Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Общество как система

  • 2. Элементы общества

  • 3. Социальные общности

  • проект. Лекции 2. Лекция тема общество и социетальные системы план. Общество как система Элементы общества Социальные общности


    Скачать 58.28 Kb.
    НазваниеЛекция тема общество и социетальные системы план. Общество как система Элементы общества Социальные общности
    Анкорпроект
    Дата21.10.2022
    Размер58.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции 2.docx
    ТипЛекция
    #747471
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    ЛЕКЦИЯ 2.

    Тема 2. ОБЩЕСТВО И СОЦИЕТАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

    ПЛАН.

    1. Общество как система

    2. Элементы общества

    3. Социальные общности

    1. Общество как система

    Системный подход в определении общества. В социальной мысли общество долго отождествлялось с государством (Платон, Аристотель). Концепции «естественного права» и «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Теннис) положили в основу социальности рациональные договорные начала. Выдвинутый Г. Спенсером и другими классиками тезис о том, что общество представляет собой особый социальный организм, нашел подтверждение в развитии теории социологии и доказан практикой, опытом жизнедеятельности разных обществ. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях, М. Вебер – как взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, ориентированных на других людей действий.

    С точки зрения К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Согласно марксизму, общество состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической, идеологической, каждую из которых тоже можно рассматривать как систему (их называют социетальными). Все эти системы находятся в причинно-следственной зависимости и представляют собой иерархию, зависимость от экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на отношениях частной собственности. Однако марксизм не стремился свести все богатство общественных отношений к экономической обусловленности, подчеркивая обратную и диалектическую связь всех социетальных систем. В марксизме ярче всего выражен детерминистский подход.

    Значительным этапом в развитии системного подхода является структурный функционализм Т. Парсонса. Он определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. По Парсонсу, любая общественная система имеет следующие функции: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции обеспечиваются различными подсистемами. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая подсистема, функцию интеграции – правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры – система верований, мораль и органы социализации, включая системы и институты образования. Функционализм широко используется в эмпирических исследованиях.

    По Дж. Миду, социальное «Я» включает в себя два момента: собственно «Я» и «мы». «Я» – это индивидуальное сознание. «мы» – это индивидуальное сознание в глазах других. Социальное «Я» утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Своеобразие деятельности личности зависит от разнообразия систем взаимодействия, в которых она участвует.

    Потребностям более полного осмысления современного общества отвечает цивилизационный подход. В нем рассматривается совокупность всех форм жизнедеятельности общества: материально-экономической, политической, идейной, религиозной, культурной, нравственной, эстетической – в их историческом развитии и единстве. Он позволяет ученым выработать обобщенный, синтезированный взгляд на эволюцию общества. Типы общества формируются под воздействием материальных факторов социального бытия: внешних (природных) и внутренних (производственных). Если до середины XX в. решающее значение имели материальные факторы, то со второй – духовные. Так, П. Сорокин решающее значение придает разуму, нравственности. Духовное как внутренний аспект жизни общества доминирует над материальным, определяет целостность социальных явлений. На разных исторических этапах доминантой оказываются разные факторы.

    Начиная с 60-х гг. XX в. активно разрабатывается концепция постиндустриального, или информационного, общества (Д. Белл, А. Турен, У. Ростоу). Причина появления концепции информационного общества лежит в качественных изменениях в экономике и культуре наиболее развитых стран, связанных с научно-технической революцией, превращением науки в непосредственную производительную силу, возрастанием роли знаний и информации.

    Системные свойства общества. Во всех этих концепциях выражен подход к обществу как к целостной системе. Социальная система – это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти элементы носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Системный подход, обогащенный методами кибернетики, синергетики, позволяет выделить наиболее существенные системные качества общества. В качестве сущностных признаков общества можно отметить: автономность и саморегулятивность, способность к поддержанию своего существования посредством воспроизводства связей, системность и структурность, интегрированность и целостность, целеполагание и функциональность.

    Автономность и саморегулятивность следует понимать как определенную степень независимости общества от природы, независимое существование и развитие каждого конкретного общества; регулирование процессов в обществе его же силами, созданными им социальными институтами и организациями. На уровне общества его элементы образуют новое качество – координацию и субординацию. Способность к поддержанию своего существования посредством воспроизводства связей означает, что общество может нормально функционировать, когда в нем воспроизводится весь комплекс связей, представленных отношениями между самыми разнообразными его субъектами (индивидами, группами, общностями).

    Интегрированность и целостность общества означают органическое объединение всех частей (элементов, компонентов) общества в нечто единое, целое, единый социальный организм, его внутреннее единство, относительную автономность, независимость от окружающей среды. Целеполагание как сущностный системный признак общества предполагает выбор и реальное определение целей как обществом в целом, так и отдельными его субъектами, цели как образа настоящего и будущего результата деятельности. Это связано с реализацией разнообразных общественных потребностей людей.

    Функциональность применительно к обществу означает реализацию ролей, которые выполняют определенные социальные институты или процессы по отношению к обществу, например, функции роли государства, семьи и т. д. Интеграция и выполнение различных ролей предопределяет целостность и существование общества как единого социального организма. Для характеристики общества очень важной является категория потребностей, отражающая фундаментальные жизненные устои общества.

    Потребности – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальных и других групп, общества в целом; внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов. По происхождению потребности делят на естественные (биогенные), или первичные, и социогенные, или вторичные. К первым относят потребности в самосохранении (пище, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства, сексуальные и др.). Ко второй группе относятся потребности в самоутверждении, общении, различных достижениях, в дружбе, любви и т. д., в знании, саморазвитии, в творчестве, самовыражении. Потребности второй группы обычно называют общественными, или социальными, так как они связаны с деятельностью человека, опосредуются общественным производством.

    2. Элементы общества
    Общество как социотехническая система. Общество может быть рассмотрено как большая социальная система, поскольку оно включает в себя социетальные подсистемы меньшего уровня: социальную, экономическую, политическую и духовную. Как социотехническая система общество характеризуется взаимодействием человеческого фактора производства с его технико-технологической базой. Важнейшими компонентами этой системы выступают производство, способ производства, производительные силы и производственные отношения.

    Производство в широком смысле представляет общественную деятельность, включая деятельность в области науки, искусства, политики, а также сферу производства самого человека (семья, система воспитания и образования и т. д.). Материальное производство – это процесс создания материальных благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в обществе. Создаваемые в производстве материальные блага – это вещи или предметы, потребляемые человеком и предназначенные для дальнейшего развития производства. Под духовным производством понимают производство и потребление духовных ценностей, т. е. идей, представлений, научных знаний, идеалов и т. д.

    Способ производства представляет собой органическое единство производительных сил и производственных отношений, основу общества. Смена одного способа производства другим происходит в результате развития обеих его сторон, отставания их друг от друга.

    Производительные силы как сторона способа производства представляют собой совокупность людей с их навыками и опытом, квалификацией, предметами и орудиями труда. Ясно, что на разных этапах развития общества эти два элемента производительных сил не остаются неизменными, постоянно совершенствуются, показателем чего является как развитие самих работников, так и средств, орудий труда.

    Производственные отношения как другая сторона способа производства представлена теми отношениями, которые складываются между людьми в процессе производства. Они характеризуются тем, в чьих руках и в какой степени находятся средства производства, предметы и орудия труда, распределяются продукты труда, какие возможности имеются у различных групп людей для удовлетворения своих потребностей. Производственные отношения характеризуются формами собственности, формами и размерами получаемых богатств, видами и структурой потребления материальных, духовных и других благ.

    Рассматривая общество как социетальную систему, в нем можно выделить составные части системы – базис и надстройку, основные структурные элементы общества с точки зрения общественно-экономических формаций. Базис – это экономический строй общества, образуемый совокупностью производственных отношений, которые лежат в основе всей социальной структуры. Надстройка – это совокупность идеологических отношений и взглядов, она оказывает на базис и все общество активное воздействие. Базис и надстройка находятся в диалектическом единстве и могут выступать самостоятельными факторами общественного развития.

