Главная страница
Навигация по странице:

  • 2). Код. Код - средство общения. Автор может выбрать любое средство общения: а) языковой

  • невербальный

  • 3). Канал связи. В общении друг с другом люди могут использовать разные способы, или каналы связи: а) зрительный

  • звуковой

  • 1. Характеристика аудитории 1. Социально-демографические данные

  • Мотивы слушания

  • СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Речевая деятельность

  • 1 этап – ориентировка. Пусковым моментом любого речевого действия является речевая ситуация

  • с кем общаюсь

  • Мотивация

  • тактику речи

  • 4 этап – контроль

  • СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕЧИ Риторическая стратегия

  • ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Основными жанрами письменной речи учителя

  • Отчет, характеристика ученика

  • Заметка или статья в средства массовой информации, репортаж или интервью, очерк, эссе

  • Оценка публичного выступления

  • риторика. Педриторика 2023. Лекция Тема Риторическая теория и риторическая практика как отражение общих закономерностей педагогического общения


    Скачать 70.25 Kb.
    НазваниеЛекция Тема Риторическая теория и риторическая практика как отражение общих закономерностей педагогического общения
    Анкорриторика
    Дата27.01.2023
    Размер70.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПедриторика 2023.docx
    ТипЛекция
    #908603
    страница3 из 3
    1   2   3

    1). Предмет речи.

    Предмет речи – это тема общения, та внешняя по отношению к акту сообщения ситуация, то положение дел, которое побуждает к взаимодействию. То, о чем вы говорите, определяет ваше речевое поведение. Цицерон писал: «Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не объявил и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием». Содержание речи реализуется в речевой форме, кодируется.

    2). Код.

    Код - средство общения. Автор может выбрать любое средство общения:

    а) языковой (вербальный) код реализует, по данным исследователей, две трети нашей коммуникации. Внутри кода возможно использование любой подсистемы: литературный язык или просторечие, различные стили и жанры, устная или письменная формы речи и т.д.;

    б) невербальный код: жесты, телодвижения, мимика, взгляды;

    в) вещественно-знаковый код: скульптура, картины и другие предметы искусства.

    Выбранный автором код должен быть знаком адресату. Степень владения кодом обоими субъектами влияет на эффективность общения. Так, хорошо владея кодом, автор может не только прямо передавать сообщение (прямое общение), но и вкладывать в него скрытый смысл (косвенное общение).

    3). Канал связи.

    В общении друг с другом люди могут использовать разные способы, или каналы связи:

    а) зрительный (оптический, графический, письменный), связанный с использованием средств общения невербальных и вербальных; при этом коммуникант играет роль пишущего или читающего;

    б) звуковой (вокальный, устный), участник общения выполняет коммуникативные роли говорящего или слушающего;

    в) тактильный: прикосновение, рукопожатие, похлопывание по плечу.

    В реальном общении педагог часто одновременно использует несколько каналов общения: он устно излагает новый материал и при этом использует наглядность.

    4). Время и место.

    Для высказывания важны время и место акта коммуникации. Время может быть неограниченным и задаваться извне, причем по отдельности регулируются время передачи сообщения и время получения сообщения. Обстановка определяет, каким быть общению: официальным, деловым или неофициальным, бытовым. Существенным фактором протекания коммуникации могут оказаться различные сопутствующие обстоятельства: посторонние шумы, присутствие чужих людей и т.п.

    АДРЕСАТ И ЭТАПЫ РЕЧИ

    Итак, подготовку публичного выступления необходимо начать с анализа будущей аудитории, с создания ее характеристики по разным параметрам.

    1. Характеристика аудитории

     1. Социально-демографические данные: пол, возраст, национальность, религиозная принадлежность, профессиональные интересы, уровень образованности и культуры и пр.

    Максимально полные сведения о составе аудитории позволят продумать содержание речи с учетом ценностей, потребностей и интересов слушающих и подобрать речевые средства, уместные и эффективные в общении с данными людьми.

     2. Мотивы слушания: интеллектуальные, прагматические, эстетические, морально-этические, дисциплинарные и пр.

     3. Компетентность: знание предмета, позиция по обсуждаемому вопросу, готовность к восприятию речи, личная заинтересованность темой.

    Степень осведомленности слушающих по обсуждаемым вопросам определяет поведение оратора. Если аудитория даже частично состоит из специалистов, говорящий должен тщательно обосновывать каждый выдвигаемый тезис, излагая мысли от частных случаев к общим выводам (индуктивно). Тому же, кто выступает перед неподготовленной публикой, лучше предлагать слушающим готовые тезисы без доказательств, располагать мысли от общего к частному (дедуктивно), использовать разнообразные стилистические средства, повышающие эмоциональное воздействие речи.

