Личность Ивана Грозного. Личность Ивана Грозного
Скачать 69.37 Kb.
|
Реферат на тему «Личность Ивана Грозного» Содержание Предисловие стр. 2 Детство стр. 5 Первые самостоятельные шаги стр. 8 Характер и темперамент стр.9 Познания и ум Ивана стр. 12 Идеи и чувства Ивана стр. 13 Почему «Грозный»? стр. 15 Заключение стр. 20 Используемая литература стр.22 2 Предисловие «…не было… « тирана на троне». Был первый русский царь- -строивший, как и его многочисленные предки, Русь – Дом Пресвятой Богородицы и считавший себя в этом доме не хозяином, а первым слугой. Преосвященный Митрополит Санкт-Петербургский И Ладожский Иоанн (Снычев). Больше полувека назад на Руси произошло событие, крайне редко встречающееся в мировой истории: впервые Великим князем Московского государства был провозглашен трехлетний младенец ( в российской истории такое случалось еще однажды: в 1740 году после смерти императрицы Анны 1 Иоанновны наследником престола стал 3-летний Иоанн Антонович). Как оказалось впоследствии, новому наследнику престола суждено было внести весомый вклад в укрепление величия и процветания Российской державы. Этим младенцем был старший сын скоропостижно скончавшегося московского Великого князя Василия III Иоанн. Личность Ивана IV Васильевича Грозного – яркая, неординарная и крайне противоречивая – всегда привлекала и привлекает до сих пор внимание историков, политиков, писателей и даже художников и кинематографистов. Немало страниц своих трудов посвятили ему такие классики отечественной исторической науки, как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, Р.Ю. Виппер, А.А. Зимин, В.Б. Кобрин, Р.Г. Скрынников, Б.Н. Флоря. Число книг об Иване Грозном, не только научных, но и художественных, очень велико. Он являлся героем знаменитых кинофильмов, пьес, опер, изображался на полотнах маститых живописцев. Такое пристальное внимание к личности Грозного отнюдь не случайно. Ведь он первым из русских правителей надел царский венец, провел очень важные реформы в стране, окончательно ликвидировал остатки Золотой Орды и существенно расширил границы Русского государства на восток и юг. Были в его правлении и неудачи, особенно во второй половине жизни (затяжная и неудачная Ливонская война, учреждение опричнины), но они не могли перечеркнуть всех тех важных достижений, которые он сделал в первой половине царствования. Несомненно, Иван IV был выдающейся личностью, достойной памяти и уважения потомков. Его величественная и колоритная фигура по сей день возвышается среди персонажей русской и мировой истории, вызывая 3 неоднозначную и противоречивую оценку ученого и неученого люда. Трудно найти в мировой истории политика и человека, на которого было бы вылито столько грязи. Даже самые консервативные историки-монархисты в своих пространных сочинениях не стеснялись говорить о «дикости», «свирепости», «невежестве», «терроре», как о само собой разумеющихся чертах правления первого русского царя. «Наша литература об Иване Грозном, - писал во второй половине XIX столетия известный русский социолог, публицист и литературный критик Н.К. Михайловский, - представляет иногда удивительные курьезы. Солидные историки, отличающиеся в других случаях чрезвычайной осмотрительностью, на этом пункте делают решительные выводы, не только не справляясь с фактами, им самим хорошо известными, а… даже прямо вопреки им: умные, богатые знанием и опытом люди вступают в открытое противоречие с самыми элементарными показаниями здравого смысла; люди, привыкшие обращаться с историческими документами, видят в памятниках то, чего там днем с огнем найти нельзя, и отрицают то, что явственно прописано черными буквами по белому полю». А между тем объективные и надежные критерии для правильной оценки деятельности И.В. Грозного были и в прошлые столетия, есть они и сейчас. Это – мнение народа, выраженное в его песнях, сказаниях и легендах. В народной памяти Иоанн IV остался мудрым государственным деятелем, блестящим военачальником, истинным ревнителем и подвижником Православия, заступником униженных и оскорбленных. Народ не просто уважал и ценил первого русского царя, но и безмерно любил его. И это несмотря на стенания многих «просвещенных» историков по поводу безвинно пролитой крови бояр и князей или сетования «ученых умов» по поводу патологических отклонений в поведении И.В. Грозного… В немалой степени очернению эпохи царствования Иоанна IV способствовали мемуары, написанные иностранцами. Они не выдерживают никакой критики и к ним следует относиться с большей долей осторожности. В подавляющем большинстве случаев иностранные «произведения» об И.В. Грозном создавались его заклятыми врагами, мстившими царю с помощью клеветы и фантастических преувеличений и искажений действительности. Эти же источники привлекались и многими советскими историками для дискредитации проводимой московским государем внутренней и внешней политики. Очень печально, что мы до последнего времени вынуждены были изучать собственную историю не по русским летописям, не по сочинениям подлинно великих русских людей, а по далеким от реального положения вещей иностранным мемуарам. Лишь небольшая часть писавших об Иоанне IV и времени его правления при рассмотрении государственной деятельности первого русского царя исходила из бесспорного факта – его глубокой религиозности и того неоценимого вклада, который он сделал как для становления централизованного Российского государства, так и для укрепления и развития Вселенского Православия. В этом отношении И.В. Грозного можно 4 сравнить со Св. Константином Великим, Св. Владимиром – крестителем Руси, со святым благоверным князем Андреем Боголюбским. По самым скромным подсчетам, сделанным опять-таки зарубежными специалистами, негативно относящимися к личности Иоанна IV, он основал более 60 монастырей и множество православных храмов. Уже с самого раннего возраста Иоанн не понаслышке, а наяву увидел и познал, что может принести Российской державе боярское всевластие. На его глазах в правление Елены Глинской начался губительный процесс расшатывания единого государства, созданного трудами его знаменитого деда, и укрепления удельных княжеств и боярских вотчин. Если бы И.В. Грозный не остановил боярскую крамолу и измену, то Смутное время на Руси началось бы уже в XVI веке. В 16 – летнем возрасте (факт сам по себе невероятный и заслуживающий уважения) Великий князь, посоветовавшись с митрополитом Макарием, принимает единственно правильное в тот период решение – стать российским самодержцем, чтобы раз и навсегда покончить с боярским самоуправством. В связи с этим первому русскому царю сам Бог велел защищать Святую Русь от посягательств внешних и внутренних врагов, твердо и непреклонно стоять на страже государственных интересов, в корне пресекая измену и малейшее проявление сепаратизма, и всемерно заботиться о единстве вверенной ему державы, укреплении в ней православной веры и о процветании ее народа. «Фигура царя Иоанна IV Васильевича Грозного (1530-1584) и эпоха его царствования, - пишет наш современник, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), -как бы венчают собой период становления русского религиозного самосознания. Именно к этому времени окончательно сложились и оформились взгляды русского народа на самое себя, на свою роль в истории, на цель и смысл существования, на государственные формы народного бытия». Далеко не все знают, что И.В. Грозный был одним из просвещеннейших людей своего времени, немало времени уделявших чтению книг Священного Писания и молитве. Государь сам сочинял духовную музыку: его стихиры исполняются по сей день. Он любил петь и живо интересовался историей христианства и мировой цивилизации. Царь собрал богатейшую и уникальную в своем роде библиотеку, в которой наряду с другими шедеврами древнего искусства была «История Рима» Тита Ливия. Письма Иоанна к разным лицам по праву считаются замечательными памятниками старины и входят в золотой фонд древнерусской литературы. Наконец-то история все расставляет по своим местам. В каких бы смертных грехах ни обвиняли И.В. Грозного историки нынешнего и прошлого веков, они все-таки вынуждены признать: величие и авторитет России, ее экономическая, военно-политическая и религиозно-культурная мощь утвердились и окончательно укрепились именно в эпоху Иоанна IV. Именно во время его царствования ход российской истории приобрел «не «баланс интересов» различных сословий, классов, групп, а понимание 5 общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга». В этом контексте немаловажным представляется тот факт, что царь, с чувством возложенной на него Всевышним ответственности выполняя неблагодарную работу по оздоровлению больного тела России, как истинный православный христианин. Не обольщался в оценке его современниками и потомками своего кропотливого и тяжелого труда. «Ждал я, кто бы поскорбел со мной, - сетовал он, - и не явилось никого; утешающих я не нашел – заплатил мне злом за добро, ненавистью – за любовь». Вот уж воистину так! Детство В сложной и далеко не благоприятной обстановке предстояло появиться на свет будущему царю. Он родился поздним вечером 25 августа 1530 года на память апостола Тита. Поскольку такого имени у великих князей не было, младенца назвали в честь Иоанна Крестителя. В некоторых летописях записано, что 25 августа 1530 года гремел гром, блистали молнии, бушевал ветер. Сама природа как бы предвещала, что великокняжеский наследник будет грозным и даже яростным правителем. Это предзнаменование сбылось полностью. « В день рождения Ивана IV – 25 августа 1530г., во всей стране слышались раскаты грома, сверкала молния. Уже тогда, когда он ребенком впервые зашевелился в материнской утробе, московские войска, сражавшиеся под Казанью, почувствовали в себе необыкновенное мужество и отвагу. Более действительными и достоверными, чем те чудеса, которыми народное предание окружило появление на свет своего государя, были удары, нанесенные в это время всей цивилизованной Европе». Крестины младенца были устроены в самом святом для русских людей месте – Троице-Сергиевом монастыре. После обряда отец сам возложил сына на раку святого, как бы прося того стать его небесным защитником и покровителем. Уже через год Иван был официально объявлен наследником, будущим государем всея Руси. При этом поданных обязали целовать ему крест в знак верной службы. Эту церемонию стали совершать не на городских площадях, как раньше, а в главных храмах, тем самым освящая ее. Однако далеко не все были рады появлению у великого князя долгожданного наследника. С самого рождения у Ивана Грозного было много врагов, тайно желавших ему не здоровья и благополучия, а болезней и скорейшей смерти. До трех лет жизнь будущего царя была счастливой и безмятежной. Рядом с ним всегда была нежная и заботливая мать, надежной опорой являлся всесильный отец. Однако уже осенью 1533 года все изменилось. Во время традиционной охоты на зайцев Василий III простудился, от небольшой ранки на бедре у него началось воспаление надкостницы. Это 6 заболевание буквально за два с небольшим месяца свело крепкого мужчину в могилу. В ночь на 4 декабря Василий III скончался. Официально власть переходила в руки бояр. Им полагалось править до 15-ти летия Ивана, т.е. 12 лет. Но Елена Глинская не захотела смириться с такой ситуацией. Прежде всего она убедила митрополита в том, что Ивана необходимо официально венчать на великое княжение, чтобы поданные четко усвоили, кто является их повелителем. В назначенный день в Успенском соборе при большом стечении народа митрополит возложил на плечи трехлетнего мальчика бармы, на голову – богато украшенную княжескую шапку, которую потом назовут шапкой Мономаха, и произнес: «Бог благословляет тебя, государь князь великий Иван Васильевич Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Югорский, Пермский, Булгарский, Смоленский и иных многих земель. Теперь ты государь всея Русии. Будь здрав на великом княжении, на столе отца своего». Таким образом, выходило, что юный Иван получал верховную власть не только по воле отца, но и по благословению самого Бога. Мудрая великая княгиня никогда не стремилась полностью лишить сына власти. Напротив, она стала всячески обучать его науке управления государством. С четырех лет к нему был приставлен дядька И.И. Челяднин для «мужского воспитания». Он обязан был научить Ивана писать, читать, считать, ездить верхом и владеть всеми видами оружия того времени. Обязанностью юного великого князя стало участие во всех официальных приемах посланцев иностранных держав. При этом он восседал на троне в великолепных парадных одеждах со скипетром в руке. Мать отправляла его и на важные заседания Боярской думы и потом расспрашивала его о том, какие вопросы решались, кто участвовал в их обсуждении. Конечно, ребенок вряд ли все понимал, но он должен был четко осознавать свое высокое положение, свою роль в управлении страной. Появлялся Иван и перед простыми поданными. С шести лет юный великий князь во время приема иностранных послов стал произносить приветственные речи, например в августе 1536 году, когда в Москву прибыли литовские послы, и в этом же году при встрече с вызволенным из опалы казанским ханом Шиг-Алеем – с ним Иван говорил на татарском языке. Вполне вероятно, что в это время будущий царь был уже достаточно взрослым, чтобы понять действия матери и многому у нее научиться. Он четко осознал свои законные права на верховную власть, понял, что поданные не всегда могут быть ему верны и готовы в любой момент строить козни, если заметят слабину с его стороны. Несмотря на все это, ему полагалось заботиться о своей державе, охранять границы, стремиться к расширению владений, думать о благе простых людей, покровительствовать духовенству, украшать столицу. Ведь так делала его мать. История с дядей –Андреем Старицким, который под предлогом болезни отказался стать во главе войска в походе на Казань, хорошо запомнилась 7 Ивану. Он понял, что с любыми противниками, не желавшими выполнять его волю, следует расправляться самым суровым образом. В ночь на 3 апреля 1538 г. Скончалась Елена Глинская. Во время церемонии прощания горько плакали только Иван с братом Юрием и ближние боярыни великой княгини во главе с Аграфеной Челядниной, да князья Телепневы. Для великокняжеских сирот начались трудные времена. Вспоминая об этом времени, Иван Грозный писал следующее: «Когда же суждено было по Божьему предначертанию родительнице нашей, благочестивой царице Елене, переселиться из земного царства в небесное, остались мы с… братом Георгием круглыми сиротами – никто нам не помогал…Было мне в то время восемь лет; и так поданные наши достигли осуществления своих желаний – получили царство без правителя; об нас же, государях своих, никакой заботы сердечной не проявляли, сами же ринулись к богатству и славе и перессорились при этом друг с другом . И чего только они не натворили! Сколько бояр наших и доброжелателей нашего отца и воевод перебили. Дворы и села и имущество наших дядей взяли себе и водворились в них. И сокровища матери нашей перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и тыча в них палкой, а остальное разделили. Тем временем князья Василий и Иван Шуйские самовольно навязались мне в опекуны и таким образом воцарились. Тех же, кто более всех изменял отцу нашему и матери нашей, выпустили из заточения и приблизили к себе…Нас же с единородным братом моим начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде, и в пище. Ни в чем нам воли не было, но все делали не по своей воле. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель отца нашего и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет – ни как родитель, ни как опекун и уж совсем ни как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили коварным образом: говорили, будто детям боярским на жалованье, а взяли себе, а их жаловали не за дело, назначали не по достоинству. А бесчисленную казну деда нашего и отца нашего забрали себе и на деньги те наковали для себя золотых и серебряных сосудов и начертали на них имена родителей своих, будто это их наследство. А известно всем людям, что при матери нашей у князя Ивана Шуйского только и была шуба мухояровая зеленая на куницах, да к тому же потертых… О казне наших дядей что говорить? Всю себе захватили. Потом напали на города и села, мучили различными жестокими способами жителей, без милости грабили их имущество. Делали вид, что правят и распоряжаются, а сами нарушали законы и чинили беспорядки, от всех брали безмерную мзду и в зависимости от нее говорили так или иначе и делали». В невыносимо тяжелой атмосфере ненависти, зависти, коварства и властолюбия рос будущий царь. Постоянно унижаемый и оскорбляемый поданными, он не мог испытывать к ним чувства любви и благодарности и 8 лишь желал отомстить за все обиды и лишения, испытанные в детстве и отрочестве. Первые самостоятельные шаги Почти шесть лет бояре испытывали терпение своего государя. Наконец в тринадцать лет он решил дать им отпор. Иван впервые решил показать свою силу и задумал отомстить своему ненавистному обидчику – А.М. Шуйскому. Орудием его наказания стали псари со сворами злобных собак. Когда Шуйский отказался повиноваться служителям псарни и даже оказал им сопротивление, в ответ огромные собаки набросились на него и растерзали. Гибель Шуйского произвела такое устрашающее впечатление на остальных бояр, что они поняли – сердить молодого государя смертельно опасно. Хотя и не совсем твердой и опытной рукой, юный государь все же взял власть в свои руки. Он начал строить грандиозные планы по окончательному разгрому остатков Золотой Орды и усиленно овладевал воинским искусством. Примером для подражания для него были некоторые римские императоры, о которых он узнал из книг, привезенных его бабкой, византийской царевной Софьей Палеолог. Ее библиотека долгие годы хранилась в подклете кремлевского храма Спаса на Бору, но уже в XVII в. Считалась утраченной. Хотя Иван Грозный не получил систематического образования, поскольку окружавшие его временщики не были в этом заинтересованы, для своего времени он являлся многознающим и очень начитанным человеком. Свои знания он почерпнул из книг, считая чтение одним из наиболее важных занятий в жизни. В наказе сыновьям, составленном уже в зрелые годы, царь Иван писал о большом значении образованности и всевозможных знаний для правителя страны: «Всякому делу навыкайте, божественному, священному, иноческому, ратному, судейскому, московскому пребыванию и житейскому всякому обиходу; как которые чины ведутся здесь и в иных государствах, и здешнее государство с иными государствами что имеет, то бы вы сами знали. Также и во всяких обиходах, как кто живет, и как кому пригоже жить, и в какой мере кто держится, - всему этому выучитесь. Так вам люди не будут указывать, вы станете людям указывать; а если сами чего не знаете, то вы не сами станете своим государством владеть, а люди». Достигнув совершенолетия в 16 лет, Иван решил продемонстрировать всем , что стал взрослым и берет бразды правления страной в свои руки. По замыслу его наставников, митрополита Макария и духовника – благовещенского протопопа Сильвестра, сей акт должен быть публичным, торжественным и запоминающимся. Для этого была разработана особая церемония венчания Ивана уже не на великое княжение, а на царство.Новый |