Главная страница
Навигация по странице:

  • «Риторика»

  • «О пользе книг церковных в российском языке»

  • Разделил слова на группы

  • Хотинской оды

  • Главные темы Ломоносовской поэзии

  • Разбор оды М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны»

  • Статья «О пользе книг церковных в российском языке» 1757г.

  • Разговор с Анакреоном прочитать

  • Ода Елизавете Петровне прочитать

  • Письмо о пользе стекла прочитать

  • Письмо об обязанностях журналиста прочитать

  • Александр Петрович Сумароков (1717-1777)

  • Рогоносец по воображению (1771)- бытовая комедия прочитать

  • Литература последней трети века (1762 – 1801 год)

  • Журналистика последней трети века. Сатирические журналы 1769-1774 годов

  • Драматургия последней трети 18 века

  • Лекции русской литературы 18 века. ! РУСЛИТ. Литература круг обязательного чтения по истории русской литературы и журналистики xviii века


    Скачать 115.62 Kb.
    НазваниеЛитература круг обязательного чтения по истории русской литературы и журналистики xviii века
    АнкорЛекции русской литературы 18 века
    Дата09.05.2023
    Размер115.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла! РУСЛИТ.docx
    ТипЛитература
    #1117266
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Замечания к теории Третьяковского:

    • Российские стихи надо сочинять по природному свойству, из других языков несвойственное не вносить;

    • Опроверг использование только женской рифмы. Вводит и женскую, и мужскую рифмы, и их чередование;

    • Указывает на другие размеры и из смешение, предпочтение отдает ямбу (Тредиаковский выделял хорей).


    В 1752 году Тредиаковский добавил изменения Ломоносова в свою систему. Перед ними стояла задача создания новой литературы классицизма: требовался высокоразвитый литературный язык. Первый труд по филологии — «Риторика» 1744г. Цель — вооружить русских читателей логически-стройным изложением. Он критиковал напыщенный, витиеватый стиль. Второй труд — «Грамматика» 1755г. Он посвятил книгу князю Павлы Петровичу, чтобы ускорить печать книги. «О пользе книг церковных в российском языке» 1757 г., был напечатан Московским университетом. В труде изложена теория трех штилей:


    • Высокий штиль — берет слова общие (1 группа) и церковно-славянские слова (2 группа),. Писать оды, героические речи;

    • Средний (посредственный) штиль — берет слова 1-ой и 3-ей группы. Надо брать слова осторожно, чтобы не было раздутости или пошлости. Писать трагедии, сатиры, элегии и научные сочинения;

    • Низкий штиль — только русские слова. Комедии, эпиграммы, басни.


    Разделил слова на группы:

    • Общие для русского и церковно-славянского языков: Бог, Богородица, слава;

    • Слова только для церковно-славянского языка: Господень, отверзаю;

    • Только русские слова: ручей, говорю.


    От этих групп происходит три штиля (см. выше). Русская литература развивалась очень быстро, и уже Державин позволил себе смешивать стили. Будущее было не за высоким штилем, потому что на первый план выйдет проза, а она писала не высоким штилем.
    Особенность Хотинской оды в том, что она была создана на основе газетных материалов, и это первая ода написанная ямбом. Он взял у немецкого писателя Гюнтера картину стихотворений. Оды стали основным жанром его поэзии. «Ода может свергаться в ад и подниматься к небесам, но автор не должен метаться, как угорелая кошка». В поэзии своей Ломоносов, как это и определялось эстетическими понятиями его времени, не стремился к достоверному изображению жизненного материала: его одам свойственно условность, ибо для поэта важ­но передать те мысли, те идеальные представления, которые могут способствовать развитию просвещения в России, становлению ее национальной культуры, национальной государственности.
    Главные темы Ломоносовской поэзии:

    • Тема Петра — он как будто не умирал в сознании Ломоносова;

    • Тема России — с ее просторами (реки, полезные ископаемые). Его задача — прославить силу и внешнеполитическую мощь русского национального государства;

    • Тема науки и культуры. Их дальнейший путь развития.


    Начав заграницей̆ писать легкие интимно-лирические стихотворения в духе ранней немецкой анакреонтики, Ломоносов скоро приходит к гражданским стихам, к поэзии больших государственных тем. И это связано с полем деятельности, которое открылось перед ним по возвращении в Россию с осознанием Ломоносовым высокого общественного долга поэта. Особенно ярко гражданские мотивы поэзии Ломоносова про­ звучали в цикле стихотворений «Разговор с Анакреоном».
    Разбор оды М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны»:
    С первых строк в оде вводится тема России, ее бескрайних просторов и «блаженной тишины». Россия описывается как уголок душевного спокойствия и радости:
    Царей и царств земных отрада,

    Возлюбленная тишина,

    Блаженство сел, градов ограда,

    Коль ты полезна и красна!

    Вокруг тебя цветы пестреют

    И класы на полях желтеют;

    Сокровищ полны корабли

    Дерзают в море за тобою;

    Ты сыплешь щедрою рукою.
    Сравниться с Россией своей красотой может только императрица Елизавета: «Но краше в свете не находит Елисаветы и тебя». Ломоносов благодарит правительницу за прекращение войны и возвращение в страну мира. Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих один за другим ее предшественников на троне. В царственной портретной галерее особо выделен отец нынешней правительницы Петр I.
    В полях кровавых Марс страшился,

    Свой меч в Петровых зря руках,

    И с трепетом Нептун чудился,

    Взирая на российский флаг.



    Но ах, жестокая судьбина!

    Бессмертия достойный муж,

    Блаженства нашего причина,

    К несносной скорьби наших душ

    Завистливым отторжен роком,

    Нас в плаче погрузил глубоком!
    Читателю ясно из развернутой и высоко пафосной характеристики Петра, что именно от него переняла дочь эстафету великих дел: «Но кроткая Екатерина,

    Отрада по Петре едина». Таким образом, в оде появляется тема прославления Петра Великого. После этого в оде появляется тема развития науки:
    Здесь в мире расширять науки

    Изволила Елисавет.
    Ломоносов риторически обращается к Екатерине и рассказывает о прекрасных просторах России, которые могут быть использованы во благо развития науки. Ломоносов теперь патриотически настроенный ученый, обращающий взоры читателей на животрепещущие для России проблемы. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока. Русские моряки с помощью ученых-картографов открывают новые земли, прокладывая путь к «неведомым народам».
    Сия тебе единой слава,

    Монархиня, принадлежит,

    Пространная твоя держава

    О как тебе благодарит!

    Воззри на горы превысоки,

    Воззри в поля свои широки,

    Где Волга, Днепр, где Обь течет;

    Богатство, в оных потаенно,

    Наукой будет откровенно,

    Что щедростью твоей цветет.
    Поэт сравнивает российские просторы с иностранными и замечает, что наши ничем не уступают прославленным зарубежным: «Там Лена чистой быстриной, как Нил, народы напояет и бреги наконец теряет, сравнившись морю шириной».

    В конечной строфе Ломоносов опять воспевает импераицу. Он завершает оду главной темой — темой величия Елизаветы и русских императоров.

    09.03.2023

    М.В. Ломоносов

    Не знал соперников до Пушкина. Никто не походил на Ломоносова, поэтому добился признательности.

    Тредиаковский и Ломоносов - пролетарии

    Ломоносов не проходил от крестьян!! На севере не было крепостного права. Происходил из семьи помора. Отец хотел, чтобы сын продолжил дело. ВСЕГО ДОБИЛСЯ САМ! Незнатный род препятствием не был. Не зная латыни поступил в Славно-греко-латинской академию. Жил очень скудно. Был послан в Германию, как лучший ученик. В Марбургском университете учился, потом в Саксоне горному делу. В 1741 вернулся в Россию и стал ассистентом профессора химии академии наук. Основал первый университет. Пушкин после прочтения отчетов Ломоносова был в изумлении от того, что это сделал один человек.

    Реформировал развитый русский литературный язык и форму стихосложения.

    Белинский: Ломоносов показал, на что способен мужик, глубину мужской натуры

    Предшественники Ломоносова связывали литературу с простонародным языком

    Риторика – 1744- рукописный, 1748 – напечатанный

    Цель: вооружить русских стройным и логическим изложением языка. Нужно слушать образованных людей. Учебник не имел себе равных в 18 веке

    Грамматика – 1755г. Первый учебник, написанный русским

    Статья «О пользе книг церковных в российском языке» 1757г.

    Ломоносов выделил 3 группы слов (порядок не важен)

    1. Общие слова для русского и церковнославянского языка. Всем понятные слова. Рука, бог

    2. Церковнославянские слова. Чело, ланита(щека), десница (правая рука), отверзать (открывать)

    3. Русские слова.

    Происходят штили языка:

    1. Высокие (1 и 2 группа) - оды

    2. Средние (1 и 3 группа) - научные сочинения

    3. Низкие (3 группа) - басни, сатиры, письма

    Штиль произведения можно было определить по словарю

    Ломоносов закрепил штили по жанрам.

    Церковнославянский язык дает высокость речи

    Величие языка в том, что мы не отказываемся от церковнославянских слов

    Будущее будет где?

    Прозу нельзя было писать высоким штилем

    У державина будет смешение разных стилей

    Ломоносовская теория не допускает разные стили в одном произведении

    Владел тайной слова, никто не мог у него его похитить

    Назвал точную дату появления русской поэзии- 1739 г., когда прислал оду о взятии хатина, написана ямбом первый раз (от немцев). Первую оду написал Тредиаковский в 1735г. Пейзажные оды благословлял свои, которых не было у Ломоносова.

    Заграницей писал любовные стихи. Переводил Анакреона – любовные стихи его

    Разговор с Анакреоном прочитать

    Тема его поэзии – героические дела

    Вместо возлюбленной показывает Россию, она его возлюбленная

    Его поэзия холодновата. Был чужд в стихах чувствительных

    Задача классицизма – выражение общих истин, личность автора была скрыта, личные чувства

    Писать о личном – превратить произведение в забаву.

    Ода Елизавете Петровне прочитать

    У Ломоносова нет труда созидания

    Речь его метафорична, насыщена тропами (рит воскл и вопросы). Пишет распространенными большими предложениями.

    Темы повторяются. Тема мира (Елизавета Петровна – остановила войну со шведами), тема Петра (не умирает эта тема, всех сравнивал с Петром), тема России (необъятные просторы), тема науки (наука везде)

    Приспособил оду для выражения идей России, наставления царям

    Лучшая речь – украшенная, важно эмоциональное воздействие на читателя

    Сумароков не понимал украшенную речь Ломоносова. Он ратовал за четкость, логику и точность

    Мог писать без украшений, без церковнославянских слов

    В научных посланиях простой язык

    Письмо о пользе стекла прочитать

    Письмо о пользе стекла - написано в форме обращения к Шувалову

    Отличался тем, что писал свои мысли о научном

    Письмо об обязанностях журналиста прочитать

    Журналист должен обладать способностью и волей, чтобы ничего не говорить кроме истины

    М.В. Ломоносов – 1711 – 1765

    Первый поэт до Пушкина. Можно сравнить только с Державиным, однако у Державина был другой путь. Пролетарий, Ломоносов – семья побора, состоятельный, имел несколько судов для рыбной ловли. Ломоносов отправился в славяно-греко-латинскую академию. Он не знал латыни. Жил скудно, все годы в академии был беден. Был среди лучших учеников академии, был послан в Германию, изучал естественные науки и философию. В 1741 год – возращение в Россию, стал адъюнктом (помощником) профессора в академии наук. Тип русского человека по принципу восприятия. Считал себя ученым естественных наук, а стихи своим хобби. Жил только наукой. Ломоносов – новая ступень в развитии литературы. Реформы стихотворства и литературного языка. Белинский отмечал, что «Ломоносов показал миру на что способен мужик». Реформы Петра требовали новых слов, стал фальшивить язык. Надо было приниматься за выработку средств лит языка. Первая по времени – «Риторика» (2 редакции 1748 года – печатная). Имела цель вооружить русских людей основами логического изложения. Учил тому, что надо перенимать язык от образованных людей. 1755 – учебник грамматики. Это первый учебник, написанный русским человеком, до этого учебники писали немцы. Статья «о пользе книг церковных в российском языке» - 1757 год (предисловие к собранию его книг). Ломоносов выделил 3 группы слов или речений. Порядок не важен

    1. Слова общие для русского и церковно-славянского языков (рука, Бог, Богородице). Входят слова, понятные всем

    2. Церковно-славянские слова (чело, ланита, десница, днесь, отверзать). Входят слова, понятные образованным людям

    3. Русские слова

    От этих слов происходят три стиля:

    1. Высокий (общие слова + церковно-славянизмы; 1 и 2 группа)

    2. Средний (посредственный) (общие слова и русские слова; 1 и 3 группа)

    3. Низкий (русские слова; 3 группа)

    Стиль любого произведения можно было определить по словарю. Ломоносов закрепил эти стиля за жанрами

     Высокий стиль – поэма, ода, трагедия

     Средний – послания, научные сочинения

     Низкий – басни, сатиры, письма

    Ломоносов не отказывает от церковно-славянизмов. Он думает, что будет очень много иностранных слов. Русский язык тогда не был достаточно развит, не было многих слов (человек, гражданский, чувства). Величие русского языка в том, что не отказывается от церковно-славянских слов. У Державина будет смешение разных стилей в рамках одного произведения.

    Ломоносов – первый поэт, владел «тайной» слова. Были подражатели Ломоносову. Сравнивали Ломоносова только с Державиным. Расцвет творчества – рубеж веков. Диссертация о Ломоносове.

    1739 год – создание русской поэзии (ода на взятие Хотина). Эту дату назвал Белинский. На основе газетных материалов, ямб (Гюнтер).

    1735 год – ода Тредиаковского. Ода – большое произведение (23-24 строфы), важное историческое лицо или событие описывается, пейзажные оды, высокий стиль. Сумароков тоже пишет о том, как должна писаться ода.

