Древнерусская литература. 1_Древнерусская литература. Литература Древней Руси первый этап в развитии русской литературы охватывает период с xi по xvii век и является средневековой литературой
Скачать 16.2 Kb.
|
1. Древнерусская литература: содержание понятия, специфика словесности XI—XVII вв., основные жанры и ключевые литературные памятники эпохи XVII вв. Литература Древней Руси - первый этап в развитии русской литературы - охватывает период с XI по XVII век и является средневековой литературой. Отличительной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер её бытования и распространения. Произведения существовали не в виде отдельных рукописей, а входили в состав рукописных сборников, которые оценивались с точки зрения их практического применения, т.е. полезности (поучать, давать наставления, утешение и т.д.). Древнерусская литература носила анонимный характер. В Древней Руси не было понятия авторской собственности. Поэтому переписчик произведения нередко выступал и в качестве его редактора; он мог свободно вносить изменения в текст, приспосабливая его к потребностям и вкусам своего времени и своей среды. Древнерусская литература на протяжении своего развития была связана с деловой и церковной письменностью, а также с фольклором. Центрами письменности становятся монастыри, и первые литературные памятники — это в основном сочинения религиозного характера. Словесность создавалась не для развлечения, а для поучения, изначально её характер был сугубо религиозный и патриотический. Древнерусская литература была тесно связана с конкретными историческими событиями и её героями были исторические лица. Основная тема древнерусской литературы - тема Русской земли, её единства и независимости. Древнерусская литература публицистична. Писатели обращались и к своим современникам, и к потомкам с призывом о том, чтобы достойные деяния предков сохранились в памяти поколений. Отсюда поучительная сила древнерусской литературы. В древнерусской литературе большую роль играла традиция. Предмет изображения определял выбор соответствующих устойчивых стилистических формул, трафаретов ситуаций, построения произведений, изображения персонажей и т.д. Появлению оригинальных литературных сочинений предшествовали переводы. В XI-XII веках происходила своеобразная «трансплантация» византийской и южнославянской культуры, в результате чего на Руси распространились образцы целого ряда литературных жанров, стилей и сюжетов. Один из первых же оригинальных памятников литературы Древней Руси – «Слово о законе и благодати» Илариона. К числу литературных памятников Древней Руси относятся летописи (запись исторических событий), хожения (путевые заметки), повести (рассказы о событиях) поучения (наставления), жития (рассказ о жизни святых), патерики(разновидность жития, в которых описывались лишь наиболее важные, с точки зрения святости, подвиги или события), жанр слова, сочинения ораторского жанра, тексты делового характера. Древнерусская литература тесно связана с историей. Поэтому литературные изменения совпадают с историческими. И как следствие в развитии древнерусской литературы можно выделить следующие этапы: 1. Литература XI - начала XII века. Это период становления литературы Киевской Руси и её относительного единства («Повесть временных лет», «Чтение о житии Бориса и Глеба»). 2. Литература XII - начала XIII века. Она отражает начавшийся процесс феодальной раздробленности и ознаменована усилением светского гуманистического начала («Слово о полку Игореве»). 3. Литература XIII - середины XIV века, периода монголо-татарского нашествия. Характеризуется развитием традиций домонгольской литературы («Слово о погибели Русской земли»). 4. Литература XIV - начала XV века. Этот период носит название литературы «Предвозрождения» («Житие Сергия Радонежского»). 5. Литература середины XV - первой половины XVI века. Её характерная особенность - возникновение элементов Возрождения («Сказании о князьях Владимирских». 6. Литература второй половины XVI века, периода централизации («Повесть о житии царя Фёдора Ивановича»). 7. Литература XVII века как литература «переходного века». С XVII века начинается процесс преобразования средневековой литературы в литературу нового времени. Возникают новые чисто литературные жанры, идёт процесс демократизации литературы, значительно расширяется е тематика. События смутного времени и крестьянской войны конца изменяют взгляд на историю и роль в ней отдельной личности, что ведёт к освобождению литературы от церковного влияния. В литературе возникает представление о формировании, изменении и развитии человеческого характера под влиянием внешних обстоятельств. Литературным трудом начинает заниматься более широкий круг лиц. Главную роль в литературе XVII в., занимали произведения исторической тематики. Особенностью книг исторической тематики была яркая публицистичность. Самое большое и известное историческое литературное произведение – «Сказание Келаря Троице–Сергеевой Лавры Авраама Палицына». В этом произведении, автор рассказывает своё понимание смутного времени, рассуждает о причинах «смуты» и её событиях. В 70-ых годах XVII в. появилась первая историческая книга «Синопсис» (обозрение) монаха Киевско–Печерского монастыря Иннокентия Гизеля. Труд рассказывал истории России и Украины с самого начала, с момента образование Киевской Руси. В 17-18 века, книга «Синопсис» использовалась как учебник по русской истории. Изменяется характер житий, которые все в большей степени становятся реальными жизнеописаниями. Наиболее замечательным произведением этого жанра в XVII века является автобиографическое «Житие» протопопа Аввакума, написанное им в 1672-1673 годах. Оно замечательно не только своим живым и ярким рассказом о суровом и мужественном жизненном пути автора, но столь же ярким и изображением социальной и идеологической борьбы своего времени, глубоким психологизмом, проповедническим пафосом, сочетающимся с исповедальностью. И все это написано живым, сочным языком, то высоким книжным, то ярким разговорно-бытовым. Традиционные жанры церковной и деловой письменности становятся объектами литературной пародии: церковная служба пародируется в службе кабаку, житие святого – в житии пьяницы. Широкой волной в литературу устремляется фольклор. Жанры народной сатирической сказки, эпоса, песенной лирики органически включаются в литературные произведения. Происходит сближение литературы с бытом, в повествовании появляются любовные интриги, психология героя и элементы сатиры («Повесть о Горе Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», Повесть о Карпе Сутулове, Повесть о Шемякином суде, Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове). Появляются переводные сборники новеллистического характера, с краткими назидательными, но вместе с тем анекдотически-занимательными рассказами, переводные рыцарские романы («Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче» и др.). Таким образом, в XVII веке в русской литературе: - трансформировались жанры, которые раньше были традиционными (житие, историческая повесть); - в центре повествования оказались люди с их непохожими характерами и проблемами; - были заложены основы для дальнейшего развития беллетристической прозы (сюжет, композиция, образы); - появляются сатирические повести и книжная поэзия. Впоследствии эти жанры заняли свою, особую нишу, в русской литературе. |