Главная страница
Навигация по странице:

  • Модель Гиппократа с его принципом «Не навреди»

  • Модель Парацельса с его принципом «Делай благо».

  • Модель деонтологическая – или нравственная безупречность.

  • Корни биомедицинской этики в её теоретической основе.

  • Натуралистически-прагматическая теории

  • Вторая группа этических концепций – идеалистически-деонтологическая этика

  • Йозеф Менгеле. Врач из Освенцима

  • Первая медицинская революция

  • Положительные следствия

  • Медицинская революция укладывается в тезис, что здоровье – это такой же товар, как и прочие продукты материального и духовного производства.

  • Лекция Теоретические основы биомедицинской этики


    Скачать 32.38 Kb.
    НазваниеЛекция Теоретические основы биомедицинской этики
    Дата14.01.2021
    Размер32.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла-1412662544.docx
    ТипЛекция
    #167945

    Преподаватель кафедры философии Ковальчук Т. В.
    Лекция «Теоретические основы биомедицинской этики»
    Практические действия врача в конкретной ситуации есть следствие его выбора, который есть следствие его рассуждений, рассуждение - это результат образных представлений о мире, общие отношения человека к окружающей действительности и к самому себе, система взглядов на человеческую жизнь, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции, т. е. мировоззрение.

    В идеале все люди должны» критические осознанно» подходить к своей системе убеждений, знаний, ценностей, поскольку мировоззрение предопределяет деятельность человека, придавая ей осмысленный, целенаправленный характер.

    Понятие теоретических основ биоэтики является для врача ключевым в решении сложных вопросов, стоящих сегодня перед постоянно развивающимися медициной и биологией.

    Сегодня мы будем говорить с вами о теоретических основах биомедицинской этики. Если всё многообразие врачебного нравственного опыта обозначить понятием биомедицинская этика¸ то обнаружится, что сегодня она существует в четырех формах или моделях. Исторические особенности и логические основания каждой из них определяли становление и выработку тех моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное содержание современной биомедицинской этики.

    Модель Гиппократа с его принципом «Не навреди» – первая форма врачебной классической этики – содержит обязательства врача перед пациентом и коллегами по ремеслу:

    - считать научившего меня врачебному ремеслу – наравне с родителями;

    - направлять режим больного к его выгоде;

    - не дать никому просящему смертельного средства;

    - чтобы я не увидел и не услышал – об этом умолчу;

    - воздержусь от причинения всякого вреда и несправедливости.
    Модель Парацельса с его принципом «Делай благо».

    Понимание роли взаимоотношений врача и пациента для успешного лечения складывалось на протяжении длительного периода времени, с распространением христианства с ее центральной заповедью «возлюби ближнего как самого себя» во врачебной этике сформировалось выражение – сила врача в его сердце, а важнейшая основа лекарства – любовь!

    В данной модели нравственные отношения с пациентом рассматриваются как важнейшее терапевтическое средство, именно в рамках модели Парацельса развивается патернализм как основной тип отношения врача и пациента.

    Pater – то есть отец – не только кровнородственные связи, для которых характерны положительные психоэмоциональные привязанности, но и социально-моральная ответственность, целебность самого контакта врача и пациента, что определяет деяния врача, как направление его воли ко благу больного.

    Неудивительно, что основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип «твори добро» или «делай благо». И сегодня мы знаем, что врачевание – это организованное осуществление добра.
    Модель деонтологическая – или нравственная безупречность.

    Соответствие поведения врача определённым этическим нормативам составляет существенную часть медицинской этики. Это совокупность должных правил, соответствующих той или иной области медицинской практики. Например, в хирургии есть ряд положений – делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы для самого себя или для самого близкого тебе человека, для душевного покоя больных необходимо посещения хирургом накануне операции, несколько раз в день операции и после операции.

    Идеалом большой хирургии является работа с полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного.

    Врачи должны непременно докладывать о нарушениях врачебной этики своим коллегам.

    Идея долга является определяющим, необходимым и достаточным основанием действия врача. Если человек способен действовать по безусловному требованию долга, то он соответствует избранной им профессии.
    Модель биоэтическая.

    Основным принципом этой модели является уважения прав и достоинства человека. Под влиянием этого принципа по-другому решается основной вопрос медицинской этики – вопрос отношения врача и пациента.

    Патернализм работал в режиме неоспоримого приоритета врача. Сегодня остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебных решений. Отношения врач – пациент расширяются до вопросов отношений врач – общество, врач – человеческая популяция, врач – человеческая культура.

    В рамках биомедицинской этики по многим вопросам возникает конфликт прав – право эмбриона на жизнь и право женщин на аборт, право пациента на эвтаназию и право врача на исполнение заповеди «ни убий!». Это реальность современного общества.