    Ломоносов переводил Анакреона и тд. «Разговор с Анакреоном» - до 1762 года. Это перевод оды + ответ на эту оду Ломоносова. Тема поэзии – патриотическая тема, его возлюбленная – это Россия. Его поэзия холодновата. Радищев заметил в слове о Ломоносове, что он был чужд чувствительности в стихах (только одно место в его творчестве; второе место – предисловие к переводной оды "о кузнечике»). Задача поэзия – выражение общих истин. Переложение псалма, в этом произведении выражены чувства Ломоносова. С точки зрения Ломоносова писать о личном – превращение поэзии в забаву.

    1747 года – ода, посвященная Елизавете Петровне. Начинается с картины мира. Потом пишет о том, что трудно сравняться с достоинствами Елизаветы. Основная часть, потом патетическая (чувства) часть, потом заключительная. В оде порядок изложения намеренно изменялся.

    Ломоносов добился высокого стиль за счет античных образов и за счет библейских образов. Речь метафорична, насыщенная тропами. Ораторская цель – произносительная сторона, есть стиль плетения словес, распространенные предложения.

    Тема мира – лучше всего возвышенная тишина.

    Тема Петра (хотинская ода) – постоянное сравнение с ним.

    Тема России – необъятная.

    Тема науки – науки пользуют везде. От нее зависит благосостояние госва

    Ода – выражение патриотических тем, гос тем. Позволял давать уроки (наставления) царям. Выражает национальные идеи. Выходили большими тиражами.

    Поэтическая речь, у Ломоносова простая речь.

    Письмо о пользе стекла – 1752 год, научное послание. Обращение Шувалову. Стал возражать.

    Письмо об обязанности журналиста – перевод. Ломоносов пишет, что журналист должен обладать способностями и волей (только написание истины). Речь шла о журналистах, которые пишут на научные темы. Ле Клерк – слово о Ломоносове (когда он умер не было ни одной речи о Ломоносове в академии наук). Не было похорон, хоронили на деньги из казны. Не было годовой выплаты семье Ломоносова.

    Нужно прочитать 3-4 оды.
    Александр Петрович Сумароков (1717-1777)

    Относился к родовой знати

    Отец был советник, занимался воспитанием детей сам, потом кто-то

    В 14 лет поступил в .. и начал писать стихи

    К созданию театра был известен как драматург. Работал в Российском театре

    1747 г. трагедия харев

    Потом трагедия Гамлет

    Высокое представление об обязанностях дворянина

    Его первая жена была Кристина Балк. Вторая жена – крепостная.

    Хоронить денег не было, хоронили московские актеры

    Бестужев: прежние венки Сумарокова увядают

    Сумароков все делал для своего времени, не было видения будущего

    Работал во всех жанрах, написал 9 трагедий, 12 комедий, 374 басней, 130 любовные песни, 97 эпиграмм, 33 духовных од…

    Сильнее Ломоносова работал на публику

    Брал сюжеты из русской истории (близкие события)

    Пьесы менее запутаны. Монологи актеры выражают мысли. Действующих лиц не много – 4-5

    Показывал каким должен быть монарх.

    Хотел воздействовать на разум сограждан с помощью театра

    Внушал, что может делать монарх, а что нет. Должен соблюдать российские интересы – «Дмитрий самозванец»

    В трагедиях нет движения вверх, в комедиях есть

    Рогоносец по воображению (1771)- бытовая комедия прочитать

    Первую бытовую комедию написал Фонвизин «Бригадир»

    В 1761г. уволили из театра

    В баснях иногда не было аллегорий

    Дистанцию между читателями и писателем уменьшил

    Выступал за гуманное отношение к крестьянам

    А.П. Сумароков (1717 – 1777)

    Принадлежат к родовитому роду. Отец – тайный советник. Поступил в сухопутный корпус. Стал писать стихи, организовал общество «любителей русского слова». В 1747 году Сумароков написал трагедию Хорев, в следующем году – Гамлет. Поручили руководство постоянным театром с 1755 года. Пробыл на этой должности недолго. Представление об обязанностях дворянина. Екатерине не нравился его настрой перевоспитать общество. Первая жена – фрейлина Екатерины 2. Жили фактически в разводе. Вторая жена – его крепостная. Взятки судьям (судился с родителями первой жены). Был продан. Блестящий выразитель литературы, потомки относились к нему критично (Бестужев). Сумароков делал все для своего времени, а не для последующих веков. Он открыл много дорог в русской литературе, работал во всех жанрах.

    9 трагедий, 12 комедий. 150 стихов, 97 эпиграмм, оды – 66, эклоги – 65.

    Заимствования раннее развитых европейских жанров.

    Брал сюжеты из русской истории, события происходили недавно. Пьесы менее запутаны, внимания – монологи действующих лиц (их немного, 4-5). Он показывал каким должен быть монарх. Разум (нельзя предаваться страстям). Сумароков хотел исправить нравы общества с помощью театра. Трагедия мысли. Он внушал обществу, что можно допускать монарху, а что нельзя. Монарх должен соблюдать российские интересы, иначе общество имеет право на восстание. Действий его трагедий можно перенести в любое время и го-во. В трагедиях Сумарокова не было движения вверх. Комедии – вторая половина жизни и века. В комедиях есть недостатки

    1771 год – бытовая комедия Рогоносец по воображению. Она не первая бытовая комедия. Первая – Фонвизин Бригадир, 1769 год.

    Последняя треть века – проза.

    16.03.2023

    Отвлеченность классицизма подействовал на Сумарокова. Он не заботился об обстановке. Любил мужественных героев. Торжество добродетели. Гамлет – восстание над своими врагами, брат с Офелией. «Моя трагедии на Шекпирову едва-едва походит». Трагедия «Хорев» - критика со стороны Тредиаковского (здесь смерть положительного героя). Внимание на монологах. В его произведениях есть движение. В 1750 году поступил именно указ академикам Ломоносову и Сумарокову писать по трагедии. Место драматурга была свободно – его занял Сумароков. Школа трагиков – Княжнин. Афористичны, легко читаются, новое слово в баснях – есть движение («вор высунув язык бежит»). Новое слово в любовной элегии. Ломоносов осуждал этот успех. Любовная элегия основа на многих жанрах. Изменилось положении женщин – нужно было создать язык любви (соответствие новым реалиям жизни). Он – создатель языка любви. Отвлеченность проявилась и в этом жанре. Мы не знаем к кому обращены элегии Сумарокова. Тема – тоски, любви (знаем о возлюбленной только то, что она красива. Лишена монолога, нет индивидуальности). Тема – безумие от любви. Потом эта тема развивается в литературе («Горе от ума»). Своеобразие Сумарокова – фольклор в любовных стихах. Настаивает на том, чтобы любовные стихи должны быть согреты чувством. Отказ от намеков на мифологические мотивы. Язык – простой и ясный.

    Заслуги перед росжуром:

    Издатель первого частного журнала России (1759 год). Журнал «трудолюбивая пчела». Цель – народная услуга. До этого времени – покровительство гос-ва, духовная цензура (святейший синод), академии наук. Сумароков подает прошении о том, чтобы он сам являлся издателем журнала. Частная публицистика – обсуждение вопросов с частной точки зрения. В основном, сатира. Печатал: стихи, сочинения приятелей, переводы (Овидий и тд). Выступил как критик, были критические статьи. Был требователен к писателям (если нет таланта, то не нужно писать). Статьи против Ломоносова (критика его произведений). Статья «Некоторые строфы» - две строфы (его и мои). Журнал просуществовал всего год. Причина – академическая типография вмешивается в его работу. Журнал был посвящён Екатерине 2, а тогда правила Елизавета.

    Через 10 лет – появится 15 частных журналов.

    Литература последней трети века (1762 – 1801 год)

    Исследователи пишут, что Екатерину 2 ждали – дали перемен. Елизавета хотела сохранить тот порядок, который был при Петре. Переворот, который осуществила Екатерина, - один из наиболее тихих. Две женщины взяли власть. Екатерина Дашкова позже была удалена от двора. Была создана российская академия (составление словарей). Екатерина 2 в 1762 году взошла на престол, «литературное окно в Европу» было прорублено. Включилось философия, просвещение. Франция, французская академия – Дидро. Время, когда философствовали все. Европа была поражена этим явлением. Вольтерианство (просветительство) – антифеодальное течение, призвана сделать жизнь людей лучше на земле. Екатерина не могла противодействовать этому течению. Вступила в переписку с Вольтером. Переписка с философами – козырная карта в ее политике. Дидро и Вольтер были фанатами Екатерины 2. Екатерина понимала, что нужно ввести просветительство в нужные для самодержавия рамки. В 1767 году она создала комиссию для создания нового уложения (свода законов). Комиссия состояла из выборных делегатов от всех сословий. Екатерина не собиралась ограничивать свою самодержавную власть. Мысли об участии народа в законе не было. Положение народа было таково, что нельзя было не обсуждать проблемы (беглые крестьяне, крестьяне, феодальность, армия). В 1768 закрыла эту комиссию под предлогом войны с Турцией. Дашкова выдала прогноз – Екатерина 2 никогда не увидит нового свода законов. У Екатерины не было таких намерений. Далее было Пугачевское восстание – власть была равнодушна по отношению к крестьянству. Восстание было жестоко подавлено. Далее 100 лет не было восстаний (только в 1861 году было еще одно с отменой крепостного права). Екатерина поняла, что только в союзе с дворянством, она может победить крестьянство. Делала реформы для дворянства. Губернская реформа 1775 года – губернатор подчинялся высшей администрации, наместничества. В 1785 – Жалованная грамота - преимущество купечеству (1 и 2 гильдия – без телесных наказаний, процентный сбор с капитала). Не крепостные крестьяне была закрепощены, Украина. Часть писателей были за такие реформы, часть нет. Появление течения масонства. В Германии в 17 веке придумал таинственный орден. К 80 годам насчитывалось 100 масонских лож. Пароль, у масонов было свое, уникальное имя. Дворяне, которые были недовольны окружающей действительностью, но были напуганы восстанием Пугачева (вольтерианцы). 18 век – век атеизма, поэтому появились масоны. Нужно создать церковь внутреннюю. Хотели создать невидимый храм. Говорили о необходимости нравственного совершенства. Питер – обрядовая сторона масонства, затягивали помещения черным сукном – строители в духовном смысле (вольные каменщики). Символы – перчатки, камень, линейка. Москва – создавали школы для бедных людей. Новиков – безденежная раздача хлеба. Ходили слухи, что масоны делали фальшивые ассигнации. Все делалось на деньги пожертвований (отказ от имений). Масон Гамалей отказался от всей собственности. Екатерина 2 боролась с масонами литературными средствами (писала комедии). Масоны – тайная организация, а какие там идеи – непонятно. Решила проверить книги Новикова. В 1792 году начала походы на масонов. Новиков был арестован и приговорен к смерти – первый процесс по печати. Масоны сильно влияли на студенчество, поддерживали бедных студентов, потом посылали заграницу. Степан Иванович Шишковский.

    1789 – французская революция. Оказала влияние на Россию. Потом Екатерина решила выслать всех французов. В конце 18 века Россия погрузилась во мрак – социальное и психологическое явление.

    Книжное дело достигло внушительных размеров. В 1783 год – указ о вольных типографиях. Могли издавать книги в частном порядке. Именно так печатал свое путешествие Радищев. 87% - последняя треть века. Дворянство заводит библиотеки. Демократизируется писательская среда. Появляются писатели «мелкотравчатые», например, Лукин, Матинский (крепостные). Писатели не чувствовали твердой почвы под ногами. Новиков вступил в полемику с Екатериной. Появилось сатирическое направление.. Выразили литературные процессы больше, чем крупные фигуры того времени.

    Литература – завершение канонов, начинает расшатываться. Причина – самодержавие. Литераторы объявили войну шаблонам (истинная повесть, настоящая повесть). Предреализм. Это начало выхода из классицизма.

    • Трансформация жанров. Ода под пером Радищева станет революционной (Вольность)

    • Авантюрность фабулы

    • Новые жанры (слезная комедия 1765 год (Щепетильник (Лукин)). Зрителям нравились эти комедии. Слезная комедия – смешение жанров. В 1772 году – комическая опера «Анюта» (Попов)

    • Протест против канонов классицизма (ироикомические (пародии)). Писал Майков (Елисей или раздраженный вакх) и Богданович (Душенька)

    • На первое место выходит проза (раньше – поэзия)

    • Изменилась читательская публика

    • Новое лит направление – сентиментализм. Уже сокращается расстояние между лит направления Европы и России. В Англии появился сентиментализм в 40-е годы 18 века. Сентиментализм оформилась только в 90 годы в России. Англия родина сентиментализма – первая буржуазная революция (1649 год). В Европе появление этого лит направления –основа буржуазии. В России – о крестьянах. Запад – Юг, Стерн, Соломон Геснер (идиллии). В России – Карамзин, Радищев, Дмитриев, Макаров.

    В сентиментализме все наоборот. Первое место – госво, человек, демократично (любой человек может стать героем), чувствительность, философия. Ум – может быть развращенный. Главное внимание – чувству. Счастье человека – в вольном проявлении чувств. Название выбрано удачно. Сенсус – чувства. Даже мужественный герой проливает слезы. Карамзин называл себя холодным меланхоликом. Сентименталисты высоко поставили природу, она не творит зла, в отличие от цивилизации. Природа созвучна человеку – единство настроения человека и природы. Появление необразованных пастухов. Культивирует свои жанры (путешествие, дневники, автобиографическая повесть, повести, письма).

    Классицизм продолжил существовать. В 1804 году Державин выпустил сборник анаерконтических од. С 1812 года оды вошли вверх.

    Журналистика последней трети века. Сатирические журналы 1769-1774 годов

    Слова журналист в 18 веке не было. Были автор, сочинитель. В 1804 году появилось определение - тот, кто издает журналы. Повременные издания. В эту эпоху появились журналы в провинциях. В 1769 году появилось 15 журналов. Зачинщик – Екатерина 2 (выход проблемам). Журнал «Всякая всячина». Архив журнала – материалы, которые подписаны Екатериной. Первый – Чулков (собиратель фольклора). «И то, и се». Потом Рубан выпустил журнал «Ни то, ни се». Журнал «Смесь» с мая 1769 года, потом Новиковский «Трутень». Это все сатирические журналы. Но это условный термин, был и нравоучительный материал. Тип издания – сатирический журнал (большинство материалов). Частные издания стали типовыми. Все журналы Питера. Все эти журналы еженедельные, кроме «Адской почты» (Эмин). В этих журналах преобладала проза, только журнал Чулкова – стихи

    Причины появления журналов:

    • Недостатки в обществе. Нужно было их обсуждать

    • Покровительство госва

    • Журналисты были поставлены в привилегированное положение, можно было издавать анонимно

    Формы подачи сатир мат – разнообразные.

    • Формы переписки между вымышленными героями (Адская почта)

    • Объявления из разных город (судья отъезжает от города в другой, продает свою совесть)

    • Ведомости (Адская почта – ведомости из ада)ъ

    • Рецепты (как гуманно обращаться с крестьянами)

    • Лечебники

    • Вопросы и ответы издателю

    • Словари (модный словарь (разговорник щеголя))

    Цель «Всякой всячины» - сохранение идеологического контроля над умами поданных. Воспользовалась журналом, чтобы бороться с проектами, которые ей не угодны. Май 1769 год – «Трутень». Эпиграф – из басни Сумарокова. Мало печатать своего материала – ленивый.

    Копии с отписок. Письменное уведомление – реальные отписки крестьян, а он дает с них копии. Новиков работал в комиссии. Передает стиль челобитных, прошений. Копии помещичьего указа.

    Недовольство журналом. Письмо придворного. Екатерина 2 была не рада этому журналу – поднимали темы, которые были нежелательны для нее. «Трутень» - передовое общение, «Всякая всячина» - госва. Полемика – из-за сатиры. Екатерина 2 смотрела на литру как на средство хобби. Просила не нападать на выского поставленных лиц, не догпускать суровых лиц
    23.03.2023

    Мир держится на лжи

    В 1772 году Новиков начал третье свое издание «Живописца» (живописец общественных пороков)

    Журнал одного лица – один человек – издатель, редактор, и кто-то еще

    Издатель Трудня точно не определен (может быть Фонвизин)
    Фалалей – болван, чурбан, дубина

    Отец фалалея говорит, чтобы учился фалалей на примере отношений с женой.

    Сравнения с животными нарочно, помещики такие же скоты

    Произведение написано разговорным языком

    В 1774 году Новиков начал издание журнала «Кошелек»

    Сатирические журналы возобновятся только в 1809 г

    Новиковское десятилетие

    Екатерине не нравилась деятельность Новикова, и дала второй раз не давать типографию

    Издавал первый женский журнал «Модное издание» («Библиотека для женского туалета»)

    В 18 веке традиция не получила свое развитие, а в 19 веке всегда были картинки парижских мод в журналах

    Новиков смотрел на женщину как на помощницу тогдашних нравов

    Учитывал их любопытство

    Выходил в 1779 году в Петербурге, потом в Москве

    Детское чтение «Для сердца и разума»

    Интересен не только для детей, но и для взрослых

    Печатались загадки, в следующем номере отгадки

    Издание журнала «Экономический магазин» 1780–1789 г

    В 1782 году Новиков был арестован за издание журналов на станции Барыбино
    Появляются произведения для другого читателя

    Театр только для 3-го сословия

    Попов – автор первой комической оперы

    Фонвизин не закончил МГУ, так как появилась возможность работать у Панина в Петербурге

    Впервые познакомился с театром в Петербурге

    В 1769г. Фонвизин написал первую бытовую комедию «Бригадир»

    Фонвизин пишет, что Россия – не монархия, так как у нас монархия не подчиняется никаким правилам

    Иванушка – дуралей

    Митрофан – будущий злодей

    Эта пьеса о взаимоотношении крестьян и дворян, крепостном праве

    1 группа -

    2 группа - Простаковой

    Примерка кафтана – увертюра комедии

    Палашка – внесценический персонаж, болеет ( болеть не могут крестьяне)

    Простакова – мастерица толковать указы

    Скотинин – повторение Простаковой

    Деспотизм в обществе рождает деспотизм в семье
    «Всякая всячина» и «Трутень»: полемика по поводу сатиры:

    Какой он должна быть? До каких пределов она должна идти?

    Новиков считал, что пределы требований власти можно переходить, Екатерина II думала иначе.

    В 1770 г Новиков напечатал мнение читателя: «Нынешний «Трутень» не годится прошлогоднему в слуги».
    На окрики Екатерины журналистика ответили нападками. 

    В 1770 г «Трутень» и «Всякая всячина» были закрыты. 

    Они оказали большое влияние на общественное мнение.
    В 1770 г — Журнал Новикова «Пустомеля», который был почти сразу же закрыт из-за того, что в нем было напечатано произведение Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». 
    1772 — 1773 г — Новиков издаёт свой третий сатирический журнал «Живописец» (по словам Новикова — «живописец общественных пороков»)


    Журнал начался за год до начала Пугачевского восстания

    Там было напечатано произведение «Отрывки из путешествия в ***». Вопрос об его авторстве остаётся открытым. Сын Фонвизина утверждал, что автором был его отец. Другая версия — авторство Новикова, а расшифровка «И. Т.» — «Издатель «Трутня»».
    «Письма к Фалалею»:

    Фалалей — болван, недотепа, чурбан, дубина.

    Отец недуомка рассуждает о том, что крестьяне работают 5 дней в неделю, а прибыли нет. 

    Фалалей — точная копия своего отца.

    Мысль о том, что агрессия и жестокость в общественных отношениях неизменно приводят к жестокости в семейных отношениях. 

    (Об этом рассуждает отец Фалалея)

    После смерти Сидоровны (матери Фалалея) его дядя говорит о том, что отец очень горюет, хотя при жизни постоянно «бивал ее». 

    Произведение написано разговорными языком. 

    Журналы были ориентированы на массового читателя. У «Живописца» было пять изданий. 

    У этого журнала были сложные отношения с императрицей. Она не могла простить «Отрывки из путешествий…» и «Письма к Фалалею».

    В 1773 г журнал был закрыт. 
    В 1774 г Новиков начал издавать журнал «Кошелёк».

    Это были годы Пугачевского восстания, Екатерина пресекала всякое инакомыслие, поэтому этот журнал также был закрыт. 
    В 1779 году Новиков получил предложение от Хераскова взять в аренду на 10 лет типографию Московского Университета.

    Херасков обратил внимание на типографию Московского Университета: типографщики пьянствовали, 

    При Новикове пьянство прекратилось. Он купил новое оборудование, выписал различные западные журналы (в основном, немецкие), привлёк студентов, обеспечил торговлю в городе.   

    За год после прихода Новикова вышло 105 наименований книг. За полгода вышло много книг. Содержание газеты улучшилось.

    Эталон общероссийской периодики: провинциальные вести, зарубежные известия, печатались объявления. 

    Екатерина распорядилась не давать типографию Новикову на второй год.

     

    Новиков издавал первый женский журнал «Модное издание»/«Библиотека для женского туалета».

    (В 1779 году)

    56 подписчиков. Журнал не продавался в розницу.

    В журнале были материалы, направленные против дуэлей, карточной игры.
    При «Московских ведомостях» выходил первый журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» (Новиков). В нем печатались закладки (в одном номере —закладки, в следующем — отгадки).
    Биолог Болотов был привлечён к изданию журнала «Экономический магазин» с 1770 по 1789 год. В 1792 году Новиков был арестован за книгоиздательскую и журналистскую деятельность. 

    Он был приговорён к смертной казни, которая позже была заменена заключением на 10 лет. Его слуга и личный доктор раздели заключение с ним. 

    Екатерина отстранила его от общественной деятельности после освобождения.

    Драматургия последней трети 18 века
    Появились произведения, рассчитанные на нового зрителя. 

    Театр стал доступен представителям третьего сословия. 
    Жанр «Слезной комедии» (В. Лукин)

    (щепетильник)

    Лукин открыл новый социальный материк — дворянин, который занялся торговлей.
    Фонвизин:

    Учился в Московском университете. Здесь выучил немецкий. Но его не закончил. Всю жизнь проработал у Никиты Панина 

    Был знаком с Сумароковым, петербургскими актерами.

    Написал первую бытовую комедию (1769 г)

    Смесь русского невежества с западным влиянием.

    В 1789 г сатирическая журналистика возобновится («Почта духов»).

     
    1782 г — комедия «Недоросль»

    На замысел комедии оказало влияние Пугачевское восстание.

    Фонвизин пишет, что Россия — не монархия, так как в монархии есть законы и для монархов, и для подданых, а в России этого не было. Русский мужик, по Фонвизину, лишь внешне напоминает человека, но может поставить государево на крайнюю степень разрушения. 

    Простакова — продукт и следствие условий жизни: крепостное право, отношение к образованию дворянства.

    Митрофан — материн дар   
    Стародум провозит мысль о том, что дворянину не зажарено заниматься торговлей. Можно разбогатеть не за счёт крепостного права.
    После недоросля Фонвизин думал издавать журнал «Стародум и друг честных людей».

    Фонвизин считал, чт доля блага крестьян не обязательно их освобождать, а достаточно установить над ними надзор.

    Комедия не бытовая, а социально-политическая. Близка к реализму (Грубая среда — грубый язык). 

    06.04.2023
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта