лекции. Литература чтиво. Беллетристика художественный текст. Признаки литературоведения Объект изучения
Скачать 26.21 Kb.
|
Литературоведение как наука Литературоведение (середина XIX века) – гуманитарная наука, которая связана с изучением литературы, литературного процесса, беллетристикой. Литература – чтиво. Беллетристика – художественный текст. Признаки литературоведения: Объект изучения; Методы изучения (метод интеллектуального наблюдения, аналитический, социологический (с оценочной точки зрения); Терминология; Практическая составляющая. Дисциплины литературоведения: История литературы (исторический процесс и место каждого произведения в исторической литературной системе); Текстология (прикладная наука; изучение истории создания и написания произведения); Герменевтика (постсоветская наука; от греч. гермес (посланник); посредник между автором и читателем; субъективная интерпретация текста; смысл автора + видение читателя-исследователя); Литературная критика (прикладная наука; оценка новейших литературных произведений); Библиография (прикладная наука; научное, систематизированное, шифрованное книгоописание); Источниковедение (сбор данных со всех источников, положенных в основу произведения). Литература как вид искусства Искусство – созданное талантом человека и прошедшее временной отбор с преобладанием эстетически-интеллектуальной функции. «Чистые» виды искусства (по Аристотелю): архитектура (+ технология декорирования), живопись, литература, музыка, скульптура. Со временем сформировались другие виды искусства: театр, кино, телевидение, фотография, танец, иллюстрация, интерьерное, искусство. Литература направлена на мышление, сознание человека, эмоциональность, информативность, доступность, изобразительность (сюжетность),воображение, предметность, реальность, поучительность. Литературный процесс Литературный процесс – глобальное, многовековое развитие мировой лит-ры от древности к современности (шир.), лит. жизнь в тот или иной период в определённой стране (уз.). Законы глобального ЛП: Развитие всемирной лит-ры имеет поступательный характер (возвращение каких-либо принципов, символов из ранней лит-ры). Лит-ра развивается по принципу усиления личностного (творческого) начала. Лит-ра развивается по принципу усиления гуманистического (человек как объект лит-ры) начала. Усиление реалистической формы (начало в XIX веке). Разрушение традиционных форм (внешнее оформление, жанр и т.д., видоизменение). 3 этапа ЛП: Древняя лит-ра (Греция/Рим = античность); преобладание мифологических сюжетов/образов, потому что лит-ра формируется на основе национальной истории; преобладание исторических и героических тем; Лит-ра средневековая; религиозно-культовые цели, основная направленность – тема преклонения человека перед Богом; анонимность; непрофессиональные авторы; неустойчивость текста; до XVII века в Европе; художественная лит-ра не выделена; письменность; Лит-ра нового времени; творчество индивидуума; авторская лит-ра; гуманистические начала; художественная лит-ра; деловая, юридическая, детская и т.д. лит-ра. В ЛП можно выделить устойчивые и временные элементы. Стабильные элементы ЛП и лит-ры – жанр, тропы и т.д.; типы эмоциональной экспрессивности (возвышенное, героическое, прекрасное, комическое, трагическое); вечные образы/темы. Временные элементы – тематика/проблематика лит-ры, направления. Художественный образ Художественный образ – отмеченный единством общего и конкретного способ постижения, пересоздания и отражения художником мира и самого себя, средство своеобразного, эстетического общения творца и читателя. Есть в любом виде искусства. ХО: природные, религиозные, человеческие, пространственные, цветовые составляющие, время/эпоха. Признаки ХО: Индивидуальность, уникальность, конкретность; Обобщение, сочетание конкретности автора и его наблюдений; Личные переживания автора; Авторское приближение к идеалу и вечная невозможность его достижения; Вымысел; Оценочность; Самодостаточность; Многозначность («Вещь в себе, вещь для вас»). ХО: Жизнеподобные/реалистические (стойкая ассоциация с действительностью); Условные (образы, которые не списаны с реальных объектов, а которым автор во внешнем облике или во внутреннем содержании приписывает нереальные качества и свойства): фантастические/иносказательные (образы, которым автор приписывает доп. значения к их реальным). Виды иносказательных образов: Аллегория – тип иносказательности, при котором абстрактная идея зашифровывается в некоем конкретном образе; аллегорический образ всегда однозначен; аллегория появилась в античности (I образы – образы богов); связь абстрактного образа и конкретики носит авторский, субъективный характер. Зона перехода – мораль произведения. Символ – тип иносказательности, при котором автор приписывает понятию, детали, образу множественное дополнительное значение; символ всегда многозначен; Гротеск – тип иносказательности, при котором в одном художественном образе совмещены несовместимые качества/признаки/свойства; гротесковость обычно проявляется во внешности персонажа и применяется к отрицательным образам; гротеск как грань реальности и фантастики; как правило, гротеск связан с уродством. Литературные направления как часть литературного процесса Литературное направление – общность духовно эстетических основ творчества разных писателей, однотипность понимания ими стоящих перед ними литературных задач. Составляющие литературного направления: Философская, идеологическая база (модные идеи своего времени); Хронология; Страна-родоначальница; У истоков – яркая творческая личность, литератор; Направление охватывает все виды искусств; Стихийность; Свой тип героя и тип жанровой системы. Течение – национальная разновидность направления. Литературная школа – тесное объединение литераторов, которые лично знают друг друга и берут на себя образовательную функцию. Литературная группа (группировка) – тесный союз близко знающих друг друга литераторов, у которых есть место сборов, собственная печать. Классицизм Классицизм: Зародился во Франции; У истоков – Н. Буало с трактатом «Поэтическое искусство»; Середина XVII века по конец XVII века (в России I половина и середина XVIII века); Философия: идея рационализма (человек существо разумное, поэтому важна дорога разума, подавление чувственного, эмоционального начала), основной конфликт разума и чувства; идея метафизики (мир состоит из огромного количества не связанных вещей, а каждая вещь имеет своё место), положительные/отрицательные герои, которым были присвоены амплуа (лит. маски), все жанры структурированы и разложены по иерархиям (высокие жанры (оды, трагедии) = высокий стиль (отбор лексики), средние жанры (сатира, вельможи с пороками), низкие жанры (комедии, роман) = низкий стиль (небольшой процент разговорной/просторечной/ругательной лексики); идея посвящения (человек добрый, а общество плохое, и задача литературы – посвящение масс; лозунг, а не реальность); Антиисторичность. Сентиментализм Сентиментализм: Англия; Середина XVIII века по XIX век; У истоков – Л. Стерн с повестью «Сентиментальное путешествие»; Идеология: философия сенсуалистов (чувства – стержень человеческого существования); особая концепция человека (младенец); гамма эмоций и переживаний; Сентиментальный герой – герой обычного соц. происхождения, который лишён однозначности (сложный характер); Жанровая система: нет иерархии жанров; трагедии и сатиры уходят из сентиментализма, появляются сент. повесть, сент. лирика, сент. роман, роман в письмах; Отсутствие психологической глубины и множество идеального. Романтизм Романтизм (90-е годы XVIII в – 30-40-е годы XIX в) зародился во Франции. Романтизм в большей степени обращается к человеку, к драме времени. Романтизм в лит-ре нашёл своё отражение в большей степени в поэзии (элегия, поэма, мадригал, стихотворение). Особенности романтизма: Двоемирие (из чего рождается конфликт человека и общества) – герой живёт и в обыденном, и идеальном мире (фантазия героя, мир творчества, сны, фольклор, путешествия); Герой в романтизме – личность неидеальная, страдающая, глубокая, тонко чувствующая, ранимая, мечтательная, несчастная, одинокая; свободолюбивая; Исключительный герой в исключительных обстоятельствах; Общество = мир; Запутанное психологическое поведение. Реализм Реализм – направление в искусстве, которое характеризуется изображением социальных, психологических, экономических, нравственных явлений, максимально соответствующих действительности. Реализм (40-50 годы XIX века – современность) сложился стихийно в России, Англии и Франции. Особенности реализма: Царство прозы, крупных эпических форм; «Писатель моего времени должен быть записчиком жизни» (Лесков); Внимание к взаимоотношениям человека и общества; Общество – семья, профессиональное окружение, городская среда («жёлтый» город), история, народ и нация; Герой всегда в обществе; Достоверность, объективность, историчность, актуальность; Особое отношение к человеку (целостная концепция человека): появление характера (индивидуальность, двойственность, развитие); авторы избегают крайностей; героя можно классифицировать; Человек = характер + тип; Развитая проблематика: социальная, общественная, нравственная, философская, религиозная, человек и природа; Впервые появляется быт. |