Главная страница
Навигация по странице:

  • Адыгейцы и черкесы

  • Кабардинцы

  • Вопрос 3. Психология народов дальнего зарубежья

  • Лекция Предмет, основные понятия и методы этнопсихологии как науки. Структура этнопсихологии как междисциплинарного научного поля. Основные научные подходы, используемые в этнопсихологии. Соотношение этнопсихологии с другими научными


    Скачать 0.93 Mb.
    НазваниеЛекция Предмет, основные понятия и методы этнопсихологии как науки. Структура этнопсихологии как междисциплинарного научного поля. Основные научные подходы, используемые в этнопсихологии. Соотношение этнопсихологии с другими научными
    Дата28.11.2021
    Размер0.93 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаlektsii_etnopsikhologiya (1).docx
    ТипЛекция
    #284700
    страница21 из 29
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   29

    Народы Северного Кавказа



    Кавказ представляет собой историко-этнографическую область очень сложную по своему национальному составу. В свое время арабские географы называли Кавказ «Джабельаль-Суни», что дословно означает «Гора языков». На сравнительно небольшом пространстве Кавказа расселено великое множество народов, различных по численности и говорящих на разных языках. Наряду с крупными нациями, насчитывающими миллионы человек, такими как азербайджанцы, грузины и армяне, здесь живут народы, численность которых не превышает нескольких тысяч, например, лакцы, абазины.

    Следует различать Северный Кавказ, включая Дагестан, который остался в составе России, и Закавказье, население которого стало суверенными государствами. Среди представителей различных этнических общностей, проживающих в этих больших регионах, есть различия в культуре и психологии, но есть и большое сходство.

    Северный Кавказ — наиболее сложный в этническом, религиозном и языковом отношение регион России, включающей в себя большое количество национально-территориальных образований и населенный многочисленными народами. Вместе с тем здесь, в частности, прослеживается большое культурное единство, с одной стороны, между адыгами (адыгейцами, кабардинцами и черкесами), и между ними и осетинами, балкарцами, карачаевцами, с другой стороны. Многочисленные народы Дагестана (аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы и др.) имеют свою самобытную культуру и общие психологические особенности, что дозволяет выделить Дагестан в особый регион, к которому примыкают Чечня и Ингушетия, представители которых относятся, в свою очередь, к вайнахам и имеют много сходного в культуре и психологии.

    Определенные общность и своеобразие социально-экономических, политических и исторических условий развития, образа жизни, культуры привели к формированию типичных черт социального и национально-психологического облика представителей Северного Кавказа. Данные этнографических, социально-психологических и социологических исследований показывают, что они наделены:

    • высоко развитым обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, способствующим поддержанию родовой сплоченности и ответственности;

    • главным образом, чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самовыражению и самопрезентации;

    • большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, особенно в тех, которые индивидуально предпочтительны и выгодны;

    • подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;

    • достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского языка;

    • стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также образованию многочисленных микрогрупп по земляческому признаку.

    В условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями других национальностей у жителей Северного Кавказа заметна тенденция к образованию микрогрупп не только по национальному признаку, но и по принадлежности к коренным народам Кавказа вообще. Обладая достаточно хорошими организаторскими способностями, коммуникативными качествами, самостоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в коллективах.

    В данном случае проявляются особенности воспитания мальчиков в семьях на Кавказе. С детства они сориентированы на значимость социальной роли мужчины, отца, брата, их с малых лет приучают заботиться о сестрах, даже старших, о младших братьях. В семьях культивируется особая любовь к младшим, помощь им во всем, что превратилось, по сути дела, в национальную особенность и постоянную потребность. Дети на Кавказе (мальчики в особенности) почти не подвергаются наказаниям, растут самостоятельными в условиях минимума запретов. На Кавказе популярны у всех народов национальные виды борьбы, бокс. Занятия этими видами спорта, а также сложившаяся своеобразная народная педагогика с ранних лет формируют сильную волю, постоянную готовность к отпору, активность. Такие качества представителей различных народов Северного Кавказа позволяют им довольно быстро адаптироваться к разнообразным условиям жизни и деятельности.

    Весьма своеобразно и понимание старшинства на Кавказе. Безоговорочное уважение и подчинение старшим вместе с тем проявляется дифференцированно. Если его жители считают, что те или иные распоряжения руководителей других национальностей в многонациональном коллективе задевают их достоинство и самолюбие, не учитывают их национальных традиций, то они способны воспротивиться выполнению их указаний. Встречая в подобных случаях жесткую требовательность, решительность и уверенность в действиях своего непосредственного начальства, представители народов Кавказа быстро осознают бесперспективность такого поведения, однако перестраиваются с трудом. Здесь большую роль играют терпение и последовательность в действиях руководителя, его способность найти пути продуктивного взаимодействия со своими подчиненными и сослуживцами.

    Адыгейцы и черкесы— коренные жители Адыгеи и Карачаево-Черкессии, как показывают исследования, отличаются твердым характером, верностью слову, настойчивостью, терпеливостью в достижении поставленных целей, неприхотливостью в быту. Они впечатлительны, кажутся несколько легкомысленными, но вместе с тем энергичны и упорны. В межнациональных отношениях с адыгейцами и черкесами необходимы такт, выдержанность, равноправие во взаимодействии и доверительность в общении.