    Системный анализ общества. Общество – это открытая, саморазвивающаяся система взаимодействия индивидов. К. Маркс писал, что общество не состоит из индивидов, а выражает сумму их связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Он на примере кооперации показал, что свойство системы не сводится к сумме входящих в нее элементов. В каждом конкретно-историческом обществе имеются свои модели взаимоотношений индивидов и групп. Связи между ними постоянно меняются, так как общество чрезвычайно динамично. Люди включаются в новые группы, системы, в новую среду, к которой принадлежат другие участники. Они (люди) испытывают воздействие этой среды и, в свою очередь, влияют (воздействуют) на нее. Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений.

    Социальная связь – это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т. д.

    Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других, т. е. процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает:

    1. индивидов, совершающих действия;

    2. изменения в социальной общности, вызываемые этими действиями;

    3. влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность;

    4. обратную реакцию индивидов на общество.

    Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Деятельность обеих сторон в системе социального взаимодействия всегда целенаправленна. Социальное действие – простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. В социологии первым данное понятие использовал М. Вебер. Под социальным действием ученый понимал действие человека (внешнее или внутреннее), которое соотносится с действием других людей или ориентируется на него. Главное – это осознанность деятельности индивида и ориентированность на других индивидов. При анализе социального действия выделяют следующие элементы:

    1) действующее лицо;

    2) потребность в активизации поведения;

    3) цель действия;

    4) метод действия;

    5) другое действующее лицо, на которое направлено действие;

    6) результат действия.

    Способы взаимодействия индивидов в обществе могут быть различными: это может быть непосредственная социальная связь между людьми (сотрудничество) или опосредованная связь между людьми, разделенными в пространстве или во времени. Формы взаимодействий разнообразны: дружба, договор о труде между рабочим и работодателем, сотрудничество между учредителями и пр. Особый тип опосредованной связи устанавливается между людьми, живущими в разное время. Такую связь можно было бы назвать связью-воздействием. Каждое поколение людей опирается на культуру, наследие предшествующих поколений, на разработанные организационные методы, навыки, использует идеи, верования, духовные течения. Эта связь есть воздействие прошлого на настоящее, в чем и состоит ее специфика.

    Высшей формой (результатом) социального взаимодействия являются социальные отношения. Социальные отношения – это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Понятие «социальные отношения» позволяет вычленить устойчивость в деятельности преследующих свои цели индивидов. Оно отражает устойчивые образцы поведения, осознанные и чувственно воспринимаемые последовательности повторяющихся социальных взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом. Можно выделить экономические, политические, социальные, идеологические отношения.

    Каждый человек застает социальные отношения такими, каковы они есть в данный исторический период, и включается в них, выделяя те, которые дают ему возможность реализовать себя наиболее полно. При этом личность не только продуцирует, отражает действительность, но активно вмешивается в социальные отношения, изменяя их. Поэтому можно сказать, что человек, с одной стороны, интегрирует в себе социально значимые для него экономические, политические, идеологические и социальные отношения современного ему общества, а с другой, – активно влияет на эти отношения посредством различного вида социальных контактов и отношений с другими индивидами.

    Итак, социальная система может быть представлена в пяти аспектах:

    1. как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств;

    2. как социальное взаимодействие, приводящее к становлению социальных отношений и образованию социальной группы;

    3. как групповое взаимодействие, в основе которого лежат общие признаки (город, трудовой коллектив и т. д.);

    4. как иерархия социальных позиций (статусов) и социальных функций (ролей), которые занимают личности, включенные в деятельность данной социальной системы;

    5. как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание деятельности (поведения) элементов данной системы.