     4. Эмоциональный настрой. Уже в момент выхода оратора на трибуну аудиторию связывает между собой какое-либо эмоциональное отношение: к теме, к оратору. На эмоции аудитории влияет временной и физический контекст ситуации, поэтому при помощи искусного выбора времени и места выступления можно уже до начала речи объединить членов аудитории сильными эмоциями, способствующими эффективному речевому воздействию.

    Задача оратора – прочитать эти начальные эмоции (доброжелательность, равнодушие или враждебность), а затем при необходимости приглушить отрицательные или усилить положительные чувства, переключить эмоциональные реакции слушающих с одного объекта на другой, вызвать новое эмоциональное состояние.

     Одна из рекомендаций гласит: «Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика». Чтобы ее реализовать, мы должны учитывать фактор адресата на каждом этапе речевой деятельности. Решая любую речевую задачу, автор должен помнить о слушателях:

    1. Изобретение речи:

      • Чего я хочу добиться от слушателей: заинтересовать, убедить, призвать?

      • Выбранная тема им интересна? Близка? Нова? Актуальна для них?

      • Понятна ли главная мысль?

    2. Расположение речи:

      • Ясна ли логика?

      • Достаточна ли информация?

      • Быстро ли движется речь?

      • Успевают ли слушатели идти со мной?

    3. Словесное выражение:

      • Все ли слова понятны?

      • Достаточно ли я выразителен?

    СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Речевая деятельность – это процесс производства и приема речевого сообщения во взаимодействии людей:



    Создание речи – достаточно сложный процесс, и, чтобы легче им овладеть, мы будет опираться на традиции риторики и на современные исследования речевой деятельности.

    Обратимся к авторитету Цицерона: "Вся деятельность и искусство оратора предстает в пяти частях... Во-первых, он должен определить, что сказать; затем расположить изобретенное, не только в определенном порядке, но и соответственно весу каждого аргумента; затем стилистически украсить это; после этого удержать в памяти и, наконец, произнести речь эффектно и с обаянием" ("Об ораторе").

    Античный риторический канон (греч. kanon - правило) выделяет на "пути от мысли к слову" пять этапов:
    1) инвенция (inventio) - изобретение содержания речи: "изобрести, что сказать";
    2) диспозиция (dispositio) - расположение мыслей: "расположить изобретенное";
    3) элокуция (elocutio) - словесное оформление мысли: выбор силя, жанра, языковых средств, соответствующих цели говорящего, содержанию его речи и речевой ситуации;
    4) запоминание (memorio) - заучивание речи наизусть;
    5) произнесение (actio) - произнесение речи перед слушателями.

    Риторический канон, безусловно, претерпел изменения. Сегодня никто не требует от оратора заучивания текста выступления. Еще со времен Петра I приветствуется свободная речь. В 1720 году царь издал указ, который гласил: "Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была".

    В структуре любой деятельности (в том числе и речевой) можно выделить четыре этапа: 1) ориентировка, 2) планирование, 3) реализация, 4) контроль.



    1 этап – ориентировка.

    Пусковым моментом любого речевого действия является речевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию. Начинается общение с анализа, с ориентировки в ситуации общения.

    Ориентировка в ситуации общения связана с осуществлением таких операций:
    •  учет адресата : с кем общаюсь? (а не кому говорю!);
    •  учет места общения: где говорю?
    •  учет времени общения: когда и как долго общаюсь?

    Результатом ориентировки становится возникновение (или отсутствие) мотивации, желания общаться. Человек вступает в общение только если ощущает потребность взаимодействовать. Мотивация - движущая сила любой деятельности.

    Если ориентировка в ситуации привела к возникновению мотивации, начинается 2 этап речевой деятельности.

    2 этап речевой деятельности – планирование.

    Это создание внутреннего плана высказывания. В планировании речи важными являются два шага:

    1) определить стратегию речи - магистральную линию речевого поведения и
    2) продумать тактику речи - шаги, ведущие к цели.

    Стратегия и тактика речевой деятельности подробно рассмотрена ниже.

    3 этап речевой деятельности – реализация.

    Это звуковое или графическое оформление высказывания. Это самая ответственная фаза речевого действия, она состоит в переходе от внутренней речи к внешней. Содержанием данной фазы является выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматическое оформления. Эти операции, осуществляемые в оперативной речевой памяти, связаны с решением следующих задач:
    •  установление контакта с адресатом: психологического, эмоционального, интеллектуального;
    •  самоподача через преодоление барьеров общения: негативной установки, боязни контакта, ожидания непонимания и пр.;
    •  создание мотивация общения у адресата с помощью специальных приемов привлечения внимания.

    4 этап контроль - это оценка создаваемого высказывания и его корректировка с точки зрения цели и внутреннего плана. Контроль может быть:

    а) текущим, осуществляемым в процессе речи, и итоговым ;

    б) по своей направленности он бывает смысловым (контроль над содержанием речи), эстетическим (оценка речи с точки зрения богатства, выразительности и пр.), нормативным (контроль за соблюдением норм языка и общения).

    Итак, нарисуем еще раз схему действий человека в речевой деятельности: проанализировав ситуацию общения, он ставит перед собой коммуникативную цель (желаемые последствия в реальности) и вырабатывает стратегию, которая конкретизируется в тактике с помощью особых приемы. Разработанные планы реализуются с помощью вербальных и невербальных средств, а затем оценивается полученный результат.

    СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕЧИ

    Риторическая стратегия - магистральная линия речевого поведения, избранная для достижения коммуникативной цели. К стратегическим элементам речевого общения можно отнести выбор цели, ситуации общения, партнеров, предмета речи и условий общения. Например, стратегия реализуется в установлении определенных отношений между участниками общения, выбором предпочтений в оппозициях: иерархия – равенство, близость – отстраненность, борьба – сотрудничество. В зависимости от особенностей общения возможны три коммуникативные стратегии:
    1) cтратегия близости.
    2) cтратегия отстранения (дистанцирования).
    3) cтратегия отказа от выбора.

    Стратегия речи как её "боевая схема" (П. Сергеич) включает в себя три умственных действия. Вырабатывая стратегию, автор решает следующие задачи:
    •  определяет конкретную цель: зачем говорю? (выбирает род и тип речи);
    •  выбирает тему сообщения (учитываются её интересность и актуальность для адресата, название должно быть конкретным и привлекать внимание): о чем говорю?
    •  формулирует идею, главную мысль («царствующую мысль», по Сперанскому): что хочу сказать?

    Стратегия реализуется в тактике, в продумывании частностей речи, в определении конкретных задач, ведущих к достижению цели:

     1) продумывание содержания речи и подбор материала (инвенция речи): что скажу? чем докажу?

     2) систематизация материала, создание композиции (диспозиция речи): в какой последовательности?

     3) выбор средств общения (элокуция): какими словами?

    Реализуется стратегия с помощью различных риторических тактик, связанных со структурированием речи, конкретным воплощением плана речи и регулированием процесса общения.

    Риторическая тактика - система приемов или форм, служащая для реализации стратегии.

    Например, прием «пулеметных вопросов» служит тактике избегания молчания, весьма характерной для стратегии «близости», «сближения» между партнерами по общению. Этот прием состоит в том, что собеседник находится «под обстрелом» вопросов личного характера, следующих один за другим в быстром темпе. Осуществляется этот прием с помощью следующих коммуникативно-речевых средств: быстрый темп речи, упрощенность синтаксических конструкций и др. Функция приема – показать, что говорящий проявляет личную заинтересованность в собеседнике, хочет сблизиться с ним.

    В ситуации спора говорящий часто использует прием «удержания слова». При попытке собеседника перебить его говорящий продолжает фразу, усилив ее громкость, темп речи, иногда повторяет часть фразы.

    Тактика «сохранения лица» может быть реализована приемом «обиженное молчание», когда в ответ на замечание собеседник молчит, сохраняя характерную позу и направление взгляда.

    Риторические приемы. Практические рекомендации по совершенствованию коммуникативного эффекта говорения (и слушания – тоже) могут быть представлены в форме характеристики риторических приемов привлечения и удержания внимания слушателей.

    Главное условие достижения нужного коммуникативного эффекта речи – заинтересованное внимание слушателя. Таков критерий, которым руководствуется говорящий, – произносит ли он развернутую речь или организует диалогическое общение. Умение удержать внимание слушателей приобретает особую значимость в тех ситуациях, когда решение коммуникативной задачи требует монологического высказывания, относительно развернутого во времени. Умение привлечь внимание обеспечивает и помогает сохранить нужный контакт в любой ситуации.

    С позиций риторических речь идет, прежде всего, о приемах привлечения слушателя (слушателей) к «соучастию» в развитии темы общения.

