Главная страница
Навигация по странице:

  • Подробнее market.yandex.ruПопробовать

  • Файлы: 1 файл КР Западные и восточные типы философствования, их отличия.docx

  • Читайте также

  • Приглашайте друзей, чтобы получить до 3000 баллов Плюса!

  • Получайте кешбэк до 3% баллами Плюса

  • ГДз. парара. Ления Западное и Восточное


    Скачать 204.17 Kb.
    НазваниеЛения Западное и Восточное
    Дата21.12.2022
    Размер204.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапарара.docx
    ТипДокументы
    #857382

    ления: Западное и Восточное.

    Географические. Первые цивилизации – Греция и Турция. Запад – уникальный геогра­фический ре­гион: хорошие климатические условия, наличие моря, преобладает теплое те­чение warmstream, неза­мерзшие реки, выгодно использовать морской транспорт, умерен­ный теплый климат самый благопри­ятный для развития экономики. Народы могли коче­вать и прокормить себя семьями, отсюда формиру­ется такая черта характера как индивидуализм.

    Религиозные. Где было христианство, невозможно было развитие предприниматель­ства. Поэтому ев­ропейцы совершили религиозную революцию. Возник протестантизм – религия предпринимательства и капитализма. Считалось, что Бог в рай возьмет только тех, кто больше заработает капитала.

    Запад – это поставщик инновационных технологий, способов изменения реальности, мира. Принцип технологич. отношения к миру сформировался в 15-16вв. До этого чело­век не чувствовал себя враждеб­ным к миру. Но стало распространяться такое явление как майоран. Майоран – все наследство получал только старший сын, младший – ничего, он должен всего добиваться сам. Поэтому западную культуру наз. культурой младших сыно­вей, своей хитростью, ловкостью она способна чего-то достичь.

    Европ. наука возникает как средство изменения мира. Наука отходит от морали (на­пример, вскрытие трупов, проведение опытов).

    Атомарно-номиналистический принцип. Атом неделим. Общество мыслится как сово­купность сво­бодных атомов, независимых индивидов, где подлинной реальностью явля­ются отдельные люди. Не че­ловек для общества, а общество для человека. Однако в жизни ведь существуют и высшие ценности, стоящие над нашими личными интересами. Возникает серьезное противоречие и обязательно необхо­димо жертвовать, а если этого нет, то происходит опустошение общества.

    Принцип отделения интересов от ценностей. Выделяют 2 сферы: приватную (семья) и публичную (на основе права: законно или незаконно). Право ограничивается законом, но существует еще и мораль (на­пример, по закону родителей в старости можно отдать в дом престарелых, но совесть иногда не позво­ляет). Мораль имеет более широкую компетен­цию, п.ч. она судит не с точки зрения права, а вечных ценностей. На Западе преобладает правовая культура: этика бизнеса, спорта и т.д., но нет морали.Тип личности – прометеевский или фаустовский – это 1) человек активный, энергич­ный, инициатив­ный; 2) в мире такой человек видит хаос, который надо упорядочить своей железной волей; 3) тип пове­дения – целерациональный; 4) человек игнорирует трансцен­дентную волю, он центр мироздания.

    Особенности Востока:Географические. Цивилизации развивались в руслах рек, а для орошения требовались большие уси­лия, организованность, отсюда развитие таких черт как общность, коллекти­визм.Восток– поставщик духовных инициатив. Не случайно все религии возникли именно здесь.Принцип воздержания от валюнтаристской активности (недеяние), не вторгаться, а вмешиваться гармонично (В китайской культуре даосизма этот принцип наз. увэй → не­вмешательство в естествен­ный ход событий).
    Подробнее

    market.yandex.ru

    Попробовать


    Реклама

    Теократический принцип: власть божественна. Государство – это средство защиты на­ции от историче­ского небытия, уничтожения, несчастий. Народ – это не разобщенная насе­ление, а духовная общность, которая питается великой традицией и надеждой на будущее воплощение правды.

    Принцип неиерархичности всего живого (все обладает равной ценностью).

    Тип личности – человек, ориентированный на сохранение гармонии мира, обладающего собственной динамикой развития и не требующего человеческого вмешательства. Добро­детели – точная середина и умеренность. Тип мысли – предметно-образный (постижение мира – не анализ его свойств, а духовное проникновение в него, недоступное рац. иссле­дованию)→ориентация на вечность.

    Философия и национальное самосознание. Специфика философской мысли Беларуси и России.

    Национальные традиции философствования являются частью мирового философского процесса, обладая при этом значительным историческим и содержательным своеобразием. Однако степень этой вариативности различна. Если европейские национальные традиции отличаются преимущественно своеобразием стилей философствования, то традиции, возникшие в культурах, которые оказались на периферии процессов промышленной революции и формирования либеральной идеологии, характеризуются особенностями тематики.




    Одной из первых попыток решения этого вопроса стал спор западников – А. И. Герцена (1812-1870), П. Л. Лаврова (1823 -1900) и других и славянофилов – А. С. Хомякова (1804-1860), И. В. Киреевского (1806-1856) и др. Полемика славянофилов и западников оказала определяющее влияние на русскую философскую мысль XIX-XX вв.: именно в рамках ответа на вопрос о русской идентичности решаются онтологические, познавательные, этические, антропологические и социальные вопросы. Причем для западников признание приоритетности европейского пути развития вовсе не означало призыва к слепому копированию жизни. Критическое отношение западников к капитализации европейской жизни привело многих из них к попыткам теоретического соединения западных технологических преимуществ с русским традиционным коммунитаризмом. Эта тенденция во многом повлияла на актуализацию во второй половине XIX в.позитивизма и материализма, и способствовала активному усвоению русскими теоретиками социальной проблематики марксизма.

    Современный этап философской мысли России характеризуется как простым возрождением национальной философской традиции, так и новыми попытками решения традиционной проблематики.

    РЕКЛАМА

    Философская мысль Беларуси

    Философскую мысль Беларуси можно охарактеризовать как пограничное явление, которое во многом определялось внешними обстоятельствами. Становление самостоятельного философствования связано с развитием институализированного преподавания философии в иезуитских коллегиях, чему предшествовало освоение мыслительных ходов европейской философии. В истории белорусской философии можно выделить следующие этапы развития:

    • распространение идей Ренессанса и Реформации (XVI-XVII вв.);

    • развитие схоластической философии в эпоху Контрреформации (XVII - первая половина XVIII в.);

    • распространение философии Просвещения и Романтизма (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.);

    • становление национального самосознания (вторая половина XIX в.);

    • развитие ведущих проблем марксистской философии (20-80 гг. XX в.);

    • включение в мировой философский процесс.

    РЕКЛАМА•SEGMENTO

    В 20-70 гг. XX в. в научных и учебных центрах БССР развивались разнообразные темы марксистской философии (диалектического и исторического материализма). В 70-80-х гг. XX в. исследуются разные варианты философии и методологии науки, категориальный аппарат философской мысли, диалектическая логика и др.

    С начала 90-х гг. XX в. белорусское философствование включается в мировой философский процесс. Происходит освоение идей современного западного марксизма, семиотики, феноменологии, герменевтики и других течений современной философской мысли, проводится их критический анализ.

    При написании своей работы мнепредставлялись особенно важными несколько моментов: прежде всего, я ставил перед собой задачу ознакомления с основными идеями философии Древней Индии и Древнего Китая, также мне хотелось понять, в чем кроется различие между нашим мировосприятием и представлениями о мире индийцев и китайцев, более того, почему они не только не стали чем прошлым,но живут и распространяются далеко за пределы Индии и Китая и по сей день.

    Со времен глубокой древности Индия привлекала к себе внимание народов. В их воображении эта страна с ее роскошной растительностью и почвой, скрывающей в своих недрах неиссякаемый источник плодородия, казалась земным раем, полным таинственных чудес. Китайская же народность, представляющая собойзагадочное и своеобразное явление в истории, является старейшей из всех существующих в настоящее время народностей. Между тем китайцы остались точно такими же, какими они были целые тысячелетия назад. Уже в глубокой древности они были одим из развитых и культурных народов, но, достигнув известного степень цивилизации, остановились на нем и доныне сохранили его почти без измененийтаким, каким он был 3000 лет назад.

    Первые попытки человека осмыслить окружающий мир — живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, саму себя — следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно его можно датировать второго тысячелетия до нашей эры), когда человек, в процессе эволюции, прежде умственной, начал дифференцироватьприроду как средство своего существования, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у нее началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключення, выводы и выдвигать идеи об окружающем мире.
    Философскаямысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщали многотысячный опыт человечества, можно найти в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае,Египте и Вавилоне.

    ДРЕВНИЙ ВОСТОК: ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ

    Деспотический характер власти и общаязависимость от первого лица создавали соответствующую духовную атмосферу и систему ценностей. Деспотизм пронизывал всю систему отношений на Востоке — от семьи до государства, что воспринималось как своего рода большая семья. Восточные страны не знали демократии античного типа. Характерной чертой их общественных отношений был патернализм, предполагавший полную власть мужанад женщиной, отца над детьми, главы семьи над ее членами, правителя над подданными. Отсюда и традиционный для Востока культ личности. Традиционализм вообще является особенностью Востока. Он проявляется, помимо прочего, в крайне застойном характере общественного развития, равно как и в ориентации на прошлое как на норму и идеал такого развития.

    Сама культура Индии вызывает у европейцев десятки вопросов: почему индусы усопших кремируют, а не прячут; почему при катастрофическом перенаселении страны индийские семьисопротивляются регулированию рождаемости; почему обезьян кормят и ухаживают за ними в специальных храмовых садах и парках, тогда как где-то рядом в грязи нищие умирают от голода; почему до наших дней сохранился кастовая сегрегация; почему индусы не страшатся смерти. Ответы на эти и многие другие вопросы коренятся в понимании принципов индийской культурной традиции.Эта традиция, в свою очередь, неразрывно связана с некоторыми фундаментальными мировоззренческими константами, которые нашли свое осмысление и обоснование в философии.

    Цель курсовой работы – рассмотреть основы и различия западного и восточного вида философий.
    Исходя из выше поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
    - изучить историю западной и восточной философии;
    - найти различия и проблемы между Востоком и Западом
    - раскрыть особенности западного и восточного типов философствования


    РЕКЛАМА•SEGMENTO

    Файлы: 1 файл

    КР Западные и восточные типы философствования, их отличия.docx

    Немецкий профессор Фон Ринтелен считает, что Восток и Запад должны 1) сохранить верность себе и уважение к иной культуре; 2) их сближение возможно в сфере философии, в которой максимально выражается культура народа; 3) обмен идеями должен быть связан с ценностями разных культур, 4) которые должны стать объектом личного переживания, что возможно при отвержении своих предрассудков и вникания в иную культуру в ее полноте; 5) при различиях ценностей, можно обнаружить некие общие черты для разных культур; 6) рассматривать ценности не как в той или иной степени реализованными, а каждый случай рассматривать как способ выражения вневременных фундаментальных ценностей; 7) только в сфере ценностей возможно взаимопонимание, ибо в них человек может раскрыть себя с максимальной полнотой [13, c. 401-408].

    • Особенности восточного и западного типов философствов ания

    3.1Особенности восточного и западного типов философствования

    Противопоставление Востока и Запада известно уже давно. Многие спорят, возможно ли найти точки соприкосновения между двумя этими культурами, народами, частями света. Наряду с традиционным мнением о непонимании между двумя культурными областями и несходстве мировоззрений и культур на современном этапе развития философии в частности и культуры в общем, всё большую популярность получает мнение о взаимопроникновении и несомненном влиянии культур друг на друга. Так, сегодня очевидна вестернизация восточных стран (в основном под Востоком понимают Японию, Китай, Индию - крупнейшие страны региона, оказавшие наибольшее влияние на философию, культуру, искусство Востока), с другой стороны мы наблюдаем также появление интереса у западных наций к культуре, искусству, медицине и философии Востока.

    Не иначе как парадоксальным выглядит стремление восточной мудрости достичь состояния полного растворения индивидуального в общем, стремление погрузиться в какую-то первобытную пустоту, первоначальную мировую тишину. Герман Гессе, немецкий писатель и знаток восточной мысли, оценивал указанный момент так: "Когда собственное" Я "будет полностью преодолено и умрет, когда смолкнут в сердце все движения и страсти, тогда должно проснуться заповедное в человеческом естестве, сокровенное, что уже перестало быть собственным "Я", - проснется большая тайна ". Французский философ и мыслитель XX века. Жорж Батай отмечал, что это сосредоточение на пустоте приводит к эффекту чрезвычайной чувствительности к мельчайшим проявлениям реальности: "Благодаря оторванности от всего, что затрагивает чувства, чувственность эта становится настолько внутренней, что всевозможные движения извне - падение булавки или треск - сопровождаются сильным и дальновидным эхом . ". Эта великая мировая тишина или безграничная ночь нирваны выполняют роль подъема каждой жизненной мелочи до уровня всемирной события.

