4 сессия экзамен Русская лит. Русская литра в мировом лит процессе
Скачать 490.25 Kb.
|
После ссылок (сер. 1820-х – 1830) Требование извлечь исторические уроки из поражения декабристов → историзм – одна из доминирующих черт периода Тема Петра в дальнейшем творчестве поэта Полтава (1829): сюжетное и стилистическое переплетение и контраст лирико-романтической и одической струй (столкновение эгоистической личности с исторической закономерностью); документальный комментарий и посвящение; путь к Медному всаднику. Переход Пушкина к новому этапу реализма – возрастающий интерес к прозе. Болдинская осень (сент. – ноябрь 1830) – поиск нового построения характера человека, нового прозаического слова: Завершение Евгения Онегина – окончание предшествующего этапа, Повести покойного Ивана Петровича Белкина – начало нового. «Маленькие трагедии» – стремление к исторической, национальной и культурной конкретности образов, представление о связи характера человека со средой и эпохой (психологическая верность характеров и исторические конфликты между характерами людей различных эпох: рыцарский и денежный век в Скупом рыцаре, классицизм и романтизм в Моцарте и Сальери, Ренессанс и Средние века в Каменном госте и Ренессанс и пуританизм в Пире во время чумы). 1830-е годы Узел основных тем творчества 1830-х гг. – три силы, энигматичное поведение которых могло определить грядущую судьбу России: Самодержавная власть, высшее воплощение которой – Петр I: сила реформаторская и европеизирующая, но деспотическая. Просвещенное дворянство – исчерпало ли оно свои исторические возможности на Сенатской площади сила, противостоящая самодержавию, класс людей, образованием сближенных с Европой, традицией – с русской деревней, материальным положением – с «третьим сословием» и унаследовавших от предков вековое сопротивление власти и чувство собственного достоинства, Эта среда закономерно порождает бунтарские настроения (декабризм). Народ, образ которого все больше отождествляется с Пугачевым: Тема народного бунта Парадокс русской истории по Пушкину: «Петр I – Робеспьер и Наполеон в одном лице (воплощенная революция)», дворянство – «страшная стихия мятежей», народ – бунтарь. Эти силы или враждебны друг другу, или идут различными путями, к разным целям. Соотношение действующих в России социальных сил –объект изучения Пушкина – художника и историка. В начале 1830-х гг.: старинное дворянство, утратившее свои сословные привилегии и имущество – естественный союзник народа → замысел Дубровского. Капитанская дочка (1833, опубл. 1836) и История Пугачева (1833) – переход к рассказу от чужого лица, повествовательная манера и образ мыслей которого не равны авторским. Образы символического характера: разнообразные образы бушующих стихий: метели (Бесы, Метель, Капитанская дочка), пожара (Дубровский), наводнения (Медный всадник), чумной эпидемии (Пир во время чумы); группа образов статуй, столпов, памятников, «кумиров»; образы человека, людей, живых существ, жертв или борцов (народ, «гонимый страхом», или гордо протестующий человек). Картина усложняется наличием образов, входящих в несколько основных образных полей – образ Дома, как сфера жизни, естественное пространство Личности. возможность автора встать на точку зрения любой из этих сил → каждая из них для него не лишена своей поэзии. сюжеты состоят в нарушении стабильного соотношения образов (стихия вырывается из плена, статуи приходят в движение, униженный вступает в борьбу) за всеми сюжетными конфликтами этих образов стоит более глубокое философское противопоставление Жизни и Смерти. № 22. Поэзия А.С. Пушкина: темы, мотивы, ключевые образы, особенности поэтики. Читая Пушкина, слышишь его голос. Он был первым поэтом, разрушившим условность авторского образа: в "Руслане и Людмиле", "Евгении Онегине", Пушкин говорит с читателем "на равных", как принято между близкими людьми, схватывающими все с полуслова. Поэт предстает перед нашим современником уникальной личностью, художником-новатором, мыслителем, историком, публицистом, фактическим участником борьбы с самодержавием, с крепостничеством, с основами феодально-абсолюстической идеологии. Противостояние реакции и застою - пафос поэта. С особой силой звучали эти мотивы и в пушкинское время – господства авторитарности, умерщвляющей плоть религии, - и в другие эпохи застоя, власти застарелых догм. Пушкинская поэзия исполнена утверждения земных радостей как главной ценности вопреки идее счастья за пределами бытия. Сила жизни в поэзии Пушкина настолько велика, что даже в стихах, написанных в минуты душевной усталости, разочарования, сомнения, она побеждает. Важной стороной новаторства Пушкина явилось открытие такого способа художественного постижения жизни, при котором любые явления, всякая деталь изображения проникнуты могучей энергией оценки, отчетливо выраженным приятием или отрицанием автора. Какую бы тему ни разрабатывал поэт, он решает ее не как некую художественно отвлеченную идею, а как итог осмысления определенных жизненных реалий, ситуаций. Отсюда берут начало пушкинская символика, метафоризация - те элементы художественной формы, которые в субъективистской поэзии и вели к погружению в мир иллюзий. Сферой поэзии при Пушкине стало самое существенное в жизни человека - гражданский и патриотический подвиг, мечты, горе народа, лирика природы и любви. Все осветил поэт великой мыслью. Вот почему поэзия Пушкина воспринимается нами как целостное жизненное единство, как своеобразная и грандиозная художественная картина мира. Развитие пушкинской художественной системы стимулировалось его постоянным вниманием к главной проблеме — познанию современного человека, его мировоззрения и психологии, его места в окружающем мире и предназначения. На этом пути Пушкин постоянно обращался к опыту русской и мировой литературы. Творческая эволюция Пушкина от романтизма к «поэзии действительности» нередко рассматривалась и оценивалась в критике не только его времени, но и позднейшей как отказ от мятежного героя во имя героя, чуждого всяким романтическим мечтаниям, во имя «смиренного» человека; она трактовалась нередко и как отказ от возвышенно-романтических образов во имя «пестрого сора» «фламандской школы», как замена очарований пылкой юности «трезвой» житейской опытностью, которая предпочитает поэзии «смиренную прозу». Новым в пушкинском изображении человека было многообразие состояний его внутреннего мира, изменчивость психики, эмоций. Значение его творчества в этом смысле выходило далеко за пределы собственно литературы; его творчество способствовало формированию нового мировоззрения, оно — благодаря покоряющей силе образного, художественного познания жизни—достигало эффекта воздействия, недоступного науке, хотя по своим выводам и способам познания пересекалось с ее достижениями, а некоторыми сторонами опережало ее. В липе Пушкина искусство слова сделало и то, что было еще не под силу науке — понимание исторического движения, познание психологии людей, их внутреннего мира. 1. Творчество Пушкина подразделяется на периоды, каждый из которых имеет свои особенности. В основе периодизации лежат события биографии поэта. Вехи личной биографии поэта одновременно были важными вехами его творческой эволюции. С каждым новым периодом менялся поэтический мир Пушкина, литературно-эстетические вкусы, предпочтения, манера письма, идейная направленность произведений и формальное воплощение этой направленности. Если вы будете писать сочинение по лирике Пушкина, обязательно отразите эту периодизацию, одновременно показывая и общие, неизменные, сохраняющиеся на протяжении всего творчества поэта особенности его художественного мира. Для этого мы даем общую характеристику не только каждого из периодов творчества Пушкина, но и его поэтического мира в целом (ключевые темы, мотивы, образы, идеи, так или иначе актуальные на протяжении всего творчества). 2. Творчество Пушкина находится на рубеже литературных эпох — эпохи классицизма-сентиментализма (конец XVIII — начало XIX в.) и романтизма-реализма (20—30-е гг. XIX в.). 3. Пушкин — последователь Карамзина в создании современного русского литературного языка. Карамзин приблизил язык к живой устной речи, освободил от архаизмов, Пушкин в большей степени его «демократизировал». Язык Карамзина был рассчитан на утонченный вкус образованной аудитории. Светская галантность оставалась приметой этого языка даже когда Карамзин пытался изобразить персонажей из социальных низов: поэтому крестьянская девушка у него изъясняется языком образованного сословия. Большим шагом вперед по сравнению с уровнем развития литературы того времени стремление автора выразить себя как индивидуальность (эта черта получила затем развитие в творчестве поэтов-романтиков). Вспомним для сравнения, как схематичны и заданы были образы-амплуа в литературе классицизма. Мы говорим о реализме Пушкина на уровне выбора тем, событий, характеров, а также на уровне языка, который соответствует изображаемому предмету: в его произведениях дворяне говорят языком, свойственным их сословию, крестьяне и дворовые люди — простым языком, характерным для людей из народа. 4. В творчестве Пушкина есть характерный набор тем, идей, мотивов, образов, из которых складывается его поэтический мир. Эти темы: «любовь», «дружба», «поэт и поэзия», «природа» (особое, эстетическое к ней отношение), «история» (историческая память народа, народ и власть, судьба царей и выдающихся исторических личностей), «личность и общество» (великая личность и маленький человек, роль личности в истории) — определяют то, что мы называем пушкинской традицией. Лицейский период (1813—1817) Это ученический период для Пушкина, «становление пера» поэта. Происходит формирование его литературных вкусов и предпочтений; он проявляет интерес к литературным стилям, существовавшим в предшествующей и современной ему поэзии. Отсюда — многочисленные примеры подражаний, стилизаций, вольных переводов иностранных поэтов. Это время — своеобразная школа поэтического письма для молодого Пушкина. В лирике поэта лицейского периода преобладают так называемые анакреонтические мотивы (от имени древнегреческого поэта Анакреонта): призыв «ловить мгновение», культ юности, мимолетной любви-страсти (образы красавиц, часто изображаемых в традиционной, и даже в некоторой степени клишированной форме: например, они носят греческие имена, и вообще античный колорит отличает лирику такого рода), мотив дружбы, символика пира, вина, застолья, культ легкомыслия, за которым стоит подлинная высшая мудрость Традиция сентиментализма представлена в некоторых элегиях 1816 г.: «Певец» (сравните его со стихотворением В. А. Жуковского «Певец»), «Осеннее утро», «Любовь одна — веселье жизни хладной...».Петербургский период (1817—1820) Общая характеристика периода. В отношении художественной формы следует отметить большую стилистическую свободу, ломку жанровых границ. Характерным примером является во многом новаторская поэма «Руслан и Людмила». Особое значение приобретает вольнолюбивая, политически окрашенная лирика (это, собственно, и послужило причиной южной ссылки поэта). В произведениях такого рода можно заметить традиции русских поэтов-декабристов, французских поэтов революции (А. Шенье). При этом у поэта сохраняются симпатии к идеалам эпохи Просвещения; например, его политический идеал — просвещенная конституционная монархия. Элегия «Деревня» (1819). Послание «К Чаадаеву» (1818). Стилистическое новаторство стихотворения заключается в сочетании интонаций любовной и гражданской лирики: «языком любви» речь ведется о гражданских чувствах. Послание «Н. Я. Плюсковой» (1818). Здесь можно увидеть такое же сочетание интимного и гражданского элементов, как и в послании к Чаадаеву. Послание вообще — традиционно личный, дружеский и даже «салонный» жанр, тем более — если оно адресовано даме. Однако содержание этого стихотворения — своего рода поэтическая декларация пушкинского лирического героя, патетическое рассуждение о значении его поэзии для русского народа. Стихотворение полемически направлено против традиции поэтов классицизма писать заказные оды. Южный период (1820-1824)Это период увлечения Пушкина романтизмом. Наиболее важно влияние Дж. Байрона, который вообще считается в Европе символом романтической эпохи. Ключевые темы пушкинской лирики этого периода: мечта о свободе («Эллеферия, пред тобой...», 1821, «Узник», 1822, «Кто, волны, вас остановил?..», «Птичка», 1823) и сочувствие идее социальной борьбы («Кинжал», «В. Л. Давыдову», 1821), Наполеон как романтический герой («Наполеон», 1821, «Недвижный страж дремал на царственном пороге...», 1824). К 1823 г. и особенно в последующие годы можно отметить постепенное разочарование в идеалах романтизма, в том числе и в идее социальной борьбы («В. Ф. Раевскому», 1822, «Демон», «Бывало, в сладком ослепленье...», 1823, «Свободы сеятель пустынный...», 1824). Среди других тем и мотивов,встречающихся в этот период, — тема рокового предчувствия или предсказания («Песнь о вещем Олеге», 1822, «Недвижный страж дремал на царственном пороге...»). Лирику южного периода можно дополнительно подразделить на написанную до и после 1823 г., который был для Пушкина годом глубокого душевного кризиса, так что тема разочарования не только заимствована у Байрона, но имеет и биографический контекст. В эти годы Пушкин создает также свои знаменитые романтические поэмы: «Кавказский пленник», 1820— 1821, «Братья-разбойники», 1821—1822, «Бахчисарайский фонтан», 1821—1823, «Цыганы», 1824. В этих «южных поэмах» Пушкин продолжает традицию «восточных поэм» Байрона (экзотическая среда; герой — исключительный характер в исключительных обстоятельствах; конфликт природы и культуры). В пейзажной лирике этого периода преобладают романтические мотивы (экзотический характер пейзажей, своеобразная цветовая насыщенность; их символическая функция: пейзаж как отражение внутреннего мира лирического героя, воплощение мыслей и чувств поэта в образах природы). Излюбленные жанры лирики для Пушкина в то время: пейзажная миниатюра, элегия, дружеское послание. Революционные мотивы южного периода. Пушкин с энтузиазмом относится к деятельности уже сформировавшихся тогда Южного и Северного обществ, его увлекает атмосфера бунта и заговора, тем более что многие друзья его причастны к этому процессу. Сочувствие вызывают у поэта и политические волнения в южных губерниях России, в том числе бессарабское восстание, возглавляемое князем Александром Ипсиланти (этот князь, потерявший в сражении руку, окружен в лирике и письмах Пушкина тех лет особым героическим ореолом). Мотив разочарования. Послание «В. Ф. Раевскому» («Ты прав, мой друг; напрасно я презрел...») (1822) строится как лирическая исповедь-автобиография разочаровавшегося героя. В первой части стихотворения звучат отсылки к более ранним периодам жизни и творчества (Лицей, Петербург). Во второй части стихотворения говорится о разочаровании в тех идеалах (любовь, дружба, поклонение искусству), которые были актуальны для поэта в ранней юности. Заканчивается стихотворение формулой разочарования в социальной борьбе. В стихотворении «Демон» (1823) то же разочарование в духовных ценностях (любовь, дружба, искусство, эстетическое наслаждение природой) представлено как искушение поэта «демоном» (биографическим прототипом которого служит, как полагают некоторые исследователи, А. Н. Раевский, друживший с Пушкиным в то время). Образ демона и связанные с ним мотивы в дальнейшем особенно актуальны для М. Ю. Лермонтова. «По-лермонтовски» звучит и стихотворение ^Свободы сеятель пустынный...» (1824), в котором говорится о поэте как о непонятом пророке. Толпа («мирные народы») уподобляется неразумным «стадам», которым не нужны «дары свободы» Пейзажная лирика. Стихотворение «Узник» {1822) — типичное романтическое стихотворение о свободе. Символом мечты лирического героя о свободе служит образ птицы («орел молодой»). Образная антитеза в стихотворении: атмосфере «темницы сырой» противопоставлена воображаемая картина моря и гор, традиционно символизирующая волю и свободу. Тема стихотворения «Кто, волны, вас остановил?..» (1823) — тоска лирического героя по буре. Используется характерный для романтической пейзажной лирики прием параллелизма: сначала говорится о морской погоде (затишье, штиль), а затем о том, что происходит в душе героя: пейзаж представляет собой символическую параллель с внутренним миром лирического героя. Буря, гроза, шторм — традиционный символ свободы и социальной борьбы (ср. «Парус» М. Ю. Лермонтова, «Песня о Буревестнике» М. Горького). В стихотворении «Птичка» (1823) мотив свободы связан с символикой народного обычая выпускать птицу на праздник Благовещения (интересно, что именно Благовещенская тема в других случаях является объектом кощунства, — «Гавриилиада», «В. Л. Давыдову») и с гуманистической темой «дарования свободы», как бы предвосхищающей последующие призывы Пушкина освободить декабристов. Михайловский период (1824—1826) Пребывание Пушкина в родовом имении Михайловском было продолжением ссылки. Здесь поэт узнает о казни пятерых руководителей восстания и о ссылке многих своих друзей-декабристов в Сибирь. Несмотря на трагические события в эти годы в лирике Пушкина преобладают оптимистические мотивы: прежде всего мотив возвращения (не только как биографический — возвращение из ссылки, но и как символический — возвращение идеалов юности, духовных ценностей, ориентиров: «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), 1825, «И. И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный!..»), 1826, «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), 1825, «Вакхическая песня», 1825, и мотив надежды («Если жизнь тебя обманет...», 1825), в том числе политические надежды на более разумную политику Николая 1 и его милосердие по отношению к ссыльным: «Стансы» («В надежде славы и добра...»), 1826, «Во глубине сибирских руд...», 1827. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Эта тема традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о себе самом встречается еще в античной поэзии (так, ода Горация «К Мельпомене» послужила основой для стихотворений Г. Р. Державина и А. С. Пушкина о «памятнике»). Основные ее аспекты — процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем (мотив «толпы»), взаимоотношения поэта с властью (ситуация «поэт и царь»), взаимоотношения поэта с самим собой (вина, совесть, оправдание). Все эти направления темы широко представлены у Пушкина. Тема проходит определенную эволюцию, поэтому при ее анализе следует учитывать периодизацию творчества Пушкина. Лицейский период. В стихотворении «Певец» мы видим сентименталистский образ унылого «певца», несчастного влюбленного. Сатирическое, в духе поэзии XVIII в., рассуждение о том, как непросто быть поэтом, стало темой стихотворения «К другу стихотворцу». Существенна также полемика с литературными противниками («Моему Аристарху»), утверждение «анакреонтических ценностей» в поэзии («Гроб Анакреона», «Моему Аристарху»). В стихотворении «Моему Аристарху» о стихах говорится лишь как о легкомысленном занятии, которое не сулит поэту бессмертия («Плоды веселого досуга // Не для бессмертья рождены, // Но разве так сбережены // Для самого себя, для друга // Или для Хлои молодой...»). В стихотворении «Лицинию» звучит тема гражданской миссии поэта; говорится о его задачах перед потомством («В сатире праведной порок изображу // И нравы сих веков потомству обнажу»). Петербургский период. Особое значение приобретает мотив гражданского служения (см. стихотворение «Деревня»), мотив внутренней («тайной») свободы и независимости поэта («Н. Я. Плюсковой»), идея избранного круга поэтов как посвященных, «священной истины друзей», противопоставляемых толпе («Жуковскому»). Эти мотивы сохраняют значимость для Пушкина на протяжении всего творчества. Южный период. Обратите внимание на стихотворение «В. Ф. Раевскому» («Не тем горжусь я, мой певец...»). Два образа поэта в поздней лирике А. С. Пушкина. Поэт как пророк. Мифологический прообраз — библейский пророк («Пророк», 1826). Образ библейского пророка в поэзии де.кабр истов прежде всего воплощал гражданское достоинство и цареборческий дух. У Пушкина этот образ символизирует поэта. В стихотворении «Пророк» нет декабристских мотивов, преобладающая идея образа поэта-пророка — этическая, идея долга его перед людьми (требование свыше: «Глаголом жги сердца людей»). Поэт как жрец. Мифологический прообраз — античный жрец («Поэт и толпа», 1828, сюжет и эпиграф из «Энеиды» Вергилия). Поэт заявляет о своей непричастности к толпе, отказывается как-либо служить ей, он служит только искусству, богу Аполлону. Поэзия — таинство, священнодействие, «народ непосвященный» не понимает и не достоин понять ее смысла. «Не для житейского волненья, // Не для корысти, не для битв, // Мы рождены для вдохновенья, // Для звуков сладких и молитв». Сходные мотивы в стихотворении «Поэту» («Поэт! не дорожилюбовию народной...»), 1830, отчасти в заключительном четверостишии стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Преобладающая идея образа поэта-жреца — эстетическая. Судьба поэта. Мысль о том, что у поэта особая судьба — символическое содержание стихотворения «Арион», 1827 (более простой, аллегорический смысл — судьба декабристов и Пушкина). В стихотворении «Андрей Шенье», 1825, появляется образ поэта, посвятившего себя гражданскому делу; поэт — общественный обличитель, «вития». В стихотворении «Поэт» («Пока не требует поэта...»), 1827, — нравственная проблема: в жизни поэт такой же, как все, но творчество возвышает его над другими (эту мысль см. также в стихотворениях «Смерть поэта», «Пророк» М. Ю. Лермонтова, «Поэты» и «Художник» А. А. Блока). В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» — посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью («Нет, весь я не умру; душа в заветной лире // Мой прах переживет и тленья убежит...»). Поэт и царь. В стихотворениях, в которых есть образ поэта, появляется мотив духовного соперничества поэта и царя. Поэт оказывается вправе давать наставления царю («В надежде славы и добра...»). Этот мотив берет начало еще в поэтике классицизма, где поэт-просветитель мог «истину царям с улыбкой говорить» (Г. Р. Державин). В стихотворении «Друзьям» утверждается право поэта на полную свободу творчества. Более радикально настроенные друзья Пушкина упрекали поэта за его определенные симпатии к Николаю I. В ответ на эти упреки Пушкин пишет стихотворение «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю...»), 1828, в котором звучит та же мысль, что и в более раннем послании Плюсковой: «свободная хвала» царю не имеет ничего общего с лестью. Тема эта переходит также в поздний цикл стихотворений 1836 г. (так называемый каменноостровский цикл): «Мирская власть», «Как с древа сорвался предатель-ученик...», «Отцы-пустынники и жены непорочны...», «Когда за городом, задумчив, я брожу...», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Все стихотворения цикла — переводные или стилизованные под перевод. Основное содержание цикла — лирическая медитация на тему бессмертия поэта в мире смерти и тления. Духовное царство поэта уподобляется Царствию Божьему и противопоставляется царству Кесаря, «мирской власти». Важный символ в стихотворениях цикла — древо жизни. {Найдите его и близкие к нему по смыслу образы в ряде стихотворений. Какой образ соответствует ему в стихотворении о памятнике?) Тема поэта получает религиозно-философскую перспективу. Духовная миссия поэта соотносится с миссией Христа, соединяющего в себе роль пророка, священнослужителя и царя. В этом мощном символе снимаются противоречия между типичными для поэзии Пушкина фигурами-эмблемами «пророка» и «жреца», «поэта» и «царя». В стихотворениях цикла сохраняется мотив духовного соперничества поэта и царя. (Найдите в текстах фрагменты, иллюстрирующие эти положения.)Любовная лирикаРанние периоды творчества. В любовной лирике лицейского периода преобладают анакреонтические стихотворения, воспевающие мимолетную любовь-страсть. Женские образы представляют собой устойчивые литературные клише, они носят «литературные» (греческие или римские) имена (Лаиса, Темира, Делия, Хлоя). В стихотворениях петербургского периода любовная лирика представлена слабо (в основном это мадригалы, альбомные записи, эпиграммы), но зато примечательно использование поэтического языка любовной лирики в стихотворениях с общественной, гражданской тематикой (например, сопоставление гражданских чувств с любовным «томлением» в послании «К Чаадаеву»). В лирике южного периода встречается мотив трагической, безумной любви (в таких стихотворениях, как «Черная шаль», он сопровождается преступлением, убийством возлюбленной), а также мотив разочарования в жизни и любви, одиночества, холодной пустоты в душе: все осталось в прошлом, возлюбленная покинула поэта. В обоих случаях персонаж конфликта — романтический. Для южной любовной лирики характерны многозначительные намеки, зашифровки и умолчания («Подъезжая под Ижоры»). «Храни меня, мой талисман...» (1825). Романтический образ талисмана — символ любви и верности и одновременно метафора: человек — тоже «талисман». «Я помню чудное мгновенье...» (1825). Композиционно стихотворение построено как лирическая автобиография. (Найдите в нем отсылки к ранним периодам жизни поэта). Пушкин использует образно-символический язык романтизма. Поздний период творчества. Реализм в изображении любовных переживаний: темой ранних стихотворений Пушкина часто были ситуации не столько жизненные, сколько продиктованные жанром (анакреонтическая песня, элегия). Теперь в чувствах героя больше глубины, мысли, сюжеты оригинальны. Поэт интересуется внутренним миром своей возлюбленной, ибо романтическая позиция по определению эгоистична, мы много узнаем о переживаниях героя, но не героини, которая рисуется шаблонно, ее психология не становится предметом изображения. Реализм Пушкина отличается, следовательно, углублением психологического анализа и развитием гуманистического взгляда на события, в позиции героя больше понимания другого человека, мудрости, великодушия, зрелости. Образы природы в лирике А. С. Пушкина Особое эстетическое отношение к природе и философская проблематика, связанная с ней, — этим русская поэзия во многом обязана Пушкину. Можно проследить эволюцию темы природы в поэзии Пушкина. Лицейский период. Традиции сентиментализма в пейзаже («Осеннее утро», «Певец»). Основной жанр — элегия. Пейзаж здесь — скорее средство создания общего фона, на котором изображаются чувства лирического героя, чем нечто самоценное. Многие образы природы к тому времени уже стали своего рода клише, Пушкин работает с ними как с готовым материалом, стремится обновить его. Петербургский период. Та же сентиментальная традиция в стихотворении «Деревня», но привычный «мирный, утешительный» пейзаж помещается в необычный контекст (см. выше анализ этого стихотворения). Тишина и покой природы контрастируют с социальным конфликтом. В стихотворении прочитывается традиционная антитеза: «природа» — «культура». Романтический пейзаж южного периода. Это в основном экзотические виды Кавказа. Стремление к экзотике — важная особенность романтизма; однако Пушкин в самом деле находился в этот момент на юге, описывая реально увиденное, и в этих пейзажах можно найти фактографическую точность. Тем не менее пейзаж нередко носит условный характер. Образы природы вводятся как эмблемы, символы, воплощающие душевное состояние героя. Характерна антропоморфность, олицетворение некоторых образов («Узник», «Кто, волны, вас остановил?..», «К морю»). Море — в числе важнейших унаследованных от поэзии Байрона образов-символов (другие такие символы — ветер, волны, буря, вообще «стихия» как символ свободы и др.). Реалистический пейзаж конца 1820—1830 гг. Преобладает типичный пейзаж среднерусской полосы, привычная глазу деревенская картина. Природа мыслится как самостоятельная эстетическая ценность, бескорыстное любование ею часто составляет переживание лирического героя. Для реалистической пейзажной лирики Пушкина характерно изображение наглядных, узнаваемых и точных (детализированных) русских ландшафтов, «картин с натуры», которые в сознании поэта символизируют родину (тема родины сопряжена с темой родной природы).Образный язык этой лирики (метафоры, эпитеты, сравнения и т. д.) направлен на конкретизацию, детализацию, дополнительное «опредмечивание» образа (в отличие от романтических метафор — абстрагирующих, уводящих от конкретного «здесь и сейчас»). Сравнения часто отсылают к материальному, вещному миру: «...великолепными коврами, // блестя на солнце, снег лежит...» («Зимнее утро»). Рифмы могут быть при этом очень незамысловатыми: «Прозрачный лес один чернеет, // И ель сквозь иней зеленеет...» (там же). Частью творческой программы этого периода становится установка на прозаизм, распространяющаяся и на пейзажную лирику (например, в стихотворении «Осень» эта установка сопровождается авторским комментарием). Изображаются все времена года, но особые симпатии лирический герой Пушкина питает к осени (см. «Осень» — философская медитация на тему творческого процесса). Важную роль в реалистической пейзажной лирике играют фольклорные образы, с помощью которых поэт вырабатывает новый язык описания природы, отличный от романтического, но и не прерывающий традицию. Природа как философская тема. Тема природы нередко связывается в философской лирике с темой смерти. Бессмертная, но и неразумная («равнодушная») природа противопоставляется разумному, но обреченному на смерть человеку. Анализируется философский тупик, связанный с мыслью о неизбежности смерти («Брожу ли я вдоль улиц шумных...»), и выход из него («Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Вновь я посетил...», «Два чувства дивно близки нам...», «Когда за городом, задумчив, я брожу...»), где преодоление трагедии смерти может быть связано как с культурой («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»), так и с природой («Когда за городом, задумчив, я брожу...»). . В «Отрывках из путешествия Онегина» важный для раскрытия этой темы фрагмент — от слов «Какие б чувства ни таились...» до слов «Скажи, фонтан Бахчисарая!». Романтический пейзаж моря как символ юности и прошлого поэта соседствует с реалистическим пейзажем деревни как естественного мира, окружающего человека. № 23. Роман в стихах «Евгений Онегин» и становление русского реализма В истории лит-ры реализм возникает как оппонент романтизма. Интерес к самоценной, исключительной личности, необыкновенным ситуациям, экзотической обстановке, эффектным контрастам сменяется интересом к повседневному существованию обыкновенных людей, будничному течению жизни. Писатели-реалисты изображали человека в его многообразных связях с окружающим миром, в его социально-бытовой и психологич. конкретности, создавая подчас иллюзию подлинной реальности, жизненной достоверности. Они стремились выявить в своих произведениях важнейшие коллизии и антагонизмы эпохи, представить наиболее типичные общественно-психологич. хар-ры, запечатлеть непрестанные изменения социально-историч. действит-ти. Что же касается крупнейших русских писателей-реалистов, то для них характерен обострённый интерес к мировоззренческим проблемам, поиски высших духовно-нравственных ценностей и путей преобразования жизни. Напр., русский реалистический роман «ставит проблемы не изменения положения героя, а преображения его внутренней сущности, или переделки окружающей жизни, или, наконец, и того, и другого». Русский реализм отображал и постигал историческую реальность, общество, во многом пронизанное ещё патриархально-родовыми отношениями (в отличие от Европы). Недаром западных писателей, критиков, литературоведов так поразило в своё время стремление русских писателей к изображению прежде всего не индивидуальностей, но групп, коллективность, соборность, эпичность русского сознания вообще. Первая половина 19 столетия – эпоха формирования и становления русского реализма, в рамках которой можно выделить две его фазы: 1) ещё не обособившийся от романтизма реализм Пушкина, Лермонтова и Гоголя; 2) реализм «натуральной школы», уже осознавший себя как принципиально новое литературное направление. Во второй половине столетия реализм развивается так же стремительно и бурно, как в первой. В реализме второй половины XIX века можно выделить три стадии: «Типический» реализм (Тургенев, Гончаров, Островский); «Сверхтипический» реализм Достоевского и Л.Толстого; «Атипический» («случайностный») реализм Чехова. Основоположником русского реализма, первооткрывателем «поэзии действительности» по праву считается Пушкин – создатель «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», «Повестей Белкина», «Дубровского» и «Медного всадника», «Пиковой дамы» и «Капитанской дочки». В его творчестве – впервые - оказалась преодолённой грань между «высокими», «поэтическими» и «низменными» сферами бытия, утвердился взгляд на общество как на исторически сложившуюся целостность, подчинённую объективным, не зависящим от человека законам. Под пером Пушкина-реалиста русская старина и русская современность предстали в их полноте и многообразии, в столкновении противоборствующих сил, богатстве и сложности хар-ров, национально-исторических типов: «лишнего человека» (Онегин), решительной, страстной и самоотверженной женской натуры (Татьяна), «маленького человека» (Самсон Вырин), вождя крестьянского восстания (Пугачёв), эгоистического индивидуума, всеми силами стремящегося к самоутверждению и обогащению (Германн). Творчество Пушкина во многом предвосхитило пути развития русской лит-ры 19 века. Вместе с тем реализм Пушкина ещё далёк от социально-исторического детерминизма, свойственного реалистич. искусству зрелой поры. Отчасти это связано с тем, что он вызревал и развивался внутри романтизма. Романтизм и реализм в ту пору двигались в едином русле и не были обособлены, отделены друг от друга. Романтизм – в понимании Пушкина – синоним свободы, воплощение мятежа и протеста против застоя и неподвижности жизни. Но, размышляя над причинами неудач освободительного движения, Пушкин всё более склонялся к мысли о том, что даже величайшие из людей, даже яркие и сильные личности не в состоянии изменить и перестроить мир. Поэту открывается теперь неодолимая «сила вещей», необходимость принимать в расчёт реально существующие обстоятельства и расстановку общественных сил, инерцию вековых привычек и традиций и своеобразие национально-исторической жизни народа. Если раньше, в пору «южных» поэм, поэт вместе со своими героями мечтал найти царство свободы за пределами современного реалистического общества, то теперь, убедившись, что «судьба людей повсюду та же», он стремится обрести возможности свободы в рамках порядка вещей, обусловленного и утверждённого логикой жизненных обстоятельств и национально-исторических традиций. Вот почему в «Евгении Онегине» и «Борисе Годунове», двух величайших созданиях «послекризисной» эпохи, Пушкин обращается к проблеме социального бытия человека и проблеме власти – главнейшим факторам, определяющим, регулирующим границы и возможности личностной свободы. Перейдём теперь к пушкинскому роману в стихах. Роман “Евгений Онегин” (писал 8 лет – до 1831 г.) занимает главное место в творчестве Пушкина. Появление романа (начатого в южной ссылке, законченного в Болдине) оказало огромное влияние на развитие русской лит-ры. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов - время создания и время действия романа примерно совпадают. “Евгений Онегин” — первый русский реалистический роман, правдиво и широко показывающий русскую жизнь XIX в. (“энциклопедия русской жизни”, по словам Белинского). Ранее в мировой литературе не существовало ни одного романа в стихах. Роман написан особой «онегинской строфой». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырехстопного ямба. Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую — попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой. В первых главах романа, начатых в условиях общественно-политического подъема, авторский голос звучит шутливо-иронически, пронизан светлыми интонациями. В последующих главах (начиная с пятой), написанных после 14 декабря 1825 года, в годы жесточайшей реакции, тон автора приобретает все большую сдержанность, серьезность, а в заключительных становится глубоко элегическим и драматическим. На страницах романа поднят вопрос о русском дворянстве - показал быт, жизнь, интересы дворянства и дал точную характеристику представителям этого общества. С соседями они были как “добрая семья”. Соблюдали традиционные народные, праздничные обряды. Помещики жили по старинке, вели пустой образ жизни. Жизнь крестьянства в романе показана довольно скупо (дает характеристику жестокости помещиков). В произведении изображается жизнь столичного аристократического общества (как одевались, что было в моде, меню престижных ресторанов, что шло в театрах той эпохи). Жизнь дворян — сплошной праздник. Трудиться они не хотели. Цель дворян – добиться славы и чинов. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен. Пушкин показал весь народ, реалистическую, конкретно-историческую повседневность жизни, в которой - «свежие мечтанья» истлевают, «как листья осенью гнилой». В романе слились два начала — лирическое и эпическое. Эпическим является сюжет произведения, а лирическим — авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю, которое высказывается в многочисленных лирических отступлениях. Типичность характеров сочетается в романе с исключительной многогранностью их обрисовки. Пушкин преодолел разделение героев на "положительных" и "отрицательных". Ещё один признак реализма: главный герой в значительной мере лишён ореола исключительности, таинственности. Поэт подробно рассказывает о происхождении, воспитании, привычках, образе жизни Онегина, раскрывает причины его разочарования, скуки, хандры. Герой показан в ситуациях и обстановке, характерных для людей его круга. Поэт стремится объяснить характер Онегина, его поведение, его разочарование обстоятельствами его жизни, условиями его существования. Но при этом, как и в романтических поэмах, центральное место в романе занимает разочарованный герой-индивидуалист. Судьба героев романа — гибель Ленского, душевная опустошенность Онегина, трагическое одиночество Татьяны, вынужденной примириться с «постылой жизни мишурой», - свидетельствует о нездоровье общества. Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Еще одну сущностную черту реалистичного произведения: роман как бы "разомкнут" во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. Акцентируется внимание читателя на самостоятельной ценности каждой главы. Уникальным этот роман делает и то, что широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита приобрели такую значимость и достоверность, что роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов прошлого века. Появление романа Пушкина "Евгений Онегин" оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Обломов продолжат ее. № 24 Драматургия Пушкина ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПУШКИНА Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. Все они (за исключением набросков трагедии о Вадиме Новгородском и комедии об игроке) созданы в период полной зрелости пушкинского творчества — с 1825 по 1835 г. В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса Годунова» и четыре «маленькие трагедии» 1). Почти до конца была доведена драма «Русалка» и до половины «Сцены из рыцарских времен». В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес. Свои драматические произведения Пушкин писал не для чтения, не как поэмы в диалогической форме, а как театральные пьесы, для постановки на сцене. Сам Пушкин, как и Гоголь, Островский и другие драматурги, писал свои пьесы всегда с расчетом на их театральное, сценическое воплощение2), и потому, читая их, мы должны для полного понимания их смысла представлять себе и действия, происходящие на сцене, но не названные Пушкиным (очень скупым на ремарки), и душевные переживания действующих лиц, которые в театральном исполнении актер, внимательно изучивший авторский текст, должен выразить в интонациях, мимике и движениях, и которые в литературном произведении, предназначенном для чтения, описываются поэтом. Самые ранние из сохранившихся драматических набросков Пушкина относятся к 1821 г. На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы. Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями. |