Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблематика и образная система «Капитанской дочки». Человек и история в романе. Особенности изображения персонажей. Способы проявления авторской позиции.

  • 26.Творчество М.Ю.Лермонтова. Идейные и художественные особенности его лирики.

  • 27. Творчество Н.В. Гоголя. Реализм и гротеск в прозе и драматургии

  • 28 Расцвет реализма, поэтика реалистической литературы

  • Чернышевского

  • Толстой

  • Современник

  • Униженные и оскорблённые

  • Отцы и дети

  • “Мелочи жизни

  • Повесть о том, как мужик 2-х генералов прокормил

  • Апухтин

  • Рыцарь на час

  • Из деревни ». На 60-е годы приходится завершающий этап творчества выдающегося русского поэта Ф. И. Тютчева

  • 29. Творчество И.С. Тургенева

  • 4 сессия экзамен Русская лит. Русская литра в мировом лит процессе


    Скачать 490.25 Kb.
    НазваниеРусская литра в мировом лит процессе
    Дата29.05.2022
    Размер490.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла4 сессия экзамен Русская лит.docx
    ТипДокументы
    #556021
    страница11 из 25
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   25

    «Пиковая дама» (точная дата создания неизвестна, опубликована в 1834 г.) продолжает на современном материале ту проблему, которая была поставлена Пушкиным в «Скупом рыцаре» — изображение власти денег, губящих личность, психику человека, искажающих его внутренний мир. Небогатый офицер Германп стремится сравняться с тем обществом, той средой, в которой он чувствует себя чужим. Снова возникает у Пушкина мотив индивидуалистического бунта, и снова герой-индивидуалист наказан, ибо он протестует не против несправедливого социального устройства, а только против своего личного униженного положения в пределах этой же среды. Ради достижения богатства Германн готов на преступление. Далеко не случайно то обстоятельство, что Германн — военный инженер. Так подчеркивается его принадлежность к «железному» XIX веку, веку техники, промышленности, коммерческого расчета. Дважды Пушкин сравнивает своего героя с Наполеоном: «У него профиль Наполеона», «…удивительно напоминал он портрет Наполеона», и это также, конечно, не случайно. В русской литературе XIX в. Наполеонзачастую воспринимался как символ эпохи индивидуализма.

    В «Пиковой даме» Пушкин предстает не только как гениальный художник, предвосхитивший многие явления последующей русской литературы, но и как мудрый и проницательный историк, увидевший в России зарождающуюся социальную силу, несущую новые нравственные и психологические коллизии. Тем самым Пушкин наметил некоторые характерные мотивы творчества Достоевского, в частности его роман «Преступление и наказание», который даже по сюжету в некоторых моментах прямо перекликается с «Пиковой дамой».

    Проблематика и образная система «Капитанской дочки». Человек и история в романе. Особенности изображения персонажей. Способы проявления авторской позиции.

    «Капитанская дочка» — наиболее значительное историческое произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал автор. «Капитанскую дочку» автор создавал параллельно с «Историей Пугачевского бунта» — документальным произведением с массой свидетельств, характеризующих ожесточение противоборствующих сторон. Но «Капитанская дочка» сохранила черты романтизма. Великого классика интересуют не одни исторические события, великие битвы, но и жизнь обычных людей. Пушкин прослеживает, как время и события изменяют ход жизни, ломают человеческие судьбы, характеры. Темой повести является изображение исторических событий, но для автора важнее то, как себя поведут люди в критической ситуации. Поэтому в центре повести моральные проблемы: чести и долга, совести. «Капитанская дочка» написана в виде записок очевидцев событий. Главным героем повести является Гринев. Исторические лица и обычные люди в повести находятся рядом, и только Екатерина II возвышается над всеми. В этом — дух той эпохи, которую изображает писатель: Гринев — дворянин, Пугачев для него все-таки не больше чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II — великая императрица, достойная обожествления. Пушкин-исследователь знает кровавую цену восстания со всеми ужасающими подробностями. Вымышленные герои, их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами.. Образ Гринева дан в двух временных ипостасях: Гринев — юноша, недоросль и Гринев — старик. Значительное место в повести занимает Емельян Пугачев.

    В повести «Капитанская дочка» Пушкин разработал новый для русской литературы эпический жанр — жанр исторической повести, исторического романа. «Капитанская дочка» является началом русской исторической прозы

    26.Творчество М.Ю.Лермонтова. Идейные и художественные особенности его лирики.

    Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) — поэт совсем другой эпохи. Под эпохой следует понимать как политическое время, так и дальнейшее литературное развитие.

    Тридцатые годы, в которые укладывается творчество Лермонтова, — эпоха сомнений, отрицания, тревожных размышлений о будущем. Хронологические рамки этого периода раздвинуты и начинаются после поражения восстания декабристов, когда вечный вопрос российской действительности "что делать?" потребовал иного ответа. Ответ формулируется как неприемлемость окружающего или его отрицание. Через отрицание начинался новый путь к философским и политическим проектам. Первым на тот путь вступил Лермонтов.

    Литературная характеристика тридцатых годов связывается с утверждением в литературе реализма, но Лермонтов в своем творчестве до конца дней сочетал романтическую и реалистическую ориентацию, они не мешали — они дополняли друг друга. В этом плане творчество Лермонтова — уникальный образец русской литературы. Лермонтов — гениальный художник, создавший шедевры в поэзии, прозе, драматургии. После Пушкина такого всеобъемлющего таланта, как Лермонтов в русской литературе XIX в. не было.

    Лирика Лермонтова условно делится на два периода — юношеский (1828-1834) и зрелый (1835-1841). Особенностью его лирической поэзии является ярко выраженный индивидуализированный характер лирического героя, по определению Белинского - внутреннего человека. Это романтик по характеру взаимоотношений с окружающим миром. В поисках идеала он обращается к общеизвестным образцам (Байрон), но очень скоро определяет свою непохожесть, иную избранность. Любовная тема решается трагически, дружеская отсутствует. Размышления о жизни приводят к представлениям об одиночестве. Именно тема одиночества становится у Лермонтова главной, отличает его поэзию от творчества Пушкина, проходит эволюцию от чисто романтического решения к реалистическому осмыслению. Этим объясняется возрастающее трагическое начало лирической поэзии Лермонтова. Внутренний человек, находясь в полном одиночестве, зная свой трагический финал, не останавливается в движении, в развитии, он по-своему высоким смыслом наполняет нравственные ценности.

    Идеалы внутреннего человека недосягаемо прекрасны в понимании общественных отношений («Отрывок»: Теперь я знаю — пышный свет не для людей был сотворен), в утверждении «странной любви» к отечеству, в анализе любовного чувства. (Мне грустно, потому что я тебя люблю), в требовании счастья (Когда волнуется желтеющая нива).

    Внутренний человек принимает облик поэта, и тогда Лермонтов прямо говорит о непонимании его обществом. " Пророк" Лермонтова продолжает путь пушкинского Пророка, поэта, и с этого пути не сойдет.

    В лирике Лермонтова рядом с внутренним человеком появляется герой, которого не было ни в предшествующей русской поэзии, ни у современников поэта. Исследователь Д. Максимов называет его " простым человеком" (Сосед, Соседка, Казачья колыбельная песня, Бородино, Завещание). Его присутствие — свидетельство демократических тенденций лермонтовского творчества. С этим связана оценка его Достоевским как возможного "печальника горя народного".

    Новаторской чертой лермонтовской поэтики стал оформившийся в лирике образ, позже названный образом — символом. Неслучайно русские символисты ведут свое происхождение. От его творчества. Параллелизм воспроизведения чувства и состояния природы, начинающийся с фольклора, становится у Лермонтова основой лирического образа. Следует обратить внимание на проявление этой особенности уже в ранней лирике поэта ("Парус" — 1832).

    Психологизм романа «Герой нашего времени»

    Михаил Юрьевич Лермонтов — автор, который прожил довольно мало, но создал уникальные, ёмкие произведения. Одним из самых ярких и известных можно назвать его роман «Герой нашего времени». Критики сходятся в том, что образ главного героя Печорина — это не портрет одного человека, а отражение целой эпохи с ее несовершенствами. В центре романа не биографический очерк о человеке, а его личность, его душевная и умственная жизнь показаны в движении. Уже в предисловии главный герой — Печорин – характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Основываясь на этом, можно говорить о том, что «Герой нашего времени» — первый в русской литературе «аналитический» роман. Обратимся к историческим реалиям того времени. Время, когда жил Лермонтов, — это время глубоких общественных потрясений и разочарований вызванных неудавшимся восстанием декабристов и наступившей за ним эпохой реакций.  Поэтому художественный психологизм, пронизывающий ткань романа следует считать следствием исторической эпохи. Как сам Лермонтов подчёркивает, «время героических деятелей прошло, человек стремится замкнуться в собственном мире и погружается в самоанализ». Это та самая примета времени и, следовательно, литература вынуждена обратиться к внутренним переживаниям и личностным поискам людей. Писатель указал на «болезнь» века, избавление от которой — в необходимости  преодоления индивидуализма, основанного на безверии, приносящего глубокие страдания Печорину и губительного для окружающих.  Хронология жизни главного героя нарушена, но строго выстроена хронология авторского повествования. Весь роман подчинен центральной задаче — как можно глубже и подробнее показать состояние души героя. Михаил Лермонтов смог проследить, каким образом окружающая среда влияет на формирование личности, и дать портрет всего поколения молодых людей того времени. Жертвами главного героя в романе становятся почти все второстепенные персонажи. Из-за него лишается крова и умирает Бела, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, разочаровывается в дружбе Максим Максимович. Косвенно он виновен в гибели Вулича. Как пишут критики, «наполеоновская проблема» — центральная нравственно-психологическая проблема романа, это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек утрачивает критерии добра и зла, Печорин отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих. Насыщенная гордость — так определено Печориным человеческое счастье. Страдания и переживания других он воспринимает как пищу, поддерживающую его душевные силы. Трагизм образа Печорина в том, что он обвиняет мир, людей и время в своём духовном рабстве и не видит причин скупости своей души. свободу он ищет в одиночестве и скитаниях, не понимания ее истинного смысла. И потому он везде оказывается лишним. Лермонтов, используя психологические обличения, ярко показал исторически конкретного героя и с точностью сумел раскрыть противоречия, сложности и всю глубину человеческой души.

    27. Творчество Н.В. Гоголя. Реализм и гротеск в прозе и драматургии

     Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он скоро обратился к критическому реализму, открыл в нём новую главу. Как художник-реалист Гоголь развивался под благотворным влиянием Пушкина. Но он не был простым подражателем родоначальника новой русской литературы. 
        Своеобразие Гоголя было в том, что он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и «маленького человека», жителя петербургских углов. 
        Гоголь был гениальный сатирик, бичевавший «пошлость пошлого человека», предельно обнажавший общественные противоречия современной ему русской действительности. 
        Эта социальная направленность Гоголя сказывается и в композиции его произведений. Завязкой и сюжетным конфликтом в них являются не любовные и семейные обстоятельства, а события общественного значения. При этом сюжет у Гоголя служит лишь поводом для/широкого изображения быта и раскрытия характеров-типов. 
        Глубокое проникновение в суть основных общественно-экономических явлений современной ему жизни позволило Гоголю, гениальному художнику слова, нарисовать образы огромной обобщающей силы. 
        Имена Хлестакова, Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича и других стали нарицательными. Даже второстепенные лица, выведенные Гоголем на страницах его произведений (например, в «Мёртвых душах»): Пелагея, крепостная девочка Коробочки, или Иван Антонович, «кувшинное рыло»,— обладают большой силой обобщения, типичности. Гоголь подчёркивает в характере героя одну-две наиболее существенные его черты. Часто он их гиперболизирует, отчего образ становится ещё более ярким и выпуклым. 
        Целям яркого, сатирического изображения героев служит у Гоголя тщательный подбор множества подробностей и резкое их преувеличение. Так, например, созданы портреты героев «Мёртвых душ». Эти подробности у Гоголя преимущественно бытовые: вещи, одежда, жильё героя. 
        Если в романтических повестях Гоголя даны подчёркнуто живописные пейзажи, придающие произведению определённую приподнятость тона, то в реалистических его произведениях, особенно в «Мёртвых душах», пейзаж является одним из средств обрисовки типов, характеристики героев. 
        Тематика, социальная направленность и идейное освещение явлений жизни и характеров людей обусловили своеобразие литературной речи Гоголя. Два мира, изображаемые Гоголем,— народный коллектив и «существователи» — определили основные особенности речи писателя: его речь то восторженна, проникнута лиризмом, когда он говорит о народе, о родине (в «Вечерах», в «Тарасе Бульбе», в лирических отступлениях «Мёртвых душ»),то становится близка к живой разговорной (в бытовых картинах и сценах «Вечеров» или когда повествуется о чиновно-помещичьей России). 
        Своеобразие языка Гоголя заключается в более широком, чем у его предшественников и современников, использовании простонародной речи, диалектизмов, украинизмов. Гоголь любил и тонко чувствовал народно-разговорную речь и умело применял все оттенки её для характеристики своих героев и явлений общественной жизни. 
        Лиризм в речи автора и его героев обусловливает некоторые приёмы её построения:  1) периодическое строение фразы, когда много предложений соединено в одно целое («Тарас видел, как смутны стали казацкие ряды и как уныние, неприличное храброму, стало тихо обнимать казацкие головы, но молчал: он хотел дать время всему, чтобы пообвыклись они и к унынию, наведённому прощаньем с товарищами, а между тем в тишине готовился разом и вдруг разбудить их всех, гикнувши по-казацки, чтобы вновь и с большею силою, чем прежде, воротилась бодрость каждому в душу, на что способна одна только славянская порода, широкая могучая порода перед другими, что море перед мелководными реками»); 2) введение лирических диалогов и монологов (таков, например, разговор Левко и Ганны в первой главе «Майской ночи», монологи — обращения к казакам Кошевого, Тараса Бульбы, Бовдюга в «Тарасе Бульбе»); 
        3) обилие восклицательных и вопросительных предложений (например, в описании украинской ночи в «Майской ночи»); 
        4) эмоциональные эпитеты, передающие силу авторского воодушевления, рождённого любовью к родной природе (описание дня в «Сорочинской ярмарке») или к народному коллективу («Тарас Бульба»). 
    По-разному выглядит реализм у трех его основоположников.

    В художественной концепции мира у Пушкина-реалиста господствует представление о Законе, о закономерностях, обуславливающих состояние цивилизации, общественных укладов, место и значение человека, его самостояние и связь с целым, возможности авторских приговоров. Пушкин ищет законы в просветительских теориях, в нравственных общечеловеческих ценностях, в исторической роли русского дворянства, в русском народном бунте. Наконец, в христианстве и «Евангелии». Отсюда - всеприемлемость, гармоничность Пушкина при всем трагизме личной судьбы.

    У Лермонтова - наоборот: резкая вражда с божеским мироустройством, с законами общества, ложью и лицемерием, всяческое отстаивание прав личности.

    У Гоголя - мир, далекий от всяких представлений о законе, пошлая повседневность, в которой изуродованы все понятия о чести и морали, совести, - словом, российская действительность, достойная гротескового осмеяния: «на зеркало веча пенять, коли рожа крива».

    Твор­чес­тво Го­голя обоз­на­чило но­вую фа­зу в раз­ви­тии рус­ско­го ре­ализ­ма. За­дача пи­сате­ля, по Го­голю, зак­лю­ча­ет­ся в том, что­бы от­крыть че­лове­ку гла­за на его собс­твен­ное не­совер­шенс­тво.

     Ко вто­рой по­лови­не 1830-х го­дов в рус­ской ли­тера­туре на­чалась сме­на по­коле­ний, нас­ту­пала но­вая фа­за в са­мом раз­ви­тии ху­дожес­твен­но­го твор­чес­тва. Па­фос Пуш­ки­на зак­лю­чал­ся в ут­вер­жде­нии гар­мо­ничес­ких иде­алов. Па­фос Го­голя – в кри­тике, в об­ли­чении жиз­ни, ко­торая всту­па­ет в про­тиво­речие с собс­твен­ны­ми по­тен­ци­аль­ны­ми воз­можнос­тя­ми.

    Все твор­чес­тво Го­голя взы­ва­ет к пад­ше­му че­лове­ку: «Встань и иди!» «В нравс­твен­ной об­ласти Го­голь был ге­ни­аль­но ода­рен, – ут­вер­ждал ис­сле­дова­тель его твор­чес­тва К. Мо­чуль­ский, – ему бы­ло суж­де­но по­вер­нуть всю рус­скую ли­тера­туру от эс­те­тики к ре­лигии, сдви­нуть ее с пу­ти Пуш­ки­на на путь Дос­то­ев­ско­го. Го­голь би­чевал со­ци­аль­ное зло в той ме­ре, в ка­кой ви­дел ко­рен­ной ис­точник не­совер­шенств. Го­голь дал это­му ис­точни­ку наз­ва­ние пош­лость сов­ре­мен­но­го че­лове­ка. «Пош­лым» яв­ля­ет­ся че­ловек, ут­ра­тив­ший ду­хов­ное из­ме­рение жиз­ни, об­раз Бо­жий. Ког­да пом­ра­ча­ет­ся этот об­раз в ду­ше, че­ловек прев­ра­ща­ет­ся в плос­кое су­щес­тво, зам­кну­тое в се­бе са­мом, в сво­ем эго­из­ме. Он ста­новит­ся плен­ни­ком сво­их не­совер­шенств и пог­ру­жа­ет­ся в бо­лото без­ду­хов­но­го нич­то. 

    Го­голь при­шел к мыс­ли, что вся­кое из­ме­нение жиз­ни к луч­ше­му на­до на­чинать с пре­об­ра­жения че­лове­чес­кой лич­ности. Го­голь не ве­рил в воз­можность об­новле­ния жиз­ни пу­тем из­ме­нений су­щес­тву­юще­го со­ци­аль­но­го строя.

        

    Сила Гоголя-стилиста — в его юморе. Юмор Гоголя — «смех сквозь слезы»—был обусловлен противоречиями российской действительности его времени, в основном — противоречиями между народом и антинародной сущностью дворянского государства. В своих статьях о «Мёртвых душах» Белинский показал, что юмор Гоголя «состоит в противоположности идеала  жизни с действительностью жизни». Он писал: «Юмор составляет могущественнейшее орудие духа отрицания, разрушающего старое и подготовляющего новое».

    Взгля­ды Го­голя на те­атр рас­кры­ва­ют ре­ализм его эс­те­тичес­кой по­зиции. От дра­мати­чес­ких про­из­ве­дений он тре­бу­ет жиз­ненной прав­ды, глу­боко­го сов­ре­мен­но­го со­дер­жа­ния и на­ци­ональ­ной фор­мы, ти­пичес­ких ха­рак­те­ров. Осо­бый ин­те­рес Го­голь про­яв­ля­ет к со­ци­аль­ной ко­медии, оп­ре­деляя ее как „вер­ный спи­сок об­щес­тва, дви­жуще­гося пе­ред на­ми“. Ос­но­вой ко­медии яв­ля­ет­ся смех.

    «Вы­сокая» об­щес­твен­ная ко­медия «Ре­визор» яви­лась свя­зу­ющим зве­ном меж­ду «Мер­твы­ми ду­шами» и всем пред­шес­тву­ющим твор­чес­твом пи­сате­ля. В ней Го­голь хо­тел «соб­рать в од­ну ку­чу все дур­ное на Ру­си и ра­зом пос­ме­ять­ся над ним». Он ве­рил в очи­ща­ющую си­лу та­кого сме­ха и пред­послал сво­ей ко­медии эпиг­раф: «„На зер­ка­ло не­ча пе­нять, ко­ли ро­жа кри­ва“. На­род­ная пос­ло­вица». Каж­дый зри­тель дол­жен был преж­де все­го уви­деть се­бя в зер­ка­ле го­голев­ско­го сме­ха и ощу­тить в се­бе «ре­визо­ра» – го­лос собс­твен­ной со­вес­ти.

    Глав­ный па­фос го­голев­ской ко­медии зак­лю­чал­ся не в ра­зоб­ла­чении кон­крет­ных зло­упот­ребле­ний, не в кри­тике взя­точ­ни­ков и каз­нокра­дов, а в изоб­ра­жении пош­ло­го об­щес­тва, ут­ра­тив­ше­го об­раз Бо­жий и пог­ру­зив­ше­гося во все­об­щий об­ман и са­мо­об­ман.

    Ге­ни­ем все­об­ще­го об­ма­на и са­мо­об­ма­на яв­ля­ет­ся в ко­медии Хлес­та­ков. Го­голь стро­ит свою ко­медию так, что в Хлес­та­кове мак­си­маль­но кон­цен­три­ру­ют­ся те чер­ты, ко­торые свой­ствен­ны всем дру­гим ге­ро­ям «Ре­визо­ра». Хлес­та­ков – иде­ал для всех ге­ро­ев ко­медии. В нем воп­ло­ща­ет­ся ха­рак­терная для пе­тер­бург­ско­го об­щес­тва бо­лезнь – «лег­кость в мыс­лях не­обык­но­вен­ная», ужа­са­ющая в сво­ей ши­роте раз­ме­на че­лове­ка на всё и на вся.

    Чрезвычайно ярко выступает в русской литературе еще одна разновидность реализма - сатирический, гротесковый, какой находим у Гоголя и Щедрина. Но не только у них. 

     Гротеск - не простая гипербола или фантастика. Это - соединение в образах, типах, сюжетах в единое целое того, чего в естественной жизни не бывает, но что возможно в художественном воображении как прием в целях выявления определенной социально-общественной закономерности. У Гоголя чаще всего - причуды инертного ума, неразумия сложившейся обстановки, инерция привычки, рутина общепринятого мнения, нелогическое, принимающее вид логического: вранье Хлестакова о своей петербургской жизни, его характеристики городничего и чиновников уездного захолустья в письме к Тряпичкину. Сама возможность коммерческих проделок Чичикова с мертвыми душами основывается на том, что в крепостнической реальности запросто можно было покупать и продавать живые души. 

    28 Расцвет реализма, поэтика реалистической литературы

    Во второй половине XIX в. критический реализм становится основным господствующим направлением и в русской литературе. Его основы были заложены ещё А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем.

    В середине 50-х годов Россия пережила необычайно мощный общественный подъём. Царское правительство вынуждено было начать подготовку крестьянской реформы, вокруг которой развернулась идейно-политическая и литературная борьба.

    Критическая деятельность Чернышевского и его ближайшего сотрудника Добролюбова способствовала проникновению в литературу передовых, освободительных идей, дальнейшему развитию реализма.

    Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и сознании людей, пороков нового буржуазного общества было основным направлением прогрессивной литературы в России. Такие гиганты, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С.Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов изобразили целые пласты жизни россиян, с их радостями и печалями, светлыми и тёмными сторонами жизни.

    Показателем развития просвещения в России было увеличение количества изданных книг, журналов и газет. Помимо государственных типографий, появились и частные. Число периодических изданий за половину века увеличилось в 3,5 раза. Большую роль в общественной жизни играли журналы, особенно «Современник», «Отечественные записки». Росло число общественно-культурных заведений (библиотеки, выставки, музеи). Первой публичной библиотекой стала Петербургская (1814). Прогресс русской культуры, культуры других народов России во второй половине XIX в. определялся общественно-политическим подъёмом в стране, отменой крепостного права, проведением реформ 60–70-х гг., высокими темпами развития капитализма в промышленности и др.

    Искусство критического реализма — основного художественного направления того времени — было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность. литература и искусство как никогда близко подошли к изображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. п.).

    Целую эпоху в истории России отразил Л. Н. Толстой (повести «Детство», «Отрочество», «Юность»; «Севастопольские рассказы»; роман-эпопея «Война и мир»). Ф. М. Достоевский поднимал религиозно-этические, философские и нравственные проблемы, развивал тему «маленького человека», социальных контрастов самодержавной России (романы «Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.). Мастер классического реалистического романа И. С. Тургенев отразил идейные искания русской интеллигенции 50–70-х гг. (романы «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин»).

    Развитие драматургии связано с творчеством А. Н. Островского и А. П. Чехова.

    М. Е. Салтыков-Щедрин стал одним из крупнейших мастеров сатирического жанра. Гениальный сатирик, пользуясь иносказаниями, олицетворениями умело ставил и проводил острейшие вопросы современной жизни. Обличительный пафос присущ в творчестве этого писателя. Душители демократии имели в его лице заклятого врага.

    Заметную роль в литературе 80-х годов сыграли такие произведения, как “Мелочи жизни”, ”Пошехонская сатира”. С большим мастерством он воспроизвёл в них ужасные последствия крепостного быта и не менее ужасные картины нравственного падения пореформенной России. “Повесть о том, как мужик 2-х генералов прокормил» или “Дикий помещик”, посвящены важнейшим проблемам русской жизни, они проходили в печать с большими цензурными затруднениями.

    Величайшие писатели-реалисты не только отражали жизнь в своих произведениях, но и искали пути её преображения.

    После бурной «поэтической эпохи» 50-х гг. резко поднявшей престиж поэзии, в чем-то потеснившей тогда гегемонию прозы, начиная с 1863 г. поэтическая волна заметно иссякает. Наступают «сумерки» русской поэзии.

    Почти не пишут стихов А. А. Фет (1820–1892), А. Н. Майков (1821–1897), Я. П. Полонский (1819–1898), А. Н. Апухтин (1840–1893), К. К. Случевский (1837–1904), А. К. Толстой (1817–1875). В эти годы выдерживает натиск прозаических жанров лишь поэзия Некрасова. Но лучшие ее достижения связаны не с лирическими стихами, а с крупными жанровыми формами: «Рыцарь на час» (1860), «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1863).

    Наступает время, когда о Фете, например, критика вспоминает не иначе как в прошедшем времени. И Фет действительно уходит из поэзии, превращаясь в рачительного хозяина – Шеншина. Не случайно именно тогда он создает нашумевшие своей откровенной консервативностью очерки «Из деревни».

    На 60-е годы приходится завершающий этап творчества выдающегося русского поэта Ф. И. Тютчева, мастера психологической и пейзажной лирики.

    В 70-е гг. ситуация изменяется. Общественная потребность в поэзии возрастает. Скептический взгляд на поэзию исчезает даже в среде революционно настроенной молодежи, еще не так давно с задорной прямолинейностью отмахивавшейся от «лепетания в стихах». Впервые в истории России стихи начинают звучать с эстрады: так велика окажется их популярность. И отныне ни одно из тайных революционных собраний не обойдется без чтения стихов и коллективного исполнения революционных песен.

    Заслуги критического реализма в России огромны, но в то же время ему была присуща и некоторая ограниченность. Писатели, жившие в эпоху, когда освободительное движение ещё не стало массивным, естественно, не видели с достаточной ясностью, в каком направлении развивается жизнь. Поэтому они не могли указать читателям истинного пути, который привёл бы страну к избавлению от гнёта и насилия.

    И сами писатели, подобно лучшим своим героям, страстно желали заглянуть в будущее, постоянно и настойчиво искали ответ на вопрос, как сделать человека счастливым, как помочь ему избавиться от гнёта и страданий. Их жизнь, полная глубоких раздумий, идейных кризисов, душевных драм, была настоящим подвигом.
    29. Творчество И.С. Тургенева
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   25


    написать администратору сайта