проект. Лекции 2. Лекция тема общество и социетальные системы план. Общество как система Элементы общества Социальные общности
Скачать 58.28 Kb.
|
Тема 3. Личность и общество ПЛАН 1. Понятие личности в социологии 2. Социальная структура и типы личности 3. Социализация личности 1. Понятие личности в социологии Понятия «человек», «индивид», «личность», индивидуальность». Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку для понимания сущности социальных явлений необходимо понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение представляет основу понимания жизни всей социальной группы или общества. В ходе изучения личности необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от них. Качество жизни, существование цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других. Социология отвечает на вопросы, как строятся отношения между личностью и обществом, что предопределяет поведение человека. Как все материальные объекты, общество включает в себя в качестве исходного элемента отдельно взятого человека. Человек – это общее родовое понятие, отличающее разумное существо от всех остальных предметов природы, биосоциальная категория. Отдельно взятый человек в его природной характеристике выступает как предмет исследования медицинских наук (анатомии, физиологии) и психологии. Единичный представитель той или иной социальной общности в социологии понимается как индивид. Он означает неделимую дальше частицу общества, «социальный атом». Отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, как родовое понятие, но и как член какой-то социальной группы. Вместе с тем человек выступает и как носитель социальных качеств и свойств, определенное сочетание которых и определяет его как личность; именно в этом понятии человек и выступает в качестве исходного элемента социальной структуры. Итак, сегодня в социологии понятие «личность» употребляется в двух значениях: 1) для обозначения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; 2) для обозначения устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Личность – источник социальной жизни, ее реальный носитель, деятель. Здесь используются социальные характеристики, показывающие ее принадлежность к той или иной социальной группе (личность рабочего, студента, бизнесмена и др.). Между понятиями «личность» и «индивидуальность» есть сходство, но есть и различия. Понятие «индивидуальность» обычно сопрягается с такими эпитетами, как «яркая», «творческая». Индивидуальность определяют как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого на разных уровнях: биологическом, психологическом, социальном и др. Индивидуальность – не просто «атомарность» человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия. В индивидуальности ценится самобытность, в личности – относительная автономность. Автономность личности высоко ценили выдающиеся философы, например, И. Кант имел в виду под этим качеством способность человека благодаря определенным жизненным принципам быть «господином себе самому». Личность – интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры. Особенности физической и нервно-психологической организации индивида – одно из условий формирования личности, но ее сущность определяют социальные факторы. В личности переплетаются и единичные, неповторимые, присущие только ей, и общезначимые черты. Личность как активный элемент социальной системы осуществляет свободу выбора, создает проекты своей жизни, ставит перед собой цели и мобилизует для их достижения собственную волю и деятельность, добивается постоянных изменений в объективных социальных структурах, в системе общественных отношений. В свою очередь, объективная социальная действительность обусловливает направленность и содержание процесса самосозидания личности. Основные концепции личности. Концепция З. Фрейда. З. Фрейд (1856–1939) считал, что 90 % деятельности человеческого мозга отражает животные инстинкты и страхи, и лишь 10 % содержат в себе приобретенные знания. Черты биологического наследия дополняются врожденными витальными потребностями человека (потребности в пище, активности, безопасности и т. д.). Социальное возникло в человеке вместе с родовым строем. Затем, с появлением классов, социальное поведение человека становится более сложным. 3. Фрейд рассматривал человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные (сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности их удовлетворения из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Фрейд создал трехуровневую модель личности: 1) низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями»; 2) средний слой (Я, или Эго); 3) верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее агрессивные слои – Оно и Сверх-Я. Они «атакуют» психику человека, в результате чего он постоянно находится в конфликте с социальным окружением. По мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, поэтому вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза. Поведенческая концепция. Поведенческая концепция рассматривает деятельность как систему реакций на различные стимулы. Как считают Б. Скиннер, Дж. Хоманс, поведение человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т. д. Взаимодействуя с другими людьми, индивид в любой социальной группе борется за свои интересы. Если его поведение поощряется, то и он будет лоялен по отношению к окружающим и к социальной системе; если он не получает признания, то будет вести себя по-иному. Но каждый человек стремится избегать наказаний и получать поощрения, т. е. поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, проводя прямую аналогию между поведением человека и животного. В качестве стимулов может использоваться любое «благо»: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, лояльность властей и т. д. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В то же время, чем чаще человек испытывал вознаграждающие воздействия со стороны других, тем менее ценным становится для него каждое аналогичное последующее действие. Добровольное взаимодействие между партнерами существует до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, т. е., что его «вклад» в ситуацию меньше, чем получаемое им вознаграждение. Деятельностный подход. В рамках культурно-исторической школы Л. С. Выготского (1896–1934) сложилось понимание человека как деятельностного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является деятельность. Она рассматривается в структурном и функциональном аспектах: структурный выясняет строение деятельности, определяет ее элементы, функциональный концентрирует внимание на том, каким образом осуществляется деятельность. Итак, изучение деятельности личности сводится к следующему: 1) определение доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т. д.); 2) выяснение принципа осуществления деятельности – вынужденная или свободная, отчужденная или неотчужденная; 3) изучение характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности; 4) исследование уровня осуществления каждого из видов деятельности. Ни один из приведенных вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные ее проявления. Статусно-ролевые концепции личности. Ролевые теории личности (Дж. Мид, Р. Линтон, Р. Дарендорф) исследуют процессы освоения индивидом социально заданных функций-ролей в системе социальных взаимодействий. Человек в процессе деятельности взаимодействует с различными социальными группами. Практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе: человек является членом семьи, коллектива предприятия, общественной организации. В каждой группе он занимает разное положение по отношению к другим членами группы. Например, директор предприятия, придя в спортивное общество, займет там низкое положение. Социальный статус определяется как ранг или позиция индивида в группе. Социальная организация общества может быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых индивидами как членами общества, гражданами государства. Для анализа степени включения индивида в различные группы и положения, которое он занимает в них, используется также понятие «социальная роль». Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус: можно назвать статус детей, статус солдат, чиновников и т. д. Человек может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Таким образом, статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, роль – действием в рамках этой совокупности. Нормы культуры усваиваются в основном через обучение: человек приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: предписанные (наследуемые признаки – раса, пол, социальное происхождение) и достигаемые статусы и роли (образование, заслуги, должность). Наиболее полно отражает социальную роль личности в единстве с ее социальным положением понятие «социальный статус личности». 2. Социальная структура и типы личности Элементы социальной структуры личности. Личность может рассматриваться как целостность биологической, психологической и социальной структур. Больше с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний личности, ее волевые устремления, память, способности и т. д. Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности под влиянием общностей, в которые он входит. Важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность, понимаемая как самодеятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием «субъект деятельности». Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен. В социальной структуре личности можно выделить следующие элементы: образ жизни, или такие виды деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая (труд рассматривается как центральное звено структуры личности); объективные социальные потребности личности, которые определяют ее поведение; способности к творческой деятельности, знания, навыки (они отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования); степень овладения культурными ценностями общества, т. е. духовный мир личности; нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность; убеждения – самые глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека и составляют ядро структуры личности. Итак, структура личности представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение («ближнее» – родственники, друзья, знакомые и т. д. и «дальние» – общество в целом). Личность получает новую информацию, новые знания, которые превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека, поэтому социализация может быть понята как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества. Личность подвержена как прогрессивным, так и регрессивным изменениям, вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции, и приводят к отклонениям, девиантному поведению. Диспозиционная концепция и структура личности. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (лат. – расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Она сложилась на основе объединения двух подходов – социологического, показывающего социальную обусловленность деятельности личности, и социально-психологического, описывающего мотивационную структуру личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Ф. В. Знанецкий и У. Томас, развили российские – В. А. Ядов и Д. Н. Узнадзе. Диспозиция предполагает наличие у личности готовности эффективно реагировать на макро- и микросреду, на меняющуюся ситуацию. В качестве системообразующего признака были выделены социально-психологические предпосылки и многообразие отношений индивида к условиям его деятельности. В. А. Ядов делит диспозиции на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения и включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях. Низшие диспозиции – поведение в определенных сферах деятельности, направленность поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отражая главные потребности личности, активно воздействуют на низшие диспозиции. В системе ценностных ориентаций может быть выделена центральная ось, организующая иерархию ценностей и структуру личности: это «жизненная позиция личности». Она фиксирует устойчивую направленность личности на определенные ценности и есть у каждого человека, даже у того, кто это не осознает. Социальная типология личности. Одной из центральных задач социологии является разработка личностной типологии. Изучая различные группы людей и их социальные функции, социология интересуется их обобщенными, типическими признаками. Проблема состоит в том, чтобы определить черты некой абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данной социальной группы. Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии существуют различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, степень его рациональности, К. Маркс – формационную и классовую принадлежность. Э. Фромм (1900–1980) определял социальный тип личности как господствующий тип характера, который присущ большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который у людей различен. Значение социального характера, считает Э. Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительный, рыночный. В современной социологии получила широкое распространение типология личности в зависимости от ценностных ориентаций: 1) традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а стремления к самореализации и самостоятельности у них менее выражены; 2) у идеалистов сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во то бы то ни стало; 3) для фрустрированого типа личности характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя выброшенным из потока жизни; 4) реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем; 5) гедонистические материалисты ориентированы на получение удовольствий: эта погоня за наслаждениями жизни приобретает чаще всего форму удовлетворения потребительских желаний. В социологии выделяют также модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный – тип, который реально преобладает в данном обществе или в социальных группах. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, например, всесторонне и гармонично развитая личность у К. Маркса или «новый человек» Э. Фромма. Базисный тип наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. С базисным типом личности связана система социально-правовых и нравственных норм, отражающихся в конституциях, законах, в общественном сознании, различных типах мировоззрений и т. д. Социальный тип личности – это отражение того, как общественная система формирует ценностные ориентации человека и через них влияет на его реальное поведение. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, эгоизма, карьеризма и вынужденной кооперации. А сфера семейной и личной жизни формирует эмоциональность, сердечную привязанность. В то же время в социологии хорошо известен и обратный механизм – влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определенного типа. М. Вебер доказывал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентаций и отношений к труду дали толчок к возникновению капитализма. Комплекс определенных личностных качеств может ускорять общественное развитие, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным. Зарубежная социология изучает социальные характеры, свойственные представителям определенных социальных групп: тип «человека организации», «модельной личности», основной тип личности и др. Имеются прикладные разработки (типоведение), служащие инструкциями для менеджеров. В качестве примера можно привести популярную работу «Типы людей и бизнес». Ее авторы дают ответ на вопрос о том, как шестнадцать типов личности определяют успех в работе. Некоторые зарубежные исследователи выделяют шесть основных типов личности: теоретический, экономический, политический, социальный, эстетический и религиозный. За основу выделения этих типов берутся преобладающие социальные ориентации. Скажем, тип экономического человека характеризуется поисками материального благополучия. Различным проблемам теории личности были посвящены труды таких русских мыслителей, как Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Н. К. Михайловский, В. В. Розанов, А. Ф. Лазурский, М. М. Рубинштейн, В. С. Соловьев, С. Л. Франк и др. В современной отечественной социологии широко распространены концепции, в которых типы личностей являются носителями признаков определенных общностей (классов, социальных групп). Стратификация общества делает неизбежным формирование различных типов личности (личность рабочего, интеллигента, руководителя, врача, инженера и т. д.). Существует немало национальных типов личности. В современной России сложилось понятие маргинального (пограничного) типа личности, которая порвала со своей социальной средой, но не адаптировалась к новой. В настоящее время происходит коренная ломка сложившейся ранее личностно-типологической структуры общества. Меняются социальные статусы социальных групп и социальных типов личностей. Становление новой личностной типологии происходит с большим трудом, новые базисные типы личности окончательно еще не сформировались. Определенное распространение получил человек торгового типа, спекулянт. Средства массовой информации и судебные инстанции отмечают факт широкого распространения мафиозного типа личности, что чревато самыми тяжелыми последствиями для общества. |