    Первый аспект связан с понятием индивидуальности, второй – социальной группы, третий – социальной общности, четвертый – социальной организации, пятый – социального института и культуры.
    3. Социальные общности
    Определение социальной общности. Через группы люди включаются в структуру общества, группируются в общности. Социальная общность – это объединение людей (природное или социальное), которое характеризуется общим признаком, более или менее прочными социальными связями, общим типом поведения, умозрения, умонастроения, целеполагания. Это понятие обозначает объединение людей, начиная от группы в два-три человека и заканчивая такими сообществами, как раса, нация, конфессия. Для любой общности характерно выделение того или иного главного признака: пол, возраст, национальность, профессия, роль, статус и т. д., который принадлежит всем членам общности, определяет ее специфику. Он является консолидирующим началом, благодаря которому масса людей приобретает характер целостного образования. Важным признаком социальной общности выступает социальная связь между людьми.

    Общество представляет предельно сложную общность, которая складывается из множества других меньших подсистем. В обществе можно выделить бесконечное множество социальных общностей, но в социологии принято выделять «группу» и «слой» («страт»). Понятие группы дает представление об элементах общества; понятие слоя высвечивает иерархию, структуру общества, связи между социальными слоями. Функционирование социальных отношений, институтов контроля и организаций порождает сложную систему социальных связей, управляющую потребностями, интересами и целями людей. Эта система, как правило, сплачивает группы индивидов в единое целое – социальную общность, которая входит в социальную систему. Социальные связи определяют внешнюю структуру социальных общностей и ее функции. Внешняя структура общности может быть определена ее объективными данными: сведениями о демографической структуре общности, профессиональной и образовательной структуре и т. п.

    Социальная общность направляет действия своих членов на достижение групповых целей и обеспечивает координацию этих действий, что ведет к повышению ее внутренней сплоченности, которая возможна благодаря образцам поведения, нормам, а также социально-психологическим механизмам, регулирующим поведение ее членов. Среди многих видов социальных общностей особое место с точки зрения влияния на поведение имеют семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, различные социально-территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т. д.). Семья осуществляет первичную социализацию молодежи в ходе освоения нормативов общественной жизни, формирует у нее чувство безопасности, удовлетворяет эмоциональные потребности, помогает преодолевать психологическую неуравновешенность, состояние изолированности и т. д. Территориальная общность также влияет на характер поведения ее членов, особенно в сфере неформальных контактов. Профессиональные группы формируют у членов чувство трудовой солидарности, обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение людей с позиций профессиональной морали.

    Виды социальных общностей. Общество состоит из множества составляющих его элементов: групп, классов, сословий, слоев. Основными видами социальных общностей являются реальные (существующие объективно, независимо от нашего сознания) и номинальные (искусственно создаваемые исследователем для решения определенных задач). К реальным социальным общностям относят массовые общности (квазигруппы), социальные группы, социальные организации.

    Массовая общность (квазигруппа) – это реально существующая совокупность людей, случайно объединенных общими условиями существования и не имеющая устойчивой цели взаимодействия. Характерными чертами массовых общностей можно считать: неустойчивость, временный характер совпадения интересов, неопределенность состава и границ, объединение индивидов внешними условиями существования; неспособность входить в качестве элементов в другие социальные общности; большая численность. Опасность возникновения массовых общностей заключается в сложности или невозможности установления над ними любого социального контроля. Сегодня возникает бесчисленное количество массовых общностей. Если причина возникновения массовой общности не случайна, то постепенно действия ее членов становятся упорядоченными, появляются условия для возникновения социальной группы.

    Социальная группа – совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности, объединенных общими целями. Группа фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения труда и деятельности на основе отношения к средствам производства, власти, характера труда, профессии, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства, образа жизни и др.

    Социальная группа характеризуется рядом признаков:

    1. устойчивостью, продолжительностью существования;

    2. определенностью состава и границ;

    3. общей системой ценностей и социальных норм;

    4. осознанием своей принадлежности к данной социальной общности;

    5. добровольным характером объединения индивидов (для малых социальных групп);

    6. объединением индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп);

    7. способностью входить в качестве элементов в другие социальные общности.

    По численности и характеру отношений социальные группы подразделяются на большие и малые. Наряду с общими признаками малые группы имеют ряд особенностей:

    • распределение индивидов по социальным статусам и ролям;

    • непосредственный характер взаимоотношений между индивидами.

    Размер малой группы может колебаться от двух человек до десятков, сотен человек. Группы, состоящие из пяти-семи человек более продуктивны. Члены более крупных групп обычно вносят больше ценных предложений, чем представители меньших групп. В более крупной группе меньше согласия, но также меньше и напряженность. Это связано с тем, что для крупных групп решение организационных проблем более необходимо, и они вынуждены координировать свои действия. Крупные группы оказывают большее давление на своих членов, в них наблюдается неравенство между членами.

    Группы могут быть первичными и вторичными. Впервые это понятие ввел Ч. Кули в 1909 г. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Н. Смелзер считал, что вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается умению выполнять определенные функции, например, должность инженера может занимать любой человек с соответствующей подготовкой. Индивидуальные особенности каждого почти ничего не значат для организации, и наоборот, личностные качества членов первичной группы уникальны. Социальные группы редко задерживаются в своем развитии. Обычно они или распадаются, или перерастают в социальные организации. Задачи любой группы – долговечность, эффективность и способность к росту.

    Социальная организация (организованная группа) – совокупность людей, объединенных для достижения каких-либо целей и ведения совместной деятельности, характеризующаяся строгим разделением труда и специализацией, наличием иерархии статусов и ролей, нормативной регуляцией поведения, наличием органов управления и координации, собственной системой социального контроля, безличным характером взаимодействия людей друг с другом. Социальную организацию иначе называют организованной группой. Данная социальная общность в корне отличается от остальных форм социальной общности. Здесь уже царят ясность, строгость и порядок. Для социальной организации характерно четкое распределение индивидов по их социальным статусам и ролям. Любое социально значимое взаимодействие между индивидами на определенном этапе принимает форму социальной организации.

    Номинальная общность – это особая социальная категория. Ее особенность заключается в том, что она, в отличие от всех остальных видов социальных общностей, не возникает как результат социальных взаимодействий. Она есть совокупность людей, объединенных общими социальными признаками, взаимосвязь между которыми устанавливается исследователем с целью достижения определенного социального результата. В них выделяется какая-то общая закономерность. Например, во всех регионах России существуют малолетние преступники, совершившие одинаковые проступки. Специалист по детской преступности, чтобы понять причины совершаемых преступлений, искусственно объединяет их в номинальную общность. С номинальными общностями чаще всего имеют дело институты, занимающиеся статистикой, прогнозированием и профилактикой социальных отклонений.

    Социальные процессы (демографический, миграционный, урбанизации и т. д.) в качестве нежелательного фактора могут оказывать деструктивное, дезорганизационное воздействие на социальные общности. Явления дезорганизации отражаются на формальной структуре общностей, на их функциях. Так, процессы миграции и развития городов, промышленности и т. д. внешне ведут к распаду больших семей, в производственных группах – к текучести кадров и т. д., в территориальных общностях – к росту числа мигрантов, к нарушению естественной половозрастной структуры. Дезорганизация функций таких общностей выражается в расшатывании ценностей, нравственных норм, нарастании противоречивости стандартов и образцов поведения.

    К числу социальных причин, дезорганизующих личность, можно отнести ее участие в нескольких социальных общностях, навязывающих ей противоречащие социальные ценности в образцы поведения. Дезорганизует общность неопределенность социальных ролей, ее лидеров, членов, требований, предъявляемых к индивиду. Дезорганизующее влияние оказывают отсутствие социального контроля, неясность критериев оценок поведения. Такие явления связаны с ослаблением социально-психологического климата общности. В этих условиях социальные общности часто оказываются не в состоянии обеспечить выполнение ряда существенных функций: снабжать индивида нормативами поведения, стимулировать чувство солидарности, предоставлять систему ступеней социального престижа и признания и т. д.

    Когда степень единства (интегрированность) социальной общности (класса, общества) достаточно высока, то падает количество отклонений в поведении членов этой общности. И наоборот, рост числа отклонений в поведении – показатель распада ее интегрированности. Еще один фактор, ослабляющий социальные связи между людьми, – это негативные последствия научно-технической революции: урбанизация, возникновение больших городов, бурное развитие электронных СМИ, Интернета.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта