Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ Дисциплина: История Тема

  • Актуальность

  • Средневековье как стадия исторического процесса в западной Европе, на

  • Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока

  • Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории

  • Проблема централизации. Централизация и формирование

  • Средневековье как стадияисторического процесса взападной европе на востоке


    Скачать 217.24 Kb.
    НазваниеСредневековье как стадияисторического процесса взападной европе на востоке
    Дата26.09.2022
    Размер217.24 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаdocsity-srednevekove-kak-stadiya-istoricheskogo-processa-v-zapad.pdf
    ТипРеферат
    #696394

    средневековье как стадия
    исторического процесса в
    западной европе на востоке
    и в россии
    История
    Сибирский университет потребительской кооперации (СибУПК)
    14 pag.
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: arthas-sub (papanistr1337@gmail.com)

    «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
    РЕФЕРАТ
    Дисциплина: История
    Тема:
    Средневековье как стадия исторического процесса в Западной
    Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология.
    Омск 2019
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: arthas-sub (papanistr1337@gmail.com)

    Содержание
    Введение…………………………………………………………………………3
    Средневековье как стадия исторического процесса в западной Европе, на
    Востоке и в России. Производственные отношения и способы эксплуатации,
    политические системы, идеология и социальная психология……………….5
    Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и
    Востока…………………………………………………………………………..7
    Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории…………………10
    Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры………………………………………………………………..………11
    Заключение……………………………………………………………………….13 2
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: arthas-sub (papanistr1337@gmail.com)

    Введение
    Термин «Средние века» (Средневековье) возник в Италии в среде гуманистов в эпоху Возрождения. Средние века (Средневековье) - исторический период, следующий после античности и предшествующий
    Новому времени. Российская и мировая медиевистика считает началом
    Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V в. (считается,
    что империя прекратила свое существование 4 сентября 476 г., когда Ромул
    Август отрекся от престола). Конец Средневековья - XVI -середина XVII в. - рубеж между Средними веками и Новым временем - Реформация, первая буржуазная революция общеевропейского значения (в Англии 1640-1660 гг.),
    положившая начало господству капитала в Западной Европе.
    Средневековье условно делится на три основных периода: Раннее
    Средневековье (конец V - середина XI вв.), Высокое или классическое
    Средневековье (середина XI - конец XV в.), Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI - XVII в.).
    В период раннего средневековья происходило формирование феодального строя. Шел процесс зарождения и развития феодальной собственности на землю, складывались классы землевладельцев и зависимых от них крестьян. Период классического средневековья характеризовался расцветом феодального способа производства; появлением и развитием городов, положивших начало формированию светской городской культуры.
    Одной из характерных черт этого периода явилось усиление эксплуатации крестьян вследствие начинающегося разложения феодализма. Содержание позднего средневековья состояло в разложении феодализма, возникновении и развитии предпосылок, необходимых для перехода к капиталистическому способу производства.
    Для средневекового общества характерна устойчивая система ценностей и представлений, основанных на религиозных заповедях и учении церкви. В Средние века появляется то, чего не знал Древний мир - мировые религии (буддизм, христианство, ислам), церкви - могущественные общественно-политические организации.
    Актуальность изучения истории очевидна хотя бы потому, что до сих пор история соприкасается с настоящим. Даже в настоящем времени историки находятся в поиске исторических ценностей и даже находят их.
    История сама по себе интересна, а также она способна предотвратить ошибки прошлого. Время проходит, люди умирают, ну а для того чтобы нам остаться и выжить, нам нужно как-то приспосабливаться к существующим условиям.
    Один из способов осуществить это, заключается в том, чтобы сохранить память о былых днях, что собственно история и делает.
    3
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: arthas-sub (papanistr1337@gmail.com)

    Пользу истории иногда трудно назвать практической, особенно если не вникать во все детали. На самом деле можно многому научиться, знать,
    откуда пришли, чтобы знать куда идти. Определение цели развития общества, экономики и мира в целом, проще, если учитывать при этом все былые события, которые и называются историей.
    Цель: изучить Средневековье как стадию исторического процесса в
    Западной Европе, на Востоке и в России.
    Задачи:
    1. Изучить технологии в период Средневековья;
    2. Изучить производственные отношения и способы эксплуатации в период Средневековья;
    3. Изучить политические системы в период Средневековья;
    4. Изучить идеологию и социальную психологию в период
    Средневековья.
    4
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: arthas-sub (papanistr1337@gmail.com)

    Средневековье как стадия исторического процесса в западной Европе, на
    Востоке и в России.
    Производственные отношения и способы эксплуатации, политические
    системы, идеология и социальная психология.
    По-разному происходило возникновение и развитие феодального зем-
    левладения и связанное с ним закрепощение крестьянства. В Западной
    Европе, например, во Франции за военную службу королю земля предоставлялась сначала пожизненно, а затем в наследственную собственность.[5]. Работавшие на земле крестьяне-земледельцы оказывались в зависимости от владельца. С течением времени крестьяне были прикреплены как к личности землевладельца-феодала, так и к земле.
    Крестьянин должен был работать в своем хозяйстве и хозяйстве сеньора (старшего, господина). Крепостной отдавал хозяину значи- тельную часть продуктов своего труда (хлеб, мясо, птица; ткани, кожа,
    обувь), а также выполнял многие другие повинности. Все они на- зывались феодальной рентой и считались платой крестьянина за пользование землей, благодаря которому кормилась его семья. Так возникла основная хозяйственная ячейка феодального способа производства, которую в Англии называли манором, во Франции и многих других странах – сеньорией, а в
    России – вотчиной. [12].
    В Византии столь жесткой системы феодальных отношений не сложилось. В Византии феодалам запрещалось содержать дружины, строить тюрьмы в имениях, да и жили они, как правило, в городах, а не в укрепленных замках. По обвинению в заговоре, в государственной измене любой феодальный владелец мог лишиться имущества и самой жизни. [6]
    Политический строй представлял собой сложную иерархию,
    построенную на отношениях сюзеренитета-вассалитета. [9]
    В духовной жизни господствовала религия, в науке - теология (в переводе с греческого «учение о Боге»; богословие). Языком католической церкви был латинский язык. Поэтому доступ к знаниям для «простецов» был фактически закрыт. В недрах теологии со временем появился рационализм (в переводе с латинского «разум, разумный»). [22]
    Церковь заботилась о том, чтобы крестьянин, ремесленник, торговец,
    любой простой человек средневековья ощущал себя греховным, зависимым,
    ничтожным. Повседневная жизнь «маленького человека» находилась под всеобъемлющим контролем священника, феодала и общины. [16]. Для людей
    Средневековья был характерен страх перед Вторым пришествием Христа и
    5
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: arthas-sub (papanistr1337@gmail.com)

    Страшным судом, которого не раз в состоянии массовой истории и паники ожидали. [21].
    Господствующей религиозной культуре противостояли ереси, остатки язычества, народная культура. Народ развлекали бродячие актеры –
    жонглеры (скоморохи). Во время праздников по улицам деревень и городов ходили ряженые (на Рождество), на площадях устраивались танцы,
    состязания и игры. Во время «праздников дураков», пародировавших церковную службу, низшее духовенство прямо в церкви надевало на себя чудовищные маски, пело разудалые песни, пировало и играло в кости.
    [8].Долгое время центрами духовной культуры были монастыри. В начале второго тысячелетия конкуренцию им составили университеты. [1].
    Для России Средневековье началось с большим опозданием, то есть только в X-XI вв., когда на Западе уже происходил переход к классическому,
    зрелому Средневековью. Тем не менее, закончилось оно в нашей стране,
    приблизительно, как и на Западе, в конце XVII в. Но и после этого, как и на
    Востоке, вплоть до 1861-1917 гг. оставались в незыблемости многие черты
    Средневековья. К ним относились такие его атрибуты, как крепостничество,
    самодержавие, помещичье землевладение, крестьянская община, сословное деление общества. И если на Западе конец Средневековью окончательно был положен буржуазно-демократической революцией в Англии, то в России даже Февральская 1917 г. революция оказалась неспособна решить задачи буржуазно-демократических преобразований, и потребовались ещё
    Октябрьская социалистическая революция 1917 г. и сталинский «Великий перелом» 1929-1937 гг., чтобы окончательно покончить с пережитками средневековья. При этом бороться с ними приходилось с применением всё
    того же средневекового насилия по отношению к инакомыслию. [14]. Во многих отношениях эпоха Средневековья – это период господства религиозных догм, схоластики, инквизиции, феодальной замкнутости и забвения богатого населения античной культуры. Отличительными чертами стал отказ от признания ценности человеческой личности, ее права на поиски истины и свободного творчества. [4]. Отрицался гуманизм как сущность любой культуры. В России, однако, период Средневековья совпал с периодом бурного формирования новых наций и их самобытности, новых интересных культур на территории Киевской и Московской земель. [19].
    6
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: arthas-sub (papanistr1337@gmail.com)

    Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока
    Раннее средневековье стало временем усиления роли религий,
    духовенства.
    В католическом мире папой (от греч. отец) называли епископа Рима,
    великого понтифика, главу церкви. Первым епископом римской христиан- ской общины в I в. нашей эры был апостол Петр, ученик Иисуса Христа. В
    IV–V вв. римские епископы занимают ведущее место среди других еписко- пов. Их основными конкурентами выступают византийские иерархи. В 756 г.
    при военной и политической поддержке французского короля Пипина Ко- роткого возникает папское государство (Вотчина Святого Петра, Папская область, Равеннский экзархат). Папа помогал укрепить центральную коро- левскую власть, противостоящую франкской феодальной аристократии. Папа присвоил франкскому королю титул «патриций Рима» (который ранее давался лишь наместнику византийского императора в Равенне). [25].
    Мощь папства имела экономические и социальные основания. Уже к концу раннего средневековья церкви принадлежало около трети обрабатываемых земель. Доходы от них, от церковной десятины, храмовых сборов и приношений наполняли казну римского первосвященника. Опорой политики пап стало монашество, появившееся на Западе в VI в. Во время клюнийского движения (XI в.) создаются объединения монастырей с единым управлением – монашеские ордена. [13]. Крестовые походы породили полувоенные-полумонашеские организации – духовно-рыцарские ордена госпитальеров, рыцарей Храма (тамплиеров), тевтонских рыцарей.
    Настоятели монастырей, руководители орденов подчинялись непосредственно папе и нередко жили при его дворе. [17].
    В 800 г. папа римский произвел коронацию сына Пипина Короткого
    Карла Великого императором Священной Римской империи, что вызвало резкий протест со стороны Византии, которая сама считала себя наследницей
    Рима. В 962 г. та же процедура была проведена в отношении Оттона I,
    германского короля, ставшего императором Священной Римской империи.
    От него папа получил гарантию неприкосновенности своего престола. [23].
    Папа Григорий VII в «Диктате папы» (1075) обосновывал религиозное и политическое верховенство пап над светскими государями, идею папской
    теократии. Он запретил симонию – приобретение церковных должностей за деньги. Ввел целибат – обязательное безбрачие всего духовенства. Боролся с
    7
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: arthas-sub (papanistr1337@gmail.com)
    императором Генрихом IV за инвеституру – право назначения на церковные должности. Был канонизирован в 1606 г. [2].
    В Византии императоры в обстановке начавшейся борьбы с арабами остро нуждались в материальных и финансовых ресурсах, но одна треть зе- мельных площадей империи к середине VII в. находилось в руках монастырей со 100 тыс. монахов. [24]. Монастырские земли пользовались иммунитетом, были освобождены от налогов. Поэтому императоры из династии Исавров(717–843) повели упорную борьбу за подчинение церкви государственным нуждам. Этот процесс получил название иконоборчества,
    так как внешне гонения на церковь выразились в уничтожении икон, других церковных реликвий. Исавры считали (скорее всего, по примеру мусульман),
    что изображение ликов святых, Богов является проявлением чрезмерных амбиций, гордыни церковников, «превышением полномочий». По существу же «кампания против икон» служила идеологическим прикрытием осуществлявшейся секуляризации церковного имущества,
    которое переходило в руки государства. Земли, отобранные у монастырей, отдавались воинам. Во многом за счет монастырских богатств Византии удалось высто- ять против арабов. При императоре Михаиле III (842–867 годах) гонения прекратились, но фактически восточная христианская церковь была огосударствлена, подчинена государству. [10]. Государство устанавливало размеры материального обеспечения церкви, распоряжалось церковными должностями и церковным имуществом, держало под контролем формирование духовного сословия и всю его жизнь. Византийская система отношений между светской и церковной властями официально именовалась
    «симфонией». Это понятие должно было означать гармоничное, заин- тересованное взаимодействие и взаимопонимание. В научной литературе утвердилось определение цезарепапизм в отличие от папизма в западном христианстве. Церковь, патриархи сохраняли значительное влияние на дела общества, но при столкновении со светской властью духовная власть терпела поражения или отступала. [20].
    В арабском мире VII–X вв., ислам, напротив, определял и направлял все стороны государственной и общественной жизни.
    Индии буддизм не вполне удовлетворял интересам правящих кругов. В
    его лоне возникали разнообразные религиозные секты, которые продолжали выступать против кастовых привилегий, проповедовали идеи религиозного и отчасти экономического равенства. В противовес буддизму происходит постепенное реформирование и восстановление древней брахманистской религии, на основе которой возникает индуизм. В индуизме отсутствовала церковная иерархия и церковный аппарат. Каждый брахман по праву рожде- ния становился духовным наставником верующих, которым под страхом гнева богов предписывалось ему повиноваться. Индуизм постепенно
    8
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: arthas-sub (papanistr1337@gmail.com)
    вытеснил буддизм, который получил распространение в основном за пределами Индии. [3].
    В Китае в период раннего феодализма господствующие позиции занимает конфуцианство, ставшее фактически идеологией патриархальной монархии. Конфуцианство оправдывало иерархические и патриархальные
    «пять отношений»: между государем и чиновниками, родителями и детьми,
    мужем и женою, старшими и младшими братьями, между друзьями.
    Специального конфуцианского жречества в Китае не было. Правилам ис- полнения обрядов обычно сына учил отец. Иногда обряды отправляли особые должностные лица – «профессора церемоний», которые состояли на государственной службе, но не образовывали особого сословия.
    Конфуцианство поддерживало культ императора, его предков, но считало,
    что император должен управлять страной через конфуциански образованных чиновников. Для них был предусмотрен трудный государственный экзамен.
    Только после его сдачи можно было получить государственную должность.
    В Японии древнейшую религию (синтоизм или «путь местных богов»)
    в середине VI в. стал теснить буддизм. Императоры (тенно) стали поддерживать буддизм («религию Бутсу», как называли японцы), который превратился в строго централизованную государственную религию.
    Буддистские монастыри превратились в крупных феодальных землевла- дельцев. Монахи, жрецы буддизма, назывались бозу, что транс- формировалось в слово «бонза». Под влиянием буддизма синтоисты стали строить храмы, стали делать изображения богов. Обе религии постепенно сближались, стремясь приноровиться к менявшимся социально–
    экономическим условиям и быть полезными власть предержащим.
    Что касается России, в античности при господстве политеизма
    (многобожия) зарождается духовная система средневековых цивилизаций –
    монотеизм (однобожие).
    Античный политеизм благосклонно относился к чужим богам. В
    алтарях греческих храмов были надписи «неведомым богам». Это боги,
    которых они не знали, но которым платили дань уважения. Средневековый же монотеизм был нетерпим к другим религиозным конфессиям, что выражалось даже в религиозных войнах. [7].
    9
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: arthas-sub (papanistr1337@gmail.com)

    Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории
    Термин «феодализм» возник перед Французской революцией конца
    XVIII в. и обозначал «старый порядок», связанный с сохранением абсолютной монархии, господствующего и привилегированного положения дворянского сословия и т. д.
    В марксизме феодализм рассматривался как социально-экономическая формация, предшествующая капитализму. [15].
    В исторической науке часть историков считает феодализм социально- экономической системой, которая существовала только в Западной и
    Центральной Европе в эпоху средневековья.
    Другие историки находят отдельные черты феодализма в других регионах мира и в разные эпохи, а некоторые считают, что феодализм представляет собой обязательную стадию развития в истории крупных этносов.
    В основе феодализма находились межличностные отношения: вассала и сеньора, подданного и сюзерена, крестьянина и земельного собственника.
    Для феодализма свойственное сословно-юридическое неравенство,
    закрепленное правом, а также рыцарская военная организация.
    Идеологической и нравственной основой феодализма были религии,
    определявшие характер средневековой культуры. [11].
    10
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: arthas-sub (papanistr1337@gmail.com)

    Проблема централизации. Централизация и формирование
    национальной культуры
    В Х-XI вв. после распада империи Карла Великого в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Во Франции династия
    Капетингов (потомков Гуго Капета с 987 г.) была слаба и не могла противодействовать феодалам, которые жили вольно и с королем особенно не считались. Феодалы вели между собой бесконечные войны. Крепостные крестьяне страдали под бременем множества повинностей. После династии
    Капетингов (987-1328) династии Валуа (1328-1589) удалось завершить процесс собирания французской земли и французов под своим началом. [18].
    В XV веке в Западной Европе началось преодоление феодальной раздробленности, шло постепенное укрепление феодальных монархий и складывание национальных государств. Политическое объединение стало фактом в Англии, Франции, Испанском королевстве, а также в Дании,
    Норвегии, Швеции, Польше, Чехии и в Московском государстве.
    Раздробленной оставалась Италия, где процессу объединения препятствовали папы. [1].
    Причинами перехода от феодальной раздробленности к централизованным государствам были:
    - вытеснение натурального хозяйства товарно-денежным хозяйством;
    - развитие экономических связей между разными частями страны;
    - рост городов и городского населения.
    Королей в деле централизации страны поддерживали ремесленники и купцы. Они были заинтересованы в безопасности торговых путей, отмене поборов на границах феодальных владений, в прекращении междоусобных войн. Поддерживало королей и большинство мелких феодалов, которые рассчитывали найти в сильной центральной власти защиту от своеволия сеньоров, стремились укрепить свои права на владения.
    Почти все централизованные государства были национальными — их население принадлежало к
    одной народности.
    В централизованном государстве формировалась новая политическая структура. Страной управлял король. Он опирался на королевский совет,
    11
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: arthas-sub (papanistr1337@gmail.com)
    состоявший из представителей знати. Королевский совет обычно занимался финансовыми (сбор налогов) и судебными делами. Государство делилось на административные территории, которыми управляли не местные феодалы, а служащие короля.
    Новым моментом стало появление собраний представителей сословий,
    которые обсуждали важнейшие экономические, внешнеполитические и другие вопросы, представляя подготовленные решения на утверждение короля. В испанские кортесы, английский парламент, немецкий рейхстаг,
    шведский риксдаг, да и в русский Земский собор входили представители дворянства, духовенства и горожан. Крестьяне допускались в исключительных случаях.
    Таким образом, централизованная
    монархия формировалась и как сословно-представительная.
    В европейских государствах не было постоянных национальных армий.
    Наемники были дороги и не надежны. Короли постепенно создавали постоянные централизованные вооруженные силы.[5]. Развитие новых общественных отношений и изобретение нового, огнестрельного оружия ускорило данный процесс. Возрождалась пехота, тяжелая рыцарская конница приходила в упадок, появился новый род войск — артиллерия, развивалось инженерное искусство. В деле централизации новая вооруженная организация сыграла важную роль.
    12
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: arthas-sub (papanistr1337@gmail.com)

    Заключение
    Почти все народы, ныне населяющие Европу и Азию, а также народы
    Африки и Латинской Америки прошли в своем развитии эпоху феодализма,
    следовательно, пережили свое средневековье. Средневековое общество - это по преимуществу аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Основой его является хозяйство непосредственного производителя - крестьянина в условиях частной собственности феодалов на главное средство производства того времени - землю. Феодальная собственность на землю имеет определяющее значение для всей системы экономических, социальных и правовых отношений феодального общества. В совокупности с внешнеэкономическим принуждением и характером производительных сил можно определить основной экономический закон феодализма как производство крепостными и феодально зависимыми крестьянами прибавочного продукта,
    присваиваемого феодалами в форме феодальной ренты.
    Средневековое общество было аграрным, основанным на ручном труде и феодально-общественных отношениях. Господствовало натуральное хозяйство, товарно-денежные отношения были развиты слабо.
    Промышленность в это время существовала в виде ремесла и мануфактуры.
    По-разному происходило возникновение и развитие феодального землевладения и связанного с ним закрепощения крестьянства. Основой феодального способа производства являлось наличие в руках имущего класса земельной собственности и наделение землей непосредственных производителей – зависимых крестьян, которые вели на ней самостоятельное мелкое хозяйство и платили феодалам ренту или налог. В духовно- культурной сфере Средневековье стало временем усиления роли религии,
    духовенства. Вырабатывалась система отношений между светской и церковной властями.
    Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации.
    13
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: arthas-sub (papanistr1337@gmail.com)

    14
    Document shared on www.docsity.com
    Downloaded by: arthas-sub (papanistr1337@gmail.com)


    написать администратору сайта