    Что-то говорящий может продумать еще на этапе планирования высказывания и реализовать в установке. Но главное – готовность к действию на основном этапе, когда говорящий в момент произнесения речи, почувствовав – по реакции слушателей – падение внимания, должен восстановить его. Словом, задача состоит в том, чтобы, контролируя обратную связь, уметь поддерживать интерес слушателей.

    Назовем некоторые конкретные приемы привлечения внимания слушателей и создания интереса к теме в начале речи:

    · неожиданная, возможно парадоксальная, формулировка темы;

    · проблемная постановка основного вопроса;

    · формулировка гипотезы, столкновение двух возможных гипотез;

    · загадка и обещание разгадки;

    · сентенция, возможная ссылка на мнение авторитетных лиц;

    · метафора или сравнение, представляющие предмет разговора образно (лучше – через знакомый образ, но увиденный в новом ракурсе);

    · «крючок»: неожиданный факт, неожиданное изменение стиля и пр.

    Приемы удержания интереса слушателей основываются на общности психологических законов восприятия и речевой коммуникации: подбор информации должен отвечать интересам и потребностям адресата (важно соотношение нового и известного); подача материала по возможности должна быть проблемной; активизируют внимание слушателей приемы привлечения к соучастию, к соразмышлению.

    Приемы соучастия:

    · сделать слушателя действующим лицом воображаемой ситуации («Представьте себе, что вы...»);

    · подчеркнуть общность интересов - профессиональных, возрастных и пр.; (в подтексте: «Это должно вас заинтересовать, потому что...»);

    · делегировать слушателям возможность принимать решение («Как вы знаете...»).

    Приемы внушения:

    · через идентификацию напомнить о принадлежности собеседника к определенной социальной группе, апеллировать к общности побуждений и реакций («Каждый демократически настроенный человек...»);

    · негативное внушение: ссылки на запрет, недопустимость каких-то действий (интерес возбуждается самим фактом «запретности»);

    · сопоставление «за» и «против» – контрастная аргументация («так ли это?», «однако на самом деле...»);

    · использование интонационных средств: неровность эмоционального «рисунка» текста (усиление, нажим в конкретном месте).

    Активизируют внимание и так называемые «приемы текстового ожидания»:

    · указание на возможность выбора из нескольких объяснений, решений («или – или?», «может так, а может...», «есть ли однозначное объяснение?» и т.п.);

    · намеренный пропуск одного из обещанных объяснений («Назову три причины...» – а назвать две), неизбежно вызывающий реакцию слушателей («А третья?»).

    Это и известные приемы «апелляции к авторитету», и использование афоризмов.

    ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Речевая деятельность многообразна: она может быть связана с восприятием и пониманием текстов (рецептивная речевая деятельность) и с их созданием (продуктивная речевая деятельность), может протекать в устной и письменной форме. Основными видами речевой деятельности являются:

    •  говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

    •  слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание;

    •  письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;

    •  чтение - восприятие графических символов и их понимание.

    Устная форма речи связана с говорением и слушанием, письменная речь - с письмом и чтением.

    Говорение и письмо - это процессы производства устной и письменной речи. Протекают эти продуктивные процессы следующим образом: мы формируем и формулируем свои мысли во внутренней речи, затем центробежные импульсы из центра речи в мозге идут к органам речи: речевому аппарату или руке. В результате производятся звуки или пишутся буквы, которые доходят до органов слуха или зрения адресата.

    При восприятии речи центростремительные импульсы от уха или глаза идут в мозг и там расшифровываются на основе знаний и опыта адресата. Значение воспринятого слова обрастает множеством конкретных смыслов. Так происходит сложнейший процесс понимания речи. В. Гумбольдт отмечал: «Всякое понимание слагается из объективного и субъективного». В результате, «никто не понимает слово в точности так, как другой… Всякое понимание поэтому всегда есть вместе и непонимание, всякое согласие в мыслях и чувствах – вместе и расхождение». Восприятие и понимание устной речи мы называем слушанием, а речи письменной - чтением.

    Наука исследует коммуникативное поведение человека в условиях разной речевой деятельности и стремится сформулировать правила, соблюдение которых обеспечивает успешность коммуникации для говорящего и слушающего, пишущего и читающего.

    Особое место в педагогической деятельности занимает письменная речь. Письмо - это продуктивный вид речевой деятельности, обеспечивающий выражение мысли в графической форме.

    По данным исследователей, письмо занимает только 9% в речевой деятельности человека. Однако трудно переоценить его роль в передаче знаний, в формировании общественного сознания и духовного богатства человечества.