    Наконец, не может не поражать построение восточной мысли, якобы растворяет слова, оставляя нас в плену чистых смыслов. Например: "Однажды Чжуан Чжоу приснилось, что он - бабочка, бабочка, весело порхает. Он наслаждался от всего сердца и не осознавал, что он Чжоу. Вдруг проснулся, удивился, что он - Чжоу, и не мог понять: снилось Чжоу, что он - бабочка, или бабочке, что он - Чжоу. Это и называется превращением вещей . ".

    Следовательно, можно утверждать, что особенности древневосточной философии дают возможность западной философской мысли лучше осознать себя и открыть нечто совершенно неочевидное как в человеке, так и в человеческом мышлении. Безусловно, оценивая значение философии Древней Индии и Древнего Китая, не следует впадать в крайности и подчеркивать только положительные моменты. Традиционализм, консерватизм, который был присущ мыслителям Древнего Китая и Индии, существенно повлиял на дальнейшее развитие философской мысли. Скажем, необходимость "культурной революции" в Китае 70-х гг. обосновывалась ссылками на авторитет древней философии. Поэтому не следует забывать, что древнеиндийская и древнекитайская философии были продуктом своей эпохи и имели соответствующие особенности своего развития.

    Принципиальное различие западной и восточной философий обусловлено диаметрально противоположными типами мышления и образами жизни этих регионов. Так, основной характеристикой восточной цивилизации является устойчивость. Можно сказать, что развитие запада – скачкообразное, каждый новый этап (Средневековье, Возрождение, Новое время и т.д.) сопровождается политической или культурной революцией, крахом старого образа жизни. С другой стороны, Восток развивается постепенно, как бы по спирали.

    Основные различия между восточными и западными типами цивилизаций можно показать в таком их сравнении:
    Западные цивилизации:
    - Относительная автономность различных сфер общественной жизни (политики, экономики и др..).
    - Преданность новациям, ценить нового, ориентация на будущее (прогрессизм).
    - Активизм, стремление изменять действительность
    - Доминирование индивидуального над общим.
    - Рациональное, аналитическое, логически последовательное мышление.
    Восточные цивилизации:
    - Наличие единого духовного канона жизни, которому подчинены все основные сферы жизни.
    - Преданность традициям, ценить старого, освященного веками, ориентация на прошлое (традиционализм).
    - Самоуглубление, стремление отдаться естественному ходу вещей.
    - Доминирование целого (общего) над индивидуальным.
    - Образный, притчевой, афористический стиль мышления.
    Приведенное сравнение показывает существование достаточно контрастных различий в самом фундаменте того образа жизни, который сформировался и развился в виде различных типов цивилизации. Указанные различия приводят в конечном итоге к несколько иной, а иногда - принципиально иной человеческого поведения. Все указанные характеристики можно отнести и к особенностям западной и восточной философий. Так, восточная философия ориентируется на выходные канонические источники, регламентирующие функционирование всех сфер общественной жизни (Коран, Веды, Китайское Пятикнижие), ценит больше всего то, что освященное веками, пытается подчинить индивидуальное целом или даже растворить индивидуальное в мировом целом. При этом стиль восточной философии ближе к художественно-образного, чем к научному, а сама философия максимально приближена к нравственного назидания и даже техники человеческого совершенствования в определенном образе жизни. Западная философия, напротив, тяготеет к рационально-логических и аналитических исследований, теоретических систематизаций, имеет абстрактно-понятийный характер и исходит из определенной автономности основных сфер как индивидуального, так и общественной жизни. В связи с этим западная философия имеет преимущественно индивидуальное направление и возникает именно индивидуально-личностным средством жизненного самоутверждения.

    РЕКЛАМА•MTS

    Исторически философия развивалась в контексте именно этого противостояния цивилизаций: известно, например, что некоторые философы Древней Греции имели контакты с восточными мудрецами: не исключено, что и они оказывали на них определенное влияние. Известно также и то, что в интеллектуальном обороте античного мира функционировали некоторые образы и мифологемы Древнего Востока. Поэтому сопоставление исходных идей восточной и западной философии помогает нам глубже понять истоки философского мышления и его фундаментальные особенности. Из рассмотренных различий становится понятно, почему западная философия способствовала возникновению современной науки, а восточная философия сформировала привлекательный образ "гуру" - духовного учителя, наставника жизни: почему западная философия ценила оптимистичный активизм, а восточная была больше пропитана отстраненным жизненным созерцанием, полным очарованием грандиозностью мироздания как в пространстве, так и во времени.

    Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философия, и как религия. Так, мировоззренческой основой педагогической традиции Южно-азиатской цивилизации был индуизм, а позднее буддизм. Данная основа и определяла образ жизни человека, систему социальных и этических норм, обрядов и праздников. Ни воспитание, ни обучение не считались всесильными. Врожденные качества и наследственность в рамках данной традиции полностью обусловливали возможности воспитания и образования в процессе развития человека [11]. Базисные философские традиции великих цивилизаций Востока определили восточный тип воспитания. Данному типу свойственны жесткие требования относительно выполнения традиционных норм и канонов. Человек здесь понимается как духовное единство эмоций, воли и разума. В результате, для человека Востока ограничение индивидуальной свободы, независимости мышления, самостоятельности в различных сферах общественной жизни было типично. Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом, определяющими западный тип воспитания.

    * Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

    РЕФЕРАТ

    Отрицание объективности противопоставления Востока и Запада в историософии Н.Я. Данилевского 6

    Точка зрения Данилевского на характер борьбы между Европой и Азией. Роль мусульманства в данном процессе. 12

    Особенности взаимодействия культур Востока и Запада
    в философии Н. Бердяева. 18

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

    РЕКЛАМА•SEGMENTO

    Отрицание объективности противопоставления Востока и Запада в историософии Н.Я. Данилевского

    Смелость высказываний Данилевского часто поражает. Так, к примеру, он утверждает, что Европа не может называться даже частью света, так как она только часть Азии, которая не более отличается от других частей этого региона, олицетворяющего по сути Восток, чем другие ее части. Как Васильевский остров не может противопоставляться всему Петербургу только на основании того, что он имеет свои особенности как часть города, так же и Европа не может противопоставляться Азии.

    Данилевский выдвигает тезис, который позднее был развит в западноевропейской философии многими мыслителями (Тойнби, Шопенгауэром). Содержание его состоит в том, что наука неправильно понимает самые общие начала исторического процесса, находится в туманном представлении о прогрессе как таковом. Именно на этой почве и возникает мысль, отвергающая возможность существования какой-либо самостоятельной цивилизации вне германо-романских, или европейских, форм культуры, принимаемых за общечеловеческие. Эта мысль, по мнению Данилевского, не верна и может быть опровергнута объективным рассмотрением хода истории человеческих обществ.

    Критикуя в этом контексте разделение всеобщей истории на древнюю, среднюю и новую, Данилевский говорит о том, что падение Римской империи, момент которого считается в науке началом нового периода в истории человечества, практически никак не отразилось на развитии Востока, исключая ту его часть, которая входила в Римскую империю. Китаю или Индии не было никакого дела до падения Западной Римской империи. Гораздо важнее для них было падение Парфянского и возникновение Сасанидского царств. Религиозный переворот в Аравии, связанный с возникновением ислама, изменившего затем весь характер истории мировой, прошел без влияния краха Рима. Таким образом, то, что западные историки и философы считают событием общемирового масштаба, никак не отразилось на мире Востока. В тоже время мировая история всех стран – Востока и Запада – строится ими по одной схеме. И схема эта неверна. Данилевский предлагает ее изменить: он утверждает, что каждый народ, оставляющий свой след в истории, имеет свою древнюю, свою среднюю и новую истории (возможно, их и более). Эти истории не совпадают не только по времени. Независимы они и от того, где разворачиваются – на Западе или на Востоке.

    Культурно-исторические типы – это самобытные цивилизации, располагавшиеся как на Востоке, так и на Западе. Данилевский выделяет 10 таких типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древне-семитический; 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) ново-семитический или аравийский; 10) германо-романский, или европейский. К ним Данилевский с некоторой натяжкой согласен причислить и два американских типа: мексиканский и перуанский.

    Как мы видим, культурно-исторические типы, выявленные Данилевским, действительно относятся как к Востоку, так и к Западу. Нельзя не согласиться, что перечислив их философ дал развернутую картины мировых высокоразвитых культур. Но его деление истории человечества на отдельные истории типов страдает, как нам кажется, рядом недостатков. Прежде всего, он подчеркивает, что среди этих типов период своего расцвета проходит только германо-романский (то есть западный) культурно-исторический тип. Аравийский же тип, связанный с культурой мусульманства, он считает дряхлым, движущимся к гибели. Далее мы рассмотрим его взгляд на роль ислама в истории противостояния востока и Запада. Кроме этой, явной для нас, как людей XX-XXI вв., ошибки, которую легко было сделать человеку конца XIX столетия, Данилевский, претендуя на верн6ость хронологии и этнического подразделения, во многом ошибается в этих позициях. Но для нас важным в концепции культурно-исторических типов Данилевского является не это.

    Восток и Запад, порождая новые и новые культурно-исторические типы, сменяющие друг друга, привносят в историю человечества общие для него достижения. Взаимодействие и преемственность типов приводит к дальнейшему развитию. Открытия и изобретения, такие как порох, гравюра, компас и другие, пришли на Запад с Востока, посредством арабов. Только взаимопроникновение могло принести их в западную цивилизацию Противопоставление Запада и Востока, если бы оно существовало в абсолютном понимании этого слова, а уж тем более постоянная вражда и борьба Запада и Востока, остановили бы прогресс. Именно поэтому противопоставление Запада и Востока, наделение Запада званием единственного носителя прогресса и исторической динамики, а Востока – упадка и регресса, не может иметь под собой реальных оснований.

    Точка зрения Данилевского на характер борьбы между Европой и Азией. Роль мусульманства в данном процессе.

    Н.Я. Данилевский приводит пять причин того, почему борьба Востока и Запада, Европы и Азии просто не может существовать, и не могла существовать никогда.

    Первой из них является то, что как Европа, так и Азия никогда не сознавали себя чем-то единым, целым, способным вступить в борьбу друг против друга. В то же время, в любой политическом или военном конфликте, происходившем в человеческой истории, противоборствующие стороны понимали, что являются противниками, объединялись в своей борьбе с иными силами, создавали стратегию и тактику борьбы.

    Никогда не было такой войны, говорит Данилевский, в которой бы, даже случайно и бессознательно, все народы Запада ополчились бы против всех народов Востока, или наоборот.

    Третью причину невозможности борьбы между Западом и Востоком Данилевский видит в том, что главные силы, которые могли бы представлять это противоборство – Европа и Азия – есть понятия или географические, или этнические, или культурно-исторические. Как географические понятия, Восток и Запад в борьбу вступить не могли, тем более что их определение как географических понятий довольно расплывчато. Как понятия этнографические Европа и Азия могли бы быть представлены арийскими племенами с одной стороны и семитическими и др. с другой. Но, не учитывая даже того, что этническое деление не совпадает с делением географическим, при этнографическом делении Восток и Запад пришлось бы видеть в одном и том же племени в контексте исторического развития то Восток, то Запад. Так, если принять иранские племена за представителей Востока в борьбе против Греции, то пришлось бы видеть в нем представителя Запада при борьбе со скифами – истинными представителями степных народов. Степь же – своеобразный символ Востока в концепциях защитников теории постоянного противодействия Востока и Запада. Как понятия культурно-исторические и Восток, и Запад не представляют культурно-исторического целого. Противники опять таки неопределенны, и поэтому борьбы быть не может.

    Продолжая полемику с теми учеными, которые считают борьбу Запада и Востока реальностью, Данилевский подчеркивает, что те войны, которые, по их географическому понятию можно причислить к проявлениям борьбы между Европой (Западом) и Азией (Востоком) , ничем не отличаются от тех войн, которые вели народы Европы и Азии между собой.

    Борьба между Востоком и Западом, по мнению Данилевского, продолжайся она в его время, закончилась бы крайне скоро, так как объединенные силы процветающего в этот момент Запада подавили бы силы даже всех объединенных стран Востока.

    Все данные противоречия, разделенные Данилевским на причины невозможности существования постоянной борьбы Запада и Востока, по его мнению, устраняются, если рассматривать исторический процесс с его войнами и захватами не под углом искусственного деления мира на Восток и Запада, а с точки зрения культурно-исторических типов. Тогда, по мнению философа, окажется, что народы, которые принадлежат к одному культурно-историческому типу, имеют естественную наклонность расширять свою деятельность и свое влияние, насколько хватит сил и средств. Это естественное стремление приводит к столкновению народов одного культурно-исторического типа с народами другого, не смотря на то, совпадают ли их границы с Востоком или Западом. Таким образом, Н.Я. Данилевский утверждает, что борьба народов и цивилизаций между собой связана не с противоборством Востока и Запада, а с борьбой за сферы влияния определенных культурно-исторических типов.

    В итоге, Данилевский констатирует, что исторический смысл существования ислама заключается в той невольной и бессознательной услуге, которое он оказал православию и всему славянскому миру, оградив первое от напора латинизма, а второе от поглощения его романо-германским миром – то есть западноевропейской культурой. Мысль о столь оригинальной роли мусульманства в деле взаимодействия Востока и Запада, приведенная выше, была рождена не Данилевским. Из истории Европы второй половины XIX в. видно, что православные священнослужители восточноевропейских славянских стран, находящихся долгое время под гнетом Турции, высказывали эту мысль задолго до него.

    Особенности взаимодействия культур Востока и Запада в философии Н. Бердяева.

    Признавая то, что проблема взаимодействия Востока и Запада существовала всегда, и не была рождена, как империализм или национализм, в конце XIX века, Бердяев говорит о том, что средневековая Европа в своей политике по отношению к Востоку резко отличалась от Европы начала XX столетия. Запад в средние века был смелее в своем стремлении на Восток. Европа не боялась Востока так, как сейчас. Она откликалась на идею крестовых походов. В дальнейшем замкнутость западного мира усиливается и возникает уникальное по своей сути явление – Турецкая империя – которая самим фактом своего существования олицетворяет духовную незрелость западных народов, их страх перед движением навстречу Востоку, которое, тем не менее, неизбежно, так как предписано диалектикой исторического развития.

    Главный недостаток западноевропейской культуры Бердяев видит в ее провинциальности, замкнутости, а, касаясь философии, в материализме. Мировая катастрофа войны должна перевернуть мир и избавить Запад от провинциализма, и, в тоже время, обогатить его религиозным углублением Востока. Это должно привести к отходу западного общества от социологического ощущения к ощущению космическому. Реальное же выражение этот процесс найдет в политике, в политических последствиях. Наступит новый период в истории человечества, в котором Восток и Запад обогатят друг друга посредством своих национальных культур.

    Если Данилевский отвергает борьбу Востока и Запада, отвергает объективность существования их вечного противодействия в историческом процессе, то Н. Бердяев признает, что долгие десятилетия, в особенности XVIII-начала XX столетий, Запад вел колониальную политику по отношению к Востоку. Результатом рассуждений Н. Бердяева о судьбах Востока и Запада становится его убеждение в том, что ситуация, когда Европа интересовалась Азией только с точки зрения ее колонизации, захвата ее территорий вскоре изменится, и у западной цивилизации появятся новые стремления и интересы, касающиеся Востока, его культуры и особенностей миросозерцания.

    Н.Я. Данилевский выдвигает новаторскую для славянофильства мысль, которая основывается на его теории культурно-исторических типов. Ее содержание: Россия не Восток и не Запада, она Востоко-Запад, но ее путь не зависит напрямую от западной или восточной цивилизации, так как Россия призвана историей стать во главе новой нарождающейся цивилизации, культурно-исторического типа. Этот новый тип придет на смену западноевропейской цивилизации, враждебной России и дряхлеющей. Он объединит славянские народы, которые станут этнической основой нового культурно-исторического типа.

    Бердяев Н.А. Гибель русских иллюзий// Н.А. Бердяев. Собр.соч., т.4. Париж, 1990.

    Бердяев Н. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. - Берлин, Обелиск, 1924.

    Бердяев Н. Судьба России. (Опыты по психологии войны и национальности). М., 1990.



    РЕКЛАМА

    Читайте также:

      

    • Общая характеристика социально экономической системы первобытного общества реферат

      

    • Жедел және созылмалы бронхит реферат

      

    • Реферат техническое обеспечение информационных технологий

      

    • Демографическая ситуация в мире реферат

      

    • Классификация грузового транспорта реферат





    plus.yandex.ru
    РЕКЛАМА


    Приглашайте друзей, чтобы получить до 3000 баллов Плюса!



    bank.yandex.ru
    РЕКЛАМА


    Получайте кешбэк до 3% баллами Плюса

    • Контакты

     

    • Политика конфиденциальности


    написать администратору сайта