Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Понятие о закономерностях воспитания

  • 3. Принципы воспитания, их характеристика

  • 4. Базовая культура личности. Базовая культура личности

  • Основные составляющие воспитания в РБ и их задачи

  • Лекция 4. Лекция Воспитание как процесс формирования базовой культуры личности Сущность и особенности процесса воспитания


    Скачать 0.68 Mb.
    НазваниеЛекция Воспитание как процесс формирования базовой культуры личности Сущность и особенности процесса воспитания
    Дата25.11.2021
    Размер0.68 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛекция 4.pdf
    ТипЛекция
    #282195

    Лекция 4. Воспитание как процесс формирования базовой
    культуры личности
    1
    . Сущность и особенности процесса воспитания
    2. Понятие о закономерностях воспитания
    3. Принципы воспитания, их характеристика
    4. Базовая культура личности
    1. Сущность и особенности процесса воспитания
    В педагогике понятие воспитание употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.
    Как отмечалось ранее воспитание в широком социальном смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Поскольку в современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание личности (семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы и др.), то понятие воспитания нуждается в конкретизации и сужении. В узком
    социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации и подготовки к жизни. Координаторами воспитательного воздействия выступают учебно-воспитательные учреждения, где осуществляется специально организованное воспитания.
    В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
    В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение воспитательных задач.
    Являясь одним из способов осуществления педагогического процесса процесс воспитания представляет собой формирования личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
    Процесс воспитания имеет ряд особенностей.
    1. Целенаправленность. Процесс воспитания может быть эффективен только в том случае, если его цель четко определена, близка и понятна воспитаннику.
    2. Многофакторность. Данная особенность объясняется наличием многочисленных объективных и субъективных факторов, обусловливающих сложность протекания процесса воспитания. Соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, помогает успешно решать задачи воспитания. Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы как в процессе обучения.
    Между педагогическими влияниями и проявлениями
    воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки.
    3. Длительность. Процесс воспитания длится всю жизнь. Для него характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
    4. Непрерывность. Процесс воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. В воспитательном процессе необходима системная работа, направленная на реализацию поставленной цели.
    5. Комплексность. Данная особенность предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов процесса воспитания. Поскольку формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, поэтому педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер.
    6. Вариативность и неопределенность результатов. Результаты процесса воспитания в одних и тех же условиях его протекания могут быть различны.
    Это обусловлено целым рядом факторов: с одной стороны индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию, с другой – профессиональной подготовленностью воспитателей, их мастерством.
    7. Двусторонность. В связи с тем, что процесс воспитания в современном понимании
    – это эффективное взаимодействие
    (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, то реализован он может быть в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).
    Формирование отношений как важнейшая задача воспитания. Одним из четырех компонентов содержания образования является опыт отношений.
    Отношение – это переживание и выражение определенных связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу ее потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются не ее поведении и развитии. В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего развития.
    В системе формирования отношений процессы обучения и воспитания тесно связаны между собой и выступают в органическом единстве.
    Существенной стороной единства обучения и воспитания является то, что содержание обучения заключает в себе большой воспитательный потенциал.
    Обучение представляет собой важную форму совместной деятельности учащихся и их общения как с педагогами, так и друг с другом.
    Учителя имеют возможность оказывать воспитательной влияние на школьников, учат сообразовывать свои действия и поступки с требованиями
    морали, закалять волевые свойства. Единство обучения и воспитания объединяет и общность методов с помощью которых они осуществляются
    (разъяснения, упражнения, контроля и т.д.). Таким образом, процесс формирования отношений начинается в системе учебных занятий и продолжается во внеурочное время с помощью проведения разнообразной внеклассной воспитательной работы. Степень сформированности и прочности отношений может быть различной. Если отношение закрепляется и становится привычным, оно превращается в личностное качество.
    Под личностным качеством следует понимать закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях. Исходя из определенных выше структурных компонентов отношений процесс воспитания личностных качеств включает в себя: − формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества; − активную познавательную деятельность по овладению знаниями о сущности формируемого качества, способах его проявления и выработке соответствующих чувств, взглядов и убеждений; − практическое формирование умений, навыков и привычек поведения, связанных с вырабатываемыми качествами; − развитие способностей к проявлению волевых усилий, позволяющих преодолевать встречающиеся трудности и препятствия, связанные с соблюдением тех или иных норм поведения.
    2. Понятие о закономерностях воспитания
    Процесс воспитания осуществляется на основе определенных закономерностей.
    Закономерность воспитания – это объективно существующие связи между педагогическими явлениями, устойчивые зависимости между компонентами воспитательного процесса, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность и качество воспитания.
    Важнейшие закономерности воспитания.
    1. Социальная обусловленность воспитания. Цель, задачи, содержание, методы и формы воспитательной работы определяются объективными потребностями общества, социальнокультурными нормами и традициями.
    Характер воспитания присуще конкретной эпохе, стране, нации.
    2. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания. Логика воспитания заключается в том, что процесс воспитания должен переходить в самовоспитание.
    Собственная деятельность по саморазвитию, по формированию положительных качеств и искоренению отрицательных, является необходимым условием воспитательного процесса. «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитывает» (В. А.
    Сухомлинский). Жизнь постоянно убеждает, что любое личностное новообразование – результат собственных усилий человека: каждый достигает в жизни столько, сколько усилий, стараний он приложит для собственного созидания.

    3. Зависимость результатов воспитания от гармоничной связи всех компонентов воспитательного процесса: цели, задач, содержания, форм,
    методов, средств. При организации воспитательной работы ставится цель как идеально представленный результат. На пути от цели к результату
    «выстраиваются» задачи и содержание воспитания. Содержание воплощается в конкретную организацию – соответствующие формы, способы и средства взаимодействия воспитателей и воспитанников.
    4. Зависимость результатов воспитания от учета влияния на личность школьника объективных и субъективных факторов. Объективными факторами в воспитательном процессе можно считать материальную базу школы, санитарно-гигиенические условия, в которых живут и учатся дети, социально-событийное окружение и т.д.
    Субъективные факторы, как известно, определяются самими взрослыми и детьми, складываются в результате их взаимодействия. Это могут быть: преобладающие ценности в детском коллективе, правила, законы школьной жизни; образцы поведения, такта, этики общения; способы оценки определенного типа поведения и т.д. В каждом конкретном случае сочетание объективных и субъективных факторов, порой разнонаправленных, сильно влияет на результаты воспитания, часто осложняет решение воспитательных задач.
    Личность, подвергаясь одновременному воздействию разнохарактерных влияний, накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки.
    5. Зависимость продуктивности процесса воспитания от сложившихся воспитательных отношений. В процессе общения и взаимодействия между воспитателями и воспитанниками возникают определенные отношения, которые могут способствовать или затормаживать решение стратегических и тактических задач воспитания.
    Воспитательные отношения могут быть негативными, когда воспитанник не воспринимает ни воспитателя, ни его права влиять и воздействовать. «Сопротивление воспитанию» может проявляться по- разному: неприятие требований, игнорирование рекомендаций, советов, противостояние той модели поведения, которую предлагает педагог.
    Напротив, воспитанник с самого начала, принявший позицию и требования педагога, привыкает к ним и не подвергает их сомнению, считает их разумными и обоснованными.
    6. Зависимость успешности решения воспитательных задач от оптимальной организации деятельности и общения. Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает организацию разнообразных видов их деятельности. Чем более разнообразные дела предлагаются ребенку (познавательные, спортивные, трудовые), тем больше шансов для его разностороннего развития.
    7. Зависимость качества воспитания от активности участников воспитательного процесса.
    Чем активнее развивается процесс взаимодействия, чем больше воспитатель и воспитанники проявляют интерес к предстоящим делам, событиям, мероприятиям, участвуют в их подготовке
    и проведении, совместно решают постоянные задача и идут к намеченным перспективам, тем выше продуктивность процесса воспитания.
    8. Зависимость планируемых результатов воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Даже при очень хорошей организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя, так как воспитание – это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Нужно изучать проявления характера, интересы, привычки своих воспитанников, знать реальный уровень сформированности их личностных качеств и постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся воспитательной деятельности, обеспечивающей интеллектуальное, физическое, нравственное, эстетическое развитие.
    3. Принципы воспитания, их характеристика
    Принцип воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Требования, предъявляемые к принципам воспитания: − обязательность; − комплексность; − равнозначность.
    Обязательность предполагает строгое воплощение принципов воспитания в практику. Нарушение же принципов может резко снижать эффективность воспитательного процесса. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы воспитания равнозначны, среди них нет главных и второстепенных.
    Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения воспитательного процесса. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами (И. П. Подласый): − общественная направленность воспитания; − связь воспитания с жизнью, трудом; − опора на положительное в воспитаннике; − гуманизация воспитания; − личностный подход; − единство воспитательных воздействий.
    1. Общественная направленность воспитания. Данный принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личностными интересами граждан, то принцип реализуется.
    При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. Школа – социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере как общества и личности.
    2. Связь воспитания с жизнью, трудом. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного
    участия в общественных и трудовых отношениях. Воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества. Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить: − понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан; − уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности; − развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу; − понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда; − сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями; − бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом общественную собственность; − нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам.
    3. Опора на положительное в воспитаннике. Суть данного принципа состоит в следующем: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества. Философская основа этого принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества могут легко уживаться с отрицательными. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного – задача воспитания.
    4. Гуманизация воспитания. К принципу опоры на положительное тесно примыкает принцип гуманизации воспитания. Он требует: − гуманного отношения к личности воспитанника; − уважение прав и свобод; − предъявление посильных и разумно сформулированных требований; − уважение к позиции воспитанника, даже тогда, когда он отказывается выполнять требования; − уважение права человека быть самим собой; − доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; − ненасильственного формирования требуемых качеств; − отказа от телесных и других, унижающих достоинство личности, наказаний; − признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям.
    5. Личностный подход. Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные характеристики для воспитания – направленность личности, ее ценностные ориентации,
    жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
    − постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; − умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности личностных качеств воспитанников;
    − постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
    − своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели;
    − максимально опирался на собственную активность личности;
    сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
    − развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
    6. Единство воспитательных воздействий. Данный принцип – принцип координации усилий школы, семьи и общественности. Его реализация требует, чтобы все лица, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
    4. Базовая культура личности.
    Базовая культура личности основы человеческой культуры
    (культурный минимум), усвоенные личностью для ее дальнейшего развития и самоопределения в обществе.
    Согласно «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» к содержанию воспитания определены новые подходы, основанные на учете потребностей растущей личности, общечеловеческих ценностей и базовых компонентах культуры личности.
    Целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного гражданина и патриота своей страны – все это определяет приоритеты в воспитании.
    Методологической основой содержания воспитания является культурологический подход, позволяющий сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание – процессом культуротворчества. Основное содержание воспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, реализуется в процессе реализации следующих составляющих воспитания:
    − идеологическое воспитание;
    − гражданское и патриотическое воспитание;
    − нравственное и эстетическое воспитание;
    − воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности;

    − воспитание культуры здорового образа жизни;
    − гендерное воспитание;
    − семейное воспитание;
    − трудовое и профессиональное воспитание;
    − экологическое воспитание;
    − воспитание культуры безопасной жизнедеятельности;
    − воспитание культуры быта и досуга.
    Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
    Мировоззрение представляет собой, прежде всего, целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление).
    В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное, обыденное (житейское).
    Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создает надежную основу для предвидения возможного развития того или иного явления, процесса и позволяет сознательно управлять ими. Оно является объективно верным.
    Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д.
    Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических и не всегда систематизированных представлений о мире.
    Обыденное мировоззрение опирается на житейское познание.
    В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании своего «Я», своей индивидуальности, своей личности.
    Целью данного направления воспитания является формирование устойчивого, надежного центрального звена структуры детской личности, определяющего понимание и отношение к природе, обществу и мышлению в единстве сознания, чувств, воли, поведения.
    Мировоззрение имеет сложную и многоаспектную структуру. Его ядром являются взгляды и убеждения, которые органически связаны с развитой способностью теоретического мышления, проявления высоких интеллектуальных чувств, сознательной целеустремленной воли.

    Взгляды – это принятые человеком в качестве достоверных идеи, знания, теоретические концепции, предположения. Они служат ориентирами в поведении, деятельности, отношениях.
    Убеждения – качественно более высокое состояние взглядов. Это такие знания, идеи, концепции, теории, гипотезы, в которые человек верует как в истину. Органическим свойством убеждений являются чувства. Отстаивание, защита, внедрение убеждений в жизнь неразрывно связано с эмоциональными переживаниями человека.
    Воля – важный элемент мировоззрения. Убеждения побуждают человека к практическому действию. Теоретическое мышление как элемент мировоззрения представляет собой развитую человеческую способность творческого осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования ее и направления воли на реализацию убеждений.
    Мировоззрение выполняет ряд функций:
    просветительную,
    воспитательную, развивающую, организационную.
    Просветительная функция состоит в том, что научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует сознание.
    Воспитательная функция реализуется в результате того, что принятые взгляды и убеждения требуют от человека формирования определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности.
    Развивающая функция состоит в том, что внутренняя духовная работа по усвоению содержания включает в активную деятельность мышление.
    Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества.
    Организационная функция проявляется в том, что оно является исходной позицией в практической деятельности людей. Прогностическая функция основывается на знании законов общего развития, проявляется в научно-теоретическом и практическом осмыслении тенденций, выдвижении сознательных идей.
    Критерии сформированности мировоззрения: − глубина научных знаний, их объединенность в целостную систему, объясняющую сущность и закономерности явлений природы, общества, мышления; − развитая способность диалектического осмысления действительности, обнаруживающаяся в умелом анализе новых явлений, событий, произведений искусства; − проявление социальной активности.
    Основные составляющие воспитания в РБ и их
    задачи:
    сформировать знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привить основополагающие ценности, идеи, убеждения, отражающие сущность белорусской государственности
    идеологическое
    воспитание
    сформировать у воспитанников активную гражданскую позицию, патриотизм, правовую, политическую и информационную культуру приобщить воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям; сформировать этическую и эстетическую культуру сформировать у воспитанников потребность в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологическую культуру способствовать осознанию воспитанниками значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формированию навыков здорового образа жизни сформировать у воспитанников представления о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе сформировать ценностное отношение к семье и воспитанию детей способствовать пониманию воспитанниками труда как личностной и социальной ценности, осознанию профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности сформировать ценностное отношение к природе сформировать безопасное поведение в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни обеспечить духовное и физическое
    гражданское и
    патриотическое
    воспитание
    нравственное
    воспитание
    воспитание
    культуры
    самопознания и
    саморегуляции
    воспитание
    культуры
    здорового образа
    жизни
    гендерное
    воспитание
    семейное
    воспитание
    трудовое и
    профессиональное
    воспитание
    экологическое
    воспитание
    воспитание
    культуры
    безопасной
    жизнедеятель-
    ности
    воспитание
    культуры быта и
    досуга
    совершенствование воспитанников, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время


    написать администратору сайта