Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятия «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность» и их соотношение.

  • «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек». Наиболее общим является понятие «человек»

  • «индивид»

  • социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества

  • Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система.

  • Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию

  • «индивидуальность» . Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента

  • Движущие силы, закономерности и

  • Различают задатки двух видов

  • Возрастные этапы в развитии личности и ее индивидуальные особенности.

  • кее. Лекции 3-4.2022г. Личность как субъект воспитания, соотношение биологического и социального в её развитии и формировании. Понятия личность


    Скачать 110.2 Kb.
    НазваниеЛичность как субъект воспитания, соотношение биологического и социального в её развитии и формировании. Понятия личность
    Дата21.10.2022
    Размер110.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции 3-4.2022г.docx
    ТипЛекция
    #747058
    страница1 из 3
      1   2   3

    Лекция 3

    Личность как субъект воспитания, соотношение биологического и социального в её развитии и формировании.

    1. Понятия «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность» и их соотношение.

    2. Движущие силы, закономерности и основные факторы развития личности.

    3. Соотношение биологического и социального в развитии личности

    4. Возрастные этапы в развитии личности и ее индивидуальные особенности.

    Понятия «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность» и их соотношение.Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

    Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».

    Наиболее общим является понятие «человек» – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способностью создавать орудия производства, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них пожизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. (Столяренко Л.Д.)

    Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью – субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. (А.В. Петровский)

    Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

    Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения?

    Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

    Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем…(Р.С. Немов)

    Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора.

    Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них пожизненно, то используют понятие «индивид» – как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» – как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

    Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной «группы», как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность – не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные взаимодействия, но и преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. … Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

    Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке над природного, исторического. Личность не является врожденной, но возникает в результате культурного и социального развития.

    Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе.

    Быть личностью – значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за него перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью – постоянно строить себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно контролировать собственное поведение, подчинить его своей власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

    Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием  «индивидуальность»Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, свою индивидуальность мы доказываем, утверждаем.

    Движущие силы, закономерности и основные факторы развития личности.

    Движущими силами развития личности являются про­тиворечия, внутренне присущие этому процессу. Противо­речия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные

    начала.

    Выделяют внутренние и внешние, общие и индивиду­альные противоречия.

    Внутренние противоречия возникают на почве несогла­сия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем по­тенциалом, которым человек располагает.

    Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учаще­гося.

    Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными по­требностями и реальными возможностями их удовлетво­рения, возникающими в результате воздействия объек­тивных факторов.

    Индивидуальные противоречия характерны для отдель­но взятого человека.




    Разрешение противоречий происходит через более вы­сокие уровни деятельности. Когда потребность удовлетво­ряется, противоречие снимается. В результате человек пе­реходит на более высокую ступень своего развития. Но Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется Другим, и процесс продолжается.

    Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с од­ной стороны, и причинами, влияющими на них, — с дру­гой. К числу основных относятся закономерности, опреде­ляющие, что развитие человека:

    • детерминировано внутренними и внешними условиями;

    • обусловлено мерой его собственной активности, на­правленной на самосовершенствование, участие в деятель­ности и общении;

    • детерминировано типом ведущей деятельности;

    • зависит от содержания и мотивов деятельности, в ко­торой он участвует;

    • обусловлено взаимодействием многих факторов: на­следственностью, средой (социальной, биогенной, абиогенной), воспитанием (большим количеством видов направлен­ного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельностью человека. Эти фак­торы действуют — не порознь, а вместе — на сложную структуру развития личности (Б.Г. Ананьев).

    Рассмотрим более подробно влияние различных факто­ров на формирование личности.

    На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и соци­альные факторы. Фактор (от лат. factor — делающий, про­изводящий) — движущая сила, причина какого-либо про­цесса, явления (С.И. Ожегов).

    К внутренним факторам относится собственная актив­ность личности, порождаемая противоречиями, интереса­ми и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

    К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микро­среда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

    Среда и воспитание — это социальные факторытогда как наследственность — биологический фактор.

    Издавна ведутся дискуссии среди философов, социоло­гов, психологов и педагогов о соотношении биологических социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

    Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются на­следственностью (Э. ТорндайкД. Дьюи, А. Кобе и др.). Представители этого направления возводят наследствен­ные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии лич­ности. Они ошибочно переносят достижения биологиче­ской науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожден­ных способностей.

    Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. ЛоккЖ.-Ж. РуссоК. А. Гельвеции и др.) Они отрицают генетическую пред­расположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения — «чистая доска, на которой можно все напи­сать», т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

    Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.

    К.Д. Ушинский утверждал, что личностью человек ста­новится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование лич­ностных качеств. Человек — не только продукт наслед­ственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения внешних факторов. Изменяя их, человек изменяет и самого себя.

    Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

    Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору — наследственнос­ти. Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особеннос­ти. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Наукой доказа­но, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследствен­ную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей стол непохожими друг на друга.

    Что же человек наследует? По наследству от родителей к детям передаются:

    - анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Ноmо sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

    - физические данные: внешние расовые признаки, осо­бенности телосложения, конституции, черты лица, цвет во­лос, глаз, кожи;

    физиологические особенности: обмен веществ, артери­альное давление и группа крови, резус-фактор, стадии со­зревания организма;

    - особенности нервной системы: строение коры голов­ного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных про­цессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

    - аномалии в развитии организма: дальтонизм (частич­ная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»;

    - предрасположенность к некоторым заболеваниям на­следственного характера: гемофилии (болезни крови), са­харному диабету, шизофрении, эндокринным расстрой­ствам (карликовости и др.).

    Необходимо отличать врожденные особенности челове­ка, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных жизненных условий. Например, осложнений после болезни, физиче­ских травм или недосмотра при развитии ребенка, наруше­ния режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в ре­зультате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и. аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений.

    Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследу­ются также некоторые врожденные индивидуальные осо­бенности человека, связанные с его внутриутробным раз­витием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

    Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллек­туальные, специальные и моральные качества? А также, что передается детям: готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?

    Установлено, что наследуются только задатки. Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, яв­ляющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной дея­тельности.

    Различают задатки двух видов:

    - общечеловеческие (строение мозгацентральной не­рвной системы, рецепторов);

    - индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования времен­ных связей, их прочность, сила сосредоточенного внима­ния, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

    Способности — индивидуальные особенности личнос­ти, являющиеся субъективными условиями успешного осу­ществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявля­ются в быстроте, глубине и прочности овладения способа­ми и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей — талант, гениальность.

    Некоторые ученые придерживаются концепции врожден­ных способностей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов — физиологов, психологов, педагогов — рассматривают способности как прижизнен­ные образования, формирующиеся в процессе жизнедея­тельности и в результате воспитания. Передаются не спо­собности, а только задатки.

    Унаследованные человеком задатки могут быть или реа­лизованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недо­статочным условием их развития. При отсутствии соответ­ствующих внешних факторов и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии соот­ветствующих задатков. И наоборот, ранние достижения мо­гут свидетельствовать не об особых способностях, а, ско­рее, об адекватной имеющимся задаткам организации Деятельности и воспитания.

    Одни ученые считают, что все люди получают от при­роды высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны прак­тически к неограниченному духовному развитию. Имею­щиеся различия в типах высшей нервной деятельности из­меняют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуаль­ной деятельности. Эти ученые не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям.

    Вме­сте с тем они признают, что наследственность может не­благоприятно влиять на развитие интеллектуальных спо­собностей. Отрицательную предрасположенность создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые психи­ческие заболевания.Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о насле­довании способностей к интеллектуальной (познаватель­ной, учебной) деятельности.

    Другая группа ученых считает доказанным фактом на­личие интеллектуального неравенства людей. Его причи­ной признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизмен­ными и постоянными.

    Понимание процесса передачи интеллектуальных задатков является очень важным, так как предопределяет практиче­ские пути воспитания и обучения людей. Современная педа­гогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

    Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специаль­ным относятся музыкальные, художественные, математи­ческие, лингвистические, спортивные и другие наклоннос­ти. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продви­гаются более быстрыми темпами в соответствующей обла­сти деятельности. Это может проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

    Специальные задатки наследуются. В истории человече­ства встречалось немало потомственных дарований. Извест­но, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много та­лантливых людей было в роду Ч. Дарвина.

    Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господ­ствовало утверждение, что психические качества не насле­дуются, а приобретаются в процессе взаимодействия орга­низма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно.

    Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральных ка­честв своих родителей, в генетических программах челове­ка не заложена информация о социальном поведении. Ка­ким станет человек, зависит от среды и воспитания.

    В то же время такие видные ученые, как М. МонтессориК. ЛоренцЭ. Фромм, утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения к поколению пе­редаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для та­ких выводов служат данные, полученные при изучении по­ведения человека и животных. Согласно учению И.П. Пав­лова, и животным, и человеку присуши инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, мо­ральные качества, поведение может наследоваться.

    Вопрос этот очень сложный, ответственный. В послед­нее время позицию о генной обусловленности нравствен­ности и социального поведения человека занимают отече­ственные ученые (П.К. АнохинН.М. Амосов и др.).

    Кроме наследственности определяющим фактором раз­вития личности является среда. Среда — это реальная дей­ствительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географиче­ская, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К последней относятся такие характеристики, как обще­ственный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания произ­водственных и социальных процессов и пр.

    Дискуссионным остается вопрос о том, среда или на­следственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеции считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Реаль­ная действительность понимается в этом случае метафизи­чески, она фатально предопределяет судьбу человека. Ин­дивидуум рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.

    Таким образом, всеми учеными признается влияние сре­ды на формирование человека. Не совпадают лишь их оцен­ка степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

    Важным фактором, влияющим на развитие человека, яв­ляется общение. Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контак­тов между людьми, в формировании межличностных отно­шений.

    Личность формируется только в общении, взаимодей­ствии с другими людьми. Вне человеческого общества ду­ховное, социальное, психическое развитие происходить не может.

    Кроме перечисленных выше важным фактором, оказы­вающим влияние на формирование личности, является вос­питание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отноше­ний можно было бы охарактеризовать как отношение цело­го к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия.

    Большинством исследователей вос­питание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправлен­ных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотно­шений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание — это процесс целенаправленной и со­знательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

    Воспитание позволяет преодолеть или ослабить послед­ствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный по­тенциал для прогнозирования и конструирования педагоги­ческой стратегии и тактики. Социальная среда может воз­действовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специ­ально организованной воспитательной системы.

    Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых раз­нообразных видах деятельности: игровой, учебной, позна­вательной, трудовой, общественной, политической, худо­жественной, творческой, спортивной и др.

    Выступая как форма бытия и способ существования че­ловека, деятельность:

    - обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

    - способствует удовлетворению естественных челове­ческих потребностей;

    - содействует познанию и преобразованию окружа­ющего мира;

    - является фактором развития духовного мира челове­ка, формой и условием реализации его культурных потреб­ностей;

    - дает возможность человеку реализовать свой личност­ный потенциал, достичь жизненных целей;

    - создает условия для самореализации человека в сис­теме общественных отношений.

    Следует иметь в виду, что развитие личности при оди­наковых внешних условиях во многом зависит от собствен­ных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.

    На развитие личностных качеств большое влияние ока­зывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллек­тив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллек­тиве. Такая деятельность способствует проявлению твор­ческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

    В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективно! цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает раз­витие личности.

    Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и со­циальными факторами, которые действуют не изолирован­но, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

    Соотношение биологического и социального в развитии личности

    Ограниченное рассмотрение человека либо в рамках чисто культурологического подхода, либо в узких пределах биологии (в частности, генетики, физиологии, психологии, медицины и т.п.) нередко приводит к упрощенным толкованиям соотношения биологического и социального в человеке. На основе этого упрощения возникают различные версии панбиологизма и пансоциологизма, например, различного рода социальные неурядицы и даже уродства объясняются непреодолимыми природными качествами человека. Даже новейшие концепции социал-биологизма и социал-дарвинизма на альтернативно поставленный вопрос "гены или социум" на первое и ведущее место ставят гены. При этом биологическая судьба человечества рисуется весьма многоцветно. Одни оптимистически считают, что существующая наследственная система человечества полноценно отражает итоги его развития как уникального биологического вида. Ее стабильность и совершенство столь велики, что она может служить неограниченно долго в пределах обозримого грядущего. Другие утверждают, будто человек как биологический вид уже клонится к угасанию. Причина этого видится в создании собственной среды жизни и успехах медицины, благодаря которым человечество уклонилось от сурового действия естественного отбора и накладывает на себя груз повышенного давления накапливающихся мутаций. Социальные бури и взрывы, с этой точки зрения, отражают угасание человеческого рода. Третьи полагают, что человек, будучи биологически молодым видом, все еще несет в своей наследственности слишком много генов животных. Социальная среда, в которой он живет, создана не историей человечества, а деятельностью лишь избранных его представителей.

    Такого рода взгляд обосновывает нс только разного рода элитаризм, но и его оборотную сторону — теоретический расизм. Обе доктрины исходят из того, что генетическая природа человека в целом требует исправления, а ближайшее будущее грозит человечеству гибелью из-за биологических факторов. В таких условиях только генетика, взяв биологическую эволюцию "в свои руки", может отвести эту зловещую угрозу. II на волне данных идей всплывает несколько обновленная евгеника, властно заявляющая, что, хотим мы этого или нет, но наука должна осуществлять целенаправленный контроль над воспроизводством человеческого рода, частичную селекцию для "пользы" человечества. Если отвлечься от чисто генетических возможностей селекции, возникает множество нравственно-психологических вопросов: как определить, кто обладает генотипом с желаемыми чертами и вообще кто должен и может решать вопрос о том, что именно желанно.

    Гипертрофирование генетических факторов и селекционных возможностей, свойственное социал-биологизму и социал-дарвинизму, имеет своей предпосылкой умаление в человеке социального начала. Человек — это действительно природное существо, но вместе с тем социально-природное. Природа дает человеку значительно меньше, чем требует от него жизнь в обществе. Можно отметить и еще один просчет указанных концепций наряду с игнорированием ими социального момента. Говоря о биологических факторах, нельзя сводить их только к генетическим, следует учитывать и физиологические аспекты индивидуального развития, особенно те, которые вызывают патологический эффект, потому что именно они изменяют биологическую составляющую человека, который в этом случае совсем по-иному начинает воспринимать и социальные факторы.

    Особо надо сказать о тех концепциях, в которых при всем внешнем признании важности биологического фактора высказываются неоправданно оптимистические утверждения о возможности быстрого и необратимого изменения человеческой природы в нужную сторону за счет одних только внешних воспитательных воздействий. История знает много примеров того, как с помощью мощных социальных рычагов менялась общественная психология (вплоть до массовых психозов), но всегда эти процессы были кратковременны и, главное, обратимы. Человек после временного исступления всегда возвращается к своему исходному состоянию, а иной раз теряет при этом даже достигнутые рубежи. Культурологическая штурмовщина и краткосрочные изматывающие рывки нс имеют исторического и социального смысла — они только дезориентируют политическую волю и ослабляют действенность самих социальных рычагов.

    Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и социальные начала? Человек рождается как биосоциальное единство. Это значит, что он появляется на свет с не полностью сформированными анатомо-физиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, т.е. генетически они заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную сущность. Новорожденный — не tabula rasa (т.е. чистая доска), на которой среда "рисует" свои причудливые узоры духа. Наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым — их действиям, звукам и т.п. Ему присуще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер, а улыбка — это привилегия человека. Таким образом, ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. И все-таки в момент рождения он — лишь "кандидат" в человека. Он никак не может стать им в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.

    Каждый здоровый человек обладает послушными его воле пальцами, он может взять кисть, краски и начать рисовать, но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием, которое не является нашим природным достоянием: сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры. Таким образом, общественное начало проникает через психическое внутрь биологии индивида, которая в таком преобразованном виде выступает основой (или материальным субстратом) его психической, сознательной жизнедеятельности.

    Итак, человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух измерений — природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.

    Возрастные этапы в развитии личности и ее индивидуальные особенности.

    Развитие личности человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
      1   2   3


    написать администратору сайта