    Обсуждение этих вопросов выносится за узкие профессиональные рамки, становится предметом социальных споров, которые приобретают национальный и международный масштабы, т. е. биоэтика – это интеллектуальная дискуссия различных точек зрения в целях уменьшения тех негативных или потенциально опасных последствий прогресса медицины и биологии.

    Разрешение таких конфликтов в большей степени возможно в рамках такого социального института как этические комитеты. Их задача – выработка рекомендаций по конкретным проблемным ситуациям медико-биологической деятельности в целях защиты прав человека и отдельных групп населения.

    Мы рассмотрели основные этапы истории биомедицинской этики, которая сформирована в четырех моделях, логически связанных между собой и образующих целостное явление – профессиональную этику врача.
    Корни биомедицинской этики в её теоретической основе.

    Раскрытие теоретических основ биомедицинской этики требует обращения к классическим этическим теориям. Поскольку мировая культура представлена множеством таких теорий, упростим задачу и отметим лишь те из них, которые в наибольшей степени определяют направления исследований в биомедицинской этике: натуралистически-прагматический и идеалистическо-деонтологический типы.

    Эти теории по-разному отвечают на два основных вопроса, разделяющих этические знания: первый – о природе человека, второй – о природе законов человеческих взаимоотношений.

    Натуралистически-прагматическая теории оказали влияние на становление либеральной формы биоэтики. К ним относятся: цинизм и геодонизм, социал-дарвинизм, эволюционизм, прагматизм, утилитаризм, социоцентризм.

    В рамках этой теории человек – это прежде всего совокупность потребностей: сущность человека непосредственно связана с его естественными, как правило, биофизиологическими потребностями. Необходимость их удовлетворения определяет содержание моральных принципов, и в итоге, поступки и поведение человека. Моральные принципы и нормы вырастают из насущных потребностей и постоянно изменяются в процессе их удовлетворения. Сообщества людей, стремящихся к удовлетворению своих, как правило, растущих потребностей называется сегодня обществом потребления: «Все труды человека - для рта егоа душа его не насыщается» (Экклезиаст).

    Теоретические установки натуралистически-прагматической этики являются основой для современного либерального обоснования морально-этической правомерности эвтаназии, экономической и демографической целесообразности «прогностического» контроля медицинской генетики за «здоровьем населения», правомерности уничтожения жизни на эмбриональном уровне, «просчитывание» цены, трансплантологического продления и завершения жизни по критериям «смерти мозга».

    Логика натуралистически-прагматической этики в философии Ницше: больной - паразит общества: «В известном состоянии неприлично продолжать жить, прозябание в трусливой зависимости от врачей и искусственных мер, после того как потерян смысл жизни, право на жизнь должно бы вызвать глубокое презрение общества. Врачам же следовало бы быть посредниками в этом презрении, не рецепты, а каждый день - новая доза отвращения к своему Пациенту. Создать новую ответственность, ответственность врача для всех случаев, где высший интерес в жизни, восходящий Жизни, требует беспощадного подавления и устранения вырождающейся жизни – например, для права на зачатие, для права быть рожденным, для права жить».

    Во второй половине 20 века формируется первый блок новых этических стандартов либерализма. К ним относятся: моральность убийства, моральность отключения жизнеподдерживающей аппаратуры. Эти понятия работают на уровне заголовков статей, тем научных конференций: «достойно жить – достойно умереть».

    Вторая группа этических концепцийидеалистически-деонтологическая этика, служащая основой для разработки консервативной формы биоэтики. К этой группе относятся этическая доктрина иудаизма, конфуцианство, вся христианская традиция, протестантская этика, русская религиозная философия. В рамках идеалистической этики человек понимается как существо, обладающее способностями. Причем эти способности даны ему не только для того, чтобы управлять потребностями, но и для того, чтобы становиться лучше, т. е. нравственно совершенствоваться в соответствии с нравственными ценностями и законами, которые являются не только законами человеческих отношений, но и законами бытия.

    Рекомендуем к просмотру в качестве иллюстрации того, к чему могут врача привести ложные системы убеждений и взглядов на человеческую жизнь, фильм «Йозеф Менгеле. Врач из Освенцима» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3671164668777934155&text=врач%20из%20освенцима%20фильм&path=wizard&parent-reqid=1587220056166170-1500289101358600074100124-production-app-host-vla-web-yp-152&redircnt=1587220419.1
    Мы живём в условиях по крайней мере трёх революций, произошедших в медицине за последние столетия. Попытаемся обозначить итоги революции и обсудить прогрессивные и регрессивные значение для развития общества здоровья людей взаимоотношения больных и медицинских работников.

    I. Первая медицинская революция – это безудержно возрастающая технизация диагностического и лечебного процесса. Внедрение техники в медицину в течение прошедших двух веков происходило эволюционным путем, соответственно постепенному развитию физики и химии, и все это несомненно способствовало расширению медицины и росту ее эффективности. Однако в последнюю четверть века технизация медицины приобрела характер революционного скачка. Как и всякий революционный сдвиг, техницизм в медицине способствовал не только расширению возможностей медицины, но и имел отрицательные последствия.

    Положительные следствия этой революции:

    1. Усилилось и стало более точным выявление патологий, появился непрерывный контроль её динамики – мониторинг.

    2. Возникли новые пути в лечебной стратегии и тактике, благодаря чему сократилось число инкурабельных больных, по прошлым представлениям, болезней и иноперабельных ранее больных.

    Именно в связи с несомненной полезностью для человечества этой медицинской революции требуется наше внимательное осмысление проблемы техницизма, чтобы не пропустить его отрицательных эффектов, и тем самым увеличить общую пользу.

    Рассмотрим эти отрицательные следствия.

    1. Технические возможности позволяют обеспечивать безопасность медицинских действий при неполном познании физиологических механизмов патологии. Иначе говоря техницизм позволяет рукам опережать голову при сохранении реальной, а, возможно, и мнимой безопасности больного.

    2. Прекрасная техника, окружающая больного, сокращает размышление врача, создавая далеко не всегда обоснованное ощущение силы и могущества медицины и её служителей в предупреждение осложнений неблагоприятных исходов медицинских действий.

    3. Расширилась инвазивность методов медицины, потому что техника и успехи на анестезиологии позволили успешно – по крайней мере на первый взгляд – преодолевать опасные последствия инвазивности и агрессии в медицине. Проведённый семинар службы интенсивной терапии и анестезиологии и реаниматологии показал, что во всех разделах прекратился поиск неинвазивных методов, а существующие неинвазивные альтернативы не используются.

    4. Сокращается психологический контакт между врачом и больным, потому что даже анамнез нередко сводится к заполнению больным или его родственниками распространяемой заранее анкеты, данные которой вводятся в компьютер, минуя их осознание врачом.

    II. Вторая революция может быть названо как медико-индустриальный принцип взаимно-анонимного обслуживания больных. Под этим длинным названием подразумеваются три характерных явления современной медицины.

    1. Создаются хорошо оснащенные, рационально построенные и высокорентабельные лечебно-диагностические комплексы, позволяющие с высокой степенью безопасности и полезности пустить «на поток» процесс диагностики и лечения болезней.

    2. Возрастает количество проходящих через медико-технологические процессы больных, о которых известны их паспортные, физиологические, биохимические и прочие соматические данные, но не личностные характеристики, поскольку для установления диагноза и проведения лечения психологические данные в подобном высокоэффективном индустриальном комплексе не требуются.

    3. Количество консультантов, исследований, приборов и обслуживающих их медицинских работников столь велико, что больной затрудняется выделить среди них главного человека, ответственного за ликвидацию тех жалоб и неприятностей, с которыми больной пришел в этот медико-индустриальный комплекс, отдавшись ему безоглядно. Основная польза такой медицинской революции – высокая рентабельность лечебно-диагностического процесса, охват огромного количества здоровых и больных людей профилактическими, диагностическими и лечебными мерами. Главное отрицательное следствие этой революции – дальнейшее сокращение психологического контакта между больным и медицинским персоналом.

    III. Медицинская революция укладывается в тезис, что здоровье – это такой же товар, как и прочие продукты материального и духовного производства.

    Как и другие продукты здоровье имеет стоимость, пропорциональную вложенному труду и материальным ценностям. Следовательно третья медицинская революция конца XX века делает больного обычным потребителем, клиентом, который за свои деньги – личные, общественные или государственные – должен получить товар, услугу, адекватные его затратам.

    Можно сколько угодно и в любой форме возмущаться этой ситуацией, но нам от этого никуда не уйти. Надо трезво оценивать неизбежность этих революциях, их полезный результат, но при этом искать и разумные пути сокращения и преодоления опасных для человечества следствий этой неизбежной реальности.

    Хочется подчеркнуть, что главное негативное следствие всех трех революций, от которого проистекают многие недоразумения, в том числе этические и юридические – это сокращение или даже утрата психологического контакта между больным и врачом. Мы даже назвали эту беду катастрофой.

    Понимание необходимости технического прогресса в медицине и вместе с тем – сожаление об утрате психологического контакта между врачом и больным подчёркивает в своей «Планете людей» писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Он пишет: «Я верю, что настанет день, когда больной неизвестно чем человек отдастся в руки физиков. Не спрашивая его ни о чём, эти физики возьмут у него кровь, выведут какие-то постоянные и перемножат их одна на другую, затем, сверившись с таблицей, они вылечат его одной-единственной пилюлей. И всё же, если я заболею, то обращусь к какому-нибудь старому земскому врачу. Он взглянет на меня уголком глаза, пощупает мне живот, приложит к лопаткам носовой платок и послушает меня. Он кашлянет, раскурит свою трубку, потрет подбородок и улыбнется, чтобы лучше утолить мою боль. Разумеется, я восхищаюсь наукой, но я восхищаюсь и мудростью. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».



    написать администратору сайта