Главная страница
Навигация по странице:

  • Средства выразительности Пушкин использовал для выражения своей мысли широкий поэтический арсенал. В этом произведении очень много метафор

  • Жанр, направление, размер

  • Темы, настроение и проблемы

  • Бессмертие и историческая память

  • Настроение стихотворения

  • Средства выразительности

  • Обучение анализу стихотворения. Литература 9 класс 06. Литература 9 класс 06. 12. 2021г. Тема. Р. р. 4


    Скачать 26.43 Kb.
    НазваниеЛитература 9 класс 06. 12. 2021г. Тема. Р. р. 4
    АнкорОбучение анализу стихотворения
    Дата04.09.2022
    Размер26.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛитература 9 класс 06.docx
    ТипЛитература
    #661799

    Литература 9 класс 06.12.2021г.

    Тема. Р.р.4. Обучение анализу стихотворения

    Цель: учить учащихся самостоятельной работе с книгой, самостоятельному мнению; учить анализировать лирическое стихотворение; развивать устную речь,

    А. С. Пушкина живо интересовала тема поэзии и места поэта в мире и обществе – одна из классических тем искусства, впервые поднятая в текстах древнегреческих поэтов. В ранних стихотворениях о поэзии Пушкин следовал романтической традиции, однако со временем его позиция становилась более глубокой, он размышлял о взаимоотношениях поэта с читателем, о природе поэтического дара и его назначении. Эти размышления нашли отражение в лирике Пушкина, а своеобразным подведением итогов стал гордый, написанный всего за несколько месяцев до смерти «Памятник».

    Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” примечательно тем, что написано оно всего за несколько месяцев до трагической гибели Пушкина. 

    История создания

    Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Романовича Державина, с другой, – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина ещё со времён лицея. Спустя год после его написания поэт умрёт от раны, полученной на дуэли с Дантесом, поэтому данное стихотворение называют духовным завещанием “солнца русской поэзии”. Считается, что он предчувствовал гибель и знал, что этот момент наступит скоро, так что изложил свои взгляды на поэзию, какими они были на тот момент.

    При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано – оно увидело свет только в 1841 году, отредактированное Василием Андреевичем Жуковским. Напечатали его не в журнале, а в сборнике стихов – первом, изданном уже после гибели поэта.

    Тема

    Главная проблема, которую поставил поэт, – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.

    Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключённой в “заветной лире”. Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только Богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей. Очень важная строка – “обиды не страшась, не требуя венца”, которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, что самое важное, – не требовать признания своих заслуг.

    Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта и поэзии.

    Композиция

    Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причём для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны шестистопным ямбом, четвёртая же – четырёхстопным.

    Сначала поэт говорит о том, что творец выше своего времени, потом мысль переходит на его назначение – пробуждение добра в людях, восславление свободы, проявление милосердия. Завершающая, пятая строфа, наставляет “музу”, то есть тех, кого она посещает, быть равнодушными к земному признанию, слушаясь только бога.

    Жанр

    Это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что ещё больше подчеркивается использованием разнообразных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя твёрдую творческую и человеческую позицию, поэтому такой жанр подходит лучше всего.

    Средства выразительности

    Пушкин использовал для выражения своей мысли широкий поэтический арсенал. В этом произведении очень много метафор – “памятник воздвиг нерукотворный”, “не зарастёт народная тропа”, много и других выразительных средств и образов. Так, в произведении есть такие стилистические фигуры, как антитеза – “хвалу и клевету” – и анафора – “что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу”; инверсии – “главою непокорной”, “и славен буду я…”; есть такие тропы, как эпитеты – “памятник нерукотворный”, “народная тропа”, “гордый внук славян”, “жестокий век”.

    Четвертая строфа, очень важная для понимания того, какую роль в русской поэзии отводил себе Пушкин, выделяется именно за счёт анафоры, в то время как последняя выделяется с помощью обращения “о муза” – на самом деле поэт обращается не к самой музе, а к тем, кто творит с её помощью. Он показывает, какой видит идеальную поэзию: свободной от человеческих слабостей и повинующейся только высшему суду, то есть Богу.

    История создания

    Стихотворение А. С. Пушкина «Памятник» по теме восходит к оде Горация «К Мельпомене», именно из нее взят эпиграф, помещенный поэтом перед текстом. Первый перевод оды Горация на русский язык принадлежит М. В. Ломоносову, позже свой вариант представил Г. Р. Державин. Каждый поэт не просто переводил древний текст, а пытался выразить, как он понимает и видит роль поэта и значение поэтического дара.

    Свой вариант такого осмысления предлагает и Пушкин. Стихотворение «Памятник» он пишет в 1836 году, за несколько месяцев до своей трагической гибели, находясь в тяжелейших условиях: произведения поэта запрещаются и подвергаются жесткой цензуре, публика выражает недовольство его творчеством, недоброжелатели распускают слухи о неверности его молодой жены. Поэт переживает глубокий кризис, появляется необходимость подведения некоторых итогов. Он черпает идеи из текстов своих предшественников, но при этом создает оригинальное произведение, в котором находят выражение его личные поэтические и философские размышления.

    Оригинал стихотворения был найден уже после смерти Пушкина, а впервые опубликовано с незначительными правками В. А. Жуковского оно было в 1841 году.

    Жанр, направление, размер

    По жанровой принадлежности «Памятник» ближе всего к оде. Торжественный пафос, воодушевление и возвышенная лексика, свойственные данному жанру, создают яркий текст, который позволяет автору выразить свою поэтическую позицию. 

    Художественное направление «Памятника» больше всего походит на классицизм. В нем мы видим многочисленные отсылки к античной культуре и торжественный настрой.

    Как и подобает оде, текст написан ямбом, но можно отметить интересную деталь. В каждой строфе первые три строки написаны шестистопным ямбом, а последняя – четырехстопным, что позволяет сделать на ней смысловой акцент.

    Рифмовка в стихотворении перекрестная, при этом мужская и женская рифма чередуются.

    Композиция

    Стихотворение «Памятник» состоит из 5 строф, каждая из которых последовательно развивает определенную мысль.

    1. В первой строфе появляется сама идея о создании «нерукотворного памятника», о бессмертии поэтического наследия. Причем наследие это оказывается более ценным, чем многие земные «материальные» памятники.

    2. Вторая строфа говорит, что возможность такого бессмертия напрямую связана с существованием поэзии как таковой: пока «жив будет хоть один пиит» — будет жить воплощенная в текстах душа поэта.

    3. Далее Пушкин предрекает свою всенародную славу. Он видит широту России и единство в ней свободных народов, неразрывно связанных общей историей и культурой. Поэт верит, что его творческое наследие станет одной из объединяющих идей и неотъемлемой частью этой культуры.

    4. В четвертой строфе поэт открывает, почему его творчество должно остаться в веках. Он говорит о прославлении свободы и милости к падшим, гуманизм и «чувства добрые», которые вызывает в читателе его лирика, — это те столпы, которые не дадут его текстам быть забытыми.

    5. Наконец, в финале звучит обращение к музе. Здесь подчеркивается, что поэт и его муза в первую очередь ответственны не перед людьми и их критикой, а перед небом и своим предназначением, которые должны гордо нести.

    Образы и символы

    • Ключевой образ стихотворения «Памятник» – сам «нерукотворный памятник». Это то поэтическое наследие, которое лирический герой оставит после себя. Пушкин делает образ памятника гордым и величественным, пророчески рисует его центром культурного притяжения, к которому «не зарастет народная тропа», слух о котором распространяется по всем уголкам России.

    • Лирический герой здесь – поэтическая проекция самого А. С. Пушкина. Перед нами сформировавшийся одаренный поэт, познавший главный смысл своего дара: воспевать гуманизм и свободу и следовать своему пути, не озираясь на мнение критиков и недоброжелателей.  

    • Помощником и проводником поэта становится его муза. Именно она демонстрирует творцу образец поведения: не стремится к славе и всеобщему одобрению, не боится быть непонятой и осмеянной, но остается послушной лишь «веленью божию» и избранному пути.

    Темы, настроение и проблемы

    Тематика «Памятника» интересна даже сегодняшнему читателю:

    1. Поэт и поэзия. Основной темой стихотворения «Памятник» становится осмысление роли поэта и поэзии в мире и обществе. Пушкин показывает значение поэтического творчества: это то, что пробуждает в читателе добрые чувства, заставляет вспомнить о главных человеческих ценностях и гуманнее относиться друг к другу.

    2. Свобода. Пушкин подчеркивает, что неотъемлемая черта настоящего поэтического дара – свободолюбие, отсюда «непокорная глава» его памятника и способность даже в «жестокий век» не писать под диктовку власти или общественного мнения, но прославлять свободу и гуманизм.

    3. Бессмертие и историческая память. Еще одной центральной темой стихотворения становится важная для Пушкина тема смерти и ее преодоления через творчество. «Душа в заветной лире мой прах переживет», — говорит поэт, выражая уверенность, что его поэтическое наследие будет жить в веках. 

    4. Настроение стихотворения — торжественное и серьезное. 

    Основная идея

    Главная мысль стихотворения «Памятник» – признание божественной природы поэзии и ее высокого гуманистического значения. Пушкин в этой мысли продолжает традицию поэтов предшествующих эпох, но добавляет собственные размышления на эту тему.

    Пушкин демонстрирует величие поэзии, помещая ее славу выше славы императоров и полководцев, ведь его памятник «вознесся выше Александрийского столпа». 

    Смысл стихотворения «Памятник» заключается в том, что поэзия таким образом возносится над всеми земными ориентирами, утверждается ее божественное происхождение. Поэт и его муза послушны лишь «веленью божию», они беспристрастны к похвале и осуждении «подлунного мира», но воспевают свободу и добро, и именно поэтому оказываются достойны бессмертия. 

    Средства выразительности

    Ода Пушкина, согласно традиции Классицизма, написана возвышенным языком, что усиливает пафос произведения. Для этого автор использует старославянские, церковные слова: «глава», «столп», «пиит».

    • Текст «Памятника» строится на целом ряде метафор, ключевая из которых – «нерукотворный памятник», то есть слава поэта и его творческое наследие. «К нему не зарастет народная тропа», говорит поэт, показывая, что слава эта никогда не померкнет и не будет забыта. Также метафорически поэт называет землю «подлунным миром», а живущий в степи народ – «другом степей».

    • Образность стихотворения усиливают многочисленные эпитеты: «непокорная глава», «заветная лира», «великая Русь», «жестокий век». 

    • Интересно, что при описании памятника используется олицетворение «вознесся выше он главою непокорной», так слава поэта одушевляется и становится самостоятельным действующим лицом, центром внимания и притяжения.

    • Есть в стихотворении примеры использования метонимии, например «непокорная глава» памятника – это одновременно и голова самого лирического героя, а назовет поэта в веках не сам «всяк сущий язык», а каждый его носитель.

    • Усиливают пафос стихотворения и его значение также синтаксические средства выразительности: инверсия («восславил я свободу»), анафора и многосоюзие.

    Стихотворение «Памятник» становится подведением итогов и своеобразным поэтическим завещанием Пушкина. В нем поэт не только утверждает величие и значимость поэзии как таковой, но оценивает роль своего поэтического вклада и уверенно предрекает, что продолжит жить в культуре страны и памяти потомков.


    написать администратору сайта