Тема Структура личности. Литература для учащихся Матвеев В. Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. М. Медицина, 1989. с. 7071
Скачать 66.5 Kb.
|
Тема: Структура личности Литература для учащихся: Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. – М.: Медицина, 1989. – с. 70-71 Кирпиченко А.А. и др. Основы медицинской психологии. – Мн.: Выш. Шк., 1998. - с. 35-41 Творческие и практические задания для учащихся: Напишите реферат на тему (по выбору): Определение личности в различных науках: сопоставительный анализ. Определение личности в гуманистической теории. Теоретический материал В современной науке понятие «личность» относится к числу важнейших категорий. Оно не является сугубо психологическим и изучается историей, философией, экономикой, педагогикой и другими науками. В психологии отрасль, которая изучает личность, называется ПЕРСОНОЛОГИЯ (психология личности). В психологии существует множество подходов к определению данного понятия. То есть, на вопрос, что такое личность, существует множество ответов, суть которых определяется исходными теоретическими ориентирами исследователя. Поэтому мы будем исходить из понимания личности, которое сложилось в отечественной психологии. Суть этого понимания можно выразить словами известного советского психолога Б. Г. Ананьева: «Личность — системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении». Таким образом, под личностью мы будем понимать следующее. личность-человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность формируется в процессе усвоения человеком общественно-исторического опыта человечества под влиянием воспитания, обучения, в процессе взаимоотношений. При рассмотрении проблем психологии личности важно учитывать, что понятие «личность» позволяет характеризовать человека с точки зрения субъекта социальных отношений. Но изучение личности невозможно без учета содержания таких категорий, как человек, индивид, индивидуальность, субъект и др. Самое широкое и общее понятие — понятие «человек» — указывает на принадлежность к виду Homo Sapiens. К категории индивид обращаются, когда надо указать на отдельного представителя биологического вида или человеческого рода. А понятие «индивидуальность» подразумевает, что каждый человек, обладая социальной сущностью, в то же время характеризуется наличием уникальных признаков, сочетание которых определяет его своеобразие и отличительные особенности. Человек – биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo Sapiens (человек разумный), для которого характерна биосоциальная природа, обладание членораздельной речью, развитие высших психических функций (абстрактно-логического мышления, логической памяти и т. д.), способности создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Индивид - единичный, отдельный представитель человеческого рода. Индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, определяющее его своеобразие и отличие от других людей. ЗАДАЧА: Какие из данных особенностей характеризуют человека как личность, а какие как индивид? Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, идейная убежденность, внимательность, подвижность. При рассмотрении проблем личности ученые часто обращаются к рассмотрению ее структуры, под которой понимается относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В отечественной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой структура личности. Например, известны подходы С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, Б.Г. Ананьева и др. Рассмотрим структуру личности согласно подходу К.К. Платонова. Динамическая структура личности (К.К. Платонов) Критерии выделения основных подструктур личности: Соотношение биологического и социального, которое различно в каждой из четырёх подструктур; Внутренняя близость черт личности, входящих в одну подструктуру; Выделение основных видов формирований для каждой подструктуры; Выделение иерархической зависимости подструктур; Выделение подструктур на основе исторического анализа этапов изучения личности в отечественной психологии.
К.К. Платонов в структуре личности выделил четыре подструктуры, в каждой подструктуре ее составляющие. А также ученый отразил соотношение биологического и социального факторов, их преобладание при формировании той или иной подструктуры. Ведущим компонентом в структуре личности К.К.Платонов и другие ученые выделяют направленность личности. Под направленностью следует понимать совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности – это достаточно обобщенная характеристика, указывающая на совокупность различных побуждений, вызывающих активность и определяющих ее направление. С понятием направленность личности тесно связаны такие понятия как «мотивация», «мотивационная сфера», «мотив», «потребность». Определим эти понятия и рассмотрим их основные особенности. Мотив — внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности. Если рассматривать роль мотивов в структуре деятельности, то можно увидеть, что деятельность определяется мотивами, которые предшествуют возникновению цели деятельности. Мотивы служат побуждением человека к действию, поведению, которые складываются из отдельных операций (частные акты действия). Мотивация – система факторов, детерминирующих поведение человека (более широкое, чем мотив, понятие). Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. Мотивация может быть внешней и внутренней. Мотивационная сфера личности — совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Мотив — это побуждения к определенному поведению и действиям, связанные с удовлетворением тех потребностей человека, без которых, по его мнению, невозможно поддерживать свою нормальную жизнедеятельность. Иначе, потребности человека — это испытываемая им нужда в чем-то, а мотив — это побуждения человека в связи с этой нуждой. Потребности и мотивы очень взаимосвязаны. Потребности человека формируются в процессе его воспитания, т. е. приобщения к миру человеческой культуры. У человека удовлетворение потребностей выступает как активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определенной общественным развитием. Исходя из вышесказанного, можно определить потребность следующим образом. ПОТРЕБНОСТЬ - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. СПЕЦИФИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА. Потребности человека имеют общественно-личностный характер. Это находит выражение, во-первых, в том, что для удовлетворения своих потребностей человеком используются результаты общественного разделения труда. Во-вторых, для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы. ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ. Потребности человека можно классифицировать в зависимости от происхождения и предмета потребности. По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными. В естественных потребностях выражается активизирующая деятельность человека, зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства. У всех людей имеются естественные потребности в пище, питье, в существе противоположного пола и т. д. И хотя естественные потребности остаются теми же (по их перечню), что и у животных, однако по своей психологической сущности они коренным образом отличаются от естественных потребностей животных. Изменяются способы и орудия удовлетворения, а самое главное — претерпевают изменения и сами потребности. Таким образом, естественные потребности имеют общественно-исторический характер. В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. При разном экономическом и общественном строе, в зависимости от воспитания и усвоения распространенных и принятых обычаев и форм поведения, человек приобретает различные культурные потребности. Культурные потребности существенно различаются по уровню, по своей связи с требованиями, которые предъявляет человеку общество. По своему уровню и сами потребности, и деятельность, ими порождаемая, оцениваются по-разному. Нравственно оправданная потребность личности — это потребность, отвечающая требованиям общества, в котором человек живет, соответствующая принятым в этом обществе вкусам, оценкам, а главное, мировоззрению. По характеру предмета потребности могут быть органические, материальные, социальные и духовные. Органические потребности связаны с объектами, в которых нуждается человеческий организм (потребности в воздухе, воде, определенной температуре, влажности и т. д.). В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребности в одежде, жилищах и т. д.). Социальные потребности связаны с функционированием человека как субъекта и объекта социальных отношений, а удовлетворяются они в ходе общения и совместной деятельности с другими людьми. Э. Фромм конкретизирует социальные потребности, выделяя потребности в человеческих связях, в самоутверждении, в привязанности, в самосознании (сознании себя неповторимым). Духовные потребности характерны для людей высокого уровня личностного развития, у которых быть добрым и гуманным является стержневым побуждением в жизни. Основные формы направленности личности по К.К. Платонову: Направленность личности объединяет отношения и моральные черты личности. В ней следует различать уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. В формах направленности личности проявляются как отношения, так и моральные качества. Влечение – это наиболее примитивная, биологическая по своей сути, форма направленности. С психологической точки зрения, это психическое состояние, которое выражает неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечение является преходящим (временным) явлением, т.к. представленная в нём потребность либо угасает, либо осознаётся и превращается в желание. Желание – осознанная потребность и влечение к чему-то определенному. Оно обостряет цели будущего действия и построение его плана. Стремление – возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Интерес – это форма направленности, в которой проявляется познавательная потребность. Интерес способствует ориентировке в окружающей действительности, более полному и глубокому отражению мира. Удовлетворение интереса не приводит к его угасанию, а вызывает возникновение новых интересов более высокого уровня. В этом проявляется ненасыщаемость интересов. Убеждения – система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами и принципами. Убеждения – то, в чем человек бесспорно уверен и не способен отказаться даже под страхом смерти. Убеждения характеризуются высокой осознанностью и тесной связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов. Убеждение предполагает знание о предметах и явлениях окружающего мира, определенное эмоциональное отношение к этим знаниям, что находит отражение в поведении человека. Эмоциональное отношение придаёт действенность знаниям. Совокупность убеждений составляет мировоззрение. Мировоззрение – целостная система взглядов человека на природу, общество, свое место в мире, человеческое мышление, определяющая поведение человека и его отношение ко всем сферам жизни. Фундамент мировоззрения составляют знания. Характеристики мировоззрения: научность, систематичность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью и поведением. Идеал – то, к чему стремится человек, на что он ориентируется. Может выступать в качестве совокупности норм поведения (1), в качестве образца, воплощающего наиболее ценные черты личности (2). Идеал может находится в компенсаторном отношении к реальному облику человека, т.е. в нем отражается те черты, которых у человека нет, но хотелось бы , чтобы они сформировались. Идеал носит исторический характер. Через идеал направленность и проявляется и благодаря нему формируется. |