Джордж Рассел.Лидийская концепция. Лидийская хроматическая концепция ладовой организации
Скачать 2.38 Mb.
|
Семейства Основных Аккордов Лидийской Гаммы Семейство Мажорного Основного Аккорда I ЛИДИЙСКОЙ ГАММЫ Лидийская Гамма звучит в единстве с Семейством мажорного Основного Аккорда её производного лада I-й ступени (нота С в этом примере, Лидийская Тоника). ДО - ЛИДИЙСКАЯ , ЛАД I : ОБРАЗУЕТ АККОРДЫ : Семейство мажорного Основного Аккорда I до - Лидийской Пример III:3 ОСНОВНОЙ ПРОИЗВОДНЫЕ АККОРДЫ АККОРД/ЛАД С - мажорный терцдецимаккорд Примите к сведению, что Семь Основных Гамм в Таблице А перечис- лены сверху вниз в порядке уменьшения степени их родства с Лидий- ской Тоникой ЛХ Гаммы (от центростремительной к центробежной). Это говорит о том, что мажорный терцдецимаккорд, образованный С Ли- дийской Гаммой на её Лидийской Тонике, - первый и, значит, самый центростремительный Основной Аккорд/лад большой категории, со- 30 стоящей из различных типов мажорных аккордов лада I-й ступени, об- разованных более альтерированными основными гаммами. Семейство Основного Аккорда II ЛИДИЙСКОЙ ГАММЫ – Доминантсептаккорда Лидийская Гамма звучит как единое целое с Семейством Основного Аккорда её производного лада II – доминантсептаккорда. Ладовая тони- ка в нашем случае – D. ДО - ЛИДИЙСКАЯ , ЛАД II : ОБРАЗУЕТ АККОРДЫ : Семейство доминантсептаккорда - Основного Аккорда II до - Лидийской Пример III:4 ОСНОВНОЙ АККОРД/ЛАД ПРОИЗВОДНЫЕ АККОРДЫ Терцдецимаккорд D, образованный С Лидийской Гаммой на её II сту- пени, - это первый и, следовательно, наиболее центростремительный Основной Аккорд/лад категории, состоящей из альтерированных в той или иной степени доминантсептаккордов лада II-й ступени. Они пере- числены в Таблице А над римскими цифрами II своей соответствующей материнской основной гаммы. Вся категория доминантсептаккордов, перечисленных над римскими цифрами II различных основных гамм, образует ПЕРВИЧНЫЙ ЛАДОВЫЙ ТИП - II ДОМИНАНТСЕПТАККОРД . В эту кате- горию входят аккорды, образованные добавочной уменьшенной блюзо- вой гаммой, которая, несмотря на отсутствие в её составе II-й ступени, образует остро альтерированные аккорды доминантового типа при на- 31 ложении её Основного Аккорда на II ступень ЛХ Гаммы (в басу). В этой главе мы ещё остановимся на этом подробнее. Семейство Минорного Основного Аккорда VI ЛИДИЙСКОЙ ГАММЫ Лидийская Гамма создаёт звуковое единство с Семейством минорного Основного Аккорда VI-й ступени – нота А в этом примере. ДО - ЛИДИЙСКАЯ , ЛАД VI : ОБРАЗУЕТ АККОРДЫ : Семейство минорного Основного Аккорда VI до - Лидийской Пример III:5 ОСНОВНОЙ ПРОИЗВОДНЫЕ АККОРДЫ АККОРД/ЛАД Ля-минорный терцдецимаккорд, образованный до-лидийской гаммой на её VI ступени, - это первый и, следовательно, наиболее центростре- мительный Основной Аккорд/лад категории, состоящей из альтериро- ванных в разной степени минорных аккордов лада VI ступени. Они пе- речислены в Таблице А над римскими цифрами VI своей материнской основной гаммы. Вся категория минорных аккордов, перечисленных над римскими цифрами VI различных основных гамм, образует ПЕРВИЧНЫЙ ЛАДОВЫЙ ТИП - VI МИНОР [АЛЬТЕРИРОВАННЫЙ] Традиционная западная гармония выделяет пять основных классов аккордов: МАЖОРНЫЕ УВЕЛИЧЕННЫЕ МИНОРНЫЕ УМЕНЬШЕННЫЕ 1 ДОМИНАНТСЕПТАККОРДЫ 1 Увеличенные и уменьшенные аккорды рассматриваются как изначально принадлежащие к кате- гориям мажорных аккордов I-й и минорных VI-й ступени Лидийской Хроматической Гаммы. 32 Три из них – мажорные на Лидийской Тонике, минорные на VI ступе- ни, и доминантсептаккорды II-й ступени ЛХ Гаммы – гармонично впи- сываются как Семейства Основных Аккордов в сообщество общей материнской гаммы, до-лидийской в этих примерах. Остальные четыре Семейства Основных Аккордов Лидийской Гаммы Таблица А также перечисляет первыми в своих гармонических типах. Они располагаются над соответствующими им номерами ступеней Лидийской Гаммы и являются наиболее центростремительными Основ- ными Аккордами в собрании Семейств Основных Аккордов, построенных от общей ладовой тоники и являющихся более альтерированными версиями соответствующего типа аккорда. Семейство Мажорного(III В )/Минорного (+5) Основного Аккорда III ЛИДИЙСКОЙ ГАММЫ Лидийская Гамма звучит в единстве с Семейством Основного Аккорда - мажор I-й ступени (IIIв 1 )/минор (+5) на её ладовой тонике III (нота Е в этом примере). ДО - ЛИДИЙСКАЯ , ЛАД III : ОБРАЗУЕТ АККОРДЫ : до - Лидийская , Семейство Основного Аккорда - III мажор (III в ) / минор (+5) Пример III:6 ОСНОВНОЙ ПРОИЗВОДНЫЕ АККОРДЫ АККОРД/ЛАД 1 Мажорный аккорд лада I-й ступени с терцией в басу (т. е. наложенный на ладовую тонику III Ли- дийской Гаммы) в этой книге обозначается IIIв или 3в. 33 Семейство Полууменьшенного/Мажорного (+IV В ) Основного Аккорда +IV ЛИДИЙСКОЙ ГАММЫ Лидийская Гамма звучит в единстве с Семейством полууменьшенного/мажорного I-й ступени +4в Основного Аккорда, наложенного на её ладовую тонику +IV, F# в этом примере. 1 ДО - ЛИДИЙСКАЯ , ЛАД +IV: ОБРАЗУЕТ АККОРДЫ : до - Лидийская , Семейство Основного Аккорда - +IV минор 7 5 /мажор (+IV в ) Пример III:7 ОСНОВНОЙ ПРОИЗВОДНЫЕ АККОРДЫ АККОРД/ЛАД Семейство Мажорного (V В ) Основного Аккорда V ЛИДИЙСКОЙ ГАММЫ Лидийская Гамма звучит в единстве с Семейством мажорного I-й ступени Основного Аккорда с квинтой в басу (нота G в этом примере). ДО - ЛИДИЙСКАЯ , ЛАД V: ОБРАЗУЕТ АККОРДЫ : до - Лидийская , Семейство Основного Аккорда – V мажор (V в ) 1 Повышенная четвёртая ступень Лидийской Гаммы в басу. 34 Пример III:8 ОСНОВНОЙ АККОРД/ЛАД ПРОИЗВОДНЫЕ АККОРДЫ Семейство Основного Аккорда VII ЛИДИЙСКОЙ ГАММЫ – Ундецимаккорд 9/Мажор(VII В ) Лидийская Гамма звучит в единстве с Семейством Основного Аккорда – ундецимаккорда 9/мажор I-й ступени с септимой в басу (нота В в этом примере). 1 ДО - ЛИДИЙСКАЯ , ЛАД VII : ОБРАЗУЕТ АККОРДЫ : до - Лидийская , Семейство Основного Аккорда - VII ундецимаккорд 9/мажор (VII в ) Пример III:9 ОСНОВНОЙ ПРОИЗВОДНЫЕ АККОРДЫ АККОРД/ЛАД 1 Септима мажорного аккорда I-й ступени (VII ступень материнской гаммы) в басу. 35 Все эти семь Семейств Основных Аккордов создают звуковое единство с их материнской гаммой – до-лидийской. Попробуйте играть гамму С Лидийская с каждой из её семи ладовых тоник в басу, чтобы услышать полное звучание (гармонический тип) этих семи разных се- мейств аккордов. Восемь PMG Лидийской Хроматической Гаммы Каждый Основной Аккорд/лад, образованный семью производными ладами Лидийской Гаммы, фактически является Первичным Основным Аккордом/ладом 1 (или «Базовым Аккордом/ладом») категории, содер- жащей различные альтерированные Основные Аккорды/лады того же базового гармонического типа, созданные более центробежными Основными Гаммами на той же самой ладовой тонике. П ЕРВИЧНЫЙ ЛАДОВЫЙ ТИП (ПЛТ или PMG) – термин для обозначения такой категории. В левой колонке Таблицы А перечислены восемь PMG Лидийской Хроматической Гаммы. Ладовая тоника, на которой расположен PMG, называется ПЕРВИЧНОЙ ЛАДОВОЙ ТОНИКОЙ (PMT). Они представлены крупными римскими цифрами слева от каждого названия PMG в Таблице А. Если посмотреть на колонку из этих римских цифр, можно увидеть, что первые семь ступеней РМТ представляют структуру Лидийской Гаммы. Другими сло- вами, каждая ступень Лидийской Гаммы является ладовой тоникой не только Основного Аккорда, но и всего Первичного Ладового Типа (всей категории, первоначально основанной Лидийской Гаммой). Например, в правой части таблицы А показано, как на I ступени Ли- дийской Гаммы образуется Семейство чистого мажорного Основного Аккорда. Лидийская Увеличенная Гамма создаёт Семейство слегка более альтерированного увеличенного мажорного Основного Аккорда, а Ли- дийская Уменьшенная Гамма производит Семейство уменьшенного ма- жорного Основного Аккорда также на PMT I. Опускаясь дальше вдоль колонки мажорных Основных Аккордов I-й ступени Таблицы А, можно видеть другие Основные Гаммы, образующие свои, более альтерирован- ные типы мажорных Основных Аккордов на Лидийской Тонике ЛХ Гам- мы (ладовая тоника I). 1 Первым по порядку образования: базовым аккордом одного из восьми PMG ЛХ Гаммы. 36 Вся колонка Семейств Основных Аккордов ладовой тоники I, приве- денных в Таблице А, образует мажорный Первичный Ладовый Тип I Ли- дийской Хроматической Гаммы. PMG – это собрание Семейств Основных Аккордов одного типа, категория, объединяющая весь спектр различно окрашенных Се- мейств Основных Аккордов, выполняющих одну и ту же гармони- ческую функцию. Мы познакомились с семью Первичными Основными Аккорда- ми/ладами Лидийской Гаммы. Они служат основой для первых семи PMG (Первичных Ладовых Типов), перечисленных в левой колонке Таб- лицы А. Восьмой и последний PMG основан Лидийской Увеличенной Гаммой на восьмом звуке Лидийского Хроматического Ряда Ладового Тяготения (нота G# или +V ступень С Лидийской Хроматической Гаммы). 1 Лидийская Увеличенная Гамма – вторая в списке Основных Гамм правой части Таблицы А. Она отличается от Лидийской Гаммы только повышенной пятой ступенью. Таблица А показывает вклад Лидийской Увеличенной Гаммы (увеличенные версии аккордов), внесённый ей в PMG, основанные Лидийской Гаммой. Лидийская Увеличенная Гамма также образует новый Первичный Основной Аккорд/лад на её +V ступени. Этот Первичный Основной Ак- корд/лад – увеличенный 7/ 9/+9/+11 - служит основой восьмому PMG ЛХ Гаммы. Этот PMG, +V увеличенный 7, - гармонический тип, к которо- му изначально принадлежит любой малый мажорный септаккорд с по- вышенной квинтой. Семейство Увеличенного (7) Основного Аккорда +V ЛИДИЙСКОЙ УВЕЛИЧЕННОЙ ГАММЫ Лидийская Увеличенная Гамма звучит в единстве с Семейством уве- личенного 7/ 9/+9/+11 Основного Аккорда, образованного на её +V-й ступени (G# в этом примере). ДО - ЛИДИЙСКАЯ УВЕЛИЧЕННАЯ , ЛАД +V: 1 См. Пример III:10. 37 ОБРАЗУЕТ АККОРДЫ : C Лидийская Увеличенная , Семейство увеличенного (7) Основного Аккорда +V Пример III:10 ОСНОВНОЙ АККОРД/ЛАД ПРОИЗВОДНЫЕ АККОРДЫ G# +5 +9+11 G# +57 G# +5+9 G# +5 G# +5+11 Основной Аккорд G# +5 +9+11 , образованный гаммой С Лидийская Уве- личенная на её повышенной пятой ступени, - это первый и наиболее центростремительный Основной Аккорд своего характерного типа. Вме- сте со своей первичной ладовой тоникой +V ЛХ Гаммы этот Первичный Основной Аккорд служит основой наименее центростремительному из восьми PMG ЛХ Гаммы. Эти восемь PMG, приведенные в левой части Таблицы А, получили на- звания от своих первичных Основных Аккордов. Каждый PMG представ- ляет собой единство Первичного Аккорда и Материнской Гаммы – одну из вертикальных красок звукового спектра равномерной темперации. В левой части Таблицы А дано объяснение процесса, позволяющего определить Первичный Ладовый Тип практически любого аккорда за- падной музыки. Инструкции, приведенные под каждым PMG в Таблице А, информируют музыканта как определить Первичную Материнскую ЛХ Гамму аккорда и, из её дочерних гамм, – Первичную Материнскую Гамму. 1 1 Если вы хотите определить материнскую ЛХ Гамму, вы сначала должны найти в Таблице А PMG аккорда и далее следовать приведенным под ним инструкциям. Левая часть Таблицы А – это её мозговой центр; правая часть – её тело (из Основных Гамм). Включение мозгов Таблицы А (как указано под каждым PMG) непосредственно связывает вас с её телом. 38 Семейство Увеличенного Основного Аккорда I ЛИДИЙСКОЙ УВЕЛИЧЕННОЙ ГАММЫ Здесь мы видим, как Лидийская Увеличенная Гамма добавляет свой собственный I увеличенный Основной Аккорд/лад к PMG I-й ступени Лидийской Хроматической Гаммы. Лидийская Увеличенная Гамма соз- даёт единство в звучании с Семейством Увеличенного Основного терц- децимаккорда +11, расположенного на её Лидийской Тонике, С в этом примере. ДО - ЛИДИЙСКАЯ УВЕЛИЧЕННАЯ , ЛАД I : ОБРАЗУЕТ АККОРДЫ : C Лидийская Увеличенная, Семейство увеличенного Основного Аккорда I Пример III:11 ОСНОВНОЙ ПРОИЗВОДНЫЕ АККОРДЫ АККОРД/ЛАД Лидийская Увеличенная Гамма создаёт увеличенные версии мажор- ного основного и производных аккордов I-й ступени Лидийской Гаммы. Таким образом она вводит увеличенный аккорд традиционной запад- ной музыки в PMG I мажор [альтерированный]. Семейство Основного Аккорда II ЛИДИЙСКОЙ УВЕЛИЧЕННОЙ - Доминантсептаккорд +11 Производный лад II Лидийской Увеличенной Гаммы делает свой вклад в PMG II доминантсептаккорд в виде семейства увеличенных ун- децимаккордов (или доминантсептаккордов с пониженной квинтой). ДО - ЛИДИЙСКАЯ УВЕЛИЧЕННАЯ , ЛАД II : ОБРАЗУЕТ АККОРДЫ : C Лидийская Увеличенная, Лад II, доминантсептаккорд +11 - Семейство Основного Аккорда 39 Пример III:12 ОСНОВНОЙ АККОРД/ЛАД ПРОИЗВОДНЫЕ АККОРДЫ С Лидийская Увеличенная Гамма звучит в единстве со всеми приведенными выше аккордами (Основным и Производными) её Лада II. Семейство Основного Аккорда VI ЛИДИЙСКОЙ УВЕЛИЧЕННОЙ - Минор +7 Лад VI Лидийской Увеличенной Гаммы добавляет минорные аккорды с высокой септимой (Maj 7th) к PMG VI минор [альтерированный]. ДО - ЛИДИЙСКАЯ УВЕЛИЧЕННАЯ , ЛАД VI : ОБРАЗУЕТ АККОРДЫ : C Лидийская Увеличенная, Лад VI, минор + 7 - Семейство Основного Аккорда Пример III:13 ОСНОВНОЙ АККОРД/ЛАД ПРОИЗВОДНЫЕ АККОРДЫ Лидийская Увеличенная Гамма звучит в единстве со всеми минорными +7 аккордамиеё лада VI. 40 Семейства Основного Аккорда III, +IV и VII ступеней Лидийской Увеличенной Гаммы приведены над своими PMT в Таблице А. Лидийская Уменьшенная Гамма Лидийская Уменьшенная Гамма – третья в списке Основных Гамм Таблицы А. Она отличается от Лидийской Гаммы только низкой третьей ступенью ( III или Е до-Лидийской Хроматической), являющейся девя- тым звуком Лидийского Хроматического Ряда Ладового Тяготения. Ли- дийская Уменьшенная Гамма прибавляет уменьшенные версии к семей- ствам Основных Аккордов, первоначально образованных Лидийской Гаммой. Семейство Уменьшенного Основного Аккорда I Производный Лад I Лидийской Уменьшенной Гаммы пополняет уменьшенными аккордами PMG I мажор [альтерированный]. ДО - ЛИДИЙСКАЯ УМЕНЬШЕННАЯ : ОБРАЗУЕТ АККОРДЫ : C Лидийская Уменьшенная, Лад I, Семейство уменьшенного Основного Аккорда Пример III:14 ОСНОВНОЙ ПРОИЗВОДНЫЕ АККОРДЫ АККОРД/ЛАД 1 LYD 2 С Лидийская Уменьшенная Гамма звучит в единстве со всеми приведенными выше уменьшенными аккордамиеё производного лада I. 1 Трезвучие, см. также в Таблице А (прим. В. Иливанова) 2 Септаккорд, см. также в Таблице А (прим. В. Иливанова) 41 Семейство Основного Аккорда II – Доминантсептаккорд 9 Лад II Лидийской Уменьшенной Гаммы вводит версии доминантсеп- таккордов с пониженной ноной в PMG II доминантсептаккорд: ДО - ЛИДИЙСКАЯ УМЕНЬШЕННАЯ , ЛАД II : ОБРАЗУЕТ АККОРДЫ : C Лидийская Уменьшенная, Семейство Основного Аккорда II - доминантсептаккорд 9 Пример III:15 ОСНОВНОЙ ПРОИЗВОДНЫЕ АККОРДЫ АККОРД/ЛАД С Лидийская Уменьшенная Гамма звучит в единстве со всеми (с основным и производными) доминантсептаккордами 9её производно- го лада II. Семейство Полууменьшенного Основного Аккорда VI Лад VI Лидийской Уменьшенной Гаммы добавляет полууменьшенные аккорды к PMG VI минор Лидийской Хроматической Гаммы. ДО - ЛИДИЙСКАЯ УМЕНЬШЕННАЯ , ЛАД VI : ОБРАЗУЕТ АККОРДЫ : C Лидийская Уменьшенная, Семейство полууменьшенного Основного Аккорда VI 42 Пример III:16 ОСНОВНОЙ ПРОИЗВОДНЫЕ АККОРДЫ АККОРД/ЛАД Порядок расположения семи основных гамм в Таблице А от центро- стремительной к центробежной показывает, что семейство полуумень- шенного аккорда находится в наиболее центростремительном ладовом окружении, располагаясь на PMT +IV Лидийской Гаммы. Другими слова- ми, аккорд А-полууменьшенный находится в ближайшем родстве с Е Лидийской [ЛХ] Гаммой – его первичной материнской гаммой – и по- гружается в более интересную, но менее родственную ладовую среду, выступая в роли аккорда VI-й ступени до-Лидийской Уменьшенной [ЛХ] Гаммы. Аккорд А-полууменьшенный в качестве аккорда VI до- Лидийской Уменьшенной Гаммы получает слегка менее центростреми- тельную ОКРАСКУ 9-ТОНОВОГО РЯДА . Такого рода PMT указаны в Таблице А мелкими римскими цифрами +IV и VI рядом с PMG VI и +IV соответст- венно. Мелкие римские цифры справа от каждого PMG Таблицы А назы- ваются Альтернативными Ладовыми Тониками и детально будут рас- смотрены в Главе VI. Семейство Уменьшенного +IV В (Мин. 6 5) Основного Аккорда +IV Лад +IV до-Лидийской Уменьшенной Гаммы образует версии Сdim/F# (F#m 6 5 ) полууменьшенного аккорда +IV-й ступени, образованного Ли- дийской Гаммой. ДО - ЛИДИЙСКАЯ УМЕНЬШЕННАЯ , ЛАД +IV : ОБРАЗУЕТ АККОРДЫ : C Лидийская Уменьшенная, Семейство Основного Аккорда +IV: Лад I dim/+IV в ( минор 6 5) 43 Пример III:17 ОСНОВНОЙ АККОРД/ЛАД Оставшиеся два Семейства Основных Аккордов Лидийской Умень- шенной Гаммы - V и VII-й ступеней – можно увидеть в правой части Таб- лицы А ниже названия этой гаммы. В Таблице А уменьшенный аккорд с терцией в басу помещён над III ступенью Лидийской Уменьшенной Гаммы. Аккорд, расположенный над любой Непервичной Ладовой Тоникой Основной Гаммы ( III, VII, II, IV) рассматриваются как обращения аккордов производного лада I-й ступени соответствующей гаммы. Как мы выяснили, признанными первичными ладовыми тониками Лидийской Хроматической Гаммы являются первые восемь звуков Ли- дийского Хроматического Ряда Ладового Тяготения, представленные в Таблице А вертикальной колонкой из крупных римских цифр. Осталь- ные ступени ЛХ Гаммы ( III, VII, II, IV) не имеют статуса PMT; т. е., служа ладовыми тониками обращений 1 аккордов I-й ступени типа, про- диктованного материнской гаммой, они также служат в качестве доста- точно центробежных ладовых тоник, образуя в равной степени центро- бежные типы аккордов путём наложения на них различных ладов I-й ступени других гамм. Причисление этих центробежных типов аккордов ЛХ Гаммы к Пер- вичным Ладовым Типам уменьшило бы значение и стройность ладовой организации восьми PMG, служащей гармоническим фундаментом ЛХ Гаммы. Такая ладовая организация фактически акцентирует тональную определённость, не исключая существования самой радикальной двена- 1 Т. е. обращений, образованных в результате наложения на эти четыре альтерированные ступени Лидийской Гаммы соответствующих Основных Аккордов I-й ступени в контексте доминирующей ЛХ Гаммы. Например, Сdim/E в рамках Гаммы С Лидийская Уменьшенная. 44 дцатитоновой (атональной) музыки, демонстрируя, до какой степени эти восемь PMG расширяют западный аккордовый спектр 1 . Мы установили, что остальные ступени ЛХ Гаммы ( III, VII, II, IV) выполняют функцию ладовых тоник аккордов, образующихся при на- ложении на них соответствующих ладов I-й ступени. Однако, тоническое значение этих четырёх центробежных ладовых тоник ЛХ Гаммы резко возрастает при сочетании с центробежными того же уровня основными аккордами Доминирующей ЛХ Гаммы. 1 Мажорные, минорные, увеличенные, уменьшенные и доминантсептаккорды. |