Главная страница
Навигация по странице:

  • Типология личности

  • Теория конфликта

  • соц. социология. Личность как биосоциальная система


    Скачать 19.3 Kb.
    НазваниеЛичность как биосоциальная система
    Дата29.01.2023
    Размер19.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласоциология.docx
    ТипДокументы
    #910287

    Личность как биосоциальная система

    Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.).

    В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное “Я”, то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное “Я”, то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

    Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homosapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

    ЧЕЛОВЕК - биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.

    Представление о человеке как биосоциальной системе предполагает учет его природно-биологических признаков и социальных качеств. Все, что связано со строением человеческого тела и его функционированием (обменом веществ, продолжением рода, принципом самосохранения и борьбой за существование), является выражением природной характеристики человека. Его инстинктивные акты, некоторые чувства и настроения (злость, агрессивность, эмоции и т.д.), волевые качества и черты характера, свойства памяти и задатки – все это есть выражение его биологической природы, определяемой генетическим материалом.

    Социальные же качества человека, такие как дружба или вражда, любовь или ненависть, патриотизм или космополитизм и т.д., обусловливаются совместным коллективным существованием людей.

    человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид».

    Понятие «индивид» зачастую употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента) и различных социальных условий жизнедеятельности. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно.

    Индивид - отдельно взятый человек.

    Итак, личность – это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

    Типология личности

    Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей и отражает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы.

    В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

    В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Эрих Фромм (1900—1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер — это "ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры". Значение социального характера Э.Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Классическому капитализму, по Э.Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно Э.Фромм выделил четыре типа социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. Все эти типы он считал "неплодотворными" и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности.

    В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностной ориентации.

    " Традиционалисты" ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо.

    У "идеалистов", наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.

    "Реалисты" сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм — с самодисциплиной и самоконтролем.

    Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.

    В то же время социологи отмечают и обратное воздействие устойчивых личностных качеств и поведенческих стереотипов на возникновение и развитие общественных отношений того или иного типа. Иллюстрацией этому может служить уже приводимое ранее заключение М. Вебера о том, что именно изменения под влиянием протестантизма ценностных ориентации личности, се отношения к труду дали импульс к возникновению "духа" капитализма, стимулировали развитие предпринимательской деятельности. Следовательно, комплекс определенных личностных качеств, выраженных в социальном характере, может ускорять общественное развитие, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным.

    Теория конфликта

    Западными социологами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер считал конфликт «неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития».

    Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо по мере возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Такое отношение часто прослеживается в трудах Л. Уорда, Т. Веблена, Э. Росса, А. Смолла, К. Левина - авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по М. Веберу. Считалось, что эффективность организации в большей степени опирается на определение задач, процедур, правил, взаимодействия должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Такие механизмы в основном устраняют условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем. Немецкий социолог Г. Зиммель, называя конфликт спором, считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации.

    Концепция социально-классового конфликта К. Маркса рассматривает противоречия между уровнем производительных сил и характером производственных отношений, которые и являются источником социального конфликта. Их несоответствие превращает производственные отношения на определенном этапе в тормоз для развития производительных сил, что приводит к возникновению конфликта. Решение конфликта содержится в социальной революции, классическая формулировка которой дана К. Марксом: «На известной ступени своего развития производительные материальные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». Любая социальная революция есть высший этап развития классовой борьбы. Теория К. Маркса является классической диалектической моделью социального конфликта.

    Диалектическая концепция конфликта Ральфа Дарендорфа следует, казалось бы, в русле марксистской концепции, но существенно отличается от последней. Конфликтная модель общества строится на ином социальном основании. Основой деления людей на классы, по его мнению, является участие или неучастие их в осуществлении власти. Не только власть предпринимателей над рабочими создает основу для конфликта. Конфликт может возникнуть в любой организации (в больнице, университете и т.д.), где вообще существуют управляющие и подчиненные. Для обозначения этих организаций Р. Дарендорф использует веберовское понятие императивно-координированной ассоциации (ИКА), представляющей собой хорошо организованную систему ролей. Разрешение конфликта в ИКА направлено на перераспределение авторитета и власти в ней. Конфликты становятся более многообразными. Вместо общества, которое было резко поляризовано, возникает плюралистическое общество с пересекающими интересами, а значит, с различными конфликтами. В западном посткапиталистическом обществе возникают большие возможности регулирования классового конфликта, который не устраняется, а локализуется в рамках предприятия. Термин «регулирование» относительно конфликта гораздо точнее, чем термин «разрешение». Понятие «разрешение конфликта» вводит в заблуждение, ибо оно отражает социологически ошибочную идеологию, согласно которой полное устранение конфликта возможно и желательно. Для успешного регулирования конфликта, по мнению Р. Дарендорфа, важны три обстоятельства:

    1) признание различных точек зрения;

    2) высокая организованность конфликтующих сторон;

    3) наличие правил игры.

    Дарендорф рассматривает действительность на языке институциализированных образцов, используя понятие ИКА. Авторитет и конфликт служат функциональными реквизитами, где первый необходим для интеграции системы, а второй - для социальных изменений.

    Один из основателей чикагской школы Р. Парк включил конфликт в число четырех основных видов социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией (лат. «видоизменять»). С его точки зрения, соревнование, являющееся социальной формой борьбы за существование, будучи осознанным, превращается в конфликт, который благодаря ассимиляции призван привести к прочным взаимным контактам, к сотрудничеству и способствовать лучшему приспособлению.

    Модель позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера преодолевает отрицательное отношение структурного функционализма к конфликту. Американский социолог Л. Козер определяет конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства индивидов и социальных групп в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Ценность конфликтов, по Л. Козеру, состоит в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям.

    Л. Козер делает упор на позитивные функции конфликта, на его стабилизирующую роль в поддержании динамического равновесия социальной системы. Вместе с тем социальные структуры отличаются друг от друга дозволенными способами выражения антагонистических притязаний и уровнем терпимости в отношении конфликтов. Социальный конфликт способен стать и средством стабилизации внутригрупповых отношений и чреват социальным взрывом. Это зависит от характера социальной структуры, под воздействием которой и развивается конфликт. Л. Козер выделяет следующие функции конфликта:

    1) разрядку напряженности, т.е. конфликт служит «выхлопным клапаном» напряжения;

    2) коммуникативно-информационную, т.е. люди в результате столкновений проверяют друг друга, получают новую информацию об окружающей среде и узнают свое соотношение сил;

    3) созидание, т.е. противоборство, оно помогает группе сплотиться, а не разрушиться в трудную минуту;

    4) интеграцию социальной структуры, т.е. конфликт не разрушает целостности, а поддерживает ее;

    5) нормотворчество, т.е. конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов.


    написать администратору сайта