Главная страница

4 сессия экзамен Русская лит. Русская литра в мировом лит процессе


Скачать 490.25 Kb.
НазваниеРусская литра в мировом лит процессе
Дата29.05.2022
Размер490.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла4 сессия экзамен Русская лит.docx
ТипДокументы
#556021
страница13 из 25
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   25
31. Творчество Ф.М.Достоевского. Роман «Преступление и наказание»: нравственная проблематика, система образов, соединение философичности и психологизма, трагедийность, «фантастический реализм»

Ф. М. Достоевский родился в 1821 году в московской Мариинской больнице для бедных. Детство его, второго ребенка из шести, было безрадостным, и он не хотел о нем вспоминать, но о своей семье всегда говорил с любовью. Его отец был врачом, в 1828 году получил звание потомственного дворянина. Мать была очень религиозной женщиной, поэтому каждый год дети ездили в Троице-Сергиеву лавру. Федор учился читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета». Евангелие он, его брат и сестры, знали с детства. «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина, стихи Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина в этой семье было принято читать вслух.

В 1832 году глава семьи приобрел село Даровое Тульской губернии, семья стала проводить там каждое лето. Получив домашнюю подготовку, Федор и его старший брат Михаил с 1833 года учатся в частных пансионах. Федор страдает, что оторван от семьи. В это время он увлекается чтением. В 1837 году умерла мать Достоевского, отец отвез сыновей в Петербург — поступать в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова, чтобы затем обучаться в Инженерном училище. Достоевский уже тогда знал свое призвание и не понимал, зачем ему что-то другое. В 1839 году умер его отец. А годом ранее Достоевский был зачислен в Инженерное училище, в 1840 году произведен в унтер-офицеры, затем в полевые инженер-прапорщики. Вокруг него в училище сложился литературный кружок, он писал драматические произведения о Марии Стюарт и Борисе Годунове. После окончания училища его зачислили в инженерный корпус при чертежной Инженерного департамента. В чине поручика в 1844 году Достоевский выходит в отставку, чтобы полностью отдаться литературному творчеству.

Достоевский переводит «Евгению Гранде» О. де Бальзака, работает над другими переводами, которые, увы, не появились в печати. Пишет роман «Бедные люди» — в мае 1845 года работа завершена. Первым его услышал Д. В. Григорович и через Н. А. Некрасова передал В. Г. Белинскому. Белинский отозвался о произведении так: «...роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому». Восхищение романом сменилось спорами критиков. Но все видели несомненное дарование писателя. Уже в первом своем произведении Достоевский обозначил главные проблемы своего последующего творчества: тему «маленького человека», самораскрытие характера героя, анализ его судьбы в обществе, двойничество, тему Петербурга. В то же время создается повесть «Двойник». Писатель придерживается традиций натуральной школы. Достоевскому присущ трагический пафос, сочувствие человеку, изучение психологии городской бедноты, его волнуют проблемы современности и развития человечества.
Достоевский близко сходится с Белинским, знакомится с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, В. А. Соллогубом. Но когда повесть разочаровала Белинского, мнительный Достоевский покинул кружок. «Двойник» был опубликован в 1846 году в «Отечественных записках». В рецензии Белинский дал высокую оценку произведениям Достоевского. Вместе с Некрасовым и Григоровичем он создает повесть «Как опасно предаваться честолюбивым снам». Публикуется повесть «Господин Прохарчин». Здоровье писателя оставляет желать лучшего — начинаются эпилептические припадки, преследующие его всю жизнь.

В 1846 году писатель входит в кружок братьев Бекетовых, в 1847 году знакомится с М. В. Бугашевичем-Петрашевским, социалистом-утопистом. В печати появляются цикл фельетонов «Петербургская летопись», повесть «Хозяйка», рассказ «Чужая жена», повесть «Слабое сердце» и «Рассказы бывалого человека», повесть «Белые ночи», две части романа «Неточка Незванова».

В этих кружках говорили не только о литературных, но и о социальных проблемах: освобождении крестьян, реформах суда и цензуры. В 1848 году писатель оказался в тайном обществе, готовящим переворот в России. В числе других кружковцев он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Причиной ареста было обсуждение вопросов о свободе книгопечатания и освобождении крестьян, а также чтение Достоевским письма Белинского к И. В. Гоголю. «Я вольнодумец в том же смысле, в котором" может быть назван вольнодумцем и каждый человек, который в глубине сердца своего чувствует себя вправе быть гражданином, чувствует себя в праве желать добра своему отечеству, потому что находит в сердце своем и любовь к отечеству и сознание, что никогда ничем не повредил ему», — заявил он на первом же допросе.

В 1854 году Достоевский выпущен из острога, доставлен по этапу в Семипалатинск и зачислен рядовым в роту Сибирского линейного батальона. В следующем же году его производят в унтер-офицеры за хорошее поведение и усердную службу, а позже — в прапорщики. В 1857 году он женится на вдове М. Д. Исаевой. Вскоре петрашевцам вернули все права и дворянство. В 1858 году писатель вновь уходит в отставку по причине плохого здоровья. Год спустя напечатана повесть «Дядюшкин сон», чуть позже — «Село Степанчиково и его обитатели».Выдав писателю разрешение поселиться вместо Семипалатинска в Твери, его держат под секретным надзором. Вскоре Достоевскому разрешили жить в Петербурге. Там Федор Михайлович посещает литературные вечера А. П. Милюкова. В 1860 году состоялся актерский дебют Достоевского — он сыграл почтмейстера Шпекина в «Ревизоре».
В 1861 —1862 годах выходят в свет «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома», «Скверный анекдот», писатель общается с Н. А. Добролюбовым, А. Н. Островским, А. А. Григорьевым, Н. Г. Чернышевским, навещает в Лондоне А. И. Герцена. Достоевские переезжают из Петербурга в Москву, где писатель овдовел и вновь переехал в Петербург. После смерти брата Федор Михайлович до 1865 года возглавлял его журнал «Эпоха». Позже он живет за границей в нужде, выпускает собрание сочинений с обещанием написать что-то новое, дополняет новой главой «Записки из Мертвого дома».
«Игрок», «Преступление и наказание» — подтверждение гуманистических убеждений писателя, его стремление к богу, к идеалу человеколюбия. По убеждению писателя, осознание человеком смерти должно сподвигнуть его к радости жизни, любви к ближнему. Социальные обстоятельства могут не только толкнуть на преступление, но и пробудить самосознание героев, их совесть. Гармония человека и общества стала мечтой автора.

Писатель женится на своей стенографистке А. Г. Сниткиной и опять уезжает за границу. У них родилось пятеро детей, некоторые из них умерли во младенчестве. За границей писатель играет в рулетку, он одержим игрой в течение десяти лет. В 1868 году печатается роман «Идиот», где поднимается тема смирения и бунта человека, а через два года — повесть «Вечный муж», в 1871 году «Бесы».

Вернувшись в Россию, писатель становится редактором журнала «Гражданин», пишет роман «Подросток», издает «Дневник писателя» с целью «отыскать и указать нашу национальную и народную точку зрения в текущих политических событиях». «Дневник» вызывает шквал писем благодарных читателей. Создавая роман «Братья Карамазовы», писатель посещает Оптину Пустынь, участвует в благотворительных литературных вечерах, где читает отрывки из романа. Автор стремится донести до читателей, что Россию спасет христианство. Он избран членом Почетного комитета Международной литературной ассоциации в качестве одного из прославленных писателей-современников, а также почетным членом Общества любителей российской словесности. В 1881 году, работая над «Дневником писателя», Ф. М. Достоевский умер

Одним из серьезнейших образцов русской литературы, в котором затронуты глобальные жизненные проблемы и вопросы, стал роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Здесь перед читателем раскрывается сложный мир внутренних переживаний, исканий, стремлений героев, их мучительная борьба с самим собой и с окружающей несправедливостью, их духовное падение и возрождение. Роман поражает удивительной глубиной раскрытия человеческих характеров и конфликтов, силой нравственных потрясений, возвышенных стремлений и идей. Все это волновало и будет волновать читателей. 
Описывая историю заблудшей, а затем преображенной души, автор не просто раскрывает сложный жизненный путь героя, путь терзаний, ошибок и раскаяния. Писатель проводит нас трудным и противоречивым путем поиска ответов на близкие всем, но такие сложные нравственные вопросы. Почему достойные люди — добрые, честные, благородные, умные — должны гибнуть в нищете, терпя унижение от ничтожных, подлых, жестоких, глупых, но живущих в роскоши и богатстве? В чем виноваты бедные дети? Почему они должны мучиться и страдать от голода и болезней? Что дает право на существование в мире такого порядка и как этот порядок изменить? Кто такой человек? В чем его предназначение? Почему существует разделение на "тварей дрожащих" и "право имеющих" преступать любые моральные устои? 

Не желающий прозябать среди "тварей дрожащих", которые ничего не могут изменить в этом мире, герой Достоевского, Родион Раскольников, пытается отнести себя к разряду наполеонов, которые могут все, которые презирают существующие законы и способны устанавливать свои. Но не так уме прост оказывается этот путь. Раскрывая историю совершения преступления и особенно последующего наказания, автор касается общих особенностей общественной и духовной жизни, нравственных и моральных проблем, стоящих перед всем человечеством. 

События романа поражают не только своей трагичностью, но и предельной правдивостью. Поэтому все терзания героя, его нравственные колебания и противоречия вызывают сопереживание и волнение в сердцах читателей. Говоря о нравственных проблемах и исканиях Родиона Раскольникова, Достоевский использует разнообразные литературные приемы, позволяющие как можно глубже проникнуть в душу героя, увидеть то главное, что заложено в этом человеке. И особенную роль играет здесь мотив передачи снов Раскольникова. Вспомним "страшный" сон накануне убийства: перед нами ребенок, на глазах у которого жестоко избивают загнанную лошадь. В тупой злобе хозяин забивает животное насмерть. И в душе героя, как и в сердце каждого из нас, возникает острый протест против убийства, возмущение бессмысленной жестокостью, сочувствие чужой боли. 

Все это говорит о том, что на самом деле Раскольников обладает доброй, чуткой душой. Но как типично поведение хозяина лошади! Ведь точно так несправедлива, жестока и груба жизнь многих людей, вынужденных терпеть издевательства "хозяев" этой жизни, которые угнетают, унижают, а если захотят, могут и убить. И убивают — если не физически, то, во всяком случае, морально. Ведь что есть на самом деле существование таких несчастных людей, как Соня Мармеладова, как семья самого Родиона, если не медленная гибель. Проснувшись, Раскольников ужасается не столько той страшной сцене убийства животного, сколько, в первую очередь, задуманному им самим плану. Его природа бунтует. Но замысел продолжает жить в его сознании. И желание воплотить его лишь усиливается от впечатления, которое оказывает на героя история семьи Мармеладовых. 
Родион видит гибель всей семьи, предельное унижение Сони, вынужденной торговать своим телом, чтобы прокормить сестер и брата. Теперь смутные представления героя о необходимости убить процентщицу превращаются в целую теорию об избранных и тех, кто безропотно подчиняется. 

Себя он относит к первым и хочет доказать это себе самому и всем окружающим. Может быть, внутренняя борьба Раскольникова и могла бы закончиться иначе, возможно, он все-таки не решился бы на осуществление жестокого плана, но именно в этот момент он узнает о бедственном положении собственной матери, о готовности сестры принести себя в жертву — выйти замуж за нелюбимого. Такое будущее Дуни, которое во многом напоминает судьбу Сони, пугает его. Родион не может допустить подобного и потому принимает окончательное решение. 

Однако, совершив задуманное убийство, Раскольников вынужден убить и ни в чем не повинное существо — Лизавету. Одно убийство влечет за собой другое. И в этом одна из важнейших идей самого автора. 
Достоевский хотел показать, что жестокость и бесчеловечность в каком-то одном случае, чем бы она ни была обусловлена, не бывает единичной. Она становится проявлением бесчеловечности и несет пагубные последствия не только для самого героя, но и для его окружения. Меняется весь мир, рушатся главные устои. Вместе с тем писатель все же открывает перед героем путь к спасению. Хотя этот путь лежит только "через страдание". 

Мучения Раскольникова заставляют его переоценить все свои мысли, чувства, принципы. И это осмысление ведет к пробуждению совести. Здесь Достоевский показывает весь процесс изменений духовной сферы человека. Преступить законы жизни — значит выключить себя из этой жизни. Именно это и происходит с Родионом Раскольниковым. Он оказывается отчужденным от общества, от мира, одиноким в своих страданиях и самобичевании. Преступление сломило его как человека. 

Система образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Условно всех второстепенных персонажей можно разделить на две группы: «антиподы» и «двойники» главного героя, в общении с которы­ми он находит подтверждение или опровержение своей теории.

Так, в самом начале романа Раскольников встречается с Семеном Захарычем Мармеладовым, спившимся чиновником, основной идеей которого является не борьба со злом, внутри и вокруг себя, а смирение с ним как с чем-то неизбежным. Само­уничижение — вот главный принцип Мармеладова. Этот безвольный пьяница приносит одни не­счастья своим близким и прекрасно это осознает, но не может противостоять своей слабости. Един­ственная его надежда на то, что в день «страшного суда» Бог простит таких, как он, только за то, что ни один из них «сам не считал себя достойным того». Встреча с Мармеладовым сыграла решаю­щую роль в становлении теории Раскольникова, который не был способен, да и не хотел мириться с нищетой и повторять судьбу Семена Захарыча. После разговора с ним главный герой еще больше уверился в правильности своих убеждений.

Укрепила эту веру и его встреча с Катериной Ивановной, протест которой выражается лишь в словах и в бесплодных, порой болезненных мечта­ниях. Подобный путь привел ее к потери рассудка и смерти от чахотки. Крах Катерины Ивановны убеждает главного героя в том, что единственный выход — это активное действие, а не слова.

Раскольников тоже один из униженных и ос­корбленных, но он полон желания решительно из­менить свою жизнь, пусть даже через преступле­ние. Порой он сомневается, боится загубить свою душу, но его манит результат, причем более ощу­тимый, чем тот, которого добилась Соня Мармеладова. О ней Раскольников впервые услышал от ее отца, и история эта чрезвычайно поразила Родио­на. Соня, по мнению главного героя, совершает, может быть, даже более страшное преступление, чем он, убивая не кого-то, а себя. Она жертвует собой, а жертва эта напрасна. Так же как впослед­ствии окажется напрасной и жертва Раскольнико­ва. Поэтому он с первого взгляда признает в Соне близкого человека, а она, приняв на себя его стра­дания, становится его верной спутницей. Все ста­рания Сони направлены на разрушение бесчело­вечной теории Раскольникова. По ее мнению, выход кроется в смирении и принятии основных христианских норм. Для Сони религия не просто условность, а единственное, что помогает выжить в этом страшном мире и дает надежду на будущее. В конце концов, идея христианского смирения Сони побеждает чудовищную теорию Раскольни­кова. И с этого начинается нравственное возрож­дение главного героя.

И Соня, и Мармеладов, и сам Раскольников — люди, прикоснувшиеся к пороку. Но есть у Досто­евского и другие герои. Это мать и сестра Расколь­никова и его университетский товарищ Разумихин. Недаром общение с ними после преступления невыносимо для главного героя. Он понимает, что души их чисты и что совершенным убийством он навсегда отделил себя от них. Они олицетворяют для Раскольникова «отвергнутую им совесть». Ведь и Разумихин, и Дуня не приемлют теорию «сверхчеловека». «Меня более всего возмущает, что ты кровь по совести разрешаешь», — говорит Раскольникову его друг, по натуре очень добро­душный человек, для которого чувство товарище­ства превыше всего. «Но ведь ты кровь про­лил!» — в отчаянии восклицает Дуня, узнав о страшном преступлении брата. И для нее, и для Разумихина путь Раскольникова неприемлем. Они представляют новое поколение, которое будет «гуманно, человечно и великодушно». Они «анти­поды» Раскольникова, они отрицают его теорию.

Но есть в романе персонаж, который сам себя считает «двойником» главного героя. Это Свидригайлов — один из наиболее сложных образов До­стоевского. Он, как и Раскольников, отверг обще­ственную мораль и всю жизнь потратил на поиск удовольствий. По слухам, Свидригайлов даже ви­новен в смерти нескольких людей. Он заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то, казалось, навсегда потерянные чувства. Но раскаяние к Свидригайлову (в отличие от Раскольникова) при­ходит слишком поздно, когда времени на обновле­ние уже не осталось. Пытаясь заглушить угрызе­ния совести, он помогает Соне, детям Катерины Ивановны, своей невесте и после этого пускает пулю себе в лоб. Таков финал всех, кто ставит себя выше законов человеческого общества. Сообщение о самоубийстве Свидригайлова стало последним доводом для Раскольникова в пользу чистосердеч­ного признания.

Но немаловажную роль в этом сыграл и следо­ватель Порфирий Петрович — человек умный, проницательный, тонкий психолог. Не имея в руках прямых доказательств вины Раскольнико­ва, он понимает, что единственный способ разо­блачить преступника — заставить говорить его со­весть. Ведь Порфирий Петрович прекрасно видит, что перед ним не ординарный убийца, а жертва ложной теории, частично порожденной и тем об­щественным порядком, который он защищает. На протяжении всего романа Порфирий Петрович выступает обличителем взглядов Раскольникова, суровым и безжалостным. Признание Раскольни­кова — во многом его заслуга. Однако даже на ка­торге главный герой жалеет не столько о пролитой им крови, сколько о том, что не смог выдержать взятого на себя груза.

Идя по улице, он думает, что каждый из про­хожих — убийца «не лучше его», только соверша­ют эти люди преступления по-другому, в рамках так называемой общественной морали. Как, на­пример, Петр Петрович Лужин. Этот никого не убил и не ограбил, но он знает множество других способов погубить человека (пример тому — по­минки Мармеладова). Поэтому Лужин так же бес­человечен, как обыкновенный убийца. В романе он служит олицетворением буржуазного общест­ва, столь ненавистного главному герою.

Раскольников, человек совестливый и благо­родный, не может вызывать у читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное (у Достоев­ского редко встретишь однозначную оценку), но приговор писателя беспощаден: права на преступ­ление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями. Вся стройная и логическая система обра­зов в романе подчинена именно этой цели. Пока­зывая бесчеловечность буржуазного общества, его устройства, Достоевский все же не в нем видел причины «распада связи времен». Ответы на «про­клятые» вопросы писатель ищет не вокруг челове­ка, а внутри него. И в этом отличительная черта Достоевского-психолога.




  Важным в раскрытии психологии действующих лиц является и образ Петербурга, на фоне которого и происходят описанные в романе события. Это не столица великого государства, это не город блестящего высшего света, а это город низов, нищеты, бедности, город “бывших людей”. Деталь, на которую часто автор обращает наше внимание, - это пыль, вонь и духота, царящие в городе. Всем не хватает воздуха. Все чувствуют себя подавленными, сломленными гнетущей атмосферой города, нищего, пьяного, преступного. Только в такой атмосфере и могла зародиться бесчеловечная теория Раскольникова, разделяющая людей на “тварей дрожащих” и “право имеющих”.  Безусловно, роман “Преступление и наказание” не был бы столь выдающимся произведением, если бы автор показал нам только внешнюю сторону совершенного преступления. Большое место уделено и раскрытию внутреннего мира людей, населяющих роман. 

Внутренние монологи героев — вот ключ к пониманию внутреннего мира человека. Их можно охарактеризовать, скорее, как монологи-диалоги, споры с самим собой, которые ведут герои. Так, Раскольников, постоянно обдумывая свои поступки, занимается самоанализом, все время спорит сам с собой, рассуждает, кто же он: “тварь дрожащая” или “право имеющий”. 
    Кроме монологов-диалогов, б романе присутствуют и исповеди героев. Раскольников, убив старуху-процентщицу и невинную Лизавету, поняв свою отрешенность от мира людей, хочет найти себе союзницу в лице Сони Мармеладовой, доказав ей, что она такая же преступница, как и он. Но мотивы их преступления все же разнятся. Герой не смог убедить Соню в своей правоте, поняв несостоятельность своей теории, признается в убийстве, идет с повинной в полицию. 
    Еще одним важным средством психологизма Достоевского является описание снов героя, позволяющих автору глубже проникнуть в подсознание героя. В романе присутствуют 4 сна Раскольникова. Они ярко демонстрируют эволюцию теории героя, от полной уверенности в своей правоте до ее крушения. 

 В Петербурге - современном, настоящем - сохранились дома, где жили рожденные фантазией писателя Раскольников и старуха-процентщица, Свидригайлов и семейство несчастного Мармеладова, те мосты и площади, где, как в декорациях, происходит действие романа. И можно убедиться: достоверность деталей - предельна, при всей фантасмагоричности город из "Преступления и наказания" - тот Петербург, по которому можно пройтись и сейчас. Ибо Достоевскому было необходимо, чтобы все реалии текста были узнаваемы, чтобы читателя неотступно преследовало ощущение: здесь и сейчас, в этом городе, на этой вот улице. И возникает потрясающей силы эффект сопричастности происходящему.

Но в то же время автор создает странную, почти невероятную атмосферу полусна-полуяви, в которую читатель погружается вслед за героем: теряется ощущение реальности и ее границ. Раскольников перестает ощущать себя и даже "акт еды" кажется ему чуждым, насильственным. Он чувствует лишь биение своей мысли, которая и стала для него жизнью. Мир, изображенный в романе, существует в воспаленном сознании человека, почти оторвавшегося от земли, не чувствующего земного притяжения; перед читателем - крайне субъективная картина, пропущенная через угнетенное сознание Раскольникова и служащая лишь аргументом в том споре, который он ведет со всеми и с самим собой.

Петербург в романе не объективная реальность, а часть внутреннего мира героя. Ничто не существует вне мира его оскорбленной души. Естественно, что реальность приобретает все черты и противоречия сознания главного героя и изменяется как часть его мира, движется в зависимости от его состояния, и даже само время может убыстрить или замедлить свой ход. Достоевский дает Раскольникову до дна окунуться в бездну одиночества, в беспредельность тайного, никем не знаемого мира.

И еще один прием, создающий эффект присутствия. Здесь дело в своеобразной авторской манере повествования, где рассказчик-хроникер как будто спрятан от читателя. Читатель ощущает его присутствие, чувствует, что чья-то воля ведет его по этому фантастическому лабиринту человеческой жизни, что между ним и происходящим практически нет дистанции. Кроме того, автор почти слился с героем, пытается увидеть мир его глазами, представить его вот таким - странно остановившимся, будто на краю страшной пропасти, куда он неминуемо должен рухнуть.

1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   25


написать администратору сайта