софистов, которую Платон не считал наукой, он противопоставил подлинное красноречие, основанное на знании истины, а потому доступное лишь философу. Эта теория красноречия изложена Платоном в диалоге «Федр, в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром». Ценное в теории Платона – это идея воздействия речи на душу: задача оратора – «отыскивать вид речи, соответствующий каждому характеру, и таким образом строить и упорядочивать свою речь; к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а к простой душе – с простыми».

Классический период греческой риторики завершается деятельностью Демосфена и Аристотеля.

Демосфен (385 – 322 гг. до н.э.) был и судебным, и политическим оратором. Демосфен, не обладая природными ораторскими способностями, стал выдающимся оратором. Поскольку он всегда произносил речи на животрепещущие темы и должен был сразу же привлечь внимание слушателей, вступление в его речах было кратким и энергичным. Главной частью речей Демосфена было повествование – изложение существа дела. Строилось оно необычайно искусно, динамично. Здесь были и пылкие обращения к богам, к слушателям, к самой природе Греции, и красочные описания, и воображаемый диалог с противником. Демосфен широко применял тропы, в частности метафору. Демосфен первый ввел в обычай сопровождать речи жестикуляцией; когда его однажды спросили, что необходимо для хорошего оратора, он ответил: «Жесты, жесты и жесты».
3. Основоположником риторики считается Аристотель (384–322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, логик и ритор, которого называли универсальным гением античности. Аристотель был воспитателем Александра Македонского. Был учеником Платона; провел в его Академии 20 лет, а в последние годы жизни основал в Афинах собственную школу, которую назвал Ликей. Утром там занимались философией, вечером – риторикой, что неслучайно: со времен античности философия и риторика составляют основу гуманитарного образования.

Аристотель, обобщив опыт греческой риторики, в своих трудах создал общую теорию красноречия и тем самым положил начало традиции европейского риторического искусства. Аристотель считается основоположником риторики как науки и отцом логики. Аристотелевское учение о стиле стало основой европейских теорий литературы и эстетики.

Среди его работ, имеющих непосредственное отношение к риторике, следует назвать трактаты «Риторика», «Топика», «О софистических опровержениях». «Риторика» Аристотеля состоит из трех книг:

  • в первой – обосновывается предмет риторики, рассматривается классификация ораторских речей, предлагается система общих мест речевой деятельности (топика);

  • во второй – исследуется основа риторического доказательства, или «причины, возбуждающие доверие к говорящему»; по Аристотелю, это – разум, добродетель и благорасположение;

  • в третьей – описываются качества стиля, дается классификация тропов и фигур, а также рассматриваются вопросы композиции.

«Риторика» Аристотеля начинается фразой: «Риторика – искусство, соответствующее диалектике…» Диалектикой называли в античности философию. Риторика соответствует философии, так как обе они имеют всеобщий характер (не относятся к области какой-либо одной науки) и поэтому необходимы каждому. Аристотель определял риторику «как способность находить возможны способы убеждения относительно каждого данного предмета» (в то время как другие науки могут учить и убеждать только относительно того, что принадлежит к их области). По Аристотелю, риторика – наука и мастерство прежде всего доказательной (убеждающей) речи.

Свою систему риторики Аристотель изложил по триадам.

1. Три элемента, из которых слагается речь. Аристотель первым предложил трехчастную модель речевой коммуникации. Он утверждал, что «речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего» Тем самым Аристотель подчеркивал приоритетность позиции слушателя в речевом общении: ведь если речь не ясна слушателю, она не достигает своей цели и, следовательно, не нужна.

2. Три рода слушателей:

1) «простой зритель», обращающий внимание только на дарование оратора;

2) «судья того, что может совершиться» (например, член народного собрания);

3) «судья того, что уже совершилось» (судья). Отсюда естественно вытекают –

3. Три рода риторических речей («у каждого из этих родов речей различная цель», отмечает Аристотель):

1) эпидейктические (показательные, торжественные) речи;

2) совещательные;

3) судебные.

Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать. Здесь представляется наиболее важным настоящее время. Цель – показать, что прекрасно, а что постыдно.

«Дело речей совещательных – склонять или отклонять». Цель – склонять к полезному, побуждать к хорошему и отклонять от вредного, худшего. Время – будущее.

«Что же касается судебных речей, то дело их – обвинять или оправдывать». Время – прошедшее. Цель – показать, что справедливо, а что несправедливо.

4. Три способа убеждения в речах:

1) зависящие от характера говорящего – надо произнести речь так, чтобы внушить доверие к себе как к человеку честному, знающему, обладающему многими добродетелями (впоследствии эти доводы были названы этическими, или доводами к этосу);

2) зависящие от самой речи, когда истина выводится на основании логических доводов, доводов к логосу;

3) зависящие от настроения слушателей – надо повлиять на людей так, чтобы возбудить в них чувства удовольствия или неудовольствия (доводы к пафосу, пафос – в переводе с греч. «страсть, чувство»).

5. Три условия, придающие речи характер убедительности:

1) демонстрация определенного склада личности оратора (впоследствии стал использоваться термин – образ оратора и были описаны ораторские нравы);

2) доказательность;

3) возбуждение доверия.

Третья книга «Риторики» посвящена стилю. Аристотель полагал, что главное достоинство стиля заключается в ясности: «доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели». «Стиль не должен быть ни слишком низок, ни слишком высок, но должен подходить к предмету речи. Из имен и глаголов те отличаются ясностью, которые вошли во всеобщее употребление».

В Древней Греции было известно множество прекрасных ораторов, слава которых дошла до наших дней, а многие принципы и технологии античных ораторов мы используем в своей речи, зачастую не зная ничего об их создателях. Во II веке до н.э. появился канон десяти лучших аттических (древнегреческих) ораторов. Среди них: Андокид, Лисий, Исократ, Исей, Ликург, Демосфен, Гиперид и другие. Именно благодаря их ораторской деятельности был разработан риторический канон – пятиэтапная система подготовки и произнесения публичного высказывания, которая применятся и сейчас.
4. Усвоение риторики римской культурой было закономерным, тем более что Рим в первые века своего существования был республикой. Риторика проникает в Рим во II – I вв. до н.э. в условиях обострения политической борьбы. Ораторское искусство, тесно связанное с политической жизнью, положенное в основу воспитания римского гражданина, наиболее полно воплотило в себе римский национальный характер. Политика и право были римлянину ближе, чем литература и искусство.

Ораторское искусство в античном Риме обладало огромной силой: «Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно – искусство полководца, другое – искусство хорошего оратора» (Цицерон). Римские ораторы в большей мере, чем греческие ориентировались на практическую сторону общения. Так, известен афоризм Катона, обращенный к начинающему оратору: «Придерживайся сути дела, слова найдутся». В римской риторике была усовершенствована композиция выступления, которая стала шестичленной: вступление, изложение, разделение, обоснование, опровержение и заключение. Были сформулированы требования к технике речи, которые фиксировали необходимость обладания оратором сильного голоса, способного меняться в соответствии с ситуацией высказывания. Была усовершенствована и классификация риторических фигур.

Крупным оратором и автором трудов по юриспруденции был Марк Порций Катон (234 – 149 гг. до н.э.). Славу мастера судебного искусства приобрел Гальба, кторый обладал юридическим мышлением, умел собирать и располагать доказательства в речи. Знаменитым судебным оратором был Гай Попирий Карбон ( умер в 82 г. до н.э.), блестяще показавший себя во многих процессах по гражданским и уголовным делам. Можно также назвать имена таких известных римских адвокатов, как Марк Антоний (143 -87 гг. до н.э.), Красс и Квинт Гортензий Гортал. Но все лучшее, чего достигло древнеримское ораторское искусство, сконцентрировано в деятельности Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.), знаменитого оратора, писателя, поэта, философа, политического деятеля Древнего Рима. Жизнь и деятельность Цицерона – яркое доказательство силы и значения ораторского искусства в республиканском Риме.

Помимо большого количества речей, которые до настоящего времени могут служить прекрасными образцами для других ораторов, до нас дошли и теоретические сочинения Цицерона, посвященные ораторскому искусству; среди 19 трактатов по риторике самыми известными являются три: «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор», «О наилучшем роде ораторов».

В «Бруте» излагается история римского красноречия – от истоков до времени самого Цицерона. Автор скорбит об упадке красноречия в Риме в связи с началом гражданской войны, причем именно тогда, когда оно достигло своего наивысшего развития. Рисуется идеал оратора и выдвигается требование универсального образования, т.е. основательного знакомства с философией, правом, историей. Более всех наук Цицерона с детства привлекала философия. В «Бруте» он называет ее матерью всего, что хорошо сделано и сказано; по мнению Цицерона, философия – это «сгущенное и сжатое красноречие».

Идеал оратора рассматривается также и в трактате «Оратор». Здесь же подробно анализируются три типа, или стиля ораторского искусства: «простой», «средний» и «высокий» – и утверждается, что истинный мастер красноречия должен в равной мере владеть всеми тремя стилями. Цицерон так сформулировал слагаемые ораторского мастерства: «Красноречивым можно считать того, кто, говоря и на форуме, и в суде, умеет доказывать, очаровывать и убеждать. Доказывать необходимо, очаровывать приятно, убеждать – верный путь к победе; именно это свойство важно, если хочешь выиграть дело… доказывать надо тонко, очаровывать – в меру, убеждать горячо; во всем этом и заключается сила оратора. Истинно красноречив тот, кто умеет говорить о незначительных вещах просто, о возвышенных с достоинством, о тех, что как бы лежат посредине, с должной умеренностью».

В трактате «Оратор» рассматриваются и теоретические вопросы ораторского искусства: подбор и расположение материала, способы выражения, построение периодов, проблемы ритма и метра.

В сочинениях Цицерона впервые встречается термин «гуманитарный», что в переводе с латинского языка означает «человеческий, свойственный человеку». Цицерон писал, что «быстрый язык, звучный голос, сильные легкие, крепкое телосложение, склад и облик всего лица и тела», дарованные природой, еще не делают человека человеком. «Полнота человечности», по Цицерону, – это свобода и достоинство личности: совесть, честь, долг, доброта и любовь к людям, образованность, учтивость, изысканность манер и речи. Для воспитания настоящего человека необходимы риторика, философия и право – эти науки Цицерон и назвал гуманитарными.

Самые известные речи Цицерона (всего сохранилось 58 судебных и политических речей Цицерона.).

  • Речь в защиту Публия Квинкция (81 г. до н.э.)первая из сохранившихся до наших дней судебных речей Цицерона, но это не первое выступление оратора в процессах. Но эта речь принесла Цицерону громкую славу и вызвала его отъезд из Рима. В последующие 2 года Цицерон путешествовал, он посетил Афины, Малую Азию, Родос. В это время окончательно сформировался стиль красноречия Цицерона, стиль, в котором сочетались элементы двух школ ораторского искусства: старой аттической (греческой) и пышной, многословной азианской (так называемый «азианский стиль», отразивший восточные традиции).

  • Обвинительные речи против Вереса, превратившие Цицерона в самого популярного адвокате в Риме .и оказавшие благотворное влияние на дальнейшее продвижение Цицерона по лестнице государственных должностей.

  • Выступление в защиту Помпея – первая чисто политическая речь Цицерона.

  • Речи против Катилины (63 г. до н.э.), ставшие хрестоматийными примерами ораторского искусства.

  • Речи против Марка Антония, которые сам Цицерон назвал Филиппиками, по образцу речей Демосфена против Филиппа Македонского.


Постепенное превращение Рима в империю, в которой император обладал неограниченной властью, оказало огромное влияние на риторику: появилось новое понимание риторики – риторика стала рассматриваться не как искусство убеждать, а как искусство хорошо говорить. Наиболее ярко такое понимание риторики нашло выражение у Марка Фабия Квинтилиана (36-100 гг. н. э.). Перу Квинтилиана принадлежит трактат «Образование оратора. 12 книг риторических наставлений», в котором обобщен опыт классической риторики и опыт самого Квинтилиана как преподавателя риторики и судебного оратора. Труд Квинтилиана – вершина исследования римского ораторского искусства.

Сначала Квинтилиан рисует образ идеального оратора: «Итак, да будет оратор таков, чтобы его по справедливости можно было назвать и мудрецом; не только совершенен во нравах, но совершенен и во всех знаниях, во всех качествах, потребных для красноречия».

В первой книге Квинтилиан рассказывает о первоначальном воспитании будущего оратора в семье;

  • во второй – о занятиях в риторической школе и о природе риторики как таковой;

  • третья – девятая книги представляют собой своего рода энциклопедию теории ораторского искусства;

  • десятая книга посвящена анализу греческой и римской литературы и разбору образцов, интересных и полезных для будущего оратора;

  • одиннадцатая книга описывает внешние приемы оратора;

  • двенадцатая книга рисует моральный и общественный образ оратора.

Таким образом, если для греков в риторике главным было искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. В средние века риторика становится искусством украшения речи. С этого времени она обращена не только к устным, но и к письменным текстам. Средневековые риторики писались на латыни. Риторики на национальных языках появляются в Европе в XVII –XIX веках.



корень вет-, означающий говорение (ср. современные слова: привет, совет, ответ, завет и т.д.). В древнерусском красноречии преобладают два основных жанра: дидактическое, учительное слово – «Поучение» – и торжественное панегирическое хвалебное «Слово». Оба жанра представлены уже в XI веке. Первым древнерусским дидактическим сочинением было «Поучение к братии» новгородского епископа Луки Жидяты (умер в 1059/1060 г.), а «Слово о законе и благодати» 1049 г., автором которого является Илларион Киевский – первый и долгие годы единственный русский (не поставленный из Византии) киевский митрополит. «Слово о законе и благодати» состоит из трех частей: 1 – о Ветхом и Новом завете, которые названы соответственно законом и благодатью, 2 – о князе Владимире и 3 – посвящена Ярославу Мудрому. В третьей части Илларион достигает вершины ораторского искусства, используя целую систему повторов.

Золотым веком русского красноречия называют XII век. Он отмечен двумя вершинами «Словом о полку Игореве» и ораторскими произведениями Кирилла Туровского. Для «Слов» Кирилла характерен излюбленный в средние века прием – истолкование притчи. Кирилл блестяще владел византийской риторической традицией, ее сложными формами. В его произведениях повторы играют двойную роль: придают речи ритмичность и образуют своеобразный путеводитель по тексту, обозначая главные темы в виде ключевых слов.

К XII веку относится также и «Поучение» Владимира Мономаха (1117 г.). В этом памятнике, написанном великим Киевским князем, отразилась государственная мораль и политическая концепция Древней Руси. Основная идея «Поучения» – идея сильной княжеской власти. Многие современные исследователи русского красноречия отмечают его консолидирующий характер. Важнейшая цель слова в Древней Руси – это объединение русских земель и русских людей в целостный «русский мир».

Древнерусское красноречие развивалось на основе взаимодействия устной народно-поэтической традиции и античных, византийских и южнославянских риторических образцов. Древнерусский риторический идеал, глубоко нравственный и житейски разумный, базируется на следующих принципах:

  1. Высокий статус книжного слова, почтение к книжному знанию.

  1. Божественная природа слова. Сила слова.

  1. Дар слова, красноречие – одна из первых и важнейших для человека добродетелей (Михальская, 1996).


3. До XVII века красноречие на Руси не носило собственно риторического характера и теоретических сочинений по риторике отмечено не было. Предшественником риторик XVII века ученые считают трактат «Об образах», входивший в Изборник Святослава 1073 г., где и появляется впервые на Руси само слово «риторика». «Об образах» представляет собой переработанный перевод с греческого языка статьи Георгия Хировоска. Георгий Хировоск (буквально «свинопас», подобные уничижительные имена выбирались из смирения) – константинопольский профессор и библиотекарь, точные годы жизни которого неизвестны (VI – IX вв.). В греческом оригинале статья называется «О поэтических тропах». В трактате толкуется 27 тропов, автор перевел древнегреческие термины на русский язык (аллегория – «инословие», метафора – «перевод», троп – «образ»), определения тропов очень просты.

«Об образах» – свидетельство высокой культуры слова в Древней Руси, трактат носит не только риторический, но и филологический характер, что говорит о высоком уровне развития письменной, книжной культуры.

Первые ставшие известными истории занятия риторикой были сосредоточены в монастырях. В.П. Вомперский в книге «Риторики в России XVII – XVIII вв.» (М., 1988) констатирует формирование четырех ареалов, в которых создавались ранние русские риторики:

  • северо-восточная и центральная Русь (Вологда, Ростов Великий, позднее Москва);

  • северо-западный ареал (Новгород и монастыри вокруг него);

  • северный ареал;

  • южный (Киев, Чернигов).

Первой русской риторикой стала книга, авторство которой приписывали вологодскому митрополиту Макарию (1617 или 1619-20 гг.). Она написана на русском языке, но ее содержание восходит к сочинению немецкого ученого-гуманиста Филиппа Меланхтона, которое в свою очередь восходит к сочинению древнеримского автора Марка Фабия Квинтилиана «Об образовании оратора». В Риторике Макария (или псевдо-Макария) подчеркивалась особая роль слова: слово «делам придает и прибавляет силы». Этот рукописный учебник до петровского времени был основным учебником риторики на Руси.

В 1699 г. первая русская риторика была переработана и дополнена Михаилом Усачевым. Подлинных вершин в теории поэтики и риторики в доломоносовский период достиг Феофан Прокопович в двух сочинениях «О поэтическом искусстве» (1705) и «Об ораторском искусстве» (1706). Феофан Прокопович (1681 –1736) был крупнейшим общественным и церковным деятелем в эпоху Петра I, поддерживающим его реформы.

В истории русской культуры старинные риторики сыграли значи­тельную роль, представляя собой, по словам В. П. Вомперского, «своеоб­разные энциклопедии лингвистических и стилистических знаний своего времени».

Однако признанным «отцом российского красноречия» (по словам Н.М. Карамзина) является глава первой русской филологической шко­лы М.В.Ломоносов, которому принадлежат две риторики – краткая (1743) и «пространная» (1748). Риторики М.В.Ломоносова представляли собой общедоступные руководства по красноречию. В своих Риториках М.В.Ломоносов продолжает античную традицию, но ориентация на строй национального русского языка пронизывает все главы его риторик. В XVIII в. «пространная» риторика М.В. Ломоносова выдер­жала семь изданий, а в начале XIX в. переиздавалась в 1805 и 1810 гг. Все позднейшие русские риторики основывались на труде М.В. Ломоносова.

Как считал Ломоносов, следующие качества способствуют «приобретению красно­речия»: природные дарования, знание риторики, подражание хорошим авторам, самостоятельные упражне­ния в сочинении и общая эрудиция. Особенно интересной представляется часть, посвященная учению об изобретении и сочинении речей.

Интересно, что первым российским академиком Петербургской Ака­демии и первым профессором элоквенции (элоквенция – красноречие) был избран не М. В. Ломоно­сов, а поэт и ученый В. К. Тредиаковский за те филологические труды, которые были написаны им («Новый и краткий способ к сложению российских стихов» и др.). В 1745 г.— в том самом году, когда В. К. Тре­диаковский был избран профессором латинской и российской элоквен­ции, он выступил в ученом собрании с академической речью, которую посвятил прославлению «царицы Элоквенции». Кратко это произведение называется «Слово о витийстве». Речь эта весьма характерна для стиля В. К. Тредиа­ковского и значительна по выводам. Писатель говорит о том, что «о при­родном своем языке больше, нежели о всех прочих, каждому надлежит попечение иметь». Эти слова общественно значимы не только для своего времени, но и для наших дней. В петровское и послепетровское время русский язык не допускался ни на церковной кафедре — там царил церковнославянский, ни в духовных училищах, где чаще использова­лись латинский и греческий, ни в академических учреждениях, где при Петре I господствовала немецкая речь. Нам даже трудно в полной мере оценить сейчас, каких гигантских усилий стоила русской интеллигенции в лице В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова и дру­гих писателей и ученых Академии борьба за признание русского языка в качестве официального. В «Слове о витийстве» В. К. Тредиаковский стремился подобрать самые убедительные аргументы и найти самые выразительные слова, чтобы обосновать тезис об «обилии, силе, кра­сотах и приятностях» российского языка.

В последней трети XVIII в. происходит, по словам Н. В. Гоголя, «крутой поворот» в русском просвещении. Тогда было внесено «новое, светоносное начало» и дан ход новой поэзии, новому слову, новым гражданским устремлениям. В 1783 г. была учреждена Российская ака­демия, задуманная как центр гуманитарных наук. В академических кругах были популярными мысли о необходимости дальнейшего развития «рос­сийского красноречия», выработки и совершенствования норм «россий­ского слога».

Некоторые риторики российских академиков, написанные на рубеже XVIII – XIX вв., представляли важные вехи на пути развития теории российской сло­весности. Особенно характерны для этого времени риторики М. М. Сперанского, И.С.Рижского и А.С. Никольского.

Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839) создал в 1792 году курс лекций по риторике, по­лучивший название «Правила высшего красноречия». Труд написан Сперанским в те годы, когда он занимался преподавательской деятельностью в Главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Хотя этот курс автор читал в течение ряда лет, рукопись была опубликована лишь через полвека, уже после смерти автора, — в 1844 г. (через пять лет после смерти ее автора). Она была замечена и высоко оценена просвещенными деятелями XIX в. Так, А.Ф. Кони в работе о красноречии, судебном и политическом, писал, что пособие М.М. Сперанского представляет собой «систематический обзор теоретических правил о красноречии вообще, изложенных прекрасным языком».

Популярности этой книги в немалой степени способствовал тот факт, что ее автор — М.М. Сперанский — был личностью известной. Его головокружительная служебная карьера относилась к началу XIX в., точнее — к 1808 г., когда Сперанскому было поручено подготовить план государственного преобразования и административного устройства. В политической и государственной деятельности М.М. Сперанского на­зывали законником и теоретиком. Его филологическая работа также относится к роду нормативной, «учительской» литературы. Стремлением к регламентирующему началу пронизаны все «Правила высшего красно­речия». Под красноречием Сперанский разумел прежде всего искусство ораторской речи и в своем труде изложил ее основные нормы. В книге говорилось о слове церковной проповеди. В этом отношении функциональ­но-стилистическая направленность «Правил...» очерчена достаточно опре­деленно, что и составило специфику риторики Сперанского. Неодно­кратно напоминая древний афоризм: Poeta nascuntur, oratores fiunt — «Поэтами рождаются, ораторами становятся», Сперанский советовал уси­ливать собственное красноречие чтением правил, чтением образцов и упражнениями в сочинении. Сам автор, бесспорно, владел тайнами слова. Его «Правила высшего красноречия» написаны в изящной худо­жественной манере и воспринимаются как уникальный памятник рус­ского красноречия.

В риторике рубежа XVIII — XIX вв. одно из видных мест занимают труды члена Российской академии Ивана Степановича Рижского. Уроженец Риги (откуда и произошла его фамилия), он был преподавателем риторики, пиитики, истории и философии. И.С. Рижский издал сочинения, содержание которых составили преподаваемые им предметы: «Политическое состояние Древнего Рима» (1786), «Логика» (1790), «Опыт риторики» (1-е изд.— 1796). Рижский был первым ректором Харьковского университета и первым профессором красноречия, стихотвор­ства и языка российского в этом университете. Логика и риторика Рижского были признаны классическими.

А.С. Никольский был известен как ученый-словесник и перевод­чик. Особенно популярным был его перевод Квинтилиана «Двенадцать книг риторических наставлений» (1834). В 1802 г. Никольский был удостоен звания академика за труды по логике, риторике и «российской словесности». Известно несколько изданий его риторики, первое – в 1790 г. Особенность учебника в том, что грамматика и риторика взаимно дополняли одна другую; они рассматривались автором как фундаментальные основы курса словесности.
4. Временем расцвета русской риторики следует считать первую половину XIX века. Многие учебники по риторике первых десятилетий XIX в. представляют собой работы нового теоретического и практического направления. Авторами этих трудов были профессора русской словес­ности, преподаватели университетов и лицеев, такие, как А.Ф. Мерзляков, Ф.Л. Малиновский, Н.Ф. Кошанский. А.И. Галич и Н.Ф. Кошанский были лицейскими учителями А.С. Пушкина.

Алексей Федорович Мерзляков (1778–1830) — автор одной из наиболее популярных риторик, предназначенной учащимся светских учебных заведений. Профессор стихотворства и красноречия в Московском университете, А.Ф. Мерзляков был учителем М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева. Он был в свое время к тому же известным поэтом и переводчиком. Им были созданы «народные песни», которые имели большой успех и не забыты до сих пор (такие, например, как «Среди долины ровныя» и др.). Первое издание учебника по риторике А.Ф. Мерзлякова «Краткая риторика» вышло в свет в Москве в 1809 г.

А.Ф. Мерзляков в своем учебнике стремился изложить теорию прозаи­ческих сочинений, опираясь на детальную разработку теории слога. Именно эта черта и выделяла его риторику среди других. «Всеобщие или существенные свойства хорошего слога во всех родах прозаических сочинений суть следующие,— писал автор,— правильность, точность, пристойность, благородство, живость, красота и благозвучие. Первое из сих свойств, т. е. правильность или исправность, принадлежит более к грамматике, нежели к риторике». Автор перечислил основные погреш­ности «против чистоты и правильности языка». Сделанные им предосте­режения могут быть весьма полезными и современному учителю.

Одним из интересных и весьма характерных для обучения специаль­ным приемам преподавания риторики был компактный учебник Ф.Л. Малиновского (1815). Малиновский положил в основу изложения материала прием вопро­сов и ответов. «Какое начало красноречия?» — спрашивал автор и сразу же отвечал: «Начало красноречия есть удовольствие, ибо та речь пре­красна, которая доставляет его уму и сердцу». Еще один пример: «Ка­кого качества должна быть речь...?» — задавал вопрос учитель и отвечал на него так: «Речь должна быть ясна и истинна». Ценно то, что в учеб­никах вопрос о качествах речи был поставлен как один из основопола­гающих. Речь должна быть ясной, чистой, правдивой, одушев­ленной по мысли, разнообразной и полной по содержа­нию. В книге Малиновского особенно сильно проявлялась связь с тра­диционной античной риторикой и теорией ораторского искусства Древнего Рима.

Под влиянием нового направления в художественной литературе (изящной словесности) и языковой реформы Н. М. Карамзина про-исходил пересмотр содержательного наполнения риторических категорий и понятий. Особое внимание филологи обращали на учение о слоге, область которого должна составлять «рассмотрение эстетического со­вершенства мыслей и языка». Идеи этого направления наиболее ярко выражены в риториках Николая Федоровича Кошанского (1781–1831). Н.Ф. Кошанский—доктор философии и свободных искусств, а также профессор русской и латин­ской словесности в Царскосельском лицее. Именно на его кроке А.С. Пушкин написал стихотворение «Роза», когда учитель попросил воспитанников описать розу. Надо сказать, что юноша Пушкин тяготился уроками строгого и педантичного Кошанского.

Кошанский написал две риторики: «Общую рето­рику», которая выдержала 11 изданий (с 1829 по 1849 г.) и «Частную реторику», выдержавшую 7 изданий (с 1832 по 1849 г.) (в XIX веке встречается двойное написание: риторика и реторика).

По определению Н.Ф. Кошанского, «ораторство, витийство (ars oratoria) есть искусство даром живого слова воздействовать на разум, страсти и волю других». «Общая риторика» Н.Ф. Кошанского состояла из трех традиционных разделов — 1) «Изобретение»; 2) «Расположение»; 3) «Выражение мыслей». Таким образом, предметом риторики Н.Ф. Кошанский назвал «мысли», точнее, способность их «изобретать, располагать и выражать».

Если в прежних риториках в описаниях фигур на первое место выдви­гались так называемые «фигуры слов», то в риториках Н.Ф. Кошанского эти фигуры уже не рассматривались. Н.Ф. Кошанский строил типологию фи­гур в зависимости от способа интенционально-смыслового воздействия. Так он предложил деление фигур на «фигуры, убеждающие разум», «фигуры, действующие на воображение» и «фигуры, пленяющие сердце». При этом в самом представлении фигур в типологии Кошанского было заметно отступление от ломоносовского принципа. К утвердившимся в практике XVIII в. отечественным названиям фигур Кошанский приводил параллельные нерусские термины, например противоположение (anti­thesis), одушевление (prosopopeia), умаление (mejosis), наращение (gradatio). В наше время утвердились в употреблении именно эти интер­национальные термины: антитеза, прозопопея, мейозис, гра­дация. И это не случайно. Названия фигур относились и относятся к разряду международной лексики, принятой словесниками многих стран в греческой или латинской форме. Принадлежность этих терминов к интернациональной лексике и признание их специалистами, преподава­телями красноречия способствовали их проникновению и укреплению на русской почве.

В 1830 г. вышла в свет риторика Александра Ивановича Галича (1783 –1848), который также преподавал в Царскосельском лицее. Лицеисты любили Галича, Пушкиным написаны стихи, посвященные учителю, в которых он называет Галича «мой добрый Галич», «мудрец любезный». Известно, что по настоянию А.И. Галича Пушкин написал оду «Воспоминания в Царском Селе» и читал ее на публичном экзамене в присутствии Г.Р. Державина.

«Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» Галича содержит классификацию родов русского красноречия. Галич выделяет духовные речи (проповеди) и светские речи. По мнению автора, и те и другие наставляют нас в известных истинах, или возбуждают сердечные чувства, или «подвигают волю к желаниям и начинаниям».К разряду светских речей Галич относит: судебные, государственные, исторические речи, далее – приветствия, школьные речи, поучительные, похвальные слова, забавные, смешные и другие речи. Таким образом, к середине XIX века в русской риторике было представлено все многообразие родов красноречия, что, безусловно, говорит о расцвете риторики в России. Однако со второй половины XIX века начинается период постепенного упадка риторики. К этому времени риторика уже дала начало нескольким областям филологии, а сама как бы исчерпала себя. Не следует забывать, что это время было расцветом классической художественной литературы.

Одним из яростных критиков риторики стал В.Г. Белинский. «Всё ложное, пошлое, всякую форму без содержания, всё это называют риторикой!» – писал В.Г. Белинский в 1844 г.; «реторика – вздорная наука и вздорное знание,…сущий вздор». По мнению Белинского, традиционная риторическая подготовка в гимназиях ничего не дает юношам и, даже наоборот, отучает их мыслить.

Критика риторики демократом Белинским выражала тенденцию нового художественно-эстетического направления – реалистического направления в русской литературе. Критик был прав, когда подчеркивал мысль о том, что искусство должно подчиняться законам современной жизни, а не быть самоцелью. Справедливо возражая против выхолощенности риторических форм, Белинский писал (и эта часть обычно забывается всеми цитирующими его) еще и о том, что лингвистическое изучение экспрессивных единиц речи все же необходи­мо: «Скажут: в искусстве говорить, особенно в искусстве писать, есть своя техническая сторона, изучение которой очень важно. Согласны, но эта сторона нисколько не подлежит ведению риторики. Ее можно назвать стилистическою, и она должна составить собою дополнительную, окон­чательную часть грамматики, высший синтаксис, то, что в старинных латинских грамматиках называлось: syntaxis ornata и syntaxis figurata (изукрашенный синтаксис, образный синтаксис)».

Попытки возрождения риторики в России можно отнести еще к 20-м годам ХХ века. Последние наиболее яркие публикации по риторике были связаны с деятельностью Института Живого Слова (1918-1924 гг.). Однако в 20-е годы возрождение риторики не состоялось, риторика было исключена из школьного и вузовского курсов. Место риторики заняла другая наука – культура речи. Возрождение интереса к риторике началось сначала в Европе и США (во второй половине ХХ века), а затем и в России.
5. В XVIII веке М.В. Ломоносов в свой риторике отмечал, что судебного красноречия в России нет. Так было вплоть до 1864 г. Особый импульс развитию риторических идей в России был дан в 60-е годы XIX века, когда после Судебной реформы 1864 г. происходило становление и формирование русского судебного красноречия.

Судебная реформа 1864 г., которую разрабатывали образованнейшие отечественные юристы (С.И. Зарудный, Д.А. Ровинский, Н.И. Стояновский и др.), имела большое значение для России. Судебный Устав 1864 г. даровал полную самостоятельность судебной власти, отделив ее от административной. Была создана стройная и прочная система инстанций, способствовавшая быстрому и единообразному отправлению правосудия. Судопроизводство было преобразовано из тайного, следственного и письменного в гласное, состязательное и устное. Наконец, был создан официальный институт судебной защиты в лице присяжных поверенных (Кучерена, с.82).

Появилась целая плеяда блестящих судебных ораторов. По выражению известного адвоката того времени Сергея Аркадьевича Андреевского, «выдающиеся ученые и люди с литературным талантом покинули свои библиотеки и кабинеты для живого судебного дела». «Язык первых защит оказался пестрым и разнообразным… Но все речи отличались содер-жательностью. Видно было, что они исходят от умов широких, самостоятельных, развитых и богато одаренных. Эти первые образчики нашего красноречия создавались сообща: профессорами, литераторами, светскими людьми с европейским образованием, а также даровитейшими самородками из демократии. Нечто веское, значительное и живое слышалось в каждом доводе. Адвокатура сразу выросла и вызвала невольное внимание суда». Владимир Данилович Спасович, Федор Никифорович Плевако, Петр Александрович Александров, Анатолий Федорович Кони» и др. увлекали аудиторию не внешними приемами, а внутреннею прелестью своего дарования».

По мнению А.Ф. Кони, начиная со второй половины XIX века, сложились определенные типы русского обвинителя и русского защитника. Основные черты обвинителя – спокойствие, отсутствие личного озлобления против подсудимого, опрятность приемов обвинения, чуждая к возбуждению страстей и искажению данных дела, и, наконец, что весьма важно, полное отсутствие лицедейства в голосе, в жесте и в способе держать себя на суде. Идеального защитника А.Ф. Кони характеризует следующим образом: «Он не слуга своего клиента и не пособник ему в стремлении уйти от заслуженной кары правосудия. О друг, он советник человека, который, по его искреннему убеждению, невиновен вовсе или вовсе не так и не в том виновен, как и в чем его обвиняют».

Судебные речи талантливых русских юристов XIX века пронизаны глубоким психологизмом, поскольку ораторы старались воздействовать на чувства всех присутствовавших в суде. Многие ораторы обладали литературным талантом и, помимо судебной деятельности, занимались литературным творчеством. С.А. Андреевский писал, что, по его глубокому убеждению, «приемы художественной литературы должны быть внесены в уголовную защиту полностью, смело и откровенно, без всяких колебаний».

Выдающимся теоретиком русского судебного красноречия был Петр Сергеевич Пороховщиков. Его книга «Искусство речи на суде», впервые опубликованная в 1910 г. (под псевдонимом – П. Сергеич), и теперь, спустя почти сто лет, не утратила своего значения, так как автор «вложил в свой труд не только обширное знакомство с образцами ораторского искусства, но и богатый результат своих наблюдений из области живого слова в русском суде».
Лекция 4. Основные этапы риторического канона. Инвенция – изобретение содержания убеждающей речи. Топика.

План

  1. Понятие и сущность инвенции.

  1. Общее место (топ). Топика как совокупность общих мест.

  1. Классификация топов. Внутренние и внешние топы.


1. Инвенция - первый этап подготовки речи, на котором оратор должен определить, о чем он будет говорить. Инвенция – центр риторики, поскольку совершенная речь всегда базируется на своеобразной, яркой, глубокой мысли.

Термин «изобретение» не совсем удачен. В действительности оратор ничего не изобретает; на данном этапе ведется поиск содержательного наполнения речи в соответствии со строгими рекомендациями и правилами. Инвенция – это использование приемов и правил, которые позволяют найти материал, необходимый для составления речи. Прежде всего, инвенция – нахождение, поиск идей. На этом этапе перед оратором стоит вопрос: Что сказать?

Слово «изобретение» указывает на творческий характер инвенции. «Изобретение в риторике предполагает новизну и оригинальность высказывания, без чего невозможно сформировать индивидуальный характер речевого общения, поиском которого заняты все участники речи» (Аннушкин, 2006, 17).

Существуют по меньшей мере два подхода к определению инвенции, которые зависят от понимания сущности ораторского искусства. Так, согласно Аристотелю, сущность риторики состоит в убеждении («риторика – это наука убеждать»), и поэтому инвенцию можно определить как поиск способов убеждения, соответствующих теме, предмету речи.

Есть и еще одно, более широкое определение, которое вытекает из определения риторики как «искусства хорошо говорить». В частности, оно представлено у М.В.Ломоносова: «Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи». «Пристойных» – имеется в виду идеи, которые соответствуют избранной теме, раскрывают ее и при этом не являются надуманными, противоречащими здравому смыслу. Здесь уже нет акцента на убеждении. Ораторское искусство далеко не всегда имеет дело с убеждением, иногда от оратора требуется только говорить логично и по существу, не пытаясь изменить убеждения слушателей.

Николай Федорович Кошанский отмечал, что инвенция «дает способы думать и, думая, соединять одну мысль с другой». «Открывать в одной мысли другие, искать в данном предложении новых – значит мыслить. Нельзя тому сочинять, кто не умеет и не хочет думать: хорошо писать – значит хорошо думать».

Обратимся к конкретным задачам, которые должен решить автор на начальном этапе подготовки речи.

  1. Оратор должен четко определить, о чем именно он будет говорить. Для этого ему необходимо уточнить тему речи и четко сформулировать тезис (основную мысль), который должен быть донесен до аудитории. От удачного выбора темы во многом зависит успех выступления. Тема должна быть интересна оратору и вызывать интерес у слушателей. Выбирая тему, необходимо учесть условия, в которых будет произноситься речь.

  2. Кроме того, оратор должен определить цель речи – тот результат, которого он должен достигнуть. Речь должна иметь общую и конкретную цели. общую и конкретную цели. Общая цель – это вид реакции, которую оратор хочет вызвать у слушателей: информировать, убедить, развлечь или склонить к действию. Конечно, здесь целей может быть несколько, но необходимо выбрать главную. Конкретная цель – это центральная идея речи, важнейший тезис оратора: о чем он хочет информировать, в чем убедить и т.д.

  3. Цель напрямую связана с жанром. Вместе с темой, тезисом и целью речи нередко с самого начала избирается и стратегия убеждения, на основе которой будет строиться речь. Тема, тезис, цель, жанр, стратегия убеждения – все это замысел речи.

  4. На стадии инвенции оратор должен собрать материал для своей речи. Под материалом в данном случае следует понимать конкретные идеи, примеры и положения, которые станут наполнением речи, а также аргументы, которые могут быть использованы для доказательства тезиса. Кроме того, он должен определить, будет ли тема речи интересной и важной для аудитории, и найти такой поворот темы, при котором речь сможет вызвать наиболее сильный эффект. В целом эту вторую задачу можно охарактеризовать как развертывание (разработка) темы и тезиса речи.

Существуют четыре источника накопления материала: 1) личный опыт; 2) размышления и наблюдения; 3) интервью и беседы; 4) чтение. Все они находятся в тесной связи, и при работе над любой темой нужно стремиться максимально использовать каждый из них.

Материал обязательно должен отражать и раскрывать тему речи, а также соответствовать цели. Однако все дело в том, что в подавляющем большинстве случаев материала оказывается больше, чем его необходимо для написания речи. Поэтому тему, тезис и цель речи можно сравнить с ситом, через которое просеивается песок для того, чтобы собрать камни, т.е. наиболее значимые положения.

Инвенция состоит из двух частей: топики (нахождение мыслей, идей для развертывания темы) и аргументации (нахождение доводов для доказательства).
2. Тему речи необходимо разработать, т.е. разбить ее на ряд подтем, которые в совокупности и составят тему. Как это сделать? Античная риторика предлагает уже готовую программу, или понятийную решетку, в соответствии с которой можно представить любую тему.

Мысли приходят и уходят, они зачастую трудноуловимы. Как их вызвать, поймать? Это можно сделать, набросив на мелькающие в сознании идеи специальную сеть – сеть понятий. Эта сеть и есть набор так называемых «общих мест», предлагающий «способы мысли» о любой данной теме.

Топика – это риторическое учение, которое было создано для того, чтобы помочь оратору разрабатывать содержательную сторону речи.

Свое название топика получила от древнегреч. слова topos (множ. число - topoi), которое переводится на русский как «общее место»; в лат. языке существовало аналогичное выражение – loci communi. Этот термин и соответствующее ему понятие в риторической теории и практике занимает особое место.

Риторические топы (топосы) следует отличать от общих мест в современном смысле этого выражения. Общими местами сейчас называют банальность, избитую, тривиальную мысль, которая для всех очевидна, не требует доказательств, а потому не представляет интереса. В этом выражении присутствует отрицательная оценка. Однако ранее “общие места” представляли собой вовсе не избитые фразы, не готовый результат чужого творчества, настоящие смысловые модели, по которым любой оратор мог создавать свою речь.

Общее риторическое место – это конкретный способ, с помощью которого оратор развивает тему. Поэтому общие места можно считать рекомендациями оратору, которые обобщают удачные находки предшественников, т.е. общие места являются своеобразным каталогом уместных и удачных суждений и аргументов, которые когда-либо использовались ораторами.

Топика – это совокупность (набор) общих мести способы их применения на этапе инвенции. Топика отражает универсальную организацию человеческого мышления, т.е. представляет собой набор категорий, которыми мыслит каждый человек. Топика традиционно рассматривалась как очень мощное средство, поскольку она опиралась на представление о познании как припоминании. Таким образом, топика опирается на логику, по сути топика представляет собой практическую логику.

М.В.Ломоносов различал идеи “простые” (т.е. понятия) и идеи “сложенные” (сложные, или суждения). Так, например, суждением является: “Ночью люди после трудов покоятся”, которое состоит из идей “простых”. Ломоносов отмечал, что идеи живут, и поэтому обладают одним из важнейших свойств жизни: “из одной простой идеи расплодиться могут многие”. Идеи размножаются делением; “общие места и есть те способы размножения идей, познав которые человек приобщался к культуре мысли и речи.

Почему эти смысловые модели получили такое название – “общее место”? Место - каждая идея, каждая подтема занимает в речи особую позицию, особое место. А общими они были названы по причине их обобщающей природы.

Значимость топики заключается в двух моментах: во-первых, топика помогает осуществить разработку темы, выявить те ее аспекты, которые важны с точки зрения коммуникативной ситуации; во-вторых, топика помогает построить обоснование тезиса.
3. Классификация топов.

Система топосов была впервые представлена в сочинениях Аристотеля и Цицерона. Количество топов у разных авторов было разным. В “Риторике” Аристотеля около 40 топов, которые могут использоваться как для изобретения, так и для аргументации. У Цицерона – 16 основных топов

Внутренние и внешние топосы. Со времен Аристотеля теоретики риторики различают внутренние и внешние топы.
Внутренние – исходят из самого предмета, его структуры и его качеств (напр. род/вид). Другими словами, эти топосы так или иначе связаны с самим объектом. А.А. Волков называет внутренние топосы “алфавитом мысли”.
Внешние - опираются на уже существующее знание об объекте, на то, что было установлено другими людьми.

Классификация внутренних топов.

В современной системе топов выделяются следующие категории.

  1. Топы определения (1.1. определение; 1.2. имя; 1.3. род – вид; 1.4. присущее и привходящее; 1.5. целое – часть и другие).

  2. Сравнительные топы (подобие, противное, большее – меньшее и другие).

  3. Топы отношения (причина – следствие, условие и другие).

  4. Топы обстоятельств (время, место, предыдущее – последующее и другие).

1.1. Определение (дефиниция) – общее место, в соответствии с которым предмет рассматривается как член более широкой категории, на основании чего выделяются его сходства с членами этой категории. Что есть что? Кто есть кто? Определение занимает в речи одно из первых мест, следуя чаще всего сразу после вступления. По объему определение может быть разным – от краткой дефиниции до пространного описания объекта. Определение – важнейший элемент рассуждения, поскольку от установления точного смысла слов зависит неискаженное толкование предмета.

Аристотель полагал, что определение представляет собой выражение, обозначающее суть вещи, о которой идет речь, поэтому неслучайно, что этот топ назывался иногда топом сущности. Под сущностью понимается содержание предмета мысли, без которого данный предмет не может мыслиться как таковой.

Определение, по словам Н.Ф.Кошанского, “труднейший, но и полезнейший” источник изобретения. Риторическое определение отличается от научного. Риторическое определение не должно непременно удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к научным определениям. Риторическое определение может быть образным и включать оценку (“Дуб – самое красивое дерево нашего климата” – определение из одной риторики XIX века). Риторическое определение может быть парадоксальным. Загадки – своеобразные определения.

Определения могут строиться:

1) как указание на род (через ближайший род): дуб – дерево; лимон – фрукт и т.п.

2) как видовое отличие (определение человека, по Аристотелю: «двуногое без перьев». Н.Ф.Кошанский: «Человек есть животное, одаренное разумом, словом и бессмертной душой»).

3) как метафора («Жизнь есть сон» – первым эту мысль выразил испанский драматургXVII века Кальдерон; вспомните также определение В.Шекспира: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры»).

4) метонимия (Ю.Шевчук: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами»).

Необходимо уметь строить точные определения и в то же время использовать этот топ творчески, чтобы ваша речь не была однообразной и не напоминала толковый словарь.

1.2. Близко к определению стоит топ имени. Имя – это обращение к происхождению или смыслу слова. Топ «имя»подсказывает: присмотритесь внимательней к ключевым для данной темы словам, проанализируйте их значение и происхождение (воспользуйтесь толковым и этимологическим словарем). «Владимир… повод для мысли: властелин мира». Так, если вы говорите о городе, естественно обратиться к его названию: “Петербург – город Петра».

Предмет и его наименование – не одно и то же (имя соотносится с предметом условно). Поэтому естественно, что такие рассуждения имеют относительный характер. Однако топ имени очень важен, т.к. предмет получает смысловую определенность и конкретность только тогда, когда он именован. Имя содержит понимание и оценку предмета.

Что значит это слово (выражение)? Каково значение этого слова в языке? Как отражается в данном выражении “общее мнение”, “народное сознание”?

«Наше русское слово «истина»» лингвистами сближается с глаголом «есть (истина – естина), так что «истина», согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие абсолютной реальности: истина – «сущее», подлинно-существующее, в отличие от мнимого, не действительного, бывающего…» (Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990. С.15).

1.3. Близко к определению стоит и другое общее местород/вид.

Родо-видовые отношения отражают движение мысли от общего к частному (нисхождение, дедукция) и от частного к общему (восхождение, индукция). Они важны как для логики, так и для речи, которая, как известно, отражает процесс мышления.

Данный топ используется следующим образом:

  • оратор обращается к более общей категории, к которой принадлежит объект речи (роза – цветок, растение);

  • оратор обращается к другим видам, принадлежащим к тому же роду (роза белая, алая, чайная, дикий шиповник и т.д.).

1.4. Присущее и привходящее. В этом случае оратор выделяет в объекте признаки, которые в наши дни мы назвали бы обязательными (постоянными) и случайными (например, бумага всегда имеет цвет, а какой именно это цвет, зависит от случая). Таким образом, с помощью данного топа разводятся существенные и несущественные признаки предмета, явления.

1.5. Целое и части. Охватив предмет как целое, мысль работает с каждой его частью (анализ), а затем вновь возвращается к целому, но уже на новом уровне (синтез). Анализ и синтез – механизмы мысли.

Н.Ф.Кошанский ставил перед лицеистами розу и предлагал описывать ее части: цветок, стебель, шипы, капельки влаги и т.д.

В своей «Общей риторике»Н.Ф.Кошанский писал: «Целое. Все в мире состоит из частей, а части все вместе составляют целое.

Вы хотите говорить о Москве, скажите же прежде что-нибудь о России. – Хотите описывать беседку, пруд – обратите же взор ваш сперва на целый сад.

Части – один из прекрасных и обильнейших источников. Ваш предмет есть целое, разделите его на части – и сколько мыслей!» (Кошанский, 1834, с.6).

Цицерон: «Оратор должен соединить в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика и, наконец, жесты и грацию великих актеров».

  1   2


написать администратору сайта