Главная страница
Навигация по странице:

  • Формирование ритмической организации высказывания

  • 11.3.2. Формирование темповой организации высказывания

  • 11.3.3. Формирование интонационной выразительности речи

  • I. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения

  • Упражнения по освоению ритмики слова

  • Упражнения по отработке интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении

  • II. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения

  • III. Работа над интонацией восклицательного предложения

  • IV. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи

  • Развитие интонационной выразительности речи2. Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов


    Скачать 6.53 Mb.
    НазваниеЛогопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов
    АнкорРазвитие интонационной выразительности речи2.doc
    Дата27.04.2018
    Размер6.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРазвитие интонационной выразительности речи2.doc
    ТипДокументы
    #18580






































































    Развитие интонационной выразительности речи

    Формирование ритмической организации высказывания

    Логопедическая работа по данному направлению ведется через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения:

    1. Развитие восприятия ритмических структур.

    Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары ) — громких и тихих, с короткими и длинными паузами:

    !!! --- ; !!--!!--; ! !! !!; !-!-!-; --- --- и т. д.

    Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов.

    2. Воспроизведение ритмических структур. При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается

    после прослушивания серий ударов воспроизвести

    услышанное.

    Упражнения по восприятию и воспроизведению

    ритмических структур проводятся без опоры на

    зрительный анализатор.

    3. Формирование ритмической организации высказывания.

    Работа по данному разделу осуществляется в определенной последовательности: от узнавания ритмических структур к пониманию и сознательному анализу воспринимаемого образца и далее — к упражнениям на сознательную имитацию, которые служат в конечном счете усвоению навыков ритмики слова и формированию ритмической организации высказывания.

    В ходе логопедической работы предусматривается постепенное усложнение предлагаемого речевого материала:

    1) односложные слова:

    а) без стечения согласных — дом, нос, зуб, кот, рот, дуб, мяч и т. д.;

    б) со стечением согласных — стул, гром, торт, соль, брат и т.д.;

    2) двусложные слова:

    а) без стечения согласных, с первым ударным слогом—мама, каша, море, мясо, зубы, мыло, руки, мыши и т. д.;

    б) без стечения согласных, с последним ударным слогом — оса, узор, диван, зима, замок, коза и т.д.;

    в) со стечением согласных, с ударением на первом слоге — краска, сабля, масло, марка, тряпка, дочка и т. д.;

    г) со стечением согласных, с последним ударным слогом — окно, доска, кирпич, матрос, очки и т. д.;

    3) трехсложные слова:

    а) без стечения согласных, с ударением на первом, среднем, последнем слоге — ягода, посуда, машина, сапоги, самолет, колесо и т. д.;

    б) со стечением согласных, с первым, средним, последним ударным слогом — яблоко, автобус, скамейка, колбаса и т. д.;

    4) пары слов без перемещения ударного слога:

    а) односложные (без стечения и со стечением согласных): гусь—гуси, зуб—зубы, стул—стулья, гвоздь—гвозди и т. д.;

    б) многосложные (без стечения и со стечением согласных): песня—песни, машина—машины, палец—пальцы, спица—спицы, спичка—спички и т. д.;

    5) пары слов с перемещением ударного слога:

    а) односложные (без стечения и со стечением согласных): дом — дома, сад — сады, столб — столбы, стол — столы и т.д.;

    6) многосложные (без стечения и со стечением согласных): доска—доски, дерево—деревья, окно— окна, колесо—колеса и т. д.;

    6) словосочетания и фразы с различными комбинациями по месту ударения в словах: красивое платье, маленький мяч, высокое дерево и т. д.; Мама пришла. Дома было тихо. Наступила весна и т. д.

    Усвоение ритмики речевого высказывания проходит в процессе выполнения специальных упражнений:

    1. Восприятие и воспроизведение синтезированных ритмических контуров с ударением в начале, в середине, в конце отрезка:



    2. Отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура, слова, стихотворения, фразы (вместе с логопедом и самостоятельно).

    3. Подбор слов (картинок) к определенной акцентной структуре.

    4. Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение) и предложения (синтагматическое ударение).

    В процессе логопедической работы целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей.

    11.3.2. Формирование темповой организации высказывания

    Логопедическая работа по развитию у дошкольников с ЗПР способности использовать в речи различные темповые характеристики осуществляется в три этапа:

    1. Развитие общих представлений о темпе речи.

    2. Развитие восприятия различного темпа речи. Выделение данного этапа обусловлено прежде всего тем, что достаточный уровень развития речевого слуха и, в частности, таких его компонентов, как восприятие и дифференциация различного темпа и ритма речи, имеет определяющее значение для формирования интонационной выразительности речи.

    3. Развитие умения воспроизводить различный темп речи:

    а) воспроизведение темповой характеристики фразы сопряженно с логопедом;

    б) воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно, вслед за логопедом;

    в) самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы.

    В тех случаях, когда у дошкольников с ЗПР в их собственной речи наблюдаются отклонения от нормального темпа речи, используются специальные упражнения, направленные на его нормализацию. Упражнения проводятся систематически, основной прием работы — подражание темпу речи логопеда. Устранение ускоренного темпа речи осуществляется путем следующих упражнений:

    • повторение за логопедом фраз в медленном темпе (сопряженно и вслед за логопедом);

    • самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отстукивание каждого слога (слова) — ударами рукой по столу, отхлопывани-ем, ударами мяча и т. д.;

    • ответы на вопросы логопеда — сначала шепотом в медленном темпе, затем вслух — медленно и ритмично;

    • медленное проговаривание сложных скороговорок (трудности проговаривания обеспечивают замедление темпа);

    • проговаривание фраз под медленную музыку, под маршировку и т. д.;

    • различные речевые игры, в которых присутствует необходимость медленного проговаривания слов;

    • использование инсценировок (применение кукол-персонажей также позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники должны осуществлять различные действия с фигурками);

    • рассказы по картине, чтение стихотворении в медленном темпе (сопряженно и отраженно с логопедом, самостоятельно; под удары метронома и без них).

    Во всех случаях при выполнении упражнений может предусматриваться зрительный контроль над темпом речи посредством зеркала, что также в значительной мере способствует замедлению темпа.

    Устранение замедленного темпа речи предусматривает использование следующих упражнений:

    • повторение за логопедом фраз в быстром темпе (сопряженно и вслед за логопедом);

    • самостоятельное проговаривание фраз в быстром темпе под удары метронома;

    • проговаривание фраз под быструю музыку;

    • заканчивание фразы, начатой логопедом, в быстром темпе;

    • заучивание и произнесение в быстром темпе стихов и скороговорок;

    • использование различных игр, инсценировок, требующих быстрого произнесения слов.

    Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают определенное воздействие на нормализацию темпа речи.

    Основными задачами в работе по развитию темповой организации высказывания являются:

    1. Формирование у дошкольников с ЗПР некоторых знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный).

    2. Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи.

    3. Формирование умения использовать различные темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи.

    Для решения этих задач предусматривается ис пользование различных игровых упражнений, содержанием которых были следующие задания:

    • определить темп произнесения фразы (темп прочтения рассказа, стихотворения) поднятием флажка;

    • определить на всем протяжении рассказа (стихотворения), как изменяется темп его произнесения (подать сигнал флажком);

    • привести примеры, когда необходимо говорить быстро (при чтении скороговорок, когда люди очень спешат и т. д.);

    • привести примеры, когда нужно говорить медленно (например, когда что-либо объясняешь, когда загадываешь загадку и т. д.);

    • определить подходящий для высказывания темп речи;

    • заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, затем в быстром темпе;

    • произнести по сигналу логопеда фразу в заданном темпе (быстром, медленном, нормальном);

    • разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых требует замедления или ускорения темпа;

    • моделирование ситуаций, требующих быстрой (медленной) речи — например, объявление диктора на вокзале о прибытии поезда; разговор с маленьким ребенком и т. д.

    Приведем в качестве примера несколько игро вых упражнений и заданий, которые могут быть использованы в работе по развитию восприятия и воспроизведения темпа речи.

    “Угадай, как надо делать”. Логопед произносит одну и ту же фразу несколько раз в разном темпе:

    “Мелет мельница зерно”. Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед. Затем в игру вводятся другие фразы, например: “Мы с Антошкой едем по дорожке”, “Ветерок играет с листочками” и т. д.

    “Дождик”. Логопед читает стихотворение:

    Капля раз, капля два, Капля медленно сперва:

    Кап, кап, кап.

    Стали капли поспевать,

    Капля каплю подгонять:

    Кап, кап, кап.

    Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем. Кап, кап, кап.

    Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова “Кап, кап, кап”. В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.

    “Дятел”. Логопед произносит двустишие несколько раз в разном темпе:

    Дятел дерево долбит, На весь лес он стучит.

    Детям предлагается произносить слова “тук-тук, тук-тук” в том же темпе, в котором было произнесено двустишие. Далее дети произносят данное двустишие в разном темпе, в зависимости от просьбы логопеда.

    11.3.3. Формирование интонационной выразительности речи

    1. Развитие восприятия различных видов интонации.

    Логопедическая работа проводится в определенной последовательности:

    1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).

    2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа:

    а) знакомство с повествовательной интонацией;

    б) определение картинки-символа;

    в) упражнения по выделению повествовательной интонации.

    3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа:

    а) знакомство с вопросительной интонацией;

    б) определение картинки-символа;

    в) упражнения по различению вопросительной интонации.

    4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа:

    а) знакомство с восклицательной интонацией;

    б) определение картинки-символа;

    в) упражнения по выделению восклицательной интонации.

    5. Развитие дифференциации различных видов интонации.

    При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением ., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:

    Восклицательный знак

    Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнестись должны!

    (А. Тетивкин)

    Бурным чувствам нет конца:

    Пылкий нрав у молодца!

    Вопросительный знак

    Разные вопросы задаю я всем:

    Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак.

    (А. Тетивкин)

    Вечно думая над смыслом Изогнулся коромыслом.

    Точка

    У нее особый пост В самой малой строчке. Если точка — Вывод прост:

    Это значит — Точка.

    Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо.

    (Ф. Кривин)

    Предложения бывают:

    1. Вопросительные

    Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама:

    “Ты дрался, да?..

    Ты что — немой?..

    Ну что молчишь упрямо?”

    2. Повествовательные

    Повествовать придется мне, И я скажу:

    “Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...”

    3. Восклицательные

    Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет:

    “Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”

    (Ф. Кривин)

    2. Формирование интонационной выразитель ности речи.

    В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания:

    1. Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.

    2. Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.

    В данных заданиях широко используются игры и инсценировки (“Далеко или близко?”, “Заблудились”, “Высоко или низко”, “Три медведя”) и т. д.

    3. Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков:

    и т.д.



    ау ои ауи аза усо и т. д.

    5. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале отдельных гласных звуков и сочетаний из двух—трех гласных звуков:

    у — беззвучная артикуляция — ау, ауи у — шепотное произнесение — ау, ауи у — тихое произнесение — ау, ауи у — громкое произнесение — ау, ауи и т. д.

    6. Тренировка динамического диапазона голоса при пении гласных звуков — громко, тихо, с постепенным затиханием голоса, с постепенным усилением голоса.

    7. Повышение и понижение голоса при произнесении отдельных гласных звуков, сочетаний из двух—трех гласных звуков, слогов:



    8. Чередование повышения и понижения голоса при произнесении отдельных звуков:

    А а А а А а

    9. Постепенное повышение голоса с последующим его понижением при произнесении гласных звуков:



    Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:

    1. Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся

    понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

    Это Маша.

    Маша поет.

    На улице ранняя весна. И т. д.

    2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

    Маша пришла?

    Маша пришла?

    Маша поет песню?

    Маша поет песню?

    Маша поет песню? И т. д.

    3. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове:

    Как Маша поет?

    Когда он приедет?

    Сколько в саду детей? И т. д.

    4. Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой:

    Какая она красавица!

    Это же мама!

    Доброе утро!

    и т. д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, про-сительности):

    За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку!

    и его сокращение:

    Смотри! Начинай работу! И т. д.

    В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем — самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:

    Эту сказку ты прочтешь

    Тихо, тихо, тихо...

    Жили-были серый еж

    и его ежиха.

    Серый еж был очень тих

    И ежиха тоже.

    И ребенок был у них —

    Очень тихий ежик.

    Всей семьей идут гулять

    Ночью вдоль дорожек

    Еж-отец, ежиха-мать

    И ребенок-ежик.

    Вдоль глухих осенних троп

    Ходят тихо: топ-топ-топ.

    В дом лесной вернутся еж,

    Ежик и ежиха,

    Если сказку ты прочтешь

    Тихо,

    Тихо,

    Тихо...

    (С. Маршак)

    Скажи погромче Слово “гром” — Грохочет слово,

    Словно гром.

    (А. Барто)

    Опавшей листвы разговор еле слышен:

    Мы с кленов... Мы с яблонь... Мы с вязов... Мы с вишен... С осинки... С черемухи... С дуба... С березы... Везде листопад:

    На пороге — морозы!

    (Ю. Капотов)

    В водах тихого затона Пели песни три тритона. Первый звался Харитоном, Пел красивым баритоном. Славно пел тритон Антон, Был он тоже баритон. Но у третьего тритона Голос ниже на три тона. А уж если у тритона Голос ниже баритона — Значит, это мощный бас1 Вот и весь рассказ.

    (Л. Мезинов)

    (Детям предварительно объясняются незнакомые понятия, ребенку предлагается изобразить голоса тритонов.)

    Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с ЗПР, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи.











    Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

    1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи

    В задачи этого этапа входит:

    § показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;

    § познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

    В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется по пяти направлениям.

    1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.

    Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз — без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

    2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

    Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически так: →. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.

    Логопед говорит о том, что на письме такие предложения обозначаются точкой. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это точка — точка-одиночка». После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений. Выделяя их, дети поднимают карточки с точкой.

    Примерный текст:

    Два цвета

    Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца. Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и красные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку.

    Затем детям предлагаются различные тексты и дается задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встречается в тексте.

    3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения

    Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически:

    Для обозначения вопроса предлагается знак ? Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:

    Это кривоносый

    Вопросительный знак,

    Задает он всем вопросы:

    «Кто? Кого? Откуда? Как?»

    После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.

    Примерный текст:

    Хомяк

    Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать.

    Затем детям предлагается при предъявлении текстов и стихов выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.

    4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

    Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями типа «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

    § Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)

    § Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)

    § Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!) И т. д.

    Затем детям снова последовательно показываются подобранные картинки и дается задание: назвать слово, соответствующее данной картинке. Потом логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» После этого детям показывается, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом:

    Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. Для обозначения восклицания дается соответствующий знак: «Восклицание мы будем обозначать вот таким знаком !» Заучивается стихотворение про восклицательный знак:

    Чудак — восклицательный знак.

    Никогда он не молчит,

    Оглушительно кричит:

    «Ура! Долой! Караул! Разбой!»

    После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.

    Примерный текст:

    Самый важный

    «Я самый важный! Я всех бужу», — говорил будильник. «Я важнее! Всех вожу! — говорил автобус. «А я важнее вас! Я построил этот дом», — говорил подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»

    Затем при предъявлении текстов и стихов дети выкладывают перед собой столько фишек (записывают столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.

    5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи

    Логопед повторяет с детьми, какие виды интонаций они знают: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос, восклицание; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям дается задание определить интонацию предложений в тексте. На каждый интонационный тип предложения поднимается карточка с соответствующим грамматическим знаком. Примерный текст:

    Сорока и мышь

    - Мышка-трусишка, ты треска боишься?

    - Ни крошечки не боюсь!

    - А громкого свиста?

    - Ни капельки не боюсь!

    - А страшного рева?

    - Нисколечки не боюсь!

    - А чего же ты боишься?

    - Да тихого шороха.

    Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

    2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

    В задачи этого этапа входит:

    § формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;

    § последующая их дифференциация в экспрессивной речи.

    В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

    Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте.Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

    - Ну, Весна, как дела? (высоко)

    - У меня уборка, ( низко)

    - Для чего тебе метла? (высоко)

    - Снег мести с пригорка, (низко)

    (О. Высотская)

    - Это кто? Это кто

    По дороге скачет? (высоко)

    - Это наш озорной

    Непоседа-мячик, (низко)

    - Где купили вы, синьор,

    Этот красный помидор? (высоко)

    - Вот невежливый вопрос:

    Это собственный мой нос! (низко)

    - Был сапожник? (высоко)

    - Был. (низко)

    - Шил сапожки? (высоко)

    - Шил. (низко)

    - Для кого сапожки? (высоко)

    - Для пушистой кошки, (низко)

    - Почему корова эта

    Маленького роста? (высоко)

    - Это же — ребенок,

    Это же — теленок, (низко)

    (А. Шибаев)

    8. Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.

    9. Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).

    Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в направлении 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале, 2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

    Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.

    I. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения

    Так как оформление повествовательной интонации во многом обусловлено изменением высоты ударного слога, большое внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова. Поскольку в предложениях, составляющих единое целое — синтагму, как и в слове, можно выделить предударную—ударную или предударную—ударную—заударную части, то работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, длительности гласных звуков). В процессе работы детям предлагается проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно различный речевой материал.

    Упражнения по освоению ритмики слова

    1. Произнесение односложных слов:

    а) простых: да, но, ты, мы, он, ем, сел, там, сук, мак, суп, сыт, сам, дым, нос, лес, дом, сон, лом, сыр и т. д.;

    б) со стечением согласных: сто, сталь, волк, свет, страх, гном, стук, стол, старт, мост, куст, лист, танк и т. д.;

    в) в структуре нераспространенных предложений: Соль стоит. Сом спит. Сын ест. Волк пьет. Снег скрипит. И т. д.

    2. Произнесение пар слов с гласными У, Ы, И, находящимися в ударной и безударной позиции:

    а) слова с гласными в ударном и предударном слогах: суп — супы, лист — листы, куст — кусты, лис — лиса, зуд — зудит и т. д.;

    б) слова с гласными в ударном и заударном слогах: сам — сами, сок — соки, соль — соли, зуб — зубы и т. д.;

    в) слова различной слоговой структуры и местом расположения гласного по отношению к ударению в слове: умный, устный, улица, удар, урюк, уроки, изучать, музыкант, август, градус, выпуск и т. д.

    3. Произнесение пар слов с гласными Э, О, А, находящимися в ударной или безударной позиции.

    Гласный звук Э:

    а) в первом предударном слоге: цвет — цветы, смех — смешной, взгляд — глядеть, стены — стена, взял — взяла, связь — связать и т. д.;

    б) во втором предударном слоге: серый — серебро, белый — белизна и т. д.;

    в) в других предударных слогах: перенести, перевезти, переезжать и т. д.;

    г) в заударном слоге: занять — занятый, девятый — девять, смотреть — просмотренный и т. д.;

    д) в различной структуре слов: веселый, зеленый, секрет, певец, среда, месяц, палец, мастер, повесть, вывесить, зверинец, земляника, путешественник и т. д.

    Гласные звуки А, О:

    а) в первом предударном слоге: сам — сама, стар — старик, стол —столы, мост — мосты, дом — дома и т. д.

    б) во втором предударном слоге: сама — самолет, создать — создавать, сказать — рассказать, балет — балерина и т. д.;

    в) в других предударных слогах: сопровождать, прополоскать, заболевание и т. д.;

    г) в заударных слогах: мороз — заморозки, золотой — золото, слова — слово, сказать — высказать и т. д.

    4. Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения:

    а) с ударением на первом слоге: Утром холодно. В восемь вечера. Слушали радио. Видел сына. Поздняя осень. В разных странах. И т. д.;

    б) с ударением на одном из средних слогов: Домашнее задание. Последняя остановка. Строительство завода. И т. д.;

    в) с ударением на конечном слоге: Задать вопрос. Самолет летит. Ходил в кино. Пришел в магазин. И т. д.;

    г) в различных комбинациях по месту ударения: Новый рассказ. Станция метро. Несколько секунд. Не было дождя. Художественные фильмы. И т. д.

    Упражнения по отработке интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении

    1. Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения:

    Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Сегодня на улице сыро. Стоит сухая погода. Мне понравилась сказка.

    2. Отработка повествовательной конструкции с передвижением интонационного центра в неконечную позицию:

    Я хожу в детский сад. И мой друг ходит в детский сад. Он уехал на дачу. И его соседи уехали на дачу. В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры стоит стол.

    II. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения

    В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят сопряженно с логопедом, повторяют за ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.

    Упражнения

    1. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.

    а. Резкое повышение тона в односложном слове:

    твой? — твой сок? суп? — твой суп?

    стол? — там стол? нос? — это нос?

    дом? — твой дом? сад? — там сад?

    сам? — ты сам?

    б. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:

    солдаты? — там солдаты?

    в столовой? — он в столовой?

    старушка? — идет старушка?

    снежинки? — летят снежинки?

    в. Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:

    этот? — этот сад?

    весело? — вам весело?

    очень? — очень вкусно?

    ласковый? — ласковый кот?

    г. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на последнем слоге:

    письмо? — вам письмо?

    хорошо? — здесь хорошо?

    далеко? — тебе далеко?

    коньки? — твои коньки?

    д. Выделение вопросительной интонацией слова в начале, середине и в конце предложения:

    Можно взять санки? Все играют? Долго нам спать?

    Вам все понятно? Тебе хорошо видно? Ты можешь достать сливу?

    Ты идешь домой? Сказка тебе понравилась? Вы письмо получили?

    Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка?

    2. Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом.

    а. Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения:

    Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет? Когда вы обедаете?

    б. Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине предложения:

    Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять? Ты что будешь есть?

    3. Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряженно с логопедом, по подражанию, самостоятельно).

    Примерный речевой материал:

    Что такое? Что случилось?

    Отчего же все кругом

    Завертелось, закружилось

    И помчалось колесом?

    (К. Чуковский)

    Куда вы пропали?

    Или в канаву упали?

    Или шальные собаки

    Вас разорвали во мраке?

    (К. Чуковский)

    Что за шум? Что за вой?

    Как ты смеешь тут ходить,

    По-турецки говорить?

    Крокодилам тут ходить воспрещается.

    (К. Чуковский)

    Который час? Чем занята?

    Двенадцать бьет. Штанишки шьет.

    Кто вам сказал? Кому?

    Знакомый кот. Супругу своему.

    А мышка где? А кто ее супруг?

    В своем гнезде. Барон Кукарекук.

    (Французская песенка)

    Что мне делать?

    Как мне быть?

    Отвернулись все ребята,

    Не хотят со мной дружить.

    Что делать после дождичка?

    По лужицам скакать.

    Что делать после дождичка?

    Кораблики пускать.

    Что делать после дождичка?

    На радуге качаться.

    Что делать после дождичка?

    Да просто улыбаться.

    (В. Данько)

    - Черная курочка, Куда ты пошла?

    - На речку.

    - Зачем ты пошла?

    - За водичкой.

    - Зачем тебе водичка?

    - Цыпляток поить.

    - Как цыплята просят пить?

    - Пи, пи, пи...

    (Потешка)

    III. Работа над интонацией восклицательного предложения

    В процессе работы детям показывается, что при восклицательной интонации голос значительно повышается на логически главном слове предложения, затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении интонации восклицательного предложения сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.

    Упражнения

    1. Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.

    Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподра жания:

    Но, увидев усача,

    Ай!-Ай!-Ай!

    Звери дали стрекоча.

    Ай!-Ай!-Ай!

    По лесам, по полям разбежалися,

    Тараканьих усов испугалися.

    ...Но однажды поутру

    Прискакала кенгуру

    Увидала усача,

    Закричала сгоряча:

    Разве это великан?

    Ха!-Ха!-Ха!

    Это просто таракан!

    Ха!-Ха!-Ха!

    (К. Чуковский)

    Гуси начали опять

    По-гусиному кричать: ГА-ГА-ГА!

    Лягушата квакают: КВА-КВА-КВА!

    А утята крякают: КРЯ-КРЯ-КРЯ!

    Кошки замурлыкали: МУР-МУР-МУР!

    Поросята хрюкают: ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ!

    Птицы зачирикали: ЧИК-ЧИРИК!

    Лошади заржали: И-И-И!

    Мухи зажужжали: Ж-Ж-Ж!

    Мурочку баюкают мою:

    Баюшки-баю!

    Баюшки-баю!

    (К. Чуковский)

    Как на пишущей машинке

    Две хорошенькие свинки:

    Туки-туки-туки-тук!

    Туки-туки-туки-тук!

    И постукивают,

    И похрюкивают:

    Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

    Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

    (К. Чуковский)

    На улице две курицы

    С петухом дерутся.

    Две маленькие девочки

    Смотрят и смеются:

    Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!

    Ой! Как жалко петуха!

    Бабка охает и стонет:

    Ой! Белье мое утонет.

    Ой! Попала я в беду.

    Ой! Спасите! Пропаду!

    (С. Михалков)

    2. Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание (проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно).

    Примерный речевой материал:

    Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

    3. Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах.

    Катит лыжа впереди,

    Я — за лыжей позади.

    Я кричу ей: «Погоди!

    Лыжа, лыжа, не кати!»

    Я кричу ей: «Хватит!»

    А она все катит.

    Правую лыжу

    Я уже не вижу.

    (Э. Мошковская)

    «Мама! Мама! Посмотри!

    Я пускаю пузыри.

    Желтый, красный, голубой —

    В каждом я и ты со мной.

    Посмотри-ка, посмотри!» —

    Просит маму Галка.

    Ой, а где же пузыри?

    Лопнули, как жалко.

    (Ф. Бобылёв)

    И вскричал Гиппопотам:

    - Что за стыд, что за срам!

    Эй, быки и носороги,

    Выходите из берлоги

    И врага на рога

    Поднимите-ка!

    (К. Чуковский)

    IV. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи

    Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосам, интонациям героев.

    Примерный речевой материал: «Дядя Степа» (С. Михалков), «Волк и лиса», «Разговор лягушек» (переводы английских баллад С. Маршака), «Телефон», «Путаница», «Айболит», «Федорино горе» (К. Чуковский), «Девочка-ревушка» (А. Барто), «Три медведя» (Л. Н. Толстой), русские народные сказки и т. д.















    написать администратору сайта