литература. Литература СОО (ДО, СпДО, ПНК, КП, ПДО, ДОУА, 2 часть) Практичес. Литература 1920х вв
Скачать 40.42 Kb.
|
Дисциплина: Литература Практическое задание 5. «РПЗ. ПД.01 Литература СОО 2 семестр» Практическое занятие №5 (2 часа) Тема: Литература 19-20-х вв. Выполнил: Обучающаяся Сущинская Влада Максимовна Преподаватель: Черненко Наталья Михайловна Задание 1. (максимальное количество баллов – 4 баллов) Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции, рифмы, изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры)). Слышу ли голос твой Звонкий и ласковый, Как птичка в клетке, Сердце запрыгает; Встречу ль глаза твои Лазурно-глубокие, Душа им навстречу Из груди просится, И как-то весело, И хочется плакать, И так на шею бы Тебе я кинулся. Ответ задание 1 Это стихотворное посвящение личного, интимного характера. В нем М. Лермонтов высказывает чувство, отличающееся простотой, глубиной и человечностью (оно лишено манерности, игры, подчеркнутой «поэтичности»). Автор стремится выразить неподдельность и правдивость своего чувства, поэтому его цель – избежать искусственности, избитых слов, усложненности, добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания. Незамысловатый характер образов (сравнений, эпитетов, традиционных метафорических оборотов). Разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие «поэтической» лексики. синтаксическое подобие (параллелизм) первых двух четверостиший, анафора, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и др. Следует отметить отсутствие рифмы («белые стихи»), выбор формы стихотворения с короткими строками. Может быть отмечен непостоянный и нечеткий характер стихотворного метра, усиливающий впечатление «разговорности» текста и также напоминающий о метре народных песен. Задание 2. (максимальное количество баллов – 4 баллов) Прочитайте стихотворение в прозе И. Тургенева «Воробей». Выполните комплексный анализ прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа. Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Ответ задание 2 В «Воробье» есть два главных героя, которые играют очень важную роль в раскрытии смысла произведения. Первое главное действующее лицо – это охотничья собака Трезор. Трезор сначала кажется беспощадным, не знающим жалости псом. А оказалось, что он очень глубоко чувствует материнскую любовь. Он ошеломлён тем, что такая маленькая птичка такая смелая и гордая. А второе действующее лицо – это мать птенчика, которая не испугалась этой огромной собаки и ринулась на помощь, рискуя своей жизнью ради своего птенчика. Она сразу, не задумываясь, бросилась защищать своего детёныша. Этот поступок показывает, что она очень сильно любит своего птенчика. Это действие автор передаёт очень ясно и понятно, что на земле нет ничего сильнее, чем материнская любовь. Мы видим, что в душе собаки борются два чувства: первое – это чувство гончей, увидевшей добычу, второе – признание силы материнской любви. И Трезор уходит смущённым. Автор в этом произведении приписывает собаке человеческие качества: Трезор останавливается, пятится, смущается, признавая силу любви. Идея стихотворения в том, что любовь сильнее смерти и страха смерти, что только её, любовью, держится и движется наша жизнь. Это чувство присуща не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь. Видно, что автор очень любит жизнь, природу, животных. Ведь животные – наши соседи на Земле. Этот жанр хорош тем, что основные жизненные принципы, вопросы, проблемы даются и решаются в поучительной, лёгкой и доступной форме. Когда читаешь стихотворение в прозе, то кажется, что надо разгадать какую-то загадку. И читателю хочется разгадать её, понять, что хотел сказать и донести до нас автор. Прочитав произведение, я поняла очень многое. Например, то, что на земле мы не одни, что кроме нас есть и другие живые существа и то, что они тоже знают, что такое материнская любовь. Материнская любовь – это самая сильная любовь на всём белом свете. Задание 3. (максимальное количество баллов – 3 баллов) Напишите размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка» (90–150 слов) на примере произведений 19–21 вв. Форма размышления – эссе (на плагиат проверяется). Ответ задание3 Белеет парус одинокий Лермонтов. Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями. «Парус» — стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нем своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель все время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причем в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передается чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» четко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения. Центральный образ стихотворения — это и реальный парус, что «белеет в тумане моря голубом», и одновременно человек с определенной судьбой и характером. Парус углубляется в просторы морской стихии. Это внешний сюжет стихотворения. Другое движение связано с нашим пониманием тайны паруса. от вопросов 1 строфы к сочувственным восклицаниям второй, от них к узнаванию самого страстного и заветного желания паруса и оценке этого желания. В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет. не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы: Что ищет он в стране далекой, Что кинул он в краю родном? Антитеза ищет — кинул, далекой — родном вводит в стихотворение контраст. который служит основой композиции в данном произведении. Стих звучит легко и плавно, передаётся легкое колыханье морской волны во время штиля.Природа в этом стихотворении очень живописна. Задание 4. (максимальное количество баллов – 3 баллов) Какие черты художественного мастерства свойственны Ф. Достоевскому, А. Чехову, Л. Тостому, Б. Пастернаку, А. Солженицыну? Можно ли определить доминантную черту его стиля, приведите примеры произведений. (По каждому автору записать не более 5 сложных предложений). Ответ задание 4 Творчество Достоевского во многом опирается на его опыт. Роман «Игрок» (1866) вместил в себя переживания Достоевского связанные с потерей жены, а также со страстной любовью к А. Сусловой и весьма болезненным с ней разрывом. В 1873 г. начинает работать над «Дневником писателя», с 1876 г. он выходит,как самостоятельное произведение. В 1875 г. увидел мир роман «Подросток».Любимым местом отдыха и работы Достоевского был поселок Старая Руса недалеко от Великого Новгорода. Здесь писатель работал над своим последним романом, который остался незаконченным «Братья Карамазовы». Творческая деятельность Чехова является неповторимым явлением в русской литературе, поскольку представляет собой сочетание доброго и грустного юмора, трагические ноты и мягкую лиричность, а также особый способ раскрытия вечных для человеческой жизни проблем. Результатом чеховского путешествия становится литературный труд под названием «Остров Сахалин», а также многочисленные рассказы, темой которых является исследование лейтмотивов личностной психики человека, а также его душевного состояния. Среди произведений данного периода чеховского творчества, насчитывающие более ста пятидесяти сочинений, выделяются небольшие новеллы «Дама с собачкой», «Ионыч», «Крыжовник», «Палата № 6», в которых прослеживаются писательские размышления о человеческих судьбах, а также роли чувства любви на жизненном пути людей. Лев Толстой – уникальный писатель в русской литературе.С творчеством Л.Толстого кратко мы знакомились в школе, читая его автобиографические повести : «Детство», « Отрочество», «Юность» ( 1852 – 1857). В них писатель обрисовал процесс формирования своего характера, отношения к окружающему миру и себе. Главный герой Николенька Иртеньев — искренний, наблюдательный, любящий правду человек. Взрослея, он учится разбираться не только в людях, но и в себе. Литературный дебют был удачным и принес писателю признание. Творчество Пастернака Делом жизни Пастернака становится поэзия. В 1922 году выходит его 1-я книга «Сестра моя жизнь». С этой книги Пастернак становится заметной фигурой в кругу поэтов. Опубликовав в 1923 году сборник "Темы и вариации", Борис Леонидович начинает работу над новым автобиографическим романом в стихах «Спекторский», опубликованном в 1925 году. В 20-е годы поэт пишет поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», а также создает цикл стихотворений «Высокая болезнь». В 1928 году у Пастернака появляется идея создания книги «Охранная грамота», которую он заканчивает два года спустя. В 1930-е занимается в основном переводами, оставив собственное творчество из-за отсутствия вдохновения. Хотя, посетив Кавказ в 1931 году, свой восторг от южного края писатель выражает в цикле стихов "Волны", отрывки из которого впоследствии войдут в книгу «Второе рождение». В начале 1941 года Борис Леонидович окончательно преодолевает творческий кризис, результатом чего становится произведение "Переделкино". "Доктор Живаго" Борис Леонидович пишет долгие годы, завершив роман только в конце 1950-х. Пастернак сам оценивал это произведение как вершину своего творчества. Во время написания «Доктора Живаго» Пастернак несколько раз менял название, рассматривая другие варианты: «Свеча горела», «Мальчики и девочки», «Смерти нет», «Опыт русского Фауста». За границей Пастернака удостоили Нобелевской премии за достижение в области литературы (1958г.), но на родине "Доктор Живаго" вызвал бурную критику со стороны советской власти. Автора упрекали не только в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», но и требовали перестройки самой идеи произведения. Писатель Солженицын является одним из выдающихся русских литераторов и общественных деятелей, признанный советской властью диссидентом, в результате чего много лет провел в местах лишения свободы, а после хрущевской оттепели был вынужден эмигрировать за рубеж под давлением органов безопасности, угрожающим его жизни, вернувшись лишь в конце двадцатого века по приглашению Президента России Бориса Ельцина. Художественными методами, используемыми писателем при создании собственных сочинений, являются формы реализмоцентризма и гносеологоцентризма, выражающиеся в изображении реальности происходящего и крайней степени соответствия историческим фактам, которые с точки зрения писателя подчеркивают адекватную форму постижения жизненной правды.Литературная деятельность писателя во многом посвящается глубоко интересовавшей его тематике об истории Октябрьской революции, Первой и Второй мировых войнах, а также описанию периода репрессий в стране, который он переживает и в собственной жизни. Наиболее яркими и значимыми произведениями по данной проблематике являются роман «Архипелаг ГУЛаГ», роман-эпопея «Красное колесо», повести «Люби революцию», «В круге первом», рассказ «Один день Ивана Денисовича». Творческие работы писателя характеризуются отличительной особенностью в виде изображения масштабных эпических сцен, а также использования в качестве персонажей произведений реально живших людей, скрытых под вымышленными именами. Задание 5. (максимальное количество баллов – 4 баллов) Выполните целостный анализ отрывка из предложенного произведения И. А. Бунина, опираясь на данные после него вопросы. Помните, что оценивается глубина постижения текста, умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства; стиль, композиционная стройность и речь письменного ответа. Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст. В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полу поднятым верхом…На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке…, а в тарантасе стройный старик военный … в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами…, взгляд был тоже вопрошающий, строгий и, вместе с тем, усталый. Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы. - Налево, ваше превосходительство, - грубо крикнул с козла кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево. В горнице было тепло, сухо и опрятно… Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его … слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы: - Эй, кто там? Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная… - Добро пожаловать, ваше превосходительство, - сказала она, - покушать изволите или самовар прикажете? Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил: - Самовар. Хозяйка тут или служишь? - Хозяйка, ваше превосходительство. - Сама, значит, держишь? - Так точно. Сама. - Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя. Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь. - И чистоту люблю, - ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич. Он быстро выпрямился, раскрывая глаза, и покраснел. - Надежда! «Ты?» —сказал он торопливо. - Я, Николай Алексеевич, - ответила она. - Боже мой, боже мой, - сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. – Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять? - Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю? - Вроде этого… Боже мой, как странно! - Что странно, сударь? - Но все, все… Как ты не понимаешь! Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить: - Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах? - Мне господа вскоре после вас вольную дали. - А где жила потом? - Долго рассказывать, сударь. - Замужем… не была? - Нет, не была. - Почему? При такой красоте, которую ты имела? - Не могла я этого сделать. - Отчего не могла? Что ты хочешь сказать? - Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила. Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал. — Вот проходит, мой друг, - забормотал он. - Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. - Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело. И. А. Бунин Опорные вопросы для анализа текста 1. В чем выражается художественная особенность прозы Бунина? 2. Какой эпический жанр и с какой целью писатель избрал для своего произведения? 3. Какой пафос (авторское настроение) преобладает в произведении? 4. Что является главной темой произведения? 5. Какие средства художественной изобразительности позволяют охарактеризовать героев произведения? Ответ задание 5 В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые «дорогие» переживания. Именно такие «тёмные аллеи» имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря. Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше. Отличительной особенностью рассказа Бунина «Темные аллеи» является изображение темы любви, которая представляется автором как трагическое и роковое событие, ушедшее безвозвратно вместе с дорогим, светлым и прекрасным чувством. Любовь в рассказе представляется в образе лакмусовой бумажки, способствующей проверке человеческой личности в отношении силы духа и нравственной чистоты. Написан рассказ 20 октября 1938 года. Произведение — это небольшое по объёму, занимает около четырёх страниц, но вмещает в себя не одну человеческую жизнь. Сюжет рассказа прост: встречаются два человека после тридцатилетней разлуки и вновь расстаются, скорее всего уже навсегда. Действие происходит «в холодное осеннее ненастье на одной из больших тульских дорог». Главные герои – Николай Алексеевич – «стройный старик военный», у него «красивое удлинённое лицо с тёмными глазами», и Надежда – «чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку». Прошло много лет с тех пор, когда они в последний раз виделись. Когда-то Николай Алексеевич был дворянином, а Надежда – служанкой. Оба были молоды. Сейчас к ним пришла старость. Теперь он «стройный старик военный, ещё чернобровый, но с белыми усами», она «тоже ещё красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку». Наконец узнав друг друга, они вспоминают об их любви. Оба признают, что после расставания и Николай Алексеевич, и Надежда на всю жизнь сохранили друг друга в сердце. Надежда так и не вышла замуж за другого. Жена Николая Алексеевича сбежала, сын вырос негодяем. У обоих судьба не сложилась. Николаю Алексеевичу тяжело вспоминать отношения с Надеждой, потому он скоро уезжает с её двора. Но мысли о ней не покидают его. «Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Тут Николай Алексеевич качает головой. Видимо, мнение света о таком браке он уж не раз представлял… Сам И. Бунин считает, что любовь не знает социальных различий, но порою жизнь диктует свои условия. Я поддерживаю мнение автора. Порою разница в положении играет решающую роль в отношениях людей. Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке. Основные события – диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: «всё проходит, но не всё забывается». В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что «всё проходит». Именно так прошла и его жизнь: бессмысленно, безрадостно, впустую. Внимательно прочитав рассказ, можно понять позицию автора. Не оправдывая своего героя в том, что он так безответственно и жестоко поступил с девушкой, писатель пытается объяснить причину расставания влюблённых. По мнению автора, на этот шаг героя рассказа толкнули сословные предрассудки, разница в воспитании и образовании. Нельзя не согласиться с точкой зрения И. А. Бунина. С одной стороны, различия в социальном уровне часто мешают взаимопониманию людей и созданию крепкой семьи. Но, с другой стороны, бывают исключения. Построение отношений — сложный и очень тонкий процесс. Необходимо быть терпеливыми и внимательными друг к другу, поддерживая и помогая, прощая какие-то промахи и ошибки. Всему можно научиться, если захотеть. Только так можно создать крепкую семью. От нас самих зависит наше счастье. Тема рассказа «Тёмные аллеи» И.А.Бунина – любовь, потерянная, забытая в прошлом; разбитые судьбы, тема выбора и его последствий. В рассказе автор использует цитаты из других текстов, сравнения, метафоры и эпитеты, употребляет пословицы и фразеологизмы. В рассказе превалируют сложные и осложненные предложения, часто с субъективным порядком следования компонентов. Фразеологизм «пеняй на себя» повторяется трижды. «Всё проходит, да не всё забывается» - подобный прием делает более яркой и образной речь персонажей. Антитеза: «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело». Николай Алексеевич «ещё чернобровый, но с белыми усами» и бакенбардами (контраст), высокий, стройный; взгляд его «строгий и вместе с тем усталый». Надежда – «темноволосая, тоже чернобровая и тоже красивая не по возрасту»,«женщина, лёгкая на ходу, но полная» (контраст). Сравнение: «…женщина, похожая на пожилую цыганку…» и т. д. Употребление метафор: «темные аллеи», «потерянная любовь». Эпитеты: «холодное осеннее ненастье», «на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями», «тарантас с полуподнятым верхом». В горнице «тепло, сухо и опрятно»; «темноликий мужик»; «история пошлая, обыкновенная»; «темноволосая», «чернобровая», «ещё красивая не по возрасту женщина». Инверсия: «…никогда я не был счастлив в жизни…», «…не могла я этого сделать…». В самом рассказе цитата из Библии: «Как о воде протекшей будешь вспоминать» (Книга Иова). Употребление пословиц: «Мертвых с погоста не носят». Задание 6. (максимальное количество баллов – 4 баллов) Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания: Я покинул родимый дом Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старую грусть. Золотою лягушкою луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет Голубую Русь Старый клен на одной ноге, И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож. 1918г. Вопросы для письменного анализа: а) В чём особенности композиции (построения) стихотворения? б) Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой? в) Какие словесные изобразительные и выразительные детали кажутся вам особенно значимыми? Объясните роль этих деталей для понимания стихотворения. г) Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат? Ответ задание 6 История создания – стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село Константиново, в котором родился и вырос, в нём отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта. Стихотворение отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней. Композиция – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который «стережёт голубую Русь», так любимую Есениным. В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго ещё «петь и звенеть пурге». Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: «тот старый клён головой на меня похож». Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной. Стихотворение состоит из четырёх строф по четыре строчки (катрен). Поэт использует разные виды рифмы: точную (дом – прудом, воде – бороде), неточную (Русь – грусть, в нём – клён), мужскую – ударение всегда падает на последний слог: дом, Русь, прудом, грусть, луна, воде и так далее. Рифмовка – перекрёстная, рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки. Жанр– произведение относится к жанру лирического стихотворения. Стихотворный размер – произведение состоит из четырёх строф, представляющих собой четверостишия, написанные анапестом (трехсложный размер с ударением на последний слог), используется точная и неточная, мужская рифма, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ. Метафоры: «березняк над прудом теплит…», «кто листьев целует дождь», «седина у отца пролилась в бороде». Олицетворения: “долго петь и звенеть пурге”, “Стережёт голубую Русь старый клён на одной ноге”. Эпитеты: “голубую Русь”, “старый клён”, “на тихой воде”. Сравнение: “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “Словно яблонный цвет, седина”. Интересным представляется способ, который характерен для Есенина как поэта. Он ассоциирует себя с природой. В данном случае – с деревом: “…тот старый клён головой на меня похож”. Такой приём не только отражает привязанность, неотделимость поэта от природы, русской земли, родины, но и рисует нам образ самого поэта. При этом он кажется старым, много пережившим, трудно представить, что это стихотворение написано 23-летним поэтом, молодым ещё человеком. Обращаемся к фонетическому уровню, описываем звуковой строй строф (присутствует аллитерация – обилие сонорных согласных создает атмосферу лиричности). Для Есенина всегда был важен образ, его точность, поэтичность и эмоциональность – эти три компонента и создают эффект всепроникающего лиризма. Обращаемся к оставшимся двум строфам, обращаем внимание на изменение интонации. (Восклицательное предложение «Я не скоро, не скоро вернусь!» обрывает лиризм предыдущих строф – звучит как крик отчаяния, тоски. Такое настроение создают повтор и максимально простая структура предложения. Отмечаем, что вместе с этим воистину криком души, в стихотворении появляется мотив пурги. Лирический герой оставляет дом, родину и становится одинок. Одиночество Есенина объясняется его трагической открытостью миру, предельностью эмоций, чувств, их разноплановостью, а зачастую и полярностью. Задание 7. (максимальное количество баллов – 3 баллов) В каких произведениях русских писателей, поэтов звучит военная тема и что сближает эти произведения с «Тихим Доном» М. А. Шолохова? Перечислите не менее 5 произведений, укажите автора, обоснуйте свой ответ. Ответ задание 7 Военная тема звучит во многих произведениях отечественной литературы. С шолоховским «Тихим Доном» можно сопоставить «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина и «Войну и мир» Л.Н.Толстого. Во всех трёх произведениях войны представляется трагедией. Так, во всех произведениях показано, насколько больно и тяжело терять близких во время войны. Мелеховы теряют Петро, и горе от того, что муж, сын и брат убит, велико. Дарья и Ильинична «воют» несколько дней после смерти Петро, а позже Дарья даже мстит убийце мужа, не задумываясь о том, что сама лишила человека жизни. «Бессмысленный и беспощадный» русский бунт оставляет сиротой Машу Миронову. Бунтовщики-казаки вешают капитана Миронова, когда он отказывается присягнуть Пугачеву. В историческом романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин рассказал о бесчинствах, происходящих после завоевания Пугачевым крепости. Бандиты убивали мирных жителей, грабили имущество и занимали их дома. Так и в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» красноармейцы пришли «на Мелеховский баз», застрелили собаку и угрожали Григорию. В обоих произведениях показан беспредел военных, от которого страдают простые люди. В поэме А. А. Блока «Двенадцать» рассказано о революции, которая приносит людям только смерть и страдания. Красногвардейцы из «Тихого Дона» также пугают жителей, портят их имущество и убивают. В обоих произведениях революционеры не помогают людям, а лишь делают их жизнь тяжелее. Во всех приведённых произведениях военное время приносит страдание мирным жителям. Война в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» представлена как стихия, разрушающая семьи и судьбы не только непосредственных участников боевых действий, но и мирных людей. Военная тема также звучит в произведениях А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и Л. Н. Толстого «Война и мир». Вспоминая события Пугачевского восстания, главный герой «Капитанской дочки» говорит: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Эта глава в истории России представлена в романе как национальная трагедия и безжалостная, сродни гражданской, война. Здесь, так же, как и в романе-эпопее М. А. Шолохова, население одной страны разделяется и ополчается друг против друга, начиная безжалостно убивать таких же людей, как они сами. Однако в «Тихом Доне» война приносит результат: власть действительно сменяется и устанавливается на территории всей страны. В то время как Пугачевский бунт в «Капитанской дочке» лишь создает прецедент, но не приводит к реальным изменениям в политическом устройстве государства. Л. Н. Толстой в «Войне и мире» так же, как и М. А. Шолохов в «Тихом Доне» стремится показать влияние войны на личность человека. Она вырывает Григория из привычной и мирной жизни. С этого момента сама история начинает диктовать повороты судьбы главного героя. Под влиянием войны и революции он начинает задумываться о философских вопросах и понимает, что правда жизни все-таки лежит в семье, родной земле и труде, а не на стороне красных или белых. Мировоззрение Андрея Болконского в романе-эпопее Л. Н. Толстого тоже трансформируется в ходе военных событий. Он восхищался личностью Наполеона и мечтал найти свой «тулон» и обрести славу. Но познав ужасы войны и увидев ее обратную сторону, осознал, как ничтожны были его интересы по сравнению «с тем высоким, справедливым и добрым небом». Но если Л. Н. Толстой повествует о войне между двумя народами, то М. А. Шолохов демонстрирует события еще более ужасной – братоубийственной гражданской войны. Трагедию военного времени отразил Л. Н. Толстой и в «Севастопольских рассказах», в которых автор описал события Крымской войны, «ужасные, поражающие душу зрелища». Невозможно спокойно читать о том, как молодые ребята, женщины теряют на фронте руки и ноги, как равнодушно бросают фельдшера отрезанные части тела в угол, как в страданиях погибают люди, издавая жуткие стоны и вопли. Л. Н. Толстой, как и М. А. Шолохов, в очередной раз доказал: война несет боль, горе и смерть. М. А. Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов теряет на войне всех близких и родных. У него нет больше жены, дочерей. Единственной надеждой для него является сын, с которым он мог бы жить в дальнейшем, но и тот погибает в самые последние дни Великой Отечественной Войны. Андрей Соколов переживает действительно трагедию жизни, у него никого нет, и он одинок. Его глаза «усыпанные пеплом», становятся свидетельством страшной обреченности души. Ильинична тоже теряет родных в годы войны. Её мужа и сына, Петро, больше нет в живых. Она испытывает скорбь и невыносимую боль от этой трагедии и от осознания того, что больше никогда их не увидит. Тем не менее, Андрей Соколов обретает новый смысл жизни, выбирается из этой всепоглощающей тоски и боли. Он усыновляет мальчика Ванюшу и теперь посвящает себя ему. Ильинична же, напротив, хоть и получает поддержку от окружающих, но до конца дней фактически остается одна. Тема войны — одна из самых животрепещущих тем в русской литературе. В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» показаны масштабные военные действия в период войны русско-австрийской войны и войны 1812 года. Герои Толстого, как и герои шолоховского «Тихого Дона», преодолевают тяжелейшие испытания, переосмысливают многие аспекты жизни, узнают мир по-новому. Пьер Безухов и Андрей Болконский побывали на войне. Война кардинально изменила их судьбу так же, как гражданская война изменила жизнь Григория Мелехова. И Шолохов, и Толстой на примере своих героев говорят, что война — страшное испытание, противоестественное природе человека, нормальному миропорядку. Человек и война в русской литературе показана у В. Быкова «Сотников», В. Гроссмана «Жизнь и судьбы», В. Кондратьев «Сашка» и др. Изображение войны как человеческой трагедии; проблема нравственного выбора; психологизм; деромантизация, преодоление парадного представления о войне и воинском подвиге, антиэстетизм; гуманизм; патриотизм. Таким образом, во всех проанализированных выше произведениях военная тема обладает особым звучанием, однако их объединяет одна мысль – любая война является бессмысленной и ломающей судьбы людей. |