    Овладение письменной речью - сложный, многомерный процесс, который человек осуществляет всю жизнь. Ведь совершенствование умения писать не только приобщает личность к миру культуры, но и становится "мощным оружием мышления" (А.Р. Лурия).

    Письменная речь имеет много общего с речью устной, однако отличие этих видов речевой деятельности очевидно. Познакомьтесь с особенностями письма, названными исследователями, дополните и прокомментируйте их.

    Особенности письменной речи:
    а) замысел речи, контроль за ней полностью осуществляет автор;
    б) воздействие на читателя отсрочено, но зато он может неоднократно обращаться к написанному;
    в) подготовленность речи, сознательный выбор автором средств выражения мысли налагает более высокие требования к оценке текста;
    г) возможность редактирования создаваемого текста обеспечивает качество написанного;
    д) отсутствие традиционных невербальных средств общения (мимика, жесты и пр.) усиливает роль графических средств выразительности.

    Существует множество педагогических ситуаций, в которых учитель берет в руки перо и создает письменный текст. В зависимости от сферы общения письменная речь может принадлежать к разным стилям и жанрам. Основными жанрами письменной речи учителя являются:

    1. Дневник (дневниковая запись), личное письмо – это тексты разговорного стиля, целью которых является общение: учитель размышляет о событиях, делится своими впечатлениями. Стилевыми чертами таких произведений являются непринужденность изложения, субъективность оценок, диалог с собеседником или с самим собой.

    2. Отчет, характеристика ученика и другие официально-деловые бумаги, цель которых документальное оформление отношений между участниками делового общения. Создаются документы в соответствии с существующими стандартами.

    3. Лекция, научная статья и другие жанры научного стиля, созданные для передачи информации с целью научения. Создание таких текстов предполагает хорошее владение материалом и знание особенностей стиля науки.

    4. Заметка или статья в средства массовой информации, репортаж или интервью, очерк, эссе и другие жанры публицистического стиля, благодаря которым учитель преставляет свою позицию на суд общественности, приглашает к размышлению, формирует общественное мнение.

    И хотя доля письменных произведений в речевой деятельности педагога невелика, учитель должен быть готов к их созданию, потому что и эти тексты ученики воспринимают в качестве образцовых. Но всё же чаще педагог предстает перед своими воспитанниками как человек говорящий.

    ПРАВИЛА ДЛЯ ГОВОРЯЩЕГО

    1. Начинай подготовку к выступлению за несколько дней, чтобы "вжиться" в тему.

    2. Готовя текст, оценивай себя глазами аудитории.

    3. Говори не им, а с ними, стремись к гармонизирующему диалогу и сотрудничеству.

    4. Думай о стратегии речи: цель, тема, главная мысль.

    5. Думай о тактике: содержание, структура и языковое оформление речи.

    6. Организуй речевое общение, воздействуй.

    7. Составь шпаргалку (она не позволит читать с листа и освободит от зубрежки).

    8. Отрепетируй речь, продумай невербальное поведение, наглядность.

    9. Организуй общение: невербаликой, техникой речи, средствами общения.

    10. Оцени результат, зафиксируй находки.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Оценка публичного выступления

    1) Учитывал ли оратор особенности аудитории?

    2) Определил ли оратор стратегию речи? Как она реализована?

    3) Разработал ли автор тактику, продумал ли содержание, композицию, привел ли в систему аргументы?

    4) Насколько в речи реализованы коммуникативные качества (правильность, богатство, выразительность и пр.)?

    5) Оказала ли речь воздействие на вас?

    6) Какое представление сложилось у вас о говорящем?

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Темы выступлений

    1 Индивидуальный стиль общения учителя-мастера.

    2 Речевой этикет в педагогической деятельности учителя.

    3 Особенности педагогического слушания.

    4 Педагогические жесты как средство общения.

    5 Невербальное речевое воздействие жесты

    6 Школьные конфликты и пути их преодоления.

    7 Средства привлечения внимания в речи учителя.

    8 Выражение запрета, замечания в речи учителя.

    9 Способы выражения положительной оценки в речи учителя.

    10 Способы выражения отрицательной оценки в речи учителя.

    11 Педагогическое клише в речи учителя при организации деятель-

    ности учителя.

    12 Способы выражения отрицательной оценки в речи учителя.

    13 Эпистолярный жанр в деятельности учителя.

    14 Язык внешнего вида учителя.

    15Стили педагогического общения.

    16 Речевой портрет педагога.
    1   2   3


    написать администратору сайта