4 сессия экзамен Русская лит. Русская литра в мировом лит процессе
Скачать 490.25 Kb.
|
Русская лит-ра в мировом лит. процессе. РЛ оказывает влияние не только на духовность русского народа, но и на становление культуры и искусства во всем мире. Самобытность и глубина РЛ известна и в др. странах, ведь она сделала неоценимый вклад в историю мирового лит. процесса. Она никогда не была национально замкнутой, наоборот - русские писатели всегда поднимали в своих гениальных произведениях общечеловеческие вопросы, которые остаются вечными для мировой лит-ры. Но важно то, как они это делали - ведь произведения русских классиков пронизаны гуманностью и духом свободы, детальным психологизмом и тщательнейшим изучением человеческой души. Зарубежные читатели впервые познали мощь и величие РЛ в 1879, когда был сделан перевод "Войны и мира" Толстого на французский язык. После этого лит-ра России стала отыгрывать важную роль в мировом лит. процессе, такие русские писатели, как Тургенев, Достоевский и Чехов влияли на духовную жизнь многих зарубежных стран. Считается, что с конца XIX в РЛ заняла одно из передовых мест в развитии мировой культуры. Так как с начала XX в Россия переживала постоянные кризисы, ее лит-ра носила революционный характер. Это и подтолкнуло к кардинальному обновлению лит. процесс в России, появились новые формы и стили, а постоянно сменяющиеся исторические события повлекли за собой расцвет кризисного искусства. В 1909 г английские литераторы писали о том, что РЛ становится факелом... Самобытность и общие тенденции русской литературы. Зарубежным читателям становятся известны и другие русские писатели: Некрасов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь. По произведениям Толстого, Чехова и Достоевского в других странах до сих пор ставятся спектакли, снимаются кинофильмы, а их литературное наследие тщательно изучается. Ведь РЛ богата эстетизмом и нравственностью, тонким осмыслением человеческой морали и глубоким проникновением в душу человека. Это можно назвать общими тенденциями мирового лит. процесса, но русские писатели относились и относятся к ним с особой душевностью и глубоким психологизмом, что позволяет находить различные интерпретации русских романов до сих пор. Это своеобразие РЛ всегда поражало зарубежных литераторов, ее проникновенность и нравственные ценности не имеют аналогов в мире. Многие русские классики признаются великим мыслителями и философами, идеи, заложенные ими в творчество, вызывают настоящий восторг и душевный отклик у людей, независимо от нации и места рождения. Произведения русских классиков несут в себе гуманистические традиции, а русский реализм и патриотизм уже давно известен всеми миру. Зарубежные критики всегда отмечали высокий идейно-художественный уровень литературы России, поэтому ее мировая ценность неоспорима. РЛ оказала огромное влияние на становление и развитие мирового лит. процесса, ее духовность и ярко выраженные нравственные ценности формировали течение духовной и культурной жизни не только на Родине, но и во всем мире. «В историческом развитии европейских лит-р наша юная лит-ра представляет собой феномен изуми-тельный» (М.Горький). Говоря о феномене РЛ, М.Горький имел в виду стремительность ее роста и огромное кол-во талантов, которых дал 19 в. И действительно, ни одна из лит-ур Запада не возникала к жи-зни с такой силой, нигде на протяжении ста лет не появлялось столь яркого созвездия имен, как в России. Это Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой…. Гуманистическая по содержанию, яркая и самобытная по форме, в 19 в РЛ впервые выходит на мировую арену. В мировом лит. процессе вплоть до 19 в главенствовали литературы стран Запада. (Н-р, в 14 и 15 в главенствовала Италия, где творили Данте и Петрарка; в 17 в властительницей дум стала Франция, с Корнелем, Расином и блестящим Мольером). В истории мировой лит-ры пережиты целые эпохи: Средние века, Возрождение, Просвещение, Классицизм. А РЛ вплоть до 17 в является древнерусской, сохраняя архаические черты. Поворотным в истории русской культуры стал 18 в, когда реформы Петра Первого повернули Рос-сию к Западу. Для лит-ры это означало знакомство с новыми худож. методами и завоеваниями мировой эстетической мысли. Однако вплоть до 19 в РЛ оставалась «догоняющей», т.е. являлась ученицей. Русские писатели 18 в еще учатся у писателей Запада особенностям изображения человека, умению строить сюжет, оперировать стилевыми приемами. А в 19 в положение коренным образом меняется: уже литераторы Запада начинают учиться у русских писателей. Так, творчеством А.С.Пушкина восхищались Проспер Мериме, Адам Мицкевич, Стендаль. У Тургенева учились Ж.Санд, Флобер, Мопассан. Когда же в лит-ру пришли Достоевский и Толстой, с их умением изображать внутренний мир героев, их худож. находками воспользовались писатели всего мира. Конечно, РЛ тоже продолжала испытывать влияние западных собратьев по перу, но в 19 в русские писатели уже умели сохранять национальное своеобразие и творческую индивидуальность, и именно в России появляются произведения, наиболее ценные в содержательном и худож. отношении. 2. Общая периодизация РЛ. В истории русской литературы выделяют несколько периодов. 1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ. До 10 в, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной лит-ры. Сюжетные и лирич.произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение. 2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 в. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. 3. ЛИТЕРАТУРА 18 В. Эту эпоху называют "русским просвещением". Основу великой русской клас-сической лит-ры заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин. 4. ЛИТЕРАТУРА 19 В - "золотой век" российской словесности, период выхода РЛ на мировую арену благодаря гению Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова. 5. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - непродолжительный период с 1892 по 1921 г, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в лит-ре, время смелых экспериментов в искусстве, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой, Северянина, Маяковского, Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала 20 в. 6. РУССКАЯ ЛИТ-РА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991) - время раздробленного существования РЛ, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной лит-ры, выгодной советской власти, и лит-ры потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия. Лекция (Минчик С. С.) І. Историко- хронологический (чисто историч.). ІІ. Поэтико-стадиальный (филологич. поэтические стадии). - до 12 в. – становление гос-ва. - с 12 по15 в. – период политич. раздробленности. 1. Доклассический (ранее традицион.) 2. Классический (традицион.) 3. Постклассический (после традиц.) 3. Древняя РЛ (10-12 в): лит. памятники Киевской Руси. Истоки древнерусск. лит-ры. ДрЛ — лит-ра восточнославянских княжеств с момента создания государственности на Руси вплоть до монголо-татарского нашествия. О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. Создание славянской азбуки связы-вают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во 2 пол. IX в был создан глаголи-ческий алфавит, на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-Х в на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передава-ли особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позже название кириллица. В дальней-шем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточ-ных славян. Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письм. культуры. Существенное значение имело то, что хр-во было принято в его восточном, православ-ном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на нац. языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди слоев город-ского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археолог. раскопок в Нов-городе и др. городах. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.п. Письмо, т.о., исполь-зовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встре-чаются надписи на ремесленных изделиях. Простые горожане оставляли многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и др. городов. Большая часть памятников письменности домонгольского периода погибла во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась только их незначит. часть. Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г, и два «Изборника» князя Святослава Ярославовича 1073 и 1076 г. Высокий уровень профессио-нального мастерства, с которым выполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве руко-писных книг уже в 1 пол. XI в, а также об устоявшихся в этому времени навыках «книжного строения». Переписка книг велась, в основном, в монастырях. Ситуация изменилась в XII в, когда в крупных го-родах также возникло ремесло «книжных описателей». Это говорит о возрастающей грамотности насе-ления и возросших потребностей в книгах, которую не могли удовлетворить монастырские писцы. Переписчиков книг содержали при себе многие князья, а некоторые из них и переписывали книги самост. В то же время, основными центрами книжности продолжали оставаться монастыри и соборные церкви, где существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков. Они занимались не только перепиской книг, но и вели летописи, создавали оригинальные лит. произведения, переводили иностран. книги. Одним из ведущих центров этой деятельности был Киево-Печерский м-рь, в котором сложилось особое лит. направление, оказавшее большое влияние на лит-ру и культуру Древней Руси. Как свидетельствуют летописи, уже в XI в на Руси при монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг. Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославич организовал первые школы. Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала и в среду горожан. Обнаруженные в значительном количестве в Новгороде грамоты, написанные на бересте (с XI в.), содержат переписку простых горожан; делались надписи и на ремесленных изделиях. Образованность весьма ценилась в древнерусском обществе. В лит-ре того времени можно найти не-мало панегириков книге, высказываний о пользе книг и «книжного учения». С принятием хр-ва Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письмен-ности постепенно стало основой для возникновения лит-ры и было тесно связано с хр-вом. Несмотря на то, что письменность была известна в русских землях и ранее, только после крещения Руси она получила широкое распространение. Также она получила основу в виде развитой культурной традиции восточного христианства. Обширная переводная лит-ра стала основой для формирования собственной традиции. Для оригинальной лит-ры Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое худож.совершенство. Ее ярким представителем был митрополит Илларион, автор известного «Слова о за-коне и благодати», датируемый серединой XI в. В этом произведении чётко проявляется мысль о необхо-димости единства Руси. Использовав форму церковной проповеди, Илларион создал политич. трактат, в котором нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. Противопоставляя «благо-дать» (христианство) «закону» (иудаизм), Иларион отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбран-ничества и утверждает идею перенесения небесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество, равноправия всех народов. Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». «Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нем усилены назидательные и церковные элементы. Примерно к 1113 г относится выдающийся памятник дрр летописания — «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV—XV в. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — историч. произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести» сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей др стран. Основное внимание в «Повести» уделено событиям политич. истории, деяниям князей и других представителей знати. Хозяй-ственная жизнь и быт народа описаны менее детально. Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение ее составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения». Однако за религиозными расхождениями и ссылками на волю Бога часто скрываются практический подход к действительности, стремление выявить реальные причинно-следственные связи между событиями. В свою очередь, Феодосию, игумену Печерского монастыря, о котором также писал Нестор, принадлежит несколько поучений и посланий к князю Изяславу. Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников. «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни. Вопрос о княжеской власти в жизни гос-ва, о ее обязанностях и способах осуществления становится одним из центральных в лит-ре. Возникает мысль о необходимости сильной власти как условия успешной борьбы с внешними врагами и преодоления внутренних противоречий. Эти размышления воплощены в одном из самых талантливых произведений XII-XIII в, дошедшего до нас в двух основных редакциях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Убеждённый сторонник сильной княжеской власти, Даниил с юмором и сарказмом пишет об окружающей его печальной действительности. Особое место в лит-ре Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII в. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 г новгород-северского князя Игоря Святосла-вовича. Описание этого похода служит автору только поводом для размышления о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междо-усобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Автор принадлежал к дружинной среде. Он постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава», но наполнял их более широким, патриотическим содержанием. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты дрр лит-ры того времени: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм. Большое влияние на Русскую культуру оказало Батыево нашествие. Первая работа посвященная нашествию — «Слово о погибели Русской земли». Данное слово дошло до нас не полностью. Так же Батыевому нашествию посвящена «Повесть о разорении Рязани Батыем» — составная часть цикла повестей о «чудотворной» иконе Николы Зарайского. 4. Лит-ра и нац-осв. Борьба. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского». «Повесть о разорении Рязани Батыем» — произведение дрр лит-ры. Посвящено взятию Рязани мон-голо-татарами в декабре 1237 г. Сохранилось в списках, самые старшие из которых датируются кон XVI в. В трёх древнейших списках отражены три разновидности текста (по классификации Д. С. Лихачева). Содержание. В 6745 (1237) г "безбожный царь" Батый подошел к Рязани и стал на реке Воронеж. Он требовал себе десятой части богатства. Местный князь Юрий Ингваревич занял нерешительную позицию, с одной стороны он послал за подмогой во Владимир к великому князю Георгию Всеволодовичу, а с другой одарил Батыя подарками. Однако, узнав от одного рязанского воеводы, что в городе есть красивая женщина Евпраксия, сноха князя, Батый потребовал ее к себе. Ее муж Фёдор (сын рязанского князя) начал возражать, но был убит. Сама Евпраксия покончила жизнь самоубийством, спрыгнув с терема. После этого началась битва, в которой полегло почти все рязанское войско во главе с князем. 21 декабря была взята и Рязань, жители которой подверглись поголовному уничтожению. В это время один рязанский воевода - Евпатий Коловрат - оказался в Чернигове. Возратившись, он увидел разоренную Рязань и со своей малой дружиной (полк в 1700 воинов) он отправился по следам татар, чтобы отомстить им. В Суздальской земле он напал на войско Батыя, однако силы были не равны. Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений. Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав, О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!, отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда. В Повести монголо-татары стали победителями не потому, что победили рязанцев, а потому, что их противников не осталось в живых. Федор Юрьевич, посланный к Батыю с дарами, был убит, отказав царю в праве победителя. Гибель Евпраксии с сыном — не только рассказ о супружеской любви, но и подтверждение этого отказа. Невозможность оставаться в живых побежденным подвигла Евпатия с дружиной в 1700 человек напасть на станы Батыя. Темой, соединившей воедино все эпизоды Повести, является тема смерти. В рефрене «вси равно умроша и едину чашу смертную пиша. Ни един от них возратися вспять, но вси вкупе мертви лежаша», который читается в Повести трижды (после описания гибели князей с дружиной; после гибели Рязани; в авторском плаче над погибшими дружинами), главным является образ «единой смертной чаши» для всех: князей, священников, народа. С этим связана основная эмоциональная тональность произведения: появление в тексте плачей. Их 7: над телом Федора плакал Апоница; об убитом Федоре плакал «весь град на мног час»; «в горести души своея» над Рязанской землей, а потом и Рязанью плакал Евпатий Коловрат; над пепелищем и убитыми братьями плакал Ингварь Ингоревич; можно говорить и об авторском плаче в Повести. Публицистичность звучания, эмоциональность плачей, общность худож. приемов и, наконец, основная идея сближают Повесть с лит-ой 1270-х гт. Допущенные исторические неточности могут быть объяснены не эпической отдаленностъю, а худож. задачами автора или публицистическими целями. Повесть оказала влияние на многие памятники дрр лит-ры («Задонщину», «Сказание о Мамаевом по-боище», «Повесть о взятии Царьграда турками» Нестора-Искандера, «Повесть о нашествии Тохтамыша»). |