Главная страница
Навигация по странице:

  • 3)(Звучит музыка) Рассказывает Томирис.

  • . (Инсценировка встречи Волошина и Цветаевой) Томирис

  • Цветаева

  • 4) Инсценировка встречи Цветаевой и Эфрона Ведущий

  • Стих читает Саида: Ждут нас пыльные дороги…

  • Чтец:Обвенчались они в январе 1912 года. Айбиби

  • Ведущий: 1914 год. Грянула Первая мировая война .Голодные годы Цветаевой…Судьба Эфрона.. Ведущий

  • .(Саида рассказывает) Ведущий

  • Чтец: Айбиби

  • Н.Заболоцкий Не позволяй душе лениться. цветаева. Литературномузыкальная гостиная, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой "Я тоже была, прохожий!" (к 130летию со дня рождения М. Цветаевой)


    Скачать 22.32 Kb.
    НазваниеЛитературномузыкальная гостиная, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой "Я тоже была, прохожий!" (к 130летию со дня рождения М. Цветаевой)
    АнкорН.Заболоцкий Не позволяй душе лениться
    Дата20.09.2022
    Размер22.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлацветаева.docx
    ТипДокументы
    #687277

    Литературно-музыкальная гостиная, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой "Я тоже была, прохожий!" (к 130-летию со дня рождения М.Цветаевой)

    Цели :1.Познакомить учащихся с центральными событиями жизни и творчества поэтессы, особенностями ее мировоззрения, основными темами и мотивами лирики М.Цветаевой. 2.Расширить знания о лирике М.Цветаевой 3. Развить творческие способности учащихся 4.Воспитывать любовь к поэтическому слову, к литературе.

    Эпиграф: « Возьмите стихи-это и есть моя жизнь..» 1)Вступительное слово учителя

    Обратите внимание на тему. Это слова Цветаевой. К кому обращены эти слова? К прохожему. А прохожим может быть каждый из нас. Значит, Цветаева обращается к нам. Что это? Просьба? Призыв или требование? Наверное, это и первое, и второе, и третье. Цветаева очень хотела неравнодушия к себе, к своему творчеству, немного любви и понимания. Это то, чего ей так не хватало при жизни. Поэтому , знакомясь с творческой и человеческой судьбой Цветаевой, не пройти мимо, не остаться равнодушными к памяти о ней, о замечательном поэте Серебряного века. Потому что она была в жизни, в литературе. Она была и творила, любили и страдала , и жила. И мне хотелось бы, чтобы сегодня для вас просто Цветаева превратилась в мою Цветаеву. Поразительно, что Цветаева в 20 лет сама предугадала свою неизвестность, свою нелегкую творческую судьбу. В 20 лет она напишет пророческие строки: «Моим стихам… 2)Празднично украшенный зал. В углу- журнальный столик., на котором стоит канделябр со свечами. Возле портрета Цветаевой- гроздья рябины. На стене –фотографии Цветаевой и ее родных людей. (звучит канцона для кларнета и струнного оркестра С.Танеева). Входит Цветаева .Подходит к фотографиям, рассматривает их. Задумчиво смотрит вдаль, как бы вспоминая что- то важное…Подходит к столику ,берет листы. Читает. (музыка смолкает) Рассказывает стих «Моим стихам ,написанным так рано…». После садится за стол. Учитель: 8 октября весь литературный мир отмечает 130-летие со дня рождения Цветаевой. Читает ученица : «Красною кистью рябина зажглась…» Ученица 2 рассказывает биографию Цветаевой.
    Сегодня настало ее время. Марину Цветаеву любят миллионы людей, ее строчки стали крылатыми. Ее изучают в школе,на ее стихи написаны песни. А самое главное-она имеет своего читателя ,которого она не имела при жизни, о котором мечтала.

    3)(Звучит музыка) Рассказывает Томирис.: Стихи она начала писать с 6 лет и не только по –русски,но и по-французски и по-немецки. Печататься начала с 16 лет. В 1910 году Цветаева направилась в типографию со своими стихами. Ее заметили и одобрили В.Брюсов, Н.Гумилев. А М.Волошин так восхитился ею, что без предупреждения пришел в дом к Цветаевым. (Инсценировка встречи Волошина и Цветаевой) Томирис: М.Цветаева была женщиной с деятельной мужской душой, решительной, воинствующей, неукротимой . Читает: «Кто создан из камня….

    Кто создан из камня, кто создан из глины, -
    А я серебрюсь и сверкаю!
    Мне дело - измена, мне имя - Марина,
    Я - бренная пена морская.

    Кто создан из глины, кто создан из плоти -
    Тем гроб и нагробные плиты...
    - В купели морской крещена - и в полете
    Своем - непрестанно разбита!

    Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
    Пробьется мое своеволье.
    Меня - видишь кудри беспутные эти? -
    Земною не сделаешь солью.

    Дробясь о гранитные ваши колена,
    Я с каждой волной - воскресаю!
    Да здравствует пена - веселая пена -
    Высокая пена морская!

    .Аружан: С детства она была погружена в атмосферу А.С.Пушкина. Она рано ощутила в себе некий «тайный дар» и назвала его «любовь»

    Цветаева: Пушкин заразил меня любовью. Словом-любовь…

    .Ведущий: Так и должно быть, это естественно, потому что Пушкин не просто национальное достояние, он - явление России, он - сама Россия со всеми ее слезами и улыбками,

    Россия талантливая, изумительная, но трагичная и неосуществимая. Одно из сильнейших детских воспоминаний Марины - то, что вечно, и под дождем, и под снегом, и зарю или метель - стоит с вечной шляпой в руке и называется памятник Пушкину.

    Ведущий: Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений "Стихи к Пушкину" и эссе "Мой Пушкин", "Пушкин и Пугачев".

    . Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца XIX - начала ХХвека. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением ее чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные ее поэтическому кумиру -Александру Блоку.

    Ведущий: В самом начале 1912 года в жизни Цветаевой произошли два важных события: она обвенчалась с Сергеем Эфроном, и у нее вышел второй сборник стихов "Волшебный фонарь".Она гостила тогда в волошинском крымском доме - в Коктебеле.

    4) Инсценировка встречи Цветаевой и Эфрона Ведущий:"Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном , усеянном мелкой галькой берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей - красивый, грустный и кроткой красоты юноша, почти мальчик - с поразительными, огромными, в пол-лица глазами ; заглянув в них и все прочтя вперед, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от нее, зеленых ,- вложил ей его в ладонь, розовый, внутри освещенный, крупный камень, который она хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день..."

    Стих читает Саида: Ждут нас пыльные дороги…

    Время после встречи, с мая 1911 года до начала мировой войны было самым счастливым в ее жизни. Именно ему, любимому, мужу, другу будут посвящены лучшие стихи.

    Чтец:Обвенчались они в январе 1912 года.

    Айбиби:"Сережу я люблю бесконечно и навеки... Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внутренне и внешне... Он блестяще одарен, умен, благороден. Если бы вы знали, какой он пламенный, великодушный, глубокий юноша! За три или почти три года совместной жизни ни одной тени сомнения друг в друге.

    "Наш брак до того не похож на обычный брак, что я совсем не чувствую себя замужем и совсем не переменилась,- люблю все то же и живу все так же, как в 17 лет. Мы никогда не расстанемся. Наша встреча - чудо."

    Ведущий: 1914 год. Грянула Первая мировая война .Голодные годы Цветаевой…Судьба Эфрона..

    Ведущий: 1917 год. Рядом с Мариной Цветаевой - ее друзья, любимый человек и крохотная дочурка. Это пора испытаний. Цветаева хотела жить исключительно личной, частной жизнью, а Время неустанно вторгалось в эту жизнь... Цветаева ощущала трагизм революционных событий, всей своей сущностью поэта не принимала - насилия, жестокости, убийств. И особенно тогда, когда это касалось ее привычного круга людей и тех, кто был для нее истинно дорог и любим.

    Ведущий: 1922 год. Марина Цветаева с дочерью Ариадной приезжают в Прагу. Начинается пражский период эмиграции, чрезвычайно богатый и разнообразный в ее творческой деятельности. Здесь за 3 года она выросла в того поэта, которого сейчас называем великим. Находясь в эмиграции, Марина постоянно думала о родине. В стихотворениях звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:В эмиграции Цветаева не прижилась. Все чаще ее стихи отвергались газетами и журналами. Она с сыном возвращается в Россию.(Саида рассказывает)

    Ведущий: . Конечно, сладкой ее жизнь не назовешь и теперь, хотя поэтессе предоставили возможность заниматься переводами. Череда неурядиц преследовала Марину Цветаеву. Найти свое место в этом мире, обрести счастье ей уже было не суждено...

    Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы... Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить. Ее самоубийство в Елабуге прозвучало как отказ от жизни, откуда ее выбросили.

    (Звучит колокольный звон)

    Чтец: Айбиби

    3наю, умру на заре! На которой из двух,
    Вместе с которой из двух - не решить по заказу!
    Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
    Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
    Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!
    С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!

    Ведущий: Главное, Марина Цветаева была великим поэтом, опережающим время,и когда поняла, что в эмиграции "она не нужна", а в России 40-х годов - "невозможна", то рванулась вперед - в Будущее! В неувядаемую Память Человечества!


    написать администратору сайта