    Кабардинцы и балкарцы,жители Кабардино-Балкарии, имеют в своей психологии и культуре много общего и много особенного. Общее объясняется длительностью совместного проживания на одной территории, непосредственного общения и взаимодействия во всех сферах материальной и духовной жизни. Особенное объясняется разным этническим происхождением.

    Кабардинцы ближе к адыгейцам и черкесам, входят в одну с ними группу адыгов. Балкарцы — результат слияния аланов с тюркскими племенами.

    Национально-психологические особенности кабардинцев в своем проявлении выглядят более динамичными и менее устойчивыми. У балкарцев они более консервативны в силу того, что их сознание постоянно настроено главным образом на восприятие и осмысливание окружающего мира в соответствии со своими национальными установками.

    У кабардинцев в меньшей степени, чем у балкарцев, проявляется внутренняя готовность и предрасположенность к национально своеобразному проявлению чувств, динамики и характера поведения, взаимодействия, общения. Зачастую они отходят от национальных стандартов. Вот почему им свойственна преимущественная ориентация на интернациональные ценности, они легче ассимилируются среди других народов. Балкарцы же, по сравнению с кабардинцами, в большей мере сохраняют свое национальное своеобразие.

    Кабардинцы склонны проявлять независимость в своих действиях и поступках. Балкарцам же, наоборот, свойственно конформное поведение, подчинение групповому давлению.

    Потребность в общении у кабардинцев реализуется свободнее и конкретнее. У балкарцев же прослеживается более высокая потребность в достижениях, что можно связать с такими их психологическими качествами, как упорство, отчетливое стремление к успеху, самоуверенность.

    Представители дагестанских народов очень самобытны, впечатлительны, смелы, обладают хорошими организаторскими способностями, с лучшей стороны зарекомендовали себя, по свидетельству социологов и социальных психологов, в деятельности в экстремальных условиях. Большинство из них достаточно слабо знают русский язык, в многонациональных коллективах держатся независимо, в их среде очень сильны родоплеменные связи.

    На первых порах для них характерны замкнутость, скованность в общении с сослуживцами, настороженность в поведении.

    Трудовую деятельность любят, им нравятся профессиональные ритуалы, практические действия с техникой. Находясь в составе многонационального коллектива, его общественно-политической жизни уделяют очень мало внимания. В сфере межличностных отношений не стремятся занимать лидирующее положение, отличаются при соответствующих условиях общительностью и веселым нравом.

    У большинства дагестанцев высоко развито чувство национального достоинства и чести, в сельских районах сохранились любовь к холодному оружию, пережиток кровной мести. У них относительно низкий по сравнению с представителями других народов Кавказа общеобразовательный уровень. Часто они очень религиозны.

    Чеченцы — жители Ичкерии, традиционно проживали в горных районах северного склона восточной части Большого Кавказского хребта, а с XIX в. также в долине реки Терек. В своем историческом развитии чеченцы вместе с ингушами перешагнули феодальный этап развития общественной жизни и почти не знали рабства, поэтому клановые и родовые отношения, составляющие основу их общества, до сих пор находятся в полном расцвете. Историю Чечни в XIX-XX вв. можно охарактеризовать как период постоянной борьбу против колонизации ее Россией.

    У чеченского народа ярко выражено чувство родового коллективизма. Его представители всегда ощущают себя частью семьи, рода (тэйпа). Причем внутриродовые связи здесь часто более тесны, чем у других этнических общностей. Они поддерживают отношения с родственниками до пятого колена. При этом чувство принадлежности к тэйпу преобладает над национальной принадлежностью. Члены рода связаны кровным родством по отцовской линии, пользуются одинаковыми личными правами. Свобода, равенство и братство в нем составляют главный смысл существования.

    Малочисленные чеченские тэйпы жили в окружении более сильных соседей. Отсутствие сложных форм государственности у чеченцев сильно повлияло на сплоченность тэйпов. Строго оберегались законность происхождения и права членов своего рода, поддерживать славу и могущество которого каждый его представитель считал своей личной обязанностью. От тэйпа же в свою очередь зависела безопасность каждого индивида, потому что оскорбление или убийство любого члена рода не оставалось безнаказанным (обычай кровной мести). В то же время каждый человек должен согласовывать свои поступки с интересами рода, так как за его ошибку приходилось отвечать и его родственникам. Такое положение породило такие пережитки патриархально-родовой морали, как недозволенность жаловаться в государственные органы, прибегать к их защите от обидчиков.

    Кроме того роль тэйпов в жизни современного чеченского общества нельзя преуменьшить и по следующим причинам: за каждым тэйпом стоят вооруженные формирования, которые хорошо оснащены, организованы, дисциплинированы, в своих действиях они подчиняются лишь родовым авторитетам; столкновения тэйпов во многом определяют причины противостояния различных структур власти в Чечне.

    У чеченцев множество стереотипов поведения во всех областях жизнедеятельности. Эти стереотипы базируются на строгом соблюдении национальных традиций и обычаев. Для основной части чеченцев приверженность традициям носит гипертрофированно преувеличенный характер, что объясняется и их своеобразным воспитанием.

    Ребенка-чеченца с самых ранних лет приучают к правилам горского этикета, незнание которых строго карается старшими. Обучение происходит не в форме нотации, что для ребенка не приемлемо, а в форме наглядных примеров. Осуждение или одобрение поступка, совершенного юношей, молодым человеком или мужчиной, осуществляется непосредственно в присутствии ребенка, чтобы тот слышал и запоминал, за что могут публично наказать или, наоборот, похвалить. Ребенку как бы самому приходится оценивать различные ситуации. Таким образом, у него вырабатывается чувство такта, поведенческого чутья, понятие этикета, а не бездумное его заучивание.

    Еще одной существенной особенностью национальной психологии чеченцев выступает осознание правомерности любых, даже самых жестоких действий в качестве возмездия за свое оскорбленное достоинство, жизнь и честь родственников (обычай кровной мести). Неотмщение за родственника позором ложилось на весь род. Обычай кровной мести был вызван объективной исторической реальностью жизни народа в условиях постоянных межтэйповых и внешних войн. Неспособность человека отомстить за убийство или оскорбление родственника говорило о слабости рода и тем самым подвергало его опасности нападения. Личностным эмоциональным фактором для кровной мести в то же время выступали впечатлительность и эмоциональная горячность чеченцев. Сюда же можно прибавить и их гордость, не позволяющую человеку спокойно жить, когда оскорблен родственник, ведь оскорбление одного члена тзйпа было равносильно оскорблению всех его представителей.

    Одной из древнейших черт национального характера чеченцев является патриотизм. Для них любовь к родному краю — это чувство, которое должно быть присуще настоящему горцу. Часто патриотические чувства переходят в национализм, шовинизм. Радикальных националистов больше среди представителей горных (более бедных) тэйпов, так как там среди них более сильны национальные традиции. Принадлежность же ко всей чеченской нации в целом осознается слабо, поскольку сильнее доминирует чувство ответственности за свой определенный род. После депортации 40-х годов XX в. у чеченцев появляется более острая психологическая привязанность к мусульманскому миру.

    Национальной особенностью чеченцев стало гостеприимство. «Куда не заглянет гость — туда не заглянет добро». В этой пословице выражается все отношение народа к этой традиции. Прихода гостя ждут постоянно, и ничто не должно отпугнуть его от дома. Ему уделяется особое внимание — все что есть лучшего в доме — для гостя. Пока человек в гостях, он под защитой принявшей его семьи. Нанести оскорбление гостю равнозначно оскорблению хозяину. Однако некоторые преступники в Чечне таким образом скрывались от правосудия.

    Среди чеченцев широко распространено куначество-побратимство. Чувство это чрезвычайно сильно. Побратимы всегда верны дружбе, вместе делят радость и горе. Они готовы всегда прийти на помощь друг другу, чего бы это не стоило. Это чувство сравнимо с традицией кровной мести и переходит из поколения в поколение.

    В многонациональных коллективах чеченцы держатся независимо. Как правило, они стараются группироваться по этническому признаку. На первых порах в общении для них характерны замкнутость и настороженность. Но, освоившись, чеченцы могут занимать в группе лидирующие положение.

    Ингуши— родственный чеченцам вайнахский народ, представителям которого свойственны неспешность в действиях и поступках; проницательность и сообразительность; большая, чем у чеченцев, выдержанность и умение контролировать свое поведение, общение.

    Ингуши предпочитают улаживать свои отношения с представителями других этнических общностей на основе взаимопонимания и сотрудничества, корректного отношения к обычаям и привычкам других народов.

    Нормы поведения ингуша-мужчины:

    • выдержка и простота в действиях и поступках, отсутствие зазнайства, спокойствие;

    • мужество, но разумное, без драк и ссор, так как за смерть противника будет отвечать весь род;

    • немногословие, стремление не проговориться, неспешность, осторожность в высказываниях и оценках других людей;

    • должное поведение дома, сдержанность в оценке жены, детей, отстранение жены от мужских дел и обязанностей.

    Осетины — представители одного из самобытных кавказских народов, для которого свойственны такие национально-психологические особенности, как высокая национальная гордость и самолюбие; честность и добросовестность в отношениях со своими близкими и единомышленниками, преданность начатому делу, стремление всегда достигать своей цели, чего бы это им не стоило.

    В их среде сильны патронимические (кровнородственные) связи и отношения, которые восходят своим содержанием к строгому соблюдению своих обязанностей, долга перед близкими, своими единоверцами, ради поддержания которых осетины никогда не поступятся своими принципами и идеалами.
    Вопрос 3. Психология народов дальнего зарубежья
    После развала СССР жители нашей страны получили широкий доступ к общению и взаимодействию с представителями большинства стран земного шара. Но всегда ли мы адекватно их воспринимаем и правильно интерпретируем их действия и поступки?

    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   29


    написать администратору сайта