Главная страница

М. Е. Бурно о характерах людей


Скачать 263 Kb.
НазваниеМ. Е. Бурно о характерах людей
Дата23.12.2021
Размер263 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаburno_m_e_o_harakterah_lyudei.doc
ТипДокументы
#315960
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Главное в переживаниях тревожно-сомневающегося (психастеника), ес­ли он достаточно сложен, - это тонкие нравственно этические мотивы, служение (в том числе научное) Добру. Именно это его по-настоящему волнует, и это он в подробностях запоминает своей весьма средней (не чувственной, не механической) памятью. Она не удерживает в себе ни подробности семейных романов, ни детективные происшествия, но хранит многое из творчества названных выше созвучных тревожно сомневающихся (психастенических) художников и ученых, а также - из творчества соз­вучных тревожно-сомневающемуся (психастенику) своей психастенической гранью лсихастеноподобных эпилептиков Достоевского и Толстого.

Непрактичность в широком смысле (происходящая, прежде всего, от слабой чувственности) выражается здесь и в том, что тревожно-сомневаю­щийся (психастеник) не рассчитает время на дорогу, накупит в магазинах больше, чем сможет унести, купит одежду не того размера, запланирует больше дел, нежели сможет выполнить, плохо ориентируется зрительно-географически. От рассеянности он слишком много времени теряет на поиски какой-то вещи пли бумаги.

Тревожно-сомневающийся человек (психастеник), реалист по своей природе, мало способный к религиозным переживаниям. обычно живет не чувственными радостями, не организаторскими делами, не борьбой, не сладостью власти. Он способен довольствоваться в жизни немногим, но хочет делать какое-то свое, посильное благородно-нравственное дело для людей. Или женщина готова помогать мужу это делать.

Важно, однако, знать, что выполняешь свой долг, как-то служить Добру. На этом и держится здесь мироощущение. Если нет возможности это делать, то человек страдает. Охваченный изначальной размышляющей тре­вогой, он и страшных болезней, смерти, сумасшествия боится потому, что ужасно для него не выполнить в каком-то более или менее завершенном виде свой жизненный долг Добра.

Вегетативная неустойчивость (сердцебиения, головные боли от сосу­дистых спазмов, пустая отрыжка и проч.), которая здесь врожденна, как и у других дефензивных людей, остсохондрозныс ощущения, боли, геморрой и другие хронические, обычно неопасные, неприятности, к которым так предрасположены дефензивные люди - все это составляет богатую, пышную почву для тревожно-ипохондрических переживаний (переживаний о страшных болезнях, которых на самом деле нет).

Размышляющая тревога и слабая, жухлая чувственность, отсутствие богатого чувственного жизненного опыта мешают трезво ощутить маловеро­ятность беды и обусловливают здесь почти постоянные тревожные сомнения по поводу и самых крохотных сбоев в организме. Эти сбои (например, мы­шечная боль, гнойничок, изжога) нередко со страхом-тревогой восприни­маются как нечто злокачественное, как возможное "начало конца". "Всю жизнь будто хожу по минному полю", - сказал о подобных своих ипохонд­рических переживаниях один психастеник. При этом известно, что такого рода душевно страдающие ипохондрики, каждодневно рассматривающие свое тело (в том числе и с лупой), погружающиеся в медицинские справочники, надоедающие запросами врачам, нередко доживают до глубокой старости Грущевский, 1994).

Тревожно-сомневающийся (психастенический) человек не способен не ду­мать о плохом, о том, о чем не хочется думать. Он всегда тревожно зна­ет, что во всяком случае когда-нибудь тяжело заболеет и когда-нибудь (а может быть, скоро!) умрет. Его душевная защита, включающаяся в обс­тановке опасности для жизни, благополучия - именно деперсонализацион­ная: онемение души с неспособностью остро переживать и с ясным понима­нием происходящего. Бессмертие для него - это реальная жизнь после смерти в памяти близких и, может быть, не известных, но созвучных ему душевно людей, - своими делами, которые стремятся более или менее за­вершить в своей жизни. Хочется остаться в памяти, разговорах именно таким, каким и жил, а не вроде "безликого привидения". Пусть это бесс­мертие будет не таким долгим, как у Шекспира или Гомера, он готов до­вольствоваться и малым: только бы не умереть сразу же, вместе со своим телом. Ахматова полагала, что нерелигиозный Чехов несовместим со сти­хами, видимо, потому, что всю поэзию, как известно, понимала-чувство­вала как Божественное звучание, цитату из Господа.

Отмеченная выше вегетативная неустойчивость обычно спаяна с так называемой раздражительной слабостью (истощающейся раздражитель­ностью), которая сказывается то в бессонницах, то в тягостном чувстве усталости, в лени, то в капризной нетерпеливости.

Размышляющая неуверенность в себе выражается и в "вяловато-неуве­ренных" формах тела при склонности к узкому (лептосомному - от 1ер1ох, узкий, греч.) сложению с некоторой нескладностью. Выражается она и мягкой неловкостью движений тела, частой здесь нелюбовью к физкульту­ре.

Тревожно-сомневающаяся (психастеническая) женщина не есть класси­ческая (в принятом смысле) теплая, слабая, чувственная, мило кокетни­чающая женщина. Размышляющая и чувственно суховато-глуховатая (хотя по-своему задушевно застенчиво-милая, нежная), она нередко пожизненно переживает, что не чувствует себя ни заботливой женой, ни горячей лю­бовницей, ни трудолюбивой матерью, ни хорошей хозяйкой (непрактично ­медлительная "рассеянная неряха"), ни полезным работником в своей про­фессии, а просто, дескать, неудачное, "недоделанное" существо, ни то, ни се, "ни рыба, ни мясо". Не чувствует интуитивно по-женски, практи­чески людей; ригидным мышлением своим не понимает, например, почему муж оказался другим, нежели папа (не помогает по хозяйству, не делает, как папа когда-то, с детьми зарядку и не сообщает, когда сегодня при­дет домой). Непрактичность, отсутствие чувственной хватки, высокая тревожность мешают ей выбирать для себя что-то из одежды в магазине: всматривается тупо-напряженно в каждый шовчик, не может ясно уловить оттенки цвета, и, к ужасу своей спешащей уже сангвинической подруги, помогающей ей покупать, просит еще поразмышлять с ней вместе, стоит ли брать это. И вообще: "Все только порчу, не создана я для этой жизни".

Лишь немногие из психастеников без помощи психотерапевта способны познать-прочувствовать свои духовные ценности, другие характеры, соб­раться как-то и, благодаря всему этому, найти свое незаурядное место в жизни, среди близких, созвучных им людей, навсегда обретая свой, свойственный своей природе смысл.

Особенно для примитивных, несложных душой тревожносомневающихся (психастенических) людей, без творческой смелости, без чувства юмора, благородного хулиганского полета в душе, жизнь превращается нередко в назойливо-строгое, механически-утомительное в своей тревоге выполнение какого-то свода правил (а то как бы чего не вышло), навязчиво-скучное служение своему нравственному долгу, что может быть весьма тягостно для близких и даже, по сути дела, безнравственно. В этом смысле че­ховский Беликов ("Человек в футляре"), повидимому, являет собою сгус­ток самого скверного психастенического.

Нередко и сложный ранимый психастеник (тревожно-сомневающийся) су­хо отталкивает от себя людей, которые кажутся ему сразу же или с неко­торых пор в чем-то лучше, значительнее его, а то и просто тот человек выше чином, ученой степенью. Или психастеник (тревожно-сомневающийся) избегает общения с этими людьми (хотя прежде, например, до "повышения кого-то в чине", были друзьями). И все это - дабы не чувствовать себя рядом с таким "преуспевающим" человеком еще более неполноценным.

Или, например, иной психастенический профессор может быть весьма тяжелым своей раздражительной категоричностью, от которой несправедли­во не видит в статье своего ученика что-то поистине хорошее из-за ка­ких-то действительных недостатков. Однако он способен (во всяком слу­чае, со временем) понять эту свою несправедливость и жестоко помучить­ся самообвинением. Самообвинение, однако, самообвинением, а эгоизм психастеника, нередко отталкивающего от себя практически все, что не помогает служить делу (иногда ненужно-вымученному) - эгоизмом.

Может психастеник мучать близких своей, хоть и истощающейся, разд­ражительностью, мелочно-патологической добросовестностью-ответствен­ностью, "великой" мечтательной ленью на диване от неспособности дейс­твовать активно-энергично.

Тем не менее и нравственно-психологические мечты-размышления че­ховского интеллигента о светлом будущем (тесно связанные с его неспо­собностью живо и быстро практически действовать, упорно и добросовест­но работать), и "ты меня уважаешь?" ленивого, непрактичного, пьяного русского мужика Емелю есть все-таки составные части одного из российс­ких деревьев, и мужик - корень этого дерева.

Подобные поступки и переживания-страдания не свойственны ни санг­винику, ни напряженно-авторитарному. Но в отличие от сангвиников и напряженно-авторитарных даже безнравственные психастеники крайне редко совершают какие-либо преступления, так как испытывают неимоверный страх перед возможным наказанием и даже перед самой процедурой следс­твия и не способны этот страх забыть, вытеснить в бессознательное. У них нет для этого ни пышно-красочных занавесок-эмоций, ни прямолиней­ной сверхуверенности в том, что преступное дело сладится без осложне­ний для них, а главное - жалит-мучает больная совесть.

Старые психастеники (тревожно-сомневающиеся), видимо, по причине, прежде всего, возраста, склеротической чувствительности, усугубившейся тормозимости-инертности и неспособности даже в старости естественно принять положение о полной смерти человека - могут сделаться, как и сангвиники, верующими в вечную жизнь души, в возможность встречи с лю­бимыми, ушедшими из жизни. Религиозное это чувство, однако, проникнуто реальными земными красками. Думается нередко о материальности мысли, переживания и т. п.

Вообще говоря, болезнь и старость каждого из нас по-своему пред­располагают к вере.

ЗАСТЕНЧИВО-РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР (АСТЕНИК)

Родственный предыдущему склад. Описан П.Б. Ганнушкиным

(1933), С.И. Консторумом (1935). Депеша - слабость, с греч.

В психиатрии, характерологии нередко говорят широко об астеничес­ком характерологическом складе, включая сюда и психастеника (тревож­но-сомневающегося).

В астенике (застенчиво-раздражительном) преобладает над всем ос­тальным раздражительная слабость с вегетативной неустойчивостью (то, что принято называть в медицине "астеническим синдромом"). Тягостные обычно переживания своей неполноценности, высокая душевная ранимость не проникнуты здесь мыслительностью-аналитичностью-деперсонализацион­ностью, как у психастеника (тревожно-сомневающегося). Тут больше исто­щающейся чувственности, "воспаленных" красок, но больше и истощающейся раздражительности, неряшества - от почти постоянной усталости, каприз­нее ранимость. До старости, например, саднит астеническую женщину оби­да на то, что в детстве подруга украла у нее куклу, а потом, поиграв, потрепав, подбросила. При этом, гиперкомпенсируясь, она все детство проиграла с мальчишками в футбол.

Здесь нет двигательной психастенической неловкости (от жухлой под­корки), но горькое ощущение повседневного расставания с чем-то, с кем-то может быть, по-своему, еще тяжелее, сильнее от ригидности, не загруженной сложным аналитическим размышлением. Малыш не может расс­таться с кусочками старых поломанных игрушек. Женщина плачет, расста­ваясь с кошкой, с которой познакомилась в санатории.

Напрягаясь острой застенчивостью с сослуживцами, знакомыми, асте­ники (застенчиво-раздражительные) часто уже не способны сдерживаться с домашними, которых и не стесняются. Деперсонализация (менее выражен­ная, стойкая здесь) не спасает их от эмоционального захлеста, и на близкого человека обрушиваются по пустяку (например, за вопрос, кото­рый можно было бы и не задавать - и так ясно) такие ужасные оскорбле­ния, что, кажется, после этого и жить вместе уже никак невозможно. Од­нако астеник (застенчиво-раздражительный), чуть остыв, сам уже нередко не чувствует в недавних своих словах, в своем поведении этой злостнос­ти-оскорбительности. Ему кажется - ну, пошумел немножко, ничего страш­ного. Отдохнул - и снова милый, теплый и преданный.

Ничего не остается, как, в самом деле, научиться по возможности не принимать содержания ругательств в этих вспышках всерьез, терпеть вспышки как стихию, дождь. Терпеть и непонимание шуток в раздражении, и мелочную подозрительность в том, что близкие в чем-то ущемляют, уни­жают. Однако астеников надобно все же призывать сдерживаться в своей агрессивной раздражительности к близким - никто не имеет права незас­луженно обидеть человека, сорвав на нем раздражение. Лучше вылить из себя эту раздражительность в одиночестве, например, на какую-нибудь куклу.

Также следует мягко настаивать, чтобы астеник заставлял себя дейс­твовать, зная, что ему, чеховскому недотепе-мечтателю, трудновата жи­вая практическая реакция, работа. Человек, мучающийся от того, что многого не успевает от своей несобранности, лени-усталости, должен со­бирать себя к делам с помощью планов, расписаний занятий, жить в стро­гом режиме, даже если не выполняешь его сполна. Содержание уродливого, больного, еще более несчастного животного, служение ему нередко тут серьезно смягчает переживание своей неполноценности.

Чем более здесь в телосложении мускулистости-жилистости, чем боль­ше уверенности в движениях, моментов гурманства, тем обычно человек ближе к астеническому полюсу от психастенического. Наконец, для женщи­ны астенического (в широком смысле) склада, как, впрочем, и для всех дефензивных, быть добротно и красиво одетой - значит, быть более уве­ренной в себе.

ПЕДАНТИЧНЫЙ ХАРАКТЕР (АНАНКАСТ)

Описан Куртом Шнейдером (1923), Н. Петриловичем (1966).

Изначальная тревожность здесь, по причине педантичного характеро­логического склада, переживается иначе, нежели тревожно-сомневающимся (психастеническим) человеком. Тревожно сомневающийся характерологичес­кий склад претворяет внутреннюю тревогу, наполняющуюся содержанием ок­ружающей жизни, в болезненные сомнения, а педантичный - в символически ритуальные навязчивости, ананказмы (от Ананке - имя древнегреческой богини неизбежности-судьбы).

Поскольку педант привержен внешнему порядку до мелочной точности, формалист, "профессионально-скрупулезный" коллекционер до мозга костей

- постольку и содержание многих его тревог (как он и сам это понимает) становится тоже, в сущности, бессодержательным в житейски-практическом смысле. Часто при этом бессодержательность выступает уже в таком гро­тескном виде, что и самому уже остро-неприятно инороден такой карика­турный педантизм в виде каких-то навязчивостей. Если навязчивое стрем­ление-боязнь ни в коем случае не наступить на какую-нибудь черту (что­бы не случилось плохого) или навязчивый страх, что вырвется в разгово­ре с какими-то людьми совсем не подходящее здесь нецензурное слово и опозорит, порушит карьеру, еще могут не выглядеть для педанта (анан­каста) такой уж ненормальностью, то навязчивое желание во что бы то ни стало (чтобы все было хорошо) узнать ненужную фамилию продавца како­го-то овощного магазина,промелькнувшего вчера на экране телевизора, - это уже и для него самого "окончательный идиотизм".

Истинная, мучительная ананкастическая навязчивость всегда содержа­нием своим чувствуется страдающим ею человеком как нечто изначально неправильное, глубоко чуждое его отношению к конкретным событиям и лю­дям. Но если это символически ритуальное "судьбоносное" стремление-же­лание все же выполнить (чтобы все было хорошо), встревоженная душа смягчается, успокаивается до следующего ананказма.

Ананказмы выполняются обычно лишь тогда, когда возможно их выпол­нить (скажем, узнать какую-то фамилию) и лишь в пределах морально доз­воленного (с точки зрения ананкаста). К примеру, навязчиво убить ко­го-то или поранить тут практически невозможно (по литературе и опыту моей психиатрической жизни). Но навязчиво убить себя возможно - анан­кастичсски испытывая судьбу на краю пропасти или в попытках застре­литься (навязчивое желание испытать, будет ли осечка). Так, видимо, погиб Маяковский. Как ананкаст он довольно содержательно отчетливо изображен в книге Ю.А. Карабчиевского (1990).

Педанты (ананкасты), будучи нередко страстными коллекционерами, случается, попросту навязчиво крадут важные для них предметы коллек­ций.

Таким образом, педант (ананкаст) есть человек, природой своей предрасположенный к разнообразным ананказмам, которые вместе с обост­рениями материнской своей основы - изначальной тревоги-тоскливости - то разрастаются, то увядают. Какая-то увлеченность жизнью, влюблен­ность или просто перемена места (путешествие), улучшая, оживляя наст­роение, нередко смягчают или выключают навязчивости.

Частые здесь ипохондрические переживания, тревожная мнительность, боязнь загрязниться, боязнь воров, негодяев, насекомых, сверхаккурат­ность, страх смерти, муки совести - все это у ананкаста также чаще всего насквозь навязчиво, то есть чуждо своим содержанием душе, не по жизненному существу. Например, не страх смерти от рака (как это случа­ется у психастеника), а страх страха рака. Не страх обидеть человека, а страх страха кого-то обидеть. И так до бесконечности.

Ананкаст обычно не боится смерти, но боится жизни со всеми ее воз­можными неприятностями, даже самыми крохотными. Боится и собственного несовершенства, своих грехов. Но это, однако, не муки совести, а, к примеру, навязчивые переживания, что совершил что-то недозволенное. Так, Раскольникову ничуть не жалко загубленных им женщин, но навязчиво страшно, что "нарушил букву закона" и теперь накажут. Ведь и в каторге он не раскаялся и так и не открыл Евангелие, лежавшее у него под по­душкой.

Один ананкаст, писатель, навязчиво-мучительно волнуется, как бы не случилось чего плохого с женой: по многу раз в день тревожно звонит ей на работу, но, случается, говорит по телефону очень тихо, потому что в соседней комнате в постели его ждет любовница.

Что же есть самое существо ананкастического строя души? Пед анти­чески-ананкастическая личностная почва, представляющая собою, по сути дела, ослабленные ананказмы жизни. К навязчивостям (в том числе анан­казмам) предрасположены люди с разными характерами, болезнями, но у педантов (ананкастов) как бы сам характер есть ананказм.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта