Главная страница
Навигация по странице:

  • Сообщение 3-го учащегося

  • Сообщение 4-го учащегося

  • Музыкальная культура чувашского народа.

  • Сообщение 1-го учащегося

  • Сообщение 2-го учащегося

  • Сообщение 5-го учащегося

  • Чувашские народные танцы

  • конспекты занятий. Литература по истории создания Симбирска и т д. Оборудование компьютер, видеопроектор, экран. Презентация к теме. Ход занятия


    Скачать 418 Kb.
    НазваниеЛитература по истории создания Симбирска и т д. Оборудование компьютер, видеопроектор, экран. Презентация к теме. Ход занятия
    Дата25.01.2023
    Размер418 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаконспекты занятий.doc
    ТипЛитература
    #905327
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Частью музыкальной культуры являлась духовная музыка. Ислам, как официальная религия, влиял не только на культуру в целом, но и на развитие музыкального искусства. В самом коране, как известно, нет прямого запрета музыки, она присутствует в мусульманском культе, помогая верующим постичь содержание священной книги мусульман – корана, который читался нараспев. Напевы речитаций сур (частей корана) устно передавались от поколения к поколению в стенах религиозных учебных заведений.

    Ансамбль духовной музыки «Медина» выступает под управлением заслуженной артистки России и Татарстана Наили Фатеховой. Исполняет религиозные песнопения – Салаваты и Муноджаты на татарском, арабском и русском языках.

    В репертуаре ансамбля салаваты и мунаджаты, прославляющие Всевышнего, Пророков.

    Салават «Ассаляту» (слушание).

    Формирование профессиональной татарской музыки и школы композиторов происходит к середине нашего столетия. Именно тогда появляются такие имена, как С. Сайдашев, Н. Жиганов, М. Музафаров, Д. Файзи и другие. Они сумели создать новый оригинальный стиль, творчески сочетающий народные традиции с формами и жанрами профессиональной европейской музыки.

    Сообщение 3-го учащегося

    Салих Замалетдинович Сайдашев ( 3 декабря 1900г, Казань — 16 декабря 1954г., Москва) — выдающийся татарский композитор, основоположник татарской профессиональной музыки.

    Музыкальное дарование Сайдашева проявилось рано. Первым инструментом, на котором он начал играть, была гармоника. Затем родственники приобрели для него рояль. Первым учителем его был народный музыкант Загидулла Яруллин, а затем – видные педагоги Казанского музыкального училища. Отец С. Сайдашева умер, так и не увидев сына. Салих воспитывался в семье сестры, муж которой, Шигаб Ахмеров, принадлежал к прогрессивным кругам татарской интеллигенции.

    В 1918 г. молодой музыкант организует оркестр. В 1920 г. он добровольцем вступает в ряды Красной Армии, после демобилизации работает в музыкальной школе Оренбурга.

    В 1922 г. Сайдашев возвращается в Казань и в Татарском государственном академическом драматическом театре им. Г. Камала начинает свою деятельность в качестве дирижера и музыкального руководителя.

    В 1934–1938 гг. С. Сайдашев находится на учебе в студии татарской оперы в Москве. Возвратившись из Москвы, он продолжает работу в ТГАТ им. Галиаскара Камала, работает над созданием новых произведений, пишет музыку к спектаклям.

    Салих Сайдашев считается основоположником татарской профессиональной музыки. На подлинно профессиональном и высоком творческом уровне Сайдашев подытожил, обобщил опыт первых народных композиторов, многовековые традиции народа сумел органически соединить с опытом европейской музыки, с фольклором и создать на этой основе подлинно национальное и профессиональное искусство.

    Духовное знание гласит: только достижение равновесия обеспечивает движение вперед. Сайдашев нашел эту золотую середину. В нем жил одновременно и человек, прочно вросший своими корнями в татарскую среду, и самобытный, оригинально мыслящий художник, чутко вслушивающийся в созвучия нового времени.

    Салих Замалетдинович Сайдашев был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы Казани.

    Слайд (с фотографиями Сайдашева) и других деятелей музыкального искусства (Р. Салаватов, Н. Жиганов и т.д.).

    Слушание музыкального произведения любого татарского композитора.
    Сообщение учителя

    Музыкальное искусство татарского народа богато народными музыкальными инструментами.

    Слайды музыкальных инструментов.



    ДУМБЫРА. Среди исторически бытовавших музыкальных инструментов татар Поволжья недостаточно изученным является двухструнный хордофон, называемый думбыра. У современного инструмента, как и у старинного, корпус грушевидный или овально-плоский, деревянный. (долбленый или клееный). Длина грифа от 800 до 1300 мм, с 19 врезными ладами. Наряду с возрождающимся традиционным репертуаром на думбыре исполняются композиторские инструментальные сочинения.

    МАНДОЛИНА - популярный во многих странах струнный щипковый инструмент. Относится к семейству лютневых и в нынешнем виде сложился к XVII в. Корпусы мандолины бывают овальные, полуовальные, плоские. Форма корпуса мандолины придает определенный тембр.

    КУРАЙ – татарский народный инструмент. Открытая, продольная флейта из стебля зонтичного растения, представляет собой трубку с цилиндрическим или коническим каналом, изготовленную из древесины или из металла.
    Сообщение 4-го учащегося

    В старинных песнях и фольклорных танцах девушек с их пластичностью и грацией, застенчивыми движениями отсутствует всякий намек на размах, раздолье или разгул. Однообразные движения мелкими шажками почти на одном месте в народном татарском танце, как и протяжные грустные песни, красноречиво говорят о скромной, затворнической жизни девушек-мусульманок.

    В недалеком прошлом танцы сибирских татар были как обрядовыми, так и игровыми, носившими, в основном, подражательный характер. Хотя в более древние времена они, возможно, были непосредственно связаны с ритуальными, шаманскими действиями, связанными с культом различных птиц и животных (кстати, семантика движений особенно сильно выявляет это – движения рук наподобие движений крыльев). Часть танцев, вероятно, была связана с ритуальными церемониями, отражающими верования шаманистов – барабинских татар. При этом шаманские пляски представляли собой древние пантомимы, отображающие хозяйственно-культурный тип данного народа и изменения его на всем протяжении их существования в природе. Как для более ранней, так и для традиционной хореографии конца XIX - начала XX в. характерно проявление большой склонности татар к сочинительству новых танцев на основе использования местного и близкородственного танцевально-песенного фольклора. При этом он мог быть переложен на свой лад сообразно местным привычкам, обычаям и традициям.

    Со второго десятилетия XX в. заметна тенденция приобщения традиционной хореографии данных групп сибирских татар к русской народной хореографии, тем более, что в современных условиях кое-где идет процесс размывания грани между ними, процесс взаимопереплетения отдельных танцевальных элементов (например, на одну треть сибирские татары в своем репертуаре имеют танцы русских или европейского происхождения).
    Слайды (танцы)

    В современных татарских танцах очень ярки национальные особенности, и

    это объясняется прежде всего использованием рисунков старинного танца.

    (Приложение 1 . Движения женского танца)
    Музыкальная культура чувашского народа.
    Сообщение учителя:

    Многие ученые и исследователи отмечали очень высокое развитие музыкального искусства чувашей. Существуют записи нескольких десятков тысяч чувашских народных песен. В древности каждый чуваш умел петь, слагать песни и владел музыкальными инструментами. Во многих чувашских играх дети исполняли песни.

    Русский музыкант и этнограф В.А. Мошков в своих произведениях о народах Поволжья писал, что чуваши, как ему кажется, – один из самых музыкальных народов. Из чувашей ему не доводилось встретить ни одного человека, который не пел бы своих родных песен.

    В основе современной европейской музыки лежит звукоряд из 7 ступеней лада (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Но во многих народных мелодиях, в том числе и в чувашской музыке, используется древний пентатонический лад, то есть звукоряд с 5 звуками. К примеру, этим звукам соответствуют черные клавиши современного фортепьяно.

    Сейчас мы прослушаем чувашскую танцевальную мелодию, попрошу вас внимательно слушать и запомнить интонации.

    Слушание чувашской народной танцевальной мелодии.

    Слушание чувашской народной песни (фрагмент).

    Сообщение 1-го учащегося

    Песня – самая богатая и развитая область устного народного творчества чувашей. Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная веселость молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта, особенности национальной эстетики, психологии и нравственности.

    Отношение чуваш к музыке и пению ярко раскрывается в легендах, сказках, преданиях и пословицах чувашского народа. В них говорится, например, о том, что песня всегда жила в большой дружбе с народом, что она была неразлучна с ним в труде и на отдыхе, что она делила с народом и горе, и радость: «Люди радуются, и песня радуется; люди печалятся, и песня грустит…».

    В образной форме рассказывается о том, как добрая песня сопутствовала народу в тяжелые, беспросветные годы его существования, как помогала она трудящимся бороться против зла и несправедливости, против угнетения и произвола царских властей, как окрыляла она народ, вселяя в его душу непобедимую силу и вечную молодость.

    И как бы в благодарность этому чувашский народ сложил немало песен о песне, в которых люди обращаются к ней, как к своему лучшему другу – вечному спутнику жизни. Без нее жизнь чуваша пуста, бесцветна, для него песня – язык души. Песня в жизни чувашей занимает огромное место. Чувашская народная музыка звучала во времена всех важных событий жизни семьи, на многих языческих и христианских праздниках, во время различных обрядов и увеселений.

    Сообщение 2-го учащегося

    Первыми собирателями и исследователями чувашской народной песни были русские – А.Ф. Риттих и В.А. Мошков. Они публикуют первые чувашские мелодии, записанные ими, в конце 19 в. Настоящая же работа по записыванию и исследованию чувашского фольклора началась лишь после Великой Октябрьской социалистической революции, когда это стало делом чувашских исследователей В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова, С. М. Максимова, Ф. П.

    Павлова, Т. П. Парамонова, равно как и современных композиторов и музыковедов — Ф. С. Васильева, Ю. А. Илюхина, М. Г. Кондратьева,Ф.М.Лукина, Г.Я.Хирбю и др.

    Григорий Хирбю – один из самых любимых композиторов нашего народа. Широко напевные, бодрые и энергичные его песни известны в самых глухих уголках нашей страны, где живут чуваши. Им написано много хоровых и симфонических произведений, кантаты, сюиты, увертюры. Он автор популярных музыкальных комедий «Чечекленет çёршыв», «Кай, кай Ивана». Ему также принадлежат музыкальные оформления многих спектаклей, поставленных на сценах наших театров.

    Подвигом считается его работа по созданию «Нарспи» по сюжету бессмертной поэмы великого чувашского поэта Константина Иванова. Эта опера стала величайшим национальным достоянием чувашского народа.

    Вся жизнь Г.Я. Хирбю – пример яркого и беззаветного служения расцвету культуры родного народа.

    Сообщение 3-го учащегося

    Максим Дормидонтович Михайлов (13 августа 1893г., д. Кольцовка Казанской губернии ныне Вурнарский район, Чувашия) — 30 марта 1971г., Москва, СССР) — советский певец-бас, народный артист СССР (1940г.), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1942гг.), кавалер ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени.

    В 1914 г. закончил пастырские курсы и был рукоположен дьяконом в Уфимский собор. Служил протодьяконом в Омске (1918-1921 гг.) и Казани (1922-1923 гг.). В 1924 г. переведён в Москву, служил протодиаконом в церкви Василия Кесарийского на Васильевской улице.

    В 1930 г. оставил служение не снимая сана и поступил в оперную труппу Радиоцентра, в 1930-1932 гг. — солист Всесоюзного радиокомитета г. Москвы. В 1932-1956 гг. — солист Большого театра СССР. Снимался в фильмах «Черевички», роль Чуба, «Иван Грозный», «Борис Годунов», роль Пимена.

    Последние годы жизни Максим Дормидонтович был незаслуженно забыт. Перед смертью принял монашеский постриг.

    Сообщение 4-го учащегося

    Имя Ларисы Быренковой, достойной продолжательницы традиций своих замечательных учителей – заслуженного деятеля искусств России и Чувашии Виктора Ходяшева (1917-2000гг.) и народного артиста России, ректора и профессора Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки Аркадия Нестерова (1918-1999гг.), – хорошо известно в Чувашии и России. Ею создан ряд значительных произведений, входящих в репертуар ведущих исполнительских коллективов республики – Чувашской государственной академической симфонической капеллы, Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца. Ее музыку с удовольствием исполняют на традиционном Фестивале музыки композиторов Поволжья и Приуралья, она получала высокие отзывы участников концертов Дней чувашской литературы и искусства, проходивших в Москве, фестиваля «Панорама музыки России», композиторских пленумов, съездов. Произведения Ларисы Быренковой исполнялись в Риге и Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ульяновске и Арзамасе, в Краснодаре, Сыктывкаре и многих других городах страны. Композитор плодотворно работает в симфоническом, камерном, хоровом и музыкально-театральном жанрах. Одна из интереснейших областей ее творчества – музыка для детей и юношества.

    Сообщение 5-го учащегося

    Ходяшев Виктор Александрович

    Родился в д. Этивай–Нуры Горномарийского района Республики Марий Эл.

    Вся жизнь и деятельность В. Ходяшева неразрывно связаны с музыкальной культурой Чувашии. Долгое время был художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Чувашской филармонии. Автор балета «Чудесная вышивальщица», множества произведений в классических жанрах и формах. Сочинения композитора входят в репертуар видных российских музыкантов-исполнителей – лауреатов международных конкурсов. Значительное место в творчестве принадлежит жанрам инструментальной музыки. Уделял внимание вокально-хоровым и камерно-вокальным жанрам: кантата «Мухтав юрри», «Афганский реквием», хоровая поэма «Симфония Московского Кремля». Вокальная музыка представлена в авторских сборниках: «Песни и романсы», «Счастье», «Город мой родной», «Песнь славы». Создал музыку более чем к 50 спектаклям. На сцене Чувашского государственного театра оперы и балета был поставлен его балет «Чудесная вышивальщица».

    Имеет ряд книг стихов на чувашском языке. Основные издания: «Сỳнми телей» (Неугасимое счастье), «Вãрманти сасã» (Лесное эхо), «Тулли уйãх çаппа çарамас» (А луна была голой-голой), «Чунтан савсан» (Eсли любишь) и др.

    Слайды выдающихся деятелей культуры

    Сообщение учителя:

    Народная песенная культура играла важнейшую роль в эмоционально- эстетическом и духовно-нравственном воспитании молодого поколения. Именно на эти педагогические стороны народной музыки обращал внимание В.А.Сухомлинский4, когда писал: «У чувашей есть много народных песен, заучивание которых помогает детям усваивать разные формы выражения, особенно почтительного отношения к старшим. В воспитательном плане в привитии детям чувства благодарности много важного смысла. С одной стороны, это память о добре и доброте, с другой – поддержание родительского авторитета»

    Многие ученые и исследователи отмечали очень высокое развитие музыкального искусства чувашей. Существуют записи нескольких десятков тысяч чувашских народных песен. В древности каждый чуваш умел петь, слагать песни и владел музыкальными инструментами. Во многих чувашских играх дети исполняли песни.

    Во многих народных мелодиях, в том числе и в чувашской музыке, используется древний пентатонический лад, то есть звукоряд с 5 звуками. К примеру, этим звукам соответствуют черные клавиши современного фортепьяно.

    По чувашским традициям, в исполнении песен соблюдалось правило, по которому «младшие поют о старших», то есть человек мог петь о своих ровесниках или людях старше себя, но не о тех, кто младше (исключение составляли песни для самых маленьких). Старейшие пели о божествах.

    Пентатонический лад, помимо чувашей, существует в народной музыке Поволжья у марийцев, татар, башкир, удмуртов, мордвы, русских, а также в китайской, корейской, монгольской, индийской, японской, венгерской музыке и музыке других народов.

    Слушание любой современной чувашской песни.
    Чувашские народные танцы. Чувашские танцы обязательно исполнялись под музыку или при хоровом пении. Свои отдельные танцевальные мелодии были для женщин, мужчин, пожилых людей, молодежи и девушек.

    Сообщение 5-го учащегося

    Исполнять танец могли в одиночку — сольный танец, вдвоем — парный танец или группой — ансамблевый танец.

    В большинстве танцев мужчины и женщины не прикасались друг к другу. Только во время весенне-летних хороводов и игр молодежь держалась за руки. Считалось, что «обнимание, хватание» грубо, некрасиво и неуважительно по отношению к женщине.

    Чувашские женские танцы отличались мягкостью, плавностью, нежностью. Ноги во время танца почти не отрывались от пола, а руки никогда не поднимались выше линии глаз.

    Мужские танцы были наполнены более быстрыми и задорными движениями.

    Особым, очень древним чувашским танцем был танец на огне. Обычно его исполняли во время поминовения умершего. Возможно, в древности танцоры были босыми. Так описывает танец очевидец XIX в.

    «…Гости сначала едят и пьют в избе, а потом выходят на улицу, где напротив дома умершего ставится невысокий деревянный столб, к которому прикрепляют свечу. Свечу зажигают, около столба разводят костер. Музыкант играет на своей деревянной скрипке, а на разгоревшемся костре начинается… танец. Танцуют до тех пор, пока огонь не потухнет. Остальные гости танцуют вокруг столба и поют ритуальные песни»5.

    Сообщение учителя

    Для развития национального музыкального искусства много сделали композиторы Ф.П. Павлов, С.М. Максимов, В.П. Воробьев, Г.С. Лебедев, Ф.И. Лукин, А.А. Петров и другие.

    У истоков зарождения самобытного театрального искусства стояли И.С. Максимов-Кошкинский, П.Н. Осипов, К.М. Васильев.

    Русский писатель Н. Г. Гарин-Михайловский6 в своем рассказе «Несколько лет в деревне» описывает хоровод чувашских девушек:

    «…И разговорившийся со мной старик ушел к девушкам и, очевидно, стал уговаривать их подойти ближе. Они не сразу подошли, но, наконец, согласились.

    Я смотрел, как они подходили: уверенно, плавно, спокойно.

    — Смотри, — сказал мне старик. Подойдя, девушки взялись за руки, составили большой круг и начали петь: это было такое оригинальное и пение, и зрелище, какого я никогда не видал. То есть видел на сцене, в балете, в опере. Но это был не балет, не опера, а жизнь.

    Большой круг плавно и медленно двигался; девушки шли в пол-оборота, одна за спиной у другой. Один шаг они делали большой, останавливались и тихо придвигали другую ногу.

    На сцене это показалось бы, может быть, выдумкой — здесь же был естественен и непередаваемо красив этот хоровод молодых [девушек].

    Они смотрели перед собой и пели.

    — О чем они поют?

    — Без слов поют, — отвечал нервно старик, — так будут петь они, когда после смерти пойдут к Турă. Они будут смотреть прямо в глаза и на голос пойдут… Человек бедный, нет ничего, много грехов… Только на голос, на один голос, без слов пойдут, чтобы простил великий добрый Турă…

    Девушки пели, а старик-переводчик, он же и жрец, говорил мне:

    — Бедные чуваши мы, живем как можем. Великий Турă весну дал нам, а дочка его нам свадьбы правит.

    Так и живем мы: пашем землю, круглый год работаем, а весна придет, опять веселимся. Мы любим землю. От нас обиды никому нет. Мы все весело [с музыкой, с песнями] делаем: работаем, празднуем, а смерть придет — умираем. Так мы живем. А эту вот песню только раз в год — весной – можно петь: больше нельзя, грех».

    Пузырь – шăпăр. К музыканту, владеющему шăпăр у чувашей было особое внимание. Считалось, что этот человек сродни волшебникам и звуками шaпaра он может подчинить себе людей.

    Гармоника – хут купăс.

    Скрипка – сĕрме купăс. Самый распространенный музыкальный инструмент у древних чуваш, поэтому ни один праздник не проходил без скрипачей.

    Домра – тaмра. От исполнителя на домре требуется свободное владение техникой игры.

    Барабан – параппан. Барабаны использовались для передачи команд вождей во время войн. Во время праздников часто играли одновременно на нескольких барабанах – 3, 5.

    Дудочка – шăхлич. Дети с удовольствием играют на дудочках. В разных районах они были разной формы.

    Гусли – кĕсле. Струнный инструмент. В разных районах Чувашии насчитывалось разное количество струн.

    Колокольчик – шăнкăрав. Их изготавливают из медно-оловянных сплавов. У каждого колокольчика свой размер, и поэтому звуки, которые они издают разные.

    Трещётка – çаптaркка.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта