логоритмика. Логоритмика на уроках музыки как метод музыкального и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать 96 Kb.
|
Логоритмика на уроках музыки как метод музыкального и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья. МОУСОШ №45 Пирогова Ася Александровна Учитель музыки г.Мурманск 2011 г. Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова) “Человеческий речевой аппарат – это своего рода скульптор, правда, скульптор создает художественные образы из глины и высекает их из мрамора, говорящий же человек “лепит” звук речи из особого материала – из волн движущегося воздуха” Ю. Фролов. Дыхательная функция тесно связанна с пением. «Дыхание - это сырой материал речи» (А. И. Леонтьев). Искусство - могучее средство исправления людского несовершенства. Т. Драйзер В условиях экономической нестабильности и экологической напряжённости, на фоне снижения уровня жизни идёт ухудшение психического, физического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Совпадая по времени с возрастным кризисом развития («кризис 6-8 лет»), поступление ребёнка в школу несёт с собой серьёзные испытания его адаптационным возможностям, т.к. новая (школьная) деятельность объединяет два процесса: собственно обучение (овладение знаниями определённого объёма и уровня) и школьную социализацию (включение в коллектив, систему школьных межличностных отношений). От того, насколько ребёнок впишется в школьную систему требований, норм и социальных отношений, приспособится к новой системе социальных условий, режиму жизнедеятельности, новым видам деятельности зависит его дальнейшее отношение к учебной работе, общение с учителями и одноклассниками. Как показывает практика, учебный предмет «Музыка» у первоклассников неизменно попадает в число предпочитаемых. Данный факт объясняется гедонистической сущностью музыкального искусства, доставляющего ребенку наслаждение и радость, и разнообразием видов музыкальной деятельности, позволяющих первокласснику реализовать свой жизненный и музыкальный опыт в привычной познавательно-игровой деятельности. В настоящее время в современной школьной практике мы наблюдаем снижение уровня воспитанности и образованности учащихся, дегуманизацию в отношениях между подростками, ослабление воспитательного воздействия семьи. Усвоение весьма расплывчатых социальных норм, правил общения и поведения, отсутствие в обществе устойчивой системы ценностей оказывают негативное влияние на ориентацию подростка в системе социальных отношений и нередко становятся причиной девиантных поведенческих проявлений. Девиантное поведение – это сложное социально-психологическое проявление, которое характеризуется большим разнообразием признаков: отсутствием положительных интересов и стремлений, низкой общей культурой, неуважительным отношением к окружающим, вредными привычками. Не для кого не секрет, что сегодня в массовых школах выросло число педагогически и социально запущенных детей, детей с задержкой психического развития, в связи с чем открываются классы компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения в рамках общеобразовательных школ и специальные общеобразовательные школы для трудных подростков, многие из которых состоят на учете в милиции. В связи с этим в последние годы в педагогической деятельности все большее значение приобретает коррекционно-развивающий аспект обучения. Новые подходы к общему и специальному образованию предполагают создание оптимальных условий для обучения и развития детей с различными индивидуально-психологическими особенностями, усиленное внимание к их физическому и психологическому здоровью, к профилактике и коррекции отклонений в развитии. Работая более 20 лет с детьми, помимо традиционного изучения предмета «Музыка», я использую элементы такого эффективного метода , как ЛОГОРИТМИКА . Это ФОРМА АКТИВНОЙ ТЕРАПИИ , ЦЕЛЬЮ которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании СО СЛОВОМ И МУЗЫКОЙ. Почему ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам РИТМА. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм, и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме – ритмических упражнениях и играх. Как ОБЪЕКТ НАУКИ ( структура речевого дефекта ) и ПРЕДМЕТ(многообразные нарушения сенсорных , психомоторных функций и СИСТЕМА ДВИЖЕНИЙ В СОЧЕТАНИИ С МУЗЫКОЙ И СЛОВОМ) , логоритмика служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания , голоса, ритма, темпа и мелодико – интонационной стороны речи. Что такое логоритмика ? Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Пренципиальная и основная - тесная связь именно с музыкой! Музыка с ее огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений. Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, включающая в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, направленная на всестороннее развитие ребенка , на совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, на способность преодолевать трудности ,творчески преодолевать себя. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, нампример, сердечно- сосудистой, дыхательной, рече-двигательной , познавательной и др. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Особенность метода в том , что музыка не просто сопровождает движение . а является его руководящим началом. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Несомненно ,что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог- дефектолог , имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако несложные упражнения могут выполнить и родители детей. Основными задачами логоритмического воздействия являются: 1)развитие слухового внимания и фонематического слуха; 2)развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса; 3)развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений ,умение красиво двигаться; 4)воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями; 5)воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое; 6)развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания; 7)формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением; 8)формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации. 9)развитие творческой фантазии и воображения. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной. Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений имеет свою историю. В начале 20 века в Европе появилась система так называемого "ритмического воспитания", основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Основой его методики было выражение музыки при помощи движения, т.е. человеческое тело становилось своеобразным инструментом, чутко передающим ритм, темп, динамические оттенки и художественный замысел всего музыкального произведения в целом. Сам Далькроз говорил: "Музыка приобретает телесные формы, в свою очередь, преобразуя наши тела". Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика. Одним из её ответвлений является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы XX века профессором психотерапии В.А. Гиляровским и логопедом Н.А. Власовой для коррекции речевых нарушений, прежде всего, заикания. Сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом коррекционной методики по преодолению заикания. Однако наряду с заиканием логоритмика применяется при коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии. В системе логоритмической работы с детьми можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы. Все ниже перечисленные упражнения делятся на две большие группы: 1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов); 2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха.) Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений: 1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание. 2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела. 3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений. 4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память. 5. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки. 6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий. 7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание. 8. Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении. 9. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи. 10. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос. 11. Игра на музыкальных инструментах. Музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. 12. Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами. 13. Упражнения на развитие мимики. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек). 14. Артикуляционные упражнения . Они направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет. 15. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов. 16. Коррекция звукопроизношения. На логоритмических занятиях проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания. При разработке любого урока я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняю психолого- педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы. Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы: 1)Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук. (Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти. ) 2)Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. (Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма.) 3)Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.(Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих данных.) 4)Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения.(Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.) 5)Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы. (Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.) 6)Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям.(Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.) 7)Упражнение на развитие словотворчества.(Расширение активного словарного запаса детей.) В структуру урока музыки я не всегда включаю ВСЕ перечисленные элементы, но многие из них использую часто и широко. Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. Поэтому и во время урока музыки очень удобно использовать песенно-танцевальные фрагменты с вышеперечисленными элементами, так как дети уже сидят. А так же процесс пения песен должен проходить при прямой осанке. Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка. И у меня на уроках дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки. Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения должны проходить под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Все это я использую при разучивании песен( тексты, проговаривание слов с учетом ритмического рисунка в песне, прохлопывание ритмического рисунка отдельно и вместе со словами). Упражнения я разучиваю поэтапно: сначала показываю весь вариант целиком, затем ход мелодии, потом движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. При работе над дыханием я обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Мной подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими. (На занятиях с хором – упражнения на правильное дыхание по системе Стрельниковой). Во время прослушивания музыкальных фрагментов на уроках я учу детей не просто слушать, а думать над музыкой , выражать свои эмоции по отношению к ней, объяснять ее , подбирать слова , фразы , определения , наиболее точно характеризующие музыкальный фрагмент. Для помощи детям на уроках я раздаю специально подготовленные листы с набором слов различных по эмоциональному настроению . Все это направленно на развитие речи вообще и на развитие словотворчества детей , на обогащение их словарного запаса. В занятия я обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходит поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детском коллективе. В коммуникативных танцах и играх я не оцениваю качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре (Танцы - разминки «На стульчиках», «Маленькая хозяюшка», песни с танцевальными движениями : «Дед мороз» , «По секрету всему свету», «Волшебник- недоучка» , «Старый рояль», «Московская кадриль», «Кошка и котенок», «Давим клюкву», и т.д.). В процессе изучения и исполнения песен я разрешаю детям вставать ,танцевать , двигаться как им хочется. Я «иллюстрирую» песни движениями , и дети охотно повторяют их за мной. Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую практику. Но тем оно и ценно. И в младших классах я использую прием «Экспрессивного выражения внутреннего эмоционального состояния» : Начиная с первых уроков музыки, учащиеся используют двигательные упражнения с целью передачи выразительных средств музыки( вокализируя мелодию они показывают ее направление жестом). Именно то, как выразительно дети это делают , будет отражать их экспрессивное выражение внутреннего эмоционального состояния. И здесь интересно вводить в содержание уроков навык дирижерского жеста с целью последующего управления как собственным исполнением, так и дирижирования классом-хором. Важно здесь еще не только то, как оригинально выразит себя учащийся-дирижер, но и на сколько чутко отреагирует класс на характер его жестов. Готовность памяти является существенным критерием творчества. Для ее развития мне нравится использовать прием «ассоциативная цепочка» : В младших классах она ,конечно, примитивна. В старших я ориентируюсь на уровень развития детей. Например: нужно подобрать несколько понятий, которые соединят два разных слова голос и нота. С помощью учителя ( в начале) получается голос- пение- музыка- нота. Могут быть и другие варианты. Или предлагаю убрать ненужное слово в цепочке .Например : песня- нота- рояль- слово- стул- оркестр ( детям предлагается хлопнуть в ладоши, когда они услышат ненужное слово). Есть еще прием, который мне нравится использовать в работе : способность к открытию образного видения слова. Цель- в развитии умений управлять своим творческим самочувствием, научитьс образному видению слова. Детям предлагается мимикой или пантомимой передать смысл слов (на низком уровне), образов (на среднем ) , чувств и ощущений (на более высоком уровне развитости творческих способностей). Например : 1)передать смысл слов :музыкант, певец, композитор, грустная музыка, веселая музыка. 2)смысл образов : грусть, мужество, солнце, трагедия. 3)смысл ощущений :покой, свет, свежий воздух, счастье. За время работы в течении 18 лет аккомпаниатором в детском танцевальном коллективе и будучи в тесном рабочем содружестве с балетмейстером, основываясь на практическом опыте , наблюдая за детьми, которые ходили на занятия регулярно, прослеживая их рост , физическое , эмоциональное и личностное развитие, мы , сначала с удивлением, затем уже как закономерность, стали отмечать серьезные сдвиги в сторону улучшения их здоровья. Не просто изменялась осанка, выпрямлялся позвоночник, налаживалась координация движений, а ,благодаря тому , что все движения дети проговаривали «считалочками» , пропевали , прохлопывали , «продумывали», и через речь и пение « давали команду» своему телу , постановке головы , направлению глазам, исправлялось косоглазие, запущенные формы сколеоза. И вообще дети становились общительными, дружелюбными , эмоционально раскрепощенными, с правильной речью, с чувством ритма, умеющими слышать и слушать музыку, они становились дисциплинированными. Конечно же я не могла не перенести этот опыт на работу учителя музыки в школе. Более подробно и целенаправленно работу над дыханием, эмоциями, мимикой, танцевальными движениями, артикуляцией, проговариванием или звукопроизношением, пением, активизацией внимания и памяти, ритмом, темпом я веду на занятиях с хором. Я считаю, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь и пение будут красивыми, звучными и выразительными. Поэтому на занятиях я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать. Важно выделять следующие направления работы: 1)развитие чувства ритма – упражнения, музыкально –дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия; 2)формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания; 3)развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса (греч. praxis – действие). Способность производить целенаправленные действия, движения. Различные формы нарушений действия объединяются понятием «апраксия». Кроме того, к апраксиям в качестве относительно самостоятельной их формы относят расстройства письма, аграфию.) , мимических мышц; 4)развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций; 5)речевым сопровождением или использованием различных предметов( музыкальные инструменты); развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения , направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики . Я думаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, и не только имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи. В результате использования на уроках музыки элементов логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое. Список используемых источников: 1.Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей Автор: Клезович О.В. Издательство: Мн: Аверсэв Год издания: 2005 Страниц: 152 Пособие посвящено интеграции музыкальной деятельности в практику коррекционно-педагогической работы и представлено коррекционно-развивающими играми, способствующими повышению уровня речевого и музыкального развития детей. В книгу включены музыкально-игровые упражнения по слушанию, музыкально-речевые, музыкально-ритмические, музыкально-коммуникативные игры, упражнения и игры с использованием детских музыкальных инструментов. В пособии также предлагаются методические указания, которые помогут педагогам в планировании учебно-воспитательного процесса. Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. 2.Название: Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи Автор: Кузнецова Е.В. Издательство: Гном и Д. Год выпуска: 2004 Пособие Е.В. Кузнецовой посвящено одному из самых редко освещаемых в литературе разделов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи - логопедической ритмике. Можно назвать единичные работы в этом направлении (В.Л. Гринер, Г.А. Волкова, Е.В. Оганесян). Вместе с тем потребность в таких публикациях чрезвычайно велика, чем и определяется актуальность данного пособия.В пособии представлен большой объем игр и упражнений, свидетельствующий о том, что автором проделана большая работа по их компиляции и дополнению оригинальным материалом. Разделы, по котором они систематизированы удобны и методически оправданы. 3.Название:Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. Автор:Алябьева Е.А. Издательство: ТЦ Сфера Год: 2006 В пособии представлен практический материал для развития у детей дошкольного возраста чувства ритма, темпа, для расширения их словарного запаса и автоматизации звукопроизношения. Предлагаемые логопедические стихотворные упражнения без музыкального сопровождения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками» можно использовать и как логопедические, и как логоритмические при условии расстановки ритмических акцентов. 4.Детская музыкальная школа № 1 г. Пензы — Википедия «Музыкальная логоритмика» (Е. В. Уланова); «Музыкальная эстетика для самых маленьких» (Л. А. Павлова). Традиции уроков композиции и импровизации, заложенные А. А. Штейнвилем, Р. Т. Давыдовым, сейчас продолжают Е. В. Гусев и К. Н. Строков. ru.wikipedia.org 5. Презентация создана на основе работ (сайты) : festival.1september.ru/articles/588990/ , www.vivatoshka.ru/article.php?id=33 festival.1september.ru/articles/510012/ 6 .Практические упражнения разработаны совместно с хореографом ДК ЖД г. Мурманска Антоновой Л.В. |