Главная страница
Навигация по странице:

  • 15 декабря 1702 год подписан указ

  • 1756 году

  • Основные принципы классицизма

  • Антиох Кантемир (1708-1744 гг.)

  • В.К.Тредиаковский (1703-1769) 1722г

  • 1723 году

  • 1733 г

  • Реформировал стихосложение в 1735 году

  • М.В.Ломоносов (1711-1765 гг)

  • Замечания к теории Третьяковского

  • «Риторика»

  • «О пользе книг церковных в российском языке»

  • Разделил слова на группы

  • Хотинской оды

  • Главные темы Ломоносовской поэзии

  • Разбор оды М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны»

  • А.П.Сумароков (1717-1777 гг)

  • Лекции русской литературы 18 века. ! РУСЛИТ. Литература круг обязательного чтения по истории русской литературы и журналистики xviii века


    Скачать 115.62 Kb.
    НазваниеЛитература круг обязательного чтения по истории русской литературы и журналистики xviii века
    АнкорЛекции русской литературы 18 века
    Дата09.05.2023
    Размер115.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла! РУСЛИТ.docx
    ТипЛитература
    #1117266
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Русская литература 18 века
    1769 год — расцвет российской журналистики
    I ПЕРИОД

    1696 год — 1725 год
    1696 год — Петр становится единоличным правителем

    1725 год — Петр умирает


    • Перепись населения;

    • Выход к Балтике;

    • Обложение населения налогами;

    • Административный реформы (коллегиальное учреждение = сенат);

    • Регулярная армия (25 лет службы);

    • Набирали людей на строительство флота и городов;

    • Было создано много учебных заведений;

    • Математическая и артиллерийская школы;

    • С 1714 года учили цифире;

    • 1708 год — преобразование книжного дела. В Амстердаме у купца Тессинга были отлиты буквы новой гражданской азбуки (пользуемся ей до сих пор), кириллицу оставили для церковных книг: разделение светских и религиозных книг. Первая гражданская книга — геометрия, «Приклады, как пишутся комплименты разные»


    Появляется новый герой — талантливый человек, способный делать что-то своими руками (например, делать корабли)
    Юмор пьес был примитивный — фактический фарс. Но все это ведет к Сумарокову. Его первые пьесы тоже имеют фарсовый характер.
    Во времена Петра появляется первое периодическое издание — 15 декабря 1702 год подписан указ. 17 декабря вышел первый выпуск, который до нас не дошел. Газета «Ведомости» появляется в Москве. При Алексее Михайловиче существовала газета «Куранты» рукописная, но она не нужна была Петру. Цель Петра — распространение пропаганды реформ в народе. Нет рубрик и тд, только новости сплошным текстом. Это нерегулярное издание с колеблющимся тиражом (от нескольких десятков до нескольких тысяч). С 1728 года Академия наук взяла газету под свой контроль — «Санкт-Петербургские ведомости». В 1756 году типография Московского университета печатала «Московские ведомости». До 1822 года больше газет не было. Правительственный контроль осуществлялся до 1759 года, после появилось первое частное издание — журнал Сумарокова.
    1716 — 1725 гг. — расцвет творчества Феофана Прокоповича. Был самым выдающимся публицистом при Петре. Гражданские проповеди — новость для церкви: о пользе путешествий, о счете лет от Рождества Христова, о пользе флота. При Петре новый отсчет лет — с января. В своих произведениях не прибегает ни к каким мифическим существам. У него реальные исторические личности.
    30-е — 50-е годы

    Указ о престолонаследии — воля царствующего монарха — закон, он назначает еще преемника. Петр заболел и не успел оставить завещание. Правление Анны Иоанновны (по Ключевскому) — самый темный период русской истории.
    Русский классицизм


    • Ни русские, ни зарубежные классицисты так себя не называли — их так назвали романтисты;

    • Название от лат. «классикус» — совершенный, образцовый;

    • Белинский считал, что классицизм утвердился при Петре I и 10 лет после ег смерти;

    • Франция выдавала в общественный оборот все эстетические тенденции;

    • Культура дворянская.



    Основные принципы классицизма:

    1. Культу государственных, гражданских добродетелей приносились в жертву чувства и личные интересы человека: гражданственно-патриотический пафос;

    2. Культ разума: главенство разума над чувствами. Человеку можно довериться и разум его будет вести по правильному пути, а вот чувства приведут к трагедии;

    3. Поэтика классицизма отличалась строгой нормативностью. Это сказалось в четко разделении жанров и стилей. Элементы разных жанров смешиваться не должны;

    4. Поэтика классицизма требовала не только подчинения правилам, но и подражания образцам. Образцовым искусством, высшим авторитетом для классицистов было античное искусство, искусство греков и римлян. Правило трех единств;

    5. Классицизм, и это было важным для развития литературы, много способствовал выработке отточенного и ясного языка в художественном произведении: «Иноязычных слов бегите, как заразы»;

    6. Стремление к рационалистической простоте, ясности, логичности со свойственным им дидактизмом и схематичностью образов;

    7. Исключается все грубое, неэстетичное;

    8. Выдвижение человека и его личности на первый план;

    9. Цель поэзии — назидание, мораль;

    10. Важно то, что сближает человека с человеком, остальное неважно;

    11. Максимально укрупненные характеры. Носители одного свойства. Человеческий характер упрощенно сводился к одному свойству. Положительные и отрицательные черты не смешивались: есть резонеры, есть антагонисты;

    12. Стихи — язык богов, максимально организованный. Проза — язык быта. Романы трактовались как развлекательное чтиво;


    Антиох Кантемир

    (1708-1744 гг.)

    С него начинается история светской литературы. Выразитель сатирического направления и течения в классицизме. Это приведет к творчеству Гоголя. Напечатано было только одно произведение — «Разговор о множестве миров» Фонтенеля. Писал любовные песенки, но сожалел о потерянном времени, переписал псалмы. В итоге остановился на сатирическом жанре. В названии произведений сразу говорит о том, кому оно посвящено.


    • Он считал себя учителем, а искусство — глубокой духовной деятельностью, воспитывающей людей;

    • Он первый понял роль литературы и писателя;

    • Вводит роль музы в русскую литературу;

    • Пишет об ответсвенности верховной власти перед народом;

    • Испытывал презрение к деньгам;

    • В 32 года его отправляют послом в Англию, потом во Францию;

    • Он не только писал новые сатиры, но и перерабатывал старые: усиливал обличительные элементы в своих сатирах;

    • «Первый дерзнул писать, как говорят» Батюшков;

    • Осознает себя поэтом гражданином;

    • Ум для него является руководством, верховным судьей, ум — критерий истины;

    • Требование гуманного отношения помещика к крепостным.


    В.К.Тредиаковский

    (1703-1769)

    1722г — астраханский поход Петра I. С Петром приехал Иван Ильинский, который оказал влияние на Антиоха Кантемира.

    В 1723 году Тредиаковский отправляется в Славянскую академию. После отправляется учиться в Европу.

    1730 г — переводит любовный роман: вызвало возмущение духовных лиц.

    1733 г — становится секретарем при РАН

    1734 г. — первая ода на русском языке;


    • Пишет самым простым русским словом. Отказывается от церковнославянизмов, так как он неблагозвучный;

    • Первый из россиян получил профессора красноречия (русского и латинского);

    • Сложные синтаксические конструкции при подражании латыни;

    • Реформировал стихосложение в 1735 году:

                    • Вместо силлабического (важно количество слогов) способа он предлагает тонический (важно качество слогов), основанный на иных принципах стихосложения: опирается на ритм ударных и безударных слогов;

                    • Хорей — ритм идет вниз, ямб — ритм идет наверх;

                    • Увидел в народной поэзии способ сложения стихов, который характерен русскому языку;

    • Ввел в русский язык басни, элегии и тд. Писал теорию разных жанров.


    М.В.Ломоносов

    (1711-1765 гг)

    Литературная деятельность протекала в стиле классицизма. В творчестве Ломоносова было впервые достигнуто единство формы и содержания художественного произведения. Именно он создал реальную систему стиха, реформировал русский литературный язык. «Первый русский универсум» — Пушкин. Ломоносов — персонификация мечты Кантемира. Образование получил в Славно-греко-латинской академии. После учился в Германии горному делу. Вернулся в Россию в 1741 году и получил должность помощника профессора Академии наук, с 1745 года стал профессором. «Стихотворства — моя утеха, физика — мои упражнения», считал себя ученым-естествоиспытателем. Следующая за Тредиаковским ступень развития стихосложения. Ломоносов заметил недостатки в реформе стихосложения и написал об этом в АН, но Тредиаковский защитил правила свои. Письмо было не отправлено, «чтобы денег на почту не терять». Также он прислал Хотинскую оду, чтобы показать особенности нового способа, но ода не бла распространена. Она пролежала 12 лет в архиве АН.
    Замечания к теории Третьяковского:

    • Российские стихи надо сочинять по природному свойству, из других языков несвойственное не вносить;

    • Опроверг использование только женской рифмы. Вводит и женскую, и мужскую рифмы, и их чередование;

    • Указывает на другие размеры и из смешение, предпочтение отдает ямбу (Тредиаковский выделял хорей).


    В 1752 году Тредиаковский добавил изменения Ломоносова в свою систему. Перед ними стояла задача создания новой литературы классицизма: требовался высокоразвитый литературный язык. Первый труд по филологии — «Риторика» 1744г. Цель — вооружить русских читателей логически-стройным изложением. Он критиковал напыщенный, витиеватый стиль. Второй труд — «Грамматика» 1755г. Он посвятил книгу князю Павлы Петровичу, чтобы ускорить печать книги. «О пользе книг церковных в российском языке» 1757 г., был напечатан Московским университетом. В труде изложена теория трех штилей:


    • Высокий штиль — берет слова общие (1 группа) и церковно-славянские слова (2 группа),. Писать оды, героические речи;

    • Средний (посредственный) штиль — берет слова 1-ой и 3-ей группы. Надо брать слова осторожно, чтобы не было раздутости или пошлости. Писать трагедии, сатиры, элегии и научные сочинения;

    • Низкий штиль — только русские слова. Комедии, эпиграммы, басни.


    Разделил слова на группы:

    • Общие для русского и церковно-славянского языков: Бог, Богородица, слава;

    • Слова только для церковно-славянского языка: Господень, отверзаю;

    • Только русские слова: ручей, говорю.


    От этих групп происходит три штиля (см. выше). Русская литературна развивалась очень быстро, и уже Державин позволил себе смешивать стили. Будущее было не за высоким штилем, потому что на первый план выйдет проза, а она писала не высоким штилем.
    Особенность Хотинской оды в том, что она была создана на основе газетных материалов, и это первая ода написанная ямбом. Он взял у немецкого писателя Гюнтера картину стихотворений. Оды стали основным жанром его поэзии. «Ода может свергаться в ад и подниматься к небесам, но автор не должен метаться, как угорела кошка». В поэзии своей Ломоносов, как это и определялось эстетическими понятиями его времени, не стремился к достоверному изображению жизненного материала: его одам свойственна условность, ибо для поэта важ­ но передать те мысли, те идеальные представления, которые могут способствовать развитию просвещения в России, становлению ее национальной культуры, национальной государственности.
    Главные темы Ломоносовской поэзии:

    • Тема Петра — он как будто не умирал в сознании Ломоносова;

    • Тема России — с ее просторами (реки, полезные ископаемые). Его задача — прославить силу и внешнеполитическую мощь русского национального государства;

    • Тема науки и культуры. Их дальнейший путь развития.


    Начав за границей писать легкие интимно-лирические стихотворения в духе ранней немецкой анакреонтики, Ломоносов скоро приходит к гражданским стихам, к поэзии больших государственных тем. И это связано с полем деятельности, которое открылось перед ним по возвращении в Россию с осознанием Ломоносовым высокого общественного долга поэта. Особенно ярко гражданские мотивы поэзии Ломоносова про­ звучали в цикле стихотворений «Разговор с Анакреоном».
    Разбор оды М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны»:
    С первых строк в оде вводится тема России, ее бескрайних просторов и «блаженной тишины». Россия описывается как уголок душевного спокойствия и радости:
    Царей и царств земных отрада,

    Возлюбленная тишина,

    Блаженство сел, градов ограда,

    Коль ты полезна и красна!

    Вокруг тебя цветы пестреют

    И класы на полях желтеют;

    Сокровищ полны корабли

    Дерзают в море за тобою;

    Ты сыплешь щедрою рукою.
    Сравниться с Россией своей красотой может только императрица Елизавета: «Но краше в свете не находит Елисаветы и тебя». Ломоносов благодарит правительницу за прекращение войны и возвращение в страну мира. Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих один за другим ее предшественников на троне. В царственной портретной галерее особо выделен отец нынешней правительницы Петр I.
    В полях кровавых Марс страшился,

    Свой меч в Петровых зря руках,

    И с трепетом Нептун чудился,

    Взирая на российский флаг.



    Но ах, жестокая судьбина!

    Бессмертия достойный муж,

    Блаженства нашего причина,

    К несносной скорьби наших душ

    Завистливым отторжен роком,

    Нас в плаче погрузил глубоком!
    Читателю ясно из развернутой и высоко пафосной характеристики Петра, что именно от него переняла дочь эстафету великих дел: «Но кроткая Екатерина,

    Отрада по Петре едина». Таким образом, в оде появляется тема прославления Петра Великого. После этого в оде появляется тема развития науки:
    Здесь в мире расширять науки

    Изволила Елисавет.
    Ломоносов риторически обращается к Екатерине и рассказывает о прекрасных просторах России, которые могут быть использованы во благо развития науки. Ломоносов теперь патриотически настроенный ученый, обращающий взоры читателей на животрепещущие для России проблемы. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока. Русские моряки с помощью ученых-картографов открывают новые земли, прокладывая путь к «неведомым народам».
    Сия тебе единой слава,

    Монархиня, принадлежит,

    Пространная твоя держава

    О как тебе благодарит!

    Воззри на горы превысоки,

    Воззри в поля свои широки,

    Где Волга, Днепр, где Обь течет;

    Богатство, в оных потаенно,

    Наукой будет откровенно,

    Что щедростью твоей цветет.
    Поэт сравнивает российские просторы с иностранными и замечает, что наши ничем не уступают прославленным зарубежным: «Там Лена чистой быстриной, как Нил, народы напояет и бреги наконец теряет, сравнившись морю шириной».

    В конечной строфе Ломоносов опять воспевает императрицу. Он завершает оду главной темой — темой величия Елизаветы и русских императоров.

    А.П.Сумароков

    (1717-1777 гг)

    Сумароков относился к родовой знати. Его предки стали служить еще при Алексее Михайловиче. Первый русский драматург. Написал 9 трагедий, 12 комедий, 374 басни, 153 стихотворения. Был директором Российского театра. Был болезненно самолюбивым, хотел блистать во всех родах. Его класси­цизм носил узкодворянский сословный характер
    Для трагедий брал сюжеты в России, а не в античности. Брал события недавние — «Дмитрий самозванец»: если монарх — тиран, можно ему не подчиняться. Дмитрий не совершает ни каких злодейств, но из его речей можно понять, что он планирует из делать. Дмитрий думает только о злодействах, нет даже хитрости, которая была присуща настоящему, историческому Лжемитрию. Историческая обстановка — условный фон. Колорита исторической атмосферы нет. Небольшое количество действующих лиц. Специально упростил, чтобы внимание было на идее произведения, а не на героях. Трагедии мысли, трагедии опыта. Трагедия — орудие общественного воспитания. Герои трагедии — носители мысли. Их речь сложная, логичная. Разговорный язык появится только в комедии. В его трагедиях есть движение и напряжение, которого нет у Ломоносова и Тредиаковского. В Гамлете отбрасывается вся психологическая нагрузка, у главного героя нет душевных терзаний. От комедии характеров Сумароков перешел к бытовой комедии.


    • Был первым директором постоянного русского театра (с тех пор он не переставал существовать);

    • Драматургия составляет значительную часть литературы 18 века (в том числе произведения Сумарокова);

    • Рассвет русского классицизма происходит при Сумарокове;

    • «Наставление хотящим быти писателями» 1774 год;

    • Считал роман (особенно любовных) наиглупейшим созданием;

    • Считал, что можно отступать от канонов Франции.


    Обращаясь к дворянину, Сумароков говорит, что, если головой он работать не может, пускай идет капать землю. В сатире «Толк» дворянин осознаю ответственность. Его сатиры похожи к памфлетам. Также близко стоят басни-притчи. Многие басни — снимок с жизни без использования аллегорий. В баснях Сумарокова очень много движения, язык близок к просторечию.
    Появляются стихи о любви, в которых воспевается не небесная, а земная, пошлая любовь. Песни Сумарокова гладкие, изящные: разработка любовной страсти. Любовь — величайшее проявление человечности. Никакие другие чувства в любовную песню не допускаются.
    Использовал фольклор, вписал в творчество народную лирическую песню. Использовал темы: молодая жена за нелюбимым старым мужем, солдатские песни.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта