Главная страница
Навигация по странице:

  • Сообщение 3-го учащегося

  • Сообщение 4-го учащегося

  • Сообщение 5

  • Сообщение 6-го учащегося

  • Сообщение 7-го учащегося

  • Сообщение 8-го учащегося

  • Занятия по теме:«Выдающиеся люди народов Поволжья» (4 занятия) Задачи

  • Материалы к занятию

  • Сообщение 1-го учащегося

  • Сообщение 2-го учащегося

  • Ибрагима Зиннятовича Нуруллина

  • Сообщение 5-го учащегося

  • Представители чувашского народа

  • Занятия по теме: «Музыкальное искусство народов Поволжья». (8 занятий) Задачи

  • конспекты занятий. Литература по истории создания Симбирска и т д. Оборудование компьютер, видеопроектор, экран. Презентация к теме. Ход занятия


    Скачать 418 Kb.
    НазваниеЛитература по истории создания Симбирска и т д. Оборудование компьютер, видеопроектор, экран. Презентация к теме. Ход занятия
    Дата25.01.2023
    Размер418 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаконспекты занятий.doc
    ТипЛитература
    #905327
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Семейное воспитание в чувашских семьях
    Сообщение 3-го учащегося

    Свои традиции в воспитании и обучении детей были и у другого народа, населяющего территорию Среднего Поволжья, – чувашей. Воспитанию детей в сельской чувашской семье уделяли особое внимание. Ведь ребенок в семье – это не только продолжатель рода, но и хранитель семейных обрядов и традиций. В каждой семье заботились о здоровом и полноценном развитии потомства. Родители выбирали сыну невесту по качествам ее матери – трудолюбивую, здоровую, способную к деторождению. Лишь послеэтого посылали в дом невесты сватов. Сохранилось немало суеверных предрассудков. Например, если молодая жена во время беременности ест много соленого, то ребенок будет водохлебом, если же она в момент первого движения плода увидит горбатого или рябого, то и дитя будет таким. Будущей матери возбранялось присутствовать во время ссоры, т.к. на ребенка мог напасть недуг. В старину тотчас после рождения ребенка в семье родители посылали за юмсею-знахаркой, которая тщательно умывала ребенка в корыте, разбивала над его головой два сырых куриных яйца, отрывала голову живому петуху и все выбрасывала за ворота в жертву Киремети – злому богу. После этого юмся, выступающая в качестве посредника божьего, таинственно шептала над водою и предсказывала судьбу ребенка, нарекала ему имя и передавала бабке. При церемонии непременно должна была находиться другая женщина, которая тотчас же надевала на новорожденного рубашку и передавала матери для первого кормления.
    Сообщение 4-го учащегося

    Интересен обряд наречения имени ребенку. Исследователь народов Поволжья Н.Н.Лепехин пишет: «Бабушка, по принятому обыкновению, начинает молиться и дает имя младенцу по своему хотению». Мальчикам давали имена, выражающие мужество, силу, храбрость, а девочкам – обозначающие красоту, нежность. Другой исследователь Г.Ф.Миллер пишет: – По случаю родин не бывает у них никаких дальних обрядов, так что родители по большей части дают имена новорожденным детям по имени того, кто вскоре после родов первый в дом их придет». В некоторых случаях ребенок получал имя гораздо позже.

    В ряде селений Ульяновской области этот обряд происходил следующим образом: после рождения ребенка родители выходили на улицу подыскивать куму. Независимо от того, кто родился (мальчик или девочка), в кумовья приглашали и девочку, и женщину – первую встречную, идущую в восточном направлении с поклажей. У чувашей сохранилось суеверие: беда, если навстречу в пути попадется баба с пустыми руками, а еще хуже, если она идет с грязным бельем на речку. В этом случае лучше переждать, чтобы она свое белье выстирала, и тогда попасться ей навстречу, так как такая встреча, как и встреча с возом, предвещает удачу.

    Согласившаяся быть кумой заходит в избу и тайком от домочадцев выносит ребенка из дома. Если родители хотели бы назвать ребенка Чекес (ласточка), то младенца кладут в ласточкино гнездо, если Суппи (соринка) – нужен сор, если Юман (дуб) – заготавливают дубовые бревна. После кума вносит ребенка в дом, приговаривая при этом: «Я сегодня нашла ребенка в куче мусора (или в ласточкином гнезде, или среди дубовых дров), давайте назовем его (ее) Суппи, чтобы всякая хворь из него (нее) вымелась как сор из избы (или чтобы она была быстрой, как ласточка)».

    После умывания и наречения имени ребенка заворачивали в пеленки. Затем новорожденного укладывали вплотную в лубки, чтобы, по мнению родителей, выпрямить ему руки и ноги. Лубки увязывали крепко бечевою.

    Ребенка укладывали спать в люльку (чув. сапка), сделанную отцом ребенка. Люльку подвешивали или прикрепляли к смыку – пригнутой палке, которой мать сообщала колебательные движения вверх и вниз. При этом существовало поверье, что если качать пустую колыбель, то ребенок будет плаксой. Пеленание в лубки прекращалось на пятом месяце. На малыша надевали рубаху с красивым воротником. Вместе с тем его начинали и подкармливать, то есть давали пережеванный хлеб с яйцами и молоком, которыми он питался до тех пор, пока не начинал ходить. Едва лишь у ребенка прорежутся зубки, как мать требует, чтобы он сидел за общим столом, и кормит его преимущественно разными кашицами, а также творожным сыром.
    Сообщение 5го учащегося

    Чуваши считали, что дети должны походить на своих родителей. Ведь по поступкам ребенка односельчане судили и о его семье. С ранних лет ребенка учили почтительному отношению к взрослым и вежливости. К старшим ребенок обращался со словами «пичче» (брат) или «аппа» (сестра), а к пожилым – «асанне» (бабушка) или «асатте» (дедушка). Взрослые тоже называли малыша по родству, то есть сыном или дочерью такого-то главы семьи. Не минуло ребенку и 9 лет, как он помогает матери прясть и возиться по домашнему хозяйству. Лет в 10 мальчик уже стережет дворовых птиц, пасет стада овец, а в 14-15 лет ездит в лес за хворостом, плотничает и мастерит всякую домашнюю утварь. В 18 лет малый уже совершенно взрослый и начинает задумываться о женитьбе.

    Девочки в 12 лет помогают матери вышивать, а к 15 годам уже ткут, вяжут, стирают белье и готовят пищу. Однако замуж их выдают гораздо позже, так как каждый сельский парень желает иметь жену вполне развившуюся, работающую и способную воспитать ребенка.

    Чуваши – очень трудолюбивый народ, поэтому главное место в семейном воспитании занимало привлечение детей с раннего возраста к земледельческому труду. У чуваш сложились традиционные средства формирования и поддерживания у детей трудовых интересов. Этими средствами являются традиционные жанры устного народного творчества – песни, потешки, пословицы, загадки, сказки, намеки, колыбельные.

    «Одной ногой ребенок в колыбели, другой на пахоте» или «Кто может держать ложку, сможет и лопату» - так говорили в народе. Доброе имя человек получал в труде. В народе поощрялись скромность, застенчивость и деловитость. Высмеивались безделие, пустословие: «Не хвастай тем, что мало спал, а гордись тем, что много сделал». «Поработаешь до пота, поешь досыта», – говорила мать уставшему ребенку.
    Сообщение 6-го учащегося

    Очень распространен у чувашей жанр народной трудовой песни. Дети с самого раннего возраста слышали народные песни. Пела мать, укачивая ребенка, тихо напевал отец за домашней работой, пели гости во время праздников. Парни и девушки пели на посиделках, вечеринках и в хороводе. Трудовые песни были известны уже маленьким детям. В одной из них высмеиваются подружки, которые посадили лук, но забыли прополоть, посадили капусту, но не полили, мало того, лук не охраняли от кур, а капусту – от коз. Тема труда является ведущей и в колыбельных. Так, в колыбельной поется о том, что рано утром нужно отправиться на зайца, если поймать зайца, то можно испечь пирог с заячьим мясом. В этой же песне утешают плачущего ребенка, качают колыбель и приговаривают, что мать ушла по ягоды – принесет ягоды, отец ушел на базар – принесет калач. В простенькой колыбельной песне рассказывала мать о труде, об окружающем ребенка мире:

    Сынуле, тихо спящему,

    Кора вяза колыбель,

    Можжевельник ее дужка,

    Рябина шест, на котором висит она,

    Яблоневая ветка крюк,

    Липовое дерево веревка.

    Это первое соприкосновение малыша с природой. Со слов матери он знакомится с разнообразием растительного и животного мира, с повадками животных, узнает об их пользе в домашнем хозяйстве. Природа с детских лет прочно входила в жизнь малыша. В таких детских забавах, как сбор ягод и грибов, разнообразных трав, ребенок открывал для себя величие и красоту природы. Он осознавал себя частицей единого мира, где он живет и радуется окружающему. Обучали труду и потешки. Подбрасывали ребенка к потолку, забавляли его пожеланиями: «Пусть ленивый упадет на пол, а молодец - пусть долетит до потолка!».
    Сообщение 7-го учащегося

    Однако особое место в чувашской народной педагогике занимают намеки. Сохранились общепринятые традиционные намеки, связанные с трудом: «Не репей ли пристал?» (так говорят о ребенке, впервые участвующем в коллективном труде), «не заболел ли ты барской болезнью?» (так говорят о ленивых). Этот мудрый способ указывать детям на ту или другую работу намеками у чувашей очень развит. Намеки сильнее действуют на рассудок и на сердце, нежели приказы или выговор.

    Ребенок закалялся в труде и чувствовал локоть товарища. Все важные дела (строительство нового дома, ремонт хозяйственных построек, земляные работы и пр.) чуваши делают всем миром, активно привлекая к этому детей. В связи с этим у чувашей сложились свои традиционные формы организации труда. Ими являются, в первую очередь, ларма (форма индивидуальной трудовой деятельности девочек) и ниме (коллективная деятельность младших и старших). «Ларма» прежде всего связана с рукоделием, причем выполнялась она в гостях. В гости с работой ходили в любое время года. Зимой – пряли, а летом вышивали. По всей вероятности, обычай сохранился с древнебулгарских времен, когда детей отдавали на воспитание в другую семью. Положительное значение обычая «лармы» состояло в том, что девочка или девушка, находясь в гостях в чужой деревне, меньше, чем дома, отвлекалась от рукоделия, и труд ее по прядению, ткачеству, вышиванию был значительно более производителен, чем дома. Кроме того, этот обычай расширял трудовой интерес девочек, знакомил их с традициями окружающих деревень.

    «Ниме» устраивалась в чувашских деревнях очень часто. «Ниме» – это бесплатная общественная помощь, работа миром для односельчанина. Устраивалась в тех случаях, когда требовалось быстрое и дружное выполнение какой-либо работы, непосильной одной семье. У чувашей была развита не только взаимопомощь между семьями, но и односторонняя помощь тем, кто нуждается в ней: например, вдова со своими маленькими детьми не справляется с уборкой урожая – ей оказывают помощь несколько семей. В этих временных трудовых объединениях принимали посильное участие и дети. Широко было распространено в прошлом участие чувашских детей и подростков в облавах на зверей. В этих облавах участвовали даже дети 7-8 лет. Во время облавы они на каждом шагу убеждались в силе дружного коллектива.
    Сообщение 8-го учащегося

    Большое значение в трудовом воспитании чувашей имели специальные молодежные праздники. Так, один из молодежных праздников девочек-подростков (12-14 лет) проводился в урожайные годы, когда варили «девичье пиво». Девочки наряжаются в лучшие платья, надевают украшения. И стараются все делать так, как взрослые. На празднике девочки сами почти не угощаются, а угощают приходящих подростков, хозяев, родителей и других взрослых. Здесь они своеобразным путем приобщаются к чувашским обычаям гостеприимства. Надо отметить, что с самого начала до конца вечера присутствуют в доме хозяйка и члены ее семьи. Если взрослых девушек на посиделках не контролировали, то над девочками-подростками контроль еще силен.

    С раннего возраста в процессе труда дети знакомились с зерновыми, овощными, садовыми культурами. Чувашские дети знали сроки посева и посадки этих культур, вместе со взрослыми участвовали в уходе за ними, в уборке урожая. В огороде у крестьян всегда были «детские» грядки. Эти грядки дети обрабатывали сами, сами сеяли и ухаживали за растениями. Чуваши полагали, что чем раньше молодежь начнет заниматься физическим трудом, тем она будет здоровее: «Кто до появления бороды выйдет на пахоту, тот проживет 80 лет». Считалось, что труд способствует физическому развитию ребенка: «Тот кто трудится, бывает розовощеким». «Трудиться хочешь на молотьбе, с детства развивай в себе силу», - поется в песне. Интересны в этом отношении высказывания: «Человек закаляется в труде», «Не будешь работать до усталости - не станешь сильным и здоровым».
    Дополнение учителя

    Таким образом, в формировании личности у чувашей основным является трудовое воспитание. Чуваши более, чем другие народы, уделяют внимание вовлечению подрастающего поколения в трудовую деятельность, привлекая к ней с самого раннего возраста. Вся система воспитания в чувашской семье основывается на «педагогике труда».

    Занятия по теме:«Выдающиеся люди народов Поволжья»

    (4 занятия)

    Задачи:

    1. Познакомить детей с жизнью и деятельностью наиболее известных представителей татарского, мордовского и чувашского народа, их значительным вкладом в российскую историю и культуру;

    2. Продолжить формирование знаний о культуре народов Поволжья, расширить знания учащихся о выдающихся представителях народов Поволжья;

    3. Продолжить воспитание уважения и любви к произведениям искусства представителей народов Поволжья.

    Материалы к занятию: сообщения учащихся, презентация к занятию.

    Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран.
    Вступительное слово учителя

    Ребята, мы с вами посвятим несколько занятий изучению жизни и деятельности выдающихся представителей мордовского, татарского и чувашского народа.

    Из среды симбирско-ульяновских татар вышло много известных, выдающихся деятелей, оставивших заметный след в науке, литературе и искусстве. Всем татарам широко известны имена поэтов Габделжаббара Кандалый, уроженца села Ертуганово (Старые Кандалы), профессора Казанского государственного университета Ибрагима Нуруллина, Сахаба Урайского, татарского поэта, журналиста и переводчика. В селе Новые Зимницы родился Вафа Бахтияров, ставший впоследствии редактором татарской газеты «Эль-Ислях», на страницах которой печатался в свое время Габдулла Тукай.

    В историю татарского театра навсегда вошло имя Бари Гафурова, известного под псевдонимом Тарханов. В Симбирске же выросла звезда театра – Асия Измайлова, популярная актриса 50-х г.

    В селе Асаново Чердаклинского района родилась и училась будущая просветительница и поэтесса Хадича Шаммасова (1876-1948 гг.). А в Татарском Калмаюре вырос Касым Фатхетдинов, известный поэт предвоенных лет Демьян Фатхи (1906-1943гг.). Он погиб под Сталинградом.

    В селе Старая Тюгальбуга началась актерская деятельность Файзуллы Туишева, известного аккомпаниатора многих популярных татарских певцов и певиц. В этом же селе родился член Союза писателей Татарстана Лерон Хамидуллин.

    В настоящее время для татар работает национально-культурная автономия, татарский культурный центр «Туган тел», общество «Мөслимә», национально-культурное общество «Мәдәният», молодежный клуб «Мирас», просветительское общество «Өмет» (г. Димитровград), открыты татарские школы (88) и факультативные кружки по изучению языка и культуры (134), совместно с администрацией Ульяновской области издаются татарские газеты “Өмет” (главный редактор – Исхак Халимов) и «Күмәк көч» (Старокулаткинский район).

    Я постаралась коротко рассказать вам о культурной жизни татарского народа в Ульяновской области. Наиболее подробно о некоторых выдающихся татарских деятелях расскажут вам ребята.

    Сообщение 1-го учащегося

    Габдельджаббар Продолжить Аль Булгари

    Поэт родился в 1797 г. в деревне Старые Кандалы Ставропольского уезда Самарской губернии (ныне – деревня Ертуганово Старо–Майнского района Ульяновской области) в семье потомственного муллы Гадбельмаджита Аль Булгари, известного своими прогрессивными взглядами. Начальное образование будущий писатель получил у своего отца, затем в течение 17 лет обучался в булгарском медресе, где он большое внимание уделял изучению филологических дисциплин, в особенности арабистике, теории и истории восточной поэзии, персидскому языку.

    В 1824 г. Габделжаббар Кандалый возвратился в свою деревню. На родной земле он стал имамом при мечети и, как было принято тогда у татар, продолжил преподавательскую деятельность до самого своего скончания в 1860 г.

    С раннего детства Габделжаббар Кандалый отличался большой наблюдательностью и жаждой к знаниям. Отличался прямотой в суждениях, не терпел лицемерия, обладал «неудобным» характером, так как критически относился к действительности, был строптив, часто допускал «недопустимые для духовного наставника» действия. Не в его пользу было и то, что он сочинял сатирические стихи, эпиграммы, где открыто высмеивал невежественное духовенство.

    Еще в молодости, переходя из одного медресе в другое, Кандалый критиковал обучавших его имамов и мулл. За это его несколько раз выгоняли из медресе. Габделжаббар Кандалый часто допускал вольности при спорах с муллами и ишанами, бездарно руководившими учебой шакирдов в медресе. Особую же ненависть духовного начальства к себе он вызывал распространением среди населения своих многочисленных любовных стихотворений, в которых воспевал, конечно же, любовь не к Аллаху, а к любимой женщине, и даже в одном из них писал, что во время намаза в мечети он видит перед собою не образ Аллаха, как это положено по исламу, а прекрасный лик своей возлюбленной.

    Одновременно с воспеванием проникновенной любви к женщине, поэт реалистически и убедительно описывает трудную долю булгарок-татарок, с утра до вечера занятых тяжелым физическим трудом, обреченных на безграмотность и бесправное положение как в семье, так и в обществе.
    Сообщение 2-го учащегося

    Кадыри Закир.

    Родился в 1877, в селе Абдуллово Чердаклинского района Ульяновской области, умер в 1955г., в г. Анкара, (Турция), татарский писатель, педагог, ученый. Образование получил в Бухаре, Медине, Каире, владел несколькими языками. С 1906 работал в России: преподавал в медресе Оренбурга и Уфы, сотрудничал в журнале «Студент» (Петербург), редактировал газету «Тормыш» («Жизнь») в Уфе. Позже жил в Китае, Финляндии, Турции, где продолжал свою научную и педагогическую деятельность. Кадыри – автор книг: «Грамматика арабского языка», «Сила и воля», «Пути управления государством», «Мир девушек», «Вопросы женщин» и других.

    Сахаб Урайский

    Поэт, татарский переводчик Урайский Сахаб (псевдоним). Родился и вырос в Тат-Урайкино Старомайнского района. Настоящее имя – Мавлютов Сахиб Камалович. Классик татарской литературы советского периода. Родился в бедной крестьянской семье. Был очень талантливым ребенком, но рано остался без родителей, плоэтому ему пришлось выполнять любую тяжелую работу.

    Учился в Самарском татарско-башкирском техникуме. В 1932-38гг. – редактор Куйбышевской областной татарской газеты «Колхозник». В Куйбышевском издательстве вышли книги «Дочь пастуха» (1933г.), «Знакомая улыбка» (1934г.) и др.

    Был членом Союза писателей СССР. Умер в Казани. В настоящее время в Казани проживают две его дочери.
    Сообщение 3-го учащегося

    Габдулла Тукай, Фатых Амирхан, Шариф Камал, Гаяз Исхаки – эти крупнейшие фигуры татарской литературы получили настоящее, всестороннее изучение, благодаря стараниям Ибрагима Зиннятовича Нуруллина, - активного и плодотворного ученого.

    Малая родина Ибрагима Нуруллина – деревня Боровка (Парау авылы) ныне Мелекесского района Ульяновской области. С 15 лет его судьба неразрывно связана с Казанью. Сюда он приехал учиться в меховой техникум, отсюда ушел на фронт. Ибрагиму Нуруллину пришлось в полной мере познать все тяготы фронтовой жизни: служба в парашютно-десантной бригаде в Москве, участие в боях на Сталинградском направлении, тяжелое ранение при защите Астрахани. Около года он провел в госпиталях и в 1943 г. был уволен как негодный к военной службе. Ибрагим Нуруллин вернулся в родную деревню и стал работать учителем. Но желание учиться было столь сильным, что в 1945 г. он вновь едет в Казань и поступает в КГУ на отделение татарской филологии. Через пять лет он оканчивает университет и остается в аспирантуре. Тема его кандидатской диссертации: «К вопросу о развитии идейно-эстетических и литературно-критических взглядов Г.Тукая». Его научная карьера развивалась достаточно успешно. В 1967 г. он защитил докторскую диссертацию и продолжил свою научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность.

    В 1995 г. Ибрагима Нуруллина не стало. Тяжелые военные ранения в конце концов довершили свое черное дело.
    Сообщение 4-го учащегося

    Харисов Ренат Магсумович (Ренат Харис) родился 6 мая 1941г. в с.Елховое Озеро Цильнинского района Ульяновской области.

    Народный поэт Татарстана, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, заслуженный работник культуры Чувашской Республики, заслуженный работник культуры Каракалпакии (Узбекистан), лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая, лауреат Республиканской молодежной премии имени Мусы Джалиля.

    Р.М. Харисов – один из ведущих писателей Республики Татарстан. Автор 37 книг, изданных на татарском, русском, башкирском, чувашском, английском языках, и многочисленных публикаций.

    Р.М.Харисов тесно сотрудничает с театрами, музыкальными коллективами, композиторами Татарстана и Башкортостана. Он автор либретто двух опер, четырех ораторий и текстов более 150 романсов и песен, кантат, вокально-симфонических поэм.

    Г.Ш. Сагиров

    На отлично закончив в своем селе на границе Самарской и Ульяновской областей школу-семилетку, сын погибшего на фронте солдата Гакиль Шарифуллович Сагиров отправился в 1956 г. в Пензу поступать в художественное училище. Но именно в то счастливое послешкольное лето Гакиля ожидал жесточайший удар судьбы: вместо учебы – тяжелая, неудачная операция на позвоночнике, потом еще одна… И не дающий никаких надежд приговор врачей – полная недвижимость и инвалидность навсегда. Постепенно перестали слушаться своего хозяина ноги и руки, даже пальцы неподвижно застыли, и единственное, на что он остался еще способен, – это небольшой поворот головы в правую или левую сторону, наклон ее вверх или вниз. Но и этого оказалось достаточно, чтобы Гакиль Сагиров сумел вполне профессионально работать, стал журналистом, художником и поэтом, сумел выпустить с помощью родных и друзей и свой первый поэтический сборник «Свежий ветер» он (вышел в Казани в 1970 г.), а затем в течение менее чем полутора десятков лет – еще две книги: «Подсолнухи» (1983Г.) и «Неповторимая мелодия» (1994Г.). Все они были написаны им на татарском языке. Гакиль Сагиров был принят в Союз писателей Татарстана и даже удостоен республиканской премии имени татарского поэта Шайхи Маннура за свой второй поэтический сборник «Подсолнухи». Кроме того, он один из самых активных авторов самарской областной газеты на татарском языке «Берэмлек». Сагиров пишет для нее стихи, сказки, публицистические статьи и даже подборки новостей из сельской жизни...

    В покое я жить не умею,

    А только волнуясь, горя.

    Я делом любым овладею,

    Ведь сердце так просит огня.

    Долгие годы рядом с Гакилем была его мама Хабибжамал-апа, ныне покойная. Вдова солдата, погибшего в Великой Отечественной войне, она осталась одна с двумя сыновьями: трехлетним Гакилем и годовалым Наилем. Хабибжамал-апа совершила настоящий материнский подвиг. Вот как сам поэт просит прощенья у своей матери:

    Мама, я прошу прощенья,

    Но мечты твои во мне.

    Опалилися в мгновенье

    Крылья в жизненном огне.
    Спорить я хочу с судьбою,

    Жить и телом, и душой

    В общем ритме со страною.

    Восхищалась бы ты мной!
    Но лежу, как беркут в ранах,

    И стесняюсь, и молчу.

    Иногда в своих я планах

    Прыгнуть со скалы хочу.

    Когда читаешь эти строки, невольно говоришь спасибо Создателю, что есть такой Человек рядом с нами на земле. Да, действительно, от этого человека исходил свет!

    Порою, глядя на его рисунки, читая его стихи, не веришь в то, что у их автора нет возможности бродить по душистым лесам, выходить в ночное, кормить лошадей с руки хлебом, накидывать на них седла, пропускать сквозь шершавые натруженные пальцы стебель пшеницы, косить траву, не дожидаясь, когда высохнет утренняя роса… А какой любовью к людям, к природе, к земле своей пронизаны его произведения! Яркие, колоритные пейзажи, сюжеты деревенского быта, изысканные грации – полуявь, полусказка… Каждая работа дышит поэзией. По рисункам Гакиля Сагирова можно писать стихи, по стихам – картины. Он навсегда останется в нашей памяти.
    Сообщение 5-го учащегося

    Ривгат Хисмат – татарский писатель. Проживает в г.Ульяновске, является автором многих сборников стихов. Печатался в четырех альманахах «Сембер язлары» («Симбирские весны»).

    Равиль Шафигуллин – татарский писатель, поэт. Живет в г. Дмитровграде. Его стихи и рассказы отличаются красивым и доступным языком, легко читаются. Равиль Шафигуллин является не только поэтом, но и замечательным журналистом, талантливым артистом.

    Иделбикэ (псевдоним) – Садыкова Лена Бениаминовна. Родилась в Башкирии. Живет в г. Ульяновске, является председателем Союза татарских писателей Ульяновской области. Автор многих книг, пишет стихи и прозу. Многие стихи Иделбики стали песнями, которые исполняются на татарском и русском языках. Стремление к совершенству, восточная мудрость и чувственность женской души – главные составляющие ее поэзии. Какое огромное желание находится в большом сердце Иделбики:

    Бездонна у меня душа –

    Как небо голубое.

    О, если б только я могла

    Весь мир объять собою!

    Дарами сердца своего

    Со всеми поделившись,

    Дарила б людям я тепло,

    С горячим солнцем слившись.

    О, если б только я могла,

    То чувства б фильтровала,

    Чтоб ни одной крупицы зла

    На свет не попадало…
    Представители чувашского народа.

    Вступительное слово учителя

    Талантливый и трудолюбивый чувашский народ сумел пронести через века свою культуру, замечательные песни, танцы, вышивки и сказания. С чувашской землей связаны жизнь и творчество просветителей прошлого – основоположника научного китаеведения в России отца Иакинфа (Н.Я. Бичурина), выдающегося чувашского просветителя и гуманиста И.Я. Яковлева, талантливейшего архитектора второй половины XVIII в. П.Е. Егорова.

    Воспитание духовности, достойного исторического самосознания чувашского народа стало в последние годы одним из основных направлений политики Президента и Правительства Чувашской Республики. Широко отмеченные общественностью 80-летие Чувашской Республики, 450-летие вхождения Чувашии в состав России позволили естественным образом возродить интерес населения к историческим корням нации, к деяниям ее наиболее ярких представителей. Сегодняшние Указы, изданные Президентом, призваны возродить и сохранить в памяти народной научные и духовные, трудовые и боевые достижения наших славных земляков, живших в прошлые века и живущих с нами сегодня.

    Сообщение 1-го учащегося

    Игнатьева (Тарават) Валентина Николаевна – детская чувашская поэтесса, прозаик, композитор, переводчик. Член Союза писателей России и Чувашской Республики, член Ассоциации композиторов Чувашской Республики. Родилась 19 августа 1946 г. в с. Убеи Дрожжановского района Республики Татарстан.

    Автор 19 сборников, автор и композитор более 80 песен. Основные издания: «Тавçăруллă Марине», «Чун тараси», «Запишите в первый класс», «Ĕçчен мăнук», «Хура хăлха» и др.

    Лаконичность, логичность и поэтичность – то, чем выделяется из «общего ряда» творчество В. Игнатьевой-Тарават. Лирический сборник «Мне с надеждой повезло», выпущенный издательством «Симбирская книга» несколько лет тому назад, стал настоящим открытием для читателей. Ее стихи всякий раз поражают афористичностью, строгой выверенностью сказанного, за ними – жизненный опыт и опыт работы писательской, поэтической.

    Валентина Николаевна окончила Новоубеевскую восьмилетнюю школу, Буинское медицинское училище, Ульяновский педагогический институт. Работала медсестрой ЦРБ с. Старое Шаймурзино ТАССР и в г. Зея Амурской области, заведующей школьным медпунктом с. Большое Нагаткино, заведующей фельдшерско-акушерским пунктом Большенагаткинского профессионально-технического училища.

    Всю сознательную жизнь она посвятила художественной самодеятельности, 25 лет была солисткой трех народных хоров. Неоднократно становилась лауреатом различных конкурсов и фестивалей,

    Валентина Игнатьева-Тарават живет в селе Большое Нагаткино и пишет стихи на родном чувашском и русском языках. Значительным вкладом Валентины в сокровищницу поэзии являются и ее переводы. И это не все! Она – автор стихов и музыки более 80 песен, которые вошли в Государственный фонд радио Чувашии.

    Сообщение 2-го учащегося

    А.Ф. Ермилов (Юман) родился в 1932 г. в д. Средние Алгаши Цильнинского района Ульяновской области. Окончил Староалгашинскую семилетнюю, Среднетимерсянскую среднюю школы, отделение журналистики Казанской высшей партийной школы. Работал в редакциях Богдашкинской и Цильнинской районных газет, заместителем редактора Ульяновской областной чувашской газеты «Канаш».

    А.Ф. Юман известен как поэт, публицист. В литературу пришел в конце 40-х г. прошлого века. Его первое стихотворение было напечатано в 1947 г. в Богдашкинской районной газете «Коллективный труд». Затем последовали стихотворения «Ильич сăнарĕ» (Образ Ильича), «Салам, Шупашкар» (Здравствуй, Чебоксары), «Чи хитре хĕрсем авал пулман-и?» (И раньше были красивые девушки), «Сана парнелĕп кĕмĕл уйăх» (Подарю тебе луну), «Сĕреке» (Бредень), «Йăмра» (Ветла), «Пирĕн сăмах» (Наше слово). В 1958 г. в №№ 1-3 журнала «Ялав» (Знамя) была опубликована поэма «Телей сăпки» (Колыбель счастья). С этого времени А. Юман стал регулярно печататься в других литературных журналах и поэтических сборниках.

    Член Союза писателей СССР с 1983 г. А. Юман – автор более 20 книг. Большая работа проделана А. Юманом по сбору и публикации стихов молодых поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Результатом этого труда явилась книга «Вĕçленмен юрă» (Недопетая песня), изданная Чувашским книжным издательством в 1973 г.

    В последние годы А. Юман заявил о себе как способный автор сонет. Его книги «Сонетсем» (Сонеты, 2003г.), «Сонетсем. Иккĕмĕш çаврăм» (Сонеты. По второму кругу, 2005г.), «Сонетсем. Виççĕмĕш çаврăм» (Сонеты. По третьему кругу, 2007) тепло восприняты читателями. Сердечная теплота, любовь, верность, чистота души, радость встреч и горечь расставаний и потерь – темы его сонетов. В них он раскрывается как искренний, глубокий знаток человеческих чувств.

    В соавторстве с чувашским композитором Ю. Кудаковым он выпустил сборник песен под названием «Ах, мĕн-ма-ши?» (2007г.), включающий 14 песен.

    А. Юман известен и как переводчик. На чувашский язык им переведены произведения польских, белорусских поэтов Яна Каспаровича, М. Конопницкой, Ю. Тувима, Б. Степанюк и др.

    За заслуги в развитии культуры и многолетнюю добросовестную работу в 1993 г. А.Ф. Юман был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Он – член Совета старейшин Чувашского национального конгресса, почетный гражданин Цильнинского района Ульяновской области, лауреат премий им. М. Ульяновой Ульяновской областной журналистской организации, им. П. Хузангая Союза профессиональной писательской организации Чувашской Республики.

    В фондах РГУ «Государственный архив печати Чувашской Республики» хранятся 9 книг, более 200 стихов, поэм, рассказов, очерков Анатолия Юмана, опубликованных в республиканской и внереспубликанской печати. Его творчество интересовало чувашских писателей, критиков, исследователей, ученых А. Алексеева, Н. Дедушкина, Л. Данилова, Н. Матросова, В. Станъяла, П. Сымкина, А. Чебанова, А. Ырьята, М. Юхма и многих других.

    А.Ф. Ермилов (Юман) проживает в с. Большое Нагаткино.
    Сообщение 3-го учащегося

    Сваев Владимир Ильич – председатель исполкома Ульяновской областной чувашской национально-культурной автономии

    Родился в 1943 г. в селе Старые Алгаши Цильнинского района Ульяновской области.

    С 1974 по 1990 г. работал на советско-партийной работе в Цильнинском районе: инструктором орготдела райкома КПСС, председателем плановой комиссии райисполкома, председателем райисполкома; с 1990 по 1993 год – в отделе по труду Ульяновского облисполкома и в управлении по труду администрации Ульяновской области. Под руководством Сваева В.И. в Цильнинском районе в эти годы были построены важные объекты производственной сферы (свинокомплекс, животноводческие помещения, промышленные цеха) и социальной инфраструктуры (участковая больница, родильный дом, жильё, водопроводы, дороги).

    Сваев В.И. неоднократно избирался депутатом Цильнинского районного Совета народных депутатов, в 1990 г. был избран депутатом областного Совета народных депутатов.

    В 1993 г. Сваев В.И. был назначен руководителем вновь созданного Управления миграционной службы Ульяновской области. Под его руководством миграционная служба на территории области вела работу по приёму и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, их трудоустройству и социальной поддержке. Для вынужденных переселенцев на территории области были построены посёлки компактного проживания в селе Теньковка Карсунского района, селах Поповка и Татарский Калмаюр Чердаклинского района.

    С 2003 г., после выхода на пенсию, возглавляет исполком Ульяновской областной чувашской национально-культурной автономии. На посту председателя исполкома проводит большую работу по сохранению и развитию культуры чувашей, проживающих на территории Ульяновской области. По инициативе чувашской национально-культурной автономии в 2006 г. в городе Ульяновске был открыт памятник просветителю чувашского народа И.Я. Яковлеву. На территории области возрождаются и проводятся национальные чувашские праздники «Акатуй» и «Сăварни», молодёжные фестивали «Чувашский соловей», «Перепелочка», «Серебряный голос», конкурс «Чувашская красавица», создана Федерация чувашской национальной борьбы «Кĕрешў».

    При участии Сваева В.И. в 2009 г. автономией совместно с Правительством Ульяновской области были проведены такие социально значимые мероприятия, как цикл творческих встреч с известными деятелями чувашской культуры и искусства, День чувашского кино, встреча с председателем Республиканского совета краеведов Чувашии Станьялом В.П.

    Общественная деятельность Сваева В.И. нацелена на укрепление дружбы между народами, сохранение на территории области межнационального согласия и единства. Сваев В.И. является членом Общественной палаты Ульяновской области.

    Сваев В.И. имеет ведомственную награду: Почетная грамота Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ (2001 г.); награду Ульяновской области: почетный знак Ульяновской области «За веру и добродетель» (2006 г.); поощрен руководством органов государственной власти Ульяновской области: Почетная грамота администрации Ульяновской области (2003 г.), Благодарственное письмо Губернатора Ульяновской области (2006, 2007 гг.), Благодарственное письмо Законодательного Собрания Ульяновской области (2003, 2007 гг.); имеет иные поощрения предприятий, организаций, муниципальных образований Ульяновской области, органов государственной власти и организаций других субъектов РФ.
    Сообщение 4-го учащегося

    Косырев Николай Федорович родился 13 января 1942 г. в с. Нихчик Большерецкого района Камчатской области. Окончил 7 классов Среднетимерсянской средней школы Цильнинского района, хоровое отделение Ульяновского культурно-просветительского училища, Куйбышевский институт культуры. Служил в Советской Армии. Работал инструктором, художественным руководителем РДК в с. Средние Тимерсяны, учителем музыки Среднетимерсянской средней школы, художественным руководителем РДК в с. Большое Нагаткино. В 1980 г. был руководителем русского народного хора. С 1986 г. – художественный руководитель и аккомпаниатор народного ансамбля чувашской песни «Эревет» в ДК «Руслан». Лауреат Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества. Заслуженный работник культуры РФ. Проживает в городе Ульяновске.

    Абрамов Николай Герасимович родился 11 ноября 1955 г. в с. Малые Туваны Шумерлинского района ЧАССР. Окончил с отличием Казанское профессионально-техническое училище, Казанский индустриально-педагогический техникум, строительный факультет Куйбышевского института инженеров железнодорожного транспорта, заочное отделение факультета экономики и менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета. Служил в рядах Советской Армии. Трудился на строительстве Ульяновского авиационно-промышленного комплекса. В 1988 г. создал и возглавил производственно-строительный кооператив, который в дальнейшем был преобразован в ЗАО «Строительная корпорация». Советник Академии естествознания Российской Федерации. Им учреждены две ежегодные премии: премия Н.Г. Абрамова на лучшее литературное произведение о И.Я. Яковлеве и событиях, связанных с его именем; премия им. Н.Г. Абрамова лучшему выпускнику одной из школ, расположенных на территории избирательного округа № 5 г. Ульяновска. В декабре 2007 г. возглавляемое Абрамовым Н.Г. ЗАО было удостоено диплома «Российский национальный Олимп. Главная премия России» и золотой статуэтки, как выдающееся предприятие среднего и малого бизнеса, а также диплома «Золотой Атлант» за успешное внедрение передовых трудоемких технологий в строительную индустрию России. Внес солидный денежный вклад в строительство памятника И.Я. Яковлеву в г.Ульяновске.

    Депутат Ульяновской Городской Думы IV созыва.


    Занятия по теме: «Музыкальное искусство народов Поволжья».

    (8 занятий)

    Задачи:

    1. Развивать умение слушать и анализировать музыкальные произведения народов Поволжья.

    2. Познакомить учащихся с музыкальными инструментами народов Поволжья.

    3. Познакомить учащихся с простыми танцевальными движениями татарского, чувашского и мордовского танцев.

    4. Продолжать воспитание в детях интереса и любви к музыкальной

    культуре народов Поволжья.
    Материалы к занятию: Сообщения учащихся, музыкальный материал.

    Презентация к занятию.

    Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, проигрыватель.

    Ребята, мы продолжаем знакомиться с культурой народов Поволжья. Скажите, пожалуйста, кто знает свои народные песни, поете ли вы их в семье, знаете ли вы особенности звучания своих народных песен. (Провести беседу с детьми о традициях в семье и т.д.).

    Музыкальная культура любого народа начинается с древних старинных песен, которые возникли в результате трудовой деятельности, духовной жизни народа.

    Как называется народное творчество? (фольклор).

    Вот мы и начнем с фольклора. В первую очередь познакомимся с особенностями старинных народных мелодий чувашей, мордвы и татар.

    Музыка татарского народа, как и другой вид искусства, прошла многовековой путь исторического развития. Ладо-интонационные (пентатоника) и ритмические особенности имеют общие черты с музыкальными традициями тюркских и финно-угорских народов Поволжья, что дает возможность предположить связь лирических татарских напевов с историческим музыкальным эпосом языческой эпохи.

    Народные мелодии и музыка казанских татар созвучны музыке алтайских татар, монгол и даже китайцев. В этом отношении музыкальная культура казанских тюрков примечательна тем, что до наших дней сохранила очень древние музыкальные традиции.

    Когда родились татарские песни?

    Сообщение 1-го учащегося

    Если вести историю татар от кочевого народа «та-та», который упомянут в китайских источниках IX в., то история нашей музыки одна, если от волжских булгар, — другая, от татаро-монголов – то вовсе иная. В «Татарском энциклопедическом словаре» приводятся три версии происхождения татар (булгаро-татарская, татаро-монгольская и тюрко-татарская). В принципе, все они допускают, что истоки татарского народа уходят в глубокую древность и не привязаны исключительно к Волжско-Камскому региону. Споры продолжаются, но ясно одно: народная музыка, современных татар (причем речь идет о действительно народной музыке, а не о «новоделе») тесно переплетена с восточными традициями, ее мелодика, орнаментация и колорит созвучны музыке народов Дальнего Востока. Наряду с этим она не избежала арабо-мусульманского влияния, которое обогатило ее арсеналом истинно восточных очень музыкальных инструментов.

    Все многообразие татарского музыкального фольклора можно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Именно в песне ярко отразилась эмоциональная жизнь народа – его печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Песенное творчество татар включает обрядовые (календарные, свадебные), исторические (баиты) и лирические песни. В народном музыкальном искусстве развивалось лишь сольное пение, традиционно одноголосное.

    Слушание любой татарской народной песни. Обсуждение и анализ песни.

    Сообщение учителя

    Основные виды татарской народной музыки: песни (тат. көйле җырлар) — светские и духовные, первые записи татарских народных мелодий представлены в «Азиатском музыкальном журнале» (Астрахань).

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта