Главная страница
Навигация по странице:

  • САТИРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА 1769-1774 гг.

  • Такое активное развитие журналов было из-за

  • Н. И. Новиков (1744-1818)

  • Журнал Новикова «Трутень» появился 1 мая 1769 г.

  • 1774 г.

  • Поэзия Поэма

  • Федор Эмин

  • Сентиментализм Н.Карамзин (1766–1826 гг.) Карамзин

  • «Письма путешественника»

  • «Наталья боярская дочь» и «Бедная Лиза»

  • А.Н.Радищев (1749 — 1802 гг.)

  • Лекции русской литературы 18 века. ! РУСЛИТ. Литература круг обязательного чтения по истории русской литературы и журналистики xviii века


    Скачать 115.62 Kb.
    НазваниеЛитература круг обязательного чтения по истории русской литературы и журналистики xviii века
    АнкорЛекции русской литературы 18 века
    Дата09.05.2023
    Размер115.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла! РУСЛИТ.docx
    ТипЛитература
    #1117266
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    Начало русского просвещения

    60–80-е годы XVIII века

    Екатерина Великая правила в то время — с 1762 по 1796 гг. Народ ждал перемен, которые принесла императрица. Переворот Петра III был очень тихим. В 1796 году на престол взошел Павел. При власти Екатерины началась эпоха просвещения — век Вольтера, антифеодальное течение. Екатерину назвали «Философ на троне». До 1773 года она была максимально демократичной, но при Пугачевском восстании повернула в стогу абсолютной монархии. Переписка с учителями просвещения — это ее политическое оружие. В 1767 году открывается комиссия по составлению нового Уложения — свод законов. Это было создано для контроля либеральных течений. Конституционных намерений у императрицы не было. На Соборном Уложении участники просто оценивали указ Екатерины, который она взяла у Монтескье. Но она брала только то, что ей было удобно. Впервые раздался голос крестьянских депутатов: поднимался вопрос крестьянства. В 1678 году работа Комиссии была завершена, никаких законов принято не было. После восстания Пугачева произошел активный отход от либеральных идей. Масоны занимали активную общественную позицию, хотя отошли от политики. Им не нравилось управление Екатерины: это было государство в государстве. Массоны привлекали студентов к своей работе, нуждающихся поддерживали. В 1785 году Екатерина отдала приказ главнокомандующего Москвы отдать книги Новикова архиепископ Платону и «зацензурить», но там все было хорошо. Во главе террора против масонов встал Шишковский — домашний палач кроткой Екатерины.
    Искусство достигает при правлении Екатерины расцвета: книги можно стало издавать по личной инициативе. Демократизируется писательская среда: появляются «мелкотравчатые» писатели-крепостные. Писатели начинают очень независимо держаться от власти. Журналисты в 60-ых вступает в полемику с Екатериной. Завершается период классицизма, его каноны расшатываются. Трагедия становится тираноборческой. Появляются сценические эффекты, трансформируются радиационные жанры и появляются новые. Драматурги идут навстречу новой публики: купечеству, мещанству. Они требовали более правдивое искусство. Опираются на общинный социальный круг, а не на главенствующий. Русский терт демократизировался: изображались простые люди. Попов пишет комическую оперу — современная оперетта. Социальный протест не стоит преувеличивать: крестьяне изображаются туповатыми и жадными. Выступали против разнузданного бурлеска. Появился сентиментализм, но оформился только в 90-ых. Был в Московском журнале Карамзина. У нас он появился позже, чем в Англии — родоначальница. Сентиментализм осуждает государство. В центре стоит человек со своими душевными переживаниями. Счастье человек в вольном проявлении чувств. Знание о мире дает ощущение.
    Россия достигла в эту пору немалого успеха и в области упрочения национальной государственности, и в дальнейшем развитии культуры. Вторая половина века ознаменована подъемом русского национального самосознания. С начала 60-х годов крестьянский вопрос становится основным вопросом, вокруг которого Идет борьба общественных мнений. Он решается и в публицистических выступлениях, и в русской художественной литературе. Развитие капиталистических от­ ношений и обострение классовых противоречий обусловили, формирование в России антикрепостнической Идеологии, чему: немало способствовало проникновение западноевропейских буржуазно-демократических Идей. Буржуазно-демократические Идеи нашли выражение в деятельности таких выдающихся представителей русского просвещения, как Я. П. Козельский, С. Е. Десницкий, Д. С. Аничков, Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин.
    САТИРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА 1769-1774 гг.

    Расцвет журналистики, когда одновременно выпускалось 15 журналов. К такому взрыву придет только в 90-ых при Крылове. Сатирические журналы в итоге стали общественно-политическими. В к. 18в. Появится первый литературный журнал: издателем в 1791 — 92 гг был Карамзин. Указ о вольных типографиях привел к цензур: теперь даже полиция имела право ограничить деятельность журнала. В 1769 г. Выходит «Всякая всячина», редактируемая Екатериной II (официально издателем был секретарь Козицкий). Рост оппозиционных настроений, усилившееся воздействие литературы на формирование общественного сознания вынудило Екатерину прибегнуть к новой возможности оказать влияние на общественное мнение. С начала 1769 г. она начинает издавать сатирический журнал под названием «Всякая всячина». «Всяка всячина» обильно черпала материал из английского сатирического юмористического журнала Аддисона и Стиля «Зритель». Формально издателем журнала считался секретарь Екатерины В. Козицкий, но фактически руководство журналом осуществлялось самой императрицей, и это не было секретом литературных кругах. «Всякая всячина» не признавала критики социальных недостатков действительности, она порицала, и то в «улыбательном духе», явления, нежелательные для правительства, или такие по­ роки, как скупость, мотовство и щегольство дворянства, суеверия, неумение держать себя в обществе и т. д. Она показывала пример благонамеренной журналистики, предлагая «.не целить на особое единственно на пороки», т. е. на общечеловеческие недостатки. «Всякая всячина» выступила со своей, не скрывающей ее официозный характер программой, которой должны были следовать издатели журналов:


    1. Никогда не называть слабости пороком;

    2. Хранить во всех случаях человеколюбие;

    3. Не думать, чтоб людей совершенных найти можно было, и для того;

    4. Просить бога, чтоб нам дал дух кротости и снисхождения.


    После этого начинают активно появляться оппозиционные журналы. Все эти журналы были частными. В Москве не было журналов.
    Такое активное развитие журналов было из-за:

    • Приглашения Екатерины последовать за ней в журналистку деятельность;

    • По Добролюбову: общество чувствовало свое несовершенство, сатира стала деятелем изменения.


    Стало можно было выпускать журналы анонимно. До сих пор неизвестны имена некоторых писателей. Журнал «Смесь» — историко-литературная загадка, думали, что это Новиков, но там было очень много опор на иностранную литературу. Все журналы были еженедельными, только «Адская почта» была ежемесячной. Большинство журналов в конце 18 в. были неполно-сатирическими. Во вторую треть 18 века сатира нападала на оппозицию, сейчас же сатира критикует власть.
    Лучшим журналом был «Трутень»: там работали Майков, Попов, Облесимов. Это были близкие Новикову писатели. Цель журнала — исправление нравов общества. Новиков подчеркивает, что он выпускает чужие труды. Он первый поднимает вопрос о крепостном праве.
    Н. И. Новиков

    (1744-1818)

    Значение его сатирических журнал, не исчерпывается острой политической и социальной борьбой с Екатериной. Новиков как писатель с редкой смелостью нападает на помещиков-крепостников, защищая угнетенное крестьянство. Журнал Новикова «Трутень» появился 1 мая 1769 г. и сразу между ним и «Всякой всячиной» разгорелась ожесточенная полемика. Название новиковскоrо журнала и эпиграф на титульном листе: «Они работают, а вы их труд едите», взятый из притчи Сумарокова «Жуки и пчелы», раскрывали основную идейную направленность «Трутня». «Трутни» — помещики-тунеядцы, которые бессовестно грабят работающих на них крепостных крестьян. Полемика «Трутня» со «Всякой всячиной» носила политический характер. Тематика сатиры «Трутня» не ограничивается борьбой с «коронованным сотрудником» «Всякой всячины». «Трутень» резко ополчается на лихоимство, ханжество, невежество, внешнюю европеизацию дворянства, ложно понимаемое воспитание и образование молодого дворянства, рассматривая эти проблемы как проблемы социальные. Но основная тема «Трутня» — тема взаимоотношений помещиков и крепостного крестьянства. В «Трутне» Новиков создает ряд сатирически острых, социальных портретов жестокосердных, невежественных крепостников.
    Новиков в «Трутне» критиковал правительство. Но сатира должна быть на конкретное лицо, чтобы она не была бесплодной. «Не давайте взяток, и взяток не будет» — говорила Екатерина.
    Большое место в сатирических журналах Новикова занимает форма писем в редакцию, переписки между частными лицами («Письма дяди к племяннику», «Письма к Фалалею»). Эта форма сатиры — одна из наиболее распространенных в сатирических журналах в 1 7 6 9 - 1 7 7 4 гг., ибо письма читателей создавали впечатление «правдоподобности».

    «Письмо к Фалалею» показывает дворян: Фалалей — чурбан, простофиля. Дворянские повадки очень критикуются: помещик бьет крестьян, жену. Когда сообщается о смерти матери, сравнивают ее с коровой. Язык Новикова простой, близкий к естественности.
    В 1774 г. выпускает последний журнал «Кошелек».

    В 1779г. выпускал масонский журнал «Свет», также выпускал женский журнал.
    Драма

    Д.И.Фонвизин

    (1745–1792)

    Проблема воспитания центральная в комедии «Бригадир». Иванушка — дурак, который не понимает, зачем украшать голову изнутри. Самая интересная личность — бригадирша, которая ведет гроссбухи, чтобы не платить лишние деньги. Окружающие считают ее дурой, но она себя такой не считает. Но она несчастливая, забитая женщина. Она говорит горькую правду о жизни женщин. Бригадирша напоминает некоторыми чертами Простакову.

    Видна искусственность построения, запутанность любовных интриг, не хватает действия, но много разговоров.
    Центральная фигура «Недоросли» — зловещая Простакова. Митрофанушка злодей и негодяй, как и его мать. Здесь главный вопрос о взаимоотношении дворян и крестьян. Фонвизин считал, что указ 1762 года о вольности дворян очень разбаловал их. Простакова чувствует свою безнаказанность, презирает образование. До Фонвизина слово «недоросль» не было в негативной коннотации, но после стало олицетворять ленивого дворянина, который не может служить государству. Образ Стародума захватывал дух у зрителей: он подавал смелые реплики и критиковал правление Екатерины при ее правлении. Он друг честных людей. Мирон — тот, кем мог стать Митрофан, но не стал.
    Поэзия

    Поэма — высший жанр (как и трагедия) в 18 веке. У Кантемира, Ломоносова и Сумарокова не вышло написать поэмы. В 1779 году Херасков пишет поэму «Россияда» — подобие «Илиады». Она становится первой поэмой России. Фабула осложнения видениями, чудесами и снами. Образы поэмы величавы, объем очень большой: 10 тысяч стихов — Хераскова называли «водяным Гомером». Херсаков использует историческое народное предание (что Казань взяли из-за подкопа), хотя классицисты относились пренебрежительно к фольклору.
    Майков писал иерой-комические поэмы: Елисей, или Раздраженный Вакх — лучшая поэма Майкова 1771 года. Елисей наделяется Дионисом мстителем за плохую водку. Поэмы не только фольклор берут, но и сатиру. Грубые шутки.
    Богданович писал поэму «Душенька» такого же типа, но для двора. Любовь Купидона и Психеи (Душа — душенька). Легкомысленная девушка (не напоминает героинь классицизма) совершает глупости, разрушает свое счастье с Амуром. Появляется образ автора, рассказывается его отношение к героям и событиям, непринужденно общается с читателем. Пишет вольным ямбом. Душенька была спокойнее, чем Маяковские поэмы.
    Г. Р. Державин

    (1743–1816 гг.)

    • Шутливый тон;

    • Написал эпитафию Суворову — близкому другу;

    • Частная жизнь простого человека — нововведение Державина;

    • Рассказывал о себе в стихах;

    • Считал все достойным изображения;

    • Муза нарочита буднична и домашняя;

    • Соединил анакреонтику с русским слогом;

    • Слишком гнул синтаксис.


    Проза к. 18 века

    К прозе пришли в последней трети века: изменилась читательская публика (кроме дворян читали книги мещане, купцы и грамотные крестьяне), появились училища, которые образовывали большой круг читателей. Люди искали не мораль, а развлечение: появилась такая литература, например, Федор Эмин издавал «Адская почта» с 1769 года + роман «Похождения Мирамонда». Михаил Чулков издавал «И то и се», стремился развлечь читателей: издал 5 частей сказочного сборника «Пересмешник» — похоже на «Тысячу и одну ночь». Роман «Пригожаю повариха, или похождение развратной женщины»: все показывало, что Чулков не признает классицизм. В «Горькой участи» рассказывается история крестьянина, который потерял руку на войне, показывается несправедливость жизни крестьян.
    Сентиментализм

    Н.Карамзин
    (1766–1826 гг.)

    Карамзин писал и стихи, и прозаические произведения. Проза преобладала. Журнал Карамзина 1791—92 гг., издаваемый в Москве — орган сентиментализма. Это настоящий литературный журнал: не было политических материалов, новые материалы литературных направлений, были стихи, проза, отчеты о русских и иностранных спектаклях, переводы, отзывы на книги, анекдоты. Журнал дошел до глубокой провинции: его читали повсюду. Хотел, чтобы журнал походил на иностранные, но сотрудников было мало, поэтому Карамзин просил присылать ему сочинения и переводы. Но журнал все равно в народе был «одного лица», что Карамзин в итоге признал. Критического отдела не было, но читатель читал произведения, потому что они были свежие. Когда появился критический отдел, Карамзин сразу обозначил свою приверженность к сентиментализму. Писатели еще не поняли, что критика судит, а не маслит.
    Входил в литературу Карамзин как переводчик. Он перевел «Юлия Цезаря» Шекспира, так как там показана глубина человеческого сердца. Карамзин уходил от прямых формулировкой прямых взглядов, общественно-политические взгляды были новы. После того, как Карамзин увидел революционную Францию, он стал убежден, что бунты не могут быть средством решения исторических конфликтов.
    «Письма путешественника» — роман-путешествие, включал в себя огромный культурный пласт Германии, Швейцарии, Франции и Англии. Карамзин «первый европейский между русскими». Написано умным языком с достоинством. Стиль внимания к внутреннему миру человека. Открывал всего себя в письмах: его вкусы, взгляды на мир, симпатии и антипатии.
    «Наталья боярская дочь» и «Бедная Лиза» — радуга после потопа. Написаны в жанре повести, что ярче всего проявило стиль Карамзина. Читатели не были удовлетворены классицизмом, они хотели видеть просую жизнь, что показывает Карамзин в «Бедной Лизе». Очень точно обозначено, где проходит действие. Карамзин создает атмосферу и настроение. Карамзин пишет не роман, а быль: все заканчивается так, как заканчивается в жизни. Читатель встречается с горькой правдой жизни. Психологическая повесть написана на историческом материале. Живой, изящный способ выражения своих чувств и мыслей.
    А.Н.Радищев

    (1749 — 1802 гг.)

    Самое значимое произведение — «Путешествие из Петербурга в Москву». Цензура разрешила печатать произведение, так как посмотрели на название и название глав. Но Екатерина, увидев произведение, сказала, что надо арестовать Радищева. Дело Радищева вел Шишковский — самый страшный человек. Чтобы автора не пытали, сестра отдала все драгоценные камни. Екатерина заменила смертную казнь, на 10 летний острог.
      
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта