Главная страница
Навигация по странице:

  • 17 Традиции европейского классицизма и национального своеобразия комедии «Горе от ума» и басен И.А.Крылова

  • 21. Творчество А.С.Пушкина (общая характеристика)

  • 1824-1825 г.г. Ссылка в Михайловское

  • Периоды творчества А.С.Пушкина

  • Петербургский период

  • «Южный» период

  • 4 сессия экзамен Русская лит. Русская литра в мировом лит процессе


    Скачать 490.25 Kb.
    НазваниеРусская литра в мировом лит процессе
    Дата29.05.2022
    Размер490.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла4 сессия экзамен Русская лит.docx
    ТипДокументы
    #556021
    страница8 из 25
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   25

    Итог лекцииДержавин стал в русской литературе поэтом-новатором, который разрушал нормативность века классицизма и просветительства. Его творчество отличалось от предшественников выбором тем и их философским решением, жанровыми и стилевыми особенностями. Жуковский и Батюшковстали основоположниками психологического романтизма в русской поэзии. Они мечтали усовершенствовать земную жизнь с помощью просвещения и воспитания человеческой души.
    17 Традиции европейского классицизма и национального своеобразия комедии «Горе от ума» и басен И.А.Крылова
    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторским произведением. Первоначально она была задумана автором как классицистическое произведение, но Грибоедов сумел преодолеть рамки классицизма, и создал первую в русской литературе реалистическую пьесу. «Горе от ума» социально-политическая комедия. В ней поставлены насущные проблемы, волновавшие общественность в 20-е годы XIX века. В произведении отражена правдивая картина русской жизни после войны 1812 года. Идея отражения борьбы консервативного и прогрессивного вынудила писателя отойти от канонов классицизма. В первую очередь, следует отметить особенности конфликта комедии. Если в классицистическом произведении главным двигателем сюжета должен был быть любовный конфликт (комический или трагический), то в «Горе от ума» общественный конфликт переплетается с любовным и вытекает из него. Основной сюжет комедии заключается в том, что Чацкий, «из дальних странствий возвратясь», пытается посвататься к девушке, которую он любит. Она когда-то отвечала ему взаимностью, но за три года многое изменилось. Софья уже не любит его. Это Чацкий понимает после холодного приема в доме Фамусова. Он пытается выяснить, кто мил ее сердцу. Мучимый ревностью, Чацкий нападает сначала на Фамусова, а затем и на все «фамусовское общество», наживая врагов. В конце концов, он выясняет, что Софья любит совсем, с его точки зрения, недостойного человека. И оскорбленный в своих лучших чувствах, уезжает. Именно в тот момент, когда Чацкий, озлобленный и страдающий, высказывается перед «фамусовским обществом», осуждает его, срывает маски, конфликт любовный перерастает в общественный. Поведение Чацкого провоцирует распространение сплетни о его якобы сумасшествии. Таким образом, в комедии присутствуют два конфликта, что не соответствовало принципам классицизма. Комедия «Горе от ума» - это сатира на московское дворянства 20-х годов XIX века. Мы точно можем восстановить время действия комедии. В комедии упоминается о том, что Москва только что отстроилась после пожара 1812 года. Упоминается движение карбонариев в Италии, существовавшее в 1813-1817 гг. («Ах, боже мой, он - карбонари»), ланкастерское взаимное обучение, получившее особое распространение в России в 1817 году. Стремясь показать все московское общество, Грибоедов вывел действие комедии за пределы сцены. Для этого он использовал большое количество внесценических персонажей. На страницах комедии встречаются многочисленные упоминания родственников, знакомых, влиятельных лиц (Кузьма Петрович, Марья Алексевна, Левон и Боринька, князь Федор, Татьяна Юрьевна и др. ). Этот новаторский прием помогает более широко показать нравы Москвы, противоборствующие стороны, расширить рамки повествования. Во время действия комедии главный герой Чацкий произносит несколько монологов, посвященных проблемам государственного устройства, просвещения, крепостного права, рабского подражания всему иностранному. Эти публицистические монологи призваны не только раскрыть образ главного героя, но и показать отношение автора к этим проблемам. Здесь Чацкий выступает как герой-резонер. Эта черта была характерна и для классицистической драмы, где было очень сильно дидактическое начало. Но в произведении Грибоедова не один, а два резонера. Не только главный герой выражает мнение автора, но и служанка Софьи Лиза вторит ему. Ее определения и оценки людей очень точны, метки, афористичны. Именно ей принадлежат меткие характеристики, например, Чацкого, Скалозуба: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий», «И золотой мешок, и метит в генералы».

    Одно из основных отличий комедии «Горе от ума» от традиционных произведений это характеристика персонажей. Для классицизма характерно довольно схематичное изображение героев (как правило, герой является носителем какой-то одной отрицательной черты: глупости, трусости, жадности и т. д. ). У Грибоедова нет столь однозначных оценок. Чацкий по всем правилам - положительный герой, носитель передовых идей, но он невоздержан в оценках людей, иногда резок, а это оскорбительно. Так, с самого начала он обижает Фамусова, который его воспитал, заботился о нем. Фамусов - представитель консервативного общества, «века минувшего». Он осуждает Чацкого, но даже после первых выпадов со стороны Чацкого пытается быть терпимым. Фамусов—заботливый отец, радушный, хлебосольный хозяин, да и в общем-то незлобивый человек. Софья, отвергшая Чацкого, также не вызывает безоговорочного осуждения. Ее поступки вполне объяснимы обидой на Чацкого, который уехал надолго, оставив ее одну. Такой неоднозначный подход к персонажам разрушает каноны классицизма в изображении героев, приближая комедию к реалистическому произведению. В комедии Грибоедов использовал новаторский вид стиха - вольный ямб, или басенный стих. Использование этого размера позволило автору передать интонации разговорной речи, что, бесспорно, оживляло действие. Меткий, афористичный язык комедии стал одним из главных достижений писателя. До сих пор в русском языке бытуют афоризмы, принадлежащие перу Грибоедова: «счастливые часов не наблюдают», «шел в комнату, попал в другую», «мой друг, нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок », «не человек, змея», «с корабля на бал», «ешь три часа, а в три дни не сварится», «с чувством, с толком, с расстановкой», «сюда я больше не ездок»....

    Но, несмотря на обилие новаторских приемов, в комедии есть множество исключительно классицистических черт. Это обусловлено тем, что , драма консервативный род литературы, и коренные, радикальные изменения в нем воспринимаются с трудом, поэтому Грибоедов и отдал дань классицизму.

    Так, в комедии можно заметить соблюдение трех единств: все действие комедии происходит в течение суток, в доме Фамусова, все поступки Чацкого связаны с любовным конфликтом. Грибоедов использует для характеристики персонажей говорящие фамилии: Фамусов (от латинского «хата» - «молва»), Скалозуб, Молчалин, Тугоуховские, Горич, Репетилов и др. Сама фамилия «Чацкий» выбрана не случайно. Первоначально она писалась как Чадский; современники Грибоедова угадывали в этом имени намек на Чаадаева. Помимо этого, многие герои выступают в стандартных амплуа: Фамусов - глупый отец, Чацкий - неудачливый жених, Лиза субретка, Скалозуб - богатый жених. Любовный конфликт состоит из двух любовных треугольников: Чацкий - Софья - Молчалин, Молчалин - Лиза - Петруша. О наличии героев-резонеров было сказано выше. Таким образом, Грибоедов создал прекрасное произведение, которое прошло испытания временем. Комедия «Горе от ума» - это удивительный сплав традиционных и новаторских приемов, уникальное произведение в русской литературе.

     Русская журнальная сатира XVIII в. нашла свое достойное завершение в периодических изданиях И.А. Крылова. Девиз Кантемира, одного из известнейших поэтов того века – "в стихах смеюсь, а в сердце о злонравных плачу" – был сохранен и будущим баснописцем. За период своего творчества Крылов испробовал много различных литературных жанров, даже сочинял пьесы (преимущественно комедии, комедийные оперы). Это сыграло заметную роль в его творческом росте – в пьесах оттачивалось мастерство диалога, создание характеров, необходимые для будущего басенного жанра. Недаром современники молодого Крылова говорили, что "баснь – это малая комедия".

    Именно в баснях полностью раскрывается сатирический талант Крылова. Как считают исследователи, басня совмещает в себе элементы лирики, эпоса и драмы. Аллегорическая форма басни обеспечивала неоднозначность ее понимания, что очень способствовало в борьбе с цензурой, но, с другой стороны, широта трактовки смысла басни позволяла ей просуществовать до наших времен, но смысл, повод, по которому она была написана, зачастую утрачивается.

    Басня "Кукушка и Петух" была написана по вполне конкретному случаю. Когда она была опубликована в сборнике, рядом поместили карикатуру на писателей Ф. Булгарина и Н. Греча, очень хваливших друг друга в печати. В наше время мы можем узнать это только от исследователей творчества Крылова, и воспринимаем басню как в своем роде житейскую мудрость:

    За что же, не боясь греха, 
    Кукушка хвалит Петуха? 
    За то, что хвалит он Кукушку.

    В.Г. Белинский писал о Крылове, что он, "как гениальный человек, инстинктивно угадал эстетические законы басни" и "создал русскую басню". Что же навело критика на такие, столь хвалебные, высказывания?

    На то время самым известным баснописцем был И.И. Дмитриев. Основной традицией написания басен тогда была традиция классицизма или сентиментализма. Но Крылов отступил от нее, он сделал ее мораль насущной, не абстрактной, жизненно актуальной.

    Его особенность в том, что он не читает нотаций, не поучает, а наблюдает и предоставляет читателю самому расценивать его наблюдения. Каждая басня – это своего рода нравственный суд над теми или иными видами порока. Хотя мы четко угадываем мнение автора, басня объективна: Крылов не дает оценок своим персонажам, он их просто показывает.

    Многие исследователи считают, что благодаря яркости и живости изображения (ведь каждый персонаж обладает своим собственным языком) басни Крылова можно рассматривать в качестве начала реализма в русском литературном творчестве.

    И.А. Крылов был самым читаемым автором того века. Почему? Потому, что он в легкой и ироничной форме указывал на общечеловеческие недостатки и пороки, но показывал их с точки зрения именно русского человека, с его характером и складом ума. "Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа", – писал Н.В. Гоголь.

    Можно выделить и еще одну особенность крыловских басен. Они имеют значительное сходство с народными сказками, их герои – волки, лисицы, медведи, орлы – воспринимаются читателем так же, как и герои сказок: как маски реальных образов и типажей.

    Множество в баснях Крылова элементов фольклора. Так, в них нередко встречаются постоянные эпитеты, такие как "лето красное", "поле чистое", "сыра земля".

    Он очень часто искусно вплетает в ткань басни народные пословицы и поговорки: "Хоть видит око, да зуб неймет", "Бедность не порок", "Не плюй в колодец – пригодится воды напиться". Но помимо этого огромное число собственно авторских афоризмов вошли в разряд крылатых выражений. Афоризмом чаще всего становится, конечно, мораль басни: "А Васька слушает да ест", "А Ларчик просто открывался", "Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!" и многие другие. Иногда им становится само название басни: "Тришкин кафтан", "Демьянова уха". То есть отдельные фразы становятся символами, приобретают аллегорический характер, что и является основной частицей структуры басни.

    На торжественном праздновании столетия Крылова в 1868 г. преосвященный Макарий произнес такие слова в его адрес: "Говорил то, что может говорить человек самого здравого смысла, практический мудрец, и в особенности мудрец русский... Он завещал любовь, безграничную любовь ко всему отечественному, к нашему родному слову, к нашей родной стране и ко всем началам нашей народной жизни…".

    21. Творчество А.С.Пушкина (общая характеристика)

    Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве. Его отец, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старому, некогда богатому, дворянскому роду, а мать была внучкой,,Арапа Петра Великого” (позднее – русского генерала Ганнибала).Отец и мать, захваченные великосветской жизнью, обращали мало внимания на детей, из которых выросли только трое: старшая дочь Ольга, сыновья Александр и Лев. Остальные дети умерли еще в детстве. Их воспитанием занимались часто менявшиеся иностранные гувернеры, о которых у А. С. Пушкина остались неприятные воспоминания. В детские годы его лучшим другом была няня Арина Родионовна, неграмотная крепостная крестьянка, песни и сказки которой привили ее воспитаннику любовь к народной поэзии.

    А. Пушкин поступил в Лицей 19 октября 1811 г.

    Эти годы сформировали мироощущение, политические убеждения поэта. Лицейская лирика Пушкина преисполнена радости жизни. В лицее поэт написал около 130 стихотворений. По словам В. Г. Белинского, уже в лицейских стихотворениях виден «будущий национальный поэт».В начале июня 1817 г. у лицеистов состоялись выпускные экзамены. По окончании лицея Пушкин был принят на службу в коллегию иностранных дел. Началась самостоятельная жизнь поэта.

    Годы жизни в Петербурге были для Пушкина не только порой веселой, беззаботной жизни, но и периодом быстрого духовного роста. Молодой Пушкин проявил себя носителем либеральных настроений, которыми жила прогрессивная патриотически настроенная дворянская молодежь. В конце 1817 г. он пишет знаменитую оду «Вольность». Имя Пушкина становилось все более известным, его творчество вызывало интерес, особенно большой популярностью пользовались его политические стихотворения. Недовольный Александр I принимает решение сослать его в Сибирь. Только заступничество Карамзина и Жуковского спасло поэта от более сурового наказания: Пушкин был сослан на юг. Официально эта ссылка была оформлена как «перевод по службе». Годы, проведенные А. С. Пушкиным в южной ссылке, – не только разнообразные и прожитые с настроением, но и период интенсивного творчества, время глубоких размышлений. Там создана романтическая элегия «Погасло дневное светило», поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». 1824-1825 г.г. Ссылка в Михайловское Здесь он провел два года, много читал и творил, по вечерам слушал сказки няни Арины Родионовны. В его одинокую жизнь вносили разнообразие поездки к соседской помещице Осиповой. У нее он познакомился с Анной Керн. В Михайловском поэт увидел вблизи жизнь крепостных крестьян. Написал поэму «Цыганы» – свое последнее произведение чисто романтического характера. Его внимание привлекают исторические темы, особенно периоды переворотов и исторических кризисов. В Михайловском с большим душевным подъемом он пишет историческую драму «Борис Годунов», продолжает роман в стихах «Евгений Онегин».. 18 февраля 1831 г. А. С. Пушкин обвенчался с Натальей Гончаровой. Брак стал для него и источником счастья, и причиной смерти. «Я женат – и счастлив, - писал поэт. – Одно желание мое, чтоб ничего в жизни не изменилось, лучшего не дождусь.»

    После свадьбы Пушкин с женой переселились в Петербург. Царь произвел его в камер-юнкеры при дворе. Даруя поэту придворное звание, обычно даваемое лишь молодым людям, царь надеялся не только унизить Пушкина, но и подорвать его общественный вес. Кроме того, Николай I хотел видеть во дворце жену поэта, привлекшую его внимание. В таких условиях творческая работа поэта не могла быть интенсивной. Все хуже становились и финансовые дела. Широкий образ жизни требовал больших расходов. Выросла семья. Родились дети Мария, Александр, Григорий и Наталья. Вместе с Пушкиными жили и две сестры жены. Поэт понемногу залезал в долги не только перед частными лицами, но и перед государством: одалживая деньги Пушкину, царь надеялся поработить поэта и привязать его ко двору.

    С 1836 г. петербургское аристократическое общество оплело А. С. Пушкина и его жену сетью интриг и гнусной клеветы. Этому содействовал скиталец по свету, французский эмигрант, офицер Дантес, настойчиво ухаживавший за женой Пушкина.

    Ситуация стала невыносимой, и 27 января 1837 г. состоялась дуэль между Дантесом и Пушкиным. На ней поэт был смертельно ранен. После страшных мучений поэт скончался 29 января 1837 г. в своей петербургской квартире на улице Мойке, 12. 6 февраля 1837 г. А. С. Пушкин был похоронен рядом с матерью на кладбище Святогорского монастыря.

    Периоды творчества А.С.Пушкина

    1. Лицейский период (1813 – лето 1817 гг.)

    • Традиции карамзинизма, Батюшкова и Жуковского (элегии, романсы, послания).

    • Интерес к жанрам XVIII в. (философская проза, ода Державина, сатирическая поэма) и к гражданской лирике начала XIX в.

    • Круг западноевропейских воздействий – от Вольтера до Оссиана.

    Вершинное произведение: Воспоминания в Царском Селе (1814)– синтез исторических элегий Батюшкова с державинской одой

    = гражданственно-патриотическая поэзия с личными интонациями

    1. Петербургский период (осень 1817 – весна 1820)

    • Декабризм и поиски новых художественных решений в политической лирике (использование «маргинальных» жанров для создания гражданской поэзии, соединяющей высокий пафос с интимными интонациями: мадригал, послание)

    Главное создание периода – поэма Руслан и Людмила (1820 , 1828 ):Основной художественный принцип – контрастное соположение несовместимых жанрово-стилистических отрывков, ирония, направленная на самый принцип жанровости → принципы повествования «Евгения Онегина»

    1. «Южный» период (1820–1824)

    • Период романтических поэм Кавказский пленник (1820–21), Гавриилиада (1821), Братья разбойники (1821–22), Бахчисарайский фонтан (1821–23), Цыганы (1824)

    • Проблема «байронизма».

    • Структура романтической поэмы: принципы элегии в эпическом жанре и описательное начало.

    • Кризисные настроения 1823 г. и обращение к проблеме народности.

    • Итоговые (пограничные) произведения периода: начат роман в стихах Евгений Онегин (1823–1830), историко-политическая трагедия (1825, опубл. 1831).

    • Два аспекта проблемы народности:1) отражение в литературе народной психики и народных этических представлений (концепция Евгения Онегина), 2) роль народа в истории (Борис Годунов).

    Евгений Онегин как формула русского романа:1) отношения героя и героини становятся моделью основных исторических и национальных коллизий русского общества XIX в. 2) Сложность характера Онегина – герой своего времени и историческое лицо, не исчерпавшее своих возможностей.
    1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   25


    написать администратору сайта