Главная страница
Навигация по странице:

  • Слово на погребении Петра Великого

  • Антиох Кантемир

  • Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие

  • Фонвизин

  • Ломоносов

  • Сумарокова

  • НЕМОЙ

  • Сумароков

  • Буало

  • Николя Буало

  • Искусство является подражанием природе, но природе изящной

  • Недоросль

  • Писатели 18 века

  • НЕ МОЙ

  • Белинский написал статью «Кантемир» (1845 г)

  • Василий Кириллович Тредиаковский (1703 —1768 гг)

  • Поль Тельман, «Езда в остров Любви»

  • Тредиаковский Василий Кириллович (1703 – 1769)

  • 1722г

  • 1730 г

  • Реформировал стихосложение в 1735 году

  • М.В. Ломоносов (1711-1765г)

  • Лекции русской литературы 18 века. ! РУСЛИТ. Литература круг обязательного чтения по истории русской литературы и журналистики xviii века


    Скачать 115.62 Kb.
    НазваниеЛитература круг обязательного чтения по истории русской литературы и журналистики xviii века
    АнкорЛекции русской литературы 18 века
    Дата09.05.2023
    Размер115.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла! РУСЛИТ.docx
    ТипЛитература
    #1117266
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5
    «Ведомости» —> 1728 год печатает Академия наук в Спб.

    «Московские ведомости» —> 1755 год печатают в Мск

    До 1725 года в России газет нитках не было. Типографская база была слабой. Население было неграмотное. В столицах около 200-т грамотных людей. Поэтому преимущественно в XVIII веке развивали печатание журналов.

    Апрель 1756 года — появление типографии в МГУ.

    Открытие школ, принятие азбуки (1708 год), начало издания газеты, проекты Академии наук — все это свидетельствовало о переломе в обществе. Этот временной период отличился в творчестве Феофана Прокоповича

    Феофан Прокопович — 1681-1736 — преподаватель и ректор Киево-Могилянской академии, был публицистом и драматургом, священнослужителем. Происходил из семьи бедного киевского торговца. Поступил в Киево-Могилянскую академию. Там учили риторике, грамматики, пиитика, богословию и изучали античных и современных философов, преподавали по латыни.

    Он отправился в Польшу, потом в Италию, вернулся в Россию, постригся в монахи и преподавал в Киево-Могилянскую академии. Сохранились конспекты студентов с его лекций.

    В 1706 году встретились Петр и Феофан. В 1711 году в походе на Прут Феофан сопровождал Петра. Позже царь вызвал его в Санкт-Петербург. Он считал, что Феофан поможет ему реализовать задуманную церковную реформу.

    «Духовный регламент» - 1721 год - реформа, которая определила Святейший Синод высшим органом власти в церковной среде. Феофан стал вице-президентом Святейшего Синода.

    Библиотека Феофана превосходила императорскую размерами. Друг его Кролик, писатель Кантемир и другие устраивали с Феофаном интеллектуальные вечеринки. Он создал сиротский дом на Васильевском острове. Он оставил завещание незакончившим обучение сиротам.

    Ломоносов при поступлении в Славяно-греко-латинскую академию скрылсвое происхождение. Его хотели выгнать, но его спас Феофан Прокопович и дал ему возможность закончить Славяно-греко-латинскую академию.

    1716 - 1725 гг. — расцвет творчества Феофана. Он писал проповеди (главный жанр), стихи, драмы. Петр I распорядился напечатать и разослать все его проповеди по всем церквям. Его проповеди — публицистика, форма церковной проповеди, но в нее влито совершенно новое содержание. Они посвящены пропаганде реформ Петра, объяснение их необходимости.

    31 декабря 1699 года — введение нового Нового года, который был в сентябре.

    1732 год — издание указа о том, что в монастырь не могут принять каждого желающего. После этого на Феофана посыпалось много доносов. В своих проповедях он отвечал своим аппонентам. Например, Маркел Радышевский.

    Проповедь превращала в памфлет. В проповедях воссоздавал разные типы героев, например, подхалима. Они были популярны, т к не напоминали проповеди других авторов, нет церковных элементов, были связаны с современностью, сразу приступал к рассказу, не было напыщенности.

    1 марта 1725 года — «Слово на погребении Петра Великого».Она начинается с вопросов «Что мы есть? Что мы видим? Петра Великого хороним». Гнедич оценил смелость Феофана. Считал, что он идет впереди своей эпохи.

    1705 год — трагедокомедия «Владимир». Сочинение действия было обязанностью преподавателей в Киево-Могилянской академии. Это попытка создания исторической драмы или драмы на историческом материале.

    В трагедии в виде языческих жрецов осуждается церковь. Когда Владимир был язычником, он был щедр на жертвоприношения. А теперь дает барана, который умирает до ножа.

    В пьесах Симеона Полоцкого действовали аллегорические существа без плоти. А Феофан Прокопович заменил эти аллегорические существа на внутреннюю речь героя. Есть драматические моменты, они соединены комическими образами жрецов.

    После смерти Петра на него посыпались пасквили. «Многобедно мое счастье» — цитата из произведения.

    Антиох Кантемир написал «К уму своему». Феофан Прокопович приветствовал первого классициста.

    30-е годы XVIII века

    1725 - 1762 — второй период. Период правительственной анархии, господства временщиков.

    1725 - 1727 Екатерина I

    1727 - 1730 Петр II

    1730 - 1740 Анна Иоановна (БИроновщина)

    1741 - 1761 Елизавета Петровна

    1762 - 1762 Петр III. «Указ о вольности дворянской». Правило первой ночи 🤮🤢

    1762 - 1796 Екатерина II

    При Елизавете уцелело всего два Адмиралтейство, украли цифирный школы. Сохранилось прошение учеников Навигацкой школы в Москве. Они писали, что не могут посещать классы из-за босоты. Книг выходило в 5 раз меньше. Появились такие персонажи как Салтычиха.

    У Елизаветы Петровны было 15.000 платьев. Царило расточительство. В нее влюблялись до потери сознания. Рассказывали про одного профессора из Гамбурга, который сошел с ума от любви к ней и пришел в себя только по прибытии домой, в Гамбург.

    Вернуть Россию к петровскому времени не получилось. Она катилась по энерции до 1762 года. «Все порют, а я одна крою» — Елизавета Петровна о современных чиновниках.

    Очаги и центры просвещения, созданные в эту эпоху: Академия наук (1725 создана, открыта уже после его смерти, по проекту Петра I). Первым президентом Академии наук был Лаврентий Блюментрост.

    По инициативе Ломоносова возник первый научно-литературный журнал в 1755 «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». Он просуществовал до 1764 года.

    В структуру Академии наук был встроен академический университет и гимназия, которые существовал с 1725 года. Профессоров изначально было больше, чем студентов. Потом разделились на профессоров, которые будут читать лекции и те, которые будут заниматься только наукой.

    В 1783 году Дашкова пришла в Академию наук и увидела, что два студента не могут перевести слова ни с одного языка. Университетская жизнь стала налаживаться только после создания МГУ.

    1753 год — Ломоносов создал наметку факультетов: философский, медицинский, юридический. Ломоносов настаивал на создании гимназии. Одну для дворян, а другую не для дворян. Студенты носили форму.

    Фонвизин учился в МГУ. Шувалов подал просьбу о создании университета. До 1865 года прославляли только Шувалова и Елизавету Петровну за создание университета.

    Поповский, ученик Ломоносова, управлял университетской газетой «». В ней печатали политические новости, списки лучших выпускников, диссертации.

    1732 год — Рыцарская академия заведение исключительно для дворян. По сути университет, потому что учители дипломатии, рисованию, интернатуре, гравированию и др.

    Ломоносов и Третьяков по окончании Славяно-греко-латинскую акадеию, по сути духовное училище, и уехали учиться за границу. А Сумароков окончил Рыцарскую академию, по сути университет, поэтому ему не нужно было доучиваться. Но над выпускниками Рыцарской академии посмеивались, т к они знали как вести себя в гостиной, но не знали, что делать на плацу.

    1756 год — возник постоянный театр. Были политические комедии и совершено непритязательные комедии, например, «Шапка». Идет мужик в шапке-ушанке по рынку. Встречает мужика, который продает табак. Тот высмеял его шапку (мужик не сильно обиделся), но в итоге этот мужик ее покупает. А дальше что-то непонятное, но в итоге простофиля остаётся без шапки.

    Если вы хотите устроить домашнее представление, то к вам помимо зрителей приходили два полицейских, которые следили, чтобы не было отсебятины и говорили чисто по словам.

    Постановка Сумарокова «Хорев» имела большое влияние на общество. После этого один чел поставил у себя в провинции ее. Потом ее показали Елизавете Петровне. Ей понравилось и на Васильевском острове учредили театр. Его директором стал Сумароков. Если вы не приезжали на представление, то должны были заплатить штраф 40 рублей (баснословные деньги) за услуги ездовых.

    16.02.2023

    Русский классицизм

    В 60ые годы появляются признаки сентиментализма

    Державин выпустит «Читалагайские оды» - сентиментализм

    Прочитать «Наставление хотящим быти писателями» Сумароков

    «Наставление хотящим быти писателями» - о том, как писать писателям того времени

    Ломоносов не всегда следовал ему

    Древнерусская литература не имела стилей, никаких правил не было

    В 17-18 в появился протопоп Аввакум, которые думал каким языком ему писать

    В 18 веке Сумароков подчеркивал, что писать стихи – это труд

    В 17 веке еще, у Семена Полоцкого много античных образов и много аллегорий

    Прокопович устанавливает медленно правила драмы

    Белинский считал, что классицизм утвердился при Петре I и 10 лет после его смерти;

    Расцвет классицизма – 1730-1750 гг

    Родиной классицизма считается Франция

    Господство классицизма совпадает с временем просвещенного абсолютизма

    Писатели, которых мы называем классицистов, не считали себя ими

    Термин ввел Бахчисарайский

    Наш классицизм не самостоятелен, неслепо скопированный чужой опыт

    В 1674 трактат в стихах Буало

    В 1747 Сумароков начал работать и объединил французский трактат в стихах 1674 года в 1774 году, написав про русский классицизм

    Принципы классицизма:

    • Искусство является подражанием природы, но природы изящной.

    • Человеческая личность. Типы личностей. Человек может мыслить сам, как подсказывает его разум. Правильные рассуждения введут к правильным поступкам. Чувствам нельзя доверять, они отвлекают разум от государственных дел. Культ разума

    • Культ государственных и гражданских дел

    • Сатира в стихотворной форме

    • Высокие жанры – стихотворные: героическая поэма, ода, трагедия

    НЕМОЙ

    Принципы классицизма

    Деятельность государства вал выше его образованности.

    1732 — открытие Рыцарской академии.

    Секретарь Елизаветы Петровны утверждал, что она не знала, что Англия — остров.

    Русские писатели 18 века трудились над созданием репертуара для театра — Сумароков, Фонвизин, Капнист и другие.

    Сентиментализм только зарождается, еще не полностью сформирован. Сумароков вообще не понимал, что происходит в литературе. Так как появились новые явления, которые шли вразрез с классицизмом.

    Классицизм —> Сентиментализм —> Романтизм —> Реализм

    После войны 1812 года в литературу хлынет поток од. Их примут, хотя это и была эпоха сентиментализма.

    Сумароков выходил из себя при одном упоминании Лукина, так как тот не признавал догматы классицизма. Они жили в одно время, но в разном эстетическом поле.

    Сумароков «Наставление хотящим быти писателем». Пирожкова посоветовала законспектировать. Она составлена из двух эпистолой: о русском языке (каким должен быть русский язык), о стихотворстве (об отдельных жанрах классицизма).

    «Поэтическое искусство» Буало, «Наставление хотящим были писателем» Сумароков — произведения для коллоквиума 10 лет назад.

    Лихачев назвал стиль СОПИ — стилем монументального историзма. То есть стили определяли не авторы, а исследователи.

    В 17 веке появился писатель Протопоп Аввакум, который понимал свои отношения с церковью и читателями. Он задумался на д тем, каким языком нужно писать произведение. Выбрал

    В 18 веке появилась мысль у Сумарокова, что поэзия — большой труд.

    1729 год — Антиох Кантемир что-то написал.

    Белинский в 19 веке писал, что первые лишние классицизма литература испытала влияние классицизма во времена петра и 10 лет после его смерти.

    Классицизм 17 века — классицизм школьный, еще не сформировавшееся направление. А формирование произошло в 30-е — 50-е годы. Россия переняла классицизм, когда в европе были его последние года (Франция и Италия борются за звание родины классицизма).

    Просвещенный абсолютизм. 17-18 века когда европа смотрела на Париж, где был центр культуры, там была создана академия из 40-кв бессмертных членов.

    В 19 веке европа будет смотреть на Россию. Романы Толстого и Достоевского окажут большое влияние на культуру зарубежья.

    Н. И. Новиков составил словарь писателей. В нем большинство писателей — дворяне. Грехи русского дворянства (кп) не должно заслонять великий вклад русского дворянства в российск. культуру.

    Французский абсолютизм находился в компромиссе с буржуазией. У нас дворянская, во Франции буржуазно-дворянская.

    Писатели-классицисты не называл себя классицистами, они ориентировались на античную литературу. Термин «классик» был введен Вяземским в предисловие к «Бахчисарайскому фонтану».

    В учебниках 19 века классицизм называется ложным классицизмом. Тогда было популярно говорить, что русские слепо копировали опыт иностранных писателей.

    Николя Буало. 1674 год — трактат в стихах «Поэтическое искусство». Сумароков над своим трактатом настал работать в 1747 году. Потом объединил в 1774 году. Он сделал это для сравнения. Типа Буало — не русский классицизм, а Сумароков — русский классицизм. Трактат Баулов был канонизирован как образец. После этого он потребовал от авторов безукоризненного следования правилам. Считал, что творчество должно работать по правилом и следоватьмнению авторитетов. «Любите искренно труды Гомер высокий, и он вам преподает уроки» — Буало

    Произведения античности обладали качествами художественности и классицист должны поднять яна этот уровень. Первым переводчиком «Анакреона» был Антиох Кантемир, русский.

    1804 год — оды Державина.

    «Поэтика» Аристотеля — 9 и 15 главы. «В произведениях искусства предметы должны представать не такими, какие они есть на самом деле, а такими, какими они должны быть».

    «Искусство является подражанием природе, но природе изящной» — главная идея Буало. Классицист делают природу изящной, не показывают то, какая она есть. Поэтому из области искусства исключались все отвратительное и неэстетичное. Поэтому все ужасное происходило за сценой: война, убийство и др. А потом вестники рассказывали про то, что было за сценой.

    В сентиментализме и романтизме действительность пересоздается. Только в реализме она показывается реальной.

    Классицист выдвинули на первый план человеческую личность, но именно известную личность, исторически важную по средневековым представлениям (князе, монахи). К человеческому разума относились с опаской. В характере человека выделялось только одно свойство, как будто других у него не было.

    Классицист тяготеют к созданию типов. Они заявили, человек может мыслить самостоятельно, как подсказывает его разум. Правильные рассуждения ведут к правильным поступкам, а чувствам доверять нельзя, т к они стихийны и отвлекают разум от государственных дел.

    На помощь классицизму пришла философия Декарта — культ разума.

    Буало говорил: «что смысл должен быть всегда», «любите мысль». Сумароков: «кто пишет, тот мыль должен очистить наперед».

    Цель поэзии — поэзия (Дима сказал Пушкин, а Соня сказал Цыгане). Классицист: цель поэзии— назидание, пример, наставление.

    Герои делятся на злодеев и добрых. «Недоросль».

    Классицисты создали свою жанровую теорию:

    • драматургия (Мольер, Россин, Корнель) - фк

    • сатира стихотворная - рк

    • лирика - рк

    Классицисты разделили жанры на высокие (героические поэмы, оды, трагедии в стихах) и низкие.

    «Генриада» Вольтера = «Илиада» Гомера.

    Классицисты выводили роман за пределы литературы, т к он слишком развлекательный, а литература — это серьезно.

    1784 год — «Опасность от чтения романов» — авторство неизвестно / анонимно.

    Жанр понимали как замкнутую сферу и никакие другие элементы соприкасаться с ним не могут. Классицисты установили правила построения для каждого жанра. Они еще разделили поэтические и не поэтические слово.

    Единство места, времени. Единство времени было выдвинуто Аристотелем. Карамзин критиковал классицистов за несоответствие жизненной правде. Единство места — одна сюжетная линия, действие не перегружено событиями.

    «Горе от ума» — А. С. Грибоедов.

    Художник-классик утверждал, что не может быть разных вкусов. Все должно быть основано на правилах. Правила классицизма как линии в тетради — неразрывны. Россин — покорно. Корнель — разряд время до 30 часов. Мольер — прохладно, правила напоминали ему поваренную книгу; не важно, какой рецепт, главное, чтобы соус был вкусный.

    Произошла канонизация в составах художественных произведений. Теперь была стройная теория, почва под ноги, система правил, но не доктрина, которая остановила бы эволюци. литературы.

    Правила классицизма Сумарокова, которые он взял у Буало:

    1. Нужно подражать образцовым писателям

    2. Не смешивать трагическое и комическое

    3. Роль разума — ведущая

    4. Если нужно изобразить любовные чувства, нужно быть естественным

    5. Правило трех единств +-

    Сумароков: «Я взял не все от Буало, а Буало не все взял от меня». Сумароков расширил список образцовых писателей, добавив Мильтона и Шекспира. Буало враждебно отнесся к ирони-комическим поэмам (пародийные поэмы), т к он считал, что нужно чуждаться низкого. Майков писал такие поэмы. Сумароков говорит, что существует два способа создания таких поэм, он не принимает их.

    Буало считает, что смешить — дело шута. А Сумароков сам писал комедии. Он не всегда делил их на 5 членов, иногда они были одноактными. Использовал в песнях фольклор.

    30-е — 50-е годы — годы наивысшего расцвета классицизма. За пределами 19 века классицизм оказывал существенное влияние.

    Стиль классицизма соответствовал стилю современной жизни. Чиновники бегут в департамент, солдаты маршируют, «Юности честное зерцало».

    02.03.2023

    Писатели 18 века

    СЛОЖНО БУДЕТ ВСЕМ

    Антиох Кантемир (1708-1744)

    Антиох = противостоящий

    Знатное происхождение.

    Новая светская литература, не церковная. Обличительные тенденции. На истоке сатирического направления. 9 сатир написал. Эту линию подхватит Сумароков – 10 сатир. Приведет к Гоголю. Белинский напишет «Кантемир» как о самом раннем предшественнике Гоголя. Был верен натуре и писал с нее. Кантемир был образован, знал все европейские языки, переводил Горация, персидские произведения. Закончил Академию Наук. Европейцы отдавали должность силе его ума. Литература – самая его сильная сторона.

    Как оказался в России?

    В 1711 г был русский поход Петра, русские заняли Молдавию. Князь Дмитрий Кантемир – отец Антиох, перешел к русским. Петр ответил на просьбу турков вернуть Кантемира, что отдаст Южные земли, но не Кантемира, которые продовольствовал всю русскую армию.

    Антиох считал Россию своей родины, желал быть похороненным в Москве

    У него был учитель Ильинский.

    Следовал моде – писал любовные стихи

    В первой сатире наука в то время была обшита и сбита

    Сатиры возникли не на пустом месте. В 18 веке сатира – низкий жанр, потому что есть сатирические стихотворения.

    1 сатира - 1729 г – куму своему на гулящем учении

    Двойные названия сатир

    Невежество – сатирическая сила

    Фонвизин обращался к Кантемиру за законченными выражениями.

    4 фигуры, 2 – прошлое – Простакова и Митрофан, 2 - с реформами – Лука, Мидор

    Антиох показал безотрадность той картины. Он писал с натуры.

    Был верен принципу о …. монарха Петра 2

    Сатира – средство искоренения пороков сограждан

    Благодаря бесстрашию Кантемира мы приобщились к принятым нормам

    Первый ввел образ музы в литературу.

    Его умение – припечатать какое-то явление

    Осуждал произвол

    Помог Анне Ионовной стать полноправной монархине.

    Общественные интересы – его личные интересы

    В 24 года отправили послом в Англию, потом во Францию

    Был похоронен в Париже, только сестра перевезла его в Москву

    Много сходств с судьбой Грибоедова

    Творчество делится на 2 периода: русский и заграничный

    Старался использовать просторечия, разговорную речь в сатирах

    Многие фразы стали пословицами

    Единственный способ обогащения русского языка – соединить с просторечием

    С него начинается история светской литературы. Выразитель сатирического направления и течения в классицизме. Это приведет к творчеству Гоголя. Напечатано было только одно произведение — «Разговор о множестве миров» Фонтенеля. Писал любовные песенки, но сожалел о потерянном времени, переписал псалмы. В итоге остановился на сатирическом жанре. В названии произведений сразу говорит о том, кому оно посвящено.

    • Он считал себя учителем, а искусство — глубокой духовной деятельностью, воспитывающей людей;

    • Он первый понял роль литературы и писателя;

    • Вводит роль музы в русскую литературу;

    • Пишет об ответственности верховной власти перед народом;

    • Испытывал презрение к деньгам;

    • В 32 года его отправляют послом в Англию, потом во Францию;

    • Он не только писал новые сатиры, но и перерабатывал старые: усиливал обличительные элементы в своих сатирах;

    • «Первый дерзнул писать, как говорят» Батюшков;

    • Осознает себя поэтом гражданином;

    • Ум для него является руководством, верховным судьей, ум — критерий истины;

    • Требование гуманного отношения помещика к крепостным.

    НЕ МОЙ

    Антиох Кантемир (1708 — 1744 гг):

    Антиох (греч. Противостоящий)

    Кантемир — княжеская молдавская фамилия

    С него начитается история новой светской литературы. Ей были присущи обличительные тенденции. Антиох стоит у истоков сатирического направления в русской литературе 18 века (эта линия приведёт к Гоголю).

    (Белинский написал статью «Кантемир» (1845 г). Там он писал о нем как о самом раннем предшественнике Гоголя)

    Белинский писал, что Кантемир был «верен натуре и писал с неё». Это реалистическая тенденция. Тредиаковский высоко оценил творчество Кантемира, по его словам сатиры Антиоха были «первым опытом русского остроумия и слова».

    Кантемир переводил Анкеона (первый его переводчик), Горация, и др. 

    Память о Кантемире: город Кантемировка в Молдавии. 

    1711 г — Прусский поход Петра. Русские войска заняли Молдавию. Отец Кантемира перешёл на сторону русских. После неудачи похожа турки требовали его выдачи, но Пётр отказался.

    Кантемир сначала поступил на военную службу, но потом отец перестал его к этому принуждать.

    Кантемир считал своей родиной Россию. Писал сестре письма из-за границы на русском, чтобы не забыть русскую речь. 

    «Симфония на Псалтырь».

    Люди были недовольны реформами

    Один из персонажей первой сатиры Кантемира говорит, что они потеряли свой хлеб, выучившись чужому языку. 

    В 18 веке сатира была жанром. По шкале Буало это был низкий жанр. Но Кантемир не гнушался его использовать.  

    Понял, что зло времени таится в невежестве, которое является политической силой. В своей сатире он высмеивал своих сограждан, осуждающих науки. 

    Выведены 4 фигуры: 2 обращены в прошлое 

    Очень уважал Петра: 

    «В нашем молодом монархе надежда музам сходит несмала».

    Считал, что сатира — средство искоренения недостатков. 

    Феофан Прокопович поддерживал сатиру Кантемира.

    Кантемир — аристократ, но она сочувствует демократичной «Табели и рангах».

    Пишет, что раб и господин равноценны, в холопах течёт та же кровь.

    Хоть и не выступал за отмену крепостного права, но выдвигал идею доброго отношения к крестьянам, труженикам.

    Выступал за гражданскую должность писателя (или наоборот) 

    Первый ввёл образ музы в русскую сатиру. 

    Высокий штиль не употреблял. 

    Сопротивлялся обстоятельствам, осуждал произвол. Говорил об обязанности монархов быть достойными этого звания. 

    Не сторонился прямых общественных дел. Помог Анне Иоанновне стать полновластной монархиней. Кантемир, Прокопович и их сторонники написали ей письмо, в котором просили ее вернуться к строю Петра I — Сенату. Она порвала письмо.

    Кантемир был бессеребреником, презирал деньги. Считал общественные интересы своими личным интересами. Его отправили послом в Англию, Францию (прибавив годы к его возрасту), не разрешив вернуться.

    Новое правительство (Елизаветы Петровны) не выплачивало ему жалование вовремя. Отпуск ему не разрешался. Он просил отправить его на лечение в Италию, но его отпустили только тогда, когда он уже не мог двигаться. Не выполнили его волю быть похороненным в России (его перевезла сестра).

    За границе Кантемир написал 4 из 9 сатир. Писал, как надо воспитывать детей (наставлениями, не бить) на своём примере. Иногда перерабатывал язык. 

    Батюшков: «Он первый/первым дерзнул у нас писать, как говорят»

    Кантемир видел только один способ обогащения русского языка: соединение его с русской народной речью. 

    Был очень резок. Говорил: «Я свинью свиньей прямо называю». 

    Также говорил, что сатира «старается исправлять нравы человеческие».

    Его стихи силлабические. 

    Следовал латинским авторам, у которого обратный порядок слов. 

    Решил усовершенствовать силлабический стих. Форма отставала от содержания.

    Василий Кириллович Тредиаковский (1703 —1768 гг):

    Родился в Астрахани. Однажды Пётр I зашёл в училище, где учился Тредиаковский. Учитель показал ему лучших учеников, среди них выделил Тредиаковского. Пётр сказал, что он «великий труженик, но мастером не будет никогда».

    Тредиаковский пошёл в Москву. Закончил Славяно-Греко-Латинскую академию. Потом поле в Голландию, затем — в Париж, в Сорбонну, учился там.

    Писал похвальные стихи Парижу. 

    В 1730 г привёз аттестат парижских профессоров, которая обеспечила ему место в Академии наук. 

    Поль Тельман, «Езда в остров Любви» — первый любовный роман, который читали в России (переводной).  Переведён Тредиаковским.

    Роман имел успех и при дворе, и в русском обществе, но вызвал недовольство духовенства. Оно считалось Тредиаковского первым развратителем. 

    Тредиаковский отказывается от церковнославянизмов. 

    Был придворным поэтом при Анне Иоанновне. При дворе на него смотрели сверху вниз, так как он был сыном священника. Один из чиновников его сильно избил. Анна Иоанновна давала ему пощечину, если произведение ему не нравилось. 

    Долго служил в Академии наук. Позже стал профессором красноречия.

    Жил очень бедно.

    В силлабическом стихе:

    Важно количество слогов       Качество слогов 

    Тредиаковский писал, что русские народные песни привели его к этому.

    В его жизни было много пожаров. В одном из них погиб перевод Римской истории его наставника. Тредиаковсикй начла заново.  

    15 000 стихов. 

    Поэма «Телемахида».

    Писал пейзажные оды (отсутствующие у Ломоносова).

    Тредиаковский Василий Кириллович (1703 – 1769)

    Биография началась дважды

    Первый развратитель молодежи

    Силлабическая система – важно количество слогов

    В 1735 г. предложил новый краткий способ российских стихов

    Родился в Астрахани. Однажды Пётр I зашёл в училище, где учился Тредиаковский. Учитель показал ему лучших учеников, среди них выделил Тредиаковского. Пётр сказал, что он «великий труженик, но мастером не будет никогда».

    Тредиаковский пошёл в Москву. Закончил Славяно-Греко-Латинскую академию. Потом поле в Голландию, затем — в Париж, в Сорбонну, учился там.

    Писал похвальные стихи Парижу. 

    В 1730 г привёз аттестат парижских профессоров, которая обеспечила ему место в Академии наук. 

    Поль Тельман, «Езда в остров Любви» — первый любовный роман, который читали в России (переводной).  Переведён Тредиаковским.

    Роман имел успех и при дворе, и в русском обществе, но вызвал недовольство духовенства. Оно считалось Тредиаковского первым развратителем. 

    Тредиаковский отказывается от церковнославянизмов. 

    Был придворным поэтом при Анне Иоанновне. При дворе на него смотрели сверху вниз, так как он был сыном священника. Один из чиновников его сильно избил. Анна Иоанновна давала ему пощечину, если произведение ему не нравилось. 

    Долго служил в Академии наук. Позже стал профессором красноречия.

    Жил очень бедно.

    В силлабическом стихе:

    Важно количество слогов       Качество слогов 

    Тредиаковский писал, что русские народные песни привели его к этому.

    В его жизни было много пожаров. В одном из них погиб перевод Римской истории его наставника. Тредиаковский начал заново.  

    15 000 стихов. 

    Поэма «Телемахида».

    Писал пейзажные оды (отсутствующие у Ломоносова).

    1722г — астраханский поход Петра I. С Петром приехал Иван Ильинский, который оказал влияние на Антиоха Кантемира.

    В 1723 году Тредиаковский отправляется в Славянскую академию. После отправляется учиться в Европу.

    1730 г — переводит любовный роман: вызвало возмущение духовных лиц.

    1733 г — становится секретарем при РАН

    1734 г.первая ода на русском языке;

    • Пишет самым простым русским словом. Отказывается от церковнославянизмов, так как он неблагозвучный;

    • Первый из россиян получил профессора красноречия (русского и латинского);

    • Сложные синтаксические конструкции при подражании латыни;

    • Реформировал стихосложение в 1735 году:

                    • Вместо силлабического (важно количество слогов) способа он предлагает тонический (важно качество слогов), основанный на иных принципах стихосложения: опирается на ритм ударных и безударных слогов;

                    • Хорей — ритм идет вниз, ямб — ритм идет наверх;

                    • Увидел в народной поэзии способ сложения стихов, который характерен русскому языку;

    • Ввел в русский язык басни, элегии и тд. Писал теорию разных жанров.

    М.В. Ломоносов (1711-1765г)

    Литературная деятельность протекала в стиле классицизма. В творчестве Ломоносова было впервые достигнуто единство формы и содержания художественного произведения. Именно он создал реальную систему стиха, реформировал русский литературный язык. «Первый русский универсум» — Пушкин. Ломоносов — персонификация мечты Кантемира. Образование получил в Славно-греко-латинской академии. После учился в Германии горному делу. Вернулся в Россию в 1741 году и получил должность помощника профессора Академии наук, с 1745 года стал профессором. «Стихотворства — моя утеха, физика — мои упражнения», считал себя ученым-естествоиспытателем. Следующая за Тредиаковским ступень развития стихосложения. Ломоносов заметил недостатки в реформе стихосложения и написал об этом в АН, но Тредиаковский защитил правила свои. Письмо было не отправлено, «чтобы денег на почту не терять». Также он прислал Хотинскую оду, чтобы показать особенности нового способа, но ода не бла распространена. Она пролежала 12 лет в архиве АН.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта