Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные положения рук в мордовском женском танце.

  • Приложение 2. Национальные игры. Чувашские народные игры

  • Летучая мышь

  • Хищник в море

  • Татарские народные игры

  • Приложение 3 Анкета.

  • конспекты занятий. Литература по истории создания Симбирска и т д. Оборудование компьютер, видеопроектор, экран. Презентация к теме. Ход занятия


    Скачать 418 Kb.
    НазваниеЛитература по истории создания Симбирска и т д. Оборудование компьютер, видеопроектор, экран. Презентация к теме. Ход занятия
    Дата25.01.2023
    Размер418 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаконспекты занятий.doc
    ТипЛитература
    #905327
    страница7 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Основные движения мордовского женского танца.

    Исходное положение во всех движениях – шестая позиция.

    Движение 1. Подскок с двумя притопами. Исполняется на 1 такт. На счет «раз» подскочить на левой ноге, правую слегка приподнять; «и» – поставить правую ногу рядом с левой; «два» – притопнуть левой ногой рядом с правой; «и» – пауза. Это движение исполняется вместе с движением рук. Руки находятся в первой позиции, кисть левой руки почти касается локтя правой, кисть правой касается локтя левой. Движение руками производится так, как будто правая рука наматывает на левую пряжу.

    Припадание с двумя ударами. На счет «раз» припасть на левую ногу, правую слегка приподнять; «и» – ударить правой ногой рядом с левой; «два» – ещё ударить правой ногой рядом с левой, левую немного приподнять; «и» – пауза. Движения производятся одновременно с движениями рук. Руки подняты в третью позицию, кисти слегка сжаты в кулачки и вывернуты от себя. Руки поочередно слегка сгибаются в локтях и выпрямляются. На счет «раз» левую руку согнуть, правую выпрямить; «два» – правую согнуть, левую выпрямить.

    Движение 3. Тройные удары. Музыкальный размер – ¾. Исполняется на 1 такт. На счет «раз» – удар левой ногой; «и» – удар правой ногой; «два» – удар левой ногой; «и» – пауза. Руки подняты в третью позицию, кисти рук повернуты тыльной стороной внутрь. На 1-й такт руки переводятся чуть вправо, на 2-й – чуть влево.

    Движение 4. Мордовский бег. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется на 4 такта.

    1-2-й такты. Наклонив корпус, исполнить бег правой, левой, правой, левой ногами.

    3-й такт. На счет «раз» – притоп правой ногой; «и» – притоп левой ногой; «два» – притоп правой ногой; «и» – пауза.

    4-й такт. На счет «раз» – притоп левой ногой; «и» – притоп правой ногой; «два» – притоп левой ногой; «и» – пауза.

    Движение 5. Трилистник. Музыкальный размер – 2/4. Постепенно продвигаясь вперед, исполняется трилистник. Руки в это время поочередно исполняют круговые вращения, начиная от груди вперед, ладонями к зрителю.

    Движение 6. Ход назад. Музыкальный размер 2/4. Исполняется на 1 такт. На счет – «раз-и» шагнуть назад правой ногой, левую поставить на носок впереди правой, пятку слегка повернуть вправо; «два-и» – то же, что и на «раз-и», но с другой ноги. Руки в это время как бы отталкиваются от воображаемого партнера.

    Движение 7. «Гармошка» по шестой позиции. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется на 1 такт. На счет «раз» – носки повернуть направо; «два» – пятки повернуть направо. Движение встречается также в татарском танце.

    Движение 8. «Веретено» (вариант 1). Музыкальный размер – 2/4. Руки согнуть в локтях и завести одна за другую на уровне груди. Пальцы левой руки слегка касаются локтя правой, пальцы правой руки слегка касаются локтя левой. Находясь в таком положении, руки быстро заводятся одна за другую, исполняя вращения. Кисти можно сжать в кулачки.

    Движение 9. Перевод рук. Музыкальный размер – 2/4. исполняется на 1 такт. На счет «раз» исполнить трилистник с правой ноги; «и» – удар правой ногой; «два» – удар левой ногой; «и» – пауза. Руки параллельно выводятся в первую позицию, ладонями вниз. Затем из этого положения переводятся из стороны в сторону на уровне груди. Например, на первый такт руки справа, на второй – слева.

    Движение 10. Повороты с притопами. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется на 2 такта.

    1-й такт. На счет «раз» – удар правой ногой; «и» – удар левой ногой; «два» –удар правой ногой; «и» – пауза.

    2-й такт. На счет «раз» – удар левой ногой; «и» – удар правой ногой; «два» – удар левой ногой; «и» – пауза.

    На эти два такта исполняется полный поворот, руки подняты в третьей позиции. На 3-4-й такты исполняются те же удары и полный поворот (второй), но руки исполняют веретенообразное движение.

    Движение 11. Бег с поворотом. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется на 2 такта.

    1-й такт. На счет «раз-и-два-и» исполнить бег четыре раза. Корпус наклонен вперед. Правая рука согнута в локте на уровне диафрагмы, левая поднята во вторую позицию.

    2-й такт. Совершить полный поворот и на последнюю долю такта сесть в демиплис. Руки слева на талии (левая – на талии, правая – на кисти левой руки).

    Движение 12. Притопы. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется на 2 такта.

    1-й такт. Руки во второй позиции, ладонями вверх. На счет «раз» – притоп правой ногой; «и» – притоп левой ногой; «два» – притоп правой ногой; «и»- пауза. На 1-й такт, двигаясь, корпус, наклонить направо так, чтобы из второй позиции правая рука опустилась в подготовительную, а левая поднялась до шестой позиции.

    На 2-й такт – противоположное положение рук.

    Движение 13. Тройной приток. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется на 2 такта.

    На 1-й такт исполнить тройной притоп. Поднять правую руку вверх. Голову повернуть вправо, к руке.

    На 2-й такт исполнить тройной притоп. Одновременно опустить правую руку и поднять левую на уровень третьей позиции. Движение можно исполнять и в более медленном темпе: в течение двух актов можно поднимать руку в третью позицию и опускать.

    Движение 14. Переводы рук. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется на 1 такт. Исходное положение: руки на поясе с правой стороны. Исполняя любое движение ногами, перевести руки из позиции на поясе дугообразно, через третью позицию, вновь на пояс, но уже с левой стороны.

    Движение 15. Вращение. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется на 2 такта. Руки в третьей позиции.

    1-й такт. Исполняя припадание, сделать полный оборот. Левая рука на поясе с правой стороны, правая – на кисти левой.

    2-й такт. Исполнить пируэт. За один поворот обычно исполняются четыре припадания, в более быстром темпе – два. После вращения – остановка в позе: левая рука вытянута во вторую позицию, правая – в третью.

    Движение 16. Подскоки. Музыкальный размер – 2/4. Исполняются на 2 такта.

    1-й такт. На счет «раз, два, три» – подскоки на обеих ногах в шестой позиции.

    2-й такт. На счет «раз» правую ногу, согнутую в колене, отвести назад; «и» – ударить правой ногой рядом с левой, левой рядом с правой; «два» – ударить правой ногой; «и» – пауза.

    В мордовском женском танце дроби более простые (двойные, тройные), чем в чувашском.

    Движение 17. Двойная дробь или удар. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется на два такта.

    1-й такт. На счет «раз» подскочить на левой ноге; «и» – ударить правой ногой рядом с левой; «два» – ещё раз ударить правой ногой рядом с левой; «и» – пауза.

    2-й такт. Повторить все с другой ноги.

    Движение 18. Приставной ход. Музыкальный размер – 2/4.Исполняется на 2 такта.

    1-й такт. На счет «раз» – небольшой шаг правой ногой вправо; «два» – подставить левую ногу вправо рядом с правой.

    2-й такт. На счет «раз» – небольшой шаг правой ногой вправо; «два» - дважды ударить левой ногой рядом с правой.

    Движение 19. «Веретено». (вариант 2). Музыкальный размер – 2/4. Движение исполняется гораздо медленнее, чем «веретено» первого варианта (движение 8). Руки находятся на уровне груди, попеременно выводятся вперед, кисти направлены вперед, находясь на небольшом расстоянии друг от друга. Ногами выполняется тройной притоп.
    Основные положения рук в мордовском женском танце.

    Обе руки подняты в третью позицию, ладонями вверх, пальцы собраны. Это положение применяется часто, когда парень исполняет движение вокруг девушки. Девушка, находясь в этом положении, исполняет притопы (1).

    Левая рука поднята во вторую позицию, правая – в третьей позиции, отведена слегка вправо (2).

    Обе руки находятсяв первой позиции ладонями вперед, как бы защищаясь. Девушка, исполняя это движение, часто отходит назад, словно отталкивается от наступающего партнера. (3).

    Руки согнуты в локтях и почти касаются груди. Кисть левой руки почти рядом с локтем правой, кисть правой – с локтем левой. Движение имитирует наматывание ниток. Движение рук сопровождается стройными притопами (4).

    Левая рука вытянута вперед в первую позицию ладонью вниз, правая рука опущена. (5).

    Руки подняты во вторую позицию ладонями вниз. Исполняя притопы, ладони резко поворачивают вверх-вниз: на 1-й такт – вверх, на 2-й такт – вниз и т.д. Руки в первой позиции. Движения кистями имитируют катание клубка (7).

    Кисти левой руки лежат на талии, правой – на кисти левой (8).

    Из второй позиции, через подготовительную, одна рука выводится в первую позицию (ладонью наружу), другая – в третью позицию (9).

    Руки параллельно поднимают в первую позицию, ладонями вниз. Затем дважды быстро поворачивают кисти ладонями сначала вверх, затем вниз (по швам) (10).

    1-й такт. На счет «раз, два, три» – удары правой, левой, снова правой ногой, руки вывести параллельно в первую позицию.

    2-й такт. Исполняя вновь три удара ногами, кисти быстро вывернуть ладонями вверх и вернуть в исходную позицию.

    3-й такт. Повторить исполненное на 2-й такт.

    4-й такт. Исполняя тройной притоп, вернуть руки в подготовительную позицию.


    Приложение 2.

    Национальные игры.
    Чувашские народные игры

    «Кого вам?» «Тили-рам?»

    В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10-15 м. Первая команда говорит хором: «Тили-рам, тили-рам?» («Кого вам, кого вам?») Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.

    Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната.
    «Расходитесь»

    Дети становятся в круг и берут друг друга за руки. Идут покругу и поют одну из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он восклицает: «Сирĕлĕр! (расходитесь)» и старается осалить кого-нибудь из разбегающихся игроков. При этом водящий может сделать только столькошагов (2-5), сколько договорились до начала игры.
    «Рыбки»

    На площадке чертят или вытаптывают две линии на расстоянии друг от друга. Выбирают ведущего – акулу. Остальные дети (рыбки), разделенные на две команды, становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу педагога команды одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время водящий старается осадить перебегающих.
    «Летучая мышь»

    Сбивают или связывают накрест две тонкихпланочки или щепочки. Получается летучая мышь. Игроки делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны становятся в центр площадки, остальные вокруг них.

    Один из капитанов первым кидает летучую мышь вверх. Все остальные стараются поймать ее еще в воздухе или схватить уже на земле. Отнимать уже пойманную летучую мышь нельзя. Поймавший летучую мышь зарабатывает своей команде очко и отдает летучую мышь своему капитану.

    Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
    «Хищник в море»

    В игре участвуют до 10 детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные – рыбки. Для игры нужна веревка, длиной доодного метра. На одном конце делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок,выполняющий рольхищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута на уровне колен. При приближении веревки дети-рыбки им должны прыгать через нее. Задетые веревкой рыбки выходят из игры.
    Татарские народные игры

    «Лисички и курочки» («Тэлькэ хэм тавыклар»)

    На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном — лисичка.

    Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т.д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.

    Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

    «Тимербай»

    Играющие, взявшись за руки, делают круг и выбирают водящего ­– Тимербая. Тимербай становится в центр круга и говорит:

    - Пять детей у Тимербая дружно, весело играют.

    В речке быстро искупались, нашалились, наплескались,

    Хорошенечко отмылись и красиво нарядились.

    И ни есть, ни пить не стали, в лес под вечер прибежали,

    Друг на друга поглядели, сделали вот так!

    С последними словами «Вот так!» водящий делает какое-нибудь движе­ние. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вмес­то себя. Игра продолжается. Движения, которые показывали, повторять нельзя. Показанные движения необходимо выполнять точно. В игре можно использовать различные предметы: мячи, косички, ленточки и т. д.
    «Займи место»

    Одного из участников игры выбирают водящим. Остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

    - Как сорока стрекочу,

    Никого в дом не пущу.

    Как гусыня гогочу,

    Тебя хлопну по плечу – беги!

    Сказав «Беги!», водящий ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, бежит со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим. При этом бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
    «Серый волк»

    Одного из играющих выбирают серым волком, который, присев на кор­точки, прячется в одном конце площадки. Остальные играющие находятся в противоположной стороне. По сигналу все идут собирать ягоды, грибы в лес. Навстречу им выходит ведущий (серый волк) и спрашивает, а дети хором ему отвечают:

    - Вы, друзья, куда спешите?

    - В лес дремучий мы идем.

    - Что вы делать там хотите?

    - Там малины наберем

    - Вам зачем малина, дети?

    - Мы варенье приготовим

    - Если волк в лесу вас встретит?

    - Серый волк нас не догонит!

    После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

    - Соберу я ягоды и сварю варенье.

    Милой моей бабушке будет угощенье.

    Здесь малины много, всю и не собрать.

    А волков, медведей вовсе не видать!

    После этих слов серый волк встает и бежит за игроками, стараясь кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово.

    ­ ­

    Мордовские народные игры
    «Котел» (игра с мячом)

    В земле роется глубокая ямка (диаметром около 50см). Вокруг нее роют небольшие ямочки (на одну меньше, чем играющих), которые можно закрыть ступней или пяткой.

    В руках у играющих по круглой гладкой палке длиной 50-60 см.

    Ведущий с расстояния бросает мяч в яму – котел. Играющие должны

    выбить оттуда мяч, не сходя с места, и закатить его в свою ямку.

    Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие палками мешают попаданию мяча в котел, стараясь закатить его в свою ямку.

    Когда мяч попадает в котел, игроки меняются маленькими ямками, при этом ведущий может занять место любого игрока. Оставшийся без места становится ведущим.

    «Круговой» (игра с мячом)

    Играющие чертят большой круг, делятся на две команды: кто будет внутри круга, кто – за кругом.

    Те, кто остается за кругом, стараются попасть в ноги тому, кто находится в кругу. Осаленные выходят из круга.

    Если ребенок в кругу поймал мяч, он получает очко (если в него попа­дут, очко снимается). Он может запятнать игрока вне круга, который должен после этого выйти из игры.

    Играют до тех пор, пока мяч не запятнает всех детей в кругу.

    «Раю-Раю»

    Для игры выбирают двух детей – ворота.

    Остальные играющие – мать с детьми.

    Дети – ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

    - Раю-раю, пропускаю.

    А последних оставляю.

    Сама мать пройдет

    И детей проведет.

    В это время играющие дети, встав паровозиком, за матерью проходят в

    ворота. ­

    Дети-ворота отделяют последнего ребенка, опустив руки. Потом они шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребенок ­щит, другой – стрела).

    Спрашиваемый отвечает (выбирает) одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал.

    Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела? Мать отвечает и встает в одну из команд.

    Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные вереницей прицепляются за своей створкой ворот.

    Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Команда перетянувшая другую считается победительницей.

    Приложение 3

    Анкета.

    Несколько вопросов об обычаях и обрядах.
    1.К какой национальности вы себя относите?_____________________________________

    2. Назовите этнографические группы своего народа_______________________________

    3.Если вы не русский, то к какой этнографической группе вы себя причисляете?_____________________________________________________

    4. Какие народные обычаи и обряды вам известны?________________________________

    5. Соблюдает ли кто – либо в вашей семье обряды, обычаи, праздники? Укажите какие____________________________________________________

    6. Постарайтесь назвать богов и духов, характерных для старинной веры своего народа_____________________________________________________

    7.Как вы думаете, соблюдаются ли в вашей местности какие–нибудь обычаи, обряды, связанные со старинной верой? Если да, то какие именно_____________

    8.Какую свадьбу вы хотели бы устроить себе?

    Без обрядов______________________________________________________

    Современный гражданский обряд___________________________________

    Гражданский обряд с элементами народной свадьбы___________________

    Традиционный обряд с религиозным оформлением брака_______________

    9. Какие народные обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка, известны вам?_________________________________________________________



    1 Путешествие Ахмеда ибн-Фадлана на реку Итиль. [Текст]– Казань: Татарстан, -1999 – 195 с.

    2 Чуваши. Этническая история и традиционная культура. [Текст]: /Авторы- составители: В. П. Иванов, В. В. Николаев, В. Д. Дмитриев. – М, 2000.- 266 с.


    3 Чуваши. Этническая история и традиционная культура. [Текст]: /Авторы-составители: В. П. Иванов, В. В. Николаев, В. Д. Дмитриев.– М, 2000.– 266 с.


    4 Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации.

    – М.: Прометей, 2000. – С.77

    5 Александрова Е.В. (Енька) Программа по культуре родного края для общеобразовательных школ Чувашской Республики [Текст]: / Е.В. Александрова – Чебоксары, 2004.


    6 Н.Г. Гарин-Михайловский. Рассказы и очерки. [Текст]: /авторский сборник. М. – Художественная литература. –1975 – 836 с.

    7 Лихачев Д. С. Прогрессивные линии развития в истории русской литературы. [Текст]: // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 44



    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта