Березин С.В. - Профилактика наркотизма. Лисецкий Константин Сергеевич
Скачать 1.37 Mb.
|
«МУХА» Ход игры: вычерчивается на доске или ватмане игровое поле 3х3 клетки. Инструкция: «Представьте, себе что в центре этого поля сидит муха, которая может двигаться по команде из поля в поле в следующих направлениях: “вверх”, “вниз”, “налево”, “направо” и никак больше. Сейчас по очереди вы даете команды по которым муха будет переходить из клетки в клетку. Главное, чтобы муха не выходила за приделы поля. Пройдя тренировояный круг, ведущий переводит игру на новый, невидимый (вертуальный) уровень. Все участники представляя поле в своем воображении, продолжают игру. Будьте внимательны, т.к. в любой момет ведущий может спросить любого участника, где находится муха». Игра проводится в течение 5-7 минут, чтобы она помогла достигнуть рабочего эмоционального фона, но не успела наскучить. В последсвтии можно усложнять игру, увеличивая поле или вводя условия объемного поля – куба. Кроме того, можно вводить несколько мух, каждая из которых будет “собственностью” какого – либо одного участника. Однако важно будет следить за тем, где какая муха находится и с чьей мухой она “встречается”. В случае встречи мух возможно какое – либо задание (наприер, задать друг другу какой – либо вопрос на существующую тему). В этом случае возможен выход на построение реальных отношений между участниками. Условием такой игры должно стать органичение количества мух в 1 поле. В процессе упражнения ведущему следует замечать контактных – дистантных участников, их отношения и проявления. Возможно делегирование роли ведущего одному из участников. Это поможет ведущему скорее стать частью группы. «ХЛОПКИ ПО КРУГУ» Ход игры. Инструкция: «Сейчас мы будем хлопать в ладоши 1 раз, двигаясь по часовой стрелке. Как только я внезапно хлопаю в ладоши 2 раза, то движение хлопка начинается в противоположную сторону». По ходу игры многие участники будут допускать ошибки, на которые следует обращать внимание, например, с помощью следующих вопросов:
Это может служить средством ускорения процессов групповой динамики. «МЯЧ» Ход игры: ведущий дает следующую инструкцию: «Сейчас я загадаю качество, внешнее или внутреннее, и брошу мячик кому – нибудь, из участников, если у того кому я брошу мяч это качество представлено так же, как у меня или так же, как у меня отсутствует, я скажу в первом случае – да, во-втором – нет. Затем тот, кому я кинул мяч, тоже кидает мяч другому. И если и у 1, и у 2 это качество есть, я говорю «да», а если у 1 есть, а у 2 – нет, или наоборот, то я говорю «нет». Задача группы – отгадать, какое качество я загадал». Эта игра может повторяться 3 – 5 раз Важным условием работы группы являются правила, которые задают границы группового взаимодействия. Прежде чем вводить основные правила и принципы групповой работы, необходимо «подготовить» к этому участников. Это можно сделать с помощью следующего текста: «Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Что-то делать с собой мы можем здесь только с помощью друг друга, только через друг друга. Наше общение, то, что мы внесем в групповое пространство, только это и будет помогать пониманию себя. Мы будем узнавать себя через те чувства, которые мы вызываем друг у друга, через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, есть несколько принципов групповой работы». Правило «здесь и теперь»: главным сейчас является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент, т.к. только через актуальные переживания человек может познать себя. На занятиях можно пользоваться только той информацией друг о друге, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт общения не обсуждается и не может предъявляться на занятиях в качестве аргумента. Выходить из помещения во время занятий нельзя. Принцип эмоциональной открытости: если участник думает или чувствует нечто важное в процессе групповой работы, то ему можно сказать об этом, выразить свои чувства, чтобы они стали достоянием группового опыта. Правило «СТОП»: каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно». Это переживание также становится частью группового опыта, что вызывает новые чувства и новые перспективы групповой работы. правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые его бы успокоили, оправдали или, наоборот, обидели. Если давать партнеру по общению искаженную обратную связь, то это может повлечь за собой формирование ошибочного мнения как о себе, так и о других. правило не давать советы: совет, пусть даже необходимый и правильный, трудно выполним, но не потому, что он плохой или нереальный, а потому, что совет- это, во- первых, индивидуальный способ действия, не всегда подходящий для другого человека, а, во- вторых, совет- это ограничение свободы личности другого, что может вызвать неосознаваемую агрессию на советчика. правило «Я- высказывания»: важно чтобы каждый участник говорил любую фразу только от своего имени, т.к. только говоря что- либо от своего имени, можно говорить о своих мыслях и чувствах. правило запрета на диагнозы или оценку: оценка поступка без запроса есть ограничение личностной свободы, порождающее тревогу по поводу возможных в последствии оценок, которые участник может получить от других участников, это может привести к возникновению «закрытости» некоторых членов группы или к стремлению поступать исходя из принципов социальной желаемости, подстраиваться. принцип личной ответственности: всё, что происходит или произойдет с данным человеком в процессе групповой работы - это следствие его личной активности, поэтому находится полностью под его ответственностью. Говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно отвечать лично. Что бы ты ни сделал - это твой выбор, за который ты первый несешь ответственность. принцип личного вклада: чем больше участник проявляет свою активность, чем больше он участвует в групповой работе, тем больше обратной связи он получит, и следовательно, тем больше у него появится возможностей для личностного роста. Все действия, происходящие во время групповой работы, предполагают участие в них каждого участника на равных условиях со всеми. правило конфиденциальности: рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал, - недопустимо с этической точки зрения. Кроме того, групповые процессы должны обсуждаться только в группе, а не за ее пределами. «презумпция здоровья»: участники берут на себя ответственность признать себя здоровыми людьми. принцип «круга»: во время работы каждый участник должен видеть каждого. Говорить на занятии можно только так, чтобы говорящего видел каждый из участников. Кроме того, каждый участник должен находиться в относительно равном положении относительно любого другого участника. принцип инициативы участников: на занятиях обсуждается любая тема, исходя из внутреннего запроса присутствующих. Первоочередной является тема, наиболее актуальная (как в экстренной хирургии: в первую очередь оперируют не того, кого раньше доставили, а по жизненным показаниям). «Жизненные показания» на занятиях соответствуют неосознанной личностной иерархии ценностей участников. принцип включенности: на занятиях нет супервизоров, наблюдателей, «оценщиков». принцип «постоянства»: занятия пропускать нельзя. Пример работы на первом занятии. Группе был задан достаточно простой, но дискуссионный вопрос: «Опиши себя, какой ты человек?» Света, 15 лет: Обыкновенный человек, со своими странностями. Ничего особенного. Ведущий: Тем не менее, есть что – то, что отличает тебя от других людей? Света: Может быть, независимость. Ведущий: Независимость от кого или от чего? Света: Независимость от других людей, от их мнений, претензий. На протяжении всей работы Света демонстрировала свою независимость и даже отстраненность, однако, на самом деле была очень чувствительна к замечаниям и мнениям других участников группы по ее поводу (это было видно по вегетативным реакциям, позе, мимике и другим невербальным проявлениям). Таким образом, возникает возможность увидеть расхождение между той информацией, которую предоставил участник и тем, что он действительно делает. Это позволило сформулировать несколько гипотез:
Очевидно, что эти гипотезы похожи, однако основным их различием является то, что в первом случае независимость - это невротическое образование, а во втором – "болезнь роста", носящая скорее созидающий, чем разрушающий характер. По мере работы могут формироваться и другие гипотезы, которые необходимо проверять и прорабатывать. Важно учитывать, с каким контингентом проводится работа: с обычными подростками, подростками – наркоманами, подростками – правонарушителями, одаренными подростками и т.д. Трудностями могут стать: участник пришел на занятие в наркотическом опьянении, у девушки во время группы началась истерика, один из участников провоцирует ведущего на конфликт и т.д. Каждый из случаев открывает возможность развития группы, если ведущий отнесется к происходящему, показав свое, личностное отношение. Эти рабочие задачи приходится решать уже на первой сессии. Хорошо помогают следующие упражнения. Модификация методики М. Куна «Кто Я?» Ход работы: участники пишут на листочках 10 – 20 (в зависимости от возраста) определений – ответов на вопрос «Кто я?» (5 – 10 минут) После этого проводится работа с полученными ответами, возможная в нескольких направлениях:
Упражнения выполняют диагностическую роль, в результате чего можно строить диагностические и коррекционные гипотезы, разрабатывать индивидуальный план работы с каждым участником. Для обсуждения результатов используются следующие вопросы:
Самораскрытие в процессе выполнения и обсуждения этого упражнения не носит угрожающего характера, но дает интересную, важную информацию для каждого из участников. Первое занятие лучше закончить, обсудив такие вопросы:
Отвечая, участники еще раз проговаривают свои ожидания. Занятие 2. Организмическое (чувственно-телесное) принятие подростком своего имени В подростковом возрасте важно пройти путь самоопределения, который ребенок проходит через выделение себя из окружающей среды. Одним из способов выделения себя является имя. В.С. Мухина называет имя одним из центральных элементов самосознания ребенка, которое в период отрочества претерпевает важные изменения. Имя в период взросления – психологический механизм собственной идентичности. Имя - это социальный знак, указывающий происхождение, семейное положение и другие качества носителя, отличительный признак одного человека от другого. Имя тесно связано с образом Я в структуре Я-концепции и через это влияет на поведение подростка. Э.Берн понимает имя как «послание», имеющее сценарное значение с помощью четырех способов: - Целенаправленно. Наделение ребенка «специализированным» именем, например, именем известного человека, родители «программируют» его жизнь, наделяют его Я-концепцию системой ожиданий, предлагают ребенку определенные обязательства. Сознательное (целенаправленное) называние ребенка (полное имя, кличка, сокращенное имя, ласкательное имя) определяет его самочувствие. Как пишет Э.Берн, «мальчик, которого мать упорно именует Чарльзом или Фредериком и который сам настаивает, чтобы его так называли все сверстники, чувствует себя совсем иначе, значительно увереннее, чем ребенок с кличкой Чак или Фред». Действительно, называть человека можно по-разному, и эта каждая разновидность имени отражает чувства, которые испытывает партнер по общению. Особое значение имеет тот факт, когда ребенка называют именем отца, деда, матери, бабушки и т.д., поскольку наделение ребенка именем родственника (живого или умершего) определяет не только систему ожиданий от его поведения, развития, но и «связь» ребенка с этим родственником, т.к. наделяет этого родственника ролью значимого взрослого. Справляется он с этой ролью или нет, также является фактором, формирующим у ребенка отношение к имени. - По несчастью. Как пишет Э.Берн, некоторые родители, называя ребенка «красивым» именем, «не всегда думают о будущем своих детей». Действительно, «экзотические» имена не всегда могут являться для ребенка предметом гордости, восхищения, поскольку заставляют его «выделяться» из окружающей среды, не давая, впрочем, возможности быть отнесенным к какой-то «именной» группе. Это справедливо как по отношению к детям с необычными для данной культуры именами (мы имеем в виду национальные имена), так и к детям, имена которых связаны с какими-то временными событиями. Например, сейчас, когда подрастают «первые дети» сериалов, появившихся в конце 80-х годов 20 века на экранах телевизоров, эта проблема становится особенно актуальной. С одной стороны, такие имена, как Изаура, Марисоль, Ана-Мария, Диего, Арнольд, Луис дают возможность детям отличаться от других, но, с другой стороны, обостряют конфликт ребенка с группой. Так, множество Наташ, Лен, Кать, Саш, Дим, Петь находятся в данном случае в более «выгодном» положении: они носят «свое» имя, но и имеют в своем кругу одного или нескольких «тёзок», на которых у них есть возможность быть похожим и с которыми есть шанс объединиться в случае необходимости. Получается, что «заочное» отделение ребенка от среды сверстников родителями через имя, лишает подростка возможности самому добиваться автономии, доказывать свою самобытность через имя, в котором есть и сходство, и различие. - Из-за небрежности или легкомыслия. Э.Берн здесь имеет в виду тот факт, что «ласковые прозвища» («малыш», «солнышко», «лапуля», «киса» и т.д.), данные родителями еще в детстве, остаются таковыми на всю жизнь независимо от желания человека, или же настолько встраиваются в образ Я в структуру Я-концепции. Это иногда оказывается для человека значимее своего собственного имени, оставшееся для него «чуждым», «официальным», «неприемлемым». В подростковом возрасте «лапуля», «солнышко» и другие ласковые «имена» становятся для подростка предметом бунта, поскольку не сочетаются с «образом Я-взрослый». Проблема в том, что эти ласковые «имена» подростку чужды, однако другие имена, которые бы воспринимались им как свои, к сожалению, не вписаны в структуру его Я-концепции. Отметим также, что преимущественное называние в семье детей их ролевыми знаками, т.е. «сын» (сынок, сыночка, сынуля) или «дочь» (доча, дочурка, доченька), а не именами, имеет значение в период сепарации подростка от родителей, поскольку заведомо определяет их не как отдельных, независимых личностей, а людей, исполняющих роли «сына» или «дочери». - Из-за неизбежности. Как пишет Э.Берн, при выборе фамилии родители не имеют свободы выбора сами и передают ее своим детям. Отношение к фамилии транслируется как семейная традиция, однако, существует ряд других факторов, влияющих на восприятие ребенком своей фамилии. Во-первых, как уже было показано выше, существует фактор знаменитости: отношение к фамилии диктуется отношением к известным людям, носящим такую же фамилию. Во-вторых, имеет влияние распространенность или необычность фамилии. В-третьих, немаловажно «значение» фамилии, ее благозвучность или «неприличность». И, наконец, отношение к фамилии может быть обусловлено отношением к культуре, этнической группе, принадлежность к которой содержится в фамилии. Итак, отношение к имени формируется в процессе взросления. Большое влияние на отношение подростка к имени играют значимые люди: родители, учителя, сверстники, братья и сестры, другие члены семьи. В кругу общения подросток слышит разное к себе обращение: это и ласкательное, и «одергивающее», детские имена и нежные прозвища, сложные словосочетания и клички, оценивающие индивидуальные свойства ребенка или обесценивающие его самого. Цель: определение отношения к собственному имени, осознание чувственно-телесных переживаний, связанных с именем. Задачи:
Основные понятия:
Ход работы. Работа начинается с вопроса «Как ты выделяешь себя из окружающей среды?» Возможные варианты ответов:
Текст для ведущего: «Несомненно, мы имеем свою линию поведения, поэтому и отличаемся от других людей. Однако давайте вспомним, с чего начинается отделение себя от других? Ребенка называют, зовут по имени, окликают и т.д. Как тут уже говорили, маленькие дети уже знают, кто они, как их зовут. И если вам задать вопрос: «Кто ты?», то большинство из вас наверняка назовет свое имя, чтобы обозначить, кто же он.… Сегодня мы поговорим об имени, что оно для вас значит, нравится оно вам или нет, помогает оно или мешает жить.… Наше имя, то, как мы его произносим, как произносят его другие, близкие или чужие люди, влияет на то, как мы себя чувствуем. … Наверняка, у каждого из вас есть имя, которым вы позволяете называть очень узкий круг близких и родных вам людей. С другой стороны, есть имя, которое как бы «официальное», «дежурное», которое существует независимо от ситуации, настроения, роли. Сейчас представьтесь тем именем, которое ближе вашему состоянию, настроению … тем именем, которым бы, как вам хотелось, чтобы вас здесь называли. … Прислушайтесь к своему имени. … Как оно звучит для вас? Может, как-то ласково? … Или наоборот, «одергивающе»? … А может нейтрально? …» Далее участникам предлагается по кругу рассказать о своем имени, обращая внимание на то, есть ли история имени, кто принял решение именно так назвать, как в детстве называли, какое самое яркое событие в жизни связано с именем и т.д., упоминая мифы, легенды, связанные с именем. Затем дается задание написать это имя на визитной карточке и передавать карточку по кругу, чтобы каждый другой участник написал рядом с этим именем то имя, которое, как он считает, больше подходит первому участнику. Когда на визитной карточке каждый участник напишет имена для каждого участника, задается следующий вопрос. «Сейчас вы получили свою визитную карточку, на которой написаны имена, которые, как кажется другим, вам идут. Посмотрите, какие это имена.… Нравятся ли они вам… Может быть, там есть имена, которые, как вы считаете, на вас похожи… или которые на вас, наоборот, не похожи.… Выберете имя, которое вас удивило. Расскажите, чем оно удивило.… Почувствуйте себя с новым именем. ... Попробуйте понять, что вы потеряли, что приобрели с этим именем»:
«Теперь напишите его на новой визитке и прикрепите на грудь. …. … А теперь мы попробуем познакомиться заново. Для этого мы используем мяч. Сейчас я кину мяч тому, как мне кажется, со мной похож, и назову то качество или черту, которой, как я считаю, мы похожи. И конечно, не забуду назвать его новым именем. Итак, кидаю мяч, называю имя, называю качество. Потом тот, кому я кинула мяч, кидает мяч другому человеку и так далее». В процессе этого упражнения происходит «принятие» себя в другом качестве, изменение образов Я, связанных с именем, в структуре Я-концепции, выход «за пределы» ограниченности собственными «мифами», ожиданиями других и т.д. По ходу упражнения корректируются иррациональные установки, эмоциональные реакции, стратегии поведения. В конце этого упражнения каждый «возвращает» себе свое имя, может быть, изменив его звучание, акцент, интонацию и т.д. Главное, чтобы имя соответствовало состоянию. - Да… побыла я сегодня Ниной… хотя была Людой всегда.… Наверное, я все-таки, Людмила. Как-то вот Людмила – это мое, а Люда – мало слишком для меня…
- Не люблю я свое имя. Хотя с другим еще хуже. … Как будто вообще ничего моего не осталось. … Вот мне понравилось, когда меня называли, как будто обращаясь, - Лен. Наташей быть было интересно, пыталась быть на тебя похожей (ведущую зовут Наташей). … А вот сейчас чувствую, что вроде и Леной быть неплохо…. Да… Буду привыкать любить свое имя. Завершение сессии происходит с помощью обсуждения новых мыслей и чувств по поводу своего имени. |