Главная страница

М. Е. Бурно о характерах людей


Скачать 263 Kb.
НазваниеМ. Е. Бурно о характерах людей
Дата23.12.2021
Размер263 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаburno_m_e_o_harakterah_lyudei.doc
ТипДокументы
#315960
страница1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

М.Е. Бурно О характерах людей.

-М.: Изд-во "Приор", 2000. (психотерапевтический очерк)

САНГВИНИЧЕСКИЙ (СИНТОННЫЙ) ХАРАКТЕР (ЦИКЛОИД)

Как полагали в гиппократовской древности, в сангвиниках из всех других жидкостей организма преобладает кровь, пото­му они так свежи, румяны, энергичны. Им свойственна синтонность, то есть естественная реалистичность ( созвучность, согла­сованность). Отсюда другое название сангвиников - синтонные люди (син­тонный характер). В патологии соответствуют им циклоидные психопаты (циклоиды). Отсюда третье название здоровых людей с сангвиническим складом - циклоидные акцентуанты. В отличие от психопата, акцентуант - здоровый человек, но и он несет в себе в рамках здоровья характероло­гический рисунок, подобный определенному психопатическому, в данном случае " циклоидному.

Классические описания этого склада принадлежат Э. Кречмеру (1921) и П.Б. Ганнушкину (1933)'. Кречмер отметил и частое здесь пикническое (от греч. русиой - плотный, густой) телосложение, Эти жизнелюбы неред­ко отличаются телесной полнотой, особенно во второй половине жизни.

Существо сангвинического радикала - естественная (синтонная) реа­листичность, наполненная круговыми (циклоидными) полнокровно-живыми колебаниями настроения (у здоровых - в рамках здоровья), то есть коле­баниями от треноги-печали к радости-свету. При этом практически всегда в тревоге-печали светится хоть крошка надежды-радости, а в радости но­чует тревожинка. Бстественность (натуральность), в сущности, и есть некий (хоть немного теплый) сплав этих противоположных чувств с преоб­ладанием то одного, то другого - как естественно сплавлено все в При­роде. Этот сплав, названный Э. Кречмером "д патетической пропорцией" (пропорцией настроения), ясно видится в солнечно-печальном творчестве Чарли Чаплина и Аркадия Райкина,

Синтонностью обусловлены и высокое искусство перевоплощения, и детски-живая, непосредственная способность "схватывать" иностранные языки с возможностью сложного, почти без акцента, национального произ­ношения.

Будучи чувственным, добрым материалистом, сангвиник получает не­редко пьянящее его, главное для него наслаждение от соприкосновения органов чувств с желанным реальным, то есть живет, прежде всего, под­робными ощущениями-наслаждениями (пищевыми, любовными и т. д.), без которых страдает. Даже в глубокой старости вспоминает он красочные вкусовые и эротические ощущения своей молодости (например, подробности приготовления какого-то блюда или какие-то запахи), тогда как старый психастеник (тревожно-сомневающийся) вспоминает прежде всего свои бед­ные красками переживания-размышления.

Именно чувственно-материальное, телесное ощущает сангвиник источ­ником духа. Однако, благодаря своей мощной жизнелюбивой чувственности, горячей эмоциональности со страхом смерти, он нередко, особенно в по­жилые годы и если достаточно грустен, молится Богу. Сангвиник такой земной человек, что никак не хочет умирать и поэтому порою верует в бессмертие. Бога он обычно не способен представить себе абстрактно, как Дух без плоти - он ощущает Бога как нечто материально-теплое, как доброго, мудрого старика, защищающего его, посылающего ему радости среди печали.

Синтонному человеку нетрудно искренне приспособить религию, учение о нравственности к своим влечениям, как это сделал, например, Лютер. Нередко сангвиник добросовестно и с душой выполняет религиозные обря­ды, пока это не помешает его плоти, настроению. К аскетической самоот­верженности он вообще мало способен.

Синтонная тревожность нередко перекрывается, гасится чувственными желаниями. Конфликты между желаемым и морально-допустимым редки, так как желаемое часто ощущается подетски естественным. Например, близость с любовником в тайне от мужа так естественна, будто Бог с ней вполне согласен.

На место веры в Бога в душе сангвиника может стать вера в нечто другое материально-осязаемое: например, вера в богоподобность всех лю­дей с альтруистическими чувствами к ним (как это случилось с материа­листами Л. Фейербахом, А.И. Яроцким, Г. Сслье), или в созданный одной всеобщей сознательностью счастливый для всех людей строй (как это слу­чилось с Н.Г. Чернышевским и марксистами).

Таким образом, естественность (натуральность, синтонность) в об­щепринятом понимании-чувствовании есть, думается, то, что особенно близко к природе (натуре), детству человека и человечества, к простому народу с его сказками и поверьями. Это - открытая, непосредственная доброта-теплота, наполненная светом радости, в котором растворена пе­чали нка-трсвожинка. Печалинка-тревожинка эта по временам может сгу­щаться в тоскливость или тяжелую раздражительность с угрюмой наду­тостью, а радость способна переходить в неуемное буйство влечений. Ес­тественный человек настроением, поступками крепко зависит от своих ес­тественных влечений, но в его напряженности от влеченческого голоса нет злой агрессивности напряженно-авторитарного человека.

Чувственный материализм располагает многих сангвиников не только к пищевым, сексуальным, развлеченческим наслаждениям, не только к энер­гичной практической деятельности в самом широком смысле, к добрым ор­ганизаторским делам, к предпринимательству, но и к кровавым революциям во имя переустройства мира, радостной борьбе за народное счастье. "Борьба - моя поэзия", - писал сангвинический А.И. Герцен.

Сангвиники, в отличие от напряженно-авторитарных (эпилсптоидных), чаще не полководцы по натуре, но своими политическими сочинениями неп­лохо вдохновляют истинных воинов с оружием в руках. В повседневной жизни практичность многих сангвиников может быть также нравственно подмоченной, хотя и в дружбе с уголовным кодексом (вспомним Остапа Вендора).

Синтонные писатели и художники изображают в своих вещах прежде всего реалистическое действие и жииые, бытовые, чувственные людские переживания - будь то проза Рабле, Дюма-отца или произведения Пушкина, пьесы Островского, повести Моравиа и Саган, будь то картины передвиж­ников, Ренуара, будь то музыка Моцарта, Мусоргского, Штрауса.

Синтонность вообще свойственна простому народу, народным сказкам, поверьям. Синтонность объединяет простолюдина и с ребенком, и с интел­лигентом. В детях, в целом, тоже больше синтонности, яркой языческой реалистичности. К зрелости люди становятся суше и более собою, сооб­разно генетически заложенному в них. Не случайно именно сангвинический Пушкин творчеством своим создал полнокровный, "вкусный" русский язык для всей страны: и для детей, н для разнообразных взрослых. Даже замк­нуто-углубленная (аутистическая) Ахматова любила Пушкина, но не тре­вожно-сомневающегося (психастенического) Чехова. В то же время Запад, не способный в полной мере чувствовать наше пушкинское национальное чувственное, более проникается точнее переводимыми на другие языки нравственно-художественными размышлениями Достоевского, Толстого, Че­хова.

Благодаря подробной чувственности своего восприятия сангвиник, в отличие от рассеянных людей с блеклой чувственностью, тут же заметит и новую рубашку на сослуживце, и что подстригся он, и т.п. А если он врач, то с порога уже заметит и бледное пятно на коже у пациента, и легкое изменение дыхания. Но это красочное живое воображение способно и до дикой паники раскрасить ужасными картинами подозрительность, рев­ность, страх опасной болезни в сангвинике.

Сангвиник способен "растворять" свою тревогу в практических делах, действиях - успокаивается-разряжается на высокой скорости за рулем ав­томобиля; или ему необходимо, чтобы снять напряжение, "отстучаться" за печатной машинкой, и т. п.

Чувственная материалистичность определяет, обусловливает и "голос крови" в сангвинике. Это яркое чувство родной плоти в родственнике обычно не лежит здесь в основе кровной мести, что часто встречается у людей авторитарно-напряженного склада, но ради кровного родственника, даже ему не знакомого, сангвиник нередко готов горы сдвинуть, "слыша" на расстоянии свою кровь.

Естественность сангвиника, даже правонарушителя, преступника, всегда смягчает, обезоруживает нас искренностью-теплом. Это сказывает­ся и в юморе, к которому склонны сангвиники. Юмор всегда тепел, он не разделяет того, кто смеется, и того, над кем смеются, потому и так за­разителен - смеемся вместе.

В синтонности-естественности сеть нечто первозданное, не загряз­ненное человеческими условностями-искусствснностями, нечто невинное своею природной неиспорченностью, как физиологические отправления ма­лого ребенка или какого-нибудь животного, не напоминающего нам взрос­лого человека. Всепоглощающей естественностью, непосредственностью объясняется и нередкое детское отсутствие дистанции в общении сангви­ника с человеком, перед которым принято робеть.

Сангвиник (циклоид), таким образом, живет прежде всего влечениями -ощущениями-настроениями. Этим определяется строй его мыслей, его от­ношение к людям. Многие чувствительные сангвиники (циклоиды) берегут от людских прикосновений свой душевный покой за внешней хмуростью (часто детски беспомощной) и даже как бы холодной замкнутостью-необщи­тельностью с теми, кто может попортить их настроение. Некоторые из них могут даже .остро и стойко ненавидеть (правда, тоже с детски беспомощ­ной тревожной надутостью) тех, кто может испортить их хрупкое настрое­ние, например, критикуя их отношение к жизни, мировоззрение.

Думается, в ленинской сангвинической авторитарности не было под­линной жестокости - садистичности (так полагал, кстати, и Н.А. Бердя­ев). Но многое ли это меняет в катастрофических результатах революци­онной жути?

Синтонная реалистичность, как видим это и в повседневной жизни, и в истории человечества, может служить и Добру (например, добрейшая синтонная санитарка бескорыстно, из жалости варит дома нежный пита­тельный бульон для одиноких послеоперационных пациентов), и Злу (нап­ример, синтонный чиновник-аферист ради потехи и тяжелого кошелька "об­лапошивает" несведущих в законах доверившихся ему граждан).

Сангвиники (циклоиды) разнообразны, как и любой другой личностный тип внутри себя. В одних бурлит организаторская энергия, стремление переделывать-переворачивать все вокруг в жизни людей и Природы. В дру­гих неуемная чувственность переливается за рамки морально дозволенно­го, как у Казановы, Третьи - ужасные ипохондрики-паникеры. Четвертые чаруют всех вокруг себя своим тихим, уютным, душевным теплом, заботой. Пятые несут в себе весь этот сложный, переливающийся калейдоскоп чувств.

Кстати, мягкая, грустная, добрая жалостливость простых полных те­лом русских женщин часто сангвинического происхождения. Одна одинокая сангвиничка жалостливо-восторженно кормит на улице бездомных собак и кошек, берет их жить в свой дом, упоенно живет для них. Другая, тоже одинокая, боится глянуть на улице собаке в глаза, чтобы не привязаться к ней, не дрожать, не тревожиться потом, что заболеет собака, еще ум­рет... Так же боится она привязываться и к людям. Но глубиннообщее, связывающее этих разных сангвиничек, конечно же, чувствуется, и это есть синтонная бурная эмоциональность, которая в третьей сангвиничке направлена сплошь на практические дела или эротику с полным равнодуши­ем к животным и растениям. Или же сангвиник обожает животных, а живым цветам предпочитает красивые искусственные, потому что не вянут.

Поменявшееся (часто и без внешних толчков) настроение порою резко преображает сангвиника. Тонкая душой, нежная, самоотверженная в уходе за больным мужем, подругой, женщина в дурном настроении, например, в бурной неоправданной ревности, делается вульгарно-базарной, даже как бы слабоумной, совершенно не похожей на себя прежнюю.

Естественная, теплая отзывчивость-доброта сангвиников нередко пу­тает неопытных новичков: заботливо приголубленные, обласканные в пер­вую встречу, они могут получить на другой день, когда настроение санг­виника качнулось вниз, что называется, "мордой об стол". Эмоция может так "по-бабьи" "понести" даже сангвинического мужчину, что он нагово­рит, а то и натворит Бог знает что - и потом подолгу стыдится этого.

Жить, работать вместе с таким сангвиником - значит серьезно зави­сеть от его настроения, успокаивая себя тем, что и гнев, и авторитар­ность его насущно естественны, что хоть зла не таит, не мстителен, а если и мстителен, то обычно безобидно, по-детски. Вспоминается, как сердился один армянский сангвиник в фильме о поварах: "На тебя не кри­чи, на него не кричи - я же тогда лопну!"

По причине непредсказуемых прыжков настроения, рабской зависимости от них, на многих циклоидов решительно нельзя положиться - могут вдруг после обычного разговора, качнувшего их настроение, неожиданно убе­жать, оставив и даже прокляв ответственное дело, в которое сами же вкладывали столько искреннего душевного тепла, забывая и здоровье, и время. Наконец, милая, естественная в доброте своей сангвиническая одинокая женщина может подпустить в разговоре с подругой из завис­ти-ревности какую-нибудь шпильку-неделикатность. "Есть ли у вас дома эта чудесная книга? - например, спросит она и спохватится: - Впрочем, вряд ли ты знаешь, это мне у мужа твоего надо спросить, а тебе, не­бось, не до чтения, хозяйством замученной".

Сангвинические (циклоидные) расстройства настроения часто разнооб­разно-калейдоскопичны. Это - тоскливость, тревога за себя, за близких, страхи (в том числе страхи ужасных болезней). Порою тягостное настрое­ние "переодевается" в навязчивость, раздражительность, неприятные те­лесные ощущения с ипохондрическими переживаниями, вегетативные дис­функции (в виде головных болей, сердцебиений, рвот, перепадов артери­ального давления и т. д.), истерики-рыдания, истерические расстройства чувствительности (боли, жжения, онемения). Нередко все это перемешива­ется в пеструю тягостную настроенческую кашу, из которой вырастают острая подозрительность, ревность. Однако сквозь все это, в отличие от, например, шизофренических расстройств, мягко просвечивает синтон­ность.

Сангвиническому взволнованному человеку, конечно же, делается су­щественно спокойнее, если удается подробно выговориться тому, кто со­чувственно слушает. Если, например, муж такой женщины не желает слу­шать "перемалывание из пустого в порожнее" об отношениях с подругами или на службе, стремится уйти в другую комнату - может наступить бур­ная истерика со слезами, подозрениями в том, что он-де думает молча о "какой-то другой" и.т.п.

Живущий, прежде всего, влечениями-ощущениями, сангвиник нередко трагически печалится в пожилые годы, когда плоть начинает потихоньку увядать. Часто ему так хочется до глубокой старости наслаждаться своей ослабевающей, но еще свежей чувственностью. Синтонная одинокая женщи­на, в отличие, например, от своей тревожно-сомневающейся подруги, и далеко после шестидесяти нередко трагически ощущает свою чувственную нерастраченность, досадную невостребопанность. Другая, замужняя, отча­янно-детски рыдает, заметив возрастную пожухлость в интимных пережива­ниях (часто по настроению, временную): "Неужели никогда больше не смо­гу почувствовать того пронзительного женского счастья, которым так пь­янела?"

Но многие зрелые умом, творческие сангвиники с годами начинают це­нить глубокую сложность и одновременно ясность своего сангвинического духа, и тогда это духовное переживание превращается в главнейшую их радость и смысл. Иные сангвиники-оптимисты радостно убеждены в том, что смерти нет, пока есть жизнь, а после "хоть трава не расти". Другие с одухотворенной грустью печалятся о своем увядании, о неизбежной смерти и стремятся оставить себя в памятниках себе -нерукотворных и рукотворных (успокаиваясь известным пушкинским "нет, весь я не умру"). Проблема Фауста (и самого Гете) " проблема сложного, одаренного санг­виника, готового каждодневно бороться за земные радости "древа жизни", предпочитая их "сухой" науке, представляющего себе и загробный мир в плотски реалистических формах, подобно древним грекам с характерной Для них сангвинически-языческой реалистичностью-осязаемостью их богов.

НАПРЯЖЕННО-АВТОРИТАРНЫЙ ХАРАКТЕР (ЭПИЛЕПТОИД)

Антрополог Я.Я. РогинскиЙ (1977) выводит из еще первобытной необ­ходимости борьбы с "враждебными силами внешнего мира", наряду с други­ми "вековыми типами характера", волевой тип "охотника-воина", соот­ветствующий нашему напряженно-авторитарному характеру.

Данный склад личности, по рисунку своему внешне напоминающий эпи­лептический, в его психопатической выраженности (эпилептоидный психо­пат, или эпилептоид) зримо, подробноклассически описан Ф. Минковской (1923, 1935) и П.Б. Ганнушкиным (1933).

Существо напряженно-авторитарного (эпилептоидного) радикала - в реалистической авторитарности, сказывающейся прямолинейно-агрессивным, самолюбивым мышлением, чувствованием и поступками. Душевную напряжен­ность такого человека понастоящему смягчает лишь какая-то реализация, осуществление его изначальной авторитарности, - и хорошо бы, чтобы ре­ализация эта происходила с пользой для общества.

Прямолинейность мышления, чувствования всегда более или менее аг­рессивна - и агрессивность всегда прямолинейна. Не агрессивен тревож­но-сомневающийся. Он постоянно взволнованно сомневается, рассматривает со стороны свои мысли и чувства - так ли думает-чувствует, в соответс­твии с разными обстоятельствами жизни? Тревожные сомнения по закоулкам ищут истину, обнаруживают то драгоценное, мимо чего прошли по прямой дороге бестревожные, прямолинейные в своем мышлении. Однако сомневаю­щийся плох в тех делах, где вредно раздумывать, философствовать: за рулем автомобиля, у сложного пульта, в группе захвата преступников или будучи тюремным надзирателем, руководителем сложного коллектива, пол­ководцем, солдатом в боевом окопе и т.п.

Прямолинейный обычно уверен (даже сверхуверен) в своей правоте и победе, обстоятельно-солиден, тяжеловесно-четок, подавляя, убеждая не­согласных своим авторитетом. Такой человек может быть иногда внешне даже как бы довольно живым своей мыслью, но, присмотревшись, заметим, что мыслит он (нередко при прекрасной памяти) все же в довольно прямо­линейных, хотя и сложных, подробных рамках. Без символичности и реа­листической многозначности - как бы на латыни, на языке напряженноав­торитарного Древнего Рима. Или это приземленно-ядреный, саркастичес­кий, авторитарный язык Салтыкова-Щедрина, Розанова. Тяжело, весомо, внушительно в свое время ложились в людей догматические слова эпилеп­тоидного Сталина.